Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ, ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ И НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ (К 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ РГГУ)'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ, ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ И НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ (К 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ РГГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ГАСТЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ЭВОЛЮЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ОБМЕН ОПЫТОМ / ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Н. В., Артемов О. Ю.

В статье рассматривается опыт научно-педагогической школы по всемирной истории управленческой мысли, действующей при кафедре управления Российского государственного гуманитарного университета. Авторы отмечают важную отличительную особенность РГГУ, позволяющую отнести его к вузам так называемого исследовательского типа, которые генерируют в учебном процессе научные знания и практическую составляющую в соответствии с моделями Вильгельма фон Гумбольдта и Джона Дьюи. Настоящая статья раскрывает значение этих двух важных компонент, демонстрирует, как соединение их друг с другом позволяет получить усиленный кумулятивный эффект и решать различные задачи, в том числе: подготовки студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, развития потенциала профессорско-преподавательского состава, обмена опытом с научным сообществом. Авторы анализируют основные этапы, через которые прошла школа по всемирной истории управленческой мысли, приводят самые значительные публикации ее участников, дают им объективную оценку в свете современного состояния профессионального менеджмента, отмечают значение использования новых творчески организованных форм в образовании, что особенно актуально в условиях его дальнейшего реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Н. В., Артемов О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOL ON THE WORLD HISTORY OF MANAGERIAL THOUGHT AS A KEY ELEMENT IN THE SYSTEM OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE UNIVERSITY WITH THE STUDENT AUDIENCE, FACULTY AND SCIENTIFIC COMMUNITY (ON THE 30TH ANNIVERSARY OF THE RSUH DEPARTMENT OF MANAGEMENT)

The article considers the experience of the scientific and pedagogical school on the world history of managerial thought, which is operated at the Department of Management of the Russian State University for the Humanities. The authors note an important distinctive feature of the Russian State University, that allows it being classified as a so-called “research type”, which generate scientific knowledge and a practical component in the educational process in accordance with the models of Wilhelm von Humboldt and John Dewey. The article reveals the significance of those two important components, demonstrates how combining them with each other allows getting a more enhanced cumulative effect and solving various tasks: preparing students for independent research, developing the potential of the teaching staff, sharing experience with the scientific community. The authors analyze the main stages through which the school on the world history of managerial thought has passed, cite the most significant publications of its participants, give them an objective assessment in the light of the current state of professional management, note the importance of using new creatively organized forms in education, which is especially relevant in the context of its further reform.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ, ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ И НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ (К 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ РГГУ)»

Управление

УДК 378.4:005

DOI: 10.28995/2073-6304-2023-1-10-26

Научно-педагогическая школа по всемирной истории управленческой мысли

как ключевой элемент в системе эффективного взаимодействия вуза

со студенческой аудиторией, профессорско-преподавательским составом и научным сообществом (К 30-летнему юбилею кафедры управления РГГУ)

Наталья В. Овчинникова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, upr-kafedra@rggu.ru

Олег Ю. Артемов Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, upr-kafedra@rggu.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт научно-педагогической школы по всемирной истории управленческой мысли, действующей при кафедре управления Российского государственного гуманитарного университета. Авторы отмечают важную отличительную особенность РГГУ, позволяющую отнести его к вузам так называемого исследовательского типа, которые генерируют в учебном процессе научные знания и практическую составляющую в соответствии с моделями Вильгельма фон Гумбольдта и Джона Дьюи. Настоящая статья раскрывает значение этих двух важных компонент, демонстрирует, как соединение их друг с другом позволяет получить усиленный кумулятивный эффект и решать различные задачи, в том числе: подготовки студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, развития потенциала профессорско-преподавательского состава, обмена опытом с научным сообществом. Авторы анализируют основные этапы, через которые прошла школа по всемирной истории управленческой мысли, приводят самые значительные публикации ее участников, дают им объективную оценку в свете современного состояния профессионального менеджмента, отмечают значение использования новых творчески организованных форм в образовании, что особенно актуально в условиях его дальнейшего реформирования.

© Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю., 2023 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2023, no. 1

Ключевые слова: кафедра управления, научно-педагогическая школа, управленческая мысль, Гастевские чтения, Национальное объединение исследователей истории управленческой мысли, эволюция, методология, научные исследования, междисциплинарные связи, среда профессионального общения, обмен опытом, продвижение инновационных проектов, национальная модель менеджмента

Для цитирования: Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю. Научно-педагогическая школа по всемирной истории управленческой мысли как ключевой элемент в системе эффективного взаимодействия вуза со студенческой аудиторией, профессорско-преподавательским составом и научным сообществом (К 30-летнему юбилею кафедры управления РГГУ) // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2023. № 1. С. 10-26. Б01: 10.28995/2073-6304-2023-1-10-26

Scientific and Pedagogical School on the World History of Managerial Thought as a key element in the system of effective interaction of the university with the student audience, faculty and scientific community (On the 30th anniversary of the RSUH Department of Management)

Natal'ya V. Ovchinnikova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, upr-kafedra@rggu.ru

Oleg Yu. Artemov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, upr-kafedra@rggu.ru

Abstract. The article considers the experience of the scientific and pedagogical school on the world history of managerial thought, which is operated at the Department of Management of the Russian State University for the Humanities. The authors note an important distinctive feature of the Russian State University, that allows it being classified as a so-called "research type", which generate scientific knowledge and a practical component in the educational process in accordance with the models of Wilhelm von Humboldt and John Dewey. The article reveals the significance of those two important components, demonstrates how combining them with each other allows getting a more enhanced cumulative effect and solving various tasks: preparing students

for independent research, developing the potential of the teaching staff, sharing experience with the scientific community. The authors analyze the main stages through which the school on the world history of managerial thought has passed, cite the most significant publications of its participants, give them an objective assessment in the light of the current state of professional management, note the importance of using new creatively organized forms in education, which is especially relevant in the context of its further reform.

Keywords: Department of Management, scientific and pedagogical school, management managerial thought, Gastev scientific conference, National Association of Researchers of the History of Managerial Thought, evolution, methodology, scientific research, interdisciplinary communication, professional communication environment, exchange of experience, promotion of innovative projects, national management model

For citation: Ovchinnikova, N.V. and Artemov, O.Yu. (2023), "Scientific and Pedagogical School on the World History of Managerial Thought as a key element in the system of effective interaction of the university with the student audience, faculty and scientific community (On the 30th anniversary of the RSUH Department of Management)", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 1, pp. 10-26, DOI: 10.28995/2073-6304-20231-10-26

Настоящая статья приурочена к 30-летию образования кафедры управления, действующей в составе факультета управления Института экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». За время своего существования университет достиг многого: стал лидером в области гуманитарного образования в стране, добился широкого признания на международной арене, открыл ряд эксклюзивных, пользующихся повышенным спросом на рынке труда образовательных программ подготовки, сформировал достаточно прочный и конкурентоспособный профессорско-преподавательский состав (96,5% кандидатов и докторов наук), отличающийся новым инновационным и стратегическим мышлением.

Еще одной отличительной особенностью Российского государственного гуманитарного университета является наличие практически на каждой его кафедре и учебном центре отдельных, занимающихся самостоятельными исследованиями в каких-либо специализированных сферах научно-педагогических школ, результаты деятельности которых используются как в научных, так и учебных целях. Данное обстоятельство позволяет отнести наш вуз к университетам так называемого исследовательского типа, гене-

рирующих научные знания и практическую составляющую в соответствии с моделями Вильгельма фон Гумбольдта и Джона Дьюи.

В статье будет проанализирован опыт работы одной из таких школ, действующей при кафедре управления и изучающей всемирную историю управленческой мысли.

Как известно, любая область человеческой деятельности имеет свое начало, становление и последующее развитие - «реперы» и «точки бифуркации», благодаря которым складывается цельное и разностороннее представление о предмете и сущности того или иного нового явления. Если его значение подтверждается временем, накапливается соответствующая доказательная база, появляются полезные положительные наработки, ведутся полемические дискуссии и систематические полевые эксперименты по широкому практическому применению последнего, можно с большой уверенностью утверждать, что мы имеем дело не просто с каким-либо единичным событием или фактом, а отдельной наукой со своим категориальным аппаратом, методами, идеями, концепциями и причинно-следственными связями.

На наш взгляд, управление в течение последних лет приобрело серьезный научно-профессиональный статус и заслужило со стороны современного общества к себе самого пристального внимания и уважения. Однако, чтобы достичь такого положения, ему пришлось пройти через многие трудности, столкнуться с непониманием, выдержать нелицеприятную критику, найти необходимые контраргументы, преодолеть многочисленные барьеры, выстоять и закалиться в отстаивании своих взглядов и позиций. Практически каждая страна, в том числе и Соединенные Штаты Америки в лице «отца научного менеджмента» Фредерика Уинслоу Тейлора, столкнулась с такого рода проблемами и не одно десятилетие пыталась их успешно разрешить.

В этой связи преподавателями Российского государственного гуманитарного университета было инициировано создание научно-педагогической школы по изучению всемирной истории управленческой мысли (далее - Школа), что позволило бы найти ответы на многие вопросы, связанные с зарождением ее истоков, генезисом и современным состоянием.

Научным руководителем Школы с момента ее образования по настоящее время является д-р экон. наук, проф., завкафедрой управления Н.В. Овчинникова. Среди членов научного коллектива школы также можно выделить: д-ра экон. наук, проф. Н.И. Архи-пову, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Макашова, канд. ист. наук, проф. О.Ю. Артемова, канд. техн. наук, проф. Г.А. Шишкову, канд. экон. наук, доц. С.А. Овчинникова, канд. ист. наук, доц. К.А. Чистякову,

канд. ист. наук, доц. С.И. Горелову, канд. экон. наук, доц. А.Ю. Го-риславца и других.

Основная проблематика научных исследований включает изучение научных идей и передового опыта в области управления прошлых лет с целью их использования в деловой практике XXI в. Актуальность такого рода изысканий связана с появлением многочисленных публикаций как в нашей стране, так и за рубежом, в которых не всегда достаточно четко прослеживается единый подход, имеют место противоречия в периодизации этапов зарождения, становления и развития управленческой мысли, даются альтернативные точки зрения, связанные с достижениями тех или иных ученых, оспаривается приоритет их научных идей, приводятся порой субъективные критические замечания, отдельные оценки имеют не экономический, а политизированный характер и т. п. Все эти факторы требуют более тщательного изучения всех имеющихся материалов, расширения границ научного поиска, привлечения к этому процессу самых различных специалистов и выработки необходимого методического инструментария, позволяющего избежать прежних ошибок и альтернативных толкований [Овчинникова, Артемов 2018, с. 24].

Как известно, управление различными объектами, в том числе организациями, представляет собой реальную деятельность людей по достижению определенных целей в каждый конкретный исторический период. При этом данная деятельность претерпевает различные изменения, вызванные к жизни теми или иными открытиями, которые становятся востребованными обществом, когда в них наступает необходимость. Именно этим и занимается всеобщая история управленческой мысли, реконструирующая прошлое, восстанавливающая возникновение и смену научных воззрений и взглядов, изучающая управленческие теории, переходы в них и причинно-следственные связи между ними, объясняющая и раскрывающая характер последних. Исходя из отмеченного выше, императивной целью научных разработок Школы является развитие системы знаний, имеющих отношение к эволюции и методологии управленческой мысли.

Перед Школой поставлены следующие задачи: - проведение и координация исследований в области истории управленческой мысли, в том числе изучение и популяризация национального наследия, периодизация этапов становления и развития управления в России, выделение его особенностей с целью формирования собственной национальной модели менеджмента, разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности

отечественных компаний на основе опыта прошлых лет и т. п.;

- поиск и обоснование междисциплинарных связей истории управленческой мысли с другими науками и областями человеческой деятельности (философия, математика, статистика, политология, экономика, социология, психология, эргономика, инноватика и др.);

- создание среды профессионального общения, обмена информацией, знаниями, опытом и мнениями между учеными, преподавателями, консультантами, хозяйственными практиками, авторами научных трудов по менеджменту и др.;

- содействие в разработке и организации проведения лекционных курсов и семинаров по проблематике истории управленческой мысли в университетах и других высших учебных заведениях России и мира с целью повышения уровня профессиональной подготовки менеджеров;

- подготовка, организация и проведение всероссийских, межвузовских и др. конкурсов на «лучшую курсовую работу», «лучшую выпускную квалификационную работу», «лучшую студенческую научную статью», а также олимпиад в области истории управленческой мысли и современного менеджмента;

- привлечение студентов к активной научной деятельности через создание профильных научных кружков и объединений;

- подготовка тематических антологий, словарей, энциклопедий (в том числе Википедии), хрестоматий и иных справочных изданий, а также создание информационных баз данных по проблематике истории управленческой мысли;

- создание коллекций документальных, фото-, кино- и аудио-материалов по отдельным персоналиям ученых и исследователей в области профессионального менеджмента;

- содействие в ликвидации «белых пятен» и возвращении в широкий научный оборот забытых имен исследователей и практиков, стоящих у истоков зарождения и становления управленческой мысли в России, а также являющихся нашими современниками;

- сравнительный анализ и установление приоритетов в открытии научных идей, концепций, методов и инструментов в области менеджмента;

- организация и проведение event-мероприятий, посвященных празднованию юбилейных дат, относящихся к истории управленческой мысли;

- переводы на русский язык оригинальных научных работ зарубежных ученых и исследователей в области менеджмента;

- оказание помощи в подготовке, рецензировании и публикации монографий, учебников и учебно-методических пособий по истории всемирной управленческой мысли в отечественных и зарубежных изданиях;

- содействие в подготовке кадров в области историографии управленческой мысли, управленческого консалтинга и преподавания управленческих дисциплин;

- участие в деятельности диссертационных советов по менеджменту в качестве официальных членов, научных руководителей, оппонентов, консультантов и др.;

- организация и проведение с целью обмена опытом научных, научно-практических, конферентных, методических и иных организационных мероприятий (конференций, конгрессов, симпозиумов, круглых столов, семинаров и пр.);

- продвижение инновационных проектов и программ в области управления;

- расширение и углубление научных связей Школы с другими профильными научными сообществами.

В деятельности Школы можно выделить шесть основных этапов.

Первый этап: вторая половина 1970-х - 1980-е гг. Предтечей исследований принято считать Московский государственный исто-рико-архивный институт (в настоящее время - ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», РГГУ), в котором были защищены диссертации в области истории управления применительно к государственным структурам на соискание ученой степени кандидатов наук (1969 г. - Д.И. Сольский «Движение за научную организацию труда (К истории НОТ в СССР) 1918-1925», 1977 г. - М.В. Ларин «Ведомственные органы рационализации и их деятельность по совершенствованию государственного аппарата и делопроизводства (1923-1932 гг.)», 1985 г. - В.И. Андреева «Основные направления научной организации управленческого труда и делопроизводства государственного аппарата СССР (по материалам журнальной периодики 1920-х)» и др.). Знаковым событием стало издание в 1987 г. первого в СССР учебного пособия В.И. Маршева «История управленческой мысли» [Маршев 1987], редактором которого выступил завкафедрой основ государственного управления, д-р техн. наук, проф. Л.В. Котин. Также следует отметить, что данное пособие было подготовлено для студентов МГИАИ, изучающих специальный курс с аналогичным названием. Позже В.И. Маршев перенес его чтение в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Второй этап: 1990-е гг. Связан с созданием РГГУ и выбранным им курсом развития в сторону университетов нового учебно-ис-

следовательского типа, сочетающих академический и прикладной подходы. В этой связи кафедрой управления было предложено продолжить разработку курса «История управленческой мысли» и перенести ее в основной блок учебных дисциплин, подняв, таким образом, ее статус. Сначала дисциплина читалась один, а спустя некоторое время - уже два семестра. В этот период велась активная работа по подготовке всех необходимых учебных и учебно-методических материалов (учебника [Овчинникова, Макашов, Артемов и др. 1994], рабочей программы и рабочих тетрадей студентов). 1995 год подтвердил правильность такого решения, так как в государственном образовательном стандарте по специальности Менеджмент обращалось внимание на обязательное изучение данного курса.

Третий этап: 2001-2011 гг. Характеризуется активным написанием монографий по отдельным периодам истории мировых цивилизаций, среди которых следует выделить труды Н.В. Овчинниковой и И.Н. Макашова «Управление в древних цивилизациях» [Овчинникова, Макашов 2004], удостоенную Диплома лауреатов конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов, «Всемирная история управленческой мысли» [Овчинникова, Макашов 2007], «История управления в государствах Ближнего Востока и Европы (1-ХУШ вв.)» [Овчинникова, Макашов 2008], «Управленческая мысль Западной Европы, США и Японии (XIX-XX вв.)» [Овчинникова, Макашов 2011]. Данные работы вошли в «золотой фонд» книг по истории управленческой мысли, поскольку все имеющиеся до этого времени исследования представляли информацию в общем виде и каждому периоду посвящали от 30 до 50 страниц текста. Очевидно, что многие вопросы оставались не до конца изученными, обрывочными и мало связанными друг с другом. Научная ценность данных монографий объясняется тем, что были проанализированы все основные периоды, страны, области человеческой деятельности, к которым управление имело самое непосредственное отношение (государство, религия, армия, сельское хозяйство, строительство, образование, наука и др.), введены в научный оборот новые архивные и переводные материалы, дана авторская оценка идеям прошлых лет именно со стороны управленческой, а не политологической и/или экономической составляющей. Кроме того, в этот же период собираются материалы по исследованию научных идей американских [Архипова 2008], европейских и российских ученых [Овчинникова 2004; Овчинникова 2005] в целях сравнительного анализа их взглядов на те или иные проблемы управления, а также уточнения страновых приоритетов в их открытии [Чистякова 2006; Чистякова, Овчинникова 2008; Троицкий, Овчинникова 2009]. В результате исследований

были выявлены пары ученых, являющихся первооткрывателями близких по смыслу и содержанию научных идей. Среди них Ф.У. Тейлор и О.А. Ерманский, А. Файоль и А.К. Гастев, Э. Мэйо и Н.А. Витке, Л. фон Берталанфи и А.А. Богданов.

Четвертый этап: 2010-2012 гг. Реализуется крупномасштабный проект «Российская управленческая мысль XX - начала XXI в.», являющийся своеобразной данью нашим ученым и исследователям, внесшим свой вклад в становление и развитие управленческой мысли (в 2010 г. подготовлена первая1, а в 2012 г. - вторая часть справочника2, содержащего имена более 200 отечественных ученых и практиков XX-XXI вв. Авторскому коллективу удалось на основе изложения жизнеописаний и важнейших достижений главных теоретиков и практиков менеджмента отразить историю возникновения и становления этой науки в России. Собранные вместе, эти материалы позволяют получить широкую историческую картину развития идей и реальных практических методов управления, способствовавших формированию представлений об отечественном менеджменте как важном национальном достоянии.

Пятый этап: 2013-2020 гг. Исследуются взаимосвязи истории управленческой мысли с современными взглядами на профессиональный менеджмент. Среди его основных результатов выделим:

- издание в 2013 г. коллективного учебника «История управленческой мысли» [Овчинникова, Макашов, Артемов и др. 2013], аккумулировавшего в себе основные результаты работы Школы за последние 20 лет и заслуженно ставшего, на наш взгляд, победителем конкурса учебно-методических проектов в номинации «Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры»;

- подготовка в 2016 г. И.Н. Макашовым и Н.В. Овчинниковой пятой монографии «Управленческая мысль России (IX -начало XXI в.) [Овчинникова, Макашов 2016], завершающей цикл многолетних исследований, ведущих свое начало с Древнего мира. В работе показаны место и роль России в общемировом управленческом процессе, рассмотрены ее на-

1 Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю, Макашов И.Н. Российская управленческая мысль XX - начала XXI в.: Краткий энциклопедический справочник. М.: РГГУ, 2010. 373 с.

2 Российская управленческая мысль XX - начала XXI в. [Электронный ресурс] = Russian management thought of the 20th and early 21st century: Краткий энциклопед. справочник / Редкол.: Н.И. Архипова [и др.]. М.: РГГУ, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

циональные особенности, приведены имена государственных деятелей и ученых, занимающихся проблемами эффективного управления, исследованы полученные ими результаты, прокомментированы отдельные критические замечания с позиции оценок сегодняшнего времени;

- исследования С.А. Овчинниковым биографии и научных идей видного американского ученого в области управленческого консалтинга П.Ф. Друкера [Овчинников 2012; Овчинников 2016], а также обоснование вместе с О.Ю. Артемовым альтернативного взгляда на историю профессионального маркетинга, которая началась не в США (как это традиционно принято считать), а в феодальной Японии второй половины XVII в. (по материалам семейства Мицуи) [Артемов, Овчинников 2017];

- подготовка и начало чтения с 2018 г. для магистрантов, обучающихся в РГГУ по историческим направлениям и направ-ленностям, дисциплины «Теория и практика управления в гуманитарной сфере», одной из целей которой является ознакомление с истоками формирования гуманистических управленческих идей и взглядов и их дальнейшей эволюцией в разные исторические периоды в различных странах);

- введение с 2020 г. во все учебные планы бакалавриата общего курса по менеджменту, подготовка по которому начинается с изучения истории управленческой мысли.

Шестой этап: 2021 гг. - по настоящее время. Школа получила собственную научную площадку для обмена идеями и опытом. Ею стали Гастевские чтения, инициированные в 2017 г. правнуком Алексея Капитоновича Гастева А.А. Ткаченко-Гастевым, предложившим вернуть в сегодняшнее время имя великого российского исследователя-практика в области управления и научной организации труда. С 2021 г. данное мероприятие начало проводиться под патронажем Российского государственного гуманитарного университета, который в 2022 г. зарегистрировал название «Гастевские чтения» в качестве официального товарного знака.

Огромное значение Гастевских чтений состоит в объединении людей самых разных профессий и видов деятельности (историки, литературоведы, физиологи, социологи, психологи, архитекторы и др.), которые интересуются личностью и работами А.К. Гастева, а также других исследователей и практиков 1920-1930-х гг. За пять лет проведения чтений в них приняли участие докладчики из Франции и Казахстана, а также преподаватели из таких российских вузов, как: ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министер-

ства иностранных дел Российской Федерации», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (Университет МАДИ), ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)», Институт права и управления ОАНО ВО «МШУ», ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е. Жуковского и др. Гастевские чтения позволяют исследователям услышать и увидеть друг друга, выйти из виртуального поля в реальные дискуссии, что ведет к мобилизации усилий ученых и практиков, обмену идеями и вдохновляет преподавателей и студентов на новые открытия в самых разных научных и профессиональных областях.

14 апреля 2022 г. в рамках IV Гастевских чтений было предложено создать общественную организацию - Национальное объединение исследователей истории управленческой мысли, что получило широкое одобрение со стороны научной общественности. Гастевские чтения также были определены как база для проведения ежегодных заседаний общего собрания нового объединения. В настоящее время подготовлены необходимые для организации его деятельности уставные документы и начаты действия по расширению связей со всеми заинтересованными лицами.

В качестве новой приоритетной цели была выдвинута идея о продолжении исследований, связанных с популяризацией достижений отечественных ученых в области управления, а также поиском и обоснованием национальной модели менеджмента, характеризующей применяемые сегодня административные методы руководства российскими компаниями.

Началом данного процесса стала подготовленная Н.В. Овчинниковой и О.Ю. Артемовым статья «К вопросу о разработке национальной модели менеджмента» [Артемов, Овчинникова 2022]. По мнению ее авторов, наша страна, опираясь на методы антикризисного управления, задействовав механизм государственно-частного партнерства и решая в комплексе большой массив самых различных социальных задач, может предложить миру новую экономико-гуманистическую модель, в которой будут задействованы органы государственной власти, местного самоуправления, бизнес-структуры, работники и/или их представители.

За годы работы Школы было опубликовано более 20 монографий, учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, а также около

1000 научных статей. Ее наработки широко используются в учебном процессе и воспитательной работе со студентами.

На последнем особо хочется заострить внимание и отметить, что траектория преемственности поколений занимает в деятельности кафедры управления одно из центральных мест. Ее преподаватели приступают к работе с первокурсниками, поступившими на направление 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), и открывают цикл управленческих курсов двухсеместровой дисциплиной «История управленческой мысли», которая предусматривает не только лекции и семинары, но и подготовку презентаций, круглые столы, экскурсии на передовые предприятия, защиту авторской курсовой работы. Кроме этого, все желающие приглашаются стать членами студенческого научного кружка по истории управленческой мысли (руководители Н.В. Овчинникова и С.А. Овчинников), который действует уже четверть века. Такой системный, комплексный подход позволяет уже на начальном этапе обучения заинтересовать студентов, помочь им проследить связи управления со многими областями человеческих знаний, дать возможность выбора для дальнейших исследований наиболее предпочтительной из них и развить данный интерес благодаря чтению профессионально ориентированных и специальных курсов, проведению учебной, производственной и преддипломной практик, написанию курсовых и выпускной квалификационной работы.

Также стоит отметить и воспитательную работу Школы. Так, в 2020 г. прошли конференция и межвузовский конкурс исследовательских и творческих работ студентов «75 лет Победы. Уроки истории». Инициатива их проведения принадлежала кафедре управления. Его соорганизаторами стали еще два московских вуза - Финансовый университет при правительстве РФ и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Данные мероприятия заранее широко анонсировались пресс-службой РГГУ на главной странице сайта университета и в социальных сетях. В итоге их посетили 120 человек, которые приняли участие в обсуждении следующих тем: перестройка государственного аппарата, особенности управленческих решений в управлении промышленными предприятиями в годы Великой Отечественной войны, мобилизационное развертывание оборонной промышленности (на примере завода Красное Сормово), трудовые подвиги в тылу (история одной семьи), трудовые подвиги одного города (на примерах Архангельска и Ленинграда), экономические аспекты в системе управления различными отраслями народного хозяйства, организация и нормирование труда, методы управления учреждениями культуры и образования, видные управленцы 1941-1945 гг.

С 2021 г. в рамках Гастевских чтений была выделена отдельная студенческая секция, которая проводится на следующий день после основного пленарного заседания. На ней студентами представляются доклады и презентации, посвященные различным сторонам наследия А.К. Гастева и других советских ученых 1920-1930-х гг., а также возможностям его применения к практике работы современных российских предприятий.

В том же 2021 г. при кафедре управления в рамках проблематики Школы (6-й этап развития) создается второй научный кружок для старшекурсников по актуальным проблемам управления (руководители Г.А. Шишкова и А.В. Зайцева), связующий теорию управления с конкретной практикой профессионального менеджмента. В качестве подтверждения можно привести научно-практические семинары «Великие уроки истории в управлении» (2021 г.), «Профессии будущего в менеджменте XXI в.» (2022 г.), «Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность» (2022 г.) и др., в рамках которых обсуждались такие вопросы, как: конфликт интересов и декларируемых ценностей промышленных корпораций; особенности развития внешних коммуникаций компаний в условиях протекционизма и глобализации; проблемы кросс-культурного поведения организаций; применение современных моделей ресурсного менеджмента; стартапы как эффективный способ продвижения инноваций; трендвотчинг; бережливое производство; agile менеджмент в деятельности менеджеров нового поколения.

Несмотря на определенные различия, оба кружка имеют друг с другом тесные связи. Так, к примеру, студенты, познакомившиеся на 1-м курсе с научным наследием А.К. Гастева, выяснили, что в 1930-е гг. в Японии был создан специальный исследовательский институт с целью изучения и адаптации идей советского ученого. Позже, после изучения на старших курсах современного производственного менеджмента, им удалось найти ряд пересечений опыта предприятий СССР с известными системами канбан и кайдзен, предложенными концерном "Toyota" и считающимися его ноу-хау. В результате была предложена интересная сравнительная таблица такого рода соответствий, убедительно доказывающая приоритет нашей страны в создании концепции бережливого производства, которая впоследствии на Западе получила название «lean менеджмента».

В конце статьи еще раз подчеркнем, что история управленческой мысли - это наука, позволяющая соединить в себе знания из различных дисциплин и областей человеческой деятельности. Все они в той или иной степени связаны с работой современных

организаций и позволяют вести поиск новых форм, методов и инструментов, направленных на их дальнейшее совершенствование. И в этом им могут помочь как опыт прошлых поколений, так и открытия нового времени. Вот почему так важно продолжать исследования, что предполагает не только упорядочение свершившихся событий в хронологическом порядке, но и анализ влияния различных общественных сил, методов и приемов на деятельность организаций в динамике, а также использование их в интегрированном виде.

На наш взгляд, менеджмент должен стать одним из наиболее важных инструментов создания новой, преуспевающей России. Как отмечал Питер Друкер:

...в новом веке главным фактором станет производительность работников умственного труда, поэтому уже сегодня следует искать ответы на вопросы, чем определяется эта производительность, как добиться ее повышения, как управлять работниками умственного труда, как применить опыт менеджмента. [Друкер 1994, с. 63].

Похожая мысль была высказана и нашим президентом В.В. Путиным на инвестфоруме «Россия зовет!» (20 ноября 2019 г.): «Прежде всего, правительству России, нашему деловому сообществу необходимо добиться кардинальных сдвигов в увеличении производительности труда на основе современных передовых технологий, роста квалификаций и новых компетенций»3, задействовав для этого весь накопленный страной потенциал.

Литература

Артемов, Овчинников 2017 - Артемов О.Ю., Овчинников С.А. Из истории международного маркетинга. США и Япония - борьба за право считаться первой страной, открывшей миру маркетинговые технологии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право. 2017. № 2. С. 43-54. Артемов, Овчинникова 2018 - Артемов О.Ю., Овчинникова Н.В. Научные приоритеты РГГУ в изучении истории управленческой мысли // Актуальные проблемы управления: история и современность: Материалы Всерос. науч. конф. V Сперанские чтения. М.: РГГУ, 2018. С. 15-35. Артемов, Овчинникова 2022 - Артемов О.Ю., Овчинникова Н.В. К вопросу о разработке национальной модели менеджмента // Эффективное управление

3 Путин В.В. Выступление на инвестфоруме «Россия зовет!» // РИА Новости. 2019. 20 нояб.

в целях устойчивого развития: Всерос. науч. конф. Москва, 2022 г.: Сб. статей / Отв. ред. Н.И. Архипова. М.: РГГУ, 2022. С. 19-25.

Архипова 2008 - Архипова Н.И. Еще раз о Ф.У. Тейлоре // Наука и искусство управления. Вестник Института экономики, управления и права РГГУ. 2008. № 1. С. 14-25.

Друкер 1994 - Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994. 191 с.

Маршев 1987 - Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: МГИАИ, 1987 (1988). 277 с.

Овчинников 2012 - Овчинников С.А. Некоторые проблемы управления и экономического развития России в свете идей Питера Друкера // Вестник экономической интеграции. 2012. № 10. С. 117-122.

Овчинников 2016 - Овчинников С.А. Питер Фердинанд Друкер как экономический мыслитель и философ современного менеджмента: Монография. М.: Проспект, 2016. 107 с.

Овчинникова 2004 - Овчинникова Н.В. Развитие управленческой мысли в России во второй половине XX века. М.: РГГУ, 2004. 237 с.

Овчинникова 2005 - Овчинникова Н.В. История развития теории и практики управления в России в XX веке. М.: Изд-во Ипполитова, 2005. 199 с.

Овчинникова, Макашов 2004 - Овчинникова Н.В., Макашов И.Н. Управление в древних цивилизациях: Монография. М.: Спутник+, 2004. 248 с.

Овчинникова, Макашов 2007 - Овчинникова Н.В., Макашов И.Н. Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс. М.: РГГУ, 2007. 669 с.

Овчинникова, Макашов 2008 - Овчинникова Н.В., Макашов И.Н. История управления в государствах Ближнего Востока и Европы (I-XVIII вв.): Монография. М.: Спутник+, 2008. 505 с.

Овчинникова, Макашов 2011 - Овчинникова Н.В., Макашов И.Н. Управленческая мысль Западной Европы, США и Японии (XIX-XX вв.). М.: Спутник+, 2011. 743 с.

Овчинникова, Макашов 2016 - Овчинникова Н.В., Макашов И.Н. Управленческая мысль России (IX - начало XXI в.). М.: Спутник+, 2016. 688 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овчинникова, Макашов, Артемов и др. 1994 - Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю., Макашов И.Н. История развития управленческой мысли: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1994. 90 с.

Овчинникова, Макашов, Артемов и др. 2013 - Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю., Макашов И.Н. История управленческой мысли. М.: РГГУ, 2013. 688 с.

Троицкий, Овчинникова 2009 - Троицкий А.В., Овчинникова Н.В. А.А. Богданов как экономический и социальный мыслитель. М.: РГГУ, 2009. 53 с.

Чистякова 2006 - Чистякова К.А. Вклад Н.А. Витке в развитие управленческой мысли. М.: Спутник+, 2006. 97 с.

Чистякова, Овчинникова 2008 - Чистякова К.А., Овчинникова Н.В. Школа «человеческих отношений» и ее формирование (спорный вопрос приоритета России перед США) // Наука и искусство управления. Вестник института экономики, управления и права. 2008. № 2. С. 28-36.

References

Arkhipova, N. (2008), "Once again about F.W. Taylor", RSUH/RGGUBulletin "The science and art of management", no. 1, pp. 14-25.

Artemov, O.Yu. and Ovchinnikov, S.A. (2017), "From the history of international marketing. The USA and Japan in fighting for the right to be considered the first country to open marketing technologies to the world", RSUH/RGGU Bulletin "Economics. Management. Law"Series, no. 2, pp. 43-54.

Artemov, O.Yu. and Ovchinnikova, N.V. (2018), "Scientific priorities of RSUH in the study of the history of managerial thought", Archipova N.I. (ed.), Aktual'nye problemy upravleniya: istoriya i sovremennost'. V Speranskie chteniya. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Current issues of management. history and present. Proceedings of the V Speranskii All-Russian Scientific Conference], RGGU, Moscow, Russia, pp. 15-35.

Artemov, O.Yu. and Ovchinnikova, N.V. (2022), "On the issue of developing a national management model", Archipova N.I. (ed.), Effektivnoe upravlenie u tselyakh ustoichi-vogo razvitiya: Vseros. nauch. konf. Sb. statei [Effective governance for sustainable development: All-Russian Scientific Conference. Collection of articles], RGGU, Moscow, Russia, pp. 19-25.

Chistyakova, K.A. (2008). Vklad N.A. Vitke v razvitie upravlencheskoi mysli [N.A. Vitke's contribution to the development of managerial thought], Sputnik+, Moscow, Russia.

Chistyakova, K.A. and Ovchinnikova, N.V. (2008), "The School of 'Human Relations' and its Formation (the Controversial Question of Russia's Priority over the United States)", Nauka i iskusstvo upravleniya. Vestnik instituta ekonomiki, upravleniya i prava, no. 2, pp. 28-36.

Drucker, P. (1994), Upravlenie, natselennoe na rezul'taty [Managing for results], Moscow, Russia.

Marshev, V.I. (1987), Istoriya upravlencheskoi mysli [The history of managerial thought], MGIAI, Moscow, Russia.

Ovchinnikov, S.A. (2012), "Some issues of governance and economic development of Russia in the light of Peter Drucker's ideas", Vestnik ekonomicheskoi integratsii, no. 10, pp. 117-122.

Ovchinnikov, S.A. (2016), Piter Ferdinand Druker kak ekonomicheskii myslitel' i filosof sovremennogo menedzhmenta: Monografiya [Peter Ferdinand Drucker as an economic thinker and philosopher of modern management. Monograph], Prospect, Moscow, Russia.

Ovchinnikova, N.V. (2004), Razvitie upravlencheskoi mysli v Rossii vo vtoroi polovine XX veka [The development of managerial thought in Russia in the second half of the 20th century], RGGU, Moscow, Russia.

Ovchinnikova, N.V. (2005), Istoriya razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii v XX veke. [The history of the development of management. Theory and practice in Russia in the 20th century], Izd. Ippolitova, Moscow, Russia.

Ovchinnikova, N.V. and Makashov, I.N. (2004), Upravlenie v drevnikh tsivilizatsiyakh: Monografiya [Governance in Ancient civilizations. Monograph], Sputnik+, Moscow, Russia.

Ovchinnikova, N.V. and Makashov, I.N. (2007), Vsemirnaya istoriya upravlencheskoi mysli:

Kratkii kurs [The World History of Managerial Thought], RGGU, Moscow, Russia. Ovchinnikova, N.V. and Makashov, I.N. (2008), Istoriya upravleniya v gosudarstvakh Blizh-nego Vostoka iEvropy (I-XVIII vv.):Monografiya [History of governance in the States of the Middle East and Europe (1st-18th centuries)], Sputnik+, Moscow, Russia. Ovchinnikova, N.V. and Makashov, I.N. (2011), Upravlencheskaya mysl' Zapadnoi Evropy, SShA i Yaponii (XIX-XX vv.) [Managerial thought of Western Europe, USA and Japan (19th - 20th centuries)], Sputnik+, Moscow, Russia. Ovchinnikova, N.V. and Makashov, I.N. (2016), Upravlencheskaya mysl' Rossii (IX -nachaloXXIv.) [Managerial thought of Russia (9th - early 21st century)], Sputnik+, Moscow, Russia.

Ovchinnikova, N., Makashov, I. & Artemov, O. (1994), Istoriya razvitiya upravlencheskoi mysli: Ucheb. posobie [The history of the development of managerial thought. Learning manual], RGGU, Moscow, Russia. Ovchinnikova, N.V., Artemov, O.Yu. and Makashov, I.N. (2013), Istoriya upravlencheskoi mysli [The history of managerial thought], RGGU, Moscow, Russia. Troitskii, A.V. and Ovchinnikova, N.V. (2009), A.A. Bogdanov kak ekonomicheskij i social'nyj myslitel' [A.A. Bogdanov as economic and social thinker], RGGU, Moscow, Russia.

Информация об авторах

Наталья В. Овчинникова, доктор экономических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; upr-kafedra@rggu.ru

Олег Ю. Артемов, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; upr-kafedra@rggu.ru

Information about the authors

Natal'ya V. Ovchinnikova, Dr. of Sci. (Economics), professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; upr-kafedra@rggu.ru

Oleg Yu. Artemov, Cand. of Sci. (History), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; upr-kafedra@rggu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.