Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СМИ / МЕДИА / МЕДИАСРЕДА / НОВЫЕ МЕДИА / БЛОГИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савельев А.С.

Рассматривается проблема популяризации научных знаний в цифровой среде, которая базируется на пересечении вопросов как общего состояния медиаотрасли, так и частного развития популяризаторского дискурса в России. Автором статьи приводится аксиома о том, что современное состояние медиаотрасли обуславливается развитием коммуникации, которое определяет общие правила функционирования медиарынка. Проведенный в статье анализ присваиваемых понятию коммуникации определений позволяет представить её развитие в виде спирали, где коммуникация одновременно формируется обществом и влияет на него, тогда как технический прогресс служит инструментом перехода этого цикла на следующий виток развития посредством создания новой формы коммуникации. Интернет рассматривается автором как инструмент вывода коммуникации на следующий уровень, формирующий интернет-коммуникацию как вид. В статье делается закономерный вывод, что значительные преобразования пришлись на научно-популярную коммуникацию как часть общей медиасреды, которая на раннем этапе интернет-коммуникации разделилась на традиционные и новые медиа. Внутри класса последних, согласно авторской гипотезе, уже на современном этапе за счёт роста глобализации и доступности технического прогресса образовался авторский подвид блогера-популяризатора. Этот подвид стал уникальным примером смешения ролей автора контента и его адресата, поскольку базируется на непрофессиональной аудитории, которая одновременно является потребителем и производителем научно-популярного контента. Вместе с тем делаются выводы, что функционирование этого подвида ставит множество проблемных вопросов как с точки зрения типологических особенностей как представителя современной медиасреды в целом, так и с позиции его функционирования как части актуального научно-популярного дискурса. В заключении автором формулируется специфика проблемы популяризации научных знаний в цифровой среде, включающей вопросы изучения научно-популярной коммуникации в современной интернет-коммуникации и характеристики её участников как с позиций общих закономерностей современной медиасреды и популяризаторского медиадискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULAR SCIENCE DISCOURSE IN MODERN INTERNET COMMUNICATION: TO THE PROBLEM STATEMENT

The article studies the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, which is based on the intersection of issues of both the general state of the media industry and the development of discourse popularization in Russia particularly. The author of this article suggests an axiom that the current state of media industry is conditioned by the communication development, which determines the general rules of the media market functioning. The analysis of definitions assigned to the concept of communication carried out in the article allows us to imagine its development in the form of a spiral, where communication is formed by society and affects it, while technological progress serves as a transiting tool of this cycle to the new scale of development through creating a new form of communication. The Internet is considered by the author as a tool bringing communication to the next level, forming Internet-communication as a type. The article makes a logical conclusion that significant transformations occurred in popular science communication as part of the general media environment, which at an early stage was divided into traditional and new media. Within the class of new media, according to the author's hypothesis, already at the present time, due to the growth of globalization and the availability of technological progress, an author's subspecies of a blogger-popularizer has been formed. Blogger-popularizer has become a unique example of mixing roles included content author and its addressee, since it is based on non-professional audience, which is both a consumer and a producer of popular science content. At the same time, the functioning of this subspecies raises many problematic issues both from the point of a representative of modern media as a whole and from the position of its functioning as part of the current popular science discourse. In conclusion, the author formulates the specifics of the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, including the issues of studying popular science communication in modern Internet communication and the characteristics of its participants, both from the standpoint of the general laws of the modern media environment and popularizing media discourse.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 81.161.1 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2022.6(45).702-705

А.С.Савельев

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: К

ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассматривается проблема популяризации научных знаний в цифровой среде, которая базируется на пересечении вопросов как общего состояния медиаотрасли, так и частного развития популяризаторского дискурса в России. Автором статьи приводится аксиома о том, что современное состояние медиаотрасли обуславливается развитием коммуникации, которое определяет общие правила функционирования медиарынка. Проведенный в статье анализ присваиваемых понятию коммуникации определений позволяет представить её развитие в виде спирали, где коммуникация одновременно формируется обществом и влияет на него, тогда как технический прогресс служит инструментом перехода этого цикла на следующий виток развития посредством создания новой формы коммуникации. Интернет рассматривается автором как инструмент вывода коммуникации на следующий уровень, формирующий интернет-коммуникацию как вид. В статье делается закономерный вывод, что значительные преобразования пришлись на научно-популярную коммуникацию как часть общей медиасреды, которая на раннем этапе интернет-коммуникации разделилась на традиционные и новые медиа. Внутри класса последних, согласно авторской гипотезе, уже на современном этапе за счёт роста глобализации и доступности технического прогресса образовался авторский подвид блогера-популяризатора. Этот подвид стал уникальным примером смешения ролей автора контента и его адресата, поскольку базируется на непрофессиональной аудитории, которая одновременно является потребителем и производителем научно-популярного контента. Вместе с тем делаются выводы, что функционирование этого подвида ставит множество проблемных вопросов как с точки зрения типологических особенностей как представителя современной медиасреды в целом, так и с позиции его функционирования как части актуального научно-популярного дискурса. В заключении автором формулируется специфика проблемы популяризации научных знаний в цифровой среде, включающей вопросы изучения научно-популярной коммуникации в современной интернет-коммуникации и характеристики её участников как с позиций общих закономерностей современной медиасреды и популяризаторского медиадискурса.

Ключевые слова: коммуникация, интернет-коммуникация, научно-популярная коммуникация, СМИ, медиа, медиасреда, новые медиа, блоги

Проблема популяризации научных знаний в цифровой среде включает отражение как актуального

научно-популярного дискурса, так и общего развития медиасреды в аспекте её современных особенностей. Для того, чтобы сформулировать специфику этой проблемы, нужно учитывать, что в широком понимании она имеет характер, производный от таких ключевых вопросов медиадискурса XXI века, как цифровизация, глобализация, возрастание роли социальных сетей и сопутствующее им появление общества новой формации. Эти вопросы отражаются на современном научно-популярном дискурсе, как на одном из многих аналогичных направлений коммуникации, которые развиваются на фоне единой для всей отрасли проблематики. В узком понимании эти явления отражают конкретный период частного развития определенного вида коммуникации с присущими ему особенностями исторически сложившегося отечественного научно-популярного дискурса. Приблизиться к пониманию этих проблем можно только с учётом общих тенденций современной массовой коммуникации.

Вне зависимости от проблематики любая коммуникация в цифровой среде так или иначе проистекает из понятий коммуникации и интернет-коммуникации. Исследователи медиасреды В.М.Михайлова, М.С.Фицурина и Е.Н.Петровский разделяют существующие определения коммуникации на три вида — технический, социальный и биологический [1, с. 127]. Таким образом, коммуникация — это особый обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания [2, с. 18], или социальный процесс, объединяющий людей при помощи языка и специальных знаков с точки зрения социального подхода [3, с. 37]; передача любых сигналов между индивидами, влияющая на их взаимную адаптацию с биологической точки зрения [4, с. 53]; а также информационная связь субъекта с конкретным объектом [5, с. 19], или механизм развития отношений между людьми, включающий символы и средства их передачи в пространстве и времени с технической точки зрения [6, с. 43]. В последнем определении важно отметить то, что, помимо повторяемых в каждым из них элементов вроде коммуникаторов, обмена, средств и символов, фигурирует и новый элемент — развитие отношений между людьми, что представляется существенным в контексте настоящей работы.

Появление новых видов коммуникации обусловлено рядом объективных причин, которые сочетают как общий технический прогресс, так и психологические и социальные факторы, присущие конкретному обществу в определённый период времени. Вместе с тем характер конкретного вида коммуникации в ответ сам влияет на общество, становясь причиной коррекции его поведенческих привычек и базовых предпочтений в медиапотреблении. Тогда как технический прогресс, в свою очередь, попадает в это взаимовлияние общества и коммуникации и выводит его на следующий уровень цикла через предложение новых форматов, превращая замкнутый круг в развивающуюся спираль. Интернет же как раз становится очередной ступенью для следующего цикла коммуникации, а именно интернет-коммуникации.

[

]

В научном сообществе фокусируются на различных аспектах коммуникации и варьируются по сложности её структуры. Например, исследователь Л.Ю.Щипицина рассматривает интернет-коммуникацию с точки зрения социальной функции исключительно как инструмент, с помощью которого субъекты могут передавать друг другу информацию и общаться. Единственным отличием этой коммуникации от других видов в данном случае является лишь указание специальных «технических средств» [7, с. 106]. Более репрезентативно это понятие раскрывается в определениях исследователей И.Н.Розиной и Е.И.Горошко. Так, согласно И.Н.Розиной роль мультимедийной и электронной составляющей, где интернет-коммуникация — это использование потребителями разного рода как мультимедийных, так и нет электронных сервисов для получения различных знаний [8, с. 318]. Тогда как Е.И.Горошко подчеркивает влияние, которое оказывается интернет-условностями уже на речевую культуру и персонологию коммуникаторов. В качестве примеров автор приводит влияние анонимности и скорости обратной связи [9, с. 9], однако в рамках постановки проблемы следует отметить влияние куда большего числа факторов на коммуникативную культуру потребителей интернет-коммуникации. Несмотря на то, что каждый исследователь рассматривал эту коммуникацию в конкретном аспекте, все перечисленные определения можно считать корректными и взаимно дополняющими друг друга, поскольку они раскрывают это понятие с позиций инструмента, действия и последствия.

Ультимативность интернета как одного из ведущих каналов коммуникации в настоящее время неоспорима и не является предметом дискуссии, на что указывают как социальные, так и экономические факторы, свидетельствующие о приоритетности в массовой коммуникации [1, с. 128]. На пути своего развития этим каналом постепенно расширялась собственная аудиторию за счёт снижения порога входа в коммуникацию. Из прерогативы технически продвинутых социальных групп, требующей от коммуникатора высокого уровня развития 1Т-навыков, за десятилетия интернет стал комфортной площадкой для практически всех категорий населения. Вместе с тем этот процесс был дополнительно ускорен техническим совершенствованием гаджетов, который открыл и довёл до совершенства доступ в интернет с портативных устройств. Исследователи медиасреды справедливо отмечают, что аудитория интернета уже давно обогнала такие твердыни коммуникации как радио и телевидение. Так С.Б.Жохов приводит в пример наглядную статистику: за 2018 год доля пользователей интернета в России составила 76% населения страны, или 93 миллиона граждан — внушительный результат относительно 3 миллионов пользователей в 2000 году [10, с. 143]. В дополнение можно сказать лишь то, что в 2021 году эта доля составила уже 85% и 124 миллиона человек соответственно [11].

Расширение аудитории цифровой коммуникации обновило цикл взаимовлияния её и общества: новая аудитория стала постепенно адаптироваться к новому каналу коммуникации, тогда как последний стал пополняться новыми форматами и жанрами коммуникации, которые были призваны отвечать запросам куда большего круга адресатов. Особый характер каждой аудитории стал диктовать ряд индивидуальных условий, соответствие которым определяет успех конкретных проектов в своём сегменте медиарынка. Тогда как соответствие используемых авторами технологических средств специфическим особенностям своей целевой аудитории позволяет оптимально настраивать коммуникацию на максимальную эффективность медиапотребления. С появлением принципиально новых технических возможностей ренессанс цифровой эпохи повлиял в том числе и на научно-популярную коммуникацию. На этом фоне новые черты приобретает н популяризация научного знания для широкой неспециализированной аудитории, которая всегда была предметом пристального внимания в медиасреде.

Это обусловлено не только важностью самой популяризаторской миссии, но и метаморфозами субъектов и адресатов научно-популярной коммуникации. Прослеживая трёхсотлетнюю историю развития отечественной популяризации науки, следует обратить внимание на то, что популяризаторской идее отчасти тождественны те же проблемы, с которыми сталкивается и наука как социальный институт. Среди таких в первую очередь следует назвать высокую зависимость от государственной поддержки. К концу XX века в СССР была сформирована развитая система прессы, охватившая своей тематикой интересы всех слоёв советского общества, что было обусловлено потребностью руководства страны в донесении информации идеологического содержания по всем доступным каналам. Косвенная пропагандистская задача обуславливала значимость государственной поддержки печатных изданий, что освобождало редакции СМИ от вопросов экономической рентабельности и финансового обеспечения. Однако со сменой политического и экономического курса страны и становлением многих отраслей экономики на рельсы коммерциализации деградировала и система СМИ СССР. Не стала исключением и научно-популярная пресса, которая наряду с другими издательскими проектами на рубеже веков лишилась государственной поддержки и оказалась в состоянии кризиса [10, с. 142].

Появление новых технологий распространения информации в рамках привычной системы научно-популярной коммуникации сформировала две модели. С одной стороны, традиционные научно-популярные СМИ, часть из которых смогла адаптироваться к новым рыночным реалиям, тогда как остальные проекты продолжают скромное существование за счёт возобновившейся федеральной поддержки социально значимых медиа. С другой — пласт новых медиа, которые оказались вдохновлены примерами того, как при сравнительно небольших затратах можно успешно развивать полностью цифровые проекты. Обладая такими достоинствами, как мультимедийность, гипертекстуальность, онлайновость, отсутствие потребности в физическом хранении и распространении контента, интернет явил миру множество «новых медиа» — научно-популярных сайтов, порталов, форумов и блогов, создаваемых по инициативе как отдельных учёных и популяризаторов, так и государства [10, с. 142].

Параллельно с этим порог вхождения в число цифровых контентмейкеров постепенно снижался за счёт доступности технического прогресса всё большему числу граждан. Вместе с полностью цифровыми проектами и осваивавшимися в сети традиционными СМИ на любительском уровне стали появляться различные блоги, страницы в социальных сетях и частные Youtube-каналы. Их появлению способствовала доступность как уже упомянутого технического прогресса, так и самих научных знаний широкой аудитории. Если раньше научные и научно-популярные издания были монополистами популяризаторской коммуникации с эксклюзивным доступом к достижениям научного сообщества, то сегодня практически каждый научно-исследовательский центр имеет собственный сайт, где в открытом доступе каждый желающий может «из первых рук» узнать о передовых разработках в интересующей его сфере.

Однако доступ к инструментам массовой коммуникации и информационным научным ресурсам далеко не единственные условия для научно-популярного коммуникатора. Обращаясь к проблеме автора в современной научно-популярной коммуникации, следует учитывать и то, что нередко авторами первых популяризаторских материалов для научно-популярных журналов становились научные кадры, тогда как сообщество профессионально подготовленных журналистов-популяризаторов на тот момент ещё не было достаточно развито и только «зарождался как класс». Это явление напрямую связано с отличительной особенностью научно-популярной журналистики, которая заключается в требовании наличия у автора достаточных научных компетенций, чтобы «переводить» информацию узкого круга специалистов для широкой неспециализированной аудитории. Вопрос компетенции автора заметно выделяет научно-популярную коммуникацию на фоне неспециализированных медиа, чем и был обусловлен поздний переход авторства от научного сотрудника к журналисту. На сегодняшний день можно с уверенностью судить о том, что научно-популярная коммуникация вновь пребывает в переходном состоянии, когда традиционная модель «журналист — аудитория» дополняется и вытесняется моделью, где роль автора, помимо журналиста, могут исполнять непрофессионалы, а зачастую и только они. По этой причине остро стоит вопрос изучения характерных черт «новых авторов» в рамках научно-популярной коммуникации в цифровой среде, где традиционные роли автора и адресата теряют чёткие границы.

Таким образом, проблема популяризации знаний в цифровой среде предполагает изучение и систематизацию актуальной структуры научно-популярной коммуникации в рамках интернет-коммуникации и характеристики её основных участников в аспекте как общих закономерностей современной медиасреды, так и специфики популяризаторского дискурса. Такое понимание проблемы включает ряд конкретных вопросов, затрагивающих изучение социокультурных предпосылок и современного состояния научно-популярной коммуникации, где на первый план выходит конфликт «новых авторов» с традиционными медиа и «первопроходцами» интернет-среды. Среди этих вопросов наибольшее внимание привлекают общие тенденции и характерные черты современной интернет-коммуникации и степень зависимости от них научно-популярной коммуникации, степень вовлеченности адресата в процесс современной медиакоммуникации, факторы автора и адресата в интернет-коммуникации, исторически сформировавшиеся отличительные особенности научно-популярной коммуникации как вида, а также типологические различия задействованных в ней представителей традиционных и новых медиа, затрагивающие формат передачи контента, его характер и жанрово-тематический состав.

1. Михайлова В.М., Фицурина М.С., Петровский Е.Н. You Tube как канал коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12-2. C. 126-130.

2. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров. М.: Дашков и ко, 2016. 488 с.

3. Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 350 с.

4. Шунейко А.А. Основы успешной коммуникации: учеб. пособие. М.: Флинта, 2016. 192 с.

5. Гончарова Л.М. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 352 с.

6. Нахимова Е.А. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. М.: Флинта, 2015. 164 с.

7. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике: учеб. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. C. 106-108.

8. Розина И.Н. Коммуникация 2.0: отечественные научные и образовательные перспективы // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности. М.: Моск. гос. ун-т, 2013. С. 318-319.

9. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Флинта, 2012. C. 9-12.

10. Жохов С.Б. Научно-популярные издания в среде новых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. N° 4. С. 142-150.

11. Число пользователей интернета в России достигло 124 млн [Электр. ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ra/obsdiestvo/12698757 (дата обращения: 29.08.2022).

References

1. Mikhaylova V.M., Fitsurina M.S., Petrovskiy E.N. You Tube kak kanal kommunikatsii [YouTube as соштишсайоп dannel]. Mezhdunarodnyy naudno-issledovaterskiy zhurnal, 2018, no. 12-2, pp. 126-130.

2. Sharkov F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii: udebnik dlya bakalavrov [Communiœlogy: fundamentals of the ^immun^t^n theory: a textbook for badelors]. Mosœw, 2016. 488 p.

3. Chamkin A.S. Osnovy kommunikologii (teoriya kommunikatsii): udeb. posobie [Fundamentals of communicology (communication theory)]. Mosraw, 2013. 350 p.

4. Shuneyko A.A. Osnovy uspeshnoy kommunikatsii: udeb. posobie [The basks of stressful communication: a textbook]. Mosœw, 2016. 192 p.

5. Goncharova L.M. Osnovy teorii kommunikatsii: ucheb. posobie [Fundamentals of communication theory: a textbook]. Moscow, 2013. 352 p.

6. Nakhimova E.A. Osnovy teorii kommunikatsii: ucheb. posobie [Fundamentals of communication theory: a textbook]. Moscow, 2015. 164 p.

7. Shchipitsina L.Yu. Informatsionnye tekhnologii v lingvistike: ucheb. posobie [Information technologies in linguistics: a textbook]. Moscow, 2013, pp. 106-108.

8. Rozina I.N. Kommunikatsiya 2.0: otechestvennye nauchnye i obrazovatel'nye perspektivy [Communication 2.0: domestic scientific and educational perspectives]. Kommunikativnoe prostranstvo: izmereniya, predely, vozmozhnosti [Communicative space: dimensions, limits, possibilities]. Moscow, 2013, pp. 318-319.

9. Goroshko E.I. Internet-kommunikatsiya kak novaya rechevaya formatsiya [Internet communication as a new speech formation]. Moscow, 2012, pp. 9-12.

10. Zhokhov S.B. Nauchno-populyarnye izdaniya v srede novykh media [Popular science publications in the new media environment]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2020, no. 4, pp. 142-150.

11. Chislo pol'zovateley interneta v Rossii dostiglo 124 mln [The number of Internet users in Russia has reached 124 million]. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/12698757 (acceessed: 29.08.2022).

Saveliev A.S. Popular science discourse in modern Internet communication: to the problem statement. The article studies the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, which is based on the intersection of issues of both the general state of the media industry and the development of discourse popularization in Russia particularly. The author of this article suggests an axiom that the current state of media industry is conditioned by the communication development, which determines the general rules of the media market functioning. The analysis of definitions assigned to the concept of communication carried out in the article allows us to imagine its development in the form of a spiral, where communication is formed by society and affects it, while technological progress serves as a transiting tool of this cycle to the new scale of development through creating a new form of communication. The Internet is considered by the author as a tool bringing communication to the next level, forming Internet-communication as a type. The article makes a logical conclusion that significant transformations occurred in popular science communication as part of the general media environment, which at an early stage was divided into traditional and new media. Within the class of new media, according to the author's hypothesis, already at the present time, due to the growth of globalization and the availability of technological progress, an author's subspecies of a blogger-popularizer has been formed. Blogger-popularizer has become a unique example of mixing roles included content author and its addressee, since it is based on non-professional audience, which is both a consumer and a producer of popular science content. At the same time, the functioning of this subspecies raises many problematic issues both from the point of a representative of modern media as a whole and from the position of its functioning as part of the current popular science discourse. In conclusion, the author formulates the specifics of the problem of scientific knowledge popularization in the digital space, including the issues of studying popular science communication in modern Internet communication and the characteristics of its participants, both from the standpoint of the general laws of the modern media environment and popularizing media discourse.

Keywords: communication, Internet communication, popular science communication, mass media, media, media environment, new media, blogs.

Сведения об авторе. Алексей Сергеевич Савельев — аспирант кафедры журналистики, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0003-3553-8831; alexl 11-2@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.10.2022. Принята к публикации 15.11.2022.

Ссылка на эту статью: Савельев А.С. Научно-популярный дискурс в современной интернет-коммуникации: к постановке проблемы // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6(45). С. 702-705 . DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).702-705

For citation: Saveliev A.S. Popular science discourse in modern Internet communication: to the problem statement. Memoirs of NovSU, 2022, no. 6(45), pp. 702-705. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).702-705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.