Научная статья на тему 'Научные и методологические основы прогнозирования надежности трибосопряжений на стадии их проектирования'

Научные и методологические основы прогнозирования надежности трибосопряжений на стадии их проектирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
194
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ / ОТКАЗ / ТРЕНИЕ / ИЗНОС / РЕСУРС / FORECASTING / RELIABILITY / FAILURE / FRICTION / WEAR AND SHARE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Анцупов Алексей Викторович, Чукин Михаил Витальевич, Анцупов Александр Викторович, Анцупов Виктор Петрович

Предложена методология прогнозирования надежности трибосистем как совокупность основополагающих теоретических положений (научная основа) процесса построения модели их отказа. Математическое описание процесса формирования закона надежности на стадии проектирования сопряжений представлено формированием системы базовых уравнений и условий: уравнения состояний сопряжения; модели изнашивания его элементов; условия работоспособности и условия перехода трибосопряжения в предельное состояние. Общий методологический подход реализован в виде методики вероятностного прогнозирования «стационарных» сопряжений. Проведен анализ основополагающих уравнений и дана их графическая интерпретация. Ил. 2. Библиогр. 7 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Анцупов Алексей Викторович, Чукин Михаил Витальевич, Анцупов Александр Викторович, Анцупов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological principles of reliability prediction friction units at the design stage

A methodology of forecasting reliability tribosystems as a set of underlying theoretical assumptions (scientific basis), the process of constructing a model of their refusal. The mathematical description of the formation of the law of reliability at the design stage is represented by the formation of conjugation system of basic equations and conditions: equation of state pairing, models wear of its elements, conditions and health conditions of the transition in friction units limit state. The general methodological approach was implemented in the form of probabilistic forecasting techniques «fixed» interfaces. The analysis of the basic equations and their graphical interpretation is given. Fig. 2. Bibliogr. 7 names.

Текст научной работы на тему «Научные и методологические основы прогнозирования надежности трибосопряжений на стадии их проектирования»

НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

УДК 531.43/46

Анцупов А.В., Чукин М.В., Анцупов А.В.(мл.), Анцупов В.П.

НАУЧНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ НА СТАДИИ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Анализ подходов к прогнозированию надежности технических систем [1-3], а также базовые, основополагающие понятия технической диагностики (ГОСТ 20911), теории надежности (ГОСТ 27.002-89) и трибологии (ГОСТ 27674, 30858) позволяют сформулировать общие методологические принципы процедуры прогнозирования показателей безотказности и долговечности трибосопряжений [4].

На наш взгляд, предлагаемая методология прогнозирования надежности трибосистем, как совокупность основополагающих теоретических положений (научная основа) процесса построения модели их отказа - математического описания процесса формирования закона надежности на стадии проектирования, независимо от вида проектируемого трибосопряже-ния, должна включать следующую последовательность операций (этапов прогнозирования):

I. Обоснованный выбор базового параметра состояния трибосопряжения, значение которого, изменяющееся во времени при изнашивании трибоэлемен-тов, позволяет предсказывать его поведение (смену состояний) в течение всего периода эксплуатации. (Если выбирается несколько параметров, излагаемая методика реализуется для каждого из них.)

II. Формулирование уравнения состояний сопряжения в общем виде - выбор зависимости параметра состояния от одного из показателей износостойкости, моделирующей смену его состояний при изнашивании элемента (элементов).

III. Разработка модели изнашивания элементов сопряжения и вывод уравнений для описания закономерности изменения их износа во времени.

IV. Формулирование условия работоспособности трибосопряжения, отражающего закономерность изменения параметра состояния во времени до момента перехода его в предельное состояние, т.е. область всех возможных работоспособных состояний сопряжения.

V. Вывод уравнений для оценки показателей надежности трибосопряжения на произвольный момент времени будущей эксплуатации:

- коэффициентов запаса надежности, если параметр состояния является детерминированной величиной;

- вероятности безотказной работы - вероятности выполнения условий работоспособности, если параметр состояния является случайной величиной, распределенной на этот момент времени по установлен-

ному закону, определяющих закон формирования из-носовых отказов сопряжения при решении прямой задачи теории надежности.

VI. Формулирование уравнения перехода трибосопряжения в предельное состояние (состояние параметрического отказа) по выбранному параметру, отражающего область всех возможных предельных состояний сопряжения.

VII. Вывод уравнений для оценки ресурсных характеристик трибосопряжения при решении обратной задачи теории надежности:

- предельной наработки до отказа, если параметр состояния является детерминированной величиной;

- гамма-процентного, среднего и гарантированного ресурса, если параметр состояния является случайной величиной с установленным законом распределения.

Очевидно, что методологической основой процесса прогнозирования надежности трибосистем является разработка совокупности базовых уравнений и условий, моделирующих:

- их будущее поведение (смену состояний) во времени при установленном (разработанном) законе изнашивания элементов в предполагаемых условиях эксплуатации;

- переход их в предельное состояние;

- формирование закона надежности.

Последующий анализ и решение полученных

уравнений позволяет решать прямую и обратную задачи теории надежности трибосистем на стадии проектирования - предсказывать значения показателей безотказности для установленного ресурса или прогнозировать ресурс для заданного уровня надежности трибосопряжения.

Изложенный выше общий методологический подход может быть реализован в детерминистической (аналитической) или вероятностной (стохастической) форме для сопряжений, изнашивание которых подчиняется различным закономерностям.

Ниже он представлен в виде вероятностной методики прогнозирования надежности «стационарных» трибосопряжений, работающих в установившемся режиме изнашивания, когда периодом приработки можно пренебречь.

Этапы методики сформулируем согласно изложенному выше алгоритму.

1 этап. Для проектируемого вида сопряжений и

предполагаемых условии эксплуатации согласно стандартному, по ГОСТ 20911 и [4], определению «состояние объекта - совокупность количественных значений параметров, описывающих объект в любой момент времени», в качестве основного параметра Хг состояния выбираем изменяющийся при эксплуатации размер наиболее изнашиваемой детали или сочетание размеров деталей, полагая его случайной величиной.

2 этап. Представляем в общем виде уравнение состояний сопряжения - зависимость случайного параметра Xt сопряжения в функции случайной величины линейного износа элемента (элементов), моделирующую смену его состояний при изнашивании. Оно может быть записано в виде одного из возможных выражений:

Р(() = Р(Х < хпр) = ^(хпр) = ^(и„т) = Ф(и„т) = Ф Р (0 = Р( X > Хпр ) = 1 - Г (хпр ) = 1 - Г (ипр(1)) = 1 - Ф(ипр(1)) = 1 - Ф

или

(4)

X = X,

или

X = X - у.,

(1)

где Х0 - случайная величина параметра X состояния сопряжения в момент времени Т = t0.

Случайные величины в условии (1) согласно центральной предельной теореме теории вероятностей распределены по нормальному закону [2, 5, 6].

3 этап. Принимаем линейную модель процесса изнашивания элементов «стационарного» сопряжения:

к = Гу

і,

(2)

отражающую закономерность изменения их линейного износа У/: во времени с постоянной скоростью Гу.

4 этап. В соответствии со стандартным, по ГОСТ 27.002-89, определением «работоспособность - состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТД», математически формулируем условие работоспособности трибосопряжения:

- в общем виде

ИЛИ

- в развернутом виде с учетом (1) и (2)

^ = X0 + Гуі -{< Хпр или

^ = X 0 - Г У'-і> Х„р,

(3 а)

(3 б)

где иПр(() - значение квантили нормального нормированного распределения случайной величины и/

определяем согласно известному [7] правилу нормирования размерных случайных величин.

ипр( і)

(5)

Переход от нормального распределения размерной случайной величины X, характеризуемой функциями:

1

Л 2-п

ехр

(6)

к нормированному нормальному распределению случайной величины и/ = (Х/ -х/) /ах/, характеризуемой функциями:

/ (иг) =■

1

(

ехр

и

(7)

УІ2 ■ж

да

Г (и) = | / (и) • йи

о

показан на рис. 1, А, Б.

Здесь Х и сХі - числовые характеристики случайной величины Xі для каждого фиксированного момента времени Т = і, определяем согласно (1) и (2), см. рис. 1, А, Б:

- математическое ожидание

Х = Хо +Гу 'і или Х = Хо ~Гу ■ і;

- среднее квадратическое отклонение Іс

= л

■ і

(8)

(9)

где каждое из них отражает закономерность изменения параметра состояния X во времени до момента достижения им предельного значения хпр, т.е. область всех возможных работоспособных состояний сопряжения.

Предельное значение выбранного параметра Xt = = хпр состояния сопряжения определяем из нормативных документов или из опыта эксплуатации.

5 этап. При решении прямой задачи используем известные уравнения для оценки вероятности безотказной работы Р(/) сопряжения в любой фиксированный момент времени Т = /, как вероятности выполнения условий работоспособности (3) (рис. 1):

В условиях (8) и (9) числовые характеристики случайного параметра Xt = X0 состояния трибосопряжения на начальный момент времени Т = /0 оцениваем по рабочим чертежам трибосопряжения:

= (Хо

п)/2; СТХ0 = (Х0тах “ Х0т1п)/6. (10)

Максимальное и минимальное значения Х0тах, Х0тіп проектного размера X0 элементов (или их сочетания) трибосопряжения определяются границами полей допусков, установленных конструктором.

Значения числовых характеристик случайной величины скорости линейного изнашивания Гу1 (уу и

0

с> ) в условиях (8) и (9) определяем по методике ра- = / времени будущей эксплуатации при решении пря-

7 мой задачи теории надежности, по сути, представля-

ют закон /(/) = —с!Р / Ш надежности - математиче-

бот [5, 6] при создании универсальной модели изнашивания «стационарных» трибосопряжений.

Уравнения (4) для оценки вероятности Р (/) без- с™*™™™™ процесса Фазирования его износовых

отказной работы (или вероятности отказа Г(/) = 1 — Р(/)) трибосопряжения в любой момент Т =

отказов.

Рис. 1. К определению вероятности безотказной работы «стационарных» сопряжений в любой

фиксированный момент времени Т = Г

6 этап. Формулируем условие перехода трибосо-пряжения в предельное состояние (состояние параметрического отказа), отражающее область всех возможных предельных состояний сопряжения:

- в общем виде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в развернутом виде

Х = X0 + Ті = X0 + Гуі • і = Хпр ИЛИ

X = X0 - Ті = X0 - Гуі • і = ХПР.

(11 а)

(11 б)

[ияр(у)]

[ияр(у)]

Хпр ~(Х0 +7у • іу)

7СТХ20 +°г • іу Хпр -(Х0 -Гу • О

или

(12)

Численное значение гамма-процентной наработки до отказа (ресурса) трибосистемы определим решением первого или второго квадратного уравнения относительно переменной їу.

Выражения для оценки средней прогнозируемой наработки і до отказа (математического ожидания наработки до отказа) - среднего ресурса, определим из условия (8), решая первое или второе уравнение относительно переменной случайной величины і:

- ХИр - Х0 - Х0 - ХИр

і =---------------, или і =---------------------

(13)

Гу Ху

Подставляя в условия (13) вместо средних значений Х0 предельно возможные в поле допуска значения начального параметра X0 трибосопряжения:

Х0тах Х0 + 3 ' СТ0 ИЛИ Х0тт Х0 3 ' °0 ,

а также максимально возможное значение скорости Г„ его изнашивания:

Найдем выражения для оценки гарантированного периода безотказной работы (гарантированного ресурса):

, Хпр Х0тах , Х0тіп Хпр

іГ = — -------------- или іг =-----------------—

Уу

Уу

(14)

Предельно возможный на любой момент времени Т = / запас надежности сопряжения найдем из выражений:

7 этап. Выводим зависимости для оценки ресурсных характеристик «стационарных» трибосо-пряжений, решая обратную задачу теории надежности (рис. 2).

Гамма-процентную наработку /у до отказа (между отказами) оцениваем следующим образом. Сначала по классу надежности трибосопряжения [2] задаем предельно допустимое значение вероятности безотказной работы [Р(/)] = у . Затем по этому значению находим соответствующее табличное значение квантили [и и^(^)].

Подставляя его в выражение (5) и учитывая (8) и (9), получаем уравнение для определения /г :

Хі тах Х0тах ^ У у тах ^

Х Хп —у • і

тіп 0тах / у тах

или

(15)

Ху тах =7у + 3 •^r,

Графическая интерпретация базовых зависимостей (1) - (15) изложенного методологического подхода на рис. 2 отражает область всех возможных значений параметра Xt состояния «стационарного»

трибосопряжения - область всех возможных работоспособных и предельных состояний как решение прямой и обратной задачи теории надежности фрикционных сопряжений, работающих в установившемся режиме трения.

Решение прямой теории надежности «стационарных» трибосопряжений на рис. 1 и 2 графически отражено следующим образом:

- вероятность безотказной работы Р(/) =

= Г (хпр) = Г (и пр(/)) = Р (Т > /) трибосопряжения, определяемая по первому (левому) условию (4), на рис. 1, А демонстрирует площадь под кривой /(х1),

лежащая слева от значения х/ = хпр, и равная ей по величине площадь под кривой /(и/), лежащая слева от значения и = ипр).

На рис. 2, А это же значение вероятности демонстрирует площадь под кривой /(х1), лежащая ниже линии - границы х/ = хпр (в области работоспособности), и равная ей по величине площадь под кривой /(/), лежащая справа от вертикальной линии - границы Т = /;

- вероятность безотказной работы Р(/) = = 1 - Г (х„р) = 1 - Г(ипр(1)) = Р(Т > /) трибосопряжения, определяемая по второму (правому) условию (4), на рис. 1, Б. демонстрирует площадь под кривой /(х1),

лежащая справа от значения х1 = хпр, и равная ей по величине площадь под кривой /(и/), лежащая справа от значения и/ = ипр).

На рис. 2, Б это же значение вероятности демонстрирует площадь под кривой / (х/), лежащая выше

линии - границы х/ = хпр (в области работоспособ-

ПХі =

ности) и равная ей по величине площадь под кривой число точек пересечения несчетного множества гра-

/(/), лежащая справа от вертикальной линии - гра- фиков зависимостей (1) и линии - границы (3 а). Ма-

ницы Т = / тематически это выражается уравнением (3 б) - урав-

Графическая интерпретация совместного решения нением перехода трибосопряжения в предельное со-

уравнений (1) и (3 а) представляет собой бесконечное стояние - состояние параметрического отказа.

Рис. 2. Графическая интерпретация процесса формирования износовых отказов «стационарных» трибосопряжений

Анализ левого и правого уравнений (3 б) позволяет проследить формирование закона надежности /(/) -закона формирования наработок Т до отказа (или моментов t отказа) - Т = t.

Формирование закона надежности /(/) происходит следующим образом. При достижении в условиях (3 б) каждым из несчетного множества возможных значений х/ случайного параметраXt предельного значения хпр:

X = х0 +Гу ■/ = х„Р или х = х0-уу •/ = хпр,

произойдет его параметрический отказ через некоторый случайный промежуток времени Т = t (случайную предельную наработку до отказа):

/ = (хпР - х0) / Гу или t = (х0 - х„р ) / У у.

Бесконечное множество этих значений t (как множество предельных наработок) сформирует некоторый закон распределения случайной величины Т - закон надежности трибосопряжения(), рис. 2, А, Б. Ему будут соответствовать собственные интегральная Г^) = Р(Т < t) и дифференциальная /^) = Гг(/) функции распределения, а также свои числовые характеристики т1, Д ,стг - параметрыэтогораспределения.

Математически значение Р(/) может быть подсчитано с помощью функции нормального нормированного распределения или общей функции Лапласа:

Г/ (хпр ) = Г(ипр(,)) = Ф(ипр(,t) ) по условиям (4).

&р(/)

В этом случае закон надежности / (I) =-----------

&

не подчиняется нормальному распределению [2], он асимметричен и находится в области положительных значений числовой оси t, рис. 2, А, Б.

Решение обратной задачи теории надежности -определение ресурсных характеристик «стационарных» трибосопряжений, на рис. 2, А, Б графически отражается следующим образом.

Значение гамма-процентной наработки (ресурса) Т = /г графически определяется абсциссой точки пересечения двух графиков зависимостей:

- на рис. 2, А абсциссой точки пересечения линии

среднего значения х{ = х0 +уу • t с линией-границей: х = х + [и , ч ] • ст ,;

пр у I \г*пр(у)л х t ’

- на рис. 2, Б абсциссой точки пересечения линии среднего значения х{ = х0 —уу • t с линией-границей

х = х — [и , ч ] • ст ,.

пр у I \- пр(у) J х/

Здесь [ияр(г)] - табличное значение квантили

нормированного нормального распределения, соответствующее заранее заданному предельно допустимому значению вероятности безотказной работы сопряжения [Р(/)] = у.

Средний ресурс (математическое ожидание ресурса) Т = / определяется абсциссой точки пересечения графиков зависимостей: х( = х0 + уу ■ t и

х/ = хпР, см. рис. г А или х/ = х0 -уу •/ и х/ = хпр, см. рис. 2, Б.

Гарантированный ресурс T = tr определяется абсциссой точки пересечения графиков зависимостей:

Xt max = X0max + max ' t И Xt = xnp, (CM. рИС. 2, А) ИЛИ Xt mm = Xt - 7ymax ' t И Xt = xnp, (CM. рИС. 2, Б).

Область возможных значений предельного запаса nXt надежности сопряжения, определяемая по первому (левому) уравнению (15), ограничена линиями графиков зависимостей Xt max = X0max +7ymax ' t И

Xt = Xnp, (см. рис. 2, A).

Область возможных значений предельного запаса nXt надежности сопряжения, определяемая по второму (правому) уравнению (15), ограничена линиями графиков зависимостей Xt min = Xt - у max • t и

Xt = Xnp, (см. рис. 2, Б).

Таким образом, проведенный анализ базовых уравнений (1) - (15) общего методологического подхода к прогнозированию надежности «стационарных» трибосопряжений и их графическая интерпретация показывают, что еще на стадии проектирования возможно исследовать процесс формирования их износо-вых отказов, проследить за изменением уровня показателей их безотказности и ресурсных характеристик в предполагаемых условиях эксплуатации для установленного закона изнашивания.

Список литературы

1. Абрамов О. В., Розенбаум А. Н. Прогнозирование состояния технических систем. М.: Наука, 1990. 126 с.

2. Проников А.С. Параметрическая надежность машин. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 560 с.

3. Герцбах И. Б., Кордонский Л. Б. Модели отказов. М.: Сов. радио, 1966. 166 с.

4. Надежность и эффективность в технике: справочник: в 10 т. / ред. совет: В. С. Авдуевский (пред.) и др. М.: Машиностроение, 1987. Т. 1: Методология, организация, терминология. 218 с.

5. Прогнозирование надежности трибосопряжений на основе термодинамического анализа процесса трения / Анцупов А. В., Анцупов А. В (мл.), Слободянский М.Г. и др. // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2010. №3. С. 54-60.

6. Прогнозирование безотказности трибосопряжений по критерию износостойкости на стадии их проектирования / Анцупов А. В., Анцупов В. П., Анцупов А. В. и др. // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. №11. С. 38-45.

7. Вентцель Е С. Теория вероятностей. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.

Bibliography

1. Abramov O.V. Rosenbaum A.N. Predicting the state of technical systems in order .- M.: Nauka, 1990 .- 126p.

2. Pronikov, A. S. Machine parametric safety. - M.: N. E. Bauman MGTU Publishers, 2002. - p. 560.

3. Gertsbakh I.B., Kordonskii L.B. Models failures. - Moscow: Soviet Radio, 1966.-166 p.

4. Reliability and efficiency in engineering. Directory. H17 in the 10t / Red. Tip: V.S. Avduevskii and others. - Moscow: Mashinostroenie, Vol.1: Methodology, The Organization, Terminology, 1987. - 218 p.

5. Antsupov A.V., Antsupov A.V. (Jr.), Slobodyanskii M.G. and others. Reliability prediction and other friction units based on the thermodynamic analysis of the process of friction / / Bulletin of Magnitogorsk State Technical University .- 2010, № 3. P. 54-60.

6. Antsupov A.V., Antsupov V.P., Antsupov A.V. and others. Prediction reliability friction units by the criterion of wear on the stage of their projection-transformation / / Friction and lubrication in machinery .- 2010, № 11. P. 38-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wentzel E. S. Probability Theory .- Moscow: Publishing Center "Academy", 2003.-576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.