Научная статья на тему 'Научно-творческий портрет академии архитектуры и искусств'

Научно-творческий портрет академии архитектуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ ЮФУ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТУАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВЕ / SFEDU ACADEMY OF ARCHITECTURE AND ARTS / ACTIVITY APPROACH / CONTEXTUALISM / GLOBALIZATION IN ARCHITECTURE / DESIGN AND ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояринов Александр Меркурьевич, Колесник Виталий Антонович, Пищулина Виктория Владимировна

В основу научно-творческой работы ростовской школы архитектуры и искусств положен сформулированный на основе деятельностного подхода принцип – «развитие индивидуальных творческих возможностей и формирование способности концептуального осмысления и моделирования среды жизнедеятельности человека в контексте взаимодействия процессов регионализации и глобализации культур». Этот принцип выражает также общий для всей школы подход к организации научных исследований, который предполагает изучение не только реальных процессов конкретной среды жизнедеятельности, но и моделирование региональных проблем архитектуры, дизайна, искусства в контексте глобальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND CREATIVE PORTRAIT OF THE ACADEMY OF ARCHITECTURE AND ARTS

The article describes the main lines of pedagogical, research and creative work of SFEDU academy of architecture and arts. The basic principle of its activity is the development of individual creative faculties and formation of the abilities in conceptual comprehension and modeling of the environment in a context of regionalization and globalization of cultures. This principle reflects environmental approach to scientific research, which requires modeling of regional problems of architecture, design, and art in a context of global processes. The corner stone of the organization of the educational process is “learning through real designing and creative work”.

Текст научной работы на тему «Научно-творческий портрет академии архитектуры и искусств»

Из жизни вуза

87

учно-образовательных ресурсов для естественнонаучного и технического образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2. С. 28-34.

4. McAuley А., StewartB., Siemens G. & Cormier

D. The MOOC Model for Digital Practice. URL: http:// www.elearnspace.org/ Articles/ MOOC_Final.pdf

5. Kop Rita The Challenges to Connectivist Learning on Open Online Networks: Learning

Experiences during a Massive Open Online Course // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12. No 3. P. 19-38.

6. Нанотехнологии и наноматериалы (федеральный интернет-портал), ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». URL: http://www.portalnano.ru/read/ infrastructure/ russia/ nns/ sfedu

A. М. БОЯРИНОВ, профессор, председатель комитета при Ученом совете по направлению архитектуры и искусства

B. А. КОЛЕСНИК, профессор В.В. ПИЩУЛИНА, профессор, зав. кафедрой

Научно-творческий портрет академии архитектуры и искусств

В основу научно-творческой работы ростовской школы архитектуры и искусств положен сформулированный на основе деятельностного подхода принцип - «развитие индивидуальных творческих возможностей и формирование способности концептуального осмысления и моделирования среды жизнедеятельности человека в контексте взаимодействия процессов регионализации и глобализации культур ». Этот принцип выражает также общий для всей школы подход к организации научных исследований, который предполагает изучение не только реальных процессов конкретной среды жизнедеятельности, но и моделирование региональных проблем архитектуры, дизайна, искусства в контексте глобальных процессов.

Ключевые слова: академия архитектуры и искусств ЮФУ, деятельностный подход, контекстуализм, глобализация в архитектуре и искусстве

В образовательное пространство Южного федерального университета Ростовская государственная академия архитектуры и искусств вошла со своей образовательной концепцией и прочными позициями среди ведущих архитектурно-художественных школ России. При этом сотрудничество с гуманитарными, естественнонаучными, инженерными школами федерального университета сделало эту школу достаточно уникальной. Это явилось следствием преодоления на базе общенаучной и общефилософской университетской подготовки той диспропорции в художественном и техническом развитии будущих зодчих, которая возникала в архитектурном образовании конца XX в. в результате смеще-

88

Высшее образование в России • № 1, 2014

ния образовательной парадигмы в техническую сторону профессионализма.

Позитивным для школы оказалось также приобретение, с помощью национального проекта «Образование», высокотехнологичного оборудования для SD-сканирования архитектурных объектов, что способствовало созданию уникальных методик и организации совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук научно-образовательного центра «Теория и история архитектуры и проблем сохранения наследия», а также центра коллективного пользования «Строительные инновации».

Системная интеграция архитектурнохудожественного образования в научнообразовательную среду классического университета естественным образом привела к организации в структуре ЮФУ академии архитектуры и искусств с широким спектром образовательных и творческих программ.

Сегодня деятельность академии направлена на решение образовательных задач и выполнение научных исследований в области архитектуры и искусства. Девиз академии - «Обучение через реальное проектирование и творчество ». Суть методологического подхода к формированию компе-тентностной модели выпускника заключается в следующем: профессия архитектора не есть сфера исключительно проектной деятельности, но есть инструмент для моделирования среды обитания Человека, снижения негативного воздействия производственной и бытовой деятельности на окружающую среду.

Научно-образовательная деятельность в академии организуется по направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов. К деятельности выпускающих кафедр привлекаются в обязательном порядке практикующие специалисты, известные в регионе архитекторы, художники и дизайнеры. Половина преподавателей этих кафедр - члены творческих союзов, треть имеют ученые степени и звания. При каж-

дой кафедре функционирует учебно-творческая мастерская, где выполняются работы по реальному проектированию с привлечением преподавателей и студентов.

С 2011 г. подготовка по всем профильным направлениям ведется по образовательным стандартам ЮФУ, в которых, в отличие от ФГОС, усилены конструкторская, экономическая и информационная составляющие. Работает аспирантура по специальностям «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности », «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», «Системы автоматизированного проектирования (строительство, архитектура)».

Широкие связи университета с зарубежными вузами существенно упростили процедуру заключения соглашений о разработке совместных научно-образовательных программ в области архитектуры и дизайна с ведущими профильными школами Германии, Франции, Армении, Приднестровья, Украины.

В академии действует многоуровневая система непрерывного образования, включающая все звенья - от довузовской подготовки до переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также обес-

Из жизни вуза

89

печивающая пополнение кадрового потенциала вуза. Сеть архитектурно-художественных классов в средних школах покрывает большую часть территории федерального округа, а формой, объединяющей практически все художественное образование на Юге, стала региональная олимпиада второго уровня по архитектуре и изобразительному искусству, проводимая университетом в соответствии с приказом Министерства образования и науки.

В академии действуют и формируются новые научные и творческие коллективы в области архитектуры, истории искусства, ведутся фундаментальные и прикладные исследования в области архитектуры, градостроительства, дизайна и изобразительного искусства, искусствоведения. Предметом изучения вузовских ученых являются проблемы рекреационных зон на Юге России, типологические вопросы жилых и общественных зданий, теория и практика градостроительства, живописи и скульптуры, дизайна и прикладного искусства. Южный федеральный университет, являясь ассоциированным членом Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, в значительной мере обеспечивает научный потенциал их южных отделений. Так, совместно с РААСН создан научно-образовательный центр «Теория и история архитектуры, проблемы сохранения наследия», который выполняет актуальные работы по изучению исторического градостроительного и архитектурного наследия многонационального Юга нашей страны. Совместно с РАХ создаются творческие мастерские по повышению квалификации молодых художников.

В результате слияния вузов архитекторы и археологи «оказались в одной лодке», что существенным образом повлияло на подготовку историков и реставраторов архитектуры, вывело исследования по проблемам историзма в архитектуре и градостроительстве на качественно новый уровень. Как следствие, реконструирована целостная картина христианского храмового

зодчества Северного Кавказа периода Средневековья в пространственно-временной динамике; представлена историческая периодизация христианского храмостроения на территории Северного Кавказа и разработана классификация памятников христианской архитектуры Северного Кавказа. В свою очередь, археологи получили квалифицированную поддержку профессионалов при раскопках древних поселений. Самым важным в этой работе, пожалуй, является то, что качественно изменилась система практической подготовки студентов направления «Реставрация архитектурного наследия». В образовательном процессе появилась такая форма, как экспедиции.

Отметим также взаимодействие таких направлений, как «Информационные системы архитектурного и дизайнерского проектирования» (как цикла дисциплин профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров) и «Информационные технологии». Влияние последнего повысило фундаментальность профессиональной подготовки, дало возможность использовать мощное оборудование вычислительного центра университета для решения проектных задач в архитектуре, ввести в учебные программы вопросы геоинформационных технологий. Успешно решаются

90

Высшее образование в России • № 1, 2014

задачи информационного обеспечения архитектурного проектирования(разработка информационных моделей объектов и процесса проектирования, информационно-поисковых систем, баз данных и фрагментов ГИС), разрабатываются информационные системы для поддержки процесса обучения студентов-архитекторов и дизайнеров.

За последние годы проведены исследования, благодаря которым в настоящее время функционируют системы «Автоматизированная система поиска аналогов памятников архитектуры (на примере Южнороссийской эклектики) по элементам их фасадов » и «Информационно-поисковая система “Спортивные объекты Ростовской области” ». В последней используются фрагменты ГИС, которые выполнялись совместно с институтом механики и прикладной математики ЮФУ. Система позволяет по различным классификационным признакам выявлять объекты и получать сведения об их физическом состоянии, на основании чего делается заключение о необходимости ремонта, модернизации или реконструкции объекта.

Научно-исследовательская и творческая деятельность коллективов проектных кафедр, занимающихся технологией организации пространства на основе оригинальных композиционных и функциональных решений, осуществляется по следующим темам: «Особенности комплексного формирования архитектурной среды города с учетом совокупного взаимодействия простран-ственно-предметныхслагаемых»; «Архитектура регионального жилища в новых социально-экономических условиях»; «Проблемы рекреационной архитектуры Юга России »; «Экологическое жилище и новые формы расселения». В 2010 г. при содействии Южно-Российского отделения МАЭН была создана учебно-научная лаборатория исследования ненормативных факторов риска в архитектуре и строительстве, которая занимается экологической проблематикой, в частности изучает влияние сре-

ды обитания на экологические показатели окружающего жизненного пространства человека. С учетом научных достижений учёных академии в проектировании образовательных пространств проектные кафедры были определены как эксперты консорциума университетов по пространственной организации территорий университетских кампусов.

Инновационные продукты наших кафедр: экодома и экопоселения для Юга России, многофункциональные жилые комплексы, новая школа, новая концепция библиотеки университета, рекреационные объекты, заводы по переработке бытовых отходов, здания с применением возобновляемой энергии и др. - стали возможны лишь благодаря творческому сотрудничеству с другими кафедрами Южного федерального университета.

Итак, становление Южно-Российской градостроительной школы тесно связано с созданием единого учебно-научно-проектного комплекса в региональном центре -городе Ростове-на-Дону, первоначально -в структуре Ростовского инженерно-строительного института, затем - на базе Ростовского архитектурного института, позднее переименованного в Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства, в настоящее время являющуюся академией архитектуры и искусства Южного федерального университета. Научно-исследовательская работа комплекса тесно переплетается с проектной практикой: на базе академии создан региональный научно-исследовательский и проектный градостроительный центр, в котором преподаватели и студенты направления «Градостроительство» ведут реальные проектно-градостроительные работы по территориально-пространственному развитию городов Юга России.

Специалисты школы разработали общегосударственные нормативные документы: «Положение и Руководство по территориальной деятельности в РФ », а также «Основы территориально-пространственной

Из жизни вуза

91

организации расселения на Юге России »; «Принципы реконструкции и преобразования исторической застройки городов Юга России»; «Схемаразмещения и расселения мигрантов на территории Южно-Российского региона»; «Методика территориально-ландшафтной организации малых и средних городов степной зоны Юга России»; «Основы градостроительного оздоровления прибрежной зоны Азово-Черноморского бассейна»; «Схема развития и размещения производительных сил Ростовской области»; «Проектные предложения по взаимосвязанному территориально-градостроительному развитию приграничных районов России и Украины (в пределах Ростовской области)».

Вторая составляющая деятельности академии - подготовка дизайнеров, художников прикладного и монументального искусства, живописцев, графиков, скульпторов, - расширилась в ходе оптимизации образовательных структур, входящих в состав университета. В результате, с одной стороны, у студентов появилась возможность получать соответствующее специальное образование, с другой - существенно обогатилась художественная составляющая архитектурного образования за счет композиционной подготовки архитекторов. На кафедрах дизайна, декоративно-прикладного искусства и интерьера, живописи и графики, живописи и скульптуры в рам-

ках идеологии контекстуализма развиваются следующие научно-творческие направления:

• «Художественное формообразование костюма какисторической реминисценции в контексте современных тенденций культуры»;

• «Системы невербальных коммуникаций как отражение постмодернистских тенденций в контексте современных идей супрематизма и фовизма»;

• «Стилистические трансформации классики в современном интерьере »;

• «Художественно-дизайнерское моделирование предметов среды на основе современных интерпретаций традиционных техник и смысловых характеристик ».

Программа развития ЮФУ и процессы модернизации учебно-научно-творческой системы подготовки специалистов в целом мобилизуют научно-педагогический коллектив на концентрацию всех информационно-интеллектуальных, финансово-эко-номическихи административно-управленческих ресурсов. Это позволяет осуществлять эффективную интеграцию науки, творчества и образования, координировать систему деятельности академии и транслировать ее на регионы ЮФО. Программа нацеливает на формирование в перспективе уникального учебно-научно-творческого центра международного уровня, на создание эффективной площадки межкон-

92

Высшее образование в России • № 1, 2014

фессионального и межэтнического диалога, обеспечение воспроизводства региональных элит. Уже сейчас на Юге России действует координационный совет по архитектурно-художественному образованию, в который входят более 40 вузов, практикующих подготовку в области архитектуры и искусства. Возглавляет совет Южный федеральный университет, представленный академией архитектуры и искусств.

Дизайнеры и художники академии стали инициаторами, а университет стал учредителем двух международных фестивалей - российского дизайна на Кавказских Минеральных Водах, который проходит с 1998 г. на базе филиала в г. Железновод-ске, и фестиваля «Рождение костюма», в котором принимают участие молодые дизайнеры и студенты. В стенах университета художественная подготовка проходит на нескольких площадках: в Ростове, Таганроге и Железноводске. Координацию их учебно-методической, научной и творческой деятельности осуществляет общественный орган - Комитет при Учёном совете университета по направлению науки и образования в области архитектуры и искусства. Комитет организует межфакультетские семинары, конференции, выставки,

в рамках своей компетенции выступает экспертом Учёного совета по профессиональным проблемам.

Научно-методическая деятельность кафедр определена требованиями к обучению студентов профессиональным знаниям, навыкам и методам работы в области архитектурного проектирования жилых, общественных и промышленных зданий и комплексов. Центральной задачей в подготовке специалиста коллектив кафедр рассматривает выявление и развитие творческих способностей каждого студента, помощь каждому обучающемуся в обретении собственного метода формообразования и пространственной организации архитектурных объектов.

Учебный процесс по направлениям искусства, архитектуры и дизайна по содержанию и по промежуточным аттестациям отличается от аналогичных процедур на других направлениях. Любую курсовую работу, а тем более итоговую выпускную работу можно назвать произведением искусства, вносящим свой вклад в культуру региона, страны, и в этом плане специальности и направления подготовки нашей академии существенно дополняют образовательную программу Южного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.