Научная статья на тему 'Научные интересы и учебные курсы кафедры: единство или борьба?'

Научные интересы и учебные курсы кафедры: единство или борьба? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные интересы и учебные курсы кафедры: единство или борьба?»

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УЧЕБНЫЕ КУРСЫ КАФЕДРЫ:

ЕДИНСТВО ИЛИ БОРЬБА?

М.Н. МОСЕЙКИНА

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

В условиях обновления исторического знания, выработки новых подходов к изучению исторического прошлого связь вузовской науки с академической является необходимым условием совершенствования преподавания отечественной истории в вузе. Этой цели служит выбор основных направлений научно-исследовательской работы кафедры истории России РУДН, среди которых выделяются следующие: «Теоретические проблемы исторического исследования» (рук.

- проф. В.М. Козьменко), «Методы исторического исследования» (рук. - проф. Н.Г. Георгиева), «История общественно-политической мысли в России» (рук. - проф. Р.А Арсланов), «Истори-ко-антропологические проблемы истории России» (рук. - доц. В.В Керов). В 2002 г. кафедрой получен грант (задание Министерства образования РФ), открывший новое направление научной деятельности - «Историко-антропологические исследования истории народов России» (рук. -проф. В.М. Козьменко, отв. исп. - доц. В.В. Керов).

В качестве важнейшего направления своей учебно-методической и научной работы преподаватели кафедры рассматривают подготовку учебников для студентов, учащихся колледжей и школ. Признанием значимости данных изданий является предоставление им грифа Министерства образования Российской Федерации. Проф. В.М. Козьменко является автором учебника для вузов «История России» (М., 1999) и соавтором учебника «История международных отношений и внешней политики России (1648-2000) (М., 2001. Под ред. А.С. Протопопова), рассчитанного для студентов (бакалавров и магистров), обучающихся по направлениям «История», «Регионоведение» и «Международные отношения». В 1999 г. было издано (в соавторстве) учебное пособие В.М. Козьменко «Политология».

Работая в различных направлениях академической науки, ученые кафедры осуществляют сотрудничество с ведущими академическими институтами нашей страны - Институтами всеобщей и российской истории, Институтом философии РАН, Международной академией наук высшей школы, редакциями академических журналов - «Отечественная история», «Археографический ежегодник», «Новая и новейшая история», «Латинская Америка», «Мир истории», «Россия XXI век», «Россия и современный мир», «Преподавание истории в школе», энциклопедическими издательствами - «Большая Российская Энциклопедия», «РОССПЭН», «Педагогика-Пресс» и др.

Исследовательская работа членов кафедры способствует расширению сферы научных знаний в области преподаваемых дисциплин, что, в свою очередь, ведет к обогащению дополнительным материалом читаемых курсов, ознакомлению студентов с различными точками зрения по отдельным проблемам отечественной истории. Как правило, наработанный материал ложится в основу монографических изданий, а также учебных и учебно-методических пособий.

Научные интересы академика В.Л. Керова затрагивают историю западноевропейского средневековья, и в частности - проблематику христианской церкви и еретических движе-

ний. Христианство, идеи, заложенные в Библии, оказывали в средние века огромное влияние как на духовную жизнь европейского общества (в виде католицизма на Западе и православия на Востоке), так и на область политических взаимоотношений. В своих многочисленных трудах В.Л. Керов анализирует еретические движения и антицерковную оппозицию в контексте социально-экономического и политического развития Южной Франции, отмечая не только антифеодальную направленность еретических движений, но и внутриклассовый характер конфликтов между светской и духовной властями, королевской властью и церковью1. Зарождение еретических идей, истоки которых обнаруживаются в раннем христианстве, учении позднеантич ных гностиков, а также в восточных религиозных учениях, рассматриваются автором как свидетельство раннего проявления кризиса католической церкви. Данный материал, вошедший в опубликованные В.Л. Керовым лекции на тему «Апокалипсис и еретики» (М.: Изд-во РУДН, 1994) и учебное пособие «Вселенские соборы и разделение церквей» (М.: Изд-во РУДН, 1998), служит основой для чтения специального курса по истории христианства и Русской православной церкви.

Проф. Н.Г. Георгиева специализируется в области истории XIX - начала XX в., а также источниковедения и историографии отечественной истории. В серии «Монархи Европы. Судьбы династий» проф. Георгиевой созданы яркие портреты ряда исторических личностей. Специальный раздел в фундаментальном издании «Цареубийства: гибель земных богов» (М., 1998), написанный проф. Георгиевой, посвящен жизни и смерти последнего российского монарха Николая II.

Особое внимание в научных трудах Н.Г. Георгиевой уделяется вопросам внешней политики России XIX - начала XX в. Так, тема истории Кавказской войны нашла свое отражение в очерке (совместно с В.А. Георгиевым) на страницах специального издания «Русского исторического общества».2 В нем авторы отметили объективные и субъективные факторы, которые препятствовали образованию на территории Кавказа политически и экономически сильных государств, особенности идеологии кавказского мюридизма, которая легла в основу объединения горцев и создания теократического государства. К числу своеобразных черт внутреннего развития Кавказа отнесены полиэтничность региона, крайняя неравномерность экономического и социального развития проживавших здесь народов, вынужденная историческая замкнутость и определенная оторванность их как от европейской, так и восточных цивилизаций. Данная проблема получила также свое освещение на страницах журнала «Преподавание истории в школе», с которым многие годы сотрудничает проф. Н.Г. Георгиева. Здесь же был опубликован энциклопедический словарь по истории внешней политики России в XIX - начале XX в., обучающие и контролирующие тесты по отечественной истории3.

Проф. Н.Г. Георгиева является одним из соавторов подготовленных на историческом факультете МГУ учебного пособия «Основы курса истории России» (М., 1997) и учебника для студентов высших учебных заведений «История России» (М., 1997), а также «Хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней» (М., 1999).

Изучению истории либеральной традиции в России посвящены научные труды проф., д.и.н. Р.А. Арсланова.4 В них в рамках выделения структурных компонентов проблемы либерализм представлен как исторически протяженный, многоплановый феномен культурной и общественно-политической жизни нашей страны. Преодолевая присущую прежней отечественной историографии деперсонализацию общественных движений и истории в целом, Р.А. Арсланов в своих научных изысканиях привлекает внимание к изучению либерализма с точки зрения трагедии судеб людей, воспринявших либеральные убеждения как нравственный императив, но не сумевших воплотить их в неадекватной социокультурной среде. Автор приходит к заключению о том, что либеральная теоретическая модель и в начале XX в. продолжала оставаться рациональной утопией, отторгнутой массовым сознанием в силу углублявшегося в процессе модернизации социокультурного раскола общества.

Результатом научных поисков Р.А. Арсланова стал выход учебного пособия «Освободительное движение в России во второй половине XX в.» (в соавторстве) и монографии «К.Д. Кавелин: человек и мыслитель» (М.: Изд-во РУДН, 2000). Обращение к личности К.Д. Кавелина, в характере и поведении которого проявились основные черты либеральной ин-

теллигенции второй половины XIX в., дало возможность автору реконструировать процесс формирования личности либерального типа в России, а в итоге осмыслить особенности отечественного либерализма. Представляя теоретические концепции Кавелина, автор показал эволюцию его взглядов на судьбу России и теоретическую модель ее переустройства, суть которой заключалась в органическом совмещении значимых достижений европейской цивилизации и базовых национальных ценностей. Синкретизм Кавелина, как убедительно показано в монографии, был основан на сочетании просветительского либерализма, патриотического консерватизма и реформаторского народничества Изучение творческого наследия теоретиков российского либерализма значительно обогащает представления о предмете в рамках читаемых курсов по истории русской общественно-политической мысли и истории политических партий и движений.

Проф., к.пед.н. Матулис Т.Н. в течение многих лет читающая курс по методике преподавания отечественной истории в школе, выступила руководителем научного проекта «Педагогическая культура в истории мировых цивилизаций» в конкурсной республиканской научно-исследовательской программе «Университеты России» (осуществлявшейся Госкомитетом РФ по высшему образованию, Международным фондом «Культурная инициатива» и Международной ассоциацией развития и интеграции образовательных систем). Итогом проделанной работы стал выход в свет трех томов научных трудов по истории европейской педагогики от античности до Нового времени и «Антологии педагогической мысли христианского Средневековья» (в 2-х т.). Т.Н. Матулис выступила редактором учебного пособия «Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах» (М., 1996) и соавтором коллективной монографии «Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография^, подготовленной под эгидой Российской Академии Образования, в которой проблемы концептуализации и моделирования в истории образования рассматриваются с позиций цивилизационного, синергетического и культурологического подходов. Последнее по времени издание «От глиняной таблички - к университету.», подготовленное коллективом ученых под руководством и при участии проф. Матулис, посвящен концептуальному осмыслению различных образовательных систем Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. Т.Н. Матулис является автором двух разделов - «Основы педагогической традиции древней Индии» и «Педагогика Ближнего Востока в эпоху институционального оформления». Пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «Культурология» и «Педагогика».

Важное место в научно-исследовательской деятельности кафедры занимают историко-антропологические и социально-исторические исследования, в которых главным объектом изучения становится сам человек в различных взаимосвязях и ситуациях, в социальной среде и в системе разнородных групп, в семье и в повседневной жизни. Это позволило в курсе бакалавриата открыть на кафедре соответствующую учебную дисциплину «Историческую антропологию», читаемую доц., к.и.н. В.В. Керовым.

Научные труды В.В. Керова посвящены истории российского предпринимательства (читается соответствующий курс), истории деловой культуры в России.5 Главная тема его исследований - конфессиональные факторы старообрядческого предпринимательства, в рамках которой изучается действительная мотивация экономической деятельности, механизмов опосредования так называемых «объективных факторов» менталитетом и культурой хозяйствующих субъектов. Данные проблемы нашли свое отражение в монографических изданиях В.В. Керова - «Российская деловая культура: история, традиция, практика» (М., 1998) (написанная в соавторстве и подготовленная Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, Национального фонда Российской деловой культуры и Торгово-промышленной палаты РФ) и «Этические принципы ведения дел в России (под ред. С.А. Смирнова) (М., 1999). Исследуемые В.В. Керовым научные проблемы, опирающиеся на применение системного, историко-антропологического и социокультурного подходов, получили свое отражение в коллективном сборнике учебно-методических материалов на тему «Российское предпринимательство: истоки, традиции и современность», изданном Академией народного хозяйства при правительстве РФ (М., 1997) и учебном пособии «Ис-

тория России. Конец XIX - начало XX в. Индустриальная система» (М.: Изд-во РУДН, 1997), где социально-экономическая система рассматривается автором как целостное единство двух взаимодействующих компонентов - аграрной и индустриальной систем.

В целях внедрения историко-антропологического подхода в преподавание отечественной истории в высшей школе и осуществления связи с научными и учебными организациями страны был создан Межвузовский центр сопоставительных историко-антропо-логических исследований, который организационно и территориально существует на правах структурного подразделения Российского университета дружбы народов (директор Центра

- д.и.н., проф. В.М. Козьменко; Ученый секретарь Центра - к.и.н., доц. Керов В.В.)

Новой формой обмена знаниями научных центров (включая региональные) и вузов стало использование мультимедийных средств связи, всемирной виртуальной сети. С этой целью Межвузовский научный центр сопоставительных историко-антропологических исследований и Московский общественный научный фонд провели (с 20.03 по 14.05.2001 г.) интернет-конференцию по историко-антропологической и социально-исторической тематике, материалы которой были опубликованы в сборнике «История в XXI веке: историкоантропологический подход в преподавании и изучении истории человечества» (М., 2001).

Одним из научных направлений кафедры является изучение истории народов России, проблем национально-государственного строительства и российского федерализма. В работах проф., д.и.н. Т.В. Батаевой и доц., к.и.н. К.Ц. Саврушевой нашли отражение новые подходы к изучению теории и истории наций, их внутреннего развития и взаимодействия культур, типологии современного национализма6.

Разрабатываемая проф. Т.В. Батаевой история становления и развития российской государственности, взаимодействия с регионами, изменения системы государственного управления нашла отражение в учебном пособии «Национально-государственное устройство России: история и современность» (М.: Изд-во РУДН, 2001). Изучение исторического аспекта национально-государственного строительства такого огромного евразийского государства как Рос-, сия дает ключ к пониманию многих современных проблем национальных отношений, связанных как с определением статуса и границ субъектов Федерации, так и защиты прав этносов. Под редакцией проф. Батаевой Т.В. с участием членов'студенческого научного кружка были подготовлены три издания на тему «Республики России: этноисторические очерки» (М., 1999), «Республики и народы России к XXI веку. Этноисторические очерки» (М., 2000) и «Автономии современной России» (М., 2002), посвященное автономным округам РФ.

Доц., к.и.н. К.Ц. Саврушева, специализируясь на истории XX века, в своих работах на основе широкой источниковой базы (от народного фольклора до законодательных актов) анализирует проблему взаимоотношения народа и власти. Чрезвычайно важным в том числе для преподавания курс отечественной истории 30-х гг. является обращение к анализ публикаций документов по так называемому «Академическому делу», организованному по указанию политбюро ЦК ВКП(б). «Дело» стало частью плана по подчинению Академии наук СССР партийному контролю. Важнейшие материалы «Дела» конца 20-х - начала 30-х гг. дают возможность глубже понять политическую ситуацию сталинской эпохи, в которой приходилось работать лучшим представителям академической науки, включая историческую7.

Проф., д.и.н. B.C. Бобылев специализируется на вопросах внешней политики России XVIII в. Особый научный интерес вызывают у автора политические и дипломатические отношения между Россией и Испанией. Последние монографии B.C. Бобылева «Внешняя политика России эпохи Петра I». (М.: Изд-во РУДН, 1990) и «Россия и Испания в международных отношениях второй половины XVIII в. 1759-1799». (М.: Изд-во РУДН, 1997) заметно обогащают читаемые автором курсы по истории внешней политики России и вопросам ее историографии.

История новой экономической политики, ее разработки и реализации стали предметом научного исследования проф., к.и.н. М.Н. Новикова. Автор рассматривает данную политику с точки зрения теории модернизации, показав, что в ней заключалось главное противоречие Октября - между реальным потенциалом общества и социальным идеалом, утвержденным новой властью. Новые архивные материалы, впервые вводимые автором в научный оборот, позволяют значительно расширить наши представления о внешнеполи-

тическом аспекте нэпа, и в частности о концессионной политике и практике Советского государства. Разработка данных проблем в книге «Исторический опыт НЭПА: идеи и реальность» (М., 1997) имеет большое значение для читаемых автором курсов по «Актуальным проблемам новой экономической политики» (бакалавриат) и «Истории русской экономической мысли» (магистратура).

Еще одной сферой научных интересов проф. Новикова стали проблемы реформирования российской государственности в программах политических партий начала XX в. Анализ программных документов и материалов политических партий России начала XX в. показал наличие в них многовариантных подходов к решению проблем государственного строительства. Если кадеты и примыкавшие к ним партии видели будущее в переустройстве страны в духе принципов либерально-буржуазной демократии; эсеры и меньшевики соответственно в общинном (интегральном) и демократическом социализме, то большевики связывали решение этих и других проблем с установлением в России жесткой централизованной власти. Эти и другие альтернативы общественного развития страны оказались в фокусе сотрудничества и политической борьбы в ходе трех российских революций, что нашло свое отражение в монографии автора на тему «Проблемы реформирования российской государственности в программах политических партий начала XX в.» (М.‘: Изд-во РУДН, 1999).

Доц., к.и.н. В.В. Блохин специализируется в области истории русской общественной и исторической мысли пореформенной России, и в частности исторических и социологических взглядов идеолога народничества Н. Михайловского. Чрезвычайно важным представляется в рамках изучаемой проблемы предпринятый автором в монографии «Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения народнической интеллигенции XIX века)» (М., 2001) анализ ключевых категорий народнической исторической мысли

- «субъективистского метода», концепции «героев и толпы», учения о прогрессе и многие другие аспекты. Анализ взглядов Михайловского по проблеме движущих сил исторического развития показал, что он в своих рассуждениях о народных движениях, роли монархии в деле социального переустройства и революционном насилии был близок взглядам

А.И. Герцена, хотя в трактовке своего социально-исторического идеала представлял западническую ветвь народничества. Научные поиски В.В.Блохина нашли свое отражение также в монографии «История цивилизации в России. Киевский период (1Х-ХП вв.).

Проблемам международного сотрудничества СССР и стран Латинской Америки в наиболее драматичный период отечественной и мировой истории - в годы Великой Отечественной войны

- посвящены научные изыскания доц., к.и.н. В.М. Савина В своих работах автор раскрывает малоизученные аспекты истории внешнеполитической деятельности СССР в военный период по мобилизации мирового общественного мнения на поддержку справедливой борьбы советского народа против фашизма через деятельность антифашистских комитетов, в частности Еврейского антифашистского комитета, Всеславянского комитета.8 Данный материал служит важным дополнением для читаемого автором курса «Отечественной истории XX в.».

Чрезвычайно важное значение для патриотического воспитания студентов, формирования их гражданской позиции имела проведенная под руководством В.М. Савина поисковособирательная работа по подготовке к изданию в 2001 г. фотодокументального биографического сборника «Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Российском университете дружбы народов»

Доц., к.и.н. М.Н. Мосейкина, специализирующаяся на проблемах истории российского зарубежья в странах Латинской Америки, ведет научный поиск в этой пока еще достаточно новой области отечественной историографии9. В научных работах автором исследуются вопросы о типах и критериях миграции и соответственно адаптации. В ряду проблем первостепенной важности изучается правовой статус эмигрантов, различия в процессах адаптации по социальным и профессиональным группам, лингвистические и психологические факторы адаптации; поставлена также проблема соотношения процессов адаптации и ассимиляции русских переселенцев в различных странах мира. Данный материал лег в основу читаемого в магистратуре курса по истории русского зарубежья, выходящего сегодня на актуальную проблему положения русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего

зарубежья и государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом. Эти и другие вопросы нашли свое отражение в учебных пособиях автора на тему «Современная история России» (М.: Изд-во РУДН, 1999).и «История политических партий и движений России» (М.: Изд-во РУДН, 2001).

В 1999 г. вышел в свет полный набор материалов для подготовки к поступлению в вуз по выбранной специальности (CD-ROM) «История Отечества. Будущему юристу» (авторы -Арсланов Р.А., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Керов В.В., Мосейкина М.Н).

В 2000 г. в издательстве «Высшая школа» вышло пособие «История России. Учебный минимум для абитуриента», подготовленный. Р.А. Арслановым, В.В. Керовым, М.Н. Мо-сейкиной, Т.С. Смирновой (под ред. В.В. Керова).

Еще одним направлением научной деятельности преподавателей кафедры стало их сотрудничество с издательствами российских энциклопедий. Авторские статьи проф.

B.JI. Керова. в «Энциклопедическом словаре юного историка. Серия «Всеобщая история» посвящены жизни и деятельности выдающихся русских ученых-историков - Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. (М., 1997. 2-е изд.)

Проф. Р.А. Арсланов в энциклопедии «Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.» выступил автором материалов, посвященных К.Д. Кавелину (М., 1996. - Т. 2) и П.Л. Лаврову (М., 2000. - Т. 3), а доц. В.В. Керов подготовил для этого издания научные статьи о жизни и деятельности российских предпринимателей В.В. Жуковского (Т. 2) и А.Л. Кнопа (Т. 2), государственного и общественного деятеля Д.П. Кандаурова (Т. 2). Кроме того, В.В. Керов является автором статей, посвященных биографии Н.А. Бело-цветова в энциклопедическом издании «Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX в.» (М., 1997) и П.Г. Шелапутина в энциклопедии «Москва» (М., 1997).

В целом, краткий анализ трудов кафедры истории России РУДН свидетельствует о значительном научном потенциале ее профессорско-преподавательского состава, достаточном обеспечении читаемых курсов учебными материалами, базирующимися на достижениях современной отечественной и зарубежной историографии и новых методах исторического исследования. Хотя широкий спектр предлагаемых дисциплин по выбору (бакалавриата) и дисциплин специализаций (магистратуры) требует более полного обеспечения учебной и учебнометодической литературой читаемых курсов, включая их электронные версии на компакт-дисках, создания хрестоматий и антологий исторической и общественной мысли России. Очень важно, что читаемые курсы вполне соответствуют научным интересам их авторов, в данном случае выполняется важнейшее условие вузовской педагогики - лекторы не только используют новейшую историческую литературу по «своей» теме, но и в большинстве случаев являются специалистами в той научной проблематике, которой посвящен учебный курс.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции). - М.: Луч, 1994; Тринадцатый век во Франции и «заговор» прокаженных // Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. 1994. - № 5; Братья свободного духа // Вопросы истории. 1994. -№ 10; Православный журнал о Франциске Ассизском // Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. 1998. - № 9; Православие, католицизм, протестантизм и 2000-летие христианства // Вестник МАН ВШ. 1999. - № 4; Из истории Франции и Нидерландов в эпоху средневековья и раннего нового времени (экономика, политика, религия). - М.: Изд-во РУДН, 2000.

2 Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Кавказская война (1829-1864) // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. - М., 2000. - № 2 (150)

3 Георгиева Н.Г. Тесты по истории России // Преподавание истории в школе. 1997. - № 3; Внешняя политика России в XIX - начале XX в. Энциклопедический словарь // Там же. 1998. - № 1, 2 (в соавторстве); Кавказская война И Там же. 1999. - № 6

4 Арсланов Р.А. Либерализм и масонство в России // Масонство: просветительская традиция и современный мир. - М.: Институт философии РАН, 1998

5 Керов В.В. Т.С. Морозов: идея собственности в старообрядческом предпринимательстве // Морозовы и Москва. Труды юбилейных Морозовских чтений. - М.: ИРИ РАН. 1998; Староверческое предпринимательство и «последние времена» // Россия XXI век. 1998. - № 11-12; Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. - М.,

РОССПЭН, 1999; Старообрядчество и протестантизм: рационализм и мистика в системе факторов предпринимательства // Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков. - М.: РОССПЭН, 1999; Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства // Экономическая история Х1Х-ХХ вв. Современный взгляд. - М.: РОССПЭН. ИРИ РАН, ИНИОН РАН, 2000; Русское богатство в поисках оправдания // Мир истории. 2001. - № 1; Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в ХУН-Х1Х веках // Отечественная история. 2001. - № 4; Идея собственности в старообрядческом предпринимательстве // Собственность в XX столетии. К 80-летию академика В.А. Виноградова. -М. :РОССПЭН, 2001.

6 Батаева Т.В. Россия и Евразия - вопросы теории: разработка проблемы государственности \\ Жизнь национальностей . 1998. - № 3-4; Она же. Этнополитическая ситуация в постсоветской России // Россия и современный мир. 2000.№ 1; Саврушева К.Ц. Образование Калмыцкой автономной области. Развитие автономной Калмыкии // История Калмыкии. Элиста: Изд-во РАН Калмыцкой НИИЯЛИ, 1999. - Т. 3

7 Саврушева К.Ц. «Правда» и «Кривда» в народном срзнании // Сельская новь. 1995. - № 11; Буганов В.И., Саврушева К.Ц. Академическое дело. 1929-1931 гг. - СПб., 1993- Вып. 1. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова - СПб., 1993.

* Савин В.М. Из истории международного культурного сотрудничества общественных организаций СССР и стран Латинской Америки //// Вестник РУДН. Серия «История». 1995. - № 3; Связи Еврейского антифашистского комитета с Латинской Америкой в годы Великой Отечественной войны // Латинская Америка. 1997. - № 10; Единство славян СССР и Латинской Америки в борьбе против фашизма // Латинская Америка. 2000. - № 5; Сотрудничество советской и латиноамериканской общественности в годы второй мировой войны (Круглый стол) // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2001. - № 1; Сотрудничество общественных организаций СССР и латиноамериканских стран в 1941-1945 гг.: история и современность // Россия и современный мир. 2002. - № 1.

9 Мосейкина М.Н. К вопросу о выявлении и систематизации источников по истории адаптации российской эмиграции в Аргентине и Бразилии в 1920-1930-е гг. // Источники и историография истории адаптации российских эмигрантов в Х1Х-ХХ вв. - М.: ИРИ РАН,1997; Роль государственных и общественных организаций в процессе адаптации русской эмиграции в странах Латинской Америки в 1917-1945 гг. // Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец Х1Х-ХХ вв. М., ИРИ РАН, 1999; Огец-архиепископ Феодосий Сан-Паульский и Всей Бразилии // Латинская Америка. 2000. - № 7; Русская диаспора в Латинской Америке в послевоенный период: новый этап борьбы за выживание II Национальные диаспоры в России и за рубежом в Х1Х-ХХ вв. - М.: ИРИ РАН, 2001.

SCIENTIFIC INTEREST AND TEACHING COURSES OF RUSSIAN HISTORY DEPARTMENT: UNITY OR STRUGGLE

M.N. MOSEYKINA

The Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.