Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ'

НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдусаттарова С.Ф.

в статье рассматривается общность социальных функций, которая предопределяет формы моделирования, прогнозирования и управления. Самой эффективной формой такого моделирования является научное моделирование, научное прогнозирование и научное управление. Современные социальные системы и протекающие в них процессы всё больше и больше опираются на науку, на её выводы, рекомендации. Сциентальный характер современных обществ обеспечивает научному моделированию главное место в познании социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ

Абдусаттарова С.Ф.

Абдусаттарова Ситора Фахриддин кизи - доктор философии (PhD) по философским наукам, кафедра гражданского общества и юридического образования, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается общность социальных функций, которая предопределяет формы моделирования, прогнозирования и управления. Самой эффективной формой такого моделирования является научное моделирование, научное прогнозирование и научное управление. Современные социальные системы и протекающие в них процессы всё больше и больше опираются на науку, на её выводы, рекомендации. Сциентальный характер современных обществ обеспечивает научному моделированию главное место в познании социальных процессов. Ключевые слова: социальные функции, научное моделирование, социальные процессы, познание.

Рассуждая о научном моделировании как форме познания можно спросить, откуда научному моделированию отводится такое почётное место среди остальных форм познания? По нашему мнению, научное моделирование имеет следующие отличительно преимущественные признаки:

во-первых, научное моделирование демократично, общедоступно и опирается на конкретные потребности объекта-оригинала. Именно потребность объекта-оригинала делает научное моделирование открытым, общедоступным и актуальным;

во-вторых, научному моделированию не приемлем диктат, произвол и самовозвеличивание. Закономерные потребности объекта-оригинала, заказчика и потребителя одновременно, делает научное моделирование адаптивным методом. Здесь главным детерминантом научного моделирование выступает объект-оригинал;

в-третьих, научное моделирование имеет конкретную цель, направленность и предполагает достичь реальных, конструктивных результатов. Его результаты могут радикально изменить поведение, даже функции объекта-оригинала. С этой точки зрения научное моделирование может иметь радикальные последствия;

в-четвёртых, научные эксперименты надёжны и плодотворны. Их результаты подвергаются перепроверке, при необходимости они уточняются, дополняются новыми фактами, выводами. Наука не допускает, чтобы одна мысль, из какого бы научного эксперимента она не исходила, доминировала над научной мыслью, подчиняла себя всех остальных выводов;

в-пятых, эффективность и экономность научного моделирования состоит в достижении результата с наименьшими затратами и получением эффективных инструментов управления объекта-оригинала;

в-шестых, социальные процессы настолько изменчивы, что порою невозможно уловить в них главное, особенное. При этом научное моделирование должно определить, какие сферы или подсистемы необходимо совершенствовать, найти эффективные механизмы воздействия на поведение объекта-оригинала. Произвольное моделирование, как часто встречается в реальной жизни, не только даёт положительные результаты, но и приводит к ложным, неверным, спекулятивным выводам. Когда исследователь-экспериментатор в своих предпосылках, гипотезах исходит не из реального состояния социальной системы, социальных процессов, а из готовых на выполнения установок, диктата, он непременно приходит к необъективным выводам, а его эксперимент-моделирование проводится формально. Для того, чтобы такое не происходило, учёный-экспериментатор должен соблюдать

| 41 | Современные инновации № 2(40) 2021

принципы проведения научного исследования, иметь совесть учёного. В научном моделировании социальных процессов не только много трудностей, но и много соблазнов, то есть околонаучные (лженаучные) пути получения учёной степени или завоевание авторитета в мире науки.

Научное моделирование охватывает два этапа познания - эмпирический и теоретический. Первое представляет собой совокупность данных опыта и простейших связей между ними. Эти связи есть эмпирические законы, на что ориентированы изучение научного моделирования. Эмпирические законы отражают внешние связи между социальными процессами, их довольно легко проверить эмпирическим путём, обыденным наблюдением. А теоретические законы служат выражением средствами логики внутренних, глубинных связей между процессами, явлениями. Их соответствие действительности, потребностям объекта-оригинала устанавливается не непосредственно на опыте, а опосредованно, то есть косвенным путём. По мнению исследователей, эмпирические законы объединяют данные опыта, а теоретические законы - эмпирические [1]. «Особенный простор для научного творчества открывается при конструировании моделей теоретического познания. В наиболее развитых из них изучаемый фрагмент природы предстаёт как система так называемых абстрактных объектов, процессов, каждый из них в чрезвычайно обобщенном и абстрактном виде репрезентирует определённый эмпирический процесс. Это позволяет самым абстрактным объектам выполнять функции простейших теоретических моделей.

Список литературы

1. Диалектика и теория познания. Проблемы научного метода. Москва: Мысль, 1998.

С. 148, С. 16.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ Т. ПАРСОНСА

Абдусаттарова С.Ф.

Абдусаттарова Ситора Фахриддин кизи - доктор философии (PhD) по философским наукам, кафедра гражданского общества и юридического образования, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор рассматривает социальные процессы, неразрывно связанные с жизнедеятельностью общества, выражающие его динамизм, внутренние изменения, ценности и функции. Вопросы управления народнохозяйственным комплексом относятся к числу важнейших теоретических и практических задач, которые стоят перед наукой - найти более эффективные способы и формы их решения. Перед каждым обществом стоят такие задачи, которые требуют сосредоточить все силы и возможности, чтобы своевременно, эффективно и организованно их решать.

Ключевые слова: социальные процессы, системы, социальное взаимодействие, ценность.

Толкотт Парсонс - представитель американской социологической теории, изучавший особенности социальных систем и их основные функции выделяет четыре подсистемы, которые являются частью более общей системы:

1) социальная подсистема;

2) культурная подсистема;

Современные инновации № 2(40) 2021 | 42 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.