Научная статья на тему 'Научное наследие А. С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России (Итоги х Юбилейных Панаринских чтений)'

Научное наследие А. С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России (Итоги х Юбилейных Панаринских чтений) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ПАНАРИН / НАУЧНАЯ ШКОЛА А.С. ПАНАРИНА / ПАНАРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ / РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ALEXANDER S. PANARIN / ALEXANDER PANARIN’S SCIENTIFIC SCHOOL / PANARIN READINGS / PHILOSOPHY OF POLITICS / RUSSIAN CIVILIZATION / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филипенко Евгений Валерьевич

Представлены краткая история проведения Панаринских чтений и краткий обзор Х Юбилейных Панаринских чтений 2012 г. Приведена характеристика научной школы А.С. Панарина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Филипенко Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER PANARIN’S HERITAGE AND DISCUSSIONS ABOUT PATH OF RUSSIAN CIVILIZATION (SUMMARY OF THE TENTH JUBILEE PANARIN READINGS)

My review is a brief report about 10 th Panarin Readings. This is Alexander Panarin (1940-2013), who was well-known Russian political philosopher and Political Science theorist, whose scientific heritage became the conceptual core of this annual conference. Topicality of this overview is due to Alexander Panarin’s tradition influence on contemporary philosophy and politics theory in Slavs countries, such as Russia, Ukraine, Belarus, Bulgaria, Poland, and Serbian Republic. The reason for this effect is the fact that civilization pressing challenges (globalization and globalism, national identity, global forecasting, etc.) are at the heart of Panarin's political and philosophical conception, which is closely connected with the religious, civilization and philosophical heritage of and historical Russia and the Slavic world as a whole. In my overview I set out a brief history of Panarin Readings and summarized main reports represented at 10 th Jubilee Panarin Conference “Mission of Russia in the Modern World”. I have shown most of reports concentrated on succession of Russian civilization and Russian cultural identity. Prof. V. Mironov, Dean of MSU Philosophical Department, and politician S. Mironov told about transformations of cultural foundations and about education role in this process. Prof. M. Maslin, Dr. A. Kozyrev, Dr. A. Stepanov, and Prof. M. Gromov discussed the role of Russian philosophy for Russian history interpretation. Based on my summary I conclude on the importance of Panarin Readings for scientific community since these conferences form an alternative trend in modern political researches and in studying of political philosophy.

Текст научной работы на тему «Научное наследие А. С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России (Итоги х Юбилейных Панаринских чтений)»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 6. Вып. 1 • 2014 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВО ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue 1

Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Band 6, Ausgabe 1

Zivilgesellschaft und die G esellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis

Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Гражданское общество: взгляд из России

Civil Society: A View from Russia / Zivilgesellschaft: der Blick vom Rutland

УДК 005.745

Филипенко Е.В.

Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

Филипенко Евгений Валерьевич, аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: abkbgtyrj@gmail.ru

Представлены краткая история проведения Панаринских чтений и краткий обзор Х Юбилейных Панаринских чтений 2012 г. Приведена характеристика научной школы А.С. Панарина.

Ключевые слова: А.С. Панарин, научная школа А.С. Панарина, Панаринские чтения, философия политики, русская цивилизация, культурная идентичность.

Академическая или университетская среда — это, прежде всего, традиции, без которых не может быть преемственности, в том числе — традиционная поддержка научных школ, составляющих то живое ядро научного наследия, где и происходит связь поколений. Основы одной из таких школ философского факультета Московского университета были заложены профессором Александром Сергеевичем Панариным. Его помнят в Институте философии РАН, где он до последних лет жизни возглавлял сектор социальной философии; наследие Панарина изучается на кафедре философии политики и права философского факультета МГУ, в которую вошли представители кафедры теоретической политологии, созданной Панариным в 1996 г. Яркий и самобытный мыслитель современности, философ и политолог, которого профессор В.Н. Расторгуев по праву называет «пророком в своем Отечестве», А.С. Панарин оставил после себя целую плеяду последователей и учеников — политических философов как в Государственной академии славянской культуры, так и во многих славянских странах — в Болгарии, Польше, Сербской Республике (здесь была переиздана уже упомянутая книга о Панарине и планируется переиздание его монографий), в Белоруссии, на Украине.

Территориальная и институциональная разобщенность никогда не были препятствием для совместной деятельности ученых, которые относят себя к панаринской школе. Одной из основных площадок для обмена новыми идеями и проектами стали «Панаринские чтения» — ежегодный московский форум, посвященный памяти философа. В то же время многочисленные отдельные конференции и семинары, посвященные наследию Панарина, но организационно не связанные с чтениями, не раз проходили в Москве и в Крыму.

Ежегодные чтения включали в себя иногда по две-три большие конференции, в том числе с международным участием, которые проходили как в МГУ и Государственной академии славянской культуры, к созданию которой Панарин имел прямое отношение, так и во всемирно известных культурных и научных центрах. Например, в 2004 г., через год после кончины Панарина, Первые чтения состоялись в Государственном историческом музее, Вторые чтения были организова-

Филипенко Е.В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

ны в Доме Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына (Александр Исаевич принял участие в подготовке форума, войдя в состав оргкомитета), Третьи чтения — в Кремле, в Оружейной палате. Ряд больших конференций проходил в рамках чтений в Паломническом центре Московской Патриархии, который неоднократно брал на себя заботы по изданию и распространению материалов чтений.

V и VII Панаринские чтения в Паломническом центре Московской Патриархии.

Фото с сайтов http://www.patriarchia.ru/db/text/343736.html, http://Ыagovest-mfo.ru/mdex.php?ss=2&s=3&id = 17977, http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/26/rossiya_i_russkij_mir_socialnye_perspektivy_v_usloviyah_modernizacii

Даже кратко коснувшись содержательной стороны Панаринских чтений, можно заметить, насколько широк и разнообразен охват тем, которые становились предметом дискуссий. «Культурное наследие как основа национальной идентичности» — тема Первых чтений. Вторые Панаринские чтения были посвящены образовательной стратегии («Образование в России: образ России»). Различные аспекты межцивилизационного взаимодействия были предметом обсуждения на Третьих чтениях. Тема Четвертых чтений — «Культура наследования: природа дарения в глобализирующемся мире». К Пятым чтениям, посвященным взаимодействию духовной и политической власти, проявил интерес председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Кирилл, в настоящее время Святейший Патриарх, благословивший их проведение. В рамках каждого форума работала молодежная конференция или секция. К примеру, прологом к восьмым чтениям стала Международная научно-практическая конференция «Молодежь — Культура — Политика: историческая память и цивилизационный выбор», давшая возможность многим молодым исследователям представить результаты своей работы широкой публике.

Десятые юбилейные Панаринские чтения «Миссия России в современном мире», проходившие 26 декабря 2012 г. в Московской университете, подвели двадцатилетний итог работы научных и образовательных центров, созданных при участии А.С. Панарина. Среди них — Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Государственная академия славянской культуры, а также Российский НИИ культурного и природного наследия имени академика Д.С. Лихачёва. В работе форума участвовали ученые, представляющие целый спектр научных дисциплин: философы, культурологи, политологи, социологов, филологи, экономисты, а также деятели культуры, служители церкви и политики, что подтверждает многоплановость и всеобщую значимость научного наследия Панарина (об этой особенности научной школы, созданной Панариным, о ее открытости говорила на пленарном заседании профессор И.К. Кучма-ева, организатор и президент ГАСК). К сожалению, даже краткий обзор всех заявленных докладов и сообщений потребовал бы написания обширного текста, но не смог бы передать творческую атмосферу, которая отличала этот форум. Поэтому ограничимся упоминанием нескольких основных тем.

Филипенко Е.В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

Философский факультет МГУ, 26 декабря 2012 г. Открытие Х Юбилейных Панаринских чтений. Вступительное слово профессора В.Н. Расторгуева (фото слева). С сайта http://www.youtube.com/watch?v=WqSWJF7GBEg&list=PLbA35y8cfykvPSac7CbMWc2kS8D1w8aгm Большая часть докладов была посвящена различным аспектам цивилизационной преемственности и культурной идентичности России в ситуации поиска альтернативы глобализационному единообразию, а также поиску стратегий, в том числе и образовательных, способных консолидировать российское общество и преодолеть последствия социального разлома. Декан философского факультета В.В. Миронов, открывая чтения, отметил, что реформа образования — это поле конкурентной борьбы, на котором сегодня мы можем заметить смену культурных приоритетов в результате некритического заимствования других моделей, что, в конечном счете, может поставить Россию в положение «аутсайдера».

Х Юбилейные Панаринские чтения. Слева — выступление декана Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова чле-на-корреспондента РАН В.В. Миронова; справа — выступление президента Государственной академии славянской культуры профессора И.К. Кучмаевой.

Фото с сайта

http://www.youtube.com/watch

?v=WqSWJF7GBEg&list=PLbA35y8

cfykvPSac7CbMWc2kS8D1w8arm

Аналогичную позицию обосновал и лидер партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов, который организовал и провел в Государственной Думе вместе с профессором В.Н. Расторгуевым за несколько дней до пленарного заседания молодежную секцию «Пролог Панаринских чтений». По мнению С.М. Миронова, новый закон «Об образовании», принятый Государственной Думой, «уничтожит остатки системы всеобщего бесплатного образования в нашей стране», закрыв детям из бедных семей доступ к знаниям. Последствия ошибок такого рода — наследственная бедность и наследственное социальное неравенство. При этом докладчик ссылался на труды А.С. Панарина, вскрывшего причины демонтажа социальных программ и проведения в жизнь реформ, представляющих прямую угрозу для демографического и социокультурного потенциала России. Основная часть доклада была посвящена цивилизационному измерению российской политики и двум ключевым вопросам: может ли цивилизационный потенциал России стать ее конкурентным преимуществом в глобализирующемся мире, и сможет ли Россия реализовать свое предназначение в мировой истории? Вывод, сделанный С.М. Мироновым в докладе, сводится к тому, что Миссия России целиком предопределена ее культурой с ее постоянным поиском справедливости.

«Пролог Панаринских чтений» 15 декабря 2012 г. Х Юбилейные Панаринские чтения.

Слева — профессор В.Н. Расторгуев и лидер партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов. Выступление С.М. Миронова. Фото с

Фото с сайта сайта http://www.youtube.com/watch?v

http://new.philos.msu.ru/kaf/fpp/news/item/prolog_x_jubileinykh_panarinskikh_chtenii_1586/ = 0binlLsPwbQ&list=PLbA35y8cfykvPSac7

CbMWc2kS8D1w8arm

Филипенко Е.В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

Огромный интерес вызвал пространный и яркий доклад выдающегося ученого-индолога академика Е.П. Челышева, председателя Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия. Как отметил Евгений Петрович, сам Совет, одним из главных направлений работы которого является изучение цивилизационных особенностей развития России, был создан при деятельном участии А.С. Панарина. Академик Челышев уделил особое внимание той роли, которую сыграла концепция Панарина в реализации целого ряда перспективных научных программ.

Х Юбилейные Панаринские чтения. Выступление сопредседателя Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, академика РАН Е.П. Челышева.

Фото с сайта http://www.youtube.com/watch?v=gRFrN6 xdRVg&list=PLbA35y8cfykvPSac7CbMWc2kS8D1w8arm

О справедливости как «функции совести» говорил и член этого совета, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер в докладе «Миссия России: скрепляя пространство и время». Соединив философский и экономический подходы, автор показал, что основой оценки государственной политики должна стать «экономика совести», поскольку территориальный и ресурсный потенциал страны-цивилизации должен использоваться, прежде всего, по совести. Обосновывая свою позицию, Клейнер ссылался на концепцию Панари-на, изложенную в ряде работ, в том числе в книге «Реванш истории», где утверждается, что в центре следующей фазы мировой истории стоит не экономический, а постэкономический человек, «ориентированный на духовные, культурные и экологические приоритеты». Вся духовная традиция России ведет к тому, что встреча доэкономического человека с пост-экономическим произойдет в России, которая к середине XXI века станет оплотом планетарной духовной реформации.

Заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер на Х Юбилейных Панаринских чтениях.

Фото с сайта http://www.kleiner.ru/massmed.html

Х Юбилейные Панаринские чтения.

Слева — выступление заведующего кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ профессора М.А. Маслина; справа — выступление заместителя декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по научной работе А.П. Козырева.

Фото с сайта

http://www.youtube.com/watch?v=cFlm8qy1cSs&list=PLbA35y8cfykvPSac7CbMWc2kS8D1w8arm

Заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ профессор М.А. Маслин, продемонстрировал, насколько тесно связаны идеи А.С. Панарина с наследием религиозной русской философии. По мнению докладчика, вне историко-философского контекста трудно и даже невозможно понять историческую судьбу и миссию

Филипенко Е.В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

России. Эту же тему продолжил и А.П. Козырев в своем докладе «Миссия русской философии».

Своеобразный итог дискуссии по этой теме подвел заведующий сектором русской философии ИФ РАН профессор М.Н. Громов: «Русская философия — это философия страдания и прозрения, жертвенного служения истине, различная в своих проявлениях, трудная в интерпретации. Она включает самые разные интенции. Но самым ценным в ней является то, что создавалось по законам вечности. К этому выводу пришёл в ходе своей духовной эволюции и Александр Сергеевич Панарин, обратившийся к православной цивилизации, которая составляет основу нашего культурного развития».

Х Юбилейные Панаринские чтения.

Слева — выступление заведующего сектором русской философии ИФ РАН профессора М.Н. Громова; справа — выступление главного редактора «Русской народной линии» А.Д. Степанова.

Фото с сайта

http://www.youtube.com/watch?v=g

RFгN6xdRVg&list=PLbA35y8cfykvPSac7

CbMWc2kS8D1w8aгm

Одним из модусов вечности, по словам главного редактора «Русской народной линии» А.Д. Степанова, является непрерывность научного и духовного поиска. В его докладе особое внимание было уделено взглядам и прогнозам Н.Я. Данилевского, которые помогают понять, в частности, историю становления Советской России. Они, по мнению докладчика, объясняют и особый путь России, которой было суждено стать «осажденной крепостью во враждебной капиталистическом (западном) окружении». С точки зрения докладчика, и катастрофу 1917 года, и сталинский проект не следует рассматривать только как разрыв преемственности. Напротив, мы видим здесь внутреннюю логику, свидетельство единства и неразрывности русской истории.

Многие выступавшие затронули широкий спектр вопросов, связанных с долгосрочным планированием и стратегическим прогнозированием, современным состоянием русской культуры, деятельностью ряда ведущих научных, образовательных и просветительских центров, а также идеями выдающихся русских мыслителей — Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, В.И. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Н.Н. Моисеева и многих других, в ряду которых особое место занимает А.С. Панарин.

Своеобразной смысловой кульминацией чтений стало яркое выступление известного православного проповедника и писателя, выпускника МГУ протоиерея Артемия Владимирова, который полностью солидаризировался с позицией Панарина, считавшего, что научное знание и религиозное чувство органично дополняют друг друга.

Слева — протоиерей Артемий Владимиров, настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе, член Союза писателей России

Справа — Т.А. Сенюшкина, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Глубокое впечатление оставил и доклад профессора кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Т.А. Сенюшкиной. Она не только рассказала о многочисленных творческих поездках Панарина в Крым, но и показала созданный при ее участии документальный фильм, посвященный памяти Александра Сергеевича Панарина. Панарин действительно любил Ливадию и был убежден, что «Крым — это место большого диалога великих цивилизаций». В настоящее время фильм доступен широкому зрителю.

Филипенко Е.В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России

(Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений)

Итог работы форума подвел один из его организаторов профессор В.Н. Расторгуев, отметивший возрастающий с каждым годом статус Панаринских чтений — как по составу участников, так и по масштабу поднимаемых проблем. Он отметил: «Научная школа, созданная Панариным, развивается и получает все большую известность, поскольку его идеи становятся востребованы временем. Школу Панарина выделяется тем, что она тесно связана с конфессиональноцивилизационным и философским наследием исторической России. Теория Панарина не воспроизводит и не навязывает обществу концептуальные схемы, механически заимствованные из западной политики и политологии, не занимается оправданием распада и научной легализацией неправедно устроенного мира. Напротив, она ищет альтернативы мо-ноцивилизационному тренду и установлению мирового единодержавия, так называемой однополярности».

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Филипенко, Е. В. Научное наследие А.С. Панарина и дискуссии о цивилизационном пути России. (Итоги Х Юбилейных Панаринских чтений) [Электронный ресурс] / Е.В. Филипенко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 6. — Вып. 1: Гражданское общество и общество граждан: вопросы теории и практики. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.36.

ALEXANDER PANARIN'S HERITAGE AND DISCUSSIONS ABOUT PATH OF RUSSIAN CIVILIZATION (SUMMARY OF THE TENTH JUBILEE PANARIN READINGS)

Evgeny V. Philipenko, post-graduate student at Chair of Philosophy of Politics and Law, Lomonosov Moscow State University, Philosophical Department

E-mail: abkbgtyrj@gmail.ru

My review is a brief report about 10th Panarin Readings. This is Alexander Panarin (1940-2013), who was well-known Russian political philosopher and Political Science theorist, whose scientific heritage became the conceptual core of this annual conference.

Topicality of this overview is due to Alexander Panarin's tradition influence on contemporary philosophy and politics theory in Slavs countries, such as Russia, Ukraine, Belarus, Bulgaria, Poland, and Serbian Republic. The reason for this effect is the fact that civilization pressing challenges (globalization and globalism, national identity, global forecasting, etc.) are at the heart of Panarin's political and philosophical conception, which is closely connected with the religious, civilization and philosophical heritage of and historical Russia and the Slavic world as a whole.

In my overview I set out a brief history of Panarin Readings and summarized main reports represented at 10th Jubilee Panarin Conference "Mission of Russia in the Modern World". I have shown most of reports concentrated on succession of Russian civilization and Russian cultural identity. Prof. V. Mironov, Dean of MSU Philosophical Department, and politician S. Mironov told about transformations of cultural foundations and about education role in this process. Prof. M. Maslin, Dr. A. Kozyrev, Dr. A. Stepanov, and Prof. M. Gromov discussed the role of Russian philosophy for Russian history interpretation. Based on my summary I conclude on the importance of Panarin Readings for scientific community since these conferences form an alternative trend in modern political researches and in studying of political philosophy.

Keywords: Alexander S. Panarin, Alexander Panarin's Scientific School, Panarin Readings, philosophy of politics, Russian civilization, cultural identity.

Cite MLA 7:

Philipenko, E. V. "Alexander Panarin's Scientific Heritage and Discussions about Path of Russian Civilization. (Summary of the Tenth Jubilee Panarin Readings)." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice. Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University] 6.1 (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.36>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.