Научная статья на тему 'Научное знание как фактор социальных трансформаций современного общества'

Научное знание как фактор социальных трансформаций современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SOCIAL TRANSFORMATIONS / KNOWLEDGE SOCIETY / SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY / CONTINUOUS EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булатецкая Алена Юрьевна

В условиях формирования современного общества знаний происходят существенные трансформации социальной жизнедеятельности, совершенствование социальной структуры и социальных институтов, формирование сетевого сообщества, развивающего многочисленные социальные взаимосвязи и взаимодействия людей в киберпространстве в реальном времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS A FACTOR OF SOCIAL TRANSFORMATIONS OF MODERN SOCIETY

In the context of the formation of modern knowledge society there are significant transformations of social life, improvement of its social structure and social institutions, the formation of a network community that develops numerous social interactions and interactions of people in cyberspace in real time.

Текст научной работы на тему «Научное знание как фактор социальных трансформаций современного общества»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Булатецкая А.Ю.

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В условиях формирования современного общества знаний происходят существенные трансформации социальной жизнедеятельности, совершенствование социальной структуры и социальных институтов, формирование сетевого сообщества, развивающего многочисленные социальные взаимосвязи и взаимодействия людей в киберпространстве в реальном времени.

Ключевые слова. Научное знание, социальные трансформации, общество знания, социальная структура общества, непрерывное образование, информационно-коммуникационные технологии.

Bulatetskaya A.U.

SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS A FACTOR OF SOCIAL TRANSFORMATIONS OF MODERN SOCIETY

Abstract. In the context of the formation of modern knowledge society there are significant transformations of social life, improvement of its social structure and social institutions, the formation of a network community that develops numerous social interactions and interactions of people in cyberspace in real time.

Keywords. Scientific knowledge, social transformations, knowledge society, social structure of society, continuous education, information and communication technologies.

Анализ социально-экономических процессов, происходящих в развитых странах мира в условиях становления общества знания, показывает, что наряду с формированием новых управленческих и маркетинговых технологий, созданием информационных систем, ростом наукоемкой продукции, расширением масштабов знаниевых ресурсов, активным использованием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, происходят существенные трансформации в социальной сфере жизнедеятельности общества.

Во второй половине ХХ столетия получают развитие социологические работы, освещающие концептуальные проблемы развития общества, основанного на знании (knowledge-based society). В 1959 г. о новых тенденциях, связанных с увеличением численности квалифицированных специалистов и менеджеров («белых воротничков») объявил П. Друкер. Он ввёл понятие «knowledge worker», означающее «специалист по работе со знанием или когнитивный работник» и определил начало нового этапа общественного развития, основой которого является растущая социально-экономическая роль знания [7, с. 53].

Д. Белл в своей работе «Конец идеологии», а затем и в «Грядущем постиндустриальном обществе» рассмотрел конституирующую роль знания в становлении качественно новой социальной системы.

ГРНТИ 04.21.51 © Булатецкая А.Ю., 2019

Алена Юрьевна Булатецкая - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Пермского государственного национального исследовательского университета.

Контактные данные для связи с автором: 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15 (Russia, Perm, Bukieva str., 15). Тел.: 8 (342) 239-63-29. Е-mail: alena.bulatetskay@gmail.com. Статья поступила в редакцию 24.01.2019.

Он справедливо утверждал, что «осевым принципом постиндустриального общества является громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения» [2].

Особый интерес представляют взгляды Н. Штера, который в начале 90-х годов ХХ века сформулировал новую концепцию «общества знания». В отличие от Д. Белла, он предлагает рассматривать общество знания в контексте социального действия. Его интересуют содержательные проблемы развития знания, связанные с влиянием информационно-коммуникационных технологий на положение личности, и возникающие в связи с этим проблемы солидарности и власти. Он подчёркивает, что развивающееся знание проникает во все уровни социальной организации общества, вызывая формирование новых проблем солидарности и власти, а также усиливает влияние современных медиа-структур на положение личности, приводит к растущему спросу на подготовку квалифицированных специалистов. В то же время, он отмечает, что развитие знания может быть основой как для новых форм неравенства и социальных конфликтов, так и для социальной солидарности.

В целом, следует констатировать, что многие авторы в своих оценках общества знания сходятся на едином понимании влияния нового общества на социальную жизнедеятельность. Во-первых, утверждается стадийность развития общества, в котором значительно повышается роль информационных и знаниевых ресурсов. Во-вторых, отмечается расширение масштабов вовлечённости граждан в сферу материального производства и использования ими социально значимой информации. В-третьих, постулируется тезис о превращении информации в ключевой фактор увеличения производительности труда и экономического роста. В-четвёртых, происходит изменение роли политики и государственной власти под воздействием потоков информации, увеличение её открытости и гласности.

Вместе с тем, следует согласиться с мнением Б. Крингс, которая справедливо отмечает, что в работах Н. Штера и других учёных не предлагаются действенные механизмы и технологии социальных преобразований в формирующемся обществе знаний. Автором отмечается, что в новом обществе знание превращается в ведущий элемент общественного воспроизводства, основной фактор изменения социальной структуры общества, сложившихся социальных связей и отношений, социальной мобильности и профессиональной специализации.

Современное интеллектуальное общество развивается в условиях, когда создание, производство и применение новых знаний и технологий существенно влияют на изменение социальной структуры, социальных отношений и взаимосвязей, трансформируясь в результате системного решения комплекса экономических, политических, социальных, духовно-нравственных и других проблем общества знания. В новых условиях, важнейшей характеристикой трудовых отношений становится гибкость, организация труда на индивидуальном уровне, расширение самостоятельности и ответственности работников при одновременном росте производительности и интенсивности трудовых процессов.

В социальной структуре создаваемого общества возрастает количество когнитивных работников, способных генерировать необходимые знания и информацию, решать управленческие задачи, применяя современные информационно-компьютерные технологии, повышающие конкурентоспособность фирм за счет роста производительности труда, соединения технологического, коммуникационного и информационного потенциала различных трудовых коллективов, располагающих нужными знаниями. По мнению Р. Райха, к таким когнитивным работникам относятся люди, занятые в сфере работы со знанием, символические аналитики, чей вклад связан с идентификацией и решением проблем, а также с упорядочиванием трудовых отношений [8].

Изменение социальной структуры интеллектуального общества связано также и с увеличением прослойки педагогов и ученых, которых Д. Гэлбрейт относит к новому слою буржуазного общества, к прослойке, которая быстро развивается и численно увеличивается [3, с. 434]. Повышение значимости и политического веса учёных и педагогов связано с их влиянием на подготовку специалистов для общественного производства и генерированием идей и технологий, обеспечивающих успех и прогрессивное развитие общества.

В процессе производственной деятельности происходит накопление капитала знания, который обеспечивает не только функционирование самого когнитивного работника, но и становится объектом корпоративной собственности, независимой от его индивидуального производителя. Такая трансформация индивидуальной компетенции когнитивного работника в корпоративный капитал знания рассматривается Т. Стюартом [9] как одна из наиболее важных сфер ответственности менеджмента знания.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

103

Улучшаются характер и условия труда работников, оплата их труда увеличивается в соответствии с ростом образования, квалификации, компетентности, опыта и навыков. Значимым социальным эффектом развития общества знания становится высокая степень интеграции женщин в наукоёмкие отрасли производства и управления, связанные с развитием информационных технологий. Решение тендерных вопросов обусловлено повышением требований к социальным компетенциям работников, потребностям и способностям женщин к командной работе, проявлениям творческой инициативы и созданием дополнительных предпосылок совместимости эффективной работы и заботы о своей семье.

Под воздействием новых реальностей происходит трансформация ведущих социальных институтов общества. Значительно расширяются масштабы и глубина социальных коммуникаций, возрастает качество жизни граждан, активизируется творческий потенциал людей, происходит усиление влияния институтов гражданского общества на все стороны жизнедеятельности, расширяется поле персонали-зации, активизируется мобильность информационных ресурсов. Такой мощный синергетический эффект приводит к повышению общего интеллектуального и образовательного уровня граждан.

Сетевые коммуникации, создание новых, высокотехнологичных рабочих мест, информационно-компьютерная революция позволяют увеличивать социальную мобильность общества, особенно молодёжи, повышать действенность системы управления, включать в планы стратегического развития вопросы социальной защиты работников, улучшения функционирования объектов региональной социальной инфраструктуры, социальной ответственности частного бизнеса.

Наряду со значительными позитивными изменениями, следует учитывать и негативные социальные последствия развития знаниевых ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Происходит усиление социальных диспропорций между противоположными слоями населения, ухудшается межпоколенное взаимодействие в семье между молодёжью и людьми преклонного возраста, здоровыми и инвалидами, происходит социальная изоляция отдельных социальных слоёв населения, которые не сумели быстро адаптироваться к новым экономическим реальностям и, в силу различных причин, «выключились» из процесса получения знаний. Инновационные изменения в общественном производстве зачастую приводят к усилению конфликтов в трудовых коллективах, особенно в условиях сокращения персонала.

Превращение знаний в ключевой фактор цивилизационного прогресса приводит к мощному развитию «индустрии образования», обеспечивая огромным массам населения доступность знаний и информации. Новое «обучающееся общество» направлено не только на обучение человека в течение всей жизни, но и на формирование его умения к самообучению. Эта потребность формируется структурными изменениями на рынке труда и расширяющимися потребностями в высокоподготовленных профессионально-квалификационных ресурсах, возрастающей динамикой применения новейших информационно-компьютерных технологий, изменением индивидуального и общественного сознания сотрудников, активизацией мотивационных потребностей, профессиональных компетенций, стремления к творчеству и новаторским разработкам и т.д.

В новых условиях система начального, среднего и высшего образования должна отвечать потребностям общественного развития, связанным с осуществлением непрерывного образования, обеспечением экономики специалистами, обладающими профессиональными компетенциями, соответствующими реальностям цифровой экономики, способных пользоваться новейшими информационными технологиями, находить необходимую информацию и адаптировать ресурсы глобальной сети к своим возникающим и развивающимся потребностям.

Создаваемая образовательная парадигма интегрирует интеллектуальный потенциал различных стран в общемировую структуру знания. Соответствующие выводы сделаны в докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы». Отмечается, что высшее образование позволит перейти к здоровому образу жизни и улучшению «показателей здравоохранения», что сулит «значительные социальные выгоды» [5]. В то же время, следует подчеркнуть, что не существует жёсткой зависимости между уровнем образования и состоянием общей культуры и качества жизни населения. Повышение уровня образования граждан способствует расширению общей культуры и качества жизни людей, но не снимает всего комплекса существующих в обществе социальных опасностей, угроз и рисков.

Формирование нового типа общества сопряжено не только с развитием образовательной системы, но и с расширением масштабов научной деятельности по производству знания, выступающего важ-

нейшим ресурсом развития социума. Для этого требуется систематическая поддержка новых научных направлений и современных образовательных программ, способствующих подготовке необходимых для общества знания специалистов. Детерминантой этого процесса является возрастающая роль в производственной сфере наукоемких технологий, для работы с которыми требуются специалисты высшей квалификации.

Важной характерной особенностью нового общества является востребованность практически ориентированного знания, направленного на непосредственное применение в производственной области или социальной сфере. Поэтому основное предпочтение отдается тем видам научного знания, которые нужны «здесь и сейчас». Современный тип капиталистических отношений продуцирует такой важный компонент товарной стоимости как знание. Соответственно, в новой рыночной системе будут развиваться те знания и технологии, которые выгодны транснациональным корпорациям и бизнесу вообще. Поэтому М. Кастельс считал основой развития «общества, основанного на знаниях» именно «информа-циональный капитализм» («informational capitalism») [6, с. 18], позволяющий не только обеспечивать решение глобальных проблем современности, но и расширять возможности экономического и социального развития общества за счет повышения общего образовательного уровня жителей планеты.

В новом обществе знания основным субъектом его формирования становится университет, как активный провайдер воспроизводства и распространения знания. За последние годы получила развитие инновационная идея тройной спиральной модели между университетами (генераторами знаний), индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений. В результате такого взаимодействия обеспечивается оптимальная связь трех названных выше сфер - вузовской, промышленной и властной [1].

Таким образом, развитие современного общества знания является важным фактором социальных трансформаций общества. Развитие знаниевых ресурсов и информационно-компьютерных технологий способствуют формированию сетевого общества, которое развивает многочисленные социальные взаимосвязи и взаимодействия людей в киберпространстве в реальном времени, позволяя им не только получить разнообразную информацию, но и найти единомышленников, друзей, партнеров по решению различных задач, создать социальные группы, имеющие общие взгляды и ценностные установки, уйти от одиночества и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылев Н.И., Грибанова Н.Л. «Новая экономика», ее движущие силы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. 2006. № 1 (17).

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

3. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2014.

4. Фасхиев Т.А. Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия. Уфа: УГАТУ, 2012.

5. Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2003.

6. CastellsM. The rise of the network society. Maiden (MA): Blackwell, 2000. Vol. 1.

7. Drucker P.F. Post-capitalist society. N.Y.: Harper, 1993.

8. ReichR.B. The work of nations: Preparing ourselves for 21st century capitalism. N.Y.: Random House, 1992.

9. Stewart T.A. Intellectual capital: The new wealth of organizations. N.Y.: Doubleday, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.