Научная статья на тему 'Научное общество и власть: опыт сотрудничества в конце XIX начале XX вв. '

Научное общество и власть: опыт сотрудничества в конце XIX начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорзов Е. А.

Современная государственная власть проявляет повышенный интерес к науке для достижения важных стратегических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хорзов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное общество и власть: опыт сотрудничества в конце XIX начале XX вв. »

Хорзов Е.А.,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.

Современная государственная власть проявляет повышенный интерес к науке для достижения важных стратегических задач. Опыт сотрудничества научного сообщества с властью в России имеет давнюю и противоречивую историю. Чаще всего оно реализовывалось посредством взаимодействия различных институтов науки (научные общества, отраслевые институты Академии наук и т.д.) с органами власти. В данной статье мы не будем характеризовать научную инфраструктуру Российской империи, СССР и современной России, а остановимся на деятельности Русского географического общества (РГО) как наиболее крупном и авторитетном научном обществе начиная с середины XIX в. Опыт его сотрудничества с властью является, на наш взгляд, ярким примером данного взаимодействия.

В ноябре 2009 г. в Москве состоялся внеочередной съезд, а в декабре 2010 г. в Санкт-Петербурге - XIV съезд РГО. Они прошли при непосредственном внимании и участии российского правительства [1, С. 19]. Для самого РГО и его отделов интерес со стороны государства не нов. На протяжении 165-летней истории существования оно постоянно находилось в поле зрения властей и время от времени пользовалось особым вниманием при решении разнообразных задач. С момента открытия РГО находилось в тесных связях с государственной властью, т.к. было образовано по высочайшему повелению императора Николая I в 1845 г. для наиболее полного изучения Российской империи, а 28 декабря 1849 г. в знак особой признательности вместе с новым уставом получило статус императорского (ИРГО) [2, С. 1]. На протяжении дореволюционного периода ИРГО его деятельность удачно вписывалась в концепцию М. Фуко «знания-власти» и подтверждала формулу философа: «Власть устанавливает знание, которое, в свою очередь, выступает гарантом власти» [3, С. 59-60]. Это наиболее ярко можно было наблюдать на окраинах Российской империи, которая получала мощные вызовы со стороны других империй (Китайской и Британской) и сама была заинтересована в расширении своего влияния в Азии. Тем самым ИРГО отводилась важная роль в имперской экспансии, инфраструктурной консолидации окраин с центром и международной презентации Российской империи [4]. Геополитическая ситуация в регионе в середине XIX в. оправдывала опасения имперских властей и стимулировала тем самым усиление внимания на географическую науку, порождая между двумя субъектами (властью и научным обществом) разные спектры взаимодействия.

Сразу после основания данного научного общества стало ясно, что оно не сможет удовлетворить государственный интерес в научном изучении всей Империи даже при самом щедром финансировании. Центральный совет решил на окраинах Российской империи создать целую сеть подразделений - отделы ИРГО, разделив тем самым всю страну на исследовательские районы. Так было открыто около десятка отделов и подотделов. Имперские власти к 1917 г. создали достаточно развитую научную инфраструктуру на окраинах, особенно в Сибири.

В 1877 г. в Омске по инициативе генерал-губернатора Западной Сибири Н.Г. Казнакова был открыт шестой по счёту отдел - Западно-сибирский (ЗСОИРГО) [5, С. 459] - со своим сектором изучения: всей Западной Сибири и сопредельных территорий, не исключая и заграничные. Необходимость в подобной организации была продиктована не столько личными интересами (хотя и они присутствовали), сколько государственными и военно-стратегическими. К 1870-м гг. Омск являлся административным центром обширного края и форпостом продвижения имперской экспансии вглубь Азии. Государственная потребность в получении необходимой для управления информации наложилась на желание местных исследователей в консолидации своих сил. Н.Г. Казнаков, понимая значимость и стратегическое положение вверенной ему территории, смог удовлетворить обе потребности одним решением. Так появился ЗСОИРГО. Н.Г. Казнаков стал его первым покровителем. Тем самым была воспроизведена модель центрального отдела, но с учётом местной специфики. С самого начала стал закладываться опыт взаимодействия между научным обществом и властью в региональном контексте, что приводило к частичной деформации ЗСОИРГО как сугубо научной организации.

Личная инициатива при открытии Отдела привела в дальнейшем к сильному влиянию покровителя в его деятельности. Именно с главой администрации края сложилось наиболее тесное сотрудничество. Генерал-губернатор в качестве покровителя ЗСОИРГО был обязан следить за исполнением предписаний МВД (в чьём ведении находилось ИРГО), распоряжений из центрального отдела, а также утверждать руководство Отдела, контролировать финансовую часть и быть цензором печатных изданий. Руководство отдела ежегодно отправляло на имя генерал-губернатора отчёты. По желанию и по мере возможностей генерал-губернатор присутствовал на заседаниях Отдела, что подчёркивало его значимость в жизни края. Иногда он отдавал в дар в

библиотеку и музей и вносил в казну научного общества некоторые денежные суммы от своего имени. Общей закономерностью на всем протяжении существования ЗСОИРГО было то, что чем меньше покровитель (а им был генерал-губернатор Западной Сибири, а затем - Степного края) интересовался наукой, тем ответственнее он исполнял свои обязанности на этой должности, что порой приводило к конфликту с членами Отдела и наоборот. В течение дореволюционного периода этот вид институционального сотрудничества претерпел незначительные изменения.

В ходе решения задач по изучению территории края между ЗСОИРГО и властью проявлялся не институциональный уровень сотрудничества, а персональный. Первый опыт подобного сотрудничества с властью Отдел получил во время проведения экспедиций Н.М. Ядринцева на Алтай для изучения переселенческого вопроса. Здесь мы видим сочетание прямого заказа со стороны власти (изучение конкретного вопроса) и инициативы исследователя. Экспедиция была организована под личным контролем Н.Г. Казнакова, и сам Н.М. Ядринцев как чиновник по особым поручениям использовал свой административный ресурс для повышения эффективности результатов своей экспедиции. Применение административного ресурса на данном уровне сотрудничества было характерно в большей или меньшей степени для многих экспедиций дореволюционного периода. Совмещение государственных поручений с научным изучением приводило порой к интересным результатам, что порождало феномен ненаучных экспедиций с научными результатами и научного исследования со служебными поручениями (чаще всего инспекциями). Отчасти это можно объяснить профессиональным составом членов ЗСОИРГО. Административный и военный статус Омска повлиял на преобладание военных среди членов Отдела в первое 15-летие. Затем их количество уменьшилось, но они продолжали играть важную роль в изучении территории. Не меньшее число среди членов ЗСОИРГО было представителей гражданской администрации. По этой причине многие исследования проводились во время служебных командировок при минимальных затратах со стороны ЗСОИРГО, но с правом использования материалов в последующем. Таковы были поездки Ю.А. Шмидта, Г.Е. Катанаева и других членов отдела. Служебные поездки и командировки при своей ненаучности принесли ЗСОИРГО много ценного материала, который положительным образом повлиял на статус отдела.

За годы существования между ЗСОИРГО и другими органами власти сложились финансовые и нефинансовые коммуникации. Находясь в ведении Министерства внутренних дел, деятельность Отдела регламентировалась делопроизводственной документацией МВД. Между ЗСОИРГО и МВД сложились стабильные финансовые отношения в виде ежегодных субсидий, которые были направлены на проведение экспедиций и занятия просветительской деятельностью. Всё это позволяло ЗСОИРГО поддерживать статус ведущего научного общества в Западной Сибири.

Сотрудничество с местными органами полиции и жандармерии было эпизодическим и ограничивалось их (полиции и жандармерии) запросом списков членов для проверки и разрешением участия в научных экспедициях лиц с «предосудительным формуляром». Однако никаких штрафных санкций при выявленных нарушениях не следовало, т.к. местные власти в решении актуальных вопросов нуждались в грамотных специалистах, поэтому часто игнорировалась политическая неблагонадёжность исследователей. Некоторые политические ссыльные не только были простыми участниками, но и руководителями экспедиций, тем самым враги империи становились проводниками имперских идей.

В целом ЗСОИРГО выступал в качестве эксперта для государственной власти, а иногда становился дискуссионной площадкой при решении той или иной проблемы. Особо эти грани в деятельности Отдела проявились в начале 1890-х гг. при массовом переселении крестьян в Западную Сибирь и строительстве Транссибирской магистрали. Для решения данных вопросов требовались определенные знания, которыми обладал Отдел. В это десятилетие он активно сотрудничал с общеимперскими органами власти (Министерством земледелия и государственных имуществ и Комитетом сибирской железной дороги), что воплотилось в подрядные отношения для изучения некоторых территорий, оказание финансовой поддержки музею Общества, чтение тематических лекций членами Отдела работникам переселенческих партий и предоставление необходимой информации для указанных организаций. Данное сотрудничество подтверждало значимость деятельности ЗСОИРГО в изучении актуальных вопросов развития имперской консолидации.

Немаловажным аспектом сотрудничества с органами власти было участие ЗСОИРГО в выставках общеимперского и международного масштаба. Механизм организации выставок за многие годы был хорошо отработан. Имперские власти принимали решение о проведении выставки или участии в ней. Затем решение доводилось до сведения вице-председателя ИРГО П.П. Семенова-Тянь-Шанского, он распространял его посредством инструкций и писем для местной администрации. Уже на месте она, в свою очередь, доводила их до руководства Отдела, который и занимался поиском и описанием экспонатов. В решении данного вопроса власти

удовлетворяли требования членов Отдела как материальные, так и иного плана. В данном случае при возникновении вопросов руководство Отдела напрямую обращалось к вице-председателю ИРГО. Благодаря участию в выставках ЗСОИРГО получал возможность презентации своей деятельности на разных уровнях и пополнению новыми экспонатами своего музея.

Подводя итог описанию основных практик сотрудничества научного общества и власти в западносибирском регионе, можно отметить, что Западно-сибирский отдел Императорского русского географического общества в дореволюционный период стал местом конструктивного диалога между государственной властью и научной общественностью в процессе изучения указанной территории. Достаточно часто Отдел брал на себя исполнение не свойственных для научного общества функций, что позволяет рассматривать его как окологосударственную структуру для повышения эффективности управления регионом путём предоставления необходимой информации. Несмотря на частичное огосударствление, ЗСОИРГО сыграл важную роль в изучении обширной территории, помог создать благоприятный образ Западной Сибири на разных уровнях (вплоть до международного) и локальную научную инфраструктуру, необходимую для дальнейших исследований, а также сформировать экспертное сообщество.

Литература

1. Российская газета. - М., 2009. - 19 ноября. - 32 с.

2. Устав Императорского русского географического общества. - СПб.: Типогр. Мин-ва внутр. дел, 1850. - 26 с.

3. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. - СПб.: РХГИ, 2001. - 240 с.

4. Исторический архив Омской области. Ф.86. Оп. 1. Д. 18. Л. 17.

5. Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 2-е. - СПб., 1879. - Т. ЬП, отд. 1: 1877 год: №№ 56794-57528. - 823 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.