Э. С. КУЛЬПИН
НАУЧНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОСТУЛАТЫ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Приведены отобранные наиболее значимые фрагменты из монографии Э. С. Кульпина «Социоестественная история. От метода - к теории, от теории - к практике», опубликованной в 2014 г. издательством МБА и в том же году переизданной в качестве электронной книги издательством «Учитель».
Ключевые слова: социоестественная история (СЕИ), методология, теория, цели и задачи науки, человек, общество, природа, решающий опыт, этнос, кризис.
Отличие Земли от других известных нам небесных тел - в наличии биосферы. Последняя и есть та общая сверхсистема, в рамках которой взаимодействуют три названных элемента (общество, живая и неживая природа. - Прим. ред.), каждый из которых является сложной и достаточно автономной системой. Эволюция биосферы Земли - наука, изучающая развитие жизни во всех ее аспектах, а СЕИ изучает один из таких аспектов. Следовательно, СЕИ -часть истории биосферы Земли (с. 78).
Предметом социоестественных исследований являются взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния процессов, явлений и событий в жизни общества и природы как в настоящем, так и в прошлом. В результате исследований формируется новая научная дисциплина на стыке гуманитарных и естественных наук - социо-естественная история (с. 5).
Первая задача СЕИ - как сделать историю наукой (в строгом понимании естественников)... Особое значение в СЕИ придается данным естественных наук. Исторические документы создаются, как правило, отдельными людьми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Историк, работающий с нарративными (письменными, историческими) документами, обречен иметь дело с непол-
История и современность, № 1, март 2016, 5-11
ной правдой (с. 112). Наиболее простое решение: обратиться к тем свидетельствам, которые объективны и, самое главное, не могут быть иными. Подобные свидетельства дают природа и трактующие их естественные научные дисциплины. Поэтому в СЕИ аргументы истории эволюции биосферы, факты, объясняемые законами живой и неживой природы, являются главными (с. 112-113).
Цель научного исследования - выявление общего правила. Творить - значит отличать, выбирать и находить общее правило. Суть научного поиска - в нахождении новой точки зрения на мир, которая должна согласовываться со всем, что уже известно, но кое в чем расходиться с нашими представлениями. Для этого необходимо найти ошибки в прежних представлениях, но не просто ошибки, а еще и пути их исправления (с. 33).
Цель создаваемой теории заключается прежде всего в том, чтобы понять все уже известные факты, сверх этого теория должна быть способна утверждать определенные положения, допускающие проверку путем эксперимента или наблюдения. Характерной особенностью науки является то, что вы должны иметь возможность описывать явления так, чтобы можно было сказать нечто вразумительное, не имея исчерпывающих данных (с. 32).
Следовательно, наука подразумевает право на ошибку. Более того, теория представляется научной постольку, поскольку она может быть опровергнута, а существенный элемент прогресса - доказательство неправильности той или иной теории. При этом в науке хорошую и плодотворную революцию можно совершить только тогда, когда мы пытаемся внести как можно меньше изменений, когда ограничиваемся прежде всего разрешением узкой, четко очерченной проблемы (с. 32).
Главная цель СЕИ - способствовать формированию целостного представления о взаимоотношениях человека и природы. Вытекающая из этой цели задача: согласование основных взглядов, представлений, концепций, гипотез и теорий, утвердившихся как в естественных, так и в гуманитарных научных дисциплинах.
Более конкретные задачи:
- формулирование концепций развития отдельных цивилизаций, этапов исторического развития;
- поиск подходов к методологическим проблемам языка, пространства и времени, основных понятий.
При подобных целях и задачах главный научный принцип, как это ни парадоксально звучит, - ничего или минимум нового в конкретных научных дисциплинах, то есть открытий, нововведений и т. п. Новое должно появляться за счет переосмысления известного, в том числе аргументов и фактов, известных лишь узким специалистам конкретных областей знаний, появляться само собой, как ядро ореха, когда разбивается скорлупа (с. 66-67).
Социоестественная история... имеет свое четкое поле для исследования, ограниченное треугольником «человек - природа -техника (технология)» (с. 63). Связи между обществом и природой мы называем социоестественными, поскольку в этом названии отражена их взаимозависимость, а также подчеркивается междис-циплинарность как основное условие изучения взаимодействия человека и природы. При таком подходе социоестественная история -это предмет, цель которого - изучение взаимосвязей, взаимовлияния и взаимозависимости явлений, процессов и событий в жизни людей и природы, а также «инструмента» взаимодействия - техники и технологии (с. 61).
Главные «действующие лица» СЕИ - Человек Хозяйствующий и Вмещающий Ландшафт - жизненное пространство хозяйствующего человека. Действия последнего определяются, как я полагаю вслед за С. Н. Булгаковым, не одним голым экономическим интересом, но его духовной сферой - представлениями о мире и о себе. Реакция природы на воздействие общества, как и общества на воздействие природы, есть реакция сложного живого организма (с. 79).
Масштаб времени. Природные процессы длятся сотни миллионов, миллионы лет. Даже тысячелетия для природы (речь идет об автономных процессах) - малые отрезки времени, для человека, напротив, максимально большие: это время жизни цивилизаций. Временное поле СЕИ - минимальное для одной системы и максимальное для другой: не меньше века, не больше тысячелетий - таков временной интервал взаимодействия двух систем. За пределом тысячелетий нет жизни общества, за пределом столетия нет процессов в природе. ... Активная сторона взаимодействия во взаимоотношениях природы и общества определяет протяженность и масштаб единого времени (с. 80).
Если привести в соответствие пространство и время СЕИ, то исторически в эпоху агротрадиционалистских обществ полем вза-
имодействия человека и природы будет жизненное пространство не индивида и не группы, а соответствующее времени жизни цивилизаций жизненное пространство этноса и суперэтноса. Основное жизненное пространство в СЕИ - вмещающий ландшафт суперэтноса. В СЕИ пространство и время связаны обратной связью: чем меньше пространство единого вмещающего ландшафта, тем больше течение времени. .В наши дни урбаносциентистских обществ пространство является единым для всего мира, всех суперэтносов, и в сравнении с прошлым время потекло стремительно. Итак, чем меньше пространство, тем больше время, и наоборот (с. 81).
Этнос - это устойчивая во времени человеческая общность, возникшая в определенном вмещающем ландшафте и развивающаяся в определенном канале эволюции, состоящая из индивидов, имеющих ряд идентичных представлений о мире и о себе, сформированных в ходе совместной жизни многих поколений и позволяющих наиболее оптимально приближаться к конечной цели всех душевных стремлений - уравновешенности, безопасности, приспособлению, целостности, осуществлять самореализацию значимости личности в этнической системе ценностей. Этнос - закрытая система (мы - не они, свой язык - один из важнейших элементов закрытости), характеризующаяся пластичностью (оптимальным сочетанием изменчивости и устойчивости), состоящая из индивидуумов, не только осознающих свою принадлежность (маркируемую самоназванием) к системе, но и неосознанно (бессознательно) непременно принадлежащих ей. Устойчивость общности основывается на коллективном бессознательном ощущении и индивидуальном сознательном понимании, на осознанном или неосознанном общественном согласии относительно порядка взаимоотношений внутри и вне общности (общих правил или того, что является для членов общества обязательным, что позволительно и что запрещено, моральных императивах, ритуале, обычном и формальном праве, более широко в культуре). Устойчивость обеспечивается поведением отдельных членов и контролирующими органами (как религиозного типа, так и светскими), стоящими на страже исполнения общественно согласованного порядка. Порядок основывается на правилах и идеологических постулатах, формулирующих закономерности практического поведения (с. 93-94).
Суперэтнос и цивилизация. Суперэтнос - группа этносов, объединенных не только общей территорией (вмещающим ланд-
шафтом), но и общей судьбой. Судьба суперэтноса - процесс его жизни, жизненный путь. Жизнь суперэтноса - жизнь Человека Хозяйствующего, его хозяйствования, взаимоотношений с природой, обусловленных его представлениями о мире и о себе (мировоззрением, культурой) и обуславливающих эти представления. В самом общем виде: цивилизация в СЕИ понимается как процесс развития (жизненный путь) суперэтноса, протекающий в одном и том же канале эволюции (с. 87).
Кризис - это когда обновленный, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, у него повышается иммунитет. Катастрофа -это когда организм погибает (с. 95).
Совокупность хозяйственного, экономического, социального, политического, культурно-идеологического кризисов, затронувших суперэтносы, есть кризис цивилизации. Во время последнего общество стоит перед необходимостью смены основных представлений о мире и о себе, переоценки ценностей, создания новой системы ценностей, включающей в себя как морально-этические, адресованные непосредственно к отдельной личности, так и общечеловеческие, адресованные ко всему обществу. Происходит изменение отношений личности и государства, понятий порядка, свободы, войны и мира и др. Идет напряженный поиск новой системы хозяйствования, новых технологий, соответствующих иной системе координат, иным представлениям о мире и о себе. Иными словами, кризис цивилизации есть бифуркация - момент и процесс выбора нового канала эволюции, в частности установления берегов канала... Важнейшим элементом ограничений нового канала эволюции является система ценностей. Если общество оказывается неспособным создать новую систему ценностей и следовать ей, имеет место социальная и экологическая катастрофа (с. 96). Если создает, то возникает временное относительное социально-экологическое равновесие, равновесие сил внутри общества и между природой и обществом - социально-экологическая стабильность... Цивилизация, пройдя через кризис, вырабатывает условия более надежного равновесия как в обществе (социальный мир), так и между природой и обществом (новые экологически более чистые технологии), находит пути восстановления природных ландшафтов, совершенствует старые и внедряет новые технологии (с. 97).
Аксиомы СЕИ:
- в отличие от обычной истории людей, в СЕИ эпохи агротра-диционалистских обществ все, что происходит в течение одного
века, должно рассматриваться как однопорядковое. События, явления и процессы, укладывающиеся в рамки века, должны браться совокупно, нерасчлененно;
- одно из главных действующих лиц СЕИ - Человек Хозяйствующий - должен рассматриваться на уровне этноса и суперэтноса. Отсюда мировоззрение, которое влияет и определяет поведение хозяйствующего человека, есть представление о мире и о себе не отдельного человека, не групп людей, но этносов и суперэтносов;
- географическое пространство деятельности человека - это вмещающий ландшафт этноса и суперэтноса;
- законы биосферы и законы общества проявляются в СЕИ неравнозначно. Практически действуют лишь те из них, которые способны проявлять себя в вышеназванных временных, пространственных и системных границах.
Помимо названных, аксиомами СЕИ являются аксиомы эволюции биосферы, а также ее принципы и законы, так как согласно положениям, принятым в естественных науках, законы целого являются аксиомами для части (с. 84-85).
Рабочие методы СЕИ:
... Наша задача - понять, в чем и как проявляется динамичное взаимодействие двух начал: Человека Хозяйствующего и Вмещающего Ландшафта. При этом история агротрадиционалистских обществ - та область научного знания, где новое слово можно сказать практически единственным образом: не вводя новый, а осмысливая и переосмысливая уже наработанный огромный фактический и концептуальный материал (с. 107).
.Каждый метод исследования стал методом СЕИ лишь после его апробации (с. 119).
.Главный метод естественников и СЕИ раскрывает или открывает понятие решающего опыта, также не используемого гуманитариями. Словами Анри Пуанкаре, «накопление плохих опытов совершенно бесполезно; будь их сотни или тысячи - все равно, довольно появиться единственному труду настоящего мастера, каковым был, например, Пастер, чтобы все они потонули в забвении. Это хорошо понимал Бэкон, изобретший термин experimentum cru-cis - решающий опыт... Что же такое - хороший опыт? Это -опыт, который дает нам нечто большее по сравнению с единичным фактом; это - опыт, дающий нам возможность предвидеть, т. е. позволяющий делать обобщение» (с. 29).
Синхронистическая таблица
Первый шаг социоестественного исследования - составить своеобразный дайджест процессов, зафиксировать (констатировать) эти процессы, зафиксировать и последние достижения в соответствующих областях наук (с. 114).
Далее выявляем весомость фактов, распределяя их по значимости (процессы, события и явления) в соответствии с основными принципами, аксиомами и законами СЕИ. А поскольку, как мы знаем, любое обобщение фактов, осуществленное в соответствии со взаимосвязями, в которых эти факты находятся, в определенном порядке является гипотезой, то тем самым мы создаем гипотезу (с. 115).
Одна из основных целей составления синхронистической таблицы заключается в выявлении резонанса процессов в жизни общества и природы (с. 114). Синхронистическая таблица выявляет значимость процессов, а значит, и направления - объекты конкретных исследований. Она же показывает «узкие места» - те, где известных фактов для понимания процессов недостаточно и необходимо либо дополнительное специальное исследование, либо, если таковое невозможно, искусственная реконструкция - моделирование. Если синхронистическая таблица есть восхождение от частного к общему, то затем должно следовать нисхождение от общего к частному. Синхронистическая таблица - только первый (после сбора материала) шаг в социоестественном исследовании. Шаг, за которым следуют другие, также требующие максимального напряжения всех интеллектуальных сил (с. 117).
Определение границ компетентности. Выявление взаимосвязи природы и общества не в частных, отдельных случаях, но по основным глобальным процессам, событиям и явлениям, есть не просто научный опыт, но решающий опыт для самой СЕИ, ее научного метода. Этот опыт уже проведен на примерах истории Дальневосточной цивилизации, Европы и России <...> Взаимосвязь основных процессов в жизни природы и общества уже не вызывает сомнений. Однако кроме глобальных процессов есть и локальные, совокупность которых определяет поток истории. Здесь взаимосвязи не всегда явственны, а иногда и вовсе отсутствуют, что является сигналом того, что данные процессы, явления и события должны исследоваться в рамках традиционных научных дисциплин, а не СЕИ (с. 106-107).