Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕКАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ'

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕКАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленчук Е.Б.

Анализируется важность выделения научно-технологического развития в качестве стратегического приоритета в новой Стратегии национальной безопасности РФ. Отмечается, что в условиях перехода мировой экономики на новый технологический базис, который формируют технологии четвёртой промышленной революции, для России возрастают риски дальнейшего отставания от западных стран в сфере научно-технологического развития. Рассмотрены наиболее важные задачи, которые должна решить Россия, чтобы превратить науку и инновации в драйвер экономического развития, обеспечить переход к новой конкурентной модели роста. Акцент сделан на проблемах целеполагания, финансовой поддержки и совершенствования институциональной среды в научно-технологической сфере, а также развития фундаментальной науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT AS A STRATEGIC NATIONAL PRIORITY OF RUSSIA

The article analyzes the importance of highlighting scientific and technological development as a strategic priority in the new National Security Strategy of the Russian Federation. In the condition of the transition of the world economy to a new technological basis, which is formed by the technologies of the fourth industrial revolution, the risks of further growth of the lag in scientific and technical development on Western countries increase for Russia. In this regard, the most important tasks in R&D fields are considered, which must be solved in order to turn science and innovation into a driver of economic development and transition to a new competitive growth model. Particular emphasis is placed on the study of problems of goal setting, financial support and improvement of the institutional environment in the scientific and technological sphere, as well as the development of basic science

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕКАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ»

Е. Б. Ленчук1

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ2

Анализируется важность выделения научно-технологического развития в качестве стратегического приоритета в новой Стратегии национальной безопасности РФ. Отмечается, что в условиях перехода мировой экономики на новый технологический базис, который формируют технологии четвёртой промышленной революции, для России возрастают риски дальнейшего отставания от западных стран в сфере научно-технологического развития. Рассмотрены наиболее важные задачи, которые должна решить Россия, чтобы превратить науку и инновации в драйвер экономического развития, обеспечить переход к новой конкурентной модели роста. Акцент сделан на проблемах целеполагания, финансовой поддержки и совершенствования институциональной среды в научно-технологической сфере, а также развития фундаментальной науки. Ключевые слова: стратегический национальный приоритет, научно-технологическое развитие, инновационная модель развития, новейшие технологии, технологическая зависимость, управление наукой.

DOI: 10.37930/1990-9780-2022-1-71-58-65 УДК 330.352

В июле 2021 г. была принята скорректированная Стратегия национальной безопасности РФ, в рамках которой обозначена важность устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе. В качестве стратегического национального приоритета выделено научно-технологическое развитие3 (вместо приоритета Стратегии 2015 г. - наука, технологии, образование). Важность формулировки нового приоритета определяется прежде всего осознанием современного значения научно-технологического развития в решении задач повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Именно высокий уровень развития науки и технологий позволяет найти достойные ответы на многочисленные внешние и

1 Елена Борисовна Ленчук, главный научный сотрудник Института экономики РАН (117418, РФ, Москва, Новочеремушкинская ул., 38, к. 1), д-р экон. наук, e-mail: Lenalenchuk@ yandex.ru

2 Подготовлено по материалам доклада на VIII Международном конгрессе «Производство. Наука. Образование: сценарии будущего» (ПНО-2021). 29 ноября - 1 декабря 2021 г.

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. .№400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.09.2021).

внутренние вызовы - геополитические, демографические, экологические, климатические и т. д. В 2020 г. к этим вызовам прибавился кризис, вызванный последствиями пандемии COVГО-19.

В условиях динамично развивающегося научно-технологического прогресса, разворачивающейся четвёртой промышленной революции только инновационная модель развития может быть конкурентной и создавать предпосылки для экономического роста. Для России это означает, что нужно не на словах, а на деле обеспечить переход к новой модели развития, в рамках которой наука будет выступать реальной производительной силой, а не услугой.

В настоящее время происходит структурная перестройка мировой экономики, связанная с изменением её технологического базиса, который формируют технологии четвёртой промышленной революции. Это влечёт за собой трансформацию традиционных производств, технологий, капиталов и рабочей силы, возникновение новых секторов экономики и новых рынков. Процесс сопровождается перераспределением ролей между странами и регионами, появлением новых центров экономического влияния, обостряющих соперничество государств и их конкурентную борьбу в научно-технологической сфере [1, с. 73]. Страна, которая выиграет гонку в ключевых технологиях и использует технологические инновации для поддержания высокотехнологичных рабочих мест и доходов, станет сверхдержавой будущего4. Это прописано в законе, принятом в США в апреле 2021 г., где определён список национальных ключевых технологий, для развития которых Национальному фонду науки выделяется беспрецедентная сумма в 127 млрд долларов на пять лет.

Особую актуальность приобретают оценка готовности России к конкурентной борьбе в сфере освоения новейших технологий, а также выработка экономической политики, опирающейся на научно-технологическое развитие как драйвер роста и формирующей инструменты и механизмы реализации такого курса. Несмотря на то что Россия обладает значительным научно-техническим заделом, количество нерешённых проблем, которые препятствуют долгосрочному устойчивому развитию страны, обеспечению её присутствия в числе глобальных научно-технологических лидеров, вели-ко5. Отметим, что до сих пор государственная политика в этой области была безуспешной. Подтверждением этого являются результаты реализации Стратегии инновационного развития РФ, большинство целевых показателей которой выполнено не было (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые итоги выполнения целевых показателей Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г.*

Показатель, план (факт), % 2010 2013 2016 2020

Внутренние затраты на исследования и разработки в ВВП 1,3 (1,1) 1,5 (1,03) 1,9 (1,1) 3,0 (1,1)

Доля инновационно активных организаций промышленного производства 11 (9,5) 24 (10,1) 47 (8,4) 60 (9,1)

4 The Endless Frontier Act (Bill S.1260) URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/ senate-bill/1260/text (дата обращения: 22.06.2021).

5 Государственная Программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие». Постановление Правительства РФ от 22.10.2021 №1814. URL:http://government.ru/docs/ all/137223/ (дата обращения: 12.10.2021).

Окончание табл. 1

Показатель, план (факт), % 2010 2013 2016 2020

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации 7,7 (7,9) 9,6 (8,9) 15 (7,3) 25 (21,6)

Доля затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров 1,9 (1,6) 1,95 (3,0) 2,0 (2,5) 2,5 (2,1)

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров 4,9 (4,8) 7,2 (9,2) 15,4 (8,5) 25 (5,3)

Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в мировом объёме экспорта 0,25 (0,4) 0,4 (0,4) 1,1 (0,5) 2,0 (0,4)

*Составлено по: Стратегии инновационного развития РФ на период 2020 г., Индикаторы науки: 2021: стат. сб. (2021). М.: НИУ ВШЭ; Распоряжение Правительства РФ от 08.201, №2227-р. Ц^:Шр:// government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 10.11.2021). Индикаторы науки: 2021: стат. сб. (2021). М.: НИУ ВШЭ.

При высоком уровне фундаментальных исследований, значительном количестве научных школ и ведущих научных центров сохраняются невосприимчивость экономики и общества к инновациям, несоответствие предложения результатов исследований и разработок спросу на них со стороны реального сектора экономики и недопустимо низкий уровень этого спроса6.

Риски и угрозы дальнейшего отставания в сфере научно-технологического развития и осознание влияния данного фактора на качество социально-экономического развития определили необходимость выделения в новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ научно-технологического развития в качестве национального стратегического приоритета, реализация которого завязана на решение 24 задач, обозначенных в рамках этого документа. Все они далеко не равнозначны, но на наиболее важных из них целесообразно остановиться, поскольку необходимо не только продекларировать задачи, но и предложить пути их решения. Правительство РФ и профильные министерства пока такие пути не обозначили, а реализуемые меры явно недостаточны.

Первая задача связана с выработкой и реализацией на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях согласованной политики, обеспечивающей переход российской экономики на новую технологическую основу7. Эту задачу невозможно решить без усиления роли стратегических начал в управлении научно-технологическим развитием и активного использования инструментов стратегического планирования. В стране принят ряд стратегий и программ развития научно-технологической сферы; наиболее значимые среди них - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (2016 г.), нацпроекты «Наука» и «Цифровая экономика» (2018 г.), Государственная программа научно-технологического развития (2019 г.) и долгосрочная программа «Национальная технологическая инициатива» (2014 г.). Однако, перечисленные документы в целом не формируют общий вектор научно-технологического

6 Государственная Программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие». Постановление Правительства РФ от 22.10.2021 №1814. URL:http://government.ru/docs/ all/137223/ (дата обращения: 12.10.2021).

7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.09.2021).

развития страны. Например, Стратегия научно-технологического развития практически не затрагивает вопросы разработки ключевых перспективных технологий, способных сформировать ядро современных промышленных производств, концентрируясь на серьёзных вызовах, стоящих сегодня перед государством, обществом и наукой, и основных институциональных преобразованиях в научной и инновационной сферах [2, с. 39].

Не решает эти задачи и Национальная технологическая инициатива. В ней внимание концентрируется на выращивании национальных компаний для обеспечения лидерства страны на формирующихся глобальных рынках, в то время как для России первоочередной задачей является технологическая модернизация базовых отраслей и снижение нарастающей технологической зависимости.

Если говорить о согласованной политике в области научно-технологического развития, то корректировки требуют основные цели и задачи нацпроекта «Наука» и ГП «Научно-технологическое развитие РФ», которые в основном направлены на расширение позиционирования России в мировом научном пространстве, а не на решение задач технологической модернизации и наращивания выпуска конкурентной продукции в целях обеспечения устойчивого динамичного роста экономики. Об этом наглядно свидетельствуют данные табл. 2. Не отрицая важности формирования интеллектуального потенциала нации и его позиционирования в мировом пространстве, следовало бы по крайней мере дополнить и увязать целевые ориентиры рассматриваемых документов с целями развития реального сектора экономики, повышением его конкурентоспособности и превращением в драйвер экономического роста.

Таблица 2

Основные цели, закреплённые в документах стратегического планирования в области научно-технологического развития России*

Стратегия НТР Национальный проект «Наука» Госпрограмма научно-технологического развития

Обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счёт создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации Обеспечение присутствия РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях научно-технологического развития; привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей. Опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом ВВП страны Развитие интеллектуального потенциала нации. Научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике. Эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности

* Источники: О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.12.2016, №642; Паспорт национального проекта «Наука»; Государственная программа научно-технологического развития (Постановление Правительства РФ от 22 октября 2021 г. №1814).

Согласно требованиям ФЗ-172 и недавно принятых Основ государственной политики в сфере стратегического планирования РФ, необходимо обеспечить сопряжение и скоординированность всех документов стратегического планирования в научно-технологической сфере. Но такая увязка вряд ли возможна без долгосрочной стратегии социально-экономического развития РФ, определяющей желаемый облик национальной экономики в структурно-секторальном и технологическом аспектах. Разработка такого базового документа, предусмотренная ФЗ-172, до сих пор не осуществлена.

Вторая важная задача - доведение расходов Российской Федерации на развитие науки и технологий до уровня расходов в государствах, занимающих лидирующие позиции в этой сфере8. Россия входит в топ-10 стран по объёму внутренних затрат на исследования и разработки, но серьёзно отстаёт по доле внутренних затрат на науку в ВВП и по затратам на НИОКР на душу населения (табл. 3).

Таблица 3

Страны-лидеры по расходам на НИОКР в 2019 г.

Страны Расходы на НИОКР Расходы на НИОКР Расходы на НИОКР

по ППС, млрд долл. в ВВП, % в расчёте на душу населения

1. США 657,5 3,07 2001,2

2. Китай 525,7 2,23 375,5

3. Япония 173,3 3,20 1373,6

4. Германия 148,1 3,19 1782,9

5. Южная Корея 102,5 4,64 1982,7

6. Франция 73,3 2,2 1086,4

7. Великобритания 56,9 1,76 852,4

8. Россия 44,5 1,04 303,2

9. Тайвань 44,0 3,49 1864,0

10. Италия 39,3 1,47 651,0

Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators, Volume 2021, Issue 1 https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/main-science-and-technology-indicators/volume-2021/issue-1_eea67efc-en#page1 (дата обращения: 12.11.2021).

Задача наращивания расходов на НИОКР амбициозна и важна. Отметим, что в странах-лидерах темпы роста затрат на науку достаточно высоки (особенно на прорывных направлениях), так как это определяет лидерство страны в перспективе. В России государство увеличивает расходы на науку, но темпы их роста отстают от роста ВВП [3, с. 21]. Бизнес же по-прежнему проявляет слабый интерес к НИОКР, их доля в расходах на науку в 2019 г. составила 0,31 % ВВП.

Серьёзного решения этой проблемы в рамках принятых документов в сфере научно-технологического развития не просматривается. В частности, об этом свидетельствуют целевые индикаторы по росту доли внутренних затрат на НИОКР в ВВП, заложенные в рамках Госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», принятой в новой редакции 22 октября 2021 г. (Постановление Правительства РФ №1814). Предполагается, что к концу 2030 г. доля внутренних затрат на

8 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.09.2021).

НИОКР в ВВП составит 1,64 %, что значительно ниже, чем в развитых и развивающихся странах. При этом вряд ли можно рассчитывать на серьёзный рост затрат на науку со стороны частного бизнеса. Этому не способствуют ни жёсткая денежно-кредитная политика, ни сложившаяся структура экономики с крайне низким количеством крупных технологических компаний. Пока не видно наращивания поддержки инновационных компаний финансовыми институтами развития. За время их существования были потрачены огромные средства, но значимых результатов их деятельность не принесла. По данным Росказначейства, на инновационные институты развития в 20062020 гг. было выделено более 965 млрд рублей. Больше всего средств за последние 15 лет получили «Сколково» (около 170 млрд рублей), Российский фонд фундаментальных исследований (159 млрд рублей) и «Роснано» (130 млрд рублей). В 2020 г. больше всего бюджетных денег было направлено в Фонд развития промышленности (43 млрд рублей).9

Третья задача - создание единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью10.

До сих пор в стране не сформирована комплексная модель организации научно-технологического развития. Желание копировать Запад и перенести всю науку в вузы не представляется перспективным. Управление научно-технологическим развитием сегодня распылено между многочисленными министерствами и ведомствами РФ. Если функции управления наукой прописаны в рамках деятельности Минобрнауки РФ, а формирование инновационной политики закреплено за Минэкономразвитием РФ, то формированием технологической политики не занимается никто.

В 2021 г. Правительство РФ объявило о переходе к новой модели управления научно-технологическим развитием, базирующейся на усилении программных и проектных принципов. Переформатировав программу «Научно-технологическое развитие РФ», правительство определило 11 приоритетов, отвечающих задачам стратегий национальной безопасности и научно-технологического развития: «Фундаментальные исследования», «Научное лидерство», «Кадры», «Человеческий капитал», «Новые технологии», «Энергетика», «Медицина», «Безопасность», «Пространственная экономика» «Арктика», «Антарктика». Сформирована новая архитектура управления такой программой. Ключевые решения в области определения целей, задач и приоритетов научно-технологического развития принимает Совет по науке и образованию РФ. Координацию деятельности всех акторов программы обеспечивает Комиссия по научно-технологическому развитию РФ.

Вместе с тем, если говорить о технологическом прорыве и превращении науки в драйвер экономического роста, то нужна содержательная увязка научно-технологических, структурных и инвестиционных приоритетов развития российской экономики. В развитых странах научно-технологическая и инновационная политика формируются в единстве с промышленной политикой. Эта задача может быть решена только при создании специального органа управления научно-технологическим и инновационным развитием, формируемым, например, по типу существовавшего ранее Государственного комитета по науке и технике.

9 Ведомости. 02.03.2021. URL:https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2021/03/01/8597 42-instituti-razvitiya

10 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. .№400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.09.2021).

Четвёртая наиважнейшая задача - совершенствование системы фундаментальных научных исследований как важнейшей составляющей устойчивого развития Российской Федерации11.

Уровень и комплексность развития фундаментальной науки определяют конкурентоспособность страны в перспективе. К сожалению, сегодня наша фундаментальная наука находится под угрозой разрушения из-за непродуманного реформирования РАН, её постоянного недофинансирования, применения наукометрического подхода для оценки её эффективности и вклада. Сложившаяся ситуация во многом объясняется недооценкой и непониманием роли фундаментальной науки в решении задач социально-экономического развития, стремлением получить быстрый результат и коммерциализировать его. Низкие затраты на фундаментальную науку (согласно ГП НТР, в ближайшие пять-семь лет они не превысят 0,15 % ВВП), по сути, будут вести к сворачиванию научных направлений и утрате такого важного преимущества российской фундаментальной науки, как комплексность. Следуя таким курсом, Россия в ближайшее время может превратиться в страну мировой «периферии», поскольку прорывные научные результаты редко получаются в рамках рутинных исследований, показавших свою эффективность 20.. .50 лет назад [3, с. 25].

Негативным моментом в развитии фундаментальной науки является стремление оценить её результаты через показатели публикационной активности, особенно в международных системах Web of Science и SCOPUS. Напомним, что место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей, индексируемых в международных базах данных, является одним из центральных целевых показателей нацпроекта «Наука». Однако, если наука стоит на службе у общества и экономики, обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности и рост качества жизни, то не так уж и важно, какое место по публикационной активности мы занимаем в мире.

Таким образом, приоритетное научно-технологическое развитие требует серьёзной содержательной корректировки всех действующих стратегий и программ, их увязки с общим курсом построения инновационной модели развития, институциональных изменений в управлении наукой и совершенно другой финансовой поддержки, прежде всего со стороны государства.

Список литературы

1. Ленчук, Е. Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития / Е. Б. Лен-чук // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2021. - Т.14 (№4). -С. 72-91. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5

2. Ленчук, Е. Б. Стратегическое планирование как инструмент преодоления технологического отставания России / Е. Б. Ленчук, В. И. Филатов // Мир новой экономики. - 2018. - Т.13 (№2). - С. 32-42. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-32-42

3. Кузнецов, А. В. Управление НИОКР: российские проблемы и мировой опыт / А. В. Кузнецов // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2021. - № 6. - С. 18-37. D0I:10.52180|2073-6487_2021_6_18_37

11 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.09.2021).

References

1. Lenchuk E. B. Rossija v mirovom processe nauchno-tehnologicheskogo razvitija. [Russia in the Global Process of Scientific and Technology Development] // Kontury global'nyh transformacij: politika, jekonomika, pravo, 2021, T.14 №4 s. 72-91. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5

2. Lenchuk E. B., Filatov V. I. Strategicheskoe planirovanie kak instrument preodolenija tehnologicheskogo otstavanija Rossii. [Strategic Planning as a Tool to Overcome Russia'sTechnological Backwardness.] //Mir novoj jekonomiki, 2018, T.13 №2, s.32-42. DOI: 10.26794/2220-6469-201913-2-32-42

3. Kuznecov A. V. Upravlenie NIOKR: rossijskie problemy i mirovoj opyt. [R&D Management: Russian Problems and World Experience] // Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk, 2021, №6, s. 18-37. D0I:10.52180|2073-6487_2021_6_18_37

E. B. Lenchuk12. Science and technology development as a strategic national priority of Russia.

The article analyzes the importance of highlighting scientific and technological development as a strategic priority in the new National Security Strategy of the Russian Federation. In the condition of the transition of the world economy to a new technological basis, which is formed by the technologies of the fourth industrial revolution, the risks of further growth of the lag in scientific and technical development on Western countries increase for Russia. In this regard, the most important tasks in R&D fields are considered, which must be solved in order to turn science and innovation into a driver of economic development and transition to a new competitive growth model. Particular emphasis is placed on the study of problems of goal setting, financial support and improvement of the institutional environment in the scientific and technological sphere, as well as the development of basic science.

Keywords: strategic national priority, scientific and technological development, innovative model of development, emerging technologies, technological independence, R&D management.

12 Elena B. Lenchuk, Chief Scientific Officer, Institute of Economics of the RAS (38/1 Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russia), Doctor of Economics, e-mail: Lenalenchuk@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.