НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «III КОВАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
На факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета 12—13 ноября 2008 г. состоялась научно-практическая конференция «III Ковалевские Чтения», организованная факультетом социологии СПбГУ, социологическим обществом им. М.М. Ковалевского и факультетом социологии МГУ.
За два дня в работе конференции приняли участие более 350 человек, было заслушано около 200 докладов и выступлений. Активное участие в конференции приняли представители научных кругов Санкт-Петербурга — были представлены такие вузы, как Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский университет психологии и социальной работы, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, Санкт-Петербургская полярная академия, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и др. Однако в этом году география конференции существенно расширилась: среди участников были представители из Украины, Белоруссии, разных городов России.
На III Ковалевских Чтениях работали 11 секций, тематика которых была связана с актуальными проблемами современной социологии, социальными и политическими проблемами современной России.
В ходе работы секции № 1 «Теория, методология и практики социологического объяснения» под руководством профессора О.И. Иванова и профессора В.Я Фетисова обсуждались проблемы определения объекта и предмета социологии, соотношения таких понятий, как социальная реальность, социальное, общество, поднимались вопросы взаимодействия общества и социологии. Основное внимание было уделено возможности формирования целостного социологического знания, существования социальных констант, на основе которых и возможно формирование такого знания. Важной темой, которая была поднята в рамках работы секции, стал вопрос о соотношении объяснения и понимания в социологии, и соответственно — моделей естественнонаучного и гуманитарного знания.
Тематика выступлений и докладов на заседании секции № 2 «Локальные сообщества: методология и современные направления исследований в социологии и социальной антропологии» под руководством профессора
A.И. Куропятника была посвящена локальным сообществам, методологии и современным направлениям их исследования в социологии и социальной антропологии. Обсуждались такие вопросы, как соотношение категорий «сообщество» и «локальное сообщество» в социологии и социальной антропологии, концепции «сообщества». Также был поставлен актуальный вопрос о существовании этнокультурных сообществ в условиях глобализации и о влиянии этнического фактора на современное общество.
В работе секции № 3 «Социальные основы демократизации российского общества» под руководством профессора В.Д. Виноградова обсуждались важнейшие вопросы развития современной демократии в России. Актуализировались подходы построения и становления гражданского общества.
B.Д. Виноградов в своем выступлении подчеркнул, что не может быть единой универсальной демократии для всех государств. Становление демократии определяется национальными, культурно-идентификационными ценностями общества. Для их осуществления нужно в российском государстве найти адекватные «точки опоры» для стабильного развития.
Становление социального государства и его системных предпосылок рассмотрел в своем докладе В.П. Милецкий. Автор пришел к результатам, что сложившаяся периферийная модель криминально-бюракратического капитализма в России не может создать базу для формирования социального государства в принципе. В России пока не существует системно-формацион-ных оснований, нет совокупности институтов и механизмов деятельности социального государства.
Особенно острую дискуссию вызвал доклад С.М. Елисеева. В докладе автор подчеркивал сущность сложившейся демократии в России как конструированной реальности, в противовес «социальной», обусловленной объективными социально-структурными факторами. Автор выражал надежду, что данное состояние не окажется долгосрочным и те социальные расколы, которые имели место в развитии европейского опыта в российской реальности, не превратятся в определяющую тенденцию развития общества.
В рамках работы секции № 4 «Будущее российского общества: социологические модели и проекты» под руководством директора НИИКСИ факультета социологии СПбГУ профессора В.Е. Семенова, можно выделить несколько направлений дискуссий. Представители Ярославского государственного университета в своих выступлениях затронули важную проблему формирования идентичности России в современном мире. Вторым направлением дискуссии можно назвать региональные проблемы российского развития. Внутренние актуальные проблемы современной России, в том числе в области высшего образования, представляли третье направление обсуждаемых вопросов. Руководитель секции В.Е. Семенов в своем заключительном докладе «Будущее России в различных прогнозах и проектах: социологический анализ» осветил некоторые проблемы будущего российского общества.
На заседаниях секции № 5 «Качество социологического образования: критерии и модели обучения» под руководством профессора В.Г. Овсянникова были представлено характеристики социологического образования в сравнительном аспекте, рассмотрены обобщенное мнение работодателей о подготовке социологов, представлена субъектная позиция студентов в отношении образовательного процесса и внеучебной деятельности. Основная дискуссия была посвящена применению различных методологических подходов к исследованиям образования и оценки его качества. Особенно активно обсуждались преимущества комплексного подхода в сравнении с системным, ценностный и субъектный подходы.
В работе секции № 6 «Социальные коммуникации в условиях культурной глобализации» под руководством профессора В.В. Козловского и профессора В.В. Васильковой большой интерес и активное обсуждение вызвали выступления В.В. Васильковой, посвященное концепции общества знания, его отличий и преимуществ перед концепцией информационного общества, И.В. Власовой, посвященное роли толерантности в конфликтной коммуникации, А.В. Царевой о взаимовлиянии и интеграции реальных и виртуальных статусов в контексте исторического развития интернет-коммуникаций. Р.К. Тангалычева представила результаты разработки нового метода формирования межкультурной коммуникативной компетентности. Острая дискуссия завязалась по тематике доклада Т.П. Беловой о практическом исследовании социально-коммуникативных детерминант формирования религиозной идентичности в нашей стране.
В ходе работы секции № 7 «Экономика и социология современного капитализма» под руководством профессора Ю.В. Веселова были затронуты вопросы и теоретического, и прикладного характера, анализировались основные категории социологии капитализма: капитализм, труд, «человеческий капитал». Среди прикладных вопросов наиболее оживленную дискуссию вызвал доклад А.В. Петрова об исследовании проблем экономической глобализации в современной социологии капитализма.
Проблемы моделирования социальной реальности обсуждались на конференции в рамках заседаний секции № 8 «Моделирование социальной реальности» под руководством доцента А.Н. Сошнева. Был в частности поднят вопрос об использовании когнитивного подхода к проблеме социального здоровья общества. Активная дискуссия завязалась по результатам докладов о математических моделях различных социальных явлений. На заседании секции также рассматривались факторы, определяющие динамику личного потербления.
Теоретические и практические вопросы социологии управления обсуждались на заседании секции № 9 под руководством профессора А.Ф. Борисова «Качество социальной защиты населения». В частности, рассматривался вопрос о качестве пенсионной системы как проблеме социального управления, а также взаимосвязь качества социальной защиты и социаль-
ного неравенства. Острую дискуссию вызвал доклад специалиста по социальному управлению из Украины, который был посвящен практическому опыту применения различных инструментов социальной защиты работников на крупных предприятиях в Донецкой области.
На заседании секции № 10 под руководством профессора А.А. Козлова, посвященной проблемам молодежи, «Социальный облик молодого поколения современной России», наиболее актуальной и востребованной темой оказалась проблема «гражданская позиция современной молодежи», конкретизированная в понятиях «ценностные ориентации», «жизненные стратегии», «жизненные притязания», «гражданственное сознание», «правовое сознание современной молодежи». Наиболее дискуссионным оказался вопрос соотношения гражданского сознания, правовой компетентности и патриотизма.
Основная дискуссия в области организационно-методических проблем оказалась в поле соотношения европейских стандартов в образовании и особенностей российской ментальности.
Секция № 11 «Социальная компетентность и её формирование» под руководством профессора В.Н. Келасьева была посвящена социальной компетентности и её формированию. Необходимо отметить, что помимо традиционной формы заслушивания докладов и выступлений на заседаниях этой секции были показаны фильмы, снятые студентами отделения социальной работы, целью которых является профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании в школьной и студенческой среде. В фильмах были показаны инсценировки с участием школьников и студентов, в которых обыгрывались ситуации курения, употребления алкоголя и наркотиков и варианты развития судеб участников событий. Показ вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой участники высказывали свои замечания, пожелания, предложения по поводу увиденного. Данные фильмы являются новаторским перспективным направлением в профилактике различных аддик-ций среди подростков и молодежи. По результатам работы секции были сделаны выводы о необходимости первичной профилактики девиантного поведения для формирования социальной компетентности. В качестве основного способа профилактики, превенции социальных патологий было выделено образование как одна из задач социальной политики.
В рамках конференции при участии факультета социологии Московского государственного университета были проведены очередные Сорокинс-кие Чтения «Отечественная социология: обретение прошлого через будущее». За два дня работы участники Чтений обсудили важность социологической публицистики для развития социологов и социологии в целом. В результате дискуссии участники пришли к выводу, что социальный прогресс общества характеризуется материальным и духовным благополучием его граждан и что основной критерий социального прогресса — это нравственность. Также участники обсудили символические возможности понятия
«русское» и его значение в процессе формирования гражданской идентичности современной России.
На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции. Было признано, что основная задача ежегодной конференции «Ковалевские Чтения» — расширение общесоциологической дискуссии по основным актуальным проблемам современной социологии и социально-политическим проблемам России — в 2008 г. была успешно реализована.
Е.В. Родионова