Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
УДК 796.8
Научно-прикладные аспекты применения проективных методов
в спортивном отборе
Аванесян Грант Михайлович, доктор психологических наук, профессор.
Заведующий кафедрой общей психологии, Ереванский государственный университет, Армения. E-mail: avanesyang@mail.ru
Аннотация. В данной статье выделены вопросы профессиональной роли психолога в процессе спортивного отбора, а также некоторые научно-прикладные аспекты внедрения проективных техник в этот процесс. Рассмотрена роль психологических тестов в спортивном отборе, и в частности, психодиагностическая ценность проективных методик. Специально рассмотрена проблема адекватной комплектации психодиагностического аппарата проективными тестами, которые способствуют эффективно преодолеть фактор «манипуляции» в процессе отбора. Практика показывает, что устойчивый интерес к проективным методам психодиагностики, которые раскрывают «истинную природу» индивидов сохраняется, и они находят своё достойное место в батареях тестов для отбора спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования. С научной точки зрения интрига вопроса заключается в том, почему некоторые из этих методов остаются в употреблении, несмотря на подавляющее доказательство того, что они не
Следует цитировать / Citation:
Аванесян Г. М. Научно-прикладные аспекты применения проективных методов в спортивном отборе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - №3(10). - С. 3-11. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Поступило в редакцию / Submitted 27.06.2018 Принято к публикации / Accepted 25.08.2018
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
достаточно валидны и могут интерпретироваться субъективно. В контексте рассматриваемого вопроса возрастает роль этического кодекса и, соответственно, ответственность психолога диагноста при применении психологических тестов и, в частности, многочисленных проективных техник особенно важна, так как во многих случаях затрагиваются вопросы, связанные со здоровьем (клиническая психология), межличностными отношениями (семейная психология), развитием способностей (психология развития), профессиональным становлением и достижениями (психология менеджмента и управления человеческими ресурсами), карьерой спортсмена (психология спорта) и т.п. По результатам теоретико-эмпирического анализа сделано заключение о том, что проблема специального подхода при выборе проективных тестов и их сочетания со стандартизированными методиками и интервью, остаётся достаточно актуальной, а её решение востребовано. Исследования, проведённые по данной проблеме, подчёркивают важность интегрального и избирательного подхода при выборе и применении проективных тестов. Предложенный подход позволит преодолеть формальные аспекты спортивного отбора и помимо анализа соответствия психологических качеств, может способствовать оптимизации процесса психологической подготовки спортсменов на разных этапах спортивного совершенствования.
Ключевые слова: спортивный отбор; психологические тесты; психодиагностика; проективные тесты; валидность; «манипуляция».
SCIENTIFIC APPLIED ASPECTS OF APPLICATION OF PROJECTIVE
METHODS IN SPORTS SELECTION
Avanesyan Hrant Mihajlovich Doctor of Psychology, Professor, Yerevan State University, Armenia
E-mail: avanesyang@mail.ru
Abstract. This article highlights the issues of the professional role of a psychologist in the process of sports selection, as well as some scientific and applied aspects of the introduction of projective techniques in this process. The role of psychological tests in sports selection and, in particular, the psychodiagnostic value of projective techniques is examined. Specifically examined is the problem of adequately fitting a psychodiagnostic apparatus with projective tests that contribute effectively to overcome the factor of "manipulation" in the selection process.
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Practice shows that a steady interest in the projective methods of psychodiagnostics that reveal the "true nature" of individuals remains, and they find their worthy place in the battery of tests for the selection of athletes at various stages of sports development. From the scientific point of view, the intrigue of the question is why some of these methods remain in use, despite overwhelming evidence that they are not sufficiently valid and can be interpreted subjectively. Based on the results of the theoretical and empirical analysis, it was concluded that the problem of a special approach in selecting projective tests and their combination with standardized methods and interviews remains relevant, and its solution is in demand. The studies carried out on this issue underscore the importance of an integral and selective approach in the selection and application of projective tests. The proposed approach will overcome the formal aspects of sports selection and in addition to analyzing the correspondence of psychological qualities, can contribute to optimizing the process of psychological training of athletes.
Key words: sports selection, psychological tests, psychodiagnostics, projective tests, validity, "manipulation".
Структура психологического отбора в спорте состоит из общепринятых взаимосвязанных этапов, которые предусматривают выявление спортивной одаренности (для определенного вида спорта), характеристику специальной пригодности в избранном виде спорта, конкретной игровой специализации, оценку индивидуального стиля и отбор к конкретным соревнованиям [1]. Эти этапы могут видоизменяться и модифицироваться в зависимости от вида спорта или конкретных задач, которые возникают на том или ином этапе спортивной подготовки. При этом, очевидно, что процесс психологического отбора должен основываться на надежных и соответствующих целям и задачам методах. На протяжении многих лет в практику спортивной психологии и, конкретно, в процесс отбора внедряются психологические тесты, среди которых проективным техникам не уделяется должного внимания [2]. Этот факт, как правило, связан со степенью валидности и четкостью оценочных критериев, которыми обладают проективные методики.
При проведении отбора спортсменов применяют множество психологических тестов, они, как правило, подразделяются на две большие категории: объектные «самоотчётные» вопросники и проективные тесты.
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Объективные тесты задают вопросы с правильной ложью или множественным выбором, тогда как проективные тесты включают в себя более открытые задачи [3, с.285]. Некоторые авторы, отдельной группой рассматривая традиционные методики, отмечают, что есть также психологические и «спорные» тесты [4]. В некоторых случаях в группу "спорных" или физиогномических техник оценки личности включают также и проективные методы. Этот подход является одной из причин того, что сегодня по-прежнему дискуссионными остаются проблемы, связанные с очертанием тенденций развития методов проективной психодиагностики, с их соответствием требованиям психологии отбора, с возможностью их использования в качестве оценки тех или иных индивидуально-психологических особенностей спортсменов. Одновременно следует заметить, что проекция имеет одновременно и влияющую функцию, так называемого символического преобразования сознания, смысловое и эмоциональное воздействие, техники, которые имеют особое значение в прикладной психологии и, в частности, при оценке требуемых индивидуальных особенностей личности. Однако практика показывает, что устойчивый интерес к проективным методам психодиагностики, которые раскрывают «истинную природу» индивидов сохраняется, и они находят своё достойное место в батареях тестов для отбора спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования. С научной точки зрения интрига вопроса заключается в том, почему некоторые из этих методов остаются в употреблении, несмотря на подавляющее доказательство того, что они не достаточно валидны и могут интерпретироваться субъективно.
В этом контексте возрастает роль этического кодекса и, соответственно, ответственность психолога диагноста при применении психологических тестов и, в частности, многочисленных проективных техник особенно важна, так как во многих случаях затрагиваются вопросы, связанные со здоровьем (клиническая психология), межличностными отношениями (семейная психология), развитием способностей (психология развития), профессиональным становлением и достижениями (психология менеджмента и управления человеческими ресурсами), карьерой спортсмена (психология спорта) и т.п. Р.С. Немов указывает на то, отмечая, что соответствующее образование, профессиональное мастерство при практической психодиагностике затрагивает судьбы людей [5, с.19]. Мы же особое внимание обратили на вопросы совершенствования методики преподавания
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
проективных тестов на факультетах психологии, так как профессиональная подготовленность их выпускников должна подразумевать универсальные навыки психологической диагностики, в том числе, при отборе спортсменов [6]. Ранее проведённые исследования и опыт практической работы в спорте показал, что большинство тренеров сборных команд Армении, в последнее время предпочитают работать с психологами, которые игнорируют психодиагностику и предпочитают воздействующие психотехники. Это связано с тем, что психологические методы оценки все еще не находят своё достойное место в основных функциях психологической подготовки спортсменов (отбор, управление мотивации, диагностика и коррекция социально-психологической среды в команде и т.п.). В отличии от спорта, недавнее появление клинических приёмов в работе психологов в бизнесе и индустрии привели к многочисленным попыткам представить проективные методики в качестве составляющих оценочных программ. Традиционно в этих сферах психологи концентрировали свои усилия вокруг кадрового отбора и должностного распределения, оценки продвижения по службе, оценки качества работы и служебной аттестации, снижения несчастных случаев, оценки и улучшения психологического климата, производительности труда, маркетинговых и рекламных исследований [7, с.241]. Одновременно автор справедливо указывает на то, что при использовании личностных опросников, имеет место злоупотребления "тестовыми приёмами".
Значение проективных техник возрастает в связи с присутствием факторов "манипуляции" и предварительной подготовленности участника тестирования. Проблема приобретают особую актуальность в связи с тем, что сегодня претенденты могут заранее подготовиться к тестированию, так как большинство методик доступны в интернет сети или в печатных версиях. В этом аспекте проективные техники имеют превосходство, так как процедура их выполнения спонтанна, к которой нельзя заранее подготовиться. В подобных случаях целесообразнее использовать проективные тесты, когда спортсмену, например, предлагают нарисовать что-либо или проинтерпретировать, то есть истолковать, раскрыть смысл картинки или фотографии. К этому следует добавить, что спортивный психолог должен обладать соответствующими теоретическими знаниями, практическими навыками и профессиональной интуицией. Для подтверждения этого достаточно обратиться к практическому пособию по отбору кадров, где предложены не простые методики проективного характера, а именно, тесты Л.
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Сонди, "ТАТ", Розенцвейга, «Картина мира», «Дерево», "Человек под дождём" и методика графический рисунок. Дополнительно рассмотрен пример тестирования эмоциональной направленности личности кандидатов с помощью методики "Праздники" [8]. Авторы наравне с графологией высоко оценивают проективные тесты (ДАП, TAT, тест Роршаха и т.п.), так как в этом случае кандидаты не могут контролировать свои проекции.
Теоретический анализ показал, что одним из вопросов, который учитывают специалисты по подбору персонала, является то, в какой степени ответы на личностные тесты могут быть подделаны. Под самообманом подразумевается чрезмерный оптимизм кандидата в отношении положительных черт собственной личности, одновременно, с тем наблюдается стремление преуменьшать значение тех аспектов, которые считаются "отрицательными"[9, с.152] При этом игнорирует проективные методики и указывает на достоинства личностных тестов и оценки когнитивных способностей кандидатов. В отличии от предыдущего автора, несмотря на противоречивое отношение к использованию проективных методов в управлении персоналом по результатам исследования выявлено, что они достаточно широко применяются консультационными фирмами для отбора на менеджерские позиции. [10, с.479]
В одном из американских исследований подробно анализируется история внедрения методов психологического тестирования в процесс оценки профессиональной пригодности личности, где предложен список тридцати тестов. Эти методические инструменты включает в себя как короткие, так и длинные тесты по оценке самоотчётов, ценностей и профессионального интереса. Отдельной группой представлены проективные методы, диапазон и широта которых служат для того, чтобы подчеркнуть проблемы в определении подходящих индивидуальных параметров в целях отбора персонала[11, 12, с.36-37]. А авторитетный специалист в области психологии отбора Ч. Томас, также оценивают значение проективных техник, так как они обеспечивают уникальный источник данных о кандидате. Эта группа тестов является наиболее проницательной, а также "мощным" средством для выявления необычных психических явлений. Автор, резюмируя обзор применения проективных техник, представляет рекомендации о том, как обращаться с проективным методам, а также об этических последствиях при использования проективных индексов, которые недостаточно обоснованы[13]. Ссылаясь на Клайн (Kline, 1994) перечисляет как психометрические проблемы с
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
проективными тестами, так и причины их дальнейшего использования. Психометрические данные проективных тестов, имея низкую надёжность и достоверность, чрезмерно чувствительны к контекстуальным эффектам (то есть условиям испытаний)[13, с.23].
Кроме того, существует потребность в более "чувствительных" тестах, предназначенных для проверки достоверности различных кадастров личности, в частности проективных тестов. Поскольку у работодателей есть законные проблемы, побуждающие их использовать тесты опросники, то возникает вопрос об оценённых этим способом качеств тестов личности в контексте преодоления желаемого поведения сотрудников. Например, исследования, в которых сравнивалась экономическая эффективность прогнозирования и склонности к обучению, работодатели были вынуждены искать альтернативы личностным тестам [14, с. 311]. А такими, естественно, могут быть проективные методики, которые зарекомендовали свою информативность.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что проблема специального подхода при выборе проективных тестов и их сочетания со стандартизированными методиками и интервью, остаётся достаточно актуальной, а ее решение востребовано. Исследования, проведённые по данной проблеме, подчёркивают важность интегрального и избирательного подхода при выборе и применении проективных тестов. Предложенный подход позволит преодолеть формальные аспекты спортивного отбора и помимо анализа соответствия психологических качеств, может способствовать оптимизации процесса психологической подготовки спортсменов. Специальными вопросами являются роль психолога в системе управления персоналом организации и требования к его профессиональной подготовленности, которая, на наш взгляд, предполагает базовое и дополнительное специальное образование.
Библиографический список
1. Серова, Л. К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. - 2-е изд.- М.: Издательство Юрайт, 2017. - 161 с.
2. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований. М.: Спорт, 2016. - 456 с.
3. Stabilet S. J. The use of personality tests as a hiring tool: is the benefit worth the
cost? U. Pa. Journal of Labor and Employment Law, Vol. 4:2, 2002, pp.279-313
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
4. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Оценка персонала : учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Изд-во Юрайт, 2016. - 378 с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3:.- 640 с.
6. Аванесян Г.М. Принципы совершенствования методики преподавания проективных тестов в вузе//Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы, Материалы X Международной конференции, часть 1, Москва, 2017, с. 110115.
7. Проективная психология/Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с.
8. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Оценка персонала : учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Изд-во Юрайт, 2016. - 378 с.
9. Купер Д., Робертсон А.. Психология в отборе персонала. СПб.: Питер, 2003. - 240 с.
10. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд., М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с., с. 479
11. БагомедоваО. М., Бойкова О. С., Лухманова А. С., Сидорова Н. А. Диагностика персонала. М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 2005. С.43
12. Thomas S. L., Scroggins W. A. Psychological Testing in Personnel Selection: Contemporary Issues in Cognitive Ability and Personality Testing/Journal of Business Inquiry, N5, 2006, рр. 29-38
13. Tomas Chamorro-Premuzic & Adrian Furnham The Psychology of Personnel Selection/ Cambridge University Press, 2010. - 297 p.
14. Stabilet S. J. The use of personality tests as a hiring tool: is the benefit worth the cost? U. Pa. Journal of Labor and Employment Law, Vol. 4:2, 2002, pp.279-313
REFERENCE
1. Serova L. K. 2017. Sportivnaya psikhologiya: professional'nyi otbor v sporte: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 161 p.
2. Zankovets V.E. 2016. Entsiklopediya testirovanii. Moscow, Sport, 456 p.
3. Stabilet S. J. 2002. The use of personality tests as a hiring tool: is the benefit worth the cost? U. Pa. Journal of Labor and Employment Law, Vol. 4:2, pp.279-313
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Avanesyan H. M. 2018. Scientific applied aspects of application of projective methods in sports selection. Health, Physical Culture and Sports, 3 (10), рр. 3-11 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
4. Mizintseva M. F., Sardaryan A. R. 2016. Otsenka personala : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow, Izd-vo Yurait, 378 p.
5. Nemov R.S. 2001. Psikhologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenii. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 3. 640 p.
6. Avanesyan G.M. 2017. rintsipy sovershenstvovaniya metodiki prepodavaniya proektivnykh testov v vuze. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy, Materialy X Mezhdunarodnoi konferentsii, chast' 1, Moscow, p. 110-115.
7. Proektivnaya psikhologiya. 2000. Moscow: Aprel' Press, Izd-vo EKSMO-Press, 528 p.
8. Mizintseva M. F., Sardaryan A. R. Otsenka personala : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Izd-vo Yurait, 2016. - 378 p.
9. Kuper D., Robertson A. 2003. Psikhologiya v otbore personala. Piter, 240 p.
10. Zankovskii A.N. 2002. Organizatsionnaya psikhologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov po spetsial'nosti «Organizatsionnaya psikhologiya». Moscow: Flinta: MPSI, 648 p., p. 479
11. BagomedovaO. M., Boikova O. S., Lukhmanova A. S., Sidorova N. A. 2005. Diagnostika personala. Moscow: Izd-vo zhurnala «Upravlenie personalom», p.43
12. Thomas S. L., Scroggins W. A. 2006. Psychological Testing in Personnel Selection: Contemporary Issues in Cognitive Ability and Personality Testing. Journal of Business Inquiry, 5, pp. 29-38
13. Tomas Chamorro-Premuzic. Adrian Furnham. 2010. The Psychology of Personnel Selection. Cambridge University Press, 297 p.
14. Stabilet S. J. 2002.The use of personality tests as a hiring tool: is the benefit worth the cost? U. Pa. Journal of Labor and Employment Law, Vol. 4:2, pp.279-313