Научная статья на тему 'Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование'

Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEMORIAL ESTATE / РУССКИЕ ЛАКИ / RUSSIAN VARNISHES / МАСТЕРА ПРОМЫСЛА / MASTER OF CRAFTS / ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ / DECORATIVE PAINTING / VARNISH PAINTING WORKSHOP / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ЛАКОВЫЙ КАБИНЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубева А.Н.

В статье рассматривается влияние научно-просветительской деятельности музеев на качественные характеристики профессионального образования в области традиционного искусства. Особое внимание обращается на научную деятельность ведущего научного сотрудника Эрмитажа, одного из главных специалистов по вопросам лакового искусства, доктора исторических наук И.Н. Ухановой. Дана высокая оценка её научным трудам в этой области. Рассмотрены также неоценимые вклады музейных работников и краеведов Уральского региона по сохранению и передаче молодому поколению местных традиций. В статье делается вывод, что глубокое изучение традиционных видов народного искусства, которое возможно благодаря труду научных сотрудников музея, приводит к положительным результатам в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL WORK OF RUSSIAN MUSEUMS AND VOCATIONAL TRAINING

In the article influence of scientific and educational activity of museums on qualitative characteristics of vocational training in the field of traditional art has been studied. Special attention of the research addresses scientific activity of I.N. Uhanova, a leading research assistant of the Hermitage, one of chief specialists in varnish art, a Doctor of Sciences in History. The main focus of the researcher is given to proceedings in varnish painting. Invaluable contributions of museum workers and regional specialists of the Ural region on preservation and transfer to young generation of local traditions are considered. The conclusion of the work is that a deep study of traditional kinds of folk art, which are possible thanks to work of museums' research assistants, lead to positive results in vocational training.

Текст научной работы на тему «Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование»

итоговую работу - тональный мотив, затем цветочный мотив в цвете. Цветочный мотив является главной составляющей любой расписной композиции. На основе простейшего мотива создана роспись сувенирного подноса. Такой образец должен выполнить каждый студент бакалавриата после освоения азов двухцветной маховой росписи.

Не будь этих коротких лет в начале XX века, думается, что судьба нижнетагильской лаковой росписи была бы под вопросом. Именно в это время цветочная композиция становиться главным украшением нижнетагильского подноса. Развиваясь в исторических реалиях, традиция, основанная на народных ро-

списях, показала свою жизнестойкость и возможности дальнейшего роста в современном мире. Сохранившиеся образцы этого периода демонстрируют в первую очередь колористические возможности росписи, а также совершенную пластику построения цветочных букетов.

Образцы нижнетагильской цветочной росписи начала XX века явились незаменимыми наглядными пособиями при возрождении расписного букета на металле во второй половине XX века, и как показывает опыт, они продолжают оставаться таковыми для тех, кто начинает освоение мастерства росписи в настоящее время.

Библиографический список

1. Гилодо А.А. К вопросу о путях формирования нижнетагильской лаковой росписи по металлу в XVIII веке. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу: сборник научных трудов НИИХП. Москва, 1990.

2. Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. Москва, «Искусство», 1975.

3. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск, 1987.

4. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. Москва: Издательство «Наука», 1981.

5. Голубева А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)». Под научной редакцией О.П. Рыбниковой. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

References

1. Gilodo A.A. K voprosu o putyah formirovaniya nizhnetagil'skoj lakovoj rospisi po metallu v XVIII veke. Iskusstvo lakovoj miniatyury i dekorativnoj rospisi po metallu: sbornik nauchnyh trudov NIIHP. Moskva, 1990.

2. Pavlovskij B.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo promyshlennogo Urala. Moskva, «Iskusstvo», 1975.

3. Baradulin V.A. Ural'skij buket. Narodnaya rospis'gornozavodskogo Urala. Sverdlovsk, 1987.

4. Rozhdestvenskaya S.B. Russkaya narodnaya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obschestve. Arhitekturnyjdekorihudozhestvennye promysly. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1981.

5. Golubeva A.N. Osnovy proizvodstvennogo masterstva (dvuhcvetnaya mahovaya rospis'): uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennaya rospis' (nizhnetagil'skaya)». Pod nauchnoj redakciej O.P. Rybnikovoj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 378

Golubeva A.N., Head of Department of Decorative Craft, Higher School of Folk Arts (Institute) (St.-Petersburg, Russia),

Е-mail: dekorvshni@mail.ru

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL WORK OF RUSSIAN MUSEUMS AND VOCATIONAL TRAINING. In the article influence of scientific and educational activity of museums on qualitative characteristics of vocational training in the field of traditional art has been studied. Special attention of the research addresses scientific activity of I.N. Uhanova, a leading research assistant of the Hermitage, one of chief specialists in varnish art, a Doctor of Sciences in History. The main focus of the researcher is given to proceedings in varnish painting. Invaluable contributions of museum workers and regional specialists of the Ural region on preservation and transfer to young generation of local traditions are considered. The conclusion of the work is that a deep study of traditional kinds of folk art, which are possible thanks to work of museums' research assistants, lead to positive results in vocational training.

Key words: memorial estate, Russian varnishes, master of crafts, decorative painting, varnish painting workshop.

А.Н. Голубева, зав. каф. декоративной росписи, Федеральное бюджетное государственное образовательное

учреждение «Высшая школа народных искусств», г. Санкт-Петербург, Е-mail: dekorvshni@mail.ru

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ РОССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматривается влияние научно-просветительской деятельности музеев на качественные характеристики профессионального образования в области традиционного искусства. Особое внимание обращается на научную деятельность ведущего научного сотрудника Эрмитажа, одного из главных специалистов по вопросам лакового искусства, доктора исторических наук И.Н. Ухановой. Дана высокая оценка её научным трудам в этой области. Рассмотрены также неоценимые вклады музейных работников и краеведов Уральского региона по сохранению и передаче молодому поколению местных традиций. В статье делается вывод, что глубокое изучение традиционных видов народного искусства, которое возможно благодаря труду научных сотрудников музея, приводит к положительным результатам в профессиональном образовании.

Ключевые слова: музей-заповедник, русские лаки, мастера промысла, декоративная роспись, лаковый кабинет.

В коллекциях многих музеев России находятся расписные нижнетагильские подносы. В собраниях Эрмитажа, Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Свердловского областного краеведческого музея, Нижнетагильского музея-заповедника есть экспонаты разных временных периодов. Некоторые из них представлены в постоянных экспозициях, другие были задействованы во временных выставках и описаны в каталогах. Собранные музеями коллекции нижнетагильской лаковой живописи позволяют познакомиться как с массовой продукцией промысла, так и с уникальными выставочными произведениями, изучить различные периоды его развития,

авторские манеры каждого работавшего в промысле художника.

И.Н. Уханова, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, начала своё исследование нижнетагильских лаков небольшой информацией в книге, вышедшей в 1964 году, «Русские лаки в собрании Эрмитажа», которая содержала основные исторические сведения о нижнетагильском промысле и описание наиболее значимых памятников этого вида искусства [1]. В 1995 году она продолжила изучение нижнетагильской лаковой живописи более подробно вместе с другими видами этого искусства в книге «Лаковая живопись в России XVШ-XIX веков». И.Н. Уханова отметила роль эстампов в создании изображений на металле, особую

популярность отдельных исторических сюжетов: «В подобных работах художники Урала соперничали с английскими мастерами из Понтипула, Билстона, Бирмингема, Уолвертхемстона, которым были дороги не только жанровые, но и героические сюжеты, связанные с историей Англии» [2]. И.Н. Уханова в 2009 году подготовила и выпустила в издательстве Эрмитажа каталог коллекции «Русские художественные лаки XVIII - XX веков» [3]. В обширном каталоге представлены всего двадцать шесть предметов, украшенных руками нижнетагильских живописцев. Но это ни в коей мере не умаляет важность издания. Прекрасные иллюстрации не только предметов в целом, но и укрупненных фрагментов росписи на их поверхности, дают полное представление о художественных особенностях этого вида искусства. А то, что еще остаётся неясным при рассмотрении цветных репродукций, исчезает после изучения подробного описания каждого образца.

Как известно, в середине XX века нижнетагильский лаковый промысел практически прекратил свое существование. Его восстановление оказалось возможным благодаря государственной поддержке [4]. Восстановление художественных и технических приемов Нижнетагильской лаковой живописи началось на Урале в 70-е годы XX века. На этом этапе важную роль сыграли коллекции декоративных росписей Урала в собрании Нижнетагильского музея-заповедника, тогда краеведческого музея. Неоценимую помощь в возрождении росписи оказали нижнетагильские краеведы, журналисты, музейные работники, самоотверженные «хранители старины», без которых многое в местной художественной традиции могло остаться забытым, незамеченным. Среди них выделяются воспоминания и альбом с зарисовками старых мастериц промысла, собранных корифеем краеведения в Нижнем Тагиле Иваном Абрамовичем Орловым. Созданный усилиями И.А. Орлова альбом «О нижнетагильской росписи», в основу которого легли подлинные зарисовки мастериц, стал своего рода энциклопедией типовых композиций первой половины XX века. Кроме того, в альбоме есть зарисовки мастерицы Н.Г. Шляпниковой, которая начала свою художественную деятельность еще на рубеже XIX - XX веков в мастерской Ф.П. Копылова. Сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника провели большую работу по выявлению у старожилов подносов без росписи, ценных разнообразием форм.

Частью системной работы по изучению и сохранению нижнетагильской лаковой живописи явилась подготовка, а затем открытие отделения «Художественная роспись» в Уральском училище прикладного искусства в 1984 году. Работы учащихся Уральского училища прикладного искусства свидетельствовали о больших, далеко не раскрытых возможностях горнозаводской декоративной росписи, которые можно развивать и широко использовать в наше время в творчестве мастеров нижнетагильского промысла.

В 2003 году в Санкт-Петербурге было создано уникальное высшее учебное заведение - Высшая школа народных искусств, что позволило вести подготовку будущих художников, способных не только сохранять исторические художественные традиции, но и развивать бесценное культурное наследие России. Позднее основана кафедра декоративной росписи, на которой в числе других обучаются студенты из Нижнего Тагила. В настоящее время у них есть возможность получить высшее образование в области нижнетагильской лаковой росписи и при желании продолжить его в аспирантуре.

Для тех, кто впервые начинает осваивать традиционную технику росписи, необходимо использовать в качестве образцов нижнетагильские подносы первой половины XX века. Они лаконичны, композиционно безупречны и, что немаловажно для начинающих художников, просты в исполнении. В программе профессионального обучения ВШНИ предусмотрены задания по проектированию росписи подносов на формах крупных размеров, которые могут быть изготовлены по студенческим чертежам. Наибольший интерес вызывают секторные композиции, находящиеся в стилистическом единстве с разнообразными формами подносов, бесконечно изменяющиеся и тем самым, обогащающие содержание росписи. Для того чтобы студентам на занятиях по проектированию создать собственный вариант расписной композиции необходимо глубоко изучить аналоги, в том числе -исторические. Что в свою очередь невозможно без изучения музейных коллекций. Рассмотрим некоторые образцы.

Два круглых подноса из коллекции Эрмитажа диаметром 65,5 см. и 68 см. знакомят нас с секторными композициями. Подносы схожи по форме, размерам и общему колориту, но при неизбежном сравнении первый из них привлекает к себе внима-

ние более гармоничным композиционным и колористическим решением. Немаловажную роль играет соотношение размеров секторов и цветочных букетов. Нарядность композициям придает трафаретный орнамент, окаймляющий сектора. В центре каждого подноса расположен небольшой круглый сектор холодного зелёного тона с букетиком цветов, соединяющий роспись в единое целое. От центральных секторов расходятся к краям подносов полоски орнамента, образуя 4 и 6 секторов соответственно, в которых чередуется цвета фона - теплый красный, нежно фисташковый и бежевый. В секторах первого подноса расположены букеты без корешков, так называемые «центровые» композиции. В секторах второго подноса расцветают традиционные букетики с веточками. Искусствоведы высказывают различные предположения возникновения подобных секторных композиций, но все сходятся в едином мнении, что такие образцы наиболее характерны для лаковой росписи Нижнего Тагила.

Следующая пара круглых секторных подносов рассказывает нам об ином подходе создания секторных композиций для этой формы. Замечательно то, что в отличие от предыдущей пары подносы хранятся в коллекциях разных музеев территориально отдаленных друг от друга. У первого из рассматриваемых подносов, принадлежащего Нижнетагильскому музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала, в центре композиции расположен круглый сектор, как у подносов из Эрмитажа. На этом сходство заканчивается. Центральный круглый сектор золотисто-бежевого цвета поддержан расположенными по краям поля подноса четырьмя секторами, образованными из половинок круга. В итоге, оставшееся поле подноса образует сложный сектор фантазийной формы, окаймленный по изогнутым краям золотистым трафаретным орнаментом. Поле сектора окрашено глубоким цветом близким к цвету уральского малахита, что в сочетании с бежевым фоном округлых секторов создает гармонию колорита, традиционного для нижнетагильских подносов. Роспись, состоящая из изящных мотивов условных яблочек и цветочков, дополняет и обогащает цветовую гамму нежными розовыми и белыми оттенками, зеленые листочки подчеркивают расписные мотивы и объединяют их в единую, необычайно цельную композицию. Второй, похожий по принципу построения секторной композиции, круглый поднос из мастерской Н.А. Пе-резолова находится в постоянной экспозиции отдела народного искусства Русского музея. На этом образце усиливается влияние сектора фантазийной формы, также образованного тремя полукруглыми секторами по краям поля подноса, но являющегося главной частью всей композиции при отсутствии центрального круглого сектора. Роль основного пятна усиливает насыщенный красный фон. Центровой букет росписи этого сектора соответствует его форме, украшает и обогащает его содержание, также собирая и объединяя боковые контрастные сектора с веточками мелких цветов в динамичную композицию. Холодные, с синим оттенком, листья подчеркивают контрастность общего решения колорита подноса и не дают разбить его целостность боковым секторам разного тона. Золотистый трафаретный орнамент разделяет поле подноса, добавляя теплый тон в общий холодный колорит росписи, тем самым гармонично завершает всю композицию.

Начиная работу над дипломным проектом «Времена года» в 2009 году студентка М.А. Моргун воспользовалась знаниями, полученными при изучении вышеупомянутых исторических образцов. Примечательно, что дипломница обратилась к вечной теме - смене времен года, постоянно встречающейся в украшении произведений традиционного искусства. Набор состоит из пяти подносов: крупного фигурного ручной ковки и четырех небольших, выполненных методом штамповки. В композиционном решении использованы сектора и сочетание черного и цветного фонов, а также рукописного и трафаретного способов нанесение орнамента.

На главном подносе привлекает внимание круглый сектор золотистого цвета с усложненной цветочной композицией. Он символизирует солнечный свет, календарный год. Четыре боковых сектора напоминают нам о четырех временах года и окрашены в соответствующие цвета. Обрамляют и собирают всю сложносочиненную композицию полоски рукописного орнамента трех видов и трафаретная композиция по фигурному краю подноса. В композициях остальных четырех подносов также присутствуют круглые сектора, но окрашены они соответственно тону боковых секторов на центральном подносе и каждый посвящен одному времени года. Центральные сектора украшены цветочными композициями, которые напоминают нам о соответствую-

щем времени года не только колоритом, но и формами цветов. Так, например, поднос, который посвящен весне, радует нас стилизованными нарциссами и декоративными веточками сирени. В росписи осеннего подноса присутствуют мотивы красной рябины и кленовых листьев. Золотистый цвет присутствует в росписи этих четырех подносов, но занимает гораздо меньше места. Он покрывает небольшие боковые сектора и создает удивительное впечатление двигающихся солнечных зайчиков. Разнообразие выразительных средств не противоречит друг другу и композиции в целом, но серьезно обогащает это произведение декоративно-прикладного искусства.

Дипломные проекты ВШНИ продолжают развивать использование традиционных росписей в оформлении интерьера [5]. В своей работе «Лаковый кабинет» Т.П. Котова предложила вариант росписи письменного стола современной формы и декоративного панно. Панно черного цвета имеет вытянутую прямоугольную форму. На нем расположился горизонтально ориентированный пышный цветочный букет в теплом колорите. Столешница черного письменного стола по краю центрального зеленого поля украшена венком из цветов, написанных в едином колорите с букетом настенного панно. Декоративные зеленые полосы по краю панно и полосы золотистого орнамента соединяют столешницу и панно в единый комплект.

На старой музейной форме крупного размера, принадлежащей Нижнетагильскому музею заповеднику, в 1977 году А.В. Афанасьева поместила композицию в виде монументального букета. Состоящий из шести роз и множества веток с цветочками среднего и малого размеров, он посвящен 60-летию Ок-

Библиографический список

тября. В общем построении композиции явно проступает канон, роднящий ее с другими сохранившимися образцами уральской народной росписи XIX века. Цветочные композиции строятся из растительных мотивов, как из кирпичиков, и каждый мотив должен включать в себя как минимум три размера формы - крупная роза, средние цветы и листья, а в завершении - мелкие бутоны и листочки с травками. И предела фантазии нет: букет начинает расти в любую сторону, вписываться в любую форму, формы роз усложняются и окрашиваются в фантастические цвета: фиолетовый, синий, зеленый... Изучение подобных исторических образцов помогло студентке Т.П. Котовой создать собственный современный вариант букета на панно. Венок по краю столешницы раскрывает новые возможности использования традиционной росписи. Роспись панно и столешницы являются наиболее привлекательными частями дипломного проекта.

Имея такой положительный опыт работы с музейными образцами, изучая труды ведущих искусствоведов по теме, многие студенты начинают заниматься научной деятельностью. Исследование искусства лаковой росписи новейшего времени, творчества живущих ныне и работающих художников, и мастеров, а также опыта восстановления и обновления традиции - актуальная задача современной науки. Вопросы художественного развития нижнетагильского промысла, как и других видов традиционного искусства, формирования специфических средств выразительности - одна из центральных проблем народного искусства. Их исследование одинаково важно, как для сохранения национального культурного наследия, так и для современной творческой практики.

1. Уханова И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа, 1964.

2. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII-XIX веков. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 1995.

3. Уханова И.Н. Русские художественные лаки XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.

4. О народных художественных промыслах. Постановление ЦК КПСС. 1975.

5. Голубева А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)». Под научной редакцией О.П. Рыбниковой. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

References

1. Uhanova I.N. Russkie laki v sobranii 'Ermitazha. Izdatel'stvo Gosudarstvennogo 'Ermitazha, 1964.

2. Uhanova I.N. Lakovaya zhivopis' v RossiiXVIII-XIX vekov. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPb, 1995.

3. Uhanova I.N. Russkie hudozhestvennye laki XVIII-XIX vekov. Katalog kollekcii. Izdatel'stvo Gosudarstvennogo 'Ermitazha, 2009.

4. O narodnyh hudozhestvennyh promyslah. Postanovlenie CK KPSS. 1975.

5. Golubeva A.N. Osnovy proizvodstvennogo masterstva (dvuhcvetnaya mahovaya rospis'): uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennaya rospis' (nizhnetagil'skaya)». Pod nauchnoj redakciej O.P. Rybnikovoj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 372.853

Kasimov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Theoretical Physics, Bashkir State

University, Sterlitamak branch (Sterlitamak, Russia), E-mail: titosgpi@yandex.ru

Remeyeva A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Theoretical Physics, Bashkir State

University, Sterlitamak branch (Sterlitamak, Russia), E-mail: alfa_remeeva@mail.ru

APPLICATION OF INTERSUBJECT MATERIALS AT PHYSICS LESSONS. The article deals with a problem of realization of intersubject communications between natural science branches in teaching physics. An overview of functions of intersubject relations is considered. All functions are illustrated by specific examples. Particular attention is paid to applying of interdisciplinary problems, which according to the authors of the work partially solve an issue of declining interest of students in studying natural science disciplines. The authors show some examples of realization of intersubject communications in specialized classes, for example, specially designed for classes of socio-economic profile and cadet classes.

Key words: intersubject communication, natural sciences, interdisciplinary tasks, teaching physics, specialized classes.

Р.А. Касимов, канд. пед. наук, доц. каф. общей и теоретической физики Стерлитамакского филиала Башкирского

государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: titosgpi@yandex.ru

А.Н. Ремеева, канд. пед. наук, доц. каф.общей и теоретической физики Стерлитамакского филиала Башкирского

государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: alfa_remeeva@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В статье раскрывается проблема реализации межпредметных связей естественнонаучных предметов при обучении физике. Приведён обзор функций межпредметных связей. Все функции проиллюстрированы конкретными примерами. Особое внимание уделяется вопросу использования задач межпредметного характера, которые, по мнению авторов, частично реша-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.