Научная статья на тему 'Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров'

Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПРАКТИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / A PRACTICING TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TOLERANCE / REGIONAL COMPONENT / MANAGEMENT OF EDUCATION / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меха Иван Васильевич, Цыганова Ирина Викторовна, Новиков Сергей Валентинович

Научно-практические конференции в качестве одной из составляющих процесса повышения квалификации педагогических кадров давно вышли за рамки ФПК и ППРО ОмГПУ. В орбиту деятельности преподавателей кафедры вовлечены учителя и учащиеся, директорский корпус, работники сферы управления образованием. Разноплановость проводимых конференций позволяет повышать квалификацию как учителей начальных классов, так и широкого круга предметников. Конференции дают возможность выявлять назревшие проблемы и выработать основные направления повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меха Иван Васильевич, Цыганова Ирина Викторовна, Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-practical conferences as element of teachers professional development

Scientific-practical conferences as one of the components of the process of teacher training have gone beyond the activities of the Faculty of Professional Development and Professional Retraining of Educators of Omsk State Pedagogical University. The activities of the University professors of the Department of Education Development Management involve teachers and students, school directors, education managers. The diversity of the conducted conferences allows them to improve their skills as primary school teachers and as subject teachers. The conferences allow to identify the urgent problems and to develop the main directions of Professional Development of educators.

Текст научной работы на тему «Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров»

Соответственно, установление смысла термина осуществлялось в нашем экспериментальном обучении через анализ терминов неразрушающего контроля, обозначающих объект, процесс, свойство.

Затем от студентов требовалось сгруппировать данные термины в зависимости от их принадлежности к определенному классу (конкретные, абстрактные): Студенты определили, что термины тяговый хомут, колёсная пара, автосцепка, боковая рама, надрессорная балка, поглощающий аппарат относятся к конкретным существительным, а термины коагуляция, смачивание, намагничивание, дифраги-рование — к абстрактным.

Наконец, студенты должны были определить словообразовательные способы оформления терминов, обозначающих технические объекты, процессы, свойства. После анализа терминов контролепригодность, структур оскопия, интроскопия, толщенометрия студенты пришли к выводу, что данные термины образованы сложением.

Как показал проведённый эксперимент, студенты экспериментальных групп после опытного обучения значительно повысили уровень усвоения учебного материала в сравнении со студентами контрольных групп (на 63 % в среднем).

Таким образом, студенты были подведены к по-

ниманию термина как языкового знака, связанного с осмыслением степени его «языковой закреплённости». В результате опытной работы студенты научились оперировать терминами, приобрели опыт научно-исследовательской работы в области железнодорожной терминологии.

Библиографический список

1. Денисов, П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания / П. Н. Денисов. - М., 1980. - 225 с.

2. Лотте, Д. С. Как работать над терминологией. Основы и методы / Д. С. Лотте. - М., 1968. - 159 с.

3. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике / Г. С. Щур. -М., 1974. - 255 с.

НОВИКОВА Татьяна Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Русский и иностранные языки». ЗАХАРЕНКО Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки». Адрес для переписки: tnovikova54@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2014 г. © Т. А. Новикова, О. В. Захаренко

уДК ^.т.4 и. В. МЕХА

И. В. ЦЫГАНОВА С. В. НОВИКОВ

Омский государственный педагогический университет

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ_

Научно-практические конференции в качестве одной из составляющих процесса повышения квалификации педагогических кадров давно вышли за рамки ФПК и ППРО ОмГПУ. В орбиту деятельности преподавателей кафедры вовлечены учителя и учащиеся, директорский корпус, работники сферы управления образованием. Разноплановость проводимых конференций позволяет повышать квалификацию как учителей начальных классов, так и широкого круга предметников. Конференции дают возможность выявлять назревшие проблемы и выработать основные направления повышения квалификации педагогических работников.

Ключевые слова: педагог-практик, образовательная среда, толерантность, краеведческий компонент, управление образованием, история образования.

Конференция — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно ученые или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Научно-практические конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с семинарами и тренингами. Важным в работе конференции является то, что выступления участников по одной и той же проблеме позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон. Как следствие,

исчезает безальтернативность оценок той или иной проблемы и путей её решения. Помимо того, научно-практические конференции дают возможность обмена опытом и практическими знаниями.

Кафедрой управления развитием образования накоплен значительный опыт проведения специализированных научно-практических конференций «Чередовские педагогические чтения». Сегодня конференции превратились в массовые мероприятия

педагогической общественности и педагогов-новаторов, где заинтересованно обсуждается широкий спектр научных вопросов, от дидактических, частных дошкольного образования до общерегиональных, государственных, например, «Омская область — территория согласия», вбирающая в себя этнокон-фессиональные отношения в зависимости от исторического и юридического опыта, экономического развития и природно-климатических условий. Систематизация указанного опыта является целью представленной статьи.

С 2003 г. на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОмГПУ ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чередовские педагогические чтения», посвященная памяти известного ученого, педагога, основателя и руководителя факультета, кафедры, замечательного человека Ивана Михеевича Чередова.

Его имя стоит в ряду знаменитых ученых, которые внесли огромный вклад в педагогику, прирастив ее научным знанием. И. М. Чередов — автор более 300 научных, методических работ, в том числе более 20 монографий и пособий, получивших признание крупных ученых педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. А. Менчинской и др., но, самое главное, огромной армии школьных учителей и руководителей образования. Вот только самые известные его труды: «О дифференцированном обучении на уроках», «О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках», «Формы учебной работы в средней школе» [1].

Педагогическая и научно-педагогическая деятельность И. М. Чередова является как никогда актуальной в современном образовании, переживающем сложный период непрекращающихся реформ, его опыт достоин изучения и распространения.

Главной целью Чередовских педагогических чтений является создание условий для профессионального общения педагогов по проблемам современного образования через анализ, обобщение и популяризацию педагогического наследия И. М. Чередова.

Из 12 прошедших за эти годы конференций: 4 — межрегиональные научно-методические конференции (2003, 2004, 2005, 2006 гг.); 5 — Всероссийские с международным участием (2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.); 3 — международные научно-практические конференции (2007, 2008, 2009 гг.). По итогам проведения конференций издавались материалы участников, всего 27 томов доступных для всех интересующихся.

Чередовские чтения — от обсуждения отдельных проблем образования, в свете идей И. М. Че-редова, по предложению участников конференций постепенно перешли к широкому спектру вопросов дидактики, технологии обучения, влиянию образования на социальные и общественные процессы современности. Именно поэтому, конференции привлекали желающих поделиться опытом работы, обогатить свой образовательный багаж.

2003 г. — Первые Чередовские педагогические чтения «Управление инновационным процессом в образовательном учреждении: опыт и проблемы»: 4 секции, 127 участников;

2004 г. — Вторые Чередовские чтения «Инновационная и научно-методическая деятельность образовательного учреждения, ориентированная

на самоактуализацию личности»: 7 секций, 117 участников;

2005 г. — Третьи Чередовские чтения «Ценностно-смысловые ориентации современного образования». Межрегиональная научно-методическая конференция: 5 секций, 86 участников;

2006 г. — Четвертые Чередовские чтения «Ценностно-смысловые ориентации современного образования». Межрегиональная научно-методическая конференция: 7 секций, 222 участника;

2007 г. — Пятые Чередовские чтения «Управление образованием в условиях модернизации: проблемы и перспективы». Международная научно-практическая конференция: 9 секций, 196 участников;

2008 г. — Шестые Чередовские чтения. Международная научно-практическая конференция: 10 секций, 426 участников;

2009 г. — Седьмые Чередовские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения И. М. Чередова. Международная научно-практическая конференция: 13 секций, 367 участников;

2010 г. — Восьмые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 11 секций, 401 участник.

2011г. — Девятые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 9 секций, 397 участников.

2012 г. — Десятые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 9 секций, 456 участников.

2013 г. — Одиннадцатые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция: секций, 480 человек.

2014 г. — Двенадцатые Чередовские чтения, посвященные 95-летию со дня рождения И. М. Чере-дова. Всероссийская научно-практическая конференция: 6 секций, 296 чел.

С 2010 г. в рамках конференции проводятся Зональные Чередовские чтения в г. Исилькуле, в 2012, 2014 гг. — в г. Тюкалинске, в 2013 г. — в районных центрах Крутинка и Колосовка. В конференции принимают активное участие педагоги г. Омска, Исилькульского, Москаленского, Полтавского, Марьяновского, Называевского, Калачинско-го, Тюкалинского районов. Эпизодически участие в конференции принимают представители практически всех районов области.

Примечательно, что в ходе проведения зональных конференций в Крутинке и Тюкалинске были самостоятельно выпущены сборники работ учителей близлежащих районов [2, 3].

Зональные научно-практические конференции являются событием в жизни района и особенно работников образования и культуры. Здесь проходит неформальный контакт первых лиц района с руководителями школ, учителями, родителями. В подготовку мероприятий, как правило, включены ученики различного возраста школы, на базе которой проходят секционные заседания.

Ярким примером проведения зональной конференции явилось проведение мероприятий к 95-летию И. М. Чередова на малой родине педагога — в сельской Кабырдакской средней общеобразовательной школе. В работе конференции приняли участие представители: ФПК ОмГПУ, комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, информационно-методического отдела КУ «ЦФИХО в СО», делегации Крутинского и Называевского районов

области. Культурная программа мероприятия включала в себя концерт школьной самодеятельности, ознакомление с выставкой посвящённой деятельности И. М. Чередова.

На пленарном заседании был заслушан доклад к.п.н., доцента Е. А. Агалаковой «Научное наследие И. М. Чередова и его влияние на решение актуальных проблем современной школы» На пяти секциях развернулся обмен мнениями по актуальным вопросам школьной педагогики. Всего в зональной конференции выступило 66 докладчиков.

Обращаясь к опыту проведения 12 конференций и добавляя к ним зональный уровень, следует отметить, что работа, как правило, проводится по следующим направлениям:

— реализация научных идей И. М. Чередова в практике управления образовательной организацией;

— управление процессом содействия развитию личности в образовательной среде;

— наследие И. М. Чередова в управлении воспитательным процессом;

— технологические аспекты реализации ФГОС и идеи И. М. Чередова;

— обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями;

— социально-психологические аспекты обучения, воспитания и развития школьников;

— организация инновационной исследовательской деятельности педагога-практика;

— организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Представившие свои доклады получают сертификат участника конференции, лучшие работы — публикуются.

В общей сложности в Чередовских чтениях приняли участие 3576 чел. Это — педагогические работники образовательных учреждений городов: Омск, Тюмень, Томск, Екатеринбург, Курган, Волгоград, Новый Уренгой, Ноябрьск; Омской, Тюменской, Томской областей; таких стран, как Израиль, США, Казахстан. Участниками было прочитано 2985 докладов. Численность участников и количество докладов свидетельствует о том, что интерес, а значит, и потребность в общении, обсуждении вопросов, обмене опытом у педагогов не уменьшается.

Таким образом, проведение конференции стало доброй традицией факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и кафедры управления развитием образования. За эти годы менялась тематика конференции, ее статус, состав участников, разными по количеству и качеству были представленные на нее доклады. Но неизменным оставалось одно — у всех представителей педагогического сообщества, которые каждый год в мае принимают участие в Чередовских чтениях, появляется уникальная возможность прикоснуться к наследию известного в России и за ее пределами педагога-ученого, талантливого организатора образования, преданно и самоотверженно служившего педагогической науке и отечественному образованию — И. М. Чередова.

Большой интерес с данной точки зрения представляют и конференции, связанные с именем еще одного преподавателя ОмГПУ Михаила Ефимовича Бударина. Талантливый журналист, являющийся собкором газет «Красная звезда» и «Правда» по Сибири, автор 14 книг и нескольких пьес поставленных в городах России и Казахстана, научный консультант художественных и документальных

фильмов, доктор исторических наук, профессор, Михаил Ефимович оставил после себя богатое творческое наследие. Это наследие — база для развития исторического образования, изучения литературы через призму истории края, родиноведения. Необходимо отметить, что данный подход к творчеству М. Е. Бударина имел место ещё при его жизни.

В 1995 г. в ОмГПУ вышел посвящённый 75-летию учёного сборник «Вопросы истории и литературы», вобравший в себя работы не только учёных, но и учителей омских школ.

В 2010 г. состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане», посвя-щённая имени М. Е. Бударина. В работе конференции приняли участие представители научной и педагогической общественности из Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, г. Сургута, г. Тобольска. Гости из г. Караганда (Республика Казахстан), г. Марбург (ФРГ). Из 64 докладов 32 были представлены школами, гимназиями, колледжами и профтехучилищами. Как следствие, среди докладчиков — помимо учёных учителя и мастера производственного обучения, руководители школьных и ведомственных музеев, библиотекари. Естественно, преподаватели ОмГПУ приняли участие в данной конференции [4].

С 2010 г. кафедра управления развитием образования поставила своей целью работу с учителями и учениками региона в рамках конкурса «Наш Омский край». В 2013 г. конкурс завершился проведением двух туров конференции: заочного и очного, с последующим выпуском сборника статей [5]. Подробней о месте данного конкурса и конференции уже было рассказано в статье «Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе» в предыдущем номере журнала. Однако не упомянуть о них как составной части работы кафедры по организации конференций было бы не совсем верно. Работа в рамках конкурса и конференции привела к разработке программы повышения квалификации по краеведческому компоненту под условным названием «Напиши историю дома, улицы, посёлка» и рабочим названием «Историко-краеведческий компонент в образовательной и воспитательной деятельности учителей средних и специальных учебных учреждений» объёмом 72 часа.

Перспективным проектом кафедры можно считать также проведение научно-практической областной конференции «Омская область — территория согласия», в работе которой приняли участие учителя и учащиеся НОЦУ «СО Лицей», НОУ «Школа «Альфа и омега», НОУ ДОО «Центр образования и развития», МКОУ «Ярковская СОШ», Черлакская СОШ № 2. В рамках конференции была озвучена разработка «Дебаты как перспективная технология формирования толерантности у учащихся старших классов», вошедшая в разработанную программу курсов повышения квалификации «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации» (объём 72 часа) в качестве модуля. На базе НОЧУ «СО Лицей» создана площадка по изучению проблем воспитания толерантности в национальной и конфессиональной сфере, ведётся набор слушателей на курсы повышения квалификации [6].

В завершение статьи следует отметить, что конференции, проводимые факультетом и кафедрой с привлечением к ее организации представителей

системы образования города и области, слушателей ФПК, успешно решают следующие задачи:

— популяризируют разработки и опыт преподавательской деятельности известных деятелей научной и образовательной сферы;

— сохраняют единое интеллектуальное пространство, создавая площадки для обмена опытом;

— создают возможность отработки направлений методической и организационной деятельности РМО по дисциплинам СОШ и РОНО в рамках разработки планов переподготовки кадров;

— делают возможным повышение интереса к конкретной дисциплине и поиска новых форм подготовки учебно-методического материала;

— способствуют поиску новых направлений курсовой переподготовки и дополнительного образования учителей школ региона.

Библиографический список

1. Чередов, И. М. О дифференцированном обучении на уроках / И. М. Чередов. — Омск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. — 155 с.

2. Одиннадцатые Чередовские чтения. Зональные чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., рп Крутинка, 21 мая 2013 г. — Крутинка : Центр информационно-методического обеспечения образовательных учреждений, 2013. — Вып. 1. — 102 с.

3. Двенадцатые Чередовские чтения : материалы зонального тура Всерос. науч.-практ. конф., Тюкалинский муници-

пальный район, с. Кабырдак, 21 мая 2014 года, посвящ. 95-летию со дня рождения И. М. Чередова. — Тюкалинск : ИМО КУ «ЦВИХО в СО», 2014. - 124 с.

4. История образования и просвещения в Сибири и Казахстане, посвящённой 90-летию со дня рождения М. Е. Бударина : программа III Всерос. науч.-практ. конф., Омск, 29-30 октября 2010 г. - Омск : Омский музей просвещения, 2010. - 11 с.

5. Наш Омский край: конкурс исследовательских краеведческих работ, посвящённый памяти М. Е. Бударина : сб. докладов. — Омск : ОмГПУ, 2013. — Вып. 1. — 60 с.

6. Омская область — территория согласия : сб. материалов науч.-практ. обл. конф. учащихся и преподавателей. — Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е. А., 2014. — 88 с.

МЕХА Иван Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой всеобщей истории, социологии и политологии. ЦЫГАНОВА Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры управления развитием образования. НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. Адрес для переписки: mekha@omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2014 г. © И. В. Меха, И. В. Цыганова, С. В. Новиков

УДК 378 147227 Е. С. ТЕРЕЩЕНКО

С. Н. МИХАЙЛЕЦ Е. В. ЛИТАУ Д. Ю. ФАДЕЕВ

Омский автобронетанковый инженерный институт

К ВОПРОСУ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ В ВОЕННО-НАУЧНОМ КРУЖКЕ НА КАФЕДРЕ ИНСТИТУТА_

Рассматривается научная работа курсантов в процессе их обучения, состоящая из учебно-научной и научно-исследовательской работы, и определяется, что участие курсантов в работе военно-научных кружков кафедр Омского автобронетанкового инженерного института является одной из важных форм научно-исследовательской работы, которая, в свою очередь, является одним из средств повышения уровня подготовки курсантов с целью становления высококвалифицированными специалистами с учетом будущей профессиональной сферы деятельности.

Ключевые слова: научная работа, военно-научный кружок, высшее образование, преподаватель, курсант.

В настоящее время в Российской Федера- щих достаточно быстро и умело ориентироваться

ции перед высшей военной школой поставлен в огромном потоке информации, способных к по-

ряд новых актуальных задач. Одной из них явля- стоянному профессиональному самообновлению

ется подготовка специалистов, обладающих со- и самосовершенствованию [1—3]. Одним из важ-

временной культурой научного мышления, умею- нейших средств повышения уровня подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.