Научная статья на тему 'Научное исследование: методологический аппарат'

Научное исследование: методологический аппарат Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1897
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODOLOGY / SCIENTIFIC RESEARCH / ACTUALITY OF THE RESEARCH / OBJECT OF STUDY / SUBJECT OF STUDY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А., Шатравкина А.В.

The article is devoted to a topical issue the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research. The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study, purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anв practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHATRAVKINA A. SCIENTIFIC RESEARCH: METHODOLOGICAL APPARATUS

The article is devoted to a topical issue the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research. The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study, purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anв practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

Текст научной работы на тему «Научное исследование: методологический аппарат»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 37

Н.Ю. Таирова, Т.А. Цквитария, А.В. Шатравкина

Ростовский государственный медицинский университет г. Ростов-на-Дону, Россия Soiskatel2005@mail. ru

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

[Tairova N., Tskvitariya T., Shatravkina A. Scientific research: methodological apparatus]

The article is devoted to a topical issue - the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research. The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study, purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anB practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

Key words: methodology, scientific research, actuality of the research, object of study, subject of study.

Методологические проблемы научного исследования всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Неопределенность и отсутствие четкого понимания структуры и последовательности этапов научного исследования начинается с самого определения методологии. Нередко оно выводится не столько из анализа реальных потребностей и тенденций развития образования и изучающей его науки, сколько из общих философских оснований, не дающих однозначного понимания.

Методология определяется как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [3]. Вся методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Ведущий отечественный методолог Э.Г. Юдин подчеркивает, что методологическое знание может выступать либо в описательной форме - служит ориентиром в процессе исследования, либо в нормативной форме - направлена на реализацию деятельности, т.е. в форме предписания, прямых указаний к деятельности.

В.В. Краевский рассматривает методологию как способ, средство связи науки и практики. Н.А. Масюкова - как средство помощи науки практике. А.М. Новиков предлагает предельно конкретизировать определение понятия: Методология - это учение об организации деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Любое научное исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, результаты, как основные защищаемые положения [2].

Названные компоненты обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Рассмотрим каждый из названных компонентов.

Проблема исследования. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто еще неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Иногда под проблемой понимают также новое решение актуальной научной социально-педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его. Проблема - это и вопрос, в котором выражается сомнение, возникающее при чтении научной литературы, при сопоставлении из -вестных автору данных науки и результатов практической деятельности. Источником проблемы может быть не только недостаточно полное знание о действительности, но и неразработанность какого-либо вопроса, или несогласие автора исследования с существующими концепциями, подходами к решению проблемы [4].

Актуальность исследования: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития социально-педагогической теории и практики. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Тема исследования. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с старого с тем, что предлагается в исследовании [2]. Прежде всего, самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить.

Объект и предмет исследования. Различение объекта и предмета научного исследования - едва ли не самое трудное, с чем сталкиваются начинающий исследователь в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы.

Объект исследования - это процесс или явление, являющиеся причиной возникновения проблемной ситуации, и выбранное для и исследования. Объектом исследования может быть социально-педагогический процесс, область социально-педагогической действительности или какое-либо педагогическое явление, содержащее в себе противоречие. Т.е., объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - это свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании [2]. «Предметом познания, - отмечает Ю.К. Бабанский, - считают зафиксированные в опыте и включенные в

процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах» [1]. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное». Предмет исследования должен формироваться на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Определение объекта и предмета исследования служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи.

Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель - это одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат. Поэтому невозможно ни ставить цель, ни анализировать ее в отрыве от общего движения познающей мысли, от исследовательской деятельности и, главное, ее логики. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению, а также представление о тех средствах, которыми эта цель может быть осуществлена [2].

Целеполагание в социально-педагогическом исследовании - есть выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной социально-педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.

Таким образом, цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Гипотеза исследования. Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Следовательно, гипотеза исследования - научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата; совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Она означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. На стадии завершения исследования возникает необходимость, подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной рабо-

ты выступают - научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.

Применительно к научному исследованию научная новизна - это понятие, которое позволяет автору при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом использовать термин «впервые», который обозначает, прежде всего, факт отсутствия подобных результатов до их публикации [2].

Теоретическая значимость. Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы. Как влияют результаты на существующий технологический ряд и содержание понятий. Какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Для выявления практической значимости нужно осмыслить и показать, что уже удалось сделать практически, где и с кем, с какими результатами были применены рекомендации, вытекающие из исследования, какие разработаны и распространены внедренческие материалы (пособия, рекомендации, программы, методики, технологии и пр.).

Защищаемые положения. У начинающих исследователей часто возникают вопросы о том, какие положения научной работы выносить на защиту, как их правильно сформулировать, сколько таких положений должно быть. На защиту, как правило, выносятся положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы.

Требования к формулированию положений, выносимых на защиту:

1. Подтверждение значимости, актуальности и перспективности выбранного направления исследования и его результатов. 2. Изложение наиболее существенных результатов поиска, обоснование их своеобразия, оригинальности, новизны. 3. Реальная эффективность, которую следует доказать (социальная, экономическая; непосредственная, отсроченная, косвенное влияние). 4. Полемический характер представления результатов (ответ возможным оппонентам, защита выдвинутых положений) [2].

Таким образом, перечисленные элементы методологического аппарата научного исследования составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит интегральным показателем его качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989.

2. Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Методология научного исследования: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2014.

3. Философский словарь / Под ред. С.Я. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010.

_14 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.