Научная статья на тему 'Научные и организационные основы борьбы с опасными наледными процессами на территории Читинской области'

Научные и организационные основы борьбы с опасными наледными процессами на территории Читинской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
169
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кондратьев В. Г., Пестов В. М.

Изложены основы борьбы с наледными процессами, которые по масштабам проявления в освоенных районах Забайкалья едва ли уступают наводнениям и пожарам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные и организационные основы борьбы с опасными наледными процессами на территории Читинской области»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.Г. Кондратьев, В.М. Пестов

НАУЧНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ОПАСНЫМИ НАЛЕДНЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Изложены основы борьбы с наледными процессами, которые по масштабам проявления в освоенных районах Забайкалья едва ли уступают наводнениям и пожарам

Ежегодные зимние «наводнения» с периодичностью в 4—6 или 9—11 лет настолько активизируются, что требуют неординарных усилий административных органов и силовых структур, принимаемых часто в режиме чрезвычайных ситуаций.

Проанализированные данные наблюдений за проявлениями опасных наледей на территории Читинской области в период с 1998 по 2004 гг. (табл. 1) показали, что ежегодно наносимый ущерб: объемы АСДНР и финансовых затрат на их проведение практически одни и те же и составляют более 3,5 млн. рублей (350000 МРОТ).

Социально-экономические последствия воздействия опасных наледей на территории Читинской области за период 1998—2004 гг.

Таблица 1

За область Характеристика наледей Повреждения объектов Ущерб:

пло- щадь, м2 объем, м3 зда- ний, ед. число пост- рад., чел. дорог и улиц, км дорож- ных сооруж., ед. прямой (МРОТ) затраты федер. бюджета МРОТ

Всего за период наблю- дений 4125494 241642 248 1198 1350 8 мостов 10 водопропускных труб 89065 (4,2 % от объема ущерба)

В среднем в год 687582,3 402737,2 175 911 233 1-2 моста 2-4 водопро- пускные трубы Ежегодно: 355968 МРОТ, в т.ч: 66.9 тыс.руб./здан. 13,2 тыс.руб./чел. 37.9 тыс. руб./мост 83,6 тыс. руб./км улиц, 49,4 тыс. руб./1км дорог+3 дорожных сооружения

От воздействия наледей страдают практически одни и те же населенные пункты и подвергаются воздействию одни и те же объекты инфраструктуры, разрушаются одни и те же участки автомобильных дорог, дорожные и мостовые сооружения на них.

Частота повторения негативного воздействия опасных наледей на хозяйственные объекты и население постоянна и составляет: в южных и юго-восточных районах — 1 раз в 5 лет; на территории центральных районов — 1 раз в 2—3 года; на территории муниципальных образований, расположенных в стоках бассейнов крупных рек — ежегодно.

Автомобильные дороги, проходящие по территории южных районов, подвергаются разрушениям с перерывом в 1—2 года.

С начала прошлого века и по настоящее время землепроходцы, ученые-исследователи, строители, повсеместно сталкиваясь с наледями, проводили режимные обследования наледных полей, изучали причины их возникновения и особенности развития, разрабатывали и применяли разнообразные способы борьбы с нежелательными формами

Рис 1. Грунтовая наледь (фото С. Смолич)

проявления наледей, упреждающие или устраняю -щие их негативное воздействие.

Однако из года в год проводились и проводятся разного уровня мероприятия, направленные лишь на ликвидацию последствий вредного воздействия наледей, как правило, без устранения причин их развития, и требующие ежегодно повторяющихся значительных незапланированных бюджетами всех уровней затрат.

В основном — это временные малоэффективные и неэкономичные методы пассивной противоналедной защиты, в которых не наблюдаются комплексность и дифференцированный подход к организации борьбы с опасными наледями в интересах социально-экономического благополучия конкретно взятого региона.

РСЧС, созданная в 1992 году и функционирующая под руководством МЧС России, к сожалению, разработкой и практической реализацией комплексов региональных или ведомственных системных организационно-технологических мероприятий по проблемам мониторинга, прогнозирования и борьбы с опасными наледями до настоящего времени не занималась.

Администрация Читинской области пришла к выводу, что решать проблему борьбы с опасными наледями необходимо научно обоснованными мерами общерегионального уровня и в тесном взаимодействии с ведомствами и организациями, для которых эта проблема является актуальной.

Картина наледообразования, в частности для таких северных регионов, как Читинская область, сегодня является далеко не полной и безупречной, что требует проведения стационарных научных исследований — организации системного постоянного мониторинга наледных бассейнов в границах региона.

Объектом этих исследований и мониторинга должно стать влияние опасных наледей на инфра-

структуру и жизнедеятельность административных образований и отраслевые объекты. А предметом исследования — организация системы защиты народнохозяйственных объектов и населения от опасных наледных проявлений.

Необходимо создание регионального механизма управления рисками образования опасных наледей: их профилактики и организации борьбы с ними, т.е. территориальной системы противоналедной защиты, работы по созданию которой уже начаты в Читинской области в рамках территориальной подсистемы РСЧС.

За основу системы противоналедной защиты принята концепция системы мониторинга опасных наледных процессов (СМОН) (Кондратьев, 2000).

Создание системы противоналедной защиты Читинской области предусматривается поэтапно, программно-целевым методом — путем реализации мероприятий в рамках территориальной целевой программы, а ее функционирование — в составе существующей областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области, объединяющей в своем составе органы управления, УСНЛК, силы и средства, финансовые и материальные ресурсы.

На первом этапе для организации эффективной противоналедной борьбы на территории Забайкалья, в соответствии с целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002—2006 годы», утвержденной в марте 2002 года специальным Законом Читинской области, было спланировано создание системы мониторинга опасных наледей (СМОН) (рис. 3).

Н1(2, 3, 4) — наблюдения; О1(2, 3, 4) — оценка наблюдений; П1(2, 3, 4) — прогноз и рекомендации;

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Витимский

Ингодипский

Чикойский

Ллчччрскии

Ши./кшикии

Гашмур-

Аргунскии

Оиопскии

Рис. 2. Карта наледных бассейнов Читинской области (по Кондратьеву В.Г.)

Чарекии

Карта наледных

бассейнов Читинской

области второго

порядка

(по Кондратьеву В.Г.)

У1(2, 3, 4) — управляющие решения; Т1(2 ,3, 4) — номера временных циклов (по В.А. Королеву, с исправлениями В.Г. Кондратьева).

В ее реализацию разработан и утвержден план действий по созданию и обеспечению функционирования СМОН Читинской области на период 2002—2006 годы, в котором были определены основные участники и определены их функции.

ГУ МЧС России по Читинской области осуществляет функции координатора программы, организует научные изыскания, сбор, обработку, анализ, оценку и хранение информации об опасных наледных процессах на территории области. Администрация Читинской области, на правах регионального заказчика, через Управление по ЧС Читинской области обеспечивает своевременное финансирование работ.

Координацию действий по созданию и функционированию СМОН Читинской области осуществляет специальный совет, образованный при комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Читинской области в составе представителей организаций — участников реализации плана.

В ходе реализации программных мероприятий за период с 2002 по 2005 год была проведена часть запланированных исследований, разработаны и испробованы механизмы проведения мониторинговых наблюдений наледных бассейнов.

Эффективность финансирования заблаговременных защитных противоналедных мероприятий, приведена на примере двух муниципальных образований в табл. 2. Практически апробированы методы интеграции действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и научно-исследовательских учреждений, отраслевых организаций и оперативных служб в ходе борьбы с опасными наледями и их последствиями в населенных пунктах: Акша, Ареда, Баляга, Большевик, Га-зимурский Завод, Закульта, Кадала, Кадахта, Калга, Хилок, участки БАМ, участки федеральной автодороги на территории Улетовского и др. районов.

На втором этапе реализации программных мероприятий в рамках Закона Читинской области «О продлении мероприятий ОЦП«Снижение рисков, смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера на территории Читинской области» на период до 2010 года» планируется:

— вывести наиболее приемлемые для Забайкалья региональные критерии классифицирования опасных наледей как источника ЧС (табл. 3.);

— установить форму регистрации (карта, каталог) опасных наледных образований в границах наледных бассейнов Читинской области (табл. 4):

— проанализировать исторически сложившиеся и проводимые на территории Забайкалья способы и

Рис. 3. Схема функционирования во времени системы мониторинга опасных наледных процессов (СМОН)

Таблица 2

Эффективность финансирования заблаговременных защитных противоналедных мероприятий, проведенных в Петровск-Забайкальском и Калганском районах (зима 2003—2004 гг.)

Муниципальное образование Общий ущерб (зима 1998— 1999 гг.), МРОТ Затраты на защитные противоналедные меры МРОТ Общий ущерб (зима 2003— 2004 гг.), МРОТ Эффективность финансирования защитных мероприятий, (%)

к ущербу 1998 г. к затратам 1999 г.

Петровск-Забайкаль-ский район п. Баляга жилой сектор 151330 169300 10000 93,4% 94,7%

Калганский район с. Калга жилой сектор 58130 46100 2100 96,4% 95,4%

методы борьбы с наледями, установить перечень рекомендуемых для реализации превентивных организационно-технических мер и защитных противона-ледных мероприятий; обосновать их эффективность.

В конечном итоге — создать на основе системы мониторинга опасных наледей (СМОН) систему про-тивоналедной защиты Читинской области (рис.4), действующую в составе территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Читинской области.

Системный подход к решению обозначенной проблемы позволит объединить действия местных, районных и областной администрации, предприятий и организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности в систему общерегиональных мероприятий по борьбе с опасными наледями, включающих:

— сбор, обобщение и анализ информации с целью выявления наиболее опасных для экономики и населения проявлений наледной обстановки;

— заблаговременное прогнозирование развития обстановки в районе образования этих наледей, просчет возможных последствий и величины вероятного ущерба;

— разработку и внедрение практических рекомендаций администрациям муниципальных образований и организациям по проведению необходимых профилактических и защитных противоналедных мероприятий;

— определение объема необходимых и достаточных мер по ликвидации последствий воздействия опасных наледей, а так же оптимального количества сил, материальных ресурсов и финансовых средств, для их принятия.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Таблица 3

Региональные критерии классифицирования опасных наледей как источника срезвычайной ситуации

Уровень ЧС К р и т е р и и Уровень органов управления, сил и средств реагирования на чрезвычайную ситуацию

Количество жителей: Размеры материального ущерба, (или ориентировочных затрат), МРОТ Масштаб наледи: (ее категория и размер, по Соколову)

(в зависимости от границ распространения) пострадав- ших, чел. с нарушенными условиями жизнедеятельности, чел. площадь, м2 объем, м3

Региональная (в границах субъекта РФ) 50-500 300-500 5-500 тыс. IV (большая) Силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ

от 100000 до 1000000 от 130000 до 1700000

Межмуниципальная (затрагивает территорию двух и более муниципальных образований) 10-50 100-300 1-5 тыс. Ш (средняя) Силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, ведомств и муниципалитетов, попавших в зону наледной опасности

от 10000 до 100000 от 10000 до 130000

Муниципальная (не выходит за пределы муниципального образования, населенного пункта, города, района) 10-50 100-300 1-5 тыс. II (малая) Силами и средствами муниципалитета и пострадавших организаций на его территории

от1000 до 10000 от 800 до 10000

Локальная (в пределах территории организации) 10 100 не более 1 тыс. I (очень малая) Силами и средствами организации, в границах которой возникла ЧС, связанная с наледной опасностью

до 1000 до 800

Таблица 4

Каталог опасных наледей на территории Читинской области

Характеристика бассейна Критерии наледной опасности

масштабы наледи количество жителей ущерб

Налед-ный бассейн Админис- тративный район Местопо- ложение наледи Площадь, (тыс. м2) Объем, (м3) Категория (по Соколову) постра- давших, чел. с нарушенными условиями жизне-деятельности, чел. или ориентировочные затраты (МРОТ)

Рис. 4. Система противоналедной защиты Читинской области

Литература

1. Кондратьев В.Г., Пестов В.М. Наледная опасность на территории Читинской области и возможные пути ее снижения // Вестник МАНЭБ, № 10 (34), Санкт-Петербург — Чита, 2001.

2. Кондратьев В.Г., Верхотуров А.Г., Пестов В.М. Научно-методические и прикладные аспекты защиты населения и территории Читинской области от опасных наледных процессов // Материалы Международной конференции «Экстремальные криосферные явления: фундаментальные и прикладные аспекты», Пущино, 2002. - С. 113-114.

3. Кондратьев В.Г., Верхотуров А.Г., Пестов В.М. Научно-методические основы защиты населения и территории Читинской области от опасных наледных процессов // Тезисы Международного форума «Природная, техногенная, пожарная безопасность России». — М. 2002.

4. Кондратьев В.Г., Пестов В.М. Об организации системы мониторинга опасных наледных процессов на территории Читинской области // Материалы 7-й Всероссийской научной конференции с участием иностранных ученых «Современные методы математического моделирования природных и антропогенных катастроф» и 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Красноярск, 2003.

5. Научно-методические и организационные основы защиты населения и территории Читинской области от опасных наледных процессов// Материалы Всероссийского совещания по подземным водам Востока России. Иркутск-Красноярск, 2003. — С. 167—169.

6. Кондратьев В.Г., Пестов В.М., Верхотуров А.Г. О целевой комплексной программе мониторинга опасных наледных процессов на территории Читинской области // Материалы международной конференции «Криосфера Земли как среда жизнеобеспечения», Пущино, 2003. — С. 110—111.

7. Отчет по теме: «Разработка и внедрение методики оценки рисков возникновения опасных наледных процессов после летне-осенних дождевых паводков и их влияния на объекты экономики и территории Читинской области», Транс ИГЭМ, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Воронов Е.Т., Браунер Е.Н., Воронов Д.Е., Пестов В.М. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Учебное пособие. — Чита: ЧитГТУ, 2003 г. — 209 с.

9. Кондратьев В.Г., Пестов В.М. Система противоналедной защиты. Вестник МАНЭБ №13 (36), Санкт-Петербург — Чита, 2004.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.