Территория науки, 2013.№4
«Развитие личностной позиции студента-психолога» выступает механизмом личностного роста будущего психолога.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, В 2-х т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева и др. - М., 2000. - 232 с.
2. О. П. Елисеев Практикум по психологии личности Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2008 г. 512 стр.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
4. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-ое изд. - СПб.: Питер 2009. - 464 с.
Кадацких И.Ю.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: этническое самосознание, национальная
идентичность, межэтнические взаимоотношения.
Аннотация: в статье рассматриваются научно-теоретические
проблемы изучения этнического самосознания.
Keywords: ethnic identity, national identity, inter-ethnic relations.
Abstract: The article deals with the scientific and theoretical problems in the study of ethnic identity.
Этнокультурный подход к изучению сущности человека и его развития может служить средством преодоления противостояния и разрыва между природой человека и социумом, природным индивидом и социальным, процессами индивидуализации и социализации, онтогенезом и социогенезом.
Изучение этих категорий происходило в рамках различных наук -философии, психологии, этнологии, социологии, биологии и др. Благодаря теоретическим разработками и интерпретации обширного эмпирического материала, получены данные, раскрывающие суть этнического самосознания и этнической идентичности (А.Г. Асмолов, Ю.В. Бромлей, Л. М. Дробижева С. Лурье, И.С. Кон, П.И.Кушнер, В.И. Козлов, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, и др.).Данные вопросы также продуктивно изучаются западными психологами и
173
Территория науки, 2013.№4
представителями смежных дисциплин (Ф. Боас, А. Кардинер, Р. Линтон, Дж. Марсиа, М. Мид, Г. Тэджфел, Э. Эриксон и др.). В результате, на сегодняшний день имеется ряд научных школ и направлений, как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Ю.В. Бромлей разработал положение о структуре этнического самосознания, о внутреннем механизме его развития, объективных основах его существования. Это положило начало направлению, связанному с выявлением и анализом компонентов этнического самосознания, исследование их генезиса и эволюции [2].
Проблемы этнического сознания, самосознания и этничности как таковой, тесно связанные между собой, положили начало дискуссии и приведшие к появлению трех теорий - примордиалистской, инструментальной и конструктивистской.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что дальнейшее изучение проблемы идентичности и этнического самосознания осуществлялось в рамках когнитивного подхода. Когнитивные компоненты включают в себя такие элементы, как исторические знания (знание исторических событий, исторических персонажей, исторической символики и т.п.), географические знания (география страны), социальные и социально-психологические знания (знание традиций и обычаев, знание о национальной группе и т.п.). Аффективные компоненты включают в себя субъективные чувства привязанности, эмоциональное отношение к своей национальной группе, к родной земле, другим национальным группам и общностям, а также такие социальные эмоции, как чувства национальной гордости или стыда, позора или восхищения и т.д. Формирование этих компонентов этнического самосознания происходит в течение многолетнего периода, охватывающего раннее детство и до подросткового возраста.
Иные, на наш взгляд, трактовки процессов формирования идентичности предлагает социокультурный подход. В рамках этого подхода, развитие идентичности рассматривается как продукт воздействия со стороны социального окружения ребенка, в частности родителей, школы и средств массовой информации. Представители данного направления М. Коул, Спенсер и др. рассматривают этническое самосознание как социокультурно-обусловленную, семиотически-опосредованную деятельность. В контексте данного подхода, повествования, различные истории, которые рассказывают люди, продукты культуры являются специфическими инструментами, играющими важную роль в формировании различных форм идентичности (этнической, личностной, профессиональной).
174
Территория науки, 2013.№4
Другим подходом к определению этнической идентичности является подход с позиции теории социальных представлений, разработанной Р.М. Фарром и С. Московичи [3]. Эти социальные представления порождаются социально, социально поддерживаются и социально передаются индивидам в группе.
Общее, что есть во всех подходах - признание этнической идентичности одной из характеристик этноса. Это означает, что этнос является для индивидов психологической общностью. Этническая общность, прежде всего, это - общность представлений о каких-либо признаках. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представление о родной земле, национальный характер. Значение и роль признаков меняются в восприятии членов этноса в зависимости от особенностей исторической ситуации. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры.
На сегодняшний день понимание структуры этнического самосознания различается в научных школах, что указывает на сложный характер этого личностного образования. Анализ понятия этническое самосознание в психологии исходит из того, что этническое самосознания является составным элементом, частью личностного самосознания. При этом отмечается, что важным моментом является не только осознание личностью своих этнических связей, но и отношение к ним. В определениях этнического самосознания отмечается структурность феномена и устойчивость осознаваемых, объединяющих с общностью признаков.
Перспективной является проблема соотношения этнического самосознания на уровне личности и на групповом уровне. На примере армянского этноса эту проблему рассматривает К.А. Налчаджян. Наличие развитого и гармонично функционирующего самосознания как на личностном, так и на этническом уровнях являются признаком психической зрелости, в первом случае зрелости личности, а во втором - этнической группы и отдельных его представителей[4].
Суммируя вышеизложенное, следует признать, что важнейшей этноинтегрирующей характеристикой этноса является этническое самосознание. Общепризнанным является положение о том, что структура этнического самосознания аналогична структуре
личностного самосознания и развитие этнического самосознания протекает в единстве следующих компонентов: когнитивных,
эмоциональных и поведенческих.
175
Территория науки, 2013.№4
Признаком реализованной этнической идентичности является способность к временной рефлексии (этнос вчера, сегодня, завтра), осознанный характер этнических представлений и сформированность личностно значимых этнокультурных ценностей, целей, убеждений.
Кроме того, этническое самосознание может быть актуализировано как на уровне индивидуального Я, так и группового Мы. Для актуализированного этнического самосознания характерно слияние уровней. Разрыв, или
несовпадение говорит о наличии психологических защит как результата подсознательной неудовлетворенности своим этносом.
Многие исследователи межэтнических отношений отмечают, что в настоящее время проблема поиска идентичностей особенно актуальна в нашей стране, при этом этническая идентификация по-прежнему является одним из способов самоидентификации личности. Сегодня недостаточное внимание уделяется проблеме, связанной с влиянием этносов на индивидуальное развитие личности, на формирование и развитие ее базовых свойств. В виду этого необходимы глубокие психологические исследования в области этнического самосознания современной студенческой молодежи - будущего России.
Список литературы
1. Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов [Текст] / Е.М. Арутюнова // Социологические исследования. - 2007. - №8. - С. 77-84.
2. Дробижева Л.М. Проблемы межэтнических отношений в постсоветской России [Текст] / Л.М. Дробижева // Социальные трансформации в России: теории, практика, сравнительный анализ. М., 2005. - С. 194-222.
3. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века [Текст] / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. - 2000. - Т.21, №3. - С.73-87.
4. Налчаджян К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса [Текст] / К.А. Налчаджян // Вопросы психологии. - 2006 г. - № 5. - С. 84-90.
176