Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э. С. МАРКАРЯНА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РЕЦЕПЦИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ'

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э. С. МАРКАРЯНА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РЕЦЕПЦИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. С. МАРКАРЯН / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТРАДИЦИОЛОГИЯ / ПРОГНОСТИКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давтян Вардан Рафикович

Статья посвящена изучению вклада Эдуарда Саркисовича Маркаряна в становление науки о культуре. Анализируются основные направления научной деятельности ученого, в первую очередь разработка деятельностной теории. Воспринимая многие инновационные течения науки своего времени? Маркарян удачно интегрировал их в культурологию, он одним из первых обратился к идеям системных исследований и синергетики, обратив внимание на перспективность их применения в отношении понимания природы культуры. Э. С. Маркаряном была предложена одна из первых концепций морфологии культуры, включающей единство трех подсистем - природно-экологической, общественно-экономической и социорегулятивной. Значительным вкладом Э. С. Маркаряна в развитие науки стало изучение сущности и роли традиций в культурогенетических процессах. Весомая часть трудов ученого находится на междисциплинарном пересечении философии, культурологии, этнографии, антропологии, социологии, политологии. В статье осуществляется обзор наиболее значимых научных мероприятий начала XXI в., посвященных Э. С. Маркаряну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. S. MARKARYAN’S SCIENTIFIC HERITAGE AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: RECEPTION, POPULARIZATION

The article is devoted to the study of Eduard Sarkisovich Markaryan’s who contributed the formation of the science in culture. The main directions of scientific activity of the scientist are analyzed, first, the development of activity theory. Perceiving many innovative scientific trends of his time, Markaryan successfully integrated them into cultural studies, he was one of the first who turned the ideas of systemic research and synergetic, drawing attention to the prospects of their application in relation to understanding the nature of culture. Markarian proposed one of the first concepts of the morphology of culture, which includes the unity of three subsystems - natural-ecological, socio-economic and socioregulatory. E. S. Markaryan’s significant contribution for development of science which was the study of the essence and role of traditions in cultural processes. A significant part of the scientist’s works is at the interdisciplinary intersection philosophy, cultural studies, ethnography, anthropology, sociology, political science. The article provides an overview of the most remarkable events of the beginning of the XXI century dedicated to E. S. Markaryan.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э. С. МАРКАРЯНА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РЕЦЕПЦИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ»

УДК 130.2(47+57)"1929/2011"

В. Р. Давтян

Научное наследие Э. С. Маркаряна в начале XXI века: рецепция, популяризация

Статья посвящена изучению вклада Эдуарда Саркисовича Маркаряна в становление науки о культуре. Анализируются основные направления научной деятельности ученого, в первую очередь разработка деятельностной теории. Воспринимая многие инновационные течения науки своего времени? Маркарян удачно интегрировал их в культурологию, он одним из первых обратился к идеям системных исследований и синергетики, обратив внимание на перспективность их применения в отношении понимания природы культуры. Э. С. Маркаряном была предложена одна из первых концепций морфологии культуры, включающей единство трех подсистем -природно-экологической, общественно-экономической и социорегулятивной. Значительным вкладом Э. С. Маркаряна в развитие науки стало изучение сущности и роли традиций в культу-рогенетических процессах. Весомая часть трудов ученого находится на междисциплинарном пересечении философии, культурологии, этнографии, антропологии, социологии, политологии. В статье осуществляется обзор наиболее значимых научных мероприятий начала XXI в., посвященных Э. С. Маркаряну.

Ключевые слова: Э. С. Маркарян, культурология, деятельностная теория, системно-синергети-ческие исследования, традициология, прогностика, культурологическая экспертиза

Vardan R. Davtyan

E. S. Markaryan's scientific heritage at the beginning of the XXI century: reception, popularization

The article is devoted to the study of Eduard Sarkisovich Markaryan's who contributed the formation of the science in culture. The main directions of scientific activity of the scientist are analyzed, first, the development of activity theory. Perceiving many innovative scientific trends of his time, Markaryan successfully integrated them into cultural studies, he was one of the first who turned the ideas of systemic research and synergetic, drawing attention to the prospects of their application in relation to understanding the nature of culture. Markarian proposed one of the first concepts of the morphology of culture, which includes the unity of three subsystems - natural-ecological, socio-economic and socio-regulatory. E. S. Markaryan's significant contribution for development of science which was the study of the essence and role of traditions in cultural processes. A significant part of the scientist's works is at the interdisciplinary intersection philosophy, cultural studies, ethnography, anthropology, sociology, political science. The article provides an overview of the most remarkable events of the beginning of the XXI century dedicated to E. S. Markaryan.

Keywords: E. S. Markaryan, cultural studies, activity theory, system-synergetic researchеs, traditiol-ogy, prognostics, cultural expertise DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-43-48

Наука в Армении развивалась тысячелетиями. Армения знаменита такими прославленными учеными, как Ованес Во-ротнеци, Арам Сафрастян, Манук Абегян, Артем Алиханьян, Яков Манандян. Однако далеко не все страницы богатой интеллектуальной истории Армении полностью оценены, вклад целого ряда выдающихся армянских ученых в российскую и мировую науку до сих пор недостаточно освоен и порой нуждается в осмыслении с позиций современности. Предлагаемая статья посвящена одной из таких ярких страниц -

рассмотрению культурологического наследия Э. С. Маркаряна (1929-2011) и выявлению ее научного и практико-прикладного потенциала.

Среди историко-генетических путей становления и развития советской, а после распада СССР и российской и армянской культурологий (а также в рамках многих бывших республик, входивших в состав СССР) особую роль играет научное наследие Эдуарда Саркисовича Маркаряна, не утратившее своей актуальности и в наши дни. Многие высказанные Э. С. Маркаряном

еще в 1950-1980-х гг. идеи остаются весьма актуальными по сию пору и нуждаются в комплексном осмыслении. Речь идет прежде всего о его фундаментальной работе «Теория культура и современная наука (логико-методологический анализ)», которая увидела свет в 1983 г. Изложенные в этой работе суждения Э. С. Маркаряна об эволюции культуры и культурологической теории в эпоху научно-технической революции, о понимании технологии в марксистском ключе, о функционировании социорегуля-тивной подсистемы культуры, о современных средствах массовой коммуникации, об искусстве как «особом стимулирующем и программирующем механизме», о проблеме взаимоотношения государственной власти и «форм духовного производства, прежде всего искусства», а также его суждения о природе культурной традиции и о взаимодействии традиционной и инновационной составляющей в культуре и социокультурной динамике не кажутся архаичными и достойны изучения. Вызывает безусловное уважение «незашоренность» автора, открытость его идей, их направленность на будущее.

Помимо упомянутой выше монографии Э. С. Маркаряна, можно отметить некоторые его статьи, написанные в тот же период и посвященные, помимо фундаментальных вопросов теории культуры и методологии изучения культуры, проблемам прикладного применения культурологии (прежде всего социально-управленческого), вопросам оптимизации научно-интегратив-ных процессов, проблемам интеграции со-циогуманитарных, технических и естественных наук, экологическим вопросам. Особое внимание Э. С. Маркарян уделял прикладным культурологическим исследованиям в родной Армении, постижению армянской культуры. Как мы видим, сфера научных интересов Э. С. Маркаряна, его кругозор были весьма широки.

Отдельно стоит отметить, что научные работы Э. С. Маркаряна написаны живым, точным и ясным языком, свободным от штампов. Стиль научных работ Маркаряна также может служить эталоном для современных исследователей.

Наиболее плодотворным временем в научной работе Маркаряна являются 1960-1980-е гг., когда ученым были представлены концептуальные положения науки о культуре, основополагающие положения деятельностной теории и другие

фундаментальные идеи, составившие основу развития науки о культуре в СССР. Тем не менее после распада Советского Союза и дезорганизации научной жизни, ослабления контактов между республиками, входившими в состав СССР, что весьма болезненно сказалось и на гуманитарной сфере, наблюдалось довольно сильное ослабление внимания к научным работам Эдуарда Саркисовича Маркаряна. Одной из негативных тенденций указанного времени в гуманитарном знании стало ослабление классической академической традиции с идущей на смену размытостью научной тематики и преобладанием частно-культу-роведческих исследований описательного характера, эстетизированных представлений, сводящих культуру к сфере развлечений и досуга, а также к художественной культуре. Так же на уровне науки о культуре отрицательные тенденции 1990-х гг. выразились в критике культурологии вообще и ее основоположников в частности. Вокруг культурологии была рождена целая серия мифов и предрассудков, которые, по сути, превращали ее в некий проект, идущий на смену политико-идеологическим дисциплинам советской системы образования, или вовсе в науку «без адреса», в некую гуманитарную сферу, где стерты границы между дисциплинами, а потому можно заниматься чем угодно. На этом фоне вклад Э. С. Маркаряна в науку во многом был предан забвению и нивелирован, что породило тенденцию незамечания, а порой и замалчивания его роли как одного из основоположников культурологии в СССР, России и Армении.

Тем не менее роль Э. С. Маркаряна как одной из ключевых фигур в генезисе отечественной науки о культуре чрезвычайно высока и потому ставит его в один ряд с такими учеными, как М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. С. Степин, М. С. Каган и другими учеными, являющимися признанными корифеями науки о культуре, а во многих случаях делает его первопроходцем в ключевых аспектах генезиса культурологии в нашей стране.

Ученым были созданы сотни научных трудов, в частности свыше тридцати монографий, затрагивающих фундаментальные вопросы теоретико-методологических основ науки и культуре, развития человеческой деятельности и культуры, значимых проблем развития и будущего человечества, преодоления «вызовов» современности. Отдельно следует упомянуть изучение

гуманизма как основы самосохранения человечества в будущем и т. п. Работы Маркаряна опубликованы не только в СССР и России, но и Великобритании, Германии, Венгрии, Болгарии и других странах. Импульс к популяризации научного наследия дали и некоторые современные издания работ ученого, опубликованные в Российской Федерации.

В первую очередь необходимо указать, что Э. С. Маркарян является пионером де-ятельностного подхода к пониманию сущности культуры,которую он определял в качестве специфического, надбиологиче-ского способа человеческой деятельности, уникального регулятивного, осваивающее-исполнительного, жизнеобеспечивающего и воспроизводящего механизма, всецело основанного на научении» [1, с. 4].

Воспринимая многие инновационные течения науки своего времени, Маркарян удачно интегрировал их в культурологию, например, он одним из первых в нашей стране обратился к идеям системных исследований и синергетики, обратив внимание на перспективность их применения в отношении понимания природы культуры и механизмов ее динамики. На основании данного интереса культура в работах ученого предстала как способ самоорганизации общественной жизни людей, и что самое важное - как механизм адаптации задолго до популяризации системно-синергетических исследований в науке о культуре. Данными исследованиями занимались лишь некоторые ученые, чувствуя интеллектуальный климат эпохи (например, Л. Н. Гумилев).

Разработка деятельностной теории, а также применение системно-синергетиче-ской методологии, поставило Маркаряна в один ряд с такими учеными, как Т. Пар-сонс, П. А. Сорокин, Л. Э. Уайт, Дж. Стюард, М. Салинз, Ф. Бродель и другими исследователями, предложившими оригинальные концепты, раскрывающие механизмы внутрисистемной организации культуры, включая алгоритмы ее функционирования и развития.

Указанный вектор широкого понимания культуры и ее адаптивной природы позволил автору максимально широко взглянуть на ее горизонт, расширяя эвристический потенциал и преодолевая отраслевые рамки многих подходов, в первую очередь - аксиологического, а также семиотического. Отмечая эвристический потенциал самого широкого понимания природы

культуры, ученый писал: «Выделение адаптивной функции в качестве генеральной позволяет, на наш взгляд, заложить теоретический фундамент для создания приближенной к реальным процессам функционирования и развития общества системной модели культуры» [2, с. 63]. В рамках указанного подхода появилась возможность «схватывать» и комплексно изучать культуру как многогранное, целостное явление, охватывающие все проявления человеческой деятельности.

Э. С. Маркарян предложил и разработал одну из первых концепций морфологии культуры, в которой была представлена стройная теория внутрисистемной организации культуры, включающей взаимосвязанное единство трех подсистем -природно-экологической, общественно-экономической и социорегулятивной, в рамках которых реализуются адаптивные процессы.

В указанных разработках ученым была предложена теория «инвариантной эволюции культуры», раскрывающая глубинные механизмы и модель культурной динамики. Согласно мнению Маркаряна, динамика культуры «проявляется в постоянных, в зависимости от изменяющихся условий существования возникающих процессах, трансформирующих и изменяющих одни принятые системой формы другими благодаря отбору и стереотипизации соответствующих биологически, или же культурно детерминированных инноваций» [1, с. 7]. Маркарян отмечал, что указанные процессы в развитии системы культуры могут протекать в двух формах: относительно спокойной и весьма неспокойной. Иначе говоря, в форме модификаций, не затрагивающих основ информационных программ и стереотипов; а также в форме структурных перестроек, позволяющих резко смещаться элементам системы культуры, отбрасывая некоторые наборы «стереотипов». Далее, путем естественного отбора инноваций культура обретает новые стереотипы и, пережив структурно-функциональные смещения, вновь достигает адаптивного равновесия согласно обновленным условиям реальности [1, с. 4]. По сути, указанная теория развития культуры стала пионерской в отечественной науке.

Значительным вкладом Э. С. Маркаряна в развитие науки о культуре является изучение сущности и роли традиций в куль-турогенетических процессах. Указанные

феномены культуры предстали в теории автора как устойчивые и одновременно нестабильные компоненты, тесным образом взаимодействующие с инновациями. Говоря о принципиальной нестабильности традиций, автор писал, что они «никак не могут предвосхитить всего реального многообразия условий и ситуаций даже самой стабильной среды их существования» [1, с. 5]. Как следствие, в моменты, когда традиции перестают обеспечивать адаптивное равновесие, в силу вступают такие качества традиций, как пластичность, вариативность, реализующие их открытость и приспособительный потенциал. Анализ данного явления, лежащего в основе сбалансированности и успешности механизмов адаптации при помощи культуры, позволил ученому сформулировать общие контуры отдельного научного направления, названного «традициологи-ей». Как следствие ученым были вскрыты глубинные и достаточно ясные механизмы реализации культурогенеза.

Данные и многие другие идеи для современных культурологов кажутся вполне привычными, тем не менее время возникновения многих из них относится к 19601970-м гг.

В 1970-е и начале 1990-х гг. многие научные идеи Маркаряна были широко востребованы учеными из самых различных областей знания. Можно говорить о плодотворных опытах применения принципов культурологической теории Э. С. Маркаряна в этнографии (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Ю. И. Мкртумян и др.), археологии (Б. Б. Пиотровский, В. М. Мас-сон, В. С. Бочкарев, Л. С. Клейн и др.), искусствоведении (М. С. Каган, Л. М. Мосолова, Н. А. Хренов и др.) и даже философии (В. С. Степин и др.). Э. С. Маркаряна знали и уважали ученые, близкие к нему по духу и научным взглядам; работы ученого издавались и получали довольно широкое распространение.

Распад СССР оборвал многие научные связи. Маркарян, во многом пожертвовав перспективами дальнейшей научной самореализации, остался в Армении, не желая покидать Родину: это была его принципиальная позиция. Как следствие, на фоне распада внутринаучных связей многие идеи ученого остались неуслышанными и неоцененными. А в дальнейшем некоторые научные достижения Э. С. Маркаряна были оттенены последующими работами его кол-

лег, параллельно, а порой и с отставанием, разрабатывавшими в общем интеллектуальном климате науки аналогичные идеи и направления.

Кроме того, достаточно высок вклад Эдуарда Саркисовича Маркаряна в развитие идей неоэволюционизма (концепция локальных и общих исторических типов культуры); в сферу анализа процессов взаимодействия гуманитарных и точных наук (в частности, поиск способов интеграции и кооперации наук); в изучение фундаментальных проблем перспектив развития всего человечества.

Культурологическое наследие Э. С. Маркаряна, не утрачивая своей актуальности, вписывается во многие стратегические направления развития современной российской культурологии. Он обладал способностью чутко улавливать векторы развития науки о культуре, принимая в их формировании непосредственное участие. В рамках данного вопроса отдельно необходимо указать на такие направления, как прикладная культурология (культурологическая аналитика, диагностика, прогностика) и культурологическая экспертиза, возможности и значение которых в настоящее время только возрастают. Волновали ученого и такие вопросы, как роль системы образования в процессе воспроизводства культуры, изучение тенденция генезиса научно-образовательной сферы в новом столетии: от мультиверситетов к университету нового поколения.

Эдуард Саркисович долго и добросовестно разрабатывал проблематику роли науки о культуре в преобразовании современного общества на позициях гуманистической ориентации. Гуманизм в понимании ученого предстал в качестве идеологии самосохранения человечества, способной преодолеть многие ситуации «вызовов» перспективам развития и безопасности человечества. Маркарян анализировал проблемы бесконтрольного развития техники; занимался поиском возможностей преодоления кризисных симптомов современного мира (включая, терроризм, экологические проблемы, размывание прежних систем ценностей), а также влияние потребительского стиля жизни и гонки вооружений как факторов, порожденных ценностями и материально-технологическими возможностями машинной цивилизации. Эти и другие направления в настоящее время составляют плодотворную почву для при-

менения идей Маркаряна и их дальнейшей разработки в современных условиях.

Обширное и многогранное творчество Маркаряна не является жестко привязанным к какому-либо научному «ведомству». Весомая часть трудов ученого находится на междисциплинарном пересечении -философии, культурологии, этнографии, антропологии, социологии, политологии. Э. С. Маркарян с полным на то основанием может считаться одним из пионеров межкультурных исследований в современной русскоязычной социогуманитарной науке. Ученый неизменно утверждал, что взаимодействие различных научных направлений, разработка междисциплинарного направления развития знания о социокультурной реальности, нового теоретико-методологического инструментария, обеспечивающего взаимодействие различных групп наук, весьма значимы. О пересечениях наук ученый писал, что они представляют «высшие формы междисциплинарного взаимодействия». Эдуард Саркисович настойчиво развивал идею о необходимости создания культурологии как особой дисциплины, которая развивала бы обобщенно-научное знание о культуре как системной целостности.

Пройдя период относительного забвения, научное наследие Маркаряна стало вновь востребованным и во многом переосмыслено в начале XXI в., что вполне отчетливо просматривается на уровне повышения научного интереса к его работам, их переизданию, а также на уровне целого ряда масштабных научных мероприятий, организованных и проведенных на базе ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

В череде значимых мероприятий, посвященных научному творчеству Эдуарда Саркисовича, прошедших еще при его личном участии, следует упомянуть международный научный симпозиум «Гуманизм XXI столетия: К идеологии самосохранения человечества», посвященный 80-летию со дня рождения ученого, проведенный в рамках форума «Дни Петербургской философии» в Санкт-Петербурге, 20-21 ноября 2009 г. Перечень имен исследователей, принявших участие в мероприятии, был достаточно внушителен. Среди них достаточно назвать Н. Г. Багдасарьян, В. П. Бран-ского, В. В. Василькову, В. Э. Войцеховича, Г. В. Драча, С. Н. Иконникову, Н. Вс. Исакову, А. С. Кармина, А. В. Костину, Л. К. Круглову, И. Я. Левяша, Ю. Н. Соломина, В. В. Селива-

нова, А. Я. Флиера, Н. А. Хренова и многих других ученых. На симпозиуме был рассмотрен обширный круг вопросов: проблемы научного анализа и прогнозирования социокультурного развития человечества в XXI в.; проблемы стихийного технократического развития и возможные пути преодоления кризисных явлений современного мира (терроризм, экологический кризис, девальвация прежних систем ценностей); проблемы социокультурного проектирования и стратегические принципы перехода к гуманистически направляемому типу социокультурного развития; роль ЮНЕСКО в контексте новых глобальных вызовов начала XXI в.; векторы развития культурологии и ее роль в гуманистически ориентированном преобразовании современного общества; социальные функции культуры в современном мире и в перспективе; историческая динамика культуры и культуро-генез: проблемы моделирования; охрана культурного наследия как проблема национальной идеологии; перспективы развития научно-образовательной системы XXI в.: от мультиверситетов к университету нового поколения [3, с. 6].

Следующим значимым мероприятием уже к 85-летию со дня рождения Эдуарда Саркисовича Маркаряна являются международные научные чтения «Генезис отечественной культурологии: Идеи Э. С. Маркаряна в современном культурознании», состоявшиеся 19 ноября 2015 г. в рамках международного научного форума «Российская культурология как национальный проект» (Москва, МГИК).

В рамках этого мероприятия, задуманного как широкомасштабная попытка изучения и пропаганды трудов Э. С. Маркаряна, демонстрации их научной и общественной значимости, их эвристического потенциала для всей системы культуроз-нания, состоялось обсуждение целого ряда научных проблем: анализ вклада Э. С. Маркаряна в разработку культурологической теории культуры и изучение глобальных проблем современности; нахождение путей по преодолению дезинтегрированности современного научного знания, выявление возможностей междисциплинарного сотрудничества представителей естественных и гуманитарных наук в рамках культурологии; анализ противоречивых тенденций в современной культуре и изучение возможностей социокультурной прогностики; выявление и проектирование социокуль-

турных практик, направленных на самосохранение человечества. В работе форума приняли участие ведущие отечественные культурологии и специалисты из смежных областей знания. Были затронуты такие грани творчества Эдуарда Саркисовича, как эвристический потенциал его теоретического наследия (И. М. Быховская, А.-К. И. За-булионите, Н. П. Безуглова, В. А. Сулимов), особенности замыслов и горизонты научного творчества (А. В. Бондарев, Л. К. Кру-глова), системно-синергетические аспекты теории (О. Н. Астафьева), вклад Маркаряна в становление культурологии в Армении (С. Г. Айрапетян), концептуализация тради-циологии (С. Г. Айрапетян, С. В. Лурье), разработка деятельностной теории (и. Е. Фадеева) и т. д.

Тогда же состоялась презентация двух изданных к 85-летию со дня рождения Эдуарда Саркисовича Маркаряна книг: «Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи» (2014) [4]; «Культурогенез и культурное наследие» (2014) [5].

В ряду недавних событий следует назвать научно-практическое мероприятие «Культурология и глобальные вызовы современности» к 90-летию со дня рождения ученого, прошедшее 25 мая 2019 г. в Санкт-Петербурге и посвященное анализу и популяризации работ Маркаряна, демонстрации научной значимости и эвристического потенциала его идей для всей системы куль-турознания. География участников была представлена целым рядом городов, среди них: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Владимир, Иркутск, Самара, Армавир, Ставрополь, Пенза, Харьков, Ханты-Мансийск, Ереван, Ванадзор. Во многих выступлениях говорилось о том, что «в работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и сугубо практический потенциал системных и интегральных знаний об обществе и мире культуры, творцом и творением которого является человек» [6].

В изучении процессов рецепции, осмысления, популяризации научного наследия Маркаряна особый интерес представляет вопрос изменения тематических акцентов в его восприятии на протяжении времени. История показала, что эвристический потенциал наследия ученого с течением времени увеличивался, позволив анализировать многие тенденции развития науки о культуре, изучать современные социокультурные реалии, вызовы и угрозы.

Список литературы

1. Маркарян Э. С. Культура как способ социальной самоорганизации: общая постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. Пущино: Науч. центр биол. исслед. АН СССР, 1982. 19 с.

2. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). Москва: Мысль, 1983. 284 с.

3. Предисловие // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию Э. С. Маркаряна / под общ. ред. А. В. Бондарева и Л. М. Мосоловой. Санкт-Петербург: Изд-во СПбКО, 2010. С. 6-8.

4. Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и сост. А. В. Бондарев. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив: Унив. кн., 2014. 656 с.

5. Культурогенез и культурное наследие / науч. ред. и сост. А. В. Бондарев. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив, 2014. 640 с.

6. Пост-релиз круглого стола в Санкт-Петербурге 25 мая 2019 г. // Персональный сайт Э. С. Маркаряна. URL: https://emarkaryan.info/ (дата обращения: 25.09.2021).

References

1. Markaryan E. S. Culture as a way of social self-organization: general statement of the problem and its analysis in relation to scientific and technological revolution. Pushchino: Sci. Center for Biological Research Acad. of Sciences of the USSR, 1982. 19 (in Russ.).

2. Markaryan E. S. Theory of culture and modern science: (logical and methodological analysis). Moscow: Mysl', 1983. 284 (in Russ.).

3. Preface. Culturology and global challenges of our time: towards the development of a humanistic ideology of self-preservation of mankind: coll. sci. art., dedicated 80th anniversary of E. S. Markaryan / ed. A. V. Bondareva L. M. Mosolova. Saint-Petersburg, 2010. 6-8 (in Russ.).

4. Markaryan E. S. Favorites. The science of culture and the imperatives of the era / ed. ed. and comp. A. V. Bondarev. Moscow; Saint-Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives: Univ. bk, 2014. 656 (in Russ.).

5. Markaryan E. S.; Bondarev A. V. (sci. ed. and comp.). Favorites. Cultural genesis and cultural heritage. Moscow; Saint-Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2014. 640 (in Russ.).

6. Post-release of the round table in Saint-Petersburg on May 25, 2019. Personal website of E. S. Markaryan. URL: https://emarkaryan.info/ (accessed: Sept. 25.2021) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.