Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО СОЮЗА'

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОРНИК ТРУДОВ / ТОРГОВОЕ СУДОХОДСТВО / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КОЛОНИЗАЦИЯ / СИБИРСКИЕ РЕКИ / ПАРОХОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джораев Медет Тэчмуратович

Статья посвящена аспектам научной деятельности Российского морского союза. Данная общественная организация в начале ХХ в. ставила перед собой задачу возрождения Российского Императорского флота после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Рассматриваются заседания общественной организации, на которых обсуждались научные проблемы. Отдельно уделяется внимание существовавшим правилам издания сборника научных трудов руководителями Российского морского союза. Даются сведения о вопросах, связанных с колонизацией отдалённых районов Сибири и Дальнего Востока. Исследуются причины отставания российского торгового судоходства от западноевропейских стран. Анализируются предпосылки успешного развития германского коммерческого судостроения и пароходства в начале ХХ в. Прослеживается взаимосвязь между проблемами освоения сибирских рек и неудовлетворительным экономическим состоянием отдалённых российских территорий. Изучается история отечественных общественных организаций и военно-морского дела в начале ХХ в. Кроме того, рассматривается организация Российским морским союзом пропаганды военно-морских знаний. Общественная организация выписывала специализированную зарубежную и отечественную литературу и создавала библиотеки по этим вопросам, открытые для посещения публики. Затем Российский морской союз привлёк к пропаганде военно-морских знаний среди российского населения такие технические новшества, как кинематограф и диафильмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC RESEARCH OF THE RUSSIAN MARITIME UNION

The article is devoted to the aspects of scientific activity of the Russian Maritime Union. This public organization in the early twentieth century set itself the task of reviving the Russian imperial navy after the defeat in the russo - japanese war of 1904-1905. Meetings of a public organization where scientific problems were discussed are considered. Special attention is paid to the existing rules for publishing a collection of scientific papers by the leaders of the Russian Maritime Union. Information is given on issues related to the colonization of remote areas of Siberia and the Far East. The reasons for the lag of Russian commercial shipping from Western European countries are investigated. The prerequisites for the successful development of German commercial shipbuilding and shipping in the early twentieth century are analyzed. The relationship between the problems of development of Siberian rivers and the unsatisfactory economic condition of remote Russian territories is traced. The history of domestic public organizations and naval affairs in the early twentieth century is studied. In addition, the organization of the Russian maritime union for the promotion of naval knowledge is being considered. The public organization subscribed specialized foreign and domestic literature and created libraries on these issues, open to the public. Then the Russian maritime union attracted such technical innovations as cinematog- raphy and filmstrips to promote naval knowledge among the Russian population.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО СОЮЗА»

DOI: 10.21672/1818-510X-2021-66-1-038-042

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО СОЮЗА

Джораев Медет Тэчмуратович, заместитель начальника факультета Михайловская военная артиллерийская академия Российская Федерация, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 22 E-mail: medet.dzhoraev@mail.ru

Статья посвящена аспектам научной деятельности Российского морского союза. Данная общественная организация в начале ХХ в. ставила перед собой задачу возрождения Российского Императорского флота после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Рассматриваются заседания общественной организации, на которых обсуждались научные проблемы. Отдельно уделяется внимание существовавшим правилам издания сборника научных трудов руководителями Российского морского союза. Даются сведения о вопросах, связанных с колонизацией отдалённых районов Сибири и Дальнего Востока. Исследуются причины отставания российского торгового судоходства от западноевропейских стран. Анализируются предпосылки успешного развития германского коммерческого судостроения и пароходства в начале ХХ в. Прослеживается взаимосвязь между проблемами освоения сибирских рек и неудовлетворительным экономическим состоянием отдалённых российских территорий. Изучается история отечественных общественных организаций и военно-морского дела в начале хХ в. Кроме того, рассматривается организация Российским морским союзом пропаганды военно-морских знаний. Общественная организация выписывала специализированную зарубежную и отечественную литературу и создавала библиотеки по этим вопросам, открытые для посещения публики. Затем Российский морской союз привлёк к пропаганде военно-морских знаний среди российского населения такие технические новшества, как кинематограф и диафильмы.

Ключевые слова: Российский морской союз, общественная организация, Российский Императорский флот, научная деятельность, сборник трудов, торговое судоходство, Сибирь, Дальний Восток, колонизация, сибирские реки, пароходство

SCIENTIFIC RESEARCH OF THE RUSSIAN MARITIME UNION

Joraev Medet Techmuratovich, Deputy Head of the faculty Mikhailovskaya Military Artillery Academy 22 Komsomola Str., St. Petersburg, 195009, Russian Federation E-mail: medet.dzhoraev@mail.ru

The article is devoted to the aspects of scientific activity of the Russian Maritime Union. This public organization in the early twentieth century set itself the task of reviving the Russian imperial navy after the defeat in the russo-japanese war of 1904-1905. Meetings of a public organization where scientific problems were discussed are considered. Special attention is paid to the existing rules for publishing a collection of scientific papers by the leaders of the Russian Maritime Union. Information is given on issues related to the colonization of remote areas of Siberia and the Far East. The reasons for the lag of Russian commercial shipping from Western European countries are investigated. The prerequisites for the successful development of German commercial shipbuilding and shipping in the early twentieth century are analyzed. The relationship between the problems of development of Siberian rivers and the unsatisfactory economic condition of remote Russian territories is traced. The history of domestic public organizations and naval affairs in the early twentieth century is studied. In addition, the organization of the Russian maritime union for the promotion of naval knowledge is being considered. The public organization subscribed specialized foreign and domestic literature and created libraries on these issues, open to the public. Then the Russian maritime union attracted such technical innovations as cinematography and filmstrips to promote naval knowledge among the Russian population.

Keywords: Russian Maritime Union, public organization, Russian Imperial Navy, scientific activity, collection of works, commercial shipping, Siberia, Far East, colonization, Siberian rivers, shipping

В уставных документах созданного после войны с Японией в 1904-1905 гг. Российского морского союза основной целью декларировалось возрождение русского флота [8, с. 4].

Общественная организация пользовалась покровительством аристократов и высших чиновников на государственном уровне. В то же время для реализации главной цели членами Российского морского союза был разработан целый ряд направлений для последующей работы.

Именно научная деятельность стала приоритетным направлением для членов Российского морского союза. Значение занятий наукой для общественной организации отразилось в постоянных денежных пожертвованиях известных отечественных благотворителей на развитие научных проектов Российского морского союза.

На собраниях членов общества вступали докладчики, обсуждавшие зарубежное и российское военно-морское дело. Один из руководителей Российского морского союза обратился к главе Морского министерства с рядом преобразований:

1. Привести в порядок уставные документы, касающиеся обучения вольноопределяющихся на флоте.

2. Пересмотреть правила воинской присяги для вольноопределяющихся флота [2, с. 11].

Только в 1907 г. Российский морской союз рассмотрел целый ряд важных научных вопросов:

• Проекты новых канонерских лодок для бассейна реки Амур.

• Чертёж нового вида непотопляемого эскадренного броненосца.

• Ряд вопросов, связанных с деятельностью военного и торгового флотов.

Особое внимание в общественной организации вызвали перспективы обороны реки Амур от китайских бандитов, т. е. хунхузов [2, с. 12].

Наиболее активным в обсуждении вопросов научной деятельности Российского морского союза был его член и известный отечественный учёный в начале ХХ в. князь Б. Б. Голицын. Именно он составлял программу научных чтений для текущих заседаний.

В Российском морском союзе князь Б. Б. Голицын долгое время занимал должность товарища председателя, т. е. заместителя руководителя общественной организации [7, с. 35]. Впоследствии князь Б. Б. Голицын становится главой Российского морского союза.

Надо сказать, что значительный период своей жизни Б. Б. Голицын служил в рядах офицерского состава Российского Императорского флота. Однако затем аристократ нашёл себя в научной деятельности [9, с. 87], а именно в метеорологии. Причём Б. Б. Голицын возглавляет и международную метеорологическую службу.

Разносторонность этого человека поражает. Вначале Б. Б. Голицын становится доктором философии. В 1908 г. его принимают в ряды академии наук. На тот момент заслуги учёного уже признало королевское общество в Лондоне [3, с. 110].

Затем князь создаёт российскую сейсмологию [5, с. 3]. Он открывает на территории Российской империи семь сейсмических станций. В современной Российской Федерации премией Б. Б. Голицына удостаивают известных геофизиков.

Затем в 1908 г. на собраниях Российского морского союза рассмотрели ещё несколько научных проблем:

• Предложения по развитию в Российской империи торгового мореплавания.

• Формирование делегации от Российского морского союза на очередной судоходный международный конгресс.

• Экспертная оценка научных трудов, связанных с освоением территории Дальнего Востока и реки Амур [2, с. 19].

Надо отметить, что Российский морской союз имел покровителей среди высших представителей власти Российской империи. Именно поэтому общественная организация могла посылать своих делегатов на международные судоходные конгрессы.

Вмешивалось руководство Российского морского союза и в обсуждение ряда вопросов, касающихся внутренней и внешней политики Российской империи, что, в свою очередь, свидетельствовало о поддержке общественной организации на самом высоком государственном уровне.

В 1908 г. состоялся новый доклад об освоении судоходных сибирских рек, вызвавший повышенное внимание в Российском морском союзе. Основными проблемами для обсуждения являлись следующие темы:

1. Судоходство по реке Лене.

2. Судоходство по реке Енисей.

3. Судоходство по реке Оби.

При этом предметом дискуссии стали важные государственные вопросы:

• Снабжение хлебом населения Сибири и Дальнего Востока.

• Колонизация отдалённых территорий Российской империи.

• Геологическая разведка полезных ископаемых в районах Сибири и Дальнего Востока.

• Обеспечение промышленной продукцией жителей Сибири и Дальнего Востока.

• Ввоз современных орудий сельскохозяйственного труда для жителей Сибири и Дальнего Востока.

• Стратегическое значение Сибири и Дальнего Востока после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.

• Присвоение юридического статуса порта для свободной торговли будущим городам на реках Енисей, Лене и Оби.

• Для реализации такой обширной программы члены Российского морского союза предлагали привлечь высших чиновников и купечество [2, с. 23].

В тот же день состоялся доклад о проблемах развития каботажного пароходства в Балтийском море, а точнее о государственном оформлении частновладельческих судовых компаний [2, с. 24].

Для пропаганды научных знаний Российский морской союз использовал ряд мероприятий:

1) регулярно издавал собственный сборник научных трудов [1, с. 66];

2) снимал научно-популярные и учебные киноленты;

3) готовил обучающие диафильмы, иллюстрирующие тексты лекций видных учёных;

4) привлекал для научной деятельности финансовые средства меценатов [1, с. 29].

Сборник научных трудов, где печатались преимущественно члены Российского морского

союза, расходился по специальной подписке. В то же время для публикаций приглашали известных российских специалистов, особенно в сфере военно-морского дела.

Научную деятельность Российского морского союза можно проследить по активной переписке общественной организации со следующими адресатами:

1) частновладельческие судовые компании;

2) высшие учебные заведения российского военно-морского ведомства;

3) статские, т. е. гражданские учебные заведения;

4) высшие военные, т. е. армейские учебные заведения;

5) страховые российские общества.

В сборнике научных трудов Российского морского союза большое внимание привлекла статья о развитии отечественного торгового судоходства. Автор приводил успехи в данной сфере Германии.

Особое внимание уделялось специальным германским школам для подготовки капитанов торгового флота [6, с. 5]. Затем приводились данные о протяжённости морских границ России, из чего следовал вывод о необходимости государственной программы по развитию торгового судоходства в Российской империи [6, с. 10]. Помимо этого в статье содержалась критика эксплуатации российских торговых судов на дальних рейсах [6, с. 13-69].

Разбирались технические причины многочисленных аварий пароходов Добровольного флота в портах Одессы, Триеста, Киля [6, с. 73]. Одновременно автор статьи внес целый ряд замечаний по профессиональной подготовке кочегаров, электротехников и машинистов отечественных коммерческих судов [6, с. 76-77].

Автор статьи даже позволил себе высказывание о том, что торговое и коммерческое судоходство в Российской империи переживает катастрофу, сравнимую с поражением от японцев русского флота в Цусимский битве [6, с. 78].

Не меньший интерес у членов Российского морского союза вызвала публикация о перспективах освоения Енисейской губернии. Автор указывал на абсолютное запустение огромной территории Российской империи. Практически три губернии оставались неразвитыми в промышленном отношении [6, с. 3]. При этом край мог предоставить ряд развлечений и услуг для русских и иностранных туристов:

• посещение племён местных аборигенов;

• прогулки на оленях по горным тропам;

• общение с буддистским духовенством;

• экскурсия на предприятия по добыче золота;

• оздоровительные прогулки по сибирской тайге;

• экскурсия на места стоянок доисторических племён [4, с. 7].

Автор статьи приводил цены на промысловых рыб и отмечал, что на территории реки Енисей их вывозят только три парохода [4, с. 14]. Среди пород рыб и рыбных продуктов, водящихся в реке Енисей, в научной работе выделялись: осетровая икра, омуль, омулевая икра, чира, костерь, сельдь, таймень, стерлядь, щука, икра осетровая, моксун [4, с. 13-14].

В итоге предлагался ряд административных и экономических мер для успешного развития бассейна реки Енисей:

1. Переселенческие бюро для крестьян, занимающихся рыбным промыслом.

2. Распространение государственных льгот, положенных земледельцам, на крестьян, занимающихся рыбным промыслом.

3. Организация для рыбаков на постоянной основе складов со всем необходимым для их промысла.

4. Поддержка на государственном уровне частных артелей по изготовлению рыболовных снастей [4, с. 27-28].

Члены Российского морского союза на сво-м заседании отметили, что уже в 1907 г. по проблеме освоения бассейна реки Енисей в Санкт-Петербурге собралось совещание высших чиновников и наиболее известных представителей сибирского купечества. В итоге был озвучен ряд важных мероприятий:

• Организация пунктов беспроволочного телеграфа.

• Работы по обозначению судоходного фарватера реки Енисей.

• Подготовка работников для станций беспроволочного телеграфа.

• Строительство лодочных пунктов на реке Енисей.

• Подготовка лодочников для фарватера реки Енисей.

• Увеличение доставки промышленных грузов.

• Строительство новых частных судов для пароходного сообщения по реке Енисей [4, с. 35].

• Изъятие рыболовных участков на реке Енисей у племён-инородцев из-за их неэффективного использования.

• Передача освободившихся рыбных участков русским крестьянам, занимавшимся рыболовным промыслом.

• Увеличение штата государственных чиновников.

• Направление в бассейн реки Енисей дополнительного количества земских врачей.

• Строительство в бассейне реки Енисей новых школ.

В то же время участники совещания на государственном уровне обратили внимание на схожие проблемы в бассейнах рек Лены и Оби.

Кстати, для своего доклада П. Е. Островский предоставил обширные иллюстративные материалы. В том числе и географические карты территорий бассейнов рек Енисея, Оби, Лены.

На свои заседания Российский морской союз приглашал следующих лиц:

1) высших чиновников;

2) представителей министерств Российской империи;

3) адмиралов;

4) генералов;

5) офицеров армии;

6) офицеров флота;

7) ведущих педагогов;

8) известных учёных.

Несмотря на то, что главной задачей своей общественной организации члены Российского морского союза называли возрождение флота, им приходилось затрагивать целый ряд проблем. Среди них необходимо выделить:

• колонизацию Дальнего Востока и Сибири;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• промышленное развитие бассейнов рек Лены, Оби и Амур;

• становление российского торгового судоходства;

• исследование природных недр дальневосточных окраин Российской империи.

Нельзя не отметить, что члены Российского морского союза на своих заседаниях затрагивали наиболее важные проблемы для развития Российской империи в начале ХХ в., например развитие российского торгового судоходства с учётом успешного германского опыта. Как известно, пароходы Добровольного флота использовались во время русско-японской

войны 1904-1905 гг. в качестве вспомогательных крейсеров. Отсюда качество строительства и мореходность российского торгового и коммерческого флота могли сыграть свою положительную роль в будущих войнах на море.

Важнейшим вопросом для внешней и внутренней российской политики в начале ХХ в. оставалась проблема освоения сибирских рек. Помимо оживления промышленности и торговли колонизация Сибири и Дальнего Востока могла привести к существенному усилению Российской империи по отношению к Японии и Китаю. В контексте упомянутого направления научных дискуссии среди членов Российского морского союза надо рассматривать и обсуждение проектов новых канонёрских лодок, предназначенных для несения службы по охране государственной границы на реке Амур.

В то же время проекты модернизации высшего военно-морского образования непосредственно относились к главной задаче общественной организации, т. е. возрождению Российского Императорского флота. Члены Российского морского союза могли рассматривать и конкретные проекты будущих боевых кораблей, таких как упоминавшийся в нашей научной статье непотопляемый эскадренный броненосец.

Все вышеназванные проблемы находили своё отражение в сборнике научных трудов Российского морского союза. Более того, общественная организация оказывала влияние на официальную власть при решении интересующих ее вопросов и вела активную пропаганду научной деятельности.

Список литературы

1. К сведению авторов // Труды Российского морского союза. - Сентябрь - октябрь 1908 года. - С. 66.

2. Обзор деятельности Российского морского союза. 1906-1908 гг. // Труды Российского морского союза. - 1909. - Вып. 4. - С. 2-29.

3. Оноприенко, В. И. Борис Борисович Голицын. 1862-1916 / В. И. Оноприенко. - Москва : Наука, 2002. - 333 с.

4.Островских, П. Е. Север Енисейской губернии в его прошлом и настоящем / П. Е. Островских // Труды Российского морского союза. - 1909. - Вып. 3. - С. 3-36.

5. Регель, Р. Князь Борис Борисович Голицын. 18 февраля 1862 - 4 октября 1916 / Р. Регель // Труды бюро по прикладной ботанике. - 1917. - № 1, т. 10. - С. 3-9.

6. Саговский, Е. В. Необходимость рациональной технической помощи для прогресса нашего торгового судоходства и судостроения / Е. В. Саговский // Труды Российского морского союза. - Июль - август 1908 г. - С. 1-78.

7. Список членов Российского Морского Союза // Труды Российского морского союза. - 1909. -Вып. 4. - С. 35-55.

8. Устав Российского Морского союза. - Санкт-Петербург, 1905. - 16 с.

9. Храмов, Ю. А. Голицын Борис Борисыч. Физики / Ю. А. Храмов. - Москва, 1987. - С. 87.

References

1. K svedenyu avtorov [For the authors information]. Trudy Rossiyskogo morskogo soyuza [Proceedings of the Russian Maritime Union], September - October 1908, p. 66.

2. Obzor deyatelnosti Rossiyskogo morskogo soyuza. 1906-1908 gg. [Review of the activities of the Russian Maritime Union. 1906 - 1908]. Trudy Rossiyskogo morskogo soyuza [Proceedings of the Russian Maritime Union], 1909, vol. 4, рр. 2-29.

3. Onoprienko, V. I. Boris Borisovich Golitsyn. 1862-1916 [Boris Borisovich Golitsyn. 1862-1916]. Moscow, Nauka Publ. House, 2002, 333 р.

4. Ostrovskikh, P. E. Sever Eniseyskoy gubernii v ego proshlom i nastoyashchem [The North of the Yenisei province in its past and present]. Trudy Rossiyskogo morskogo soyuza [Proceedings of the Russian Maritime Union], 1909, vol. 3, рр. 3-36.

5. Regel, R. Knyaz Boris Borisych Golitsyn. 18 fevralya 1862 - 4 oktyabrya 1916 [Prince Boris Borisovich Golitsyn. February 18, 1862 - October 4, 1916]. Trudy byuro po prikladnoy botanike [Proceedings of the Bureau of Applied Botany], 1917, no 1, vol. 10, рр. 3-9.

6. Sagovskij, E. V. Neobkhodimost ratsionalnoy tekhnicheskoy pomoshchi dlya progressa nashego tor-govogo sudohodstva i sudostroeniya [The need for rational technical assistance for the progress of our merchant shipping and shipbuilding]. Trudy Rossiyskogo morskogo soyuza [Proceedings of the Russian Maritime Union], July - August 1908, pр. 1-78.

7. Spisok chlenov Rossiyskogo Morskogo Soyuza [List of members of the russian maritime union]. Trudy Rossiyskogo morskogo soyuza [Proceedings of the Russian Maritime Union], 1909, vol. 4, рр. 35-55.

8. Ustav Rossiyskogo Morskogo Soyuza [Charter of the Russian Maritime Union]. St. Petersburg, 1905, 16 р.

9. Khramov, Yu. A. Golitsyn Boris Borisych. Fiziki [Golitsyn Boris Borisovich. Physics]. Moscow, 1987, p. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.