Научная статья на тему 'Научные исследования как основа получения новых знаний и воспроизводства кадрового потенциала вуза'

Научные исследования как основа получения новых знаний и воспроизводства кадрового потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ / МОНИТОРИНГ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Владимир Владимирович, Магакова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы поиска потенциальных заказчиковнаучно-исследовательских работ(НИР), авторы дают практические рекомендации по под-бору исполнителей НИР, совершенствованию системы управления научными исследованиями в вузе. Отражена практика проведения мониторинга научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные исследования как основа получения новых знаний и воспроизводства кадрового потенциала вуза»

Раздел III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ

В.В. Балашов С.Ю. Магакова

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы поиска потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ (НИР), авторы дают практические рекомендации по подбору исполнителей НИР, совершенствованию системы управления научными исследованиями в вузе. Отражена практика проведения мониторинга научных исследований.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, организация, вуз, мониторинг, кадровый потенциал.

В число основных задач вузов, определяемых их уставами, входит проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по профилю их деятельности, использование научных результатов в образовательном процессе. Анализ источников финансирования НИР, проводимых в государственных высших учебных заведениях, свидетельствует о том, что основными из них являются средства федеральных целевых программ и Минобрнауки России, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, хозяйствующих субъектов - предприятий и организаций. К выполнению этих исследований привлекаются штатные научные работники и специалисты вуза, профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты и студенты. В случае необходимости для выполнения отдельных работ в соответствии с действующим законодательством может привлекаться высококвалифицированный персонал других вузов и научных организаций.

На наш взгляд, представляет практический интерес рассмотрение ряда вопросов, возникающих у сотрудников вуза при формировании и выполнении тематического плана научных исследований. Среди них: механизмы поиска потенциальных заказчиков НИР; механизмы поиска и привлечения к научным исследованиям исполнителей и научно-вспомогательного персонала, обеспечивающих выполнение календарного плана НИР; достижение установленного уровня индикаторов; использование результатов НИР в учебном процессе и народном хозяйстве; распространение новых знаний. Особый интерес представляют вопросы, связанные с организацией и мониторингом проведения НИР, решение которых позволит определить направления совершенствования системы управления научными исследованиями.

© Балашов В.В., Магакова С.Ю., 2013

В настоящее время в вузах созданы механизмы поиска потенциальных заказчиков НИР. Во многих случаях это специализированные структуры, осуществляющие совместно с научными подразделениями и кафедрами, мониторинг организуемых и проводимых конкурсов на выполнение НИР. Эти структуры осуществляют организационно-методическую поддержку потенциальным руководителям НИР по подготовке необходимых заявительных материалов, направляют сформированный в соответствии с установленными организаторами конкурсов правилами комплект документов в конкурсные комиссии и получают ответ о результатах.

Для обеспечения своевременной подготовки заявки на участие в конкурсах на проведение НИР возникает необходимость оперативного взаимодействия научных подразделений, кафедр и функциональных служб (в том числе планово-финансовых и кадровых) по вопросам обоснования возможности проведения в вузе конкретного научного исследования, так как уровень и динамика имеющихся научно-технического, информационного, финансового и кадрового потенциалов вуза являются определяющими условиями участия в конкурсах, напрямую влияют на его результаты. Однако, как показывает практика, отсутствие автоматизированной системы документооборота вуза часто приводит к задержкам в поиске и предоставлении необходимой информации о показателях вуза, возникающие трудности оформления заявительных документов зачастую приводят к снижению интереса потенциальных руководителей НИР к участию в конкурсах.

Кроме того, опыт подготовки заявок на конкурсы НИР, объявленные хозяйствующими субъектами - предприятиями и организациями, свидетельствует о том, что эти структуры не всегда обоснованно меняют требования к оформлению документов. Это, к сожалению, приводит к дополнительным бюрократическим процедурам при оформлении заявок, увеличивает трудозатраты на поиск дополнительной, но далеко не всегда необходимой информации, заметно увеличивает срок подготовки комплекта заявительных документов. Опыт участия в конкурсах на получение финансирования научных исследований свидетельствует также о том, что процент положительных решений по конкурсам составляет до 10-30 % от поданных заявок. Это означает, что ведущим и молодым научно-педагогическим работникам необходимо постоянно участвовать в конкурсах. Только в этом случае, как показывает отечественная и зарубежная практика, можно получать положительные решения о выделении заявленных финансовых ресурсов на выполнение НИР. Многие разработчики НИР, работающие в вузах и в научно-исследовательских организациях, свидетельствуют о том, что бизнес не заинтересован в проведении научных исследований, выполнение которых рассчитано на длительные периоды и результаты которых могут дать экономический эффект в перспективе, поэтому повышение уровня заинтересованности бизнеса в такого вида деятельности является государственной задачей, для чего необходимо создание и внедрение соответствующих организационно-экономических механизмов, заинтересовывающих бизнес-структуры в финансировании научных исследований по актуальной для них тематике.

Другой задачей, которую постоянно приходится решать одновременно с подготовкой заявки на выполнение НИР, является определение состава научных работников, способных своевременно выполнять календарные планы, обеспечивать высокое качество работ, для чего, на наш взгляд, необходимо проследить процесс формирования состава исполнителей НИР, финансируемых Минобрнауки России, а до его создания - Минобразования России. До

конца 80-х - начала 90-х годов XX в. вузы имели весомую поддержку научных исследований за счет бюджета. Это были значительные финансовые ресурсы, в тематических группах работали штатные научные работники и совместители из состава научно-педагогических работников. В последующие годы по мере снижения уровня финансирования штатные научные сотрудники, аспиранты и студенты вымывались из тематических групп, так как их заработная плата переставала соответствовать уровню трудовых затрат. По этой причине многие научно-педагогические работники не заключали трудовые индивидуальные договора на выполнение НИР, поэтому в вузах возникала проблема привлечения к научным исследованиям сотрудников, качественно и в установленные сроки выполняющих научные исследования.

Анализируя опыт функционирования системы обеспечения выполнения тематического плана привлечения сотрудников кафедр к руководству и участию в НИР, финансируемых Минобрнауки России (ранее - по единому заказ-наряду, а затем в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», с 2012 г. - по государственному заказу на выполнение НИР), можно утверждать, что принятое в ГУУ решение, поддержанное ученым советом, о привлечении к руководству такого рода НИР преподавателей, которые подготавливают докторские диссертации, было правильным. У этой категории руководителей НИР появилась возможность констатировать, что исследование, которое они выполняют по тематическому плану министерства, относится к числу важнейших, имеющих народно-хозяйственное значение, и соответственно диссертация, выполняемая на основе этого исследования, имеет высокий статус.

У руководителя НИР появилась возможность привлекать к исследованию научно-вспомогательный персонал и оплачивать эту работу за счет средств, выделенных для выполнения научной темы, оплачивать командировки, использовать инфраструктуру вуза для апробации и распространения результатов научных исследований на всероссийских научно-практических конференциях, включать в тематический план изданий научной литературы университета результаты выполненных научных исследований. На основе выполненных НИР по указанному тематическому плану было подготовлено более 30 диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук: 90% защитившихся работает в ГУУ на ответственных должностях, активно ведет научную и учебную работу. На наш взгляд, определенный интерес представляет опыт организации конкурсов, проводимых вузом при формировании комплекса научно-исследовательских работ в рамках государственного задания. Здесь также был учтен позитивный опыт организации НИР по единому заказ-наряду и Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы».

3 ноября 2011 г. Минобрнауки России был издан приказ № 2596 «Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по координации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) подведомственными высшими учебными заведениями», который изменил систему формирования состава научных исследований, финансируемых за счет средств министерства и потребовал изменения условий проведения конкурса НИР, уточнения научной тематики исследований, проводимых в вузах, и изменения системы формирования состава научных руководителей. В соответствии с этим приказом были разработаны и утверждены Порядок формиро-

вания перечня НИР в рамках выполнения университетом государственного задания и представление отчетности и приемки результатов НИР; методика проведения экспертизы заявок, представляемых для включения в перечень НИР, выполняемых университетом в рамках государственного задания; состав и Положение о комиссии по отбору проектов для формирования перечня НИР, выполняемых университетом в рамках государственного задания. Дополнительная информация о проведении конкурса в ГУУ была размещена на сайте университета.

Результаты конкурса следующие: сотрудниками кафедр и научных подразделений ГУУ было подано более 30 заявок. Конкурсная комиссия на основании их содержания и соответствия установленным требованиям определила 21 победителя конкурса, которым была предоставлена возможность подготовки заявочных материалов на специализированном сайте министерства. В числе победителей конкурса оказались три доктора наук, 17 кандидатов наук, один сотрудник без ученой степени. Необходимо отметить, что победители конкурса, являющиеся преподавателями и имеющие ученую степень кандидата экономических наук, на базе выполняемых НИР планируют подготовку диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук. На рисунке представлена возрастная структура победителей конкурса руководителей НИР, финансируемых Минобрнауки России.

Итоги 2012 г. свидетельствуют о том, что календарные планы работ выполнены. Были разработаны: концептуальные основы прогнозирования развития отраслей ТЭК России; методологический инструментарий маркетингового управления инвестициями в человеческий капитал (критерии выбора направлений и объемов инвестирования); закономерности воспроизводства интеллектуального потенциала научно-образовательной сферы и развития новых институциональных форм воспроизводства интеллектуального потенциала; теоретические основы социального управления в системе высшего образования на современном этапе общественного развития; теоретические основы функционирования национальной инновационной системы. Руководителями НИР обеспечен установленный уровень запланированных показателей, утвержденных Минобрнауки России по изданию научной и учебно-методической литературы, привлечения аспирантов и студентов к работе для выполнения государственного задания.

В течение 2012 г. по итогам ранее выполненных в рамках тематического плана исследований были подготовлены и утверждены в ВАК РФ три докторские диссертации. По согласованию с Минобрнауки России из них два НИР, выполненные в течение года под руководством защитившихся докторов наук, были завершены досрочно, что дало возможность университету перераспределить высвобожденные ресурсы для проведения новых актуальных исследований в 2013 г. На наш взгляд, представляет практический интерес опыт ГУУ по формированию плана НИР в рамках государственного задания на 2013 год. Учитывая необходимость акцентирования внимания на подготовку докторов наук из числа молодых перспективных кандидатов наук, в рамках выделенных Минобрнауки России финансовых ресурсов был проведен конкурс среди молодых преподавателей, претендующих на получение средств для выполнения НИР по государственному заданию. При этом в Положении о конкурсе 2013 г. появились новые требования: на период подачи заявки конкурсанту должно быть не более 35 лет, т.е. указан общепринятый верхний предел возраста молодого ученого -

кандидата наук. На основе поданных заявок были определены победители, численность которых составила 65 % от числа всех подавших заявки.

О 2010 г. 2011г. -¿г- 2012 г. —#—2013 г.

Рис. Возрастной состав руководителей НИР (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» 2010-2011 гг. и государственное задание 2012-2013 гг.)

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система отбора перспективных научно-педагогических работников и поддержки их научной деятельности в рамках выделенных Минобрнауки России ресурсов на выполнение тематического плана, государственного задания функционирует успешно: преподаватели выполняют календарный план исследований, обеспечивают достижение установленного уровня индикаторов, полученные результаты НИР используются в учебном процессе. Развитие этой системы поддержки научно-педагогических работников способствует активизации привлечения к научной деятельности молодых преподавателей, обеспечивает воспроизводство научно-педагогических кадров [1].

При проведении будущих конкурсов на выполнение НИР по государственному заданию, видимо, целесообразно рассматривать эти исследования не только как завершающие этапы подготовки диссертаций по актуальным проблемам экономики и управления, учитывать степень завершенности их диссертационных исследований и, что очень важно, состав научных публикаций, а также другие важнейшие показатели, определяющие научный потенциал университета. Это позволит выполнять важнейшие научные исследования и получать запланированные результаты НИР, обладающие научной новизной и практической значимостью, апробировать их на научных конференциях и семинарах как в России, так и за ее пре-

делами в ведущих мировых научных центрах, а также отразить результаты в индексируемых базах данных. С другой стороны, включение в состав исполнителей НИР, выполняемых по государственному заданию, преподавателей, имеющих большой научный задел, даст возможность досрочно выполнять календарные планы работ и направлять высвобождаемые ресурсы для привлечения на конкурсной основе к выполнению НИР других перспективных преподавателей.

Процесс выполнения научных исследований по государственному заданию требует регулярного мониторинга. Это означает, во-первых, регулярные заслушивания хода выполнения работ в научно-исследовательских подразделениях университета, где выполняется конкретная НИР, на научно-техническом совете, а также на кафедрах, сотрудником которой является руководитель НИР. Во-вторых, мониторинг обеспечит своевременный контроль установленных по каждой НИР показателей и индикаторов, в том числе подготовку к изданию научной, научно-методической литературы, научных статей в российских научных журналах из списков ВАК и РИНЦ, научных статей в рецензируемых зарубежных журналах, статей, зарегистрированных в базах данных Web of Science и Scopus, что предполагает уточнение календарного плана работ разработчиков НИР.

Отдельного внимания требует вопрос привлечения к работе в НИР молодых ученых и студентов, что в современных условиях, как показывает практика, становится все более актуальным, так как многие перспективные аспиранты и студенты дневного отделения работают вне пределов вуза за оплату, заметно превышающую оплату их труда в научно-исследовательской теме, их трудовая книжка находится в этих сторонних организациях, и поэтому они не оформляются в научные темы. Практика привлечения к научно-исследовательской деятельности студентов старших курсов обучения свидетельствует о том, что их интерес к такого рода деятельности в последние годы снизился. В этой связи следует обратить особое внимание на создание эффективной системы поиска и привлечения к различным видам научной деятельности студентов младших курсов, имеющих способность к научно-исследовательской деятельности, и создать адаптированную к современным условиям систему поощрения научных руководителей студентов и самих студентов [2; 3].

На основе научных исследований, выполненных в университете, подготавливается и издается научная и учебно-методическая литература, позволяющая распространять научные знания и совершенствовать учебный процесс. Анализ показывает, что преподаватели, активно участвующие в выполнении конкретных научных исследований, имеют хорошие результаты в области научно-методического обеспечения учебного процесса, так как эффективным стимулом к активизации этой работы является выполнение требований заказчиков Федеральных целевых программ и государственных заданий. Вместе с тем, видимо, целесообразно распространить такого рода требования и на научные исследования, финансируемые в вузе за счет внебюджетных источников.

Опыт выполнения государственных заданий на НИР свидетельствует о том, что при заключении индивидуальных договоров на выполнение НИР каждому научно-педагогическому работнику и аспиранту в календарном плане следует планировать не только объем, сроки выполнения работ и научные результаты, но и показатели, определяющие подготовку научной и учебно-методической литературы, научных публикаций в российских на-

учных журналах из списков ВАК, РИНЦ и др. Это повысит их ответственность, создаст реальную возможность своевременно и объективно устанавливать надбавки к окладу за выполнение календарного плана работ, позволит повысить надежность системы управления каждым научным исследованием и оперативно реагировать на неожиданно возникающие ситуации.

В условиях обостряющейся конкуренции вузов за получение финансовых ресурсов на проведение НИР усиления контроля Минобрнауки России за достижением установленных аккредитационных показателей научная деятельность кафедр и научных подразделений становится все более важной, что обуславливает необходимость повышения уровня научного обеспечения учебного процесса, целенаправленное формирование и эффективное использование научного потенциала университета.

Библиографический список

1. Балашов В.В. Современные проблемы управления воспроизводством научного потенциала высшей школы России / В.В. Балашов. - М.: ГУУ, 2001.

2. Балашов В.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе / В.В. Балашов, И.В. Малюгина, В.В. Шуренков. - М.: ГУУ, 2009.

3. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: монография / В.В. Балашов [и др.]; под ред. В.В. Балашова; В 4 ч. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГУУ, 2011.

А.Б. Дихтярь Е.В. Каштанова

КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье показана необходимость учета влияния культурных факторов на стиль управления персоналом в организации, раскрываются черты представителей различных типов культур, в значительной степени обусловленные характером национальной культуры.

Ключевые слова: кросс-культурный менеджмент, культура, управление персоналом, культурные различия, стиль управления, тренинг, обучение.

Понимание культуры как совокупности ценностей и норм данного общества как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей широко используется в настоящее время многими исследователями.

Влияние культуры народа на процесс управления организацией несомненно. При изучении особенностей российского менеджмента в современной научной литературе используются разные подходы. Основной подход исходит из исследования антропологических особенностей народа, национального менталитета и социальных ценностей, формируемых исторически и находящих свое проявление во взаимоотношениях между людьми, которые невозможно не учитывать в процессе становления национальной системы управления.

© Дихтярь А.Б., Каштанова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.