Научная статья на тему 'Научные и философские идеи академика В. П. Казначеева в контексте исследований межкультурных коммуникаций'

Научные и философские идеи академика В. П. Казначеева в контексте исследований межкультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1111
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные и философские идеи академика В. П. Казначеева в контексте исследований межкультурных коммуникаций»

И. Ю. Александров

Научные и философские идеи академика В. П. Казначеева в контексте исследований межкультурных коммуникаций

Академик Влаиль Петрович Казначеев принадлежит к тому полному оптимизма и жизненной энергии поколению, которое защитило нашу страну в годы Великой отечественной войны, стремилось к знанию и, несмотря на все противоречия тоталитарного социализма и постсоветской действительности, трудилось и продолжает трудиться на благо Родины. Творческой активности академика остается только удивляться молодым ученым: ежегодно выходят в свет его новые монографии, многочисленные статьи и тексты выступлений. В 2004 г. В. П. Казначеев опубликовал свой поэтический сборник «Между прошлым и будущим». Академик В. П. Казначеев ведет огромную общественную работу и давно стал знаменосцем для всех тех, кто ищет единство духовности и науки, некое синтетическое, целостное мировоззрение. Если попытаться определить это мировоззрение одним термином, - то речь идет о космизме. В. П. Казначеев, несомненно, принадлежит к числу выдающихся русских космистов, ученых масштаба В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. А. Козырева.

Хорошо помню свое потрясение от чтения книг Казначеева, когда я был студентом философского факультета Университета. Книги эти написаны ученым. Темы исследований В. П. Казначеева новаторские, лежащие на границе научного и вненаучного. В конце 80-х гг. ХХ века отмена цензуры привела к широкому потоку околонаучной и псевдонаучной литературы. Экстрасенсорика, народная медицина, газетная астрология предлагали альтернативные позитивистской науке мировоззрение и, казалось бы, эффективные методики оздоровления человеческого организма. Панацеи от всех бед не существует, но чтобы понять это, увлеченному человеку требуется время. Слепая вера многих россиян во всесилие экстрасенсов, во многом, объясняется нежеланием большинства представителей академической науки откликаться на исследование неведомого и в настоящее время необъяснимого. Наука представляет собой социальный институт. Ученый, как и любой другой человек, получает заработную плату, а потому заинтересован скорее в устойчивости признанных научными представлений, чем в обнародовании фактов неполноты и противоречивости существующих теорий. Рассмотрение науки как подсистемы культуры, компаративистские исследования способствуют диалогу Востока и Запада, взаимопроникновению методик научной и традицион-

ной народной медицины. Массовое сознание россиян качнулось из крайности в крайность. Любопытен китайский опыт, где такого крайнего скачка не произошло. Как пишет многое сделавший для диалога между научным и вненаучными способами миропонимания П. Фейерабенд, Министерство здравоохранения Китая еще в середине 1950-х гг. начало компанию за возрождение традиционной медицины1. Действительно, даже самое поверхностное знакомство с китайской традиционной медициной, основанной на принятии натурфилософского принципа тождества микро- и макрокосма, заставляет усомниться в том, что западная медицина научнее. Китайский врач диагностирует заболевания, различая несколько десятков видов пульса, а иглотерапия основана на учении об энергетических каналах, связующих плотное-физическое и более тонкие энергетические тела человеческого микрокосма. Излюбленный пример Фейерабенда: в Калифорнии только врачи-специалисты могут заниматься иглоукалыванием. Изучают это искусство они у многочисленных китайских иглоукалывателей, которым запрещено заниматься практикой2. Не говоря уже о российском обществе с его исторически обусловленным отсутствием либеральной традиции, западное общество, как показывает Фейерабенд, готово терпеть альтернативные культуры (культуру Хопи, иудейскую культуру, негритянскую культуру и т.д.) только в качестве вторичных образований той фундаментальной структуры, которая образуется в результате альянса науки, «рационализма» и капитализма. Надо отдать должное Фейерабенду, К. Хюбнеру, С. Тулмину и другим ученым и философам, полемизировавшим со сциентистским догматизмом, не отвечающим новому образу развивающейся науки, готовой заимствовать некоторые рациональные положения восточной натурфилософии3. В отечественной философии науки проблема соотношения научного и внена-учного в знании стала активно обсуждаться лишь в последние годы. На строго научном фундаменте еще должен быть решен вопрос о допустимой в средствах массовой информации пропаганде альтернативных способов лечения. Проблема эта чрезвычайно сложная, поскольку необходимо избежать как излишнего догматизма, которым отличается созданная в 1998 г. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Президиума РАН во главе с академиком Э. П. Кругляковым, так и бесконтрольной публикации, не имеющей

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. -С. 182-184, 462.

2 Там же. - С. 130-131.

3 Показательно в этой связи, что вышедшая в свет в середине 70-х гг. книга Ф. Капра «Дао физики», автор которой выявляет параллели между современной физикой и восточной философией, стала бестселлером на Западе.

85

должной доказательности материалов, пропагандирующих альтернативные, общепринятым, концепции. Русский космизм, в этих условиях противостояния не столько альтернативных теорий, сколько различных мировоззрений ученых, мог бы выполнить функцию всеохватывающей парадигмы будущей науки.

Первое, что бросается при чтении книг академика В. П. Казначеева, это глубокие и разносторонние историкокультурные и историкофилософ-ские знания автора. Казалось бы, Казначеев доктор медицинских наук и основные его работы относятся к этой области человеческих знаний. Объем цитируемых им источников удивит любого гуманитария. В 80-х гг. В. П. Казначеев опубликовал несколько книг посвященных научным и философским идеям В. И. Вернадского1, в наследии которого обнаружил интуиции и обобщения, созвучные собственным биологическим открытиям, наиболее известное из которых - исследование феномена дистантных межклеточных взаимодействий (ДМВ) и обусловленного ими «зеркального» цитопатического эффекта (ЦПЭ)2. Новосибирскими учеными был проведен следующий эксперимент. Живые клетки помещали в две изолированные друг от друга стеклянные колбы, разделенные кварцевым стеклом. Клетки одной из колб подвергали воздействию внешнего агента (ультразвука, УФ-излучения, раствора сулемы, вирусов и т.д.). Живые клетки, находившиеся в соседней колбе, действию этого агента не подвергались. И, тем не менее, в этой соседней колбе с достоверностью 7078% воспроизводился «зеркальный» цитопатический эффект. Он выражался в аналогичной картине деградации и гибели клеточной культуры, не подвергнутой действию агента, но воспринявшей сверхслабые электромагнитные сигналы от гибнущих в соседней колбе клеток3. Существующие биологические теории объяснить «зеркальный» цитопатический эффект были не в состоянии, и В. П. Казначеев выдвинул смелую гипотезу о том, что кванты электромагнитного поля могут выступать как одни из наиболее значимых материальных носителей потоков информации в биосистемах. К середине 60-х гг. новосибирским ученым были известны многочисленные экспериментальные данные, полученные разными исследователями, свидетельствующие о существовании сверхслабых излу-

1 Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. - Новосибирск, 1989.

2 Казначеев В. П. Информационная функция сверхслабых потоков в биологических системах // Материалы конференции: Физико-математические методы в биологии и медицине. - Новосибирск, 1965. - С.38-41; Казначеев В. П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях / В. П. Казначеев, Л. П. Михайлова. - Новосибирск, 1981.

3 Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. - Новосибирск, 1991. - С. 84.

86

чений фотонов у всех исследованных типов биосистем, исключая некоторые типы простейших, водорослей и бактерий. Предположение о том, что электромагнитные взаимодействия представляют собой один из общих принципов информационных взаимоотношений функционирующих живых систем, перекликается с выдвинутой еще А. Г. Гурвичем концепцией биологического поля1. На информационную роль в биологических системах электромагнитных полей в субмиллиметровом и вышележащих диапазонах указывает А. С. Пресман2. Опираясь на эти данные, В. П. Казначеев сделал предположение, что биосистема может быть представлена как неравновесная фотонная констелляция (ансамбль), существующая за счет постоянного притока энергии извне. Белково-нуклеиновые структуры в клетках сосуществуют, благодаря связям на основе фотонной констелляции. Квантовая информация хранится в молекулярных соединениях клеточных структур. Эта информация может извлекаться при биохимических превращениях, которые запускают предшествующие потоки информации, как существующие внутри клетки, так и передаваемые в нее извне (от других клеток, биосистем, из внешней электромагнитной среды и т.п.)3. Очевидно, что эти предположения В. П. Казначеева в высокой степени гипотетичны. Это прекрасно понимает их автор. Тем более, что в гипотезах В. П. Казначеева речь идет о целой «совокупности различных полей и факторов иной полевой природы, создаваемой потоками космических излучений и излучений живого вещества»4. Природа совокупного электромагнитного поля, выступающего специфическим регулятором динамической атомно-молекулярной организации жизнедеятельности живого вещества, в настоящее время исследована недостаточно. Вполне возможны какие-то иные, неизвестные науке, «поля», регулирующие жизнедеятельность клеток и целых организмов. В. П. Казначеев делает предположение о том, что вся генетическая информация биосистемы сосредоточена в макромолекулярной упаковке и извлечение нужной информации, ее структурирование в последовательности обменных процессов определяется динамической функцией поля. В представлениях новосибирского академика белково-нуклеиновая форма жизни - не единственная. Она тесно взаимодействует с различного рода «полевыми» ее проявлениями. Внутриклеточное поле взаимодействует с внешними полями поверхности Земли, с полями других клеток. С

1 Гурвич А. Г. Теория биологического поля. - М., 1944.

2 Пресман А. С. Электромагнитные поля в природе. - М., 1968; Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. - Новосибирск, 1991. - С. 43.

3 Там же. - С. 82.

4 Там же. - С. 96.

учетом того, что электромагнитные поля различных биосистем известны ученым, изложенная гипотеза не противоречит современным естественнонаучным данным и в определенном смысле даже не является оригинальной. Другое дело, что В. П. Казначееву или сторонникам его идей предстоит еще объяснить самое главное - каков же механизм передачи и хранения информации этими гипотетическими «полями»?

Большим достоинством научных и философских идей академика В. П. Казначеева, на мой взгляд, является их экспериментальная основа. Концепция В. П. Казначеева соответствует представлениям В. И. Вернадского о роли космических материально-энергетических потоков в организации живого вещества биосферы, однако сформировалась она эмпирическим путем в ходе многолетних биофизических экспериментов, проводившихся в лаборатории клинической биофизики ИКЭМ СО АМН СССР. Степень проявления ЦПЭ заметно варьировала при изменениях характера солнечной активности, геомагнитной ситуации, географической широты места проведения эксперимента и т. д. Новосибирские ученые располагают постоянно обновляющимися данными, указывающими на важную функцию внешних электромагнитных полей (геомагнитного поля, потока солнечной радиации и т. д.) в жизнедеятельности живых клеток. Еще в 30-е годы А. Л. Чижевский экспериментально установил, что в гипомагнитных камерах развитие бактерий существенно изменяется. В. П. Казначеев и его сотрудники существенно расширили эти опыты. В аспекте влияния потока солнечной радиации на клеточные основы организации живого вещества интересные данные были получены в 1981 г., в период, включавший день солнечного затмения. Выявлено заметное угнетение активности роста клеток, совпадающее по времени с приближением солнечного затмения, что, по мнению новосибирского академика, свидетельствует об информационной роли квантов электромагнитного поля Солнца в регуляции жизнедеятельности биосистем. Любопытны результаты экспериментов по изучению действия видимого света на биохимические и физиологические параметры многоклеточных живых организмов. Они свидетельствуют о возможной нейтральности живого организма (лабораторных подопытных животных) к зеленому свету в отношении баланса газов в крови. В то же время красный и синий свет изменяет газовый состав воздуха в клетках животных. Красный свет уменьшает количество кислорода в легких подопытного животного на 2,4% в сравнении с контрольной группой животных. При действии синего света у животных усиливается поглощение кислорода легких на 21,5% в сравнении с количеством кислорода в темноте (оно принималось за 100%). Результаты этих экспериментов позволяют сделать вывод о фотодинамическом влиянии видимого света (длина волны до 300 мм) на белки, жиры и углеводы. В частности, зеленый свет вызывает значительное

снижение количества кислорода в эритроцитах (высокоспециализированных клетках крови) и замедляет отдачу ими кислорода. При красном свете скорость отдачи кислорода приближается к максимуму. На этом фоне происходят определенные изменения содержания белка. Наблюдаются также изменения содержания общих липидов (жировых соединений) в циркулирующей крови, появляются гидроперекиси, изменяется антиокислительная активность сыворотки крови. Действие синего света увеличивает количество общих липидов в крови относительно темного фона. Аналогично существенно растет количество гидроперекисей. Действие зеленого света резко увеличивает содержание общих липидов в крови и в то же время уменьшает число гидроперекисных групп, снижает проокси-дантный эффект. Красный свет дает относительное увеличение количества общих липидов в крови у подопытных животных по сравнению с контрольной группой. Количество гидроперекисей в циркулирующей крови при этом не изменяется, а сыворотка приобретает антиокислительные свойства. В совокупности указанные результаты говорят о том, что перераспределение состава потока электромагнитных квантов области видимого спектра осуществляет важную информационную функцию в регуляции обмена веществ в организме1.

Итак, все живое на планете подвержено воздействию всевозможных электромагнитных полей, влияющих на биохимию и физиологические параметры организмов. Животные, растения и человек воздействуют друг на друга своими электромагнитными полями, а возможно и «полями», неизвестными в настоящее время науке. Белково-нуклеиновая и полевая формы жизни образуют единый монолит живого вещества. Для русского космизма характерно утверждение о том, что жизнь на Земле есть проявление общекосмических законов эволюции живого вещества. Был ли В. П. Казначеев знаком с рериховским Учением Живой Этики (в книгах новосибирского академика встречаются ссылки на некоторые идеи Н. К. Рериха), но его эксперименты по изучению действия видимого света на многоклеточные живые организмы удивительно напоминают опыт из книги «Озарение» (часть третья, V, 4): «Неужели вам трудно понять смысл астрологии? Если не хватает знания, предлагаю сделать опыт. Нужно взять четыре организма: растение, рыбу, птицу и животное. Скажем - лилия, карп, голубь, собака. Запасти по семи экземпляров и для каждого деления устроить помещение, лишенное дневного света и напитанное цветным лучом электричества. Стекла надо взять наиболее близкие цветам радуги. На ночь можно лишь понижать степень света. Так можно наблюдать около четырех месяцев. После чего даже слепой поймет разницу следствий. При этом еще будет отсутствовать главное усло-

1 Пресман А. С. Указ. соч. - С. 89-90.

89

вие звездного луча - его химический состав...»1. В научном и философском творчестве академика В. П. Казначеева при всей необычности и масштабности его утверждений нет сектанской неуравновешенности и громких заявлений, характерных для новоиспеченных последователей тех или иных духовных учений. В литературно-философском и общественно-культурном наследии Н. К. Рериха В. П. Казначеев высоко оценил философский синтез высших духовных исканий Востока и Запада, считая квинтэссенцией многообразных общекультурных и научных достижений, появившихся на почве российского ренессанса, слова Рериха о том, что «человек - прежде всего обитатель Космоса и только потом житель планеты Земля». Наряду с космизмом К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. К. Рериха его научные идеи созвучны философии всеединства В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. В своей наиболее философской, обобщающей работе «Космопланетарный феномен человека» В. П. Казначеев сформулировал концепцию комплексного изучения феномена человека, который следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность. Основное положение этой работы о многообразии реальных социоприрод-ных измерений человека следует рассматривать как полемически заостренное против известного тезиса Г. Маркузе об одномерном человеке и упрощенно-рационалистических конструкций психоанализа в целом. Любым редукционистским учениям о природе человека академик В. П. Казначеев противопоставляет идею, опиравшегося на представления теории множеств, П. А. Флоренского о человеке как микрокосме бесконечном по своему многообразию и равномощном макрокосму Мира.

В. П. Казначеев выделяет пять социоприродных измерений человека:

измерение-1 - это здоровье человека, охватывающее глобальный, по-пуляционный и индивидуальный уровни. Многие работы новосибирского академика посвящены выделяемому им популяционному уровню здоровья и таких функций популяционного здоровья как живой труд, воспроизводство и воспитание человека;

измерение-2 - совокупность социоприродных валентностей (хозяйственный уклад, институт семьи, культурная традиция, язык), определяющих возможности и направленность реализации социальной активности человека;

измерение-3 - отражает эволюционно-экологические основы здоровья человека и его психофизиологические возможности;

измерение-4 - есть социоприродный биосферно-ноосферный мир, в котором реализуются психофизические возможности и резервы человека;

1 Учение Живой Этики: в 3 т. Т.1. - СПб., 1993. - С. 215.

90

измерение-5 - выражение слабых экологических связей, определяющих полевые (прежде всего, электромагнитные) основы жизнедеятельности человека.

Особое внимание в работах В.П. Казначеева уделяется последнему, пятому измерению. Сильные экологические связи выражаются в биотическом кругообороте (по М. М. Камшилову), в трофических связях различных групп организмов (автотрофы-растения - гетеротрофы-животные и т.д.), в биогеохимических циклах химических элементов и т. д. Слабые экологические связи идентифицируются новосибирским академиком, прежде всего, с полевой организацией клеточных структур, выражаемой в фотонных констелляциях. Различные клеточные образования живой природы взаимодействуют друг с другом, а также с земным электромагнитным полем и космическими излучениями. Сочетание белково-нуклеиновой и полевой форм живого вещества неоднократно изменялись в процессе эволюции на нашей планете. Возникновение Homo sapiens В. П. Казначеев связывает со взрывоподобным скачком: полевая форма на этой стадии эволюции стала доминирующей1. До линии гоминид бел-ково-нуклеиновая форма живого вещества доминировала, затем обе формы по своей значимости выровнялись и около 40 тыс. лет назад произошел этот скачок. У академика В. П. Казначеева ряд интереснейших эволюционных гипотез. Но, судя по всему, энергоинформационные «поля» групп людей «воспринимаются» исключительно чувствительными людьми, но не приборами. Насколько известно автору этой статьи, приемником так называемых «торсионных» полей в экспериментах проводившихся в 1986 г. в Москве Г. И. Шиповым и А. Е. Акимовым выступал не прибор, а само человеческое тело. Располагает ли В. П. Казначеев приборами, способными регистрировать «биополя» людей и коллективов (если употребление термина «биополе» корректно не только по отношению к электромагнитным полям живых клеток)2? У новосибирского академика научные доказательства в некоторых случаях подменяются богатым культурологическим материалом. В. П. Казначеев ссылается, в частности, на этологическую концепцию К. Лоренца, трактующую значение универсально распространенной «триумфальной церемонии» в ранних человеческих популяциях. Эта церемония, составлявшая в отработанных массовых проявлениях «героического энтузиазма» (ритуальный триумфальный

1 Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. - Новосибирск, 1991. -С. 118.

2 Точка зрения скептика по этому вопросу четко выражена в статье: Лебедев В. П. Вечность мифа об экстрасенсорном восприятии // Проблемы ценностного статуса науки на рубеже XXI века. - СПб., 1999. - С. 243-262.

91

крик), была связана с большими психофизическими, энергетическими затратами и несомненно, активизировала полевую организацию человека той эпохи. В. П. Казначеев ссылается также на концепцию народной культуры и праздничности М. М. Бахтина, концепцию коллективных действий вокруг ролей охотника и его добычи О. М. Фрейденберг и на другие культурологические теории. По мнению новосибирского академика, аналоги триумфальной церемонии можно усмотреть и в проявлениях современной массовой культуры, например, в так называемой молодежной рок-культуре, где столь существенны массовые моторно-двигательные выражения «героического энтузиазма»1. Исследуя энергоинформационные структуры, образующиеся в результате мышления и деятельности людей (Казначеев проводит и парапсихологические опыты, в которых ученые из Новосибирска посылают в установленное время фиксированные мыслеобразы коллегам из других городов и стран), академик В. П. Казначеев настаивает на том, что человек возник на планете Земля как особая (разумная) космопланетарная форма живого вещества и предостерегает против «континуальных» гипотез, в соответствии с которыми непрерывный процесс эволюции белково-нуклеиновой формы жизни экстраполируется и на человека. По его мнению, «Сам процесс мышления у человека (в определенной мере и у животных, растений), есть не реализация известных биоокислительных процессов в клетках (нейронах), их синоптического (биохимического, биофизического) взаимодействия (организации), а результат другого, специфического энергоинформационного потока, полевой формы живого вещества2. В. П. Казначеев не одинок в этом выводе. Глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга, выразил в своей итоговой книге «Тайна сознания» нейрохирург Уайлдер Пенфилд. Модель мозга нейрохирурга Карла При-брама, основанная на голографических принципах, представляет собой альтернативу двум действующим моделям работы мозга: теории поля и теории характерных соответствий. По мнению Прибрама, его модель способна объяснить многие из кажущихся таинственными свойств мозга - огромный объем памяти, способность сенсорных систем к воображению, проекцию образов из области памяти, некоторые важные аспекты ассоциативного воспоминания. В 70-х гг. некоторые ученые для объяснения материального носителя и функционирования сознания использовали голографическую гипотезу. В книгах академика В. П. Казначеева суще-

1 Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. - Новосибирск, 1991. -С. 122.

2 Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - Москва-Кострома, 1996. - С. 42.

ственны, скорее, не многочисленные ссылки на исследования ученых, не принимающих упрощенно механические объяснения работы мозга1, но целостность самих представлений о природе человека, пусть и обосновываемых множеством, еще не ставших строгими научными теориями, гипотез. «Полевая» биология, «полевая» физика и «полевое» сознание предполагают и «полевую» этику. Для концепций Казначеева, Налимова, Грофа и др. характерно рассмотрение индивидуального цикла человеческой жизни как геокосмического шага к его бессмертию, бессмертию и эволюции живого космического пространства. По мнению этих ученых, человеческая личность выражает скрытую, лишь интуитивно ощущаемую целевую функцию, реализуемую через формирование своей генеральной линии жизни. Концепция В. П. Казначеева о человеке как кос-мопланетарном фономене содержит положение о необходимости культуры мышления, так как слияние семантических форм интеллекта с пространственно-полевыми потоками объединяет человечество с окружающим и пронизывающим нас живым космическим пространством.

Картезианский дуализм сознания и материи безнадежно устарел как эвристическая составляющая «жесткого ядра» механистической парадигмы, определявшей развитие науки на протяжении четырех столетий2. Ученые пытаются согласовать фундаментальные научные теории с традиционными натурфилософскими представлениями о единстве всех энергий и материи, о развитии психической энергии человека, как условии его здоровья и трудоспособности. При чтении книг академика В. П. Казначеева иногда возникает ощущение, что натурфилософские представления в них просто излагаются на наукообразном языке. Но, в конце концов, почему бы и нет? Быть может, русский космизм поспособ-

1 Со своей стороны отмечу, что круг этих нестандартно мыслящих ученых все-таки достаточно узок. Интересующимся такого рода гипотезами можно посоветовать обратиться к критическому разбору квантово-механических концепций сознания Г. Степпа, Л. Г. Домаш, В. В. Чавчанидзе, Э. Х. Уокера в монографии: Цехмистро И. З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания. -Харьков, 1981 и другим работам Цехмистро. Наиболее серьезное научное обоснование парапсихологических феноменов содержится в монографии: Дубров А. П. Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. - М., 1989. Для рассматриваемой темы важны работы: Гроф С. За пределами мозга. -М., 2002; Налимов В. В. В поисках иных смыслов. - М., 1993 и другие тексты представителей трансперсональной психологии.

2 В. В. Налимов категорично утверждает, что картезианский дуализм в настоящее время экспериментально опровергнут, хотя известные многолетние па-рапсихологические исследования Р. Джана и Б. Данн свидетельствуют только о необъяснимости пока в рамках существующих теорий феноменов психического воздействия на компьютерную технику.

ствует признанию механистической наукой того очевидного, о чем имеются свидетельства в различных культурных, религиозных и философских традициях. Идея русских космистов о прямом энергообмене между живым организмом и окружающим его пространством - основополагающая для восточной натурфилософии. В концепции В. П. Казначеева Универсум состоит из различных уровней, что противоречит картезианской трехмерности и сближает ее с традиционной натурфилософией: с древнейшей натурфилософией архаических народов, с натурфилософскими представлениями в мировых религиях и в платонической традиции. Картезианство постулирует особый семантический мир, лишенный каких-либо физических характеристик. В традиционной натурфилософии разграничение мира физического и психического отчетливо не делается, напротив постулируется возможность соприкосновения человеческой мысли с различными уровням Универсума по закону «подобное познается подобным». Проблема исследования и передачи знаний между различными культурами в концепции В. П. Казначеева трансформируется в необходимость исследования энергоинформационных структур различных культур. Рассматривая динамику эволюционного развития сознания, академик В. П. Казначеев особое внимание уделяет неким предельным состояниям человеческого сознания, в которых как бы «замирает» белково-нуклеиновая составляющая его микрокосма и активизируются полевые образования, устремленные к Абсолюту. Соответствия индо-тибетскому психотренингу, ссылаясь на исследования М. Элиаде и других культурологов, он обнаруживает в самых различных культурных традициях. Для «предельных состояний сознания» известных в отечественной православной культуре определяющим является платонико-христианский мистицизм. Заметно влияние ранних работ А. Ф. Лосева на концепцию В. П. Казначеева. В целом истоки идеи всеединства и русского космизма обнаруживаются не только в византийском онтологизме и античном платонизме, но еще глубже - в индоевропейских мифологических системах, возникающих в индоиранском, эллинском, славянском, германском и скандинавском культурном ареалах. Черты сходства этих систем всесторонне проанализированы Ж. Дюмезилем, а также В. В. Ивановым, В. Н. Топоровым и другими исследователями. Медитативное восхождение к Абсолюту П. А. Флоренский, в соответствии с традицией византийского онтологизма, обозначил как «горящее сердце непреложной истины». В. П. Казначеев приводит сходные представления о роли духовного сердца в тибетской культуре и в японском дзен-буддизме1. Анализируя

1 Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. - Новосибирск, 1991. -С. 177, 187.

культурологический материал, академик В. П. Казначеев показывает единство знаний различных народов о психофизических центрах человека, связующих его с Космосом.

Новосибирский академик считает правомерным говорить о новом этапе в развитии научной мысли, связанным с постановкой вопроса о том, является ли известная нам только по земному варианту белково-нуклеиновая форма жизни единственно возможной и, является ли человек, Homo sapiens, единственно возможной формой разумного живого вещества в космосе1. В соответствии со своей экспериментально обоснованной гипотезой о полевой форме живого вещества В. П. Казначеев предлагает целые программы преобразований в медицине, экономике, в области политики и права. Новосибирские ученые уже несколько десятилетий исследуют так называемые «электромагнитные заболевания». Их клиническая картина разнообразна. Она включает широкий спектр патологий - от капилляропатий, тяжелых, острых и хронических органических патологических процессов. В настоящее время эти заболевания из-за трудности их выявления врачи относят к известным нозологическим формам. Между тем этиология и патогенез таких заболеваний, несомненно, едины. В своих последних работах академик В. П. Казначеев подвергает критике «цеховую» многопредметную медицину «отдельностей» организма. Медицина становится все более технологичной. В механистической парадигме медицина рассматривает человеческое тело как состоящее из отдельных органов и систем организма, которые с прогрессом врачебной науки смогут заменяться искусственными. Пересадка органов, генная технология и т. д. - все это рыночно более легкий путь к финансовым интересам инвесторов. Рынок существенно перекрывает дорогу фундаментальной науке. В. П. Казначеев последовательно отстаивает холистический, органистический подходы ко всему живому. В организме человека однозначная причина болезни не всегда может быть выявлена, подобно причине механического перемещения предмета в физике Ньютона. Об этом писали клиницисты С. П. Боткин, И. В. Давыдовский, Г. А. Захарьин, Г. Ф. Ланг2. По мнению академика В. П. Казначеева, сама практика показала, что применение антибиотиков, гормонов, ферментов, цитостатиков позволяло иметь лишь временные успехи. Эпидемия хронической патологии только нарастала и продолжает расширяться в XXI веке. В. П. Казначеев полагает, что многие болезни и в ранних, и в поздних возрастах следует относить не только к классу нозологий, но и к па-

1 Там же. - С. 23.

2 Казначеев В. П. Проблемы «Сфинкса XXI века». Выживание населения России / В. П. Казначеев, Я. В. Поляков, А. И. Акулов, И. Ф. Мингазов. - Новосибирск, 2000. - С. 97-99.

тологии, связанной с конфликтом эндобиосферного «тела» организма, с его барьерно-защитными, метаболическими и морфологическими структурами. Изменяется сама природа, сама эволюция патоморфоза. Мы наблюдаем ускоренный конфликтный процесс коэволюции бактериально-вирусного протозойного сообщества и витальных основ человека1. Проще говоря, несоблюдение самоуверенным человечеством эволюционных законов развития сознания уже привело к ранее неизвестным эндобакте-риальным эпидемиям внутри организма. В. П. Казначеев утверждает, что целая серия изменений внешней среды (к примеру, геомагнитные бури, совпавшие с периодом оплодотворения) качественно изменяют онтогенез человека, резервы его здоровья. Эти резервы здоровья транслируются и не только генетически (хотя генетическая нагрузка также возрастает, что хорошо известно из классической клиники), но и эпигеномно. Если генетически наследование происходит в 7-12% случаев, то эпигеномный груз, т. е. стресс матери и отца при зачатии ребенка, будет восприниматься в 70% и более. По словам В. П. Казначеева, сегодня мы имеем все более искаженное представление о патологических процессах (некая виртуальность!). Это знание, накопленное в госпитальных клиниках, восприятие патологии отфильтровано нозологическим ситом. Реальностью же является эпидемия хронической патологии2.

Если в медицине надежды новосибирского академика связаны с необходимостью введения понятия полевых форм живого вещества и научном обосновании «полевой» профилактики хронических заболеваний, то в социально-политической сфере он является сторонником правовой государственности, но считает преобладание экономики над природой и духовностью человека разрушительным, как при социалистической советской системе, так и при капитализме. В. П. Казначеев во многих своих работах критично высказывается о по сути мальтузианской, социал-дарвинистской «Повестке дня на XXI век» - документе, принятом в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Земля в состоянии прокормить по среднему стандарту 1-1,5 млрд чел. Чтобы преодолеть видимое фатальное противоречие этой перспективы с тенденцией увеличения численности населения планеты в обозримом будущем (до 10 млрд чел), выдвинута модель стабильного развития, не дающая, несмотря на свое широкое распространение, ответа на главный вопрос: «Какова должна быть судьба остальных 7-8 миллиардов, обреченных на существование ниже «стандарта»? В чем, собственно, состоит для них процесс стабилизации?» Документ, принятый на конференции в Рио-де-Жанейро, представляет собой, по мнению

1 Там же. - С. 105.

2 Там же. - С. 107.

В. П. Казначеева, одно из наиболее впечатляющих свидетельств несостоятельности научных школ и общественных движений, занимающихся разработкой глобальных проблем - несостоятельности с точки зрения соответствия этих идей фундаментальным геокосмическим закономерностям функционирования базовых естественно-природных систем планеты. Новосибирский академик убежден в возможности осуществления принципиального изменения технологии ресурсообеспечения человечества, названной В. И. Вернадским «автотрофностью». Экономическое и геополитическое соревнование социальных систем, наращивание вооружений, сегодняшние этносоциальные «холодные» войны, недвусмысленное намерение Запада превратить Россию в «танцплощадку», откупившись от населения элементарными бытовыми услугами и товарами - все эти причины отодвинули на неопределенный срок поиск автотрофных технологий. Виртуальный, компьютеризированный и технизированный мир ложных представлений об удовольствиях, благополучии и счастье человека все дальше отрывает его от эволюционных энергоинформационных космических потоков, для обозначения которых В. П. Казначеев в последних своих работах использует термин «соувинг»1. Во многих работах В. П. Казначеева в качестве альтернативы для концепции «большой» экономики предлагается концепция экономики человека. По его мнению, человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного общества. Чем больше общество осознанно вкладывает ресурсы в развитие человека, тем оно демократичнее. В. П. Казначеев высказывается за социально ориентированную экономику рыночного типа и за свободное от государственных властных структур гражданское общество -«тот соборный уровень, который не подчиняется государству (соборность - не государственное устройство, это духовность, космопланетар-ная, священная), должны восторжествовать в учебных заведениях, в армии и т.д.»2. В отличие от многих западных политологов и специалистов в области демографических процессов, новосибирский академик не видит будущее России исключительно в мрачных тонах. Талантливых детей рождается сейчас не меньше, чем в советские годы. Весь вопрос в том, способна ли российская государственность реформироваться так, чтобы человек мог найти работу, отвечающую его космопланетарной програм-

1 Казначеев В. П. Проблемы космоноосферной футурологии / В. П. Казначеев, А. Н. Дмитриев, И. Ф. Мингазов; под общ. ред. В. П. Казначеева. - Новосибирск, 2005. - С. 183; Казначеев В. П. Проблемы «Сфинкса XXI века». Выживание народов России / В. П. Казначеев, Я. В. Поляков, А. И. Акулов, И. Ф. Мингазов. - Новосибирск, 2005. - С. 234.

2 Казначеев В. П. Ноосферная экология и экономика человека / В. П. Казначеев, А. А. Кисельников, И. Ф. Мингазов; под общ. ред. В. П. Казначеева. - Новосибирск, 2005. - С. 234.

97

ме? Горький факт, что мы сегодня не имеем социального рынка, спроса на таланты и способности. 70-80% людей, с трудом получающих дипломы, устраиваются на любую работу. Так - какие же у них могут быть семья, дети, квартира? Речь не только о демографической катастрофе в нашей стране - это одна из глобальных проблем человечества. Академик В. П. Казначеев поддержал группу отечественных и зарубежных ученых, сформулировавших Ноосферную Конституцию Человечества, дополняющую такие международные документы как Декларация Прав Человека (1948) и другие конвенции. Впервые в международной законодательной практике даются в понятийном аппарате определения духовности, души, человека, человечества, нравственности, этики и др., которые являются ключевыми для человека как биологического вида.

Конечно, все это звучит утопично. В экономике и в политике преобладают социал-дарвинистские тенденции. Но существует ли альтернатива в решении глобальных проблем человечества - учению о ноосфере? Время покажет насколько эффективны в профилактической и лечебной практике, сконструированные и используемые в лабораториях Международного института космической антропоэкологии (МИКА), зеркала Козырева, спинорно-торсионные генераторы и т. п. В последних работах В. П. Казначеев пишет о наступившем веке - как о веке космопланетар-ных трагедий, призывая молодежь противостоять негативным тенденциям прежде всего культурой своего мышления. Новосибирский академик пытается дать научное обоснование материализации эфира в энергетических потоках1, силы коллективного и индивидуального мыслетворчества, способной, по его мнению, повлиять на судьбу планеты. Природа столь обычной для нас человеческой мысли не имеет пока научного обоснования. В. П. Казначеев теперь чаще ссылается на гипотезу биоплазмы (Грищенко-Капари, 1945) как особого вещества планетарно-космического пространства. Во все времена наука продвигалась вперед благодаря смелым гипотезам.

1 Казначеев В. П. Проблемы космоноосферной футурологии / В. П. Казначеев, А. Н. Дмитриев, И. Ф. Мингазов; под общ. ред. акад. В. П. Казначеева. - Новосибирск, 2005. - С. 214.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.