Из жизни вуза
87
учно-образовательных ресурсов для естественнонаучного и технического образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2. С. 28-34.
4. McAuley А., StewartB., Siemens G. & Cormier
D. The MOOC Model for Digital Practice. URL: http:// www.elearnspace.org/ Articles/ MOOC_Final.pdf
5. Kop Rita The Challenges to Connectivist Learning on Open Online Networks: Learning
Experiences during a Massive Open Online Course // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12. No 3. P. 19-38.
6. Нанотехнологии и наноматериалы (федеральный интернет-портал), ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». URL: http://www.portalnano.ru/read/ infrastructure/ russia/ nns/ sfedu
A. М. БОЯРИНОВ, профессор, председатель комитета при Ученом совете по направлению архитектуры и искусства
B. А. КОЛЕСНИК, профессор В.В. ПИЩУЛИНА, профессор, зав. кафедрой
Научно-творческий портрет академии архитектуры и искусств
В основу научно-творческой работы ростовской школы архитектуры и искусств положен сформулированный на основе деятельностного подхода принцип - «развитие индивидуальных творческих возможностей и формирование способности концептуального осмысления и моделирования среды жизнедеятельности человека в контексте взаимодействия процессов регионализации и глобализации культур ». Этот принцип выражает также общий для всей школы подход к организации научных исследований, который предполагает изучение не только реальных процессов конкретной среды жизнедеятельности, но и моделирование региональных проблем архитектуры, дизайна, искусства в контексте глобальных процессов.
Ключевые слова: академия архитектуры и искусств ЮФУ, деятельностный подход, контекстуализм, глобализация в архитектуре и искусстве
В образовательное пространство Южного федерального университета Ростовская государственная академия архитектуры и искусств вошла со своей образовательной концепцией и прочными позициями среди ведущих архитектурно-художественных школ России. При этом сотрудничество с гуманитарными, естественнонаучными, инженерными школами федерального университета сделало эту школу достаточно уникальной. Это явилось следствием преодоления на базе общенаучной и общефилософской университетской подготовки той диспропорции в художественном и техническом развитии будущих зодчих, которая возникала в архитектурном образовании конца XX в. в результате смеще-
88
Высшее образование в России • № 1, 2014
ния образовательной парадигмы в техническую сторону профессионализма.
Позитивным для школы оказалось также приобретение, с помощью национального проекта «Образование», высокотехнологичного оборудования для SD-сканирования архитектурных объектов, что способствовало созданию уникальных методик и организации совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук научно-образовательного центра «Теория и история архитектуры и проблем сохранения наследия», а также центра коллективного пользования «Строительные инновации».
Системная интеграция архитектурнохудожественного образования в научнообразовательную среду классического университета естественным образом привела к организации в структуре ЮФУ академии архитектуры и искусств с широким спектром образовательных и творческих программ.
Сегодня деятельность академии направлена на решение образовательных задач и выполнение научных исследований в области архитектуры и искусства. Девиз академии - «Обучение через реальное проектирование и творчество ». Суть методологического подхода к формированию компе-тентностной модели выпускника заключается в следующем: профессия архитектора не есть сфера исключительно проектной деятельности, но есть инструмент для моделирования среды обитания Человека, снижения негативного воздействия производственной и бытовой деятельности на окружающую среду.
Научно-образовательная деятельность в академии организуется по направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов. К деятельности выпускающих кафедр привлекаются в обязательном порядке практикующие специалисты, известные в регионе архитекторы, художники и дизайнеры. Половина преподавателей этих кафедр - члены творческих союзов, треть имеют ученые степени и звания. При каж-
дой кафедре функционирует учебно-творческая мастерская, где выполняются работы по реальному проектированию с привлечением преподавателей и студентов.
С 2011 г. подготовка по всем профильным направлениям ведется по образовательным стандартам ЮФУ, в которых, в отличие от ФГОС, усилены конструкторская, экономическая и информационная составляющие. Работает аспирантура по специальностям «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности », «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», «Системы автоматизированного проектирования (строительство, архитектура)».
Широкие связи университета с зарубежными вузами существенно упростили процедуру заключения соглашений о разработке совместных научно-образовательных программ в области архитектуры и дизайна с ведущими профильными школами Германии, Франции, Армении, Приднестровья, Украины.
В академии действует многоуровневая система непрерывного образования, включающая все звенья - от довузовской подготовки до переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также обес-
Из жизни вуза
89
печивающая пополнение кадрового потенциала вуза. Сеть архитектурно-художественных классов в средних школах покрывает большую часть территории федерального округа, а формой, объединяющей практически все художественное образование на Юге, стала региональная олимпиада второго уровня по архитектуре и изобразительному искусству, проводимая университетом в соответствии с приказом Министерства образования и науки.
В академии действуют и формируются новые научные и творческие коллективы в области архитектуры, истории искусства, ведутся фундаментальные и прикладные исследования в области архитектуры, градостроительства, дизайна и изобразительного искусства, искусствоведения. Предметом изучения вузовских ученых являются проблемы рекреационных зон на Юге России, типологические вопросы жилых и общественных зданий, теория и практика градостроительства, живописи и скульптуры, дизайна и прикладного искусства. Южный федеральный университет, являясь ассоциированным членом Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, в значительной мере обеспечивает научный потенциал их южных отделений. Так, совместно с РААСН создан научно-образовательный центр «Теория и история архитектуры, проблемы сохранения наследия», который выполняет актуальные работы по изучению исторического градостроительного и архитектурного наследия многонационального Юга нашей страны. Совместно с РАХ создаются творческие мастерские по повышению квалификации молодых художников.
В результате слияния вузов архитекторы и археологи «оказались в одной лодке», что существенным образом повлияло на подготовку историков и реставраторов архитектуры, вывело исследования по проблемам историзма в архитектуре и градостроительстве на качественно новый уровень. Как следствие, реконструирована целостная картина христианского храмового
зодчества Северного Кавказа периода Средневековья в пространственно-временной динамике; представлена историческая периодизация христианского храмостроения на территории Северного Кавказа и разработана классификация памятников христианской архитектуры Северного Кавказа. В свою очередь, археологи получили квалифицированную поддержку профессионалов при раскопках древних поселений. Самым важным в этой работе, пожалуй, является то, что качественно изменилась система практической подготовки студентов направления «Реставрация архитектурного наследия». В образовательном процессе появилась такая форма, как экспедиции.
Отметим также взаимодействие таких направлений, как «Информационные системы архитектурного и дизайнерского проектирования» (как цикла дисциплин профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров) и «Информационные технологии». Влияние последнего повысило фундаментальность профессиональной подготовки, дало возможность использовать мощное оборудование вычислительного центра университета для решения проектных задач в архитектуре, ввести в учебные программы вопросы геоинформационных технологий. Успешно решаются
90
Высшее образование в России • № 1, 2014
задачи информационного обеспечения архитектурного проектирования(разработка информационных моделей объектов и процесса проектирования, информационно-поисковых систем, баз данных и фрагментов ГИС), разрабатываются информационные системы для поддержки процесса обучения студентов-архитекторов и дизайнеров.
За последние годы проведены исследования, благодаря которым в настоящее время функционируют системы «Автоматизированная система поиска аналогов памятников архитектуры (на примере Южнороссийской эклектики) по элементам их фасадов » и «Информационно-поисковая система “Спортивные объекты Ростовской области” ». В последней используются фрагменты ГИС, которые выполнялись совместно с институтом механики и прикладной математики ЮФУ. Система позволяет по различным классификационным признакам выявлять объекты и получать сведения об их физическом состоянии, на основании чего делается заключение о необходимости ремонта, модернизации или реконструкции объекта.
Научно-исследовательская и творческая деятельность коллективов проектных кафедр, занимающихся технологией организации пространства на основе оригинальных композиционных и функциональных решений, осуществляется по следующим темам: «Особенности комплексного формирования архитектурной среды города с учетом совокупного взаимодействия простран-ственно-предметныхслагаемых»; «Архитектура регионального жилища в новых социально-экономических условиях»; «Проблемы рекреационной архитектуры Юга России »; «Экологическое жилище и новые формы расселения». В 2010 г. при содействии Южно-Российского отделения МАЭН была создана учебно-научная лаборатория исследования ненормативных факторов риска в архитектуре и строительстве, которая занимается экологической проблематикой, в частности изучает влияние сре-
ды обитания на экологические показатели окружающего жизненного пространства человека. С учетом научных достижений учёных академии в проектировании образовательных пространств проектные кафедры были определены как эксперты консорциума университетов по пространственной организации территорий университетских кампусов.
Инновационные продукты наших кафедр: экодома и экопоселения для Юга России, многофункциональные жилые комплексы, новая школа, новая концепция библиотеки университета, рекреационные объекты, заводы по переработке бытовых отходов, здания с применением возобновляемой энергии и др. - стали возможны лишь благодаря творческому сотрудничеству с другими кафедрами Южного федерального университета.
Итак, становление Южно-Российской градостроительной школы тесно связано с созданием единого учебно-научно-проектного комплекса в региональном центре -городе Ростове-на-Дону, первоначально -в структуре Ростовского инженерно-строительного института, затем - на базе Ростовского архитектурного института, позднее переименованного в Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства, в настоящее время являющуюся академией архитектуры и искусства Южного федерального университета. Научно-исследовательская работа комплекса тесно переплетается с проектной практикой: на базе академии создан региональный научно-исследовательский и проектный градостроительный центр, в котором преподаватели и студенты направления «Градостроительство» ведут реальные проектно-градостроительные работы по территориально-пространственному развитию городов Юга России.
Специалисты школы разработали общегосударственные нормативные документы: «Положение и Руководство по территориальной деятельности в РФ », а также «Основы территориально-пространственной
Из жизни вуза
91
организации расселения на Юге России »; «Принципы реконструкции и преобразования исторической застройки городов Юга России»; «Схемаразмещения и расселения мигрантов на территории Южно-Российского региона»; «Методика территориально-ландшафтной организации малых и средних городов степной зоны Юга России»; «Основы градостроительного оздоровления прибрежной зоны Азово-Черноморского бассейна»; «Схема развития и размещения производительных сил Ростовской области»; «Проектные предложения по взаимосвязанному территориально-градостроительному развитию приграничных районов России и Украины (в пределах Ростовской области)».
Вторая составляющая деятельности академии - подготовка дизайнеров, художников прикладного и монументального искусства, живописцев, графиков, скульпторов, - расширилась в ходе оптимизации образовательных структур, входящих в состав университета. В результате, с одной стороны, у студентов появилась возможность получать соответствующее специальное образование, с другой - существенно обогатилась художественная составляющая архитектурного образования за счет композиционной подготовки архитекторов. На кафедрах дизайна, декоративно-прикладного искусства и интерьера, живописи и графики, живописи и скульптуры в рам-
ках идеологии контекстуализма развиваются следующие научно-творческие направления:
• «Художественное формообразование костюма какисторической реминисценции в контексте современных тенденций культуры»;
• «Системы невербальных коммуникаций как отражение постмодернистских тенденций в контексте современных идей супрематизма и фовизма»;
• «Стилистические трансформации классики в современном интерьере »;
• «Художественно-дизайнерское моделирование предметов среды на основе современных интерпретаций традиционных техник и смысловых характеристик ».
Программа развития ЮФУ и процессы модернизации учебно-научно-творческой системы подготовки специалистов в целом мобилизуют научно-педагогический коллектив на концентрацию всех информационно-интеллектуальных, финансово-эко-номическихи административно-управленческих ресурсов. Это позволяет осуществлять эффективную интеграцию науки, творчества и образования, координировать систему деятельности академии и транслировать ее на регионы ЮФО. Программа нацеливает на формирование в перспективе уникального учебно-научно-творческого центра международного уровня, на создание эффективной площадки межкон-
92
Высшее образование в России • № 1, 2014
фессионального и межэтнического диалога, обеспечение воспроизводства региональных элит. Уже сейчас на Юге России действует координационный совет по архитектурно-художественному образованию, в который входят более 40 вузов, практикующих подготовку в области архитектуры и искусства. Возглавляет совет Южный федеральный университет, представленный академией архитектуры и искусств.
Дизайнеры и художники академии стали инициаторами, а университет стал учредителем двух международных фестивалей - российского дизайна на Кавказских Минеральных Водах, который проходит с 1998 г. на базе филиала в г. Железновод-ске, и фестиваля «Рождение костюма», в котором принимают участие молодые дизайнеры и студенты. В стенах университета художественная подготовка проходит на нескольких площадках: в Ростове, Таганроге и Железноводске. Координацию их учебно-методической, научной и творческой деятельности осуществляет общественный орган - Комитет при Учёном совете университета по направлению науки и образования в области архитектуры и искусства. Комитет организует межфакультетские семинары, конференции, выставки,
в рамках своей компетенции выступает экспертом Учёного совета по профессиональным проблемам.
Научно-методическая деятельность кафедр определена требованиями к обучению студентов профессиональным знаниям, навыкам и методам работы в области архитектурного проектирования жилых, общественных и промышленных зданий и комплексов. Центральной задачей в подготовке специалиста коллектив кафедр рассматривает выявление и развитие творческих способностей каждого студента, помощь каждому обучающемуся в обретении собственного метода формообразования и пространственной организации архитектурных объектов.
Учебный процесс по направлениям искусства, архитектуры и дизайна по содержанию и по промежуточным аттестациям отличается от аналогичных процедур на других направлениях. Любую курсовую работу, а тем более итоговую выпускную работу можно назвать произведением искусства, вносящим свой вклад в культуру региона, страны, и в этом плане специальности и направления подготовки нашей академии существенно дополняют образовательную программу Южного федерального университета.