УДК 373.2 ББК 4411.38
НАУЧНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Г.В. Яковлева
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
SCIENTIFIC REFLECTION OF THE PHENOMENON OF INNOVATIVE METHODICAL WORK IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
G. Yakovleva Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development
Освещена проблема феноменологии инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: ее отличительные особенности, характеристика, особенности содержания и организации.
Ключевые слова: феномен, инновация, методическая работа, инновационная методическая работа, модель построения инновационной методической работы, особенности инновационной методической работы, формы методической работы.
The problem of phenomenology of innovative methodical work in preschool educational institution is covered: its distinctive features, characteristic, features of the content and organization.
Keywords: phenomenon, innovation, methodical work, innovative methodical work, model of construction of innovative methodical work, features of innovative methodical work, forms of methodical work.
Проблема методической работы не является новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДОУ к организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их образования в системе методической работы [1-4]. А это, в свою очередь, требует пересмотра и обновления как содержания методической работы, так и форм её организации.
В исследованиях Ю.К. Бабанского, М.М. По-
ташника, С.Г. Молчанова методическая работа определяется как часть профессионально-пе-дагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой осваиваются, экспертиру-ются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия, и мы в полной мере разделяем позицию данных авторов [1,3].
Современная образовательная ситуация отличается включением большинства образовательных учреждений в инновационный процесс. Часть образовательных учреждений и их педагогические коллективы готовы к реализации (внедрению) современных инноваций, предлагаемых образовательной практикой. Также часть педагогов образовательных учреждений готова к разработке авторских подходов к обновлению дошкольного образования. Педагогами создаются авторские программы, методические рекомендации, дидактические комплексы, обеспечивающие каче-
Вопросы общего образования
ственное внедрение инноваций в практику. Вся вышеперечисленная деятельность организуется в рамках методической работы. В связи с этим, говоря об инновационных процессах в дошкольном образовании сегодня, мы имеем полное право выделять не только систему методической работы в ДОУ, но и систему инновационной методической работы.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности.
Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, должно организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности, отбору позитивных инноваций [4, 5].
Феномен инновационной методической работы отражается в её особенностях:
- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;
- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
- оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.
Для проектирования инновационной методической работы, на наш взгляд, необходимо построение её модели. Поиск наиболее приемлемого варианта модели инновационной методической работы осуществляется на ос-
нове изучения различных подходов к выбору модели, описанных в научно-педагогической литературе; научно обоснованного предвидения будущего состояния системы методической работы, её основных компонентов с учетом знаний тенденций её обновления, появления нового содержания и организационных форм.
При создании модели инновационной методической работы необходимо руководствоваться также общедидактическими требованиями к выбору структуры методической работы. Такие требования определены и обоснованы в работах Ю.К. Бабанского, С.Г. Молчанова [1,3].
Первым методологическим требованием авторы считают требование целостного охвата процедурой выбора всех основных компонентов методической работы: принципов, целей, содержания, возможностей, а также особенностей влияния на методическую работу внешних условий. Другое методологическое требование - осознание инновационного характера обучения педагогов ДОУ в рамках методической работы [1, 3, 5]. Данные методологические требования стали основой для разработки нами модели инновационной методической работы, послужившей предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении.
Цель создания модели инновационной методической работы - с одной стороны, сформировать конструкцию, воплощающую абстрагированную структуру методической работы, с другой - зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы.
Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.
С точки зрения морфологического аспекта анализа модели, в качестве основного элемента нами выделяется цель обновления методической работы: повышение качества образовательных услуг. Приоритетными направле-
Яковлева Г.В.
Научное отражение феномена инновационной методической работы...
ниями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия реализации модели инновационной методической работы в современных исследованиях: отбор инновационного содержания дошкольного образования и организация его оценивания педагогами; проектирование продуктивных форм методической работы; нормирование форм методической работы, ориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их профессиональной компетентности.
В ходе исследования автором предпринята попытка выявить и описать особенности подсистем данной модели: концептуальной, нормативной, организационно-технологической, квалитативно (инструменты)-компаративной (процедуры).
Концептуальная подсистема: научное обоснование обновления методической работы (перевода её в инновационную методическую работу).
Нормативная подсистема: нормативное поле инновационной деятельности, нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность и инновационную методическую работу, нормативная основа мотивации педагогов в условиях инновационной деятельности. Закрепление норм времени на инновационную методическую работу, самообразование, создание инновационной методической продукции. Нормирование форм методической работы, ориентированных на разработку педагогами авторских программ и методических разработок, как результата инновационной деятельности.
Организационно-технологическая подсистема: содержание и организация продуктивных форм инновационной методической работы. Организация деятельности инновационных структурных подразделений педагогов (методических объединений, творческих групп, школ профессионального мастерства).
Квалитативно-компаративная подсис-
тема: оценивание объектов инноваций: оценивание эффективности инновационной методической работы, профессиональной и методической компетентности педагогов, инновационной методической продукции, инструментального обеспечения. Главная функция данной подсистемы предполагает реализацию системы инновационной методической работы и её оценку. Данная функция раскрывает обратную связь, показывающую эффективность функционирования системы.
Говоря об обучении педагогов новым инновационным способам профессиональной деятельности, большинство авторов сходятся во мнении о необходимости организации продуктивных форм инновационной методической работы [3, 4]. В классификации, предложенной С.Г. Молчановым, выделены следующие формы методической работы:
1) репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);
2) репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции);
3) эвристические (проблемные и проб-лемно-проектные семинары, организационнодеятельностные игры);
4) эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок);
5) продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-иссле-довательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска) [3].
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности, по нашему мнению, являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей.
Таким образом, научное отражение феномена инновационной методической работы заключается в выявлении ее особенностей, разработке модели инновационной методической работы с описанием ее подсистем: концептуальной, нормативной, организационнотехнологической, квалитативно (инструмен-ты)-компаративной, использовании научных подходов к отбору продуктивных форм, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Вопросы общего образования
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 1992. - 626 с.
2. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях / Л.П. Ильенко. -М.: Изд-во «Аркти», 1999.-48 с.
3. Молчанов, С.Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетент-
ности / С.Г. Молчанов // Развертывание научноприкладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска / под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1993. - 203 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л. С. По-дымова. - М.: Изд-во «Магистр», 1997. —431 с.
5. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики / Н.Р. Юсуфбекова. -М.: Знание, 1991. -276 с.
Поступила в редакцию 21 января 2010 г.