Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
502
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паршутина Анна Алексеевна, Минайченкова Екатерина Игоревна

В статье рассмотрены некоторые аспекты познания и методы научного исследования социально-экономических процессов. Метод научного познания (исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта. Исследования с использованием научных методов характеризуются строгостью формулировок и объективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Паршутина Анна Алексеевна, Минайченкова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC COGNITION AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

The article discusses some aspects of cognition and methods of scientific research of socio-economic processes. The method of scientific cognition (research) is understood as an instrument, a means of cognition. In the method of cognition, an objective regularity turns into a rule of action of the subject. Research using scientific methods is characterized by strict formulations and objectivity.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Научная статья УДК 338:316.35

doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_29

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Паршутина Анна Алексеевна

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 201764@stud.rguk.ru

Минайченкова Екатерина Игоревна

Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, kotenok7771@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты познания и методы научного исследования социально-экономических процессов. Метод научного познания (исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта. Исследования с использованием научных методов характеризуются строгостью формулировок и объективностью.

Ключевые слова: научное познание; методы научного исследования; социально-экономические процессы.

Для цитирования: Паршутина А. А., Минайченкова Е. И. Научное познание и методы научного исследования социально-экономических процессов // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 2. - С. 29-33. 10.47576/27824578 2022 2 29.

Original article

SCIENTIFIC COGNITION AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

Parshutina Anna A.

A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, 201764@stud.rguk.ru

Minaichenkova Ekaterina I.

S. Y. Witte Moscow University, Moscow, Russia, kotenok7771@yandex.ru

Annotation. The article discusses some aspects of cognition and methods of scientific research of socio-economic processes. The method of scientific cognition (research) is understood as an instrument, a means of cognition. In the method of cognition, an objective regularity turns into a rule of action of the subject. Research using scientific methods is characterized by strict formulations and objectivity.

Keywords: scientific cognition; methods of scientific research; socio-economic processes.

For citation: Parshutina A. A. Minaichenkova E. I. Scientific cognition and methods of scientific research of socio-economic processes. Regional and branch economy, 2022, no. 2, pp. 29-33. doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_29.

Любая наука основывается на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - производит законы той области деятельности, которую изучает. Возможности получения таких результатов называются методами научного исследования. Современное научное мышление стремится проникнуть в суть исследуемых явлений и процессов. Изучение в научном смысле -это доказанное применение научного предвидения, продуманный расчет, планомерные поисковые исследования, научная объективность. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя отбрасывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты приводят к началу важного открытия.

С научной точки зрения мало установить какой-либо новый доказанный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение (применение). В обобщенном виде в исследовательской работе можно ориентировочно выделить несколько основных этапов, на которых выполняются различные рассматриваемые действия и составляются разнообразные материалы [8].

В настоящее время наука развивается быстрыми темпами. Увеличение объема научных знаний происходит каждые 10-15 лет. Именно наука является причиной такого быстрого развития. Несмотря на это, она не была бы столь продуктивной, если бы не была так развита система методов, императивов и принципов знания. Благодаря правильно подобранному методу и таланту ученого происходит познание глубоких связей явлений, раскрытие их сущности, открытие законов и закономерностей. Таким образом, происходит развитие окружающего мира. Количество разработанных наукой методов стремительно растет. Достаточно сложно определить их точное количество. Таким образом, можно сказать, что в современном мире актуально рассмотрение вопроса, связанного с методом научного познания [1].

В качестве основного тезиса можно выделить утверждение о том, что метод научного исследования можно назвать «путем к чему-либо». Также тезис можно сформулировать

в вопросах: «Так ли необходимо прорабатывать алгоритм действий и соблюдать план при проведении научного исследования?», «Существует ли универсальный план научного исследования, не зависящий от выбран -ных методов?», «Нужно ли придерживаться общепринятых правил и стандартов при проведении исследований?». К этим выражениям можно добавить: это - обобщенный длинный путь к достижению конечного результата. Это схема правил, приемов, способов, норм познания и действий. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда -осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно, позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности.

Раскрывая тезис, необходимо подчеркнуть, что метод научного познания (исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта. Также следует отметить, что исследования, проходящие с использованием научных методов, характеризуются строгостью формулировок и объективностью.

Характерной чертой теоретического знания является его ориентация на себя, внутренняя рефлексия, то есть изучение самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных закономерностей, предсказания осуществляется научное предвидение будущего [2].

В качестве первого аргумента можно привести логические рассуждения. В тезисе эссе мы определяем метод научного исследования как путь к достижению конечного результата, некую схему, алгоритм действий. Все методы научных исследований можно разделить на эмпирические (наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и обоб-

щение; синтез; абстрагирование и конкретизация; моделирование).

Например, мы выбрали эмпирический метод для того, чтобы решить определенную задачу и прийти к конечной цели. В результате нашей работы и анализа мы можем заниматься наблюдением, исследованием объекта. Но для этого у нас будет установлен некий план работы, исследование будет разделено на этапы: нужно выбрать подходящий способ наблюдения, начертить план исследования объекта, лучше даже с описанием, ведь надо понимать, как может повести себя этот объект, на который направленно действие, и конечно, не обойтись без специальных приборов для наблюдения. Тогда образуется целостная картинка восприятия и понимания своей деятельности.

Алгоритм действий в случае выбора моделирования как метода научного исследования состоял бы из следующих этапов: постановка задачи и определение свойств оригинала, подлежащих исследованию; констатация затруднительности или невозможности исследования оригинала в натуре; выбор модели, достаточно хорошо фиксирующей существенные свойства оригинала и легко поддающейся исследованию; исследование модели в соответствии с поставленной задачей; перенос результатов исследования модели на оригинал; проверка этих результатов [3].

Для подтверждения правильности тезиса, приведенного выше, обратимся к авторитетным источникам. Например, Ю. Н. Колмогоров утверждает, что «для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнить в определенной последовательности», а также, что «применительно к работам студентов можно наметить следующие последовательные этапы выполнения исследовательских работ: подготовительный; проведение теоретических и эмпирических исследований; работа над рукописью и ее оформление; внедрение результатов научного исследования» [4].

«Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации. Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и на-

учно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам» [4].

Возвращаясь к первоначальным тезисам, можно сказать, что не все они так однозначны, ведь необходимые для проведения исследования этапы действительно довольно сильно различаются в зависимости от методов. Тем не менее есть много схожего. Например, этап осознания цели, проблемы исследования, а также формулирование гипотезы и сбор информации для подготовки к исследованию не зависят от метода проведения исследовательской работы. При этом при составлении планов исследований существует множество различий, ведь сравнение и анализ, моделирование и обобщение являются очень разными методами исследования, хотя и имеют в своей структуре нечто схожее [7].

Любая наука использует разнообразные исследовательские методы, которые зависят от характера, количества и разнообразия решаемых в ней задач. Однако отличительная черта научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняются сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая.

Организация и проведение научного исследования невозможны без опоры на научную методологию, без использования соответствующих методов. В конечном итоге, выбор метода диктуется многими факторами, наиболее важными из которых являются: соответствие возможностей метода решению исследовательских задач, простота и доступность для исследователя. В целях всестороннего изучения предмета в научном (в том числе дипломном) исследовании используется, как правило, комплекс различных методов [6].

Как говорилось ранее, мир меняется, меняются направления исследований науки. Мы не должны останавливать это развитие, иначе это может привести к стагнации в научной деятельности, при этом нам следует опираться на этические нормы предыдущих парадигм, чтобы новые открытия приносили именно пользу. Парадигма - совокупность убеждений и восприятий картины мира, которая существует в определенном моменте времени. Смена парадигмы - неизбежность. Смена поколений ученых провоцирует появление научных революций, вызванных людьми, опередившими свое время, потому что их открытия не укладываются в признанную на данный период времени парадигму.

Любой новатор рискует быть непонятым и отвергнутым научным сообществом, но так или иначе он предоставляет факты в подтверждение своей теории. Часто новатор ставит на кон свою жизнь в пользу своего открытия. И только когда появляется достаточно много продолжателей теории, заново открывая ее, порой после смерти гения, эта теория признается. Благодаря предыдущим открытиям сейчас есть доступ к информации, и развитие науки и техники осуществляется быстрее, чем в прошлые века.

Высказывание К. Бернара очень подходит в продолжение этой мысли: «Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята». Насто-

ящий ученый задается не только вопросом «Почему?», но вопросом «Зачем?». Несмотря на это, сейчас происходит ускоренное наложение исследований и открытий друг на друга, и парадигма становится более пластичной [5].

Именно в момент расширения научной парадигмы можно ухватиться за «хвост» реальности и приблизиться к истине. Когда, как не сейчас, нужно найти правильный смысл и познать реальность. И главное, что хочется подчеркнуть: зачастую мы знаем больше, чем мы можем сказать. Рассматривая пути для возможной дискуссии по заявленной теме, хочется отметить, что в итоге каждый исследователь оставляет за собой право самому решать, каким образом проводить свою работу, поэтому результаты приведенной работы и аргументы носят рекомендательный характер.

Подводя итог, можно заметить, что изначальный тезис, заключающийся в необходимости разрабатывать алгоритм научного исследования, следовать плану, в большинстве случаев является верным и подходящим для применения. По представленной теме, тем не менее, остается широкое поле для дискуссии, ведь существует альтернативное мнение, заключающееся в том, что при проведении исследования ученому нет необходимости загонять себя в рамки, в общепринятые стандарты. В то же время алгоритмы и готовые планы помогают исследователю экономить время.

Список источников

1. Аралова Е. В. Философия глобальных категорий: цивилизация, культура, духовность // Власть. 2012. № 6. С. 58-61.

2. Андреев А. Н., Положенцева И. В. Пространство свободы для молодежи в эпоху глобализации // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2020. № 10. С. 15.

3. Воронецкий А. В., Ладан С. С., Моисеева О. А., Скляднева В. В. Система научных коммуникаций в научно-исследовательских институтах // Наука - главный фактор инновационного прорыва в пищевой промышленности : сборник материалов юбилейного форума, посвященного 85-летию со дня основания ФГАНУ «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности». 2017. С. 30-33.

4. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2017. 152 с.

5. Кушнарева И. В., Кирсанова Е. А. Виды деловых коммуникаций и пути достижения максимально -го эффекта // Всероссийская конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2020) : сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2020. С. 131-134.

6. Ле М. Н. Т., Ксенофонтова Х. З. Роль коммуникации в сфере образования // Векторы развития современной экономики: проблемы теории и практики : материалы международной научно-практической конференции. Мм, 2021. С. 135-139.

7. Моисеева О. А. О стратегиях развития современного коммуникационного поля // Конференци-ум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 532-535.

8. Основы научных исследований : учеб. пособие / [А. А. Бубенчиков и др.]; Минобрнауки России, ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2019.

References

1. Aralova E.V. Philosophy of global categories: civilization, culture, spirituality. Power. 2012. No. 6. pp. 58-61.

2. Andreev A.N., Polozhentseva I.V. Freedom space for youth in the era of globalization. Scientific Bulletin of the Humanitarian and Social Institute. 2020. No. 10. p. 15.

3. Voronetsky A.V., Ladan S.S., Moiseeva O.A., Sklyadneva V.V. System of scientific communications in research institutes. In the collection: Science is the main factor of an innovative breakthrough in the food industry A collection of materials of the anniversary forum dedicated to the 85th anniversary of the foundation of the Federal State Institution "Research Institute of the Bakery Industry". 2017. pp. 30-33.

4. Methods and means of scientific research: studies. manual / Yu. N. Kolmogorov [et al.]. Yekaterinburg : Ural Publishing House. un-ta, 2017. 152 p.

5. Kushnareva I.V., Kirsanova E.A. Types of business communications and ways to achieve maximum effect. In the collection: All-Russian conference of young researchers with international participation "Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization" (Social Engineer-2020). Collection of materials of the All-Russian Conference of Young researchers with international participation. Moscow, 2020. pp. 131-134.

6. Le M.N.T., Ksenofontova H.Z. The role of communication in education. In the collection: Vectors of development of the modern economy: problems of theory and practice. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021. pp. 135-139.

7. Moiseeva O.A. On strategies for the development of the modern communication field. ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. 2016. No. 3. pp. 532535.

8. Fundamentals of scientific research: studies. manual / [A. A. Bubenchikov et al.]; Ministry of Education and Science of Russia, OmSTU. Omsk : Publishing House of OmSTU, 2019.

Сведения об авторе

ПАРШУТИНА АННА АЛЕКСЕЕВНА - Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 201764@stud.rguk.ru

МИНАЙЧЕНКОВА ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, kotenok7771@yandex.ru

Information about the author

PARSHUTINA ANNA A. - Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, 201764@stud.rguk.ru

MINAICHENKOVA EKATERINA I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, S. Y. Witte Moscow University, Moscow, Russia, kotenok7771@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.