Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция "III Ковалевские Чтения"'

Научно-практическая конференция "III Ковалевские Чтения" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Родионова Е. В.

На факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета 12-13 ноября 2008 г. состоялась научно-практическая конференция «III Ковалевские Чтения», организованная факультетом социологии СПбГУ, социологическим обществом им. М.М. Ковалевского и факультетом социологии МГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Third M. Kovalevsky Conference was held at the Faculty of Sociology, St. Petersburg State University, 12-13 November 2008. It was organized by the Faculty of Sociology, St. Petersburg State University, the M. Kovalevsky Sociological Society, and the Faculty of Sociology, Moscow State University.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция "III Ковалевские Чтения"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «III КОВАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

На факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета 12—13 ноября 2008 г. состоялась научно-практическая конференция «III Ковалевские Чтения», организованная факультетом социологии СПбГУ, социологическим обществом им. М.М. Ковалевского и факультетом социологии МГУ.

За два дня в работе конференции приняли участие более 350 человек, было заслушано около 200 докладов и выступлений. Активное участие в конференции приняли представители научных кругов Санкт-Петербурга — были представлены такие вузы, как Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский университет психологии и социальной работы, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, Санкт-Петербургская полярная академия, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и др. Однако в этом году география конференции существенно расширилась: среди участников были представители из Украины, Белоруссии, разных городов России.

На III Ковалевских Чтениях работали 11 секций, тематика которых была связана с актуальными проблемами современной социологии, социальными и политическими проблемами современной России.

В ходе работы секции № 1 «Теория, методология и практики социологического объяснения» под руководством профессора О.И. Иванова и профессора В.Я Фетисова обсуждались проблемы определения объекта и предмета социологии, соотношения таких понятий, как социальная реальность, социальное, общество, поднимались вопросы взаимодействия общества и социологии. Основное внимание было уделено возможности формирования целостного социологического знания, существования социальных констант, на основе которых и возможно формирование такого знания. Важной темой, которая была поднята в рамках работы секции, стал вопрос о соотношении объяснения и понимания в социологии, и соответственно — моделей естественнонаучного и гуманитарного знания.

Тематика выступлений и докладов на заседании секции № 2 «Локальные сообщества: методология и современные направления исследований в социологии и социальной антропологии» под руководством профессора

A.И. Куропятника была посвящена локальным сообществам, методологии и современным направлениям их исследования в социологии и социальной антропологии. Обсуждались такие вопросы, как соотношение категорий «сообщество» и «локальное сообщество» в социологии и социальной антропологии, концепции «сообщества». Также был поставлен актуальный вопрос о существовании этнокультурных сообществ в условиях глобализации и о влиянии этнического фактора на современное общество.

В работе секции № 3 «Социальные основы демократизации российского общества» под руководством профессора В.Д. Виноградова обсуждались важнейшие вопросы развития современной демократии в России. Актуализировались подходы построения и становления гражданского общества.

B.Д. Виноградов в своем выступлении подчеркнул, что не может быть единой универсальной демократии для всех государств. Становление демократии определяется национальными, культурно-идентификационными ценностями общества. Для их осуществления нужно в российском государстве найти адекватные «точки опоры» для стабильного развития.

Становление социального государства и его системных предпосылок рассмотрел в своем докладе В.П. Милецкий. Автор пришел к результатам, что сложившаяся периферийная модель криминально-бюракратического капитализма в России не может создать базу для формирования социального государства в принципе. В России пока не существует системно-формацион-ных оснований, нет совокупности институтов и механизмов деятельности социального государства.

Особенно острую дискуссию вызвал доклад С.М. Елисеева. В докладе автор подчеркивал сущность сложившейся демократии в России как конструированной реальности, в противовес «социальной», обусловленной объективными социально-структурными факторами. Автор выражал надежду, что данное состояние не окажется долгосрочным и те социальные расколы, которые имели место в развитии европейского опыта в российской реальности, не превратятся в определяющую тенденцию развития общества.

В рамках работы секции № 4 «Будущее российского общества: социологические модели и проекты» под руководством директора НИИКСИ факультета социологии СПбГУ профессора В.Е. Семенова, можно выделить несколько направлений дискуссий. Представители Ярославского государственного университета в своих выступлениях затронули важную проблему формирования идентичности России в современном мире. Вторым направлением дискуссии можно назвать региональные проблемы российского развития. Внутренние актуальные проблемы современной России, в том числе в области высшего образования, представляли третье направление обсуждаемых вопросов. Руководитель секции В.Е. Семенов в своем заключительном докладе «Будущее России в различных прогнозах и проектах: социологический анализ» осветил некоторые проблемы будущего российского общества.

На заседаниях секции № 5 «Качество социологического образования: критерии и модели обучения» под руководством профессора В.Г. Овсянникова были представлено характеристики социологического образования в сравнительном аспекте, рассмотрены обобщенное мнение работодателей о подготовке социологов, представлена субъектная позиция студентов в отношении образовательного процесса и внеучебной деятельности. Основная дискуссия была посвящена применению различных методологических подходов к исследованиям образования и оценки его качества. Особенно активно обсуждались преимущества комплексного подхода в сравнении с системным, ценностный и субъектный подходы.

В работе секции № 6 «Социальные коммуникации в условиях культурной глобализации» под руководством профессора В.В. Козловского и профессора В.В. Васильковой большой интерес и активное обсуждение вызвали выступления В.В. Васильковой, посвященное концепции общества знания, его отличий и преимуществ перед концепцией информационного общества, И.В. Власовой, посвященное роли толерантности в конфликтной коммуникации, А.В. Царевой о взаимовлиянии и интеграции реальных и виртуальных статусов в контексте исторического развития интернет-коммуникаций. Р.К. Тангалычева представила результаты разработки нового метода формирования межкультурной коммуникативной компетентности. Острая дискуссия завязалась по тематике доклада Т.П. Беловой о практическом исследовании социально-коммуникативных детерминант формирования религиозной идентичности в нашей стране.

В ходе работы секции № 7 «Экономика и социология современного капитализма» под руководством профессора Ю.В. Веселова были затронуты вопросы и теоретического, и прикладного характера, анализировались основные категории социологии капитализма: капитализм, труд, «человеческий капитал». Среди прикладных вопросов наиболее оживленную дискуссию вызвал доклад А.В. Петрова об исследовании проблем экономической глобализации в современной социологии капитализма.

Проблемы моделирования социальной реальности обсуждались на конференции в рамках заседаний секции № 8 «Моделирование социальной реальности» под руководством доцента А.Н. Сошнева. Был в частности поднят вопрос об использовании когнитивного подхода к проблеме социального здоровья общества. Активная дискуссия завязалась по результатам докладов о математических моделях различных социальных явлений. На заседании секции также рассматривались факторы, определяющие динамику личного потербления.

Теоретические и практические вопросы социологии управления обсуждались на заседании секции № 9 под руководством профессора А.Ф. Борисова «Качество социальной защиты населения». В частности, рассматривался вопрос о качестве пенсионной системы как проблеме социального управления, а также взаимосвязь качества социальной защиты и социаль-

ного неравенства. Острую дискуссию вызвал доклад специалиста по социальному управлению из Украины, который был посвящен практическому опыту применения различных инструментов социальной защиты работников на крупных предприятиях в Донецкой области.

На заседании секции № 10 под руководством профессора А.А. Козлова, посвященной проблемам молодежи, «Социальный облик молодого поколения современной России», наиболее актуальной и востребованной темой оказалась проблема «гражданская позиция современной молодежи», конкретизированная в понятиях «ценностные ориентации», «жизненные стратегии», «жизненные притязания», «гражданственное сознание», «правовое сознание современной молодежи». Наиболее дискуссионным оказался вопрос соотношения гражданского сознания, правовой компетентности и патриотизма.

Основная дискуссия в области организационно-методических проблем оказалась в поле соотношения европейских стандартов в образовании и особенностей российской ментальности.

Секция № 11 «Социальная компетентность и её формирование» под руководством профессора В.Н. Келасьева была посвящена социальной компетентности и её формированию. Необходимо отметить, что помимо традиционной формы заслушивания докладов и выступлений на заседаниях этой секции были показаны фильмы, снятые студентами отделения социальной работы, целью которых является профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании в школьной и студенческой среде. В фильмах были показаны инсценировки с участием школьников и студентов, в которых обыгрывались ситуации курения, употребления алкоголя и наркотиков и варианты развития судеб участников событий. Показ вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой участники высказывали свои замечания, пожелания, предложения по поводу увиденного. Данные фильмы являются новаторским перспективным направлением в профилактике различных аддик-ций среди подростков и молодежи. По результатам работы секции были сделаны выводы о необходимости первичной профилактики девиантного поведения для формирования социальной компетентности. В качестве основного способа профилактики, превенции социальных патологий было выделено образование как одна из задач социальной политики.

В рамках конференции при участии факультета социологии Московского государственного университета были проведены очередные Сорокинс-кие Чтения «Отечественная социология: обретение прошлого через будущее». За два дня работы участники Чтений обсудили важность социологической публицистики для развития социологов и социологии в целом. В результате дискуссии участники пришли к выводу, что социальный прогресс общества характеризуется материальным и духовным благополучием его граждан и что основной критерий социального прогресса — это нравственность. Также участники обсудили символические возможности понятия

«русское» и его значение в процессе формирования гражданской идентичности современной России.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции. Было признано, что основная задача ежегодной конференции «Ковалевские Чтения» — расширение общесоциологической дискуссии по основным актуальным проблемам современной социологии и социально-политическим проблемам России — в 2008 г. была успешно реализована.

Е.В. Родионова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.