Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
педагогико-психологические факторы / мышления / развития креативности / обеспечение эффективности / продуктивности и качества высшего образования / реализация / абстрактно-логическое познание / самоопределение / умственной деятельности. / pedagogical and psychological factors / goals / development of creativity / ensuring the effectiveness / productivity and quality of higher education / implementation / abstract-logical cognition / self-determination / mental activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхяева Умида Шарифовна

появление новых правил, новой системы в связи с быстрыми изменениями в системе образования в последние годы существования нашей Республики предъявляет огромные требования к развитию творческой личности в современном мире. Творческая личность признается обществом на всех этапах своего развития и приобретает определенный социальный статус. Особое место в психологических исследованиях занимают характеристики, определяющие успешность решения задач, связанных с развитием креативности у индивида. Сегодня растущая интенсификация межличностных отношений, обмен студентами и преподавателями, сотрудничество высших учебных заведений, международные конференции, развитие индустрии туризма требуют от будущего специалиста черт креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF CREATIVE THINKING

the emergence of new rules, a new system in connection with the rapid changes in the education system in the last years of the existence of our Republic determines the huge requirements for the development of creative personality in the modern world. A creative personality is recognized as a fact at the entire stage of its development and acquires a certain social status. A special place in psychological research is occupied by characteristics that determine the success of solving problems related to the development of creativity in an individual. Today, the growing intensification of interpersonal relations, the exchange of students and teachers, cooperation with higher educational institutions, international conferences, the development of the tourism industry require from the future specialist the traits of creativity.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

способность к рефлексии собственной деятельности и оригинальному подходу к проблеме; самостоятельность и независимость суждений в сочетании с критическим мышлением. Особое место в развитии творческих способностей и в частности творческого мышления учеников является ориентированность на специфику профильного класса, в котором обучаются учащиеся. Именно данная дифференциация предопределяет дальнейший путь развития творческого мышления учащихся, поэтому отдельно стоит остановиться на раскрытии содержательного аспекта профильного образования в гуманитарном и физико-математическом варианте его осуществления. Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся в данных классах являются экспериментальная, теоретическая и расчётная деятельности. Таким образом, творческого мышления учеников является новым шагом к более эффективной подготовке будущих специалистов, так как уже на этапе получения общего среднего образования происходит дифференциация учащихся в зависимости от склонностей и предпочтений. Стоит сказать, что именно данный подход на наш взгляд, является наиболее перспективным, именно в рамках него возможен учет индивидуальных особенностей учащихся, что впоследствии отразится на успешности профессионального становления. Однако это и наиболее уязвимый компонент, потому что в современных условиях в образовательных организациях, мы можем обнаружить различные формы нарушений личностно-ориентированного принципа профильного обучения. Этот факт свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки идеи профильного образования.

Список литературы /References

1. Боно Э. Нестандартное мышление. М.: Попурри, 2010. - 224 с.

2. Брунер Дж. Психология познания. - М: ДиректПаблишинг, 2008. - 782 с.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Человек и мир, 2003. - 93 с.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Наука, 2007. - 336 с.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF CREATIVE

THINKING Yahyaeva U.Sh. (Republic of Uzbekistan)

Yahyaeva Umida Sharifovna - Research intern, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the emergence of new rules, a new system in connection with the rapid changes in the education system in the last years of the existence of our Republic determines the huge requirements for the development of creative personality in the modern world. A creative personality is recognized as a fact at the entire stage of its development and acquires a certain social status. A special place in psychological research is occupied by characteristics that determine the success of solving problems related to the development of creativity in an individual. Today, the growing intensification of interpersonal relations, the exchange of students and teachers, cooperation with higher educational institutions, international conferences, the development of the tourism industry require from the future specialist the traits of creativity. Keywords: pedagogical and psychological factors, goals, development of creativity, ensuring the effectiveness, productivity and quality of higher education, implementation, abstract-logical cognition, self-determination, mental activity.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ Яхяева У.Ш. (Республика Узбекистан)

Яхяева Умида Шарифовна -стажер-исследователь, кафедры психологии.

Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: появление новых правил, новой системы в связи с быстрыми изменениями в системе образования в последние годы существования нашей Республики предъявляет огромные требования к развитию творческой личности в современном мире. Творческая личность признается обществом на всех этапах своего развития и приобретает определенный социальный статус. Особое место в психологических исследованиях занимают характеристики, определяющие успешность решения задач, связанных с развитием креативности у индивида. Сегодня растущая интенсификация межличностных отношений, обмен студентами и преподавателями, сотрудничество высших учебных заведений, международные конференции, развитие индустрии туризма требуют от будущего специалиста черт креативности.

Ключевые слова: педагогико-психологические факторы, мышления, развития креативности, обеспечение эффективности, продуктивности и качества высшего образования, реализация, абстрактно-логическое познание, самоопределение, умственной деятельности.

Педагогико-психологические факторы формирования творческого мышления обучающихся начальной шкалы Юношеский возраст был выбран для анализа развития творческого мышления не случайно. В этом возрасте, как отмечает Д. И. Фельдштейн, творческое мышление получает толчок в развитии, укрепляется, входит в систему внутри психических связей учебно-познавательной деятельности, закрепляется под контролем личности. Проблема формирования творческого мышления в школьном возрасте активно разрабатывается в последнее время. Многие ученые пытаются найти причины и пути решения данной проблемы. В частности, такие авторы, как В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий и др., подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления [1]. У старшеклассников начинает развиваться собственно исследовательское отношение к действительности, возникает интерес к сопоставлению фактов и установлению причин тех или иных событий. У них появляется стремление к творческому воплощению, многие ученые и изобретатели начинали свою творческую деятельность в переходном возрасте. Внутреннюю тенденцию к продуктивности Л.С. Выготский считал отличительной чертой юношеского возраста. И.С. Кон в своих исследованиях отмечает, что именно недостаточно гибкий логический аппарат, небольшой багаж знаний, жизненный опыт позволяют старшекласснику творчески подходить к решению поставленных перед ним проблем. В развитии самостоятельности мышления детей, активности в постановке исследовательских вопросов и поиске их решения, по мнению А.М. Матюшкина происходит редкое возрастание индивидуальных различий [2]. Все это позволяет рассматривать период от 11 до 14 лет как сенситивный для формирования самостоятельного, творческого мышления. Поэтому можно заключить, что юношеский возраст является одним из важных этапов развития индивида, где совершенствуются и активизируются интеллектуальные и творческие компоненты мыслительной деятельности учащихся, М.И. Богоявленская обнаружила второй пик собственно креативного уровня (самостоятельное выдвижение цели и постановка проблемы), который наблюдался в 10 и 16 лет. В подтверждение этому В.Н. Дружинин отмечал: «В юношеском возрасте на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности». В юношеский

54

период происходят сильнейшие скачки в формировании всех сторон познавательной деятельности, в становлении личности, в гармонизации индивидуальности, и все это в совокупности сказывается на творческом мышлении старшеклассника, заставляет его существенно обогащаться. Этот принцип возникновения нового на основе изменения старого в ходе усвоения содержания учебной деятельности, обоснованный Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным, уместно рассматривать и в связи с творческим мышлением. В психологической литературе имеются утверждения, что в юношеский творческом развитии творческий потенциал раскрывается на основе личностных способностей. Предполагается, что присущие старшекласснику способности при успешном их развитии и обучении в сочетании с творческой открытостью дают юношескую одаренность, на что неоднократно указывал в своих исследованиях В.С Юркевич. Автор при этом делает акцент на таких признаках одаренности как ярко выраженная, весьма устойчивая система интересов и широкая познавательная потребность ученика. В.С. Юркевич рассматривает особенности возрастного развития одарённости. Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде (юношеский возраст) объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Я.А. Пономарёв особо подчеркивал, что задачи усвоения учебного материала часто вступают в противоречие с задачами развития творческого мышления. Д.Б. Эльконин исходит из предположения, что возможности стимулирования умственного развития таятся, прежде всего, в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечет за собой и рост умственных способностей учащихся.

Список литературы / References

1. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, 2005. - № 2. - С. 127-132.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2009. 363 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Наука, 2007. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.