Научная статья на тему 'Научно-практические подходы к исследованию воспитания российской гражданской идентичности у школьников'

Научно-практические подходы к исследованию воспитания российской гражданской идентичности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ШКОЛЬНИК / ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / SCHOOLBOY / EDUCATION / SCIENTIFIC AND PRACTICAL APPROACHES / PRINCIPLES / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е.А., Жилинская М.С.

В статье рассмотрены исходные положения воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Подробно описаны основные классификации научно-практических подходов к данной проблеме. Выявлены педагогические принципы, на базе которых они реализуются. Определены представляющие особый интерес научно-практические подходы.In this article the initial provisions of education of the Russian civil identity at school students are considered. The main classifications of scientific and practical approaches to the study of education of Russian civil identity in schoolchildren are described in detail. Pedagogical principles on the basis of which these approaches are implemented are revealed. Scientific and practical approaches of particular interest are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практические подходы к исследованию воспитания российской гражданской идентичности у школьников»

чаемому предмету. А учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы ученик погрузился в него и стал значимым.

1. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса. - Мозырь: Белый ветер, 2012. - 102 с.

2. Ланина, С.Ю. Применение исторического материала на уроках экономики // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2017. - № 3-1 (132). - С. 65-67.

УДК 37

Е.А. Иванова, М.С. Жилинская

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены исходные положения воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Подробно описаны основные классификации научно-практических подходов к данной проблеме. Выявлены педагогические принципы, на базе которых они реализуются. Определены представляющие особый интерес научно-практические подходы.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, школьник, воспитание, научно-практические подходы, принципы, классификация.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL APPROACHES TO THE STUDY OF EDUCATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN SCHOOLCHILDREN

In this article the initial provisions of education of the Russian civil identity at school students are considered. The main classifications of scientific and practical approaches to the study of education of Russian civil identity in schoolchildren are described in detail Pedagogical principles on the basis of which these approaches are implemented are revealed. Scientific and practical approaches of particular interest are identified.

Key words: Russian civil identity, schoolboy, education, scientific and practical approaches, principles, classification.

Для современного российского общества необходимы граждане - патриоты своей страны. Формированию таких людей помогает гражданское воспитание, а если быть точнее, одна из его частей - воспитание российской гражданской идентичности. Наибольшее внимание при этом отводится воспитанию российской гражданской идентичности у школьников, ведь именно в школьные годы существует большая вероятность заложить положительную основу, фундамент гражданской идентичности, сформировать у детей представление о необходимости наличия этой идентичности.

Сложности в исследовании воспитания российской гражданской идентичности заключаются в его специфике. Так, рассмотрев результаты авторских исследований, можно сделать вывод, что изу-

чать российскую гражданскую идентичность невозможно, используя в качестве примера западную модель. Общественно-политическая активность, гражданская деятельность, чувство принадлежности к сообществу граждан - всё это у россиян другое, чем у представителей иных наций. Эти отличия в большей мере зависят от различий в менталитете.

Проанализировав разные источники, связанные с воспитанием российской гражданской идентичности у школьников, можно выделить следующие исходные положения:

у учеников формируются четыре основных компонента российской гражданской идентичности - когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-мотивационный и деятельностный, которые, в свою очередь, должны соответствовать содержательным элементам российской гражданской идентичности - любовь к Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей, гражданское самосознание, правовая культура;

для успешного воспитания российской гражданской идентичности необходимо иметь в виду и другие виды воспитания, которые способны помочь в формировании гражданина - историческое, ду-ховно-нравственное, ценностно-смысловое, политико-правовое, профессионально-ориентированное, патриотическое, экологическое, эстетическое, гражданское, в некоторый случаях - семейное, интернациональное, трудовое, социальное;

развитие содержательных элементов структурных компонентов гражданской идентичности определяется возрастными особенностями школьников: младшие школьники большое внимание уделяют личному (желательно положительному) примеру учителя, у них закладывается опыт участия в общественно-полезной деятельности; у подростков происходит скачок в развитии самосознания, закладывается база для активной гражданской позиции; у старших школьников формируется желание изучить и овладеть социокультурным пространством, развивается критическая рефлексия, самоопределение в разнообразных профессиональных сферах, с характерным желанием выражать свою гражданскую позицию и проявлять гражданскую активность.

Необходимо учитывать научно-практические подходы воспитания российской гражданской идентичности и знать, на основе каких принципов реализуются некоторые из них. Подробнее следует остановиться на научно-практических подходах и принципах, на основе которых они реализуются в процессе воспитания российской гражданской идентичности. Перед рассмотрением основных классификаций таких подходов нужно раскрыть содержание понятия «научно-практический подход». Это, как принято понимать, - совокупность определенных способов и методов решения поставленных задач, направленных на получение новых знаний, обобщение и углубление совокупности фактов и теорий в любой области науки, а также способы реализации знаний на практике.

Существует множество классификаций научно-практических подходов к воспитанию российской гражданской идентичности, одной из них является классификация, предложенная в работе А.Г. Асмолова, где определено, что воплощение в жизнь целей воспитания российской гражданской идентичности может быть осуществлено на основе следующих подходов [1]:

системно-деятелъностного - ориентируется на развитие личности школьников, формирование у них российской гражданской идентичности. На первый план при этом ставится проблема самоопределения школьника в процессе познания окружающего мира. Цель данного подхода - воспитание школьника как активного участника (субъекта) жизнедеятельности общества, т.е. активного гражданина своей страны. В результате ребенок не только умеет ставить цели и решать стоящие перед ним задачи, но и способен нести ответственность за результаты своей деятельности;

гуманистического - ребенок с рождения является свободным, и эта свобода является неоспоримой ценностью, которую нельзя променять на ценности окружающих людей. Свое мировоззрение каждый должен выработать сам, в том числе и отношение к Родине. Цель данного подхода - воспитание свободной, творческой, всесторонне и гармонически развитой личности, личности с граждан-ско-патриотическими чувствами и ценностями;

компетентностного акцент на результате образования, который рассматривается как способность человека функционировать в разных проблемных ситуациях. Сам результат раскрывается через совокупность различных компетенций, в том числе гражданских и патриотических.

Научно-практические подходы, предложенные А.Г. Асмоловым, реализуются на основе следующих принципов:

принцип демократизации, предполагающий предоставление участникам педагогического процесса (основанного на сотрудничестве) определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самообучения и самовоспитания. В итоге формируется свободная, творческая личность, с активной гражданской и жизненной позицией;

принцип сознательности и активности, концентрирующий внимание на учете интересов участников педагогического процесса, на осознании ими целей и задач совместной деятельности, в процессе которой вырабатывается самостоятельность участников. Сознательность подразумевает осознание школьниками своих действий, поступков, ответственность за эти действия, понимание важности формирования гражданской идентичности. Активность же предполагает, что учащиеся будут конструктивно участвовать не только в совместной с педагогом деятельности, но и в общественной жизни.

Следующая рассмотренная нами классификация научно-практических подходов изложена в статье И.В. Кожанова [4]. Он выделяет социокультурный, гуманистический, аксиологический (ценностный), культурологический, этнокультурный, этнопедагогический подходы.

Социокультурный подход - расценивание личности школьника как носителя определенной культуры (нравственной, религиозной, мировой и отечественной). Через этот подход осуществляется воспитание гражданских качеств личности - толерантности, патриотизма, законопослушия, гражданственности.

Гуманистический подход предполагает, что воспитательные мероприятия направленные на формирование гражданской идентичности, будут строиться на уважении прав детей, их мнения, принятии их независимо от того, представителями каких групп они являются. Гражданская идентичность в данном случае является характерной чертой конкретного ребенка или группы детей. Данный подход реализуется через формирование у детей гражданской позиции.

Аксиологический (ценностный) подход базируется на идее, что человек является высшей ценностью и поэтому цель общественного и образовательного процессов - развитие личности каждого ребенка. Людям необходимо научиться замечать не только то, что объединяет человечество в одно целое, но и то, что характеризует каждого отдельного человека как представителя определенной этнической, религиозной, национальной, социальной и других групп. Такой подход обеспечивает формирование у школьников представлений о морали, формирование опыта гражданского поведения и деятельности.

Культурологический подход акцентирует внимание на необходимости приобщения школьников к достижениям духовной и материальной культуры стран и народов мира. Такой подход способствует тому, что школьники осознают важность родной культуры как неотъемлемой части мировой, воспитывает в них любовь к Отечеству, формирует этническую идентичность в качестве основы для становления гражданской, помогает развитию культуры межнационального общения и взаимоуважения. Школьник рассматривается как свободная, самоопределяющаяся личность, воплощающая в себе всю предшествующую и настоящую культуру.

Этнопедагогический подход предполагает учет как инновационных традиций, так и народных средств воспитания в процессе формирования личности гражданина. К народным средствам в данном случае можно отнести элементы народного творчества (фольклора): сказки, былины, народные песни, пословицы и поговорки. Чтение сказок, например, закладывает в детях основы патриотических и гражданских чувств. Инновационными средствами воспитания гражданской идентичности можно

считать встречи с ветеранами или известными людьми, просмотр и обсуждение кинофильмов, проведение викторин и др.

Этнокультурный подход предполагает взаимовлияние культурологического и этнопедагоги-ческого подходов. Основным средством воспитания при этом становится создание культуросообраз-ной среды, благоприятной для самореализации школьника как представителя определенной культуры, способного взаимодействовать с другими культурами и их представителями на основе взаимного уважения, толерантности и диалога культур. Формы, способы и приемы воспитания в данном случае должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры и опираться на достижения этнопедагогики, но при этом создавать условия для выхода на общечеловеческие ценности. Такой подход закладывает в школьнике основу толерантного отношения к другим людям, в то же время позволяя ему чувствовать принадлежность к своей стране.

Научно-практические подходы, предложенные И.В. Кожановым, реализуются на основе ряда принципов:

принцип непрерывности предполагает построение воспитания гражданской идентичности таким образом, чтобы были учтены все факторы социализации школьников на трех возрастных этапах (младший школьный, подростковый, старший школьный) в рамках трех ступеней образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее);

принцип системности предусматривает формирование четырех основных компонентов гражданской идентичности (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-мотивационный, дея-тельностный) в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом важно отметить, что рассматривать данные компоненты необходимо не только в их взаимосвязи, но и по отдельности, учитывая вклад каждого из них в личность школьника;

принцип культуросообразности предусматривает приобщение школьника к ценностям народной и мировой культуры. При этом процесс воспитания, выбранные для его осуществления методы и средства должны отражать культурные ценности народов мира и учитывать исторически сложившиеся у них традиции, обычаи, а также присутствующие в них стереотипы;

принцип природосообразности предполагает необходимость учитывать национально сложившиеся психологические особенности школьника (особенности национального мышления и характера, стилей общения и способов выстраивания взаимоотношений с людьми своей и других национальностей);

принцип учета родного языка основывается на том, что российская гражданская идентичность формируется благодаря чувству единения с наследием Отечества, его историей, традициями и ценностями, а также в большой степени - с языком. Язык в данном случае выступает как ключевой коммуникативный фактор формирования общества, поскольку он способствует объединению людей;

принцип комплексности предполагает, что процесс воспитания российской гражданской идентичности будет осуществляться на всех возрастных этапах. В соответствии с данным принципом необходимо учитывать все научно-практические подходы воспитания российской гражданской идентичности как некую систему, при этом уделяя внимание им вместе и по отдельности, рассматривать их влияние на школьников разных возрастов;

принцип диалогичности предполагает, что в процессе совместной деятельности участники этой деятельности (представители разных групп, культур, национальностей и т.д.) будут слышать, понимать друг друга, в результате будет происходить обмен национальными ценностями, традициями, т.е. осуществляться взаимообогащающее воздействие. Школьники научатся общаться с другими людьми на основе взаимного уважения, диалога культур и толерантности.

Третья классификация научно-практических подходов, предложенная Л.В. Байбородовой, содержит следующие подходы [2]:

социокультурный делает акцент на мультнкультурностн мира и необходимости формирования терпимости к чужому мировоззрению, к иным национальностям. Основной целью воспитания здесь является формирование гражданских качеств личности школьника, которые помогут ему в самостоятельном приобретении российской гражданской идентичности;

субъектно-ориентированный предполагает формирование творческого потенциала и способностей школьников, в ходе этого процесса у школьника вырабатывается собственное мнение относительно своих действий и устройства своей страны;

срвдовый позволяет уйти от педоцентризма и наиболее полно представить обусловленность процесса воспитания российской гражданской идентичности средовыми влияниями;

рефлексивно-деятелъностный базируется на рефлексии. Данный подход предполагает, что формирование у школьников рефлексии будет помогать им при анализе их собственных мировоззрения и деятельности. Критическая рефлексия школьников в таком случае служит некой побуждающей силой к проявлению творческой активности и самостоятельности. Данный подход формирует у школьников гражданское самосознание, гражданскую позицию.

В качестве исходных положений, необходимых для успешной реализации процесса воспитания российской гражданской идентичности через перечисленные научно-практические подходы, необходимо иметь в виду следующие принципы:

принцип гуманистической направленности предполагает приоритет интересов личности в соотношении с интересами общества, а также страны;

принцип воспитывающей среды подразумевает учет влияния среды на процесс воспитания идентичности личности в целом и российской гражданской идентичности в частности;

принцип сотрудничества устанавливает характер педагогического процесса, исходя из сущности и особенностей воспитания российской гражданской идентичности и возрастных особенностей школьников;

принцип рефлексивности предполагает обращение школьников к осмыслению собственного опыта, поведения и деятельности, обнаружению ими нравственных смыслов своей деятельности, поведения, общения, а также осмысление значимости своей деятельности по отношению к своей стране, народу и отдельным гражданам.

Четвертая классификация, предложенная Л.В. Землянченко, содержит подробное описание наиболее существенных для воспитания российской гражданской идентичности научно-практических подходов [3]:

личностный делает акцент на признании прав и свобод каждого ребенка на воспитание и самовоспитание, на реализацию своих идей и представлений, на самостоятельное определение своего жизненного пути и мировоззрения. Предполагает такое построение процесса гражданского воспитания школьников, чтобы при его реализации учитывались их психологические, поведенческие, этнические, религиозные особенности, а также особенности групп, к которым они относятся;

деятелъностный дает возможность рассматривать процесс воспитания российской гражданской идентичности с точки зрения деятельностного опосредования формирования самосознания школьника, взаимосвязи процессов интериоризации и экстериоризации при освоении им образцов поведения и деятельности, формировании рефлексии;

субъектный предполагает приобретение школьниками инициативной рефлексивной гражданской позиции, что в свою очередь подразумевает наличие самостоятельности, творческого потенциала и предприимчивости в решении задач в условиях мультиэтнического состава общества и страны, готовность нести ответственность за свои действия.

Предложенные Л.В. Землянченко научно-практические подходы базируются на таких принципах, как:

принципы гуманизации и демократизации, предполагающие взаимное уважение педагогов и воспитанников, их открытость к восприятию и принятию гражданских ценностей (добро, справедливость, толерантность, духовность, мужество и др.);

принципы самоактивности и саморегуляции, ориентирующиеся на формирование у школьников способности к критичности и рефлексии, к принятию самостоятельных решений и действий, осознанию своей ответственности за них, развитию гражданской позиции и активности.

Помимо всех перечисленных выше классификаций научно-практических подходов, есть и другие, но они в большой степени схожи с уже рассмотренными.

Классификации, рассмотренные в статье, наиболее полно раскрывают особенности важного для современного общества процесса воспитания российской гражданской идентичности именно у школьников.

Таким образом, имея в виду всё вышеперечисленное, можно сделать вывод, что существуют разнообразные научно-практические подходы к проблеме воспитания российской гражданской идентичности у школьников. Эти подходы реализуются на основе определенных педагогических принципов. Также необходимо учитывать соответствующие компоненты (когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный) и то, в каких направлениях может быть реализовано воспитание российской гражданской идентичности. Помимо подходов, принципов, компонентов и направлений воспитания российской гражданской идентичности у школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Каждый из рассмотренных в этой статье подходов обладает уникальным потенциалом в процессе воспитания российской гражданской идентичности, поэтому они не являются альтернативными, они могут дополнять друг друга.

На наш взгляд, целесообразнее придерживаться следуюих подходов: этнокультурного (рассмотрение ребенка как носителя культуры, формирование у него толерантного отношения к представителям других национальностей, групп и культур, учет инновационных и народных средств воспитания в процессе формирования личности гражданина), гуманистического (рассмотрение личности ребенка как высшей ценности, отсюда следует, что процесс воспитания российской гражданской идентичности будет строиться на основе уважения прав и взглядов детей, уважения их мнения, принятия их, независимо от того, представителями каких групп они являются) и деятельностного подхода (воспитание школьника как субъекта жизнедеятельности, т.е. активного гражданина страны, в предположении, что в конечном счете ребенок будет нести ответственность за свои действия и активно участвовать в жизнедеятельности Отечества).

1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. - С. 4-18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ii/14499367. -04.12.2019.

2. Байбородова, Л.В. Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально-значимых проектов / Л.В. Байбородова, В.В. Мякина. - Ярославль, 2012. - 346 с. - Режим доступа: https://mokeevo.edu.yar.ru/rip/rezultati_raboti_za_2012_god_rip.pdf. - 04.12.2019.

3. Землянченко, Л.В. Принципы и подходы формирования гражданской идентичности младших школьников // Теория и практика современной науки. - Саранск, 2016. - № 4(10). - 9 с. - Режим доступа: https://modern-j.ru/domains_data/Шes/10/Zemlyachenko0/o20L.V.(obrazovanie0/o20i0/o20pedagogika).pdf. - 04.12.2019.

4. Кожанов, И.В. Формирование гражданской идентичности личности на основе этнопедагогического подхода / И.В. Кожанов, М.Б. Кожанова // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. - 2017. -С. 126-130. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ii/17188707. - 04.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.