левая общность, существующая в XIX столетии, преемственность содержания и формы была не так заметна, но основы профессионального знания в изображении животного остались неизменными. Анималистическое искусство конца XX - начала XXI века, подготовленное предыдущим периодом развития, став разнообразнее в стилевом отношении, предстало как выражение общей закономерности отечественного искусства XX века. Поколение анималистов 1970-х - 1990-х годов (М. Островская, А. Цветков, О. Малышева, А. Марц, Д. Успенский, С. Асерьянц, С. Лоик и др.), опирающееся на достижения предшественников (В. Ватагин, Д. Горлов, В. Трофимов, П. Баландин), в своих разнообразных образно-пластических решениях и экспериментах в материале, поисках нетрадиционного художественного образа, следуя некоторым традициям, например древних архаических культур (мотивы древнеегипетской анималистики) или традиции барокко («необарокко» в скульптуре малых форм), старались сохранить природную пластику зверей и птиц. При этом, оставаясь зорким наблюдателем, подмечая необычные проявления животной жизни, художники-анималисты расширили горизонты восприятия и изображения живой природы. У них нет превосходства одних моделей
над другими, как было в свое время у П. Клодта, А. Лансере. Это понимание природы и животного, как важной и неотъемлемой части мироздания, целесообразности и необходимости их бытия, закономерно вело в анималистических произведениях к поискам новых возможностей в пределах традиционного жанра.
Библиографический список
1. Анимализм в свете Дарвина и Гете. Доклад на собрании художников в клубе МОСХа 19 февраля 1945 г. // Архив А.Ф. Котса. - ГДМ. - Т. 5. - Л. 369.
2. Ватагин ВА. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. - М.: Советский художник, 1980. - 167 с.
3. Ватагин В.А. Изображение животного. - М.: Искусство, 1957. - 170 с.
4. Ватагин В.А. Изображение животного. - М.: Искусство. 1957. - 170 с.
5. Тиханова В.А. Лик живой природы. - М.: Советский художник, 1990, - 240 с., Она же. Анима-листика. Границы жанра // Советская скульптура. -М.: Советский художник, 1985. - №> 9. - С. 183-194.
6. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода. -СПб.: Типография Морского шляхетного кадетского корпуса, 1793. - 133 с.
УДК 82-9; 08
Головань Елена Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ «ДУХА ВРЕМЕНИ» (по материалам каталогов библиотеки Н.А. Сунгурова (бывшей Е.Ф. Олоховой) в Костроме (1898-1904))
Статья посвящена «книгам научного содержания», которые собирались библиотекой Н.А. Сунгурова в Костроме во второй половине XIX в. и на рубеже веков и бъти адресованы детской аудитории. Среди авторов научной популяризации, представленных в рассматриваемых каталогах, - Г. Вагнер, В.В. Лункевич, А.Н. Рубакин, Г. Тиссандье, И.Ж. Фабр, К. Фламмарион и др.
Ключевые слова: библиотека, детские книги, каталог, научно-популярная литература, книги для юношества.
Возникновение научно-популярной литературы во второй половине XIX века и её дальнейшее развитие явились следствием не только высоких достижений отечественной и европейской науки в области естествознания и научного прогресса, но и отражением духовно-практического освоения природы и мира человеком и социально-культурной эволюции личности.
Под духовно-практическим освоением природы здесь понимается «путь опыта», как духовного процесса.
П.А. Флоренский, рассуждая о формировании своих позднейших религиозно-философских убеждений, был уверен в детских наблюдениях как первоисточниках названного «пути»: «Эти напластования горных пород и отдельности, эти слои
почвы, постепенно меняющиеся, пронизанные корнями, этот слой дерновины, их покрывающей, кусты и деревья над ними - я узнал о них не из геологических атласов, а из разрезов и обнажений в природе, к которым привык, как к родным» [10, с. 120-121].
Экспедиционное освоение Сибири и Дальнего Востока предопределило стремительное развитие наук - географии, геологии, этнографии и антропологии.
«Экспериментальные исследования» - результаты научных занятий, опыты, фотографические снимки - П.А. Флоренский заносил в особые записные книжки. «Самое малое, что требовалось, -это была запись каких-нибудь новых для меня данных, преимущественно физического или геоло-
© Головань Е.В., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
219
гического характера из прочитанных книг. Я много читал по физике и родственным наукам, всё, что мог достать» [10, с. 266].
В статье «Публичные чтения г-на профессора Рулье» (1845) А.Н. Герцен писал о необходимости обобщения сведений о естествознании, как одной из главных потребностей времени: «Их много в науке - их мало в обществе; надобно втолкнуть их в поток общественного сознания .. .сделать доступными ...дать им форму живую, как жива природа .язык откровенный, простой, как её собственный язык.» [1, с. 399].
Определяя культуру XIX века как антропоцен-тричскую, И.А. Едошина отмечает: «.в антропоцентрической культуре человек является не только её главным героем, но и одновременно её сущностной характеристикой. Абсолютное доверие к разуму повлекло за собой бурное развитие науки, ещё больше закрепившей основополагающее положение человека в мире» [4, с. 52-53].
Для выражения сути человека - его чувственной и внечувственной природы - и указания на его господство в этих сферах В. Гумбольдт находит наиболее уместное понятие - дух (Geist). Следуя философии Гумбольдта, конечная цель духовных исканий человека заключается в его предназначении и в воплощении идеи человечности.
С этой точки зрения П.А. Флоренский представляется нам как человек-личность, которая «с наивысшей силой и в широчайших пределах воплощает в себе идею человечности» [3, с. 343].
М. Фарадей («обожаемый» П.А. Флоренским), впервые начавший читать общедоступные лекции для молодёжи, стал основоположником научной популяризации: его книга «История свечи» (1860) положила начало доступному знанию в образовании.
«Популярная астрономия» К. Фламмариона, «Жизнь насекомых» И.Ж. Фабра, издания В. Бель-ше, У Бойса, Э. Геккеля, Ф. Содди имели огромное значение для пропаганды научных знаний, развития просвещения и демократизации культуры.
Параллельно с развитием науки и техники развивается издательское и библиотечное дело, растёт количество публичных библиотек и народных читален.
Индивидуальная мировоззренческая позиция складывается в течение всего человеческого опыта, но именно в детстве и юности зарождаются основы ценностных ориентаций и «моральных устремлений» - «духа человечества». В этом контексте научную среду публичных и общественных библиотек было бы уместно рассматривать в качестве ценностного воздействия на содержание «человеческой формы».
Гумбольдт подразделяет все книги и произведения искусства на живые и мёртвые: «только первые могут просвещать, последние - лишь поучать» [3, с. 342].
В рассматриваемых каталогах библиотеки Н.А. Сунгурова популяризации естествознания были посвящены и адресованы «отроческому уму» книги профессора М.Н. Богданова «Из жизни русской природы» (СПб., 1898), профессора В.В. Лун-кевича «Среди животных и растений» (СПб., 1900), профессора А.Н. Краснова «Индия и Цейлон» (СПб., 1900) [5, с. 216-218].
«Популяризатор непременно должен быть художником слова, и высшая, прекраснейшая самая человеческая задача искусства состоит именно в том, чтобы слиться с наукой.» - утверждал Д.И. Писарев в статье «Реалисты» [7, с. 157]. Критик полагал, что роль популяризатора в науке важнее роли исследователя: «...популяризирование науки составляет самую важную, всемирную задачу нашего века. Хороший популяризатор, особенно у нас в России, может принести обществу гораздо больше пользы, чем даровитый исследователь» [7, с. 154].
В «Отделе XIII. Детские книги. В) Книги научного содержания» каталога библиотеки Н.А. Сун-гурова (бывшей Е.Ф. Олоховой), опубликованном в 1904 г., указаны 102 названия; это издания, поставленные на учёт, имеющие инвентарные номера [6, с. 215-221]. В каталоге библиотеки Е.Ф. Олоховой 1898 г. книги научного содержания представлены 23 названиями [5, с. 109-111].
Наряду с популярными книгами библиографа и библиофила А.Н. Рубакина «Вода на земле, под землёй и над землёй» (М., 1895), «Из мира науки и из истории мысли» (М., 1896), «Рассказы о делах в царстве животных» (М., 1893, 1897) [6, с. 220] в отделе значатся книги переводчика и натуралиста А.П. Нечаева «Чудеса без чудес. Маленькая физика в применении к забавам» (СПб., 1897), «Мой горный музей. О составлении коллекций минералов и её хранении» (СПб., 1901), «Моя лаборатория. Разные простые опыты» (СПб., 1901) [6, с. 218].
Н.А. Рубакиным было написано около 250 работ научно-популярного характера из самых разных областей знания - астрономии, биологии, географии, истории, общий тираж которых превысил 15 млн. экземпляров.
По мнению Л. Разгона, книги Н.А. Рубакина «не часто, скорее редко, попадали в библиотеку. . Огромные тиражи рубакинских книг расходились непосредственно среди читателей из народа. Их покупали у книгонош .в тысячах сёл и деревень России .рабочих посёлках. Их выписывали на "свои, кровные" с книжных складов Сытина, Парамонова, Сойкина...» [8, с. 18].
В начале января 1912 г. К.И. Чуковский писал Н.А. Рубакину: «Глубокоуважаемый Николай Александрович!.. Ещё мальчишкою - как я собирал копейку за копейкой - складывал, чтобы купить Рубакина "Рассказы о делах в царстве животных", "Чудо на море" - а и позже в "Новом слове",
220
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2014
"Северном Вестнике" - я строчки Вашей не пропускал. Приходил в библиотеку, брал старые журналы - и сейчас даже шрифт помню, каким были напечатаны Ваши "Взыскующие Града". Какой Вы счастливый человек: Вы поняли, что нужно людям - и Вы делаете именно то, что нужно, -несомненное дело. Каждая Ваша книга насущно нужна - это не суфлэ, не шоколадный крем, это -хлеб» [12, с. 272-273].
Научно-популярные издания Н.А. Рубакина имели свои особенности: они отличались «жизненностью», «психологичностью», «лёгкостью понимания», «эмоциональностью», «революционизирующей силой», «публицистичностью», «конкретизацией изложения и синтетичностью».
В начале второй половины XIX в. издательства специализировались на выпуске литературы, ориентированной на взрослую аудиторию, детских книг издавалось мало. Об отсутствии книг, адресованных детям, заявлял А.И. Герцен: «Писать детские книги, действительно, - задача колоссальная, оттого-то их и нет. Есть книги отроческие - современная английская литература ими очень богата, -но детских нет» [2, с. 354]. Спустя десятилетия об этом же из Петропавловской крепости писал жене Н.В. Шелгунов: «.. .детские книги нам нужны, и их у нас нет» [13, с. 130].
В библиотеке Н.А. Сунгурова имелись работы Н.В. Шелгунова-педагога - «Основы рационального воспитания» (СПб., б. г.) [6, с. 187] и Шелгуно-ва-критика «Талантливая бесталанность», «Люди сороковых и шестидесятых годов», «Вопросы русской жизни» и другие публицистические статьи [6, с. 55, 65].
В 60-е годы XIX в. Н.В. Шелгунов обдумывал проект детской библиотеки, основу которой составили бы: 1) визуальные издания для детей (картинки большого формата) с разъяснениями взрослых; 2) издания для детей 6-8 лет, умеющих читать (краткие монографии с изображениями в тексте, повести, рассказы из истории, сказки А.С. Пушкина, описание физических явлений); 3) издания для детей 10-летнего возраста, приготовлявшихся в гимназию (краткие отраслевые курсы). Отражая все сферы бытия, эти издания должны были быть универсумом знаний; изложение в них материала - самым популярным, «гораздо проще, чем Вагнера». Н.В. Шелгунов был не совсем доволен манерой изложения научно-популярных книг своего времени - «краткость и скудость фактов» мешали объективному восприятию содержания. Между тем такие книги были особенно популярны и неоднократно переиздавались. В библиотеке Н.А. Сунгурова, помимо адаптированного сборника «рассказов по Вагнеру» «Из природы» (1870 г.), имелись книги немецкого популяризатора Германа Вагнера и русского зоолога Юлия Вагнера, изданные в период с 1893 по 1900 гг.
О бережном их использовании и сохранении свидетельствуют каталоги: собрание книг Ю. Вагнера «Воздух», «Огонь», «Земля», «Невидимый мир животных и растений» (СПб., 1897) и «Первые рассказы из естественной истории» Г. Вагнера отражены в изданиях 1898 и 1904 гг.
Каталог 1904 г. дополнен другими произведениями: «Растения. (Ботанические беседы)», «Животные» (СПб., 1898), «В горах. (Природа и жизнь)», «Лазурное море. (Средиземное)» (СПб., 1900), «Мой аквариум. (Устройство и содержание)» (СПб., 1895) Ю. Вагнера; «В саду и на дворе» (М., 1898), «В поле и на лугу», «В лесной глуши» (М., 1899) Г. Вагнера [6, с. 216].
Помимо авторов, не получивших специального (естественнонаучного) образования, популярные книги для массового читателя, в том числе адресованные детям, писали выдающиеся западноевропейские и русские учёные: А. Гуд, О. Лодж, Д. Перри, Д. Тиндаль, Г. Тиссандье, Н.Н. Амениц-кий, И.П. Иванов-даль, Е.И. Игнатьев и др.
Книга «Научные развлечения в области физики и химии» французского метеоролога и химика Г. Тиссандье, переведённая на русский язык в 1883 г., была занимательным собранием явлений и опытов учёного, непосредственным очевидцем, участником и создателем которых был он сам [5, с. 10, 14]: «В этой книге нет людей, явлений, рассматриваемых вне времени и пространства. Объясняя происхождение необыкновенных явлений в природе, Тиссандье передаёт свои личные ощущения от того, что он видел во время путешествия в Арденнах, Альпах, прогулках по берегу Кале. Он стремился, чтобы читатель вместе с ним участвовал в решении задачи» [8, с. 29].
В описаниях каталогов библиотеки Н.А. Сунгурова (1898 и 1904 гг.), кроме книжного издательства, указывались место и год каждого из представленных изданий. Можно предположить, что основная доля научно-популярной литературы выпускалась центральными издательствами Петербурга и Москвы - «товариществами печатного и издательского дела» А.С. Суворина и И.Д. Сытина.
И.Д. Сытин издавал книги для самообразования, сотрудничал с Л.Н. Толстым, основавшим издательство «Посредник» (1884 г.) и серию «Библиотека для детей и юношества». При содействии И.Д. Сытина было налажено распространение качественных по содержанию и дешёвых по цене книг для самых широких читательских масс.
Выбирая лучшие издания научно-популярной литературы, отражающие «дух времени», библиотеки вовлекали в сферу научных интересов читателей разных возрастов. Давая детям-читателям знания и прививая им «умственные аппетиты», библиотеки явились проводниками просвещения и образования, научного поиска и общественного развития.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
221
«Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости; то и другое дело одинаково благотворно и необходимо для истинного просвещения и для счастия людей» [11].
Библиографический список
1. Герцен А.И. Сочинения: в 2 т. - Т. 1 / под общ. ред. А.И. Володина, З.В. Смирновой. - М.: Мысль, 1985. - 592 с. - (Филос. наследие; т. 95).
2. Герцен А.И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры / сост., вступ. ст. и коммент. В.К. Кантора. - М.: Искусство, 1987. - 603 с., портр. - (История эстетики в памятниках и документах).
3. Гумбольдт В. ф. Язык и философия культуры: пер. с нем. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гу-лыги и Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. -452 [4] с.
4. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. - М.; Кострома: Б. и., 2002. - 252 с.
5. Каталог библиотеки Е.Ф. Олоховой в Костроме. - Кострома: Типо-литография Ф.А. Фальк, 1898. - 120 с.
6. Каталог библиотеки Н.А. Сунгурова (бывшей Е.Ф. Олоховой) в Костроме. - Кострома: Типо-ли-тография А. Азерского, 1904. - 236 с.
7. Писарев Д.И. Литературная критика: в 3 т. -Т. 2 / сост., примеч. Ю. Сорокина. - Л.: Худож. лит., 1981. - 456 с.
8. Разгон Л.Э. Волшебство популяризатора. -2-е изд., доп. - М.: Дет. лит., 1966. - 160 с.
9. Рубакин А.Н. Рубакин (Лоцман книжного моря). - 2-е изд., доп. - М.: Мол. гвардия, 1979. -204 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 8 (442)).
10. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминая прошлых дней. - М.: АСТ, 2004. - 379 [5] с. - (Философия. Психология).
11. Чернышевский Н.Г. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. chernishevskiy.net.rU/lib/sb/book/3424/page/2 (дата обращения: 27.01.2014).
12. Чуковский К.И. Собрание сочинений: в 15 т. - Т 14 / вступ. ст. Е. Ивановой; сост. Е. Иванова, Л. Спиридонова, Е. Чуковская; общ. ред., под-гот. текста Е. Ивановой. - М.: Терра, 2008. - 688 с.
13. Шелгунов Н.В. Воспоминая: в 2 т. - Т. 2 / Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов; под общ. ред. В.В. Григоренко. - М.: Худ. лит., 1967. - 518 с.
УДК 008.001
Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна
кандидат педагогических наук Ульяновский государственный технический университет
КУЛЬТУРА РЕФЛЕКСИВНОГО ПАРТНЁРСТВА В КОНТЕКСТЕ СРЕДИННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура рефлексивного партнёрства в контексте срединной культуры связана с умением индивида дифференцировать логику инверсий и логику медиации, критически и творчески преодолевать в своем мышлении влияние би-наризма, выходить за рамки сложившихся дуальных оппозиций.
Ключевые слова: партнёрство, диалог, срединная культура, культура рефлексивного партнёрства.
Современное общество представляет собой сложную структуру, компоненты которого находятся во множественном взаимодействии друг с другом. Возрастающее количество конфликтов и их участников, сложное переплетение конфликтных взаимодействий вызывают беспокойство исследователей. Учёные обращают внимание на импульсивность и иррациональность поведения оппонентов как разрушительный потенциал в конфликте [13]. Полагаем, что поиск эффективных способов согласования интересов и ресурсов различных социальных субъектов необходимо осуществлять в пространстве культуры.
Размышляя над происхождением культуры, Г. Зиммель пришел к выводу, что «парадокс культуры состоит в том, что субъективная жизнь, которую мы ощущаем в ее непрерывном потоке и которая сама по себе стремится к достижению своего внутреннего совершенства, совершенно не
в состоянии, если смотреть на это с точки зрения культуры, достичь этого совершенства сама по себе, но лишь посредством этих совершенно для нее чужеродных, кристаллизировавшихся до состояния самодостаточной замкнутости форм. Культура возникает тогда (этот момент является определяющим для ее понимания), когда встречаются два элемента, каждый из которых не содержит ее сам по себе: субъективная душа и объективное духовное произведение» [9, т. 1, с. 448-449].
Для Г. Риккерта культура и есть ценность: «в объектах культуры, заложены ценности» [1, с. 172].
На уровне личности культура определяется как совокупность качеств, определяющих меру её культурной социализации и самореализации. Благодаря культуре личность включается в общественную жизнь как яркая индивидуальность, желающая и способная вести с обществом равноправный диа-
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
© Шигабетдинова Г.М., 2014
222