Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен»'

Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен»»

230 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ________________

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

2005 - №3

Международная научно-практическая конференция «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями»

(19-20 мая 2005 г.)

Международная научно-практическая конференция «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями» прошла 1920 мая 2005 г. в Московском гуманитарном университете. В качестве организаторов конференции выступили: Московский гуманитарный университет, Международная академия наук, Головной учебно-исследовательский и методический центр реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский педагогический государственный университет. Основную организационную работу провели Институт гуманитарных исследований и кафедра педагогики и психологии высшей школы МосГУ, финансовую поддержку оргкомитету оказал Американский совет по международным исследованиям и обменам (ШЕХ).

На конференции присутствовали исследователи и практические работники из Москвы и Московской области, Республики Татарстан, Вологды, Архангельска, Белгорода, Владимира и др., а также Латвии, Польши, Украины.

Заседания вел заместитель ректора Московского гуманитарного университета, директор Института гуманитарных исследований проф. МосГУ Вал. А. Луков. Открывая конференцию, он отметил, что рассматриваемому направлению развития высших учеб-

ных заведений придается очень большое значение, но пока это скорее форма признания проблемы, чем содержание деятельности. Далее он отметил, что конференция по своим участникам имеет несколько ясно выделившихся групп. Одна из них очень существенна для данной конференции — это группа тех, кто сам прошел путь получения высшего образования, относясь к группе тех людей, которых называют лицами с ограниченными возможностями. Они на себе ставили эксперимент по доступности высшего образования, проходили со всеми теми сложностями, которые существуют в современных общественных условиях, и многое доказали.

Вал. А. Луков обозначил параметры рассматриваемой проблемы: ее комплексность, масштабность, устанавливаемую ее нарастающим значением в будущем, необходимость ее решать в общем ряду проблем доступности высшего образования в России.

С докладом «Реализация идей непрерывного образования для лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации» выступил профессор МосГУ В. В. Колков, который отметил, что проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов — это результат развития общества на протяжении последних 200 лет. В наше время основные документы, регулирующие поступление лиц с ограниченными возможно-

2005 — №3

Научная жизнь университета 231

стями в вузы, принимались в 1990-е годы в связи с проведением Международного года инвалидов. Государством был закреплен принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи, взрослых, имеющих инвалидность. Далее докладчик остановился на разработанном ЮНЕСКО документе «Образование детей и подростков — инвалидов» и других документах, на основе которых была разработана российская концепция.

Е. Н. Ким, президент Московского городского клуба «Контакты-1», отметила, что в социальной политике многое оставлено без внимания. Чаще всего не понимается то, в чем состоят нужды и потребности людей, имеющих инвалидность, в сфере высшего образования. Равное право на образование может быть осуществлено инвалидами только тогда, когда будут обеспечены для них равные возможности с людьми, не имеющими инвалидность. А равные возможности — это, прежде всего, изменение архитектурной среды.

И. П. Черкасова, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского госпедуниверситета, в своем выступлении познакомила с той работой, которую проводят студенты факультета социальной педагогики своего вуза с детьми инвалидами, проинформировала о работе Ассоциации родителей детей инвалидов «Свет». Она остановилась на рассмотрении концепции социальной политики государства по отношению к людям с ограниченными возможностями в области обслуживания, образования, трудовой деятельности, образа жизни, а также переориентации общественного мнения по отношению к этим людям.

Проблеме «Высшее образование для неслышащей молодежи» было посвящено выступление заведующей кафедрой Института повышения квалификации педагогических кадров Республики Татарстан М. Н. Реут. В своем докладе она познакомила присутствующих с методикой обучения такого рода

детей — комбинированной системой в обучении неслышащей молодежи.

Председатель координационного совета Ассоциации молодых инвалидных организаций Ю. Н. Баусов выступил с докладом «Проблема доступности высшего образования для инвалидов-колясочников». Он остановился на рассмотрении двух аспектов: во-первых, на подготовке преподавательского состава с точки зрения понимания людей, их проблем; во-вторых, на подготовленности самих вузов и образовательного процесса к работе с человеком в коляске.

Директор Щецинского филиала Высшей Варшавской педагогической школы Т. Страва (Польша) ознакомил присутствующих с результатами научных исследований, проводимых в Польше и касающихся вопроса — как люди с ограниченными физическими возможностями воспринимаются в обществе. Речь идет о формировании общественного сознания таким образом, чтобы отношение к инвалидам было такое же, как и ко всем остальным людям. Для этого необходимо выстраивать новую политику обучения.

У. Якобец-Тарновска, декан факультета педагогики этого польского вуза, обратила внимание присутствующих на те нормативные акты в системе образования, которые дают право выбора родителям детей с ограниченными возможностями доступных для таких детей форм образования.

В. А. Никитин, член Президиума координационного совета УМО вузов России, заведующий кафедрой труда и социальной работы МосГУ, говорил о проблеме обеспечения социального благополучия для людей, имеющих особые нужды, особые потребности. Для этого необходимо создание специальной образовательной среды.

Заместитель директора Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ И. К. Беляк сказал, что в нашем обществе существуют достаточно глубокие психологические барьеры во взаимодействии людей с ограниченными возможностями со здоровыми людь-

ми. Слом таких барьеров, необходимость того, чтобы в общественном сознании среди людей возникало нормальное отношение к людям с ограниченными возможностями — одна из сложнейших задач. В министерстве разрабатываются концептуальные подходы к системе профессионального образования инвалидов. Затем выступающий подробно остановился на характеристике программы «Молодежь России», в том числе в аспекте темы конференции.

В. А. Ситаров, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы МосГУ, в своем выступлении рассмотрел понятие «доступность» в трех аспектах: доступность как возможность добраться до учебного заведения; доступность как возможность обучаться лицам с ограниченными возможностями так же, как и всем остальным; доступность как возможность обеспечить право лицам с ограниченными возможностями на полноценное образование. В последнем случае педагогика высшей школы могла бы внести существенный вклад путем создания учебно-методического сопровождения всего образовательного процесса.

Вопросы социализации людей с ограниченными возможностями в рамках социального института высшего образования раскрыла в своем выступлении А. И. Ковалева, заведующая кафедрой социологии и декан факультета психологии МосГУ.

Интерес участников конференции вызвали выступления профессоров О. И. Волжиной, Вл. А. Лукова, Э. В. Ониценко, Л. В. Рома-нюк, Б. Ф. Усманова. Интересные дискуссии возникли по выступлениям представителя России в Руководящем комитете по биоэтике Совета Европы, главного редактора

журнала Президиума РАН «Человек» чле-на-корреспондента РАН Б. Г. Юдина, председателя Организации работников интеллектуального труда ВОС А. Г. Капровой, заведующей кафедрой педагогики Одесского института усовершенствования учителей В. А. Лыковой и др.

Среди участников конференции — доцент кафедры общей педагогики Рижской высшей школы по педагогике и администрации образования И. Тилля, президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация юных лидеров» А. М. Лопухин, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детей Департамента образования Вологодской области А. П. Коновалова, главный специалист Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ А. В. Чубуков и др.

В целом можно констатировать, что на конференции прошло живое и непосредственное обсуждение актуальных проблем организации высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, были определены основные перспективы дальнейшего совершенствования работы в данном направлении, уточнены возможности совместной деятельности МосГУ с другими высшими учебными заведениями и общественными организациями по подготовке и реализации общей Концепции профессиональной подготовки в вузе лиц с ограниченными возможностями. По итогам работы конференции был принят ряд рекомендаций, касающихся продолжения работы над обсуждаемой проблемой.

В. А. Ситаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.