14. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. С. 319.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е издание. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
16. Гулиев В.Е. Теоретические вопросы социалистического самоуправления // Советское государство и право. 1986. № 2. С.3-11.
17. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 2. С. 3-12.
18. Моисеев Н.Н. Контуры рационального общества // Социально-политический журнал. 1993. № 11-12. С. 71-90.
19. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
N.D. Neustroev, G.A. Ivanov
The role of education in formation of civilized society: philosophical and pedagogical viewpoint
The critical analize of education essence during the period of post-totalitarian regime in our country is given in this article. The authors substantiate philosophic, psychological and pedagogical bases of the new humanistic conception developing in modern social situation. Where we should search the ways to make new school a democratic place helping to develop creativity, personality, responsibility and sense of freedom in a modern child.
УДК 37.03 (571.56)
И.И. Портнягин
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ
В работе детально рассмотрены социальные, психолого-педагогические и профессиональные аспекты интеллектуального развития школьников в процессе физического воспитания. Основное содержание работы - анализ теоретико-методологических основ развития интеллектуальных сил и возможностей школьников в процессе физического воспитания и обоснование педагогических условий его осуществления.
Проблема полноценного развития личности, проявления ее индивидуальности во благо общественным интересам - центральная проблема педагогической науки. Полноценное развитие человека возможно осуществить, начиная с детского возраста. В определенной мере синонимом понятия «полноценное развитие» может являться «разностороннее развитие» личности. Существует реальная проблема реализации этой цели воспитания при одностороннем проявлении способностей и мотиваций человека. В этой связи требуются специальные психологопедагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, способствующих избежать деформации личности и стимулирующих ее к большим проявлениям возможности адаптироваться в многообразном социальном мире.
Гуманизация школьной жизни, ее ориентация на потребности и способности учащихся в настоящее время стали одними из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы, которые привели в движение ее гуманизирующие и культурообразующие функции, реализация которых находит отражение в изменении содер-
жания образования, в повышении требований к общекультурному развитию учащихся. В полной мере это относит-сяик физической культуре - сфере образования и воспитания учащихся. Реализация ее культуросозидающей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности школьника в культуре физической, подчеркивает собственно культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом [1].
Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдаются кризисные явления, характеризующиеся преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно-ориентированным. Это диктует необходимость внесения научно обоснованных изменений в физическое воспитание школьников, в его содержание и процессуальные характеристики, выделения таких интегративных оснований личности, педагогические воздействия и самовоздействия на которые запустят механизм сознательной и активной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик вы-
ступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте [2].
Данное исследование, безусловно, является актуальным, поскольку занятия спортом, как правило, концентрируют основные силы и внимание ребенка на развитие физических способностей, обеспечивающих достижение поставленных целей в области спортивных интересов. Очевидной серьезной педагогической проблемой является развитие интеллектуальных способностей школьников-спортсменов, позволяющих им более успешно овладевать культурным потенциалом общества и, следовательно, иметь большие возможности для самореализации по завершении активной спортивной деятельности. Физическое воспитание объективно воздействует и на духовное развитие человека. Его средства и методы, закономерности обучения движениям, воспитание физических качеств позволяют эффективно решать задачи интеллектуального развития [3].
Как показывают наблюдения, академические способности (интеллектуальные возможности) детей с двигательным (моторным) интеллектом нечасто проявляются при изучении других учебных предметов, показывают средние и ниже сред -него показатели интеллектуальных способностей.
Анализ практики физического воспитания учащихся свидетельствует, что наиболее уязвимой его составляющей является низкий уровень интеллектуальной активности учащихся в этой сфере, слабое понимание учителями сущностных характеристик ее развития. Как следствие, отсутствует управление этим сложным личностным образованием, ограничивается освоение культурного содержания практической деятельности. Поэтому несомненна актуальность данного исследования, направленного на качественное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании учащихся. Необходимо определить возможности развития интеллектуальных способностей школьников, что требует определения рациональных педагогических условий для развития умственных способностей детей с практическим (моторным) интеллектом.
В основу данного научного исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс развития интеллектуальных сил и возможностей у школьников-спортсменов может быть эффективным и принимать управляемый характер [3], если:
- целью и результатом интеллектуального развития школьника выступает сложное личностное образование, интегрирующее взаимодействие интеллектуальных и психических качеств, составляющих основу гуманистических по содержанию и гармонических по структуре его мыслей, чувств, поведения и социально обусловленной активности;
- интеллект развивается в спортивной деятельности как социально-ценностная целеустремленность и ответственность при созданных для этого необходимых социально-педагогических условиях;
- обеспечивается такое взаимодействие учебной, вне-учебной и спортивной деятельности, когда школьники проявляют себя в качестве субъектов принятия различных по содержанию интеллектуальных и личностно-интеллектуальных отношений, активизирующих развитие их индивидуальности;
- учитывается дифференцированный уровень развития интеллектуальных способностей, каждый из которых характеризуется неодинаковой степенью развития их структурных компонентов, а высший уровень является эталонным и выступает как устойчивая согласованность единства мыслей, чувств, поведения школьников;
- развитие интеллекта в процессе спортивной деятельности представляет собой целостный процесс, имеющий определенные этапы своего развития, обусловленные качественными характеристиками взаимодействующих компонентов;
- содержание каждого этапа характеризуется применением педагогически целесообразных ситуаций, которые ставят школьника в такие условия, в каких он проявляет и приобретает недостающие мыслительные качества, уровень интеллектуальных возможностей и степень осознания умственных потребностей.
Теоретическую основу данного исследования составляют идеи и положения, которые подчеркивают, что об интеллектуальном развитии детей с практическим (моторным ) интеллектом можно судить не только по уровню раз -вития мыслительных процессов, но и по качеству развития его двигательных возможностей. Для полноценного интеллектуального развития таких детей важно создание психолого-педагогических условий для формирования их познавательных способностей и умственных возможностей. Источником развития личности являются ее потребности, которые активизируются в сознании и оформляются в мыслительной деятельности. Мотивация является энергетической основой познания, мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависят от характера мотивов, включенных в эту деятельность.
Формирование личности школьника, его интеллектуальных качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности рассматривается как целостный процесс, как система, в которой все составные части находятся в определенных связях и отношениях. Личность школьника-спортсмена характеризуется определенным строем мыслей, чувств, поведения как характеристика его интеллектуальных качеств, предметом которых является отношение к себе, делу, окружающим. В этой системе правомерно различать внешние условия - физкультурно-спортивную деятельность в интеллектуальном развитии, характер единства мыслей, чувств, действий. Изучение и формирование тех и других необходимо для решения поставленной проблемы [4, 5].
Из проблематики интеллектуального формирования личности школьника органично вытекает проблема ее субъектности, которая в контексте исследования есть
и 93
потребность проявлять интеллектуальное отношение, «самостоятельно» мысля, чувствуя, действуя. Интеллектуальные качества рассматриваются как развивающиеся, обуславливаемые характером взаимодействия между собой структурирующих ее компонентов. Они обеспечивают не только их возникновение, но и реализацию.
Индивидуальная работа с юными спортсменами предполагает опережающее формирование следующих социальных качеств и черт личности: общественной направленности как совокупности социально значимых целей, идеалов, ориентации и мотивов поведения; самостоятельности, инициативности, творческой и познавательной активности, интеллектуальных качеств, обеспечивающих каждому подростку возможность проявлять свои способности и силы на основе социальной жизненной позиции; целеустремленности, общественной инициативы, ответственности, объективной самооценки и требовательности к себе и интеллектуальных качеств, от которых зависит единство сознания и поведения, разумное использование своих учебно-спортивных возможностей и способностей.
Занятия физической культурой и спортом для детей и юношества обладают большими потенциальными возможностями по воспитанию учащихся, ибо проводятся высококвалифицированными педагогами-тренерами, располагают необходимыми материальными условиями, положительными традициями, позволяют школьникам-спортсменам достигать высоких спортивных результатов, обеспечивают возможность бороться за честь класса, школы, города, улуса, республики.
В процессе физкультурно-спортивной деятельности обнажаются как сильные, так и слабые стороны качеств человека. На начальной стадии работы с детьми она хорошо помогает выполнять диагностические функции в определении степени умственной зрелости детей. На более поздних этапах работы физкультурно-спортивная деятельность, сохраняя свои диагностические возможности, позволяет развивать те общественно значимые качества личности, которые отсутствуют у воспитанников или требуют своего совершенствования.
В традиционной системе образования господствующим является статистический, безличностный подход к ученику. Одно из его проявлений - стандарт образования, некий нормативный минимум для всех. Другое дело, что в установившейся системе обучения больше участвуют дети, способные проявить вербальную интеллектуальную активность. В невыгодном положении оказываются дети, у которых преобладает эмоционально-образное мышление или доминирует практический интеллект. Среди детей с практическим интеллектом особое место занимают дети с двигательным (моторным) интеллектом. Увлеченные спортом, они не все и не всегда показывают познавательную активность на уроках. И в школах отношение к таким детям не все -гда благоприятствует их психическому комфортному состоянию.
Не секрет, что дети, увлеченные спортом, в основном развиваются односторонне. А одностороннее развитие обуславливает не всегда полноценное развитие личностных, гражданских качеств. В этой связи на основе проведенного исследования разработана концепция организационно-педагогического обеспечения интеллектуального развития школьников, увлеченных разными видами спорта. Целью ее создания стала необходимость преодоления одностороннего развития детей с двигательным (моторным) интеллектом в ущерб развитию других интеллектуальных качеств, мыслительных способностей, умственных сил и возможностей.
Вместе с тем надо иметь в виду, что не всегда спортивно-физкультурная деятельность может принести воспитательную пользу. При беспечном отношении педагогов-тре-неров к вопросам умственного развития у юного спортсмена могут развиваться отрицательные качества, неспособность к получению знаний, поверхностный подход к учебной деятельности и т.д. Только специальная педагогическая инструментовка в проведении занятий, организации всей жизни и деятельности занимающихся позволяет воспитывать у них интеллектуальные качества. Интеллектуальная инструментовка должна обнажать у ребят их отрицательные качества и помогать в их преодолении.
В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе взаимодействия как обмене отношениями в педагогической системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив» оказалось возможным воспитание интеллектуальных качеств школьников [5].
Функции интеллектуальных качеств юных спортсменов как личностного образования, выражающие их предметно-динамические свойства, следующие: оценивающие
- означают осознание и принятие решений; эмоциональные - проявляются в увлеченности спортивной деятельностью; мотивационно-поведенческие - обеспечивают активность личности юного спортсмена.
Рассмотрение указанных функций интеллектуальных качеств в основном подтверждает необходимость действенной, согласованной взаимосвязи компонентов названных качеств личности, что является наибольшим выражением успешности ее интеллектуального воспитания в процессе спортивной деятельности. Возникающая при этом согласованность, взаимодополняемость компонентов интеллектуальных качеств, в свою очередь, обуславливает действенную интеграцию их составляющих как целостности. Научные факты, вскрывающие зависимость содержания, структуры компонентов интеллектуальных качеств, а также характера их динамики от особенностей взаимодействия школьников в педагогической системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив», позволяют утверждать правомерность рассмотрения названных качеств как сложного личностного образования в качестве цели и результата интеллектуального воспитания школьников. Сущность изучаемого процесса состоит в следующем. Превращение целей занятий в реально действующий
мотив воспитанников означает вместе с тем воспитание у них интеллектуальных способностей как потребности в умственном развитии. Этот процесс, в свою очередь, является как бы «мотивационным» механизмом для становления интеллектуально ценных мыслей, чувств, действий юного спортсмена как важнейших компонентов его интеллектуальных качеств. Являясь по своему генезису вторичным в указанном процессе, перечисленные компоненты интеллектуальных качеств и их динамическое взаимодействие оказывают затем свое обратное, специфически формирующее влияние на спортивную деятельность личности школьника. Эти компоненты функционируют как более сложное ценностно-смысловое образование, программирующее интеллектуальное развитие личности юного спортсмена по сравнению с конкретными мотивами деятельности. Появление указанных феноменов или их качественное изменение - показатель самодвижения взаимодействия и личности юного спортсмена. По характеру мыслей, чувств, действий можно судить об особенностях их взаимовлияния [5].
Различая в соотношении степени интеллектуального развития и функционирования компонентов, единства, структурируемых в умственном отношении как на разных возрастных этапах, так и в рамках одного возраста, можно видеть, что у разных воспитанников и в разных ситуациях основанием интеллектуальных качеств может служить наибольшая выраженность того или иного компонента единства. В случае выраженности рационального в основе проявления интеллектуального развития лежат рассудительность, анализ ситуации, творческая активность.
В ходе опытно-экспериментальной работы установлены различные уровни сформированное™ интеллектуальных способностей. При определении этих уровней учитывались содержание и действенность каждого из компонентов интеллектуальных качеств, характер их соотношения, а также степень проявления субъективности личности юного спортсмена в реализации разной степени сложности ситуаций.
Исследование, подтвердив детерминирующую роль спортивной деятельности и в процессе интеллектуального воспитания, одновременно позволило определить специфическую способность взаимодействия их участников в педагогической системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив»: при одних характеристиках следует действовать на личность формально, при других
- способствовать максимальному раскрытию ее творческих сил и возможностей. Это говорит о непосредственно воспитывающей функции взаимодействия. Такая функция взаимодействия осуществима при определенных условиях в педагогической системе «ученик - педагог-тренер -детский спортивный коллектив». Среди них:
а) персональное приглашение детей в спортивную школу, спортивные секции;
б) сознательная постановка воспитуемого в различные ожидаемые или неожидаемые для него ситуации ум-
ственного воспитания. В их числе положительно зарекомендовали себя ситуации ободряющей оценки, запрограммированного условия, противоречивого выбора, обнажения недостатка, вынужденной ответственности самооценки поступка;
в) создание условий педагогами-тренерами для достижения заметных успехов в деятельности и в спорте. В таких условиях процесс воспитания детей протекает успешнее;
г) использование специальных приемов педагогического воздействия на детей с целью ослабления их сопротивления к предъявляемым требованиям: обусловленные ограничения выполняемой работы по времени и объему; поддержание высокого эмоционального тонуса в течение всего занятия; неожиданно точная персонификация группового задания; использование в процессе занятий элементов игры или других, приятных для детей действий;
д) создание надлежащих условий для сообразного воздействия на детей: совместные занятия с подростками более старшего возраста с положительной направленностью сознания и поведения;
е) координация воспитательных воздействий школы и семьи.
Формируя интеллектуальные качества в процессе спортивно-физкультурной деятельности, необходимо коллективную учебно-спортивную работу с юными спортсме -нами сочетать с индивидуальной. Сущность индивидуализации мы видим в том, чтобы:
а) определить диагностику общего развития, изучить детей, обстоятельства их жизни, сформировать интеллектуальные качества;
б) создавать надлежащие условия для интенсивной социализации дарований и способностей в интересах спортивного коллектива;
в) бережно относиться к своеобразию воспитанника, разъяснять ошибки, возможные позитивные действия к учебной успешности;
г) предоставлять максимум возможностей для проведения и развития интеллектуальных качеств каждого воспитанника;
д) воспитывать у школьников умение учитывать особенности друг друга в различных видах совместной деятельности, использовать возможности и способности каждого подростка.
Принципиальными условиями, обеспечивающими продуктивность взаимодействия школьников-спортсменов в педагогической системе «ученик-тренер-спортивный коллектив», являются самостоятельные способы организации деятельности, когда воспитанники занимают субъективную позицию. Именно самодеятельность обеспечивает самоутверждение, самовыражение личности юного спортсмена в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности.
и 95
Собственно, такая организация ведет к субъективности личности юного спортсмена как социальному явлению, выступающему в качестве принципиального условия и результата интеллектуального воспитания школьников в спортивной деятельности.
Интеллектуальные качества, сформированные в спортивной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способности к самосознательному проявлению и в других видах жизнедеятельности. Знание вскрытых закономерностей позволяют управлять процессом интеллектуального воспитания личности школьников в спортивной деятельности.
Основные положения разработанной концепции развития интеллектуальных способностей заключаются в следующем:
- развитие психических функций, мыслительных про-цессову ученика будет эффективным при условии усиления положительных мотивов учения, обеспечивающих положительные эмоции, вызывающие у ученика интерес к уроку, желание после уроков продолжить процесс познания;
- учебно-познавательная деятельность осуществляется через гуманизацию образования, предполагающую индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных нормативов, программ развития; активизацию творчества, обеспечивающую учебный успех каждого с учетом собственного темпа продвижения, не ограничивая оценку учения лишь результатами продуктивной его деятельности, поощряя развитие у детей социального, практического интеллекта;
- одним из эффективных условий, определяющих успешность обучения школьников с развитым моторным интеллектом, является рационализация режима их жизнедеятельности, которая возможна, когда: обучение организовано как личностно-ориентированное образование, обеспечивающее прохождение школьной программы по индивидуальному плану и графику, развивая творческую и познавательную активность школьников; рациональное сочетание спортивной деятельности с учебной, художественной, общественно-полезной, досуговой, их комплексная представленность обеспечивают самостоятельность, активность, творческое отношение к делу и адекватное развитие их мыслительных способностей, а также полноценную нравственную, умственную, художественную и физическую воспитанность детей;
- важнейшим источником формирования личности подростка, развития его индивидуальных интеллектуальных возможностей являются общественно полезная деятельность вообще и общественно-организационная, в частности. Общественно-организационная деятельность, включаясь и в учебную, и в спортивную и в другие виды общественно полезной деятельности в качестве их организационного компонента, обладает большими воспитательными возможностями в процессах личностных новообразований, в том числе умственных, высокая общественная активность во внеурочной деятельности обеспечивает
более высокую самоорганизованность на уроках и успешность учения;
- учителя физической культуры, педагоги-тренеры несут большую ответственность за всестороннее развитие детей с моторным интеллектом, они обеспечивают развитие умственных сил и возможностей, познавательного интереса и способностей школьников, увлечение спортом, совершенствуя занятия физкультурой и спортом путем обогащения их содержания и методики приемами развития мыслительных способностей учеников, а также организуя их внеурочную жизнедеятельность с ориентацией на преодоление их одностороннего развития путем вовлечения их в разнообразную деятельность.
Выполненное исследование открывает возможность для разработки конкретных методик, направленных на организацию воспитания интеллектуальных качеств личности и деятельности, взаимодействия как обмена умственными отношениями, составляющих сущностную особенность их физкультурно-спортивной деятельности, на изучение и корректировку каждого из основных интеллектуальных качеств личности.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развития и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями;
- источником противоречив ых взаимосвязей компонентов развития интеллекта, ведущих к целостности, выступает доминирующее явление педагогического процесса, основанное на взаимодействии в системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив», которое обусловливает содержание спортивной деятельности, субъект-субъекгивные позиции воспитанников и педагога-тренера (стимулирование, содействие, взаимопонимание);
- уровень развития интеллекта школьников определяет саморегуляцию их поведения, которая является основой психологических механизмов обеспечения единства сознания и поведения личности; интеллектуальное развитие обусловливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих наряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и абстрагирование, аналитические и синтетические способности и т.д.;
- высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно-социальной активности, соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу внешней регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень творческого потенциала;
- эффективность процесса развития интеллекта личности школьника обусловлена его этапами, каждому из
которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели;
- принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъектную позицию. Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, вне-учебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение их к другим учебным занятиям в школе, зависимость развития личности школьников от направ-
ленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, их профессиональная ориентация. Такая организация ведет к субъективности личности школьников-спортсменов, выступающей в качестве условия и результата интеллектуального развития школьника.
Литература
1. Майнберг Эгхард. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. 31В с.
2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература 1999. 31В с.
3. Портнягин И.И., Данилов Д.А. Воспитание интеллектуально развитой личности. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 170 с.
4. Портнягин П.П. Интеллектуальное развитие школьни-ка-спортсмена. М.: Академия. 1999. 96 с.
5. Portnyagin I.I. The intellectual development of the schoolpupil- sportsman. М.: Academia, 2000. 96 c.
I.I. Portnyagin
The intellectual development of the schoolpupil- sportsman
The is devoted to a problem and ways of a solution of schoolpupils - sportsmen, directed to the intellectual development, in connection with unsufficient elaboration it in theory and practice of pedagogical bases of the development. In this work the possible ways of the development of a population of theoretical and methodical positions, definig conceptual bases of the formation and development of intelligence of the pupils are considered.
УДК 37.01:39 + 796 (571.56)
О.А. Максимова, В.П. Кочнев
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
В статье приводятся материалы по физическому воспитанию детей-эвенков Южной Якутии, которые являются частью духовной кутьтуры этого народа. Физическое воспитание детей с самого раннего возраста способствовало выживанию эвенков в суровых условиях проживания и ведения традиционного вида хозяйства.
Традиции эвенкийского народа по физическому воспитанию детей отражали главным образом знания, накопленные эмпирическим путём. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики, в частности, физического воспитания. Она способствовала сохранности коренных народов из поколения в поколение в суровых условиях Севера.
Предполагается, что эвенки - исконные обитатели Прибайкалья и Забайкалья. Это единственная народность из всех народов Севера, расселившаяся от Оби до Охотского моря. Считается, что часть эвенков во времена нео-
лита ушли в долину Среднего Амура и в Маньчжурию. Другая часть эвенков под напором гуннов в первые века новой эры передвинулась на Северо-Восток Азии и оказалась в центре юкагирской земли, оттеснив часть юкагиров на Север, часть ассимилировав. Так юкагирская земля - территория нынешней Центральной Якутии - стала землей, занятой эвенками. Эвенки (ламуты) в условиях долгого проживания на северо-востоке несколько обособились, особенно в языке. В настоящее время в Красноярском крае находится Эвенкийский национальный округ -центр развития всех форм национальной культуры эвенков [1].
U 97