УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 371.31; 001.891
Г. В. Буковская
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ -ВАЖНЫЙ ЭТАП В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Опыт подготовки и проведения научно-практической конференции представлен как важный этап в организации исследовательской деятельности студентов.
Experience in the preparation and holding of scientific-practical conference presents as an important step in the organization of research activity of students is shown.
Ключевые слова: эффективные формы взаимодействия, педагогическое взаимодействие, исследовательская деятельность студентов, технология организации, научно-практическая конференция.
Keywords: effective forms of interaction, pedagogical interaction, the research activities of students, technology organizations, scientific-practical conference.
В настоящее время общество испытывает потребность в специалистах, способных к самостоятельному приобретению новых научных знаний и многофункциональных умений. Большую роль в подготовке современных специалистов играет такая форма организации педагогического процесса, как научно-практическая конференция.
Научно-практическая конференция - это мероприятие, которое проводится с целью обсуждения различных вопросов науки, методики и практики, выработки рекомендаций по их решению.
Мы рассматриваем научно-практическую конференцию как одну из эффективных форм педагогического взаимодействия преподавателей и студентов, как необходимый этап в организации их исследовательской деятельности.
Приобретение умений в подготовке докладов, сообщений о проведенных исследованиях, навыки публичного представления полученных результатов и их обоснования на научно-практической конференции способствуют формированию рефлексивной культуры, коммуникативных способностей студентов.
Руководство исследовательской деятельностью и подготовкой студентов к научно-практической конференции укрепляет научное и педагогическое сотрудничество преподавателей и их воспитанников.
К сожалению, педагогический потенциал научно-практической конференции недостаточно востребован в педагогической практике образовательных учреждений. Одной из причин является недостаточное владение технологией ее организации. И как следствие этого возникает противоречие между необходимостью использовать научно-практическую конференцию как форму организации педагогического процесса и нежеланием или неумением проводить это трудоемкое мероприятие.
Таким образом, возникает проблема овладения преподавателями и педагогами образовательных учреждений технологией организации и проведения научно-практической конференции как одной из форм педагогического взаимодействия и как неотъемлемой составляющей исследовательской деятельности студентов и самих преподавателей и педагогов.
В связи с этим автор этих строк представляет свое видение этой проблемы на основе обобщения опыта организации и проведения юношеских чтений им. В. И. Вернадского Моршанским детским экологическим центром (1999-2005 гг.) совместно с ТГУ им. Г. Р. Державина и ТОИПКРО, Научным культурно-просветительским ноосферным центром им. В. И. Вернадского (2005-2007 гг.) совместно с ТГУ им. Г. Р. Державина, ТОИПКРО и Неправительственным экологическим фондом им. В. И. Вернадского (г. Москва), а также организации и проведения научно-практических конференций в ТОГБОУ СПО «Моршанский строительный колледж», где уделяется большое внимание экологии и краеведению. Будущие строители и архитекторы должны знать особенности природы и культуры родного края, людей, которые вписали славные страницы в его историю, а также уметь в будущем строить свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы она не нару-
шала экологического равновесия и служила умножению славных дел любимой Тамбовщины.
Научно-практическая конференция является результатом длительной подготовительной работы педагогов и их воспитанников, которая завершается подведением итогов их исследовательской деятельности. Поэтому подготовка к конференции начинается с создания научно-методическим советом образовательного учреждения оргкомитета, определения цели и задач конференции, а также тематики исследовательских работ.
Оргкомитет выбирается на одном из последних в учебном году заседаний научно-методического совета образовательного учреждения, посвященного организации летней краеведческой исследовательской деятельности студентов, завершающейся проведением научно-практической конференции, которая должна состояться в следующем учебном году. Возглавляет оргкомитет, в состав которого входят члены педагогического коллектива образовательного учреждения, утвержденные научно-методическим советом, директор образовательного учреждения. В состав оргкомитета обязательно должны быть выбраны и юные исследователи - члены студенческого научного общества. Членами оргкомитета могут стать представители других образовательных учреждений, научных и творческих центров, заинтересованные в проведении конференции.
Оргкомитет руководит всей подготовительной работой, которую можно условно разделить на подготовительную работу самого оргкомитета и подготовительную работу потенциальных участников научно-практической конференции.
Оргкомитет разрабатывает:
- план организации заочного конкурса исследовательских работ;
- Положение о конкурсе исследовательских работ;
- план подготовки и проведения научно-практической конференции;
- программу научно-практической конференции.
Остановимся более подробно на содержании документов,
обеспечивающих и регламентирующих подготовку научно-практической конференции.
К ним относятся, прежде всего, план организации и проведения заочного конкурса исследовательских работ и план проведения
научно-практической конференции. План организации заочного конкурса исследовательских работ студентов включает следующие мероприятия, которые проводят оргкомитет и жюри:
- утверждение разработанных Положения и условий;
- знакомство потенциальных участников с Положением и условиями;
- взаимодействие с образовательными учреждениями - потенциальными участниками конкурса;
- проведение 1-го тура конкурса;
- утверждение протокола 1 -го тура конкурса.
Реализация плана проведения научно-практической конференции оргкомитетом и жюри предусматривает:
- разработку и утверждение: программы научно-практической конференции, сметы расходов, макета дипломов, грамот, приглашений, макета сборника тезисов докладов;
- организацию редактирования тезисов докладов и сообщений участников научно-практической конференции;
- подготовку и проведение пленарных заседаний;
- организацию и проведение стендовой сессии, научно-практических секций и других мероприятий конференции;
- подготовку аналитических материалов, приказа по итогам конференции.
Положение о конкурсе исследовательских работ определяет цель и задачи конкурса, состав участников и базовую организацию по проведению конкурса, контингент участников конференции, сроки проведения конкурса и порядок участия в нем, требования к исследовательским работам, направляемым на заочный тур конкурса, и тезисам докладов и сообщений о проведенных исследованиях, представляемых на конференции, требования к структуре исследовательской работы, критерии оценки исследовательских работ, права оргкомитета и жюри, процедуру и порядок подведения итогов конкурса, координаты оргкомитета конкурса, форму заявки на участие в заочном конкурсе исследовательских работ, время и место работы научно-практической конференции.
Программа научно-практической конференции представляет содержание и регламент ее работы, включая названия докладов и фамилии ее участников, выступающих на пленарных заседаниях, научно-практических секциях и других мероприятиях. В програм-
ме также указывается место проведения мероприятий конференции и включенных в программу культурных мероприятий.
Опыт показывает, что успешное проведение конференции зависит во многом от того, насколько своевременно будет осуществлена разработка необходимых документов и их доведение до сведения потенциальных участников конференции. Так, с информационным письмом, включающим условия проведения конкурса исследовательских работ, потенциальные участники научно-практической конференции знакомятся за 6-8 месяцев до начала ее работы. С положением о заочном конкурсе исследовательских работ, программой - за месяц до начала научно-практической конференции.
Подготовка потенциальных участников научно-практической конференции к участию в ней также состоит из нескольких этапов и начинается с планирования. План организации и проведения заочного конкурса исследовательских работ студентов включает следующие мероприятия, которые проводят потенциальные участники научно-практической конференции:
- семинар-практикум по организации исследовательской деятельности для преподавателей - руководителей студенческих исследовательских работ;
- утверждение тем исследовательских работ студентов;
- руководство исследовательской деятельностью студентов преподавателями;
- осуществление исследовательской деятельности студентами;
- подача заявок на 1-й (заочный) тур конкурса исследовательских работ;
- участие в заочном конкурсе исследовательских работ.
Утверждение тематики исследовательских работ осуществляется на заседании научно-методического совета. Предварительно выбор темы обсуждается преподавателями на заседаниях цикловых предметных комиссий с приглашением зам. директоров по научно-методической работе. Темы студенческих работ перед утверждением на научно-методическом совете обсуждаются и утверждаются в студенческих научных обществах.
Перед утверждением тематики исследований необходимо провести семинар-практикум по организации исследовательской деятельности для преподавателей - руководителей студенческих исследовательских работ (если это необходимо).
Осуществление исследовательской деятельности, которая является самостоятельным и самодостаточным мероприятием, мы в данной статье рассматривать не будем.
После получения положения о заочном конкурсе исследовательских работ потенциальные участники научно-практической конференции направляют свои исследования на этот конкурс. Исследовательская работа оформляется в соответствии с требованиями оргкомитета. Авторы, прошедшие во второй тур, приглашаются для участия в научно-практической конференции.
Реализуя план проведения научно-практической конференции, ее участники согласно установленным срокам:
- направляют в оргкомитет тезисы докладов;
- участвуют в мероприятиях конференции.
Программа конференции может включать:
- стендовую сессию исследовательских работ участников научно-практической конференции;
- пленарное заседание;
- заседания научно-практических секций;
- «круглые столы» для участников научно-практической конференции.
Стендовая сессия проводится до работы пленарного заседания. Это очень важное и полезнее мероприятие, так как в процессе его работы можно познакомиться со всеми исследованиями, представленными на научно-практическую конференцию, познакомиться с их авторами, задать им вопросы, обменяться опытом. Материалы, представленные на стендах, помогают осветить цели и задачи исследования, его предмет и методику исследования. На стенде наглядно представлены также результаты и выводы проведенного исследования, размещается информация о работе в виде плакатов, моделей, раздаточного материала и т. д.
Но стендовая сессия имеет еще одно назначение, кроме наглядной демонстрации процесса и результатов проведенного исследования. Это один из этапов соревнования участников конкурса исследовательских работ. В процессе работы стендовой сессии жюри изучает работы юных исследователей, определяет, насколько успешно решена поставленная проблема, как юные исследователи умеют отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою позицию. Члены жюри отбирают работы для участия в публичной защите на заседании научно-практической секции.
Пленарное заседание - это официальное начало работы научно-практической конференции. Ему предшествует «вступительная часть», во время которой к участникам конференции обращаются с пожеланиями плодотворной работы почетные гости, которые могут быть и участниками конференции. Это может быть директор образовательного учреждения, на базе которого проводится научно-практическая конференция, представители администрации города.
На пленарном заседании первым, как правило, дают слово ученым институтов и университетов области или других регионов, выступления которых предоставляют возможность юным исследователям увидеть и услышать, какие исследования проводят представители большой науки.
Особая роль отводится заключительному пленарному заседанию, на котором подводится итог работы научно-практической конференции. На этом заседании выступают руководители научно-практических секций, «круглых столов», которые кратко рассказывают о том, что обсуждалось на этих заседаниях, к каким выводам пришли их участники. На заключительном пленарном заседании происходит награждение победителей конкурса исследовательских работ.
После первого пленарного заседания начинают работать научно-практические секции и «круглые столы». Руководителями секций выступают преподаватели и ученые. Они ведут заседания секций, организуют дискуссию, выступают сами и отвечают на вопросы студентов. Юным исследователям предоставляется возможность публично защитить свои исследовательские работы.
Важное значение для успешной работы научно-практической конференции имеет культурная программа. Она может включать экскурсию, целью которой является знакомство с образовательным учреждением, проводящим научно-практическую конференцию или экскурсию, нацеленную на знакомство с достопримечательностями города, в котором проводится научно-практическая конференция. Культурная программа может также включать 2-3 музыкальных номера или небольшой концерт, отвечающий духу темы научно-практической конференции. Это позволяет участникам научно-практической конференции немного снять естественное волнение, связанное с участием в ее работе. Жюри в это время, как правило, подводит окончательные итоги конкурса исследовательских работ.
Конференция считается завершенной, если будут оформлены ее материалы. Кроме аналитического отчета по итогам конференции оргкомитет формирует список лучших исследовательских, практических, методических работ и готовит их к публикации.
Победители конкурса исследовательских работ награждаются дипломами разных степеней (1-3) и грамотами по отдельным номинациям. Оргкомитет утверждает специальные призы победителям.
Таким образом, научно-практическая конференция - это одна из наиболее эффективных форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, которые занимаются исследовательской деятельностью и стремятся к углублению знаний по специальности или интересующей их области знания.
Технология подготовки и проведения научно-практической конференции требует большой отдачи практически от всего педагогического коллектива образовательного учреждения по вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, а затем участию в конкурсе исследовательских работ и обсуждению этих работ и проблем, связанных с ними, на научно-практической конференции.
Выпадение одной из составляющих подготовительной работы по проведению научно-практической конференции или одной из составляющих самой научно-практической конференции резко снижает эффективность этой продуктивной формы организации педагогического процесса.
УДК 379.85; 374.1; 372.854; 001.891.7
Г. А. Русских, В. П. Макаренко,
Г. Г. Двинина
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ
Проанализирован опыт работы учителя природоведения в лицее естественных наук по развитию метапредметных умений школьников средствами экологического туризма. Раскрыто содержание воспитательной программы «Зеленый мир», реализуемой в городском лагере труда и отдыха, центральное место в которой отводится учебной научно-исследовательской дея-