Научная статья на тему 'Научно-педагогическая деятельность А. Н. Ждан(материалы к 80-летнему юбилею)'

Научно-педагогическая деятельность А. Н. Ждан(материалы к 80-летнему юбилею) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
847
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / А.Н. ЖДАН / П.Я. ГАЛЬПЕРИН / ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА / A.N. ZHDAN / P.YA. GALPERIN / HISTORY OF PSYCHOLOGY / DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY / LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно-исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития. Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic research and teaching profession of A.N. Zhdan

On a par with the analysis of the Russian history of psychology development the paper characterizes academic research and teaching profession of one of the greatest contemporary historians of psychology Antonina Nikolaevna Zhdan, Distinguished Professor of Lomonosov Moscow State University, Corresponding Member of the Russian Academy of Education. The paper shows her contribution to the international and national history of psychology, historical and scientific research of the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University, and the history of psychology teaching at the Department of General Psychology, Lomonosov Moscow State University. We give an account of the origin of the historical and psychological research in the Russian empire and Soviet times: Psychological Institute (1914) of Lomonosov Moscow State University and the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University (established in 1966). The role of A.N. Zhdan in finalizing the encyclopedias devoted to the 250th anniversary of Lomonosov Moscow State University is distinguished. We mention Antonina N. Zhdan’s teacher, Peter Ya. Galperin, who was the first to develop a training course on the history of psychology that serves as a basis for creating and then publishing a university course curriculum and a manual. The paper highlights the constructive role of academic research and teaching profession of A.N. Zhdan to develop the first Russian university fundamental textbook on the history of psychology which she positioned from the perspective of L.S. Vygotsky’s cultural historical psychology, A.N. Leontiev’s theory of activity and P. Ya. Galperin’s concept of orienting activity. We analyze the work of A.N. Zhdan on various aspects of the history of psychology and the establishing theoretical principles of its research and development. The significance of A.N. Zhdan’s works for developing methodology of psychology is emphasized. It is particularly stressed that this line of research characterizes the academic school of the history of international and Russian psychology with her active participation.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая деятельность А. Н. Ждан(материалы к 80-летнему юбилею)»

Национальный психологический журнал №4(16)/2014, 3-3 УДК: 159.9(091); 159.9(092) Оригинальная статья

National Psychological Journal #4(16)/2014, 3-3 doi: 10.11621/npj.2014.0401 Original Article

Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан

(Материалы к 80-летнему юбилею)

И.Н. Семенов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Поступила 8 ноября 2014/ Принята к публикации: 26 ноября 2014

Academic research and teaching profession of A.N. Zhdan

(Materials for the 80th anniversary)

Igor N. Semenov National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia

Received: November 8, 2014 / Accepted for publication: November 26, 2014

"О статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно-исследовательская и преподавательская деятельность В одного из крупнейших современных историков психологии - заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны -Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития.

Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

Ключевые слова: история психологии, А.Н. Ждан, П.Я. Гальперин, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

s^s n a par with the analysis of the Russian history of psychology development the paper characterizes academic research and teaching profession of one of the greatest ^^ contemporary historians of psychology Antonina Nikolaevna Zhdan, Distinguished Professor of Lomonosov Moscow State University, Corresponding Member of the Russian Academy of Education. The paper shows her contribution to the international and national history of psychology, historical and scientific research of the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University, and the history of psychology teaching at the Department of General Psychology, Lomonosov Moscow State University. We give an account of the origin of the historical and psychological research in the Russian empire and Soviet times: Psychological Institute (1914) of Lomonosov Moscow State University and the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University (established in 1966). The role of A.N. Zhdan in finalizing the encyclopedias devoted to the 250th anniversary of Lomonosov Moscow State University is distinguished. We mention Antonina N. Zhdan's teacher, Peter Ya. Galperin, who was the first to develop a training course on the history of psychology that serves as a basis for creating and then publishing a university course curriculum and a manual. The paper highlights the constructive role of academic research and teaching profession of A.N. Zhdan to develop the first Russian university fundamental textbook on the history of psychology which she positioned from the perspective of L.S. Vygotsky's cultural historical psychology, A.N. Leontiev's theory of activity and P. Ya. Galperin's concept of orienting activity.

We analyze the work of A.N. Zhdan on various aspects of the history of psychology and the establishing theoretical principles of its research and development. The significance of A.N. Zhdan's works for developing methodology of psychology is emphasized. It is particularly stressed that this line of research characterizes the academic school of the history of international and Russian psychology with her active participation. Keywords: history of psychology, A.N. Zhdan, P.Ya. Galperin, Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University.

урное развитие психологическом науки и социальной практики в начале XXI в. сопровождается ростом интереса специалистов в области человекознания к истории психологии, необходимой для обоснования проводимых ими исследований и разработки психотехнологий. Конструктивно обогащаются традиции изучения истории психологии, зародившиеся еще в дореволюционном российском чело-векознании (М. Вербжболович, М. Вла-диславлев, Н. Лосский, М. Троицкий, Г. Челпанов и др.) и развитые в советское время (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Е.А. Бу-дилова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, К. Ра-муль, В.А. Роменец, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, М.В. Соколов, Б.М. Теплов, О.М. Тутунджян, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский и др.). В плеяде современных российских историков психологии (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.В. Большакова, Б.С. Бра-тусь, А.А. Деркач, А.В. Карпов, Е.А. Кли-

мов, В.А. Кольцова, В. Лейбин, В.А. Ма-зилов, Т.Д. Марцинковская, О.Г. Носкова, В.И. Олешкевич, И.Н. Семенов, С.Д. Смирнов, Е.Е. Соколова, Е.Б. Старовойтенко, В.В. Умрихин, А.М. Эткинд, А.В. Юревич и др.) Антонина Николаевна Ждан занимает особое место. Она является старейшим авторитетным ученым в этой области гуманитарного знания и автором первого в стране фундаментального университетского учебника по истории психологии, который был успешно апробирован ей самой в процессе обучения студентов психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и сейчас эффективно используется во многих университетах страны.

В 2014 г. психологическая общественность отмечает 80-летний юбилей Антонины Николаевны Ждан - члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии МГУ, члена редколлегии журнала «Методология и история психологии». Она является также «Заслуженным профессором Московского университета», членом совета московского отделения Российского психологического общества и членом редколлегии журнала «Методология и история психологии». Вклад ученой в науку и образование отмечен государственными наградами - медалями «За трудовое отличие» (1976), «Ветеран труда» (1987), «В память 850-летия Москвы» (1997).

Вся более чем полувековая научно-преподавательская деятельность А.Н. Ждан связана с МГУ им М.В. Ломоносова. Она началась на психологическом отделении философского факультета и продолжилась на факультете психологии, начиная со времени его основания (1966) вплоть до сегодняшнего дня.

Становление А.Н. Ждан как психолога происходило под влиянием плодотворных идей культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, теории дея-

Игорь Никитович Семенов - доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» E-mail: i_samenov@mail.ru

тельности А.Н. Леонтьева, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. С этими идеями она знакомилась не только по изданным впервые (во время Хрущевской оттепели в период ее научной молодости) фундаментальным трудам Л.С. Выготского (1956, 1960), но и по развивающим их докладам и воспоминаниям его непосредственных учеников (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Элькони-на), которые профессорствовали в МГУ и работали над дальнейшим творческим развитием культурно-исторического подхода в виде общепсихологической теории предметной деятельности.

Как ученый-исследователь А.Н. Ждан формировалась в научной школе педагогической психологии Петра Яковлевича Гальперина (Семенов, 2012). Под его научным руководством на основе разработанной им концепции ориентировки (как предмета психологии) и реализующего ее метода (поэтапного формирования умственных действий и понятий) молодая ученая защитила в 1968 г. в МГУ кандидатскую диссертацию «Опыт применения психологической теории о типах учения к построению учебного предмета (морфологии русского языка)» (Гальперин, 1966, 1977). Диссертация была посвящена проблеме формирования языкового мышления и развивала психолого-педагогическую концепцию П.Я. Гальперина.

Параллельно с этой работой, Петр Яковлевич привлек А.Н. Ждан к ассистированию своих лекций по истории психологии, которые он читал в 19501970-е гг. вначале на психологическом отделении философского факультета МГУ, позднее на созданном психологическом факультете. В этот период, примерно полвека назад на историко-пси-хологических лекциях П.Я. Гальперина я и познакомился с Антониной Николаевной, которая поразила меня своим вдумчивым интересом к такой непростой и мало разработанной в то время области человекознания, как история психологической мысли в ее взаимодействии с философией и естествознанием.

В первой половине 1960-х гг. в нашей стране еще не было книг и учебников, специально посвященных истории зарубежной психологии, хотя ряд ее направлений критически анализи-

ровали в своих трудах Л.С. Выготский (1956, 1960), А.Н. Леонтьев (1959), П.Я. Гальперин (1966, 1967), С.Л. Рубинштейн (1946, 1957, 1959) и его ученики: Л.И. Ан-цыферова (1974), Е.В. Шорохова (1961), М.Г. Ярошевский (1961, 1966). Отметим, что «История психологии» последнего вышла первым изданием лишь в 1966 г. и носила скорее монографический, чем учебный характер.

Несмотря на то, что А.Н. Ждан в этот период - период организации А.Н. Леонтьевым нового факультета психологии в МГУ - вела кропотливую научную, педагогическую и административную работу, она приняла от П.Я. Гальперина нелегкую эстафету по разработке теоретических основ, педагогических методов и дидактических средств преподавания университетского курса по истории психологии. Это вылилось в многолетнее фундированное изучение ею с начала 1970-х гг. эволюции психологического познания и в кропотливую подготовку необходимых учебных планов, университетских программ и цикла пособий по стандартному курсу «История психологии» для студентов психологических факультетов университетов. Таким образом, начав преподавание в МГУ курса «История психологии» вслед за своим учителем П.Я. Гальпериным, А.Н. Ждан органично вписалась в научно-педагогическую деятельность кафедры общей психологии психологического факультета Московского университета (Семенов, 2012), где она успешно работает и доныне.

Начало успешной работе Антонины Николаевны на данной кафедре было положено подготовкой (под руководством П.Я. Гальперина) к изданию первой в послевоенное время современной историко-психологической хрестоматии (1980), создание которой продолжало имевшиеся в отечественной науке антологические традиции издания первоисточников по психологии (Снегирев, 1893; Корнилов, 1927 и др.). Хотя на рубеже 1970-1980-х гг. в стране уже был издан ряд книг по истории русской и зарубежной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, М.В. Соколов, Е.А. Будилова, А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский, Л.И. Анцыферова, А.А. Смирнов и др.), однако ее объективное и систематическое изучение затруднялось из-за недостатка переводов оригинальных

первоисточников. Важность непосредственной работы с ними ученого-профессионала отмечали философы (Кузнецова и др., 1977) и это ясно понимали классики отечественного человекозна-ния Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Те-плов, Г.И. Челпанов. Так, последний еще до революции приложил много усилий для публикации в периодических изданиях «Вопросы философии и психологии» и «Новые идеи в философии» текстов оригинальных психологов, например, основателя Вюрцбургской школы О. Кюльпе (Семенов, 1972, 1973). Поэтому в дальнейшем в первые советские десятилетия создатель культурно-исторической теории Л.С. Выготский (Семенов, 1972) был методологически верен ее историко-научной реализации, что выразилось, в частности, в издании им под своей редакцией ряда оригинальных трудов корифеев психологической мысли (Э. Торндайка, К. Коффки, Ж. Пиаже и др.) с обширными и глубокими предисловиями, которые были потом использованы и обобщены им в фундаментальных трудах «Мышление и речь» (1934) и «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Именно от идей последней из указанных работ Л.С. Выготского отталкивался П.Я. Гальперин при создании периодизации истории психологии ХХ в. и при чтении в МГУ как классических, так и современных разделов соответствующего учебного курса. В связи с необходимостью историко-научного обоснования концепции ориентировки, его в истории зарубежной психологии особенно интересовала методологическая критика бихевиоризма (1967) и «пиажиз-ма» (1966). Заочной теоретико-экспериментальной «дискуссии» с Ж. Пиаже были посвящены теоретические статьи П.Я. Гальперина (в том числе с Д.Б. Эль-кониным, 1969) и исследования его ученицы - известного возрастного психолога Л.Ф. Обуховой (1981). Несмотря на это, при разработке П.Я. Гальпериным с А.Н. Ждан проспекта первой хрестоматии по истории психологии 1910-1960-х гг. в ней были объективно представлены все основные подходы зарубежной психологической мысли. В дальнейшем под их совместной редакцией эта хрестоматия постоянно переиздается (2002

и др.) и пользуется заслуженным вниманием не только студентов, но и ученых-психологов, философов и других гуманитариев, поскольку она является хорошим ориентиром в процессе развития психологического познания в ХХ в.

В своих последующих историко-на-учных трудах А.Н. Ждан существенно вышла за первоначальные рамки рефлексии перипетий развития психологической мысли периода 1910-1960-х гг., обратившись к анализу всей панорамы истории психологии - от античности до наших дней (1990, 1999, 2005). Причем, ученая (2007, 2007, 2012, 2014 и др.) исследует историю психологии не только зарубежной, но и российской, особое внимание уделяя творчеству ряда отечественных психологов (А.В. Бруш-линский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Чел-панов и др.) и развитию психологического познания на психологическом факультете МГУ (1993, 2011).

Важным направлением научной деятельности А.Н. Ждан является также изучение истории психологии в Московском университете им. М.В. Ломоносова. Результаты этой многолетней работы получили воплощение в ряде ее публикаций, в том числе, в книгах, изданных в связи с 250-летним юбилеем МГУ (2006, 2007, 2010 и др.). Так, под редакцией Антонины Николаевны вышли к этой дате энциклопедический словарь о работавших в университете ученых-психологах с множеством ее персоно-логических статей и позднее - антология, посвященная психологам ХХ века. Позднее ряд статей А.Н. Ждан вошли в фундаментальный энциклопедический словарь «Императорский Московский Университет. 1755-1917» (2010). Во вступительной статье к нему обозначен значительный вклад ученой в создание этого словаря. В таком социокультурном контексте для профессионального образования психологов ею созданы учебные курсы: «История психологии в Московском университете» (читается для студентов психологического факультета МГУ совместно с Б.С. Братусем), а также «Научные психологические школы Московского университета» (для магистратуры различных психологических специализаций).

Подчеркнем, что эта инициатива изучения А.Н. Ждан (2007 и др.) науч-

ных школ факультета психологии МГУ была подхвачена в Институте психологии РАН, где А.Л. Журавлев и Д.В. Ушаков (2006, 2011) с сотрудниками обратились к анализу научной школы психологии творчества Я.А. Пономарева, а также на факультете психологии Высшей школы экономики, где И.Н. Семенов (2009, 2012) обобщил достижения научных школ в изучении творчества и рефлексии. В методологическом плане анализ вклада научных школ в развитие чело-векознания задает новый стратегиаль-но-парадигмальный масштаб изучению истории психологии, что соответствует тенденциям современного науковедения (С.Р. Микулинский, А.П. Огурцов, М.Г. Ярошевский), а также способствует его взаимодействию с эпистемологией (В.А. Лекторский, В.С. Степин, В.С. Швы-рев) и персонологией (В.А. Петровский, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко).

Отметим, что ряд лет А.Н. Ждан (2008 и др.) в качестве члена редколлегии публиковала цикл персонологических статей к знаменательным датам по истории психологии в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики», а также по проблематике сознания и его изучения, которые используются специалистами при изучении рефлексии и творчества (Семенов и др., 2011).

Необходимость создания современного учебника по истории психологии остро возникла в 1966 г. в связи с открытием (в преддверии 18-го всемирного психологического конгресса в г. Москве) факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах, деканами-организаторами которых были академики АПН РСФСР А.Н. Леонтьев и Б.Г. Ананьев. Вышедший в это время фундаментальный труд крупнейшего российского историка психологической науки ХХ в. М.Г. Ярошевского «История психологии» (1966) еще долгое время (1974, 1986) служил основным учебным пособием по этой дисциплине. Однако для профессионального образования все же необходим был дидактически разработанный современный учебник, адаптированный для преподавания студентам гуманитарных вузов и, прежде всего, будущим психологам. Эту проблему неоднократно поднимали и обсуждали профессора П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, А.А. Смирнов, М.Г. Яро-шевский. В связи с этим вспоминают-

ся три показательных эпизода из моей студенческой и аспирантской научной жизни.

Вместе с сокурсниками-студентами МГУ (М.К. Акимова, Т.Ф. Базылевич, Е.М. Борисова, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, А.К. Осницкий, С.Д. Смирнов, Е.Т. Соколова, Ю.К. Стрелков и др.) я помогал преподавателям вновь созданного факультета психологии в подготовке к XVIII Психологическому конгрессу, который организовал его Ученый секретарь и куратор нашего курса доцент О.К. Тихомиров под руководством академиков А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Когда мы в рамках его подготовки обсуждали с профессором П.Я. Гальпериным (руководителем моей курсовой работы) ее план, вошли оба академика, которые среди прочего посетовали на то, что, ввиду отсутствия профильного учебника, наши студенты недостаточно ориентируются в истории психологии, особенно зарубежной, в т.ч. ее современного периода.

Пять лет спустя, учась в аспирантуре Института истории естествознания и техники АН СССР, где сектором психологии научного творчества заведовал М.Г. Ярошевский, на одном из его заседаний я был свидетелем того, как

A.Н. Леонтьев вновь затронул этот вопрос в присутствии философов, науковедов и психологов Н.Г. Алексеева,

B.С. Библера, П.П. Гайденко, Б.М. Кедрова, С.Р. Микулинского, А.П. Огурцова, Я.А. Пономарева, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. В ответ на это М.Г. Ярошев-ский заметил, что он постарается дидактически упростить следующее издание своей «Истории психологии». Но не в ущерб научности ее изложения -подчеркнули Б.М. Кедров и А.Н. Леонтьев, c чем естественно согласился и М.Г. Ярошевский. Действительно, ее последующие публикации (1974, 1986, 1976, 1985) были упрощены, но, на мой взгляд, в ущерб полету мысли и цельности стиля его образного выражения, присущим первому изданию (1966).

В это же время в АПН СССР готовился двухтомник по истории психологии: отечественной - А.А. Смирновым, а зарубежной - учениками С.Л. Рубинштейна Л.И. Анцыферовой и М.Г. Ярошевским. Авторские разделы я отворил А.А. Смирнову для согласования. Когда же мне доводилось присутствовать на сопрово-

ждавших эту работу дискуссиях, вновь возник вопрос о необходимости создания вузовского учебника по истории психологии, ибо труд М.Г. Ярошевского был слишком философичен для студентов: он носил скорее теоретический, чем требуемый дидактический характер.

Это может объясняться тем, что М.Г. Ярошевский тогда не читал в вузах курса лекций по истории психологии и не мог реально апробировать свою книгу в качестве учебника в конкретной образовательной практике. Он был занят организацией инновационных исследований по науковедению с С.Р. Микулинским (1969) и по психологии научного творчества (1967, 1971) с Н.Г. Алексеевым, Я.А. Пономаревым, Э.Г. Юдиным (Семенов, 2006, 2012).

В таком социокультурном контексте А.Н. Ждан под руководством П.Я. Гальперина (автора оригинального курса лекций по истории психологии в МГУ) и с учетом собственного педагогического опыта чтения этого курса на факультете психологии приступила к подготовке материалов для вузовского учебника по истории психологии, который был издан в 1990 году.

Создание А.Н. Ждан первого отечественного университетского учебника по истории психологии, специально предназначенного для профессионального образования студентов-психолого и написанного с позиций научного направления Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, является несомненной заслугой ученой. Отметим, что до этого сведения по истории психологии (особенно зарубежной) освещались, хотя и исторически объективно, но в основном с концептуальных позиций научной школы С.Л. Рубинштейна как в трудах его самого (1940, 1946, 1957, 1959), так и в работах его учеников (Л.И. Ан-цыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский).

Важно обратить внимание на объективность науковедческого анализа исто-рико-научного материала в книгах А.Н. Ждан. Она, хотя и учитывает содержание дискуссий (Кольцова, 1994; Семенов, 2013) между адептами деятельност-ного подхода двух ведущих научных психологических школ - А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна (Абульханова и др., 1998; Соколова, 2005), но все же следу-

■6

№ 4 [16] 2014

ет в своих трудах реальным историко-научным фактам и их принципиальной, но объективной теоретической интерпретации. Так, анализируя вклад последователя С.Л. Рубинштейна его ученика А.В. Брушлинского (1967) в анализ творчества Л.С. Выготского (Семенов, 1972), А. Н. Ждан (2013) отмечает, что в его трудах еще не содержится теоретических положений о деятельности, как это порой представляется ряду последователей А.Н. Леонтьева. Как показывает история науки, подобная модернизация нередко встречается при историко-научных обоснованиях обобщенных концепций (и не только в психологии) ввиду их парадигматического и стратегиального характера (Семенов, 2013, С. 21-30).

Продолжая полуторовековые традиции отечественной истории психологии, А.Н. Ждан в своих трудах изучает историю как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом она методологически исходит из того, что: «В анализе зарубежных концепций важно... адекватно воспроизвести их теоретическое содержание, определить их специфические понятия и категории. Их анализ труден, но должен быть произведен, как этого требует конкретно-исторический подход к теоретической ситуации в современной психологической науке. Задача состоит в том, чтобы увидеть тенденции в развитии еще не определившихся школ, понять, каково направление их развития» (Ждан, 1984, С.10-11).

Выступая с содержательными исто-рико-психологическими докладами на множестве всероссийских и международных конференций, ученая существенно способствует развитию такой научной области человекознания, как история психологии. Так, ею организована в 1987 г. на психологическом факультете МГУ представительная научно-методическая конференция «Проблемы истории психологии», в работе которой приняли участие 120 исследователей, в том числе, крупные ученые из Москвы и Ленинграда (А.В. Петровский, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский, Е.А. Бу-дилова, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Н.С. Лей-тес, Л.И. Анцыферова, Н.А. Логинова и др.), а также из Литвы, Эстонии, Грузии, Украины. Эта, по сути, международная научная конференция получила

большой резонанс в нашем сообществе психологов. На основе докладов ее участников был издан сборник материалов «Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии» (1988) под редакцией А.Н. Ждан. Сборник содержит уникальные статьи историков психологии: В.А. Роменца и В.М. Ничик (Украина), П. Тульвисте (Эстония), О.М. Тутунджяна (Армения), ША Надирашвили, И.В. Имедадзе, Р.Т. Сак-варелидзе (Грузия), Б.В. Зейгарник (Россия) и другие интересные материалы.

Необходимо подчеркнуть, что А.Н. Ждан - одна из немногих специалистов-психологов, которые системно и продуктивно работают практически во всех жанрах историко-научных изысканий: от антологического составления комментированных хрестоматий и энциклопедических словарей (с предметными и биографическими словарными статьями) через аналити-ко-теоретические обзоры и концептуально-методологические статьи до диссертационно-монографических оригинальных обобщений и учебно-дидактических систематизаций. Все эти труды ориентируют современных психологов различных специализаций в историко-научной эволюции психологического познания - в развитии его подходов, средств, направлений, научных школ и традиций как оснований для постановки исследовательских проблем и проведения поисковых изысканий (от теоретических до экспериментальных и эмпирических) в данных конкретно-исторических условиях.

Формирование новой Российской государственности после крушения СССР и господствовавшей в нем коммунистической идеологии остро поставило вопрос о мере использования марксистски-ориентированного в духе той эпохи теоретического наследия наших психологов советского периода отечественной психологии. В связи с этим, обобщая проявившиеся к началу XXI в. тенденции развития современной российской психологической науки, А.Н. Ждан формулирует принципиально важный вывод: «В противовес радикальной позиции ликвидаторского толка, утверждается и становится преобладающей в психологическом сообществе иная тенденция: не отказываться от сложившегося в советской психологии спо-

соба научного мышления, получивших в ней развитие концепций и подходов, продолжить разработку ее базовых методологических принципов. Вместе с тем признается необходимым освободиться от идеологически обусловленных упрощений и штампов... Специфической чертой теоретической работы в современной отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии» (200б-б, С. 70-71). Эти и другие, разработанные ученой методологические принципы анализа эволюции психологического познания, позволили ей создать фундаментальный учебник «История психологии: от Античности до наших дней», 6-е издание которого было опубликовано в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета имени М.В. Ломоносова (2005). Этот учебник, переиздаваемый и поныне, в 2012 г. Российское психологическое общество наградило Дипломом I степени в номинации «Лучший учебник по психологии»

Опыт теоретического изучения истории психологии и разработка его методологических принципов были обобщены А.Н. Ждан в докторской диссертации на тему «История психологии как становление ее предмета», которую она успешно защитила в 1994 г. В ней предложен оригинальный концептуальный подход к истории развития психологической науки как к процессу становления ее предмета: от возникновения первых философско-научных представлений о психике до современных -с учетом достижений медицины и педагогики, детерминированных логикой развития естествознания и человекозна-ния в зависимости от конкретных социокультурных условий психологического познания.

Сравнительное сопоставление обширных и глубоких вводных статей теоретического характера к подготовленным А.Н. Ждан хрестоматиям и учебным пособиям по истории психологии, а также множество ее публикаций историко-концеп-туального характера позволяет заглянуть в ее творческую лабораторию. Методологический анализ этих трудов А.Н. Ждан

(1980, 1986, 1994 и др.) и их дальнейшая развертка в целой системе историко-науч-ных работ и учебных пособий (1990, 1999, 2005) рельефно эксплицирует логику развития профессиональной деятельности ученой, которая выражается в постепенной трансформации ее поначалу традиционной позиции как последовательного историка науки в инновационную - осознанную позицию методолога (2012), анализирующего специфику и средства развития психологического познания. Важно подчеркнуть, что аналогичная эволюция характерна для таких корифеев истории психологии ХХ в., как С.Л. Рубинштейн, сменивший библиографическую позицию (1932) на теоретико-методологическую (1959), а также Л.И. Анци-

ферова (1974), А.В. Петровский (1967) и М.Г. Ярошевский (1966), которые тоже перешли от характеристики истории психологии к анализу ее теории и методологии (1974, 1981, 1998).

Подобная трансформация историко-научного анализа эволюции психологии и его эпистемического углубления вплоть до экспликации логики развития психологического познания и его категориально-методологических средств является конструктивным трендом современной российской историко-психологической науки (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Ва-силюк, В.П. Зинченко, Ю.П. Зинченко, ВА. Кольцова, ВА Мазилов, Т.Д. Марцинковс-кая, Э.В. Сайко, И.Н. Семенов, СД. Смирнов, Е.Б. Старовойтенко, Д.В. Ушаков, А.В. Юре-

вич и др.). В этом конструктивном направлении развиваются историко-научные исследования в МГУ соратников Антонины Николаевны Ждан в изучении истории психологии, ее учеников (Е.Е. Соколова, О.В. Гордеева и др.) и коллег (О.Г. Носко-ва, В.В. Умрихин и др.). Это свидетельствует о зарождении - прежде всего усилиями А.Н. Ждан - еще одной (наряду со школами М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, ВА .Кольцовой) собственно университетской научной школы на факультете психологии МГУ (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, О.В. Гордеева, А.Н. Ждан, Е.А. Климов, О.Г. Но-скова, Е.Е. Соколова, В.В. Умрихин и др.) по изучению истории психологии в современной российской психологической науке рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Публикации А.Н. Ждан на которые ссылается автор:

Ждан А.Н. Вклад А.В. Брушлинского в историко-психологическую науку // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. В 3-х тт. Т. 1. / А.Н. Ждан ; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. - С. 26-29.

Ждан А.Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследования и преподавание // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 2011. - № 1. - С. 3-11.

Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней : учебник для студентов психологических специальностей высших учебных заведений / А.Н. Ждан. - изд. 9-е, испр. и доп. - Москва : Акад. проект : Трикста, 2012. - 587 с. : ил., портр., табл. - (Классический университетский учебник / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

Ждан АН. От античности до наших дней : учеб. для вузов по спец. «Психология» / А.Н. Ждан. - Москва : изд-во МГУ, 1990. - 366,[1] с. : ил.

Ждан А.Н. Календарь памятных психологических дат: 2008 / А.Н. Ждан // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2008. -№ 1. -С. 139-147.

Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии / А.Н. Ждан // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1.

Ждан А.Н. Методологические и теоретические вопросы психологии / А.Н. Ждан // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 1984. -№ 4. - С.3-12.

Ждан А.Н. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна / А.Н. Ждан // Методология и история психологии. - 2007. - № 4.

Ждан А.Н. Национальное начало в развитии науки: исследовательские традиции отечественной психологии в сопоставлении с всемирной психологической мыслью // История отечественной и мировой психологической мысли : материалы международной конференции / А.Н. Ждан ; отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М. Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 32-37.

Ждан А.Н. Основные направления и тенденции в развитии зарубежной психологии в 30-60-е гг. ХХ в. : вступительная статья // История зарубежной психологии (30-60-е годы ХХ века). / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - Москва : МГУ, 1986. - С. 3-36.

Ждан А.Н. Основные тенденции развития отечественной психологии постсоветского периода // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее : материалы Международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова и др. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - С. 69-72.

Ждан А.Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. - 2012. -№ 2. - С. 14-18.

Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (к 80-летию психологического института и 50-летию кафедры общей психологии в Московском университете) // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 1993. - № 4. - С. 80-93.

Ждан А.Н. Проблема объяснения в психологии: исторический аспект / А.Н. Ждан // Методология и история психологии. - 2008. - № 1.

Ждан А.Н. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков / А.Н. Ждан, М.М. Гохлернер. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 256 с. : ил.

Ждан А.Н. Пути и принципы исследования сознания в истории психологии // Методология и история психологии. -2009. - № 1.

Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. - 2006. - № 1.

Ждан А.Н. Состояние и перспективы развития истории отечественной психологии / А.Н. Ждан. О.К. Тихомиров // Вестник Московского университета. - 1987. - № 3.

Ждан А.Н. Становление и пути развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова // Вестник практической психологии образования. - 2006. - № 4.

Ждан А.Н. Челпанов и его программа изучения психологии искусства // Альманах Научного архива Психологического института: юбилейный выпуск к 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Вып. 5. - Москва : ПИ РАО; МГППУ, 2012. - С. 57-60.

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Славская, Л.И.

Анцыферова, В.А. Кольцова и др. ; под ред. А.В. Брушлинского. - Москва, 1997. - 574 с.

Ананьев Б.Г. Очерки по истории русской психологии ХУШ и XIX веков. - Москва : Госполитиздат, 1947.

Андреева Г.М. Прогресс психологии. Критерии и признаки / Г.М. Андреева, А.Н. Ждан, И.Н. Семенов и др. ; под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2009.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А.Г. Асмолов. - Москва ; Воронеж, 1996. - 768 с.

Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX - начало XX вв.) / В.В. Большакова. - Нижний Новгород, 1994 - 160 с. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Братусь. - Москва, 2000.

Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. Вторая половина XIX - начало XX в. / Е.А. Будилова. -Москва : АН СССР, 1960 - 338 с.

Вержболович М. Обзор направлений русской психологии / М. Вержболович. Харьков, 1895. Владиславлев М.И. Современные направления в науке о душе / М.И. Владиславлев. - Санкт-Петербург, 1866.

Выготский Л. Основные течения зарубежной современной психологии / Л. Выготский, С. Геллерштейн, Б. Фингерт, М. Ширвиндт. - Москва, Ленинград, 1930.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Сочинения. Т. 1. - Москва, 1982. - С. 291- 436.

Гальперин П.Я. В какой мере понятие черного ящика применимо в психологии // Теоретические проблемы формирования умственных действий и понятий. - Москва : изд-во МГУ, 1967.

Гальперин П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин // Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. - Москва : Просвещение, 1967.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. - 1977. - № 4. - С.95-101.

Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах / Н.Я. Грот. - Санкт-Петербург, 1870-1880.

Деркач А.А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.В. Балаева. - Москва : РАГС, 2005. - 196 с. Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко. Е.Б. Моргунов. - Москва : Тривола, 1994. - 304 с. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода / Ю.П. Зинченко. - Москва : ТК Велби : Прогресс, 2003. - 144 с.

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований / Ю.П. Зинченко // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 5. - С. 42-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии : сб. ст. / под ред. А.Н. Ждан - Москва : изд-во МГУ 1988. - 168 с. Императорский Московский университет, 1755-1917 : энциклопедический словарь / авт. проекта, сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. -Москва : РОССПЭН, 2010. - 894 с. : ил., портр.

История психологии : период открытого кризиса (нач. 10-х - середина 30-х гг. XX в.) : учеб. пособие / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. -2-е изд., доп. - Москва : изд-во МГУ, 1992. - 362 с. : ил.

История психологии. XX век / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - 6-е изд. - Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2005. - 830 с : ил., портр., табл.

Кольцова В.А. История и методология психологии / В.А. Кольцова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2005.

Кузнецова Н.И. Научный текст как источник в историко-научном исследовании / Н.И. Кузнецова, М.А. Розов // Методологические проблемы историко-научных исследований / под ред. И.С.Тимофеева. - Москва : Наука, 1982. - С. 310-319.

Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1986. - С. 109-120.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984.

Лосский Н. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма / Н. Лосский. - Санкт-Петербург, 1903.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - Москва : Изд-во МГУ 1981. - 191 с.

Олешкевич В.И. История психотехники / В.И. Олешкевич. - Москва : Академия. 2002. - 304 с.

Петровский А.В. История и теория психологии. В 2-х томах / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ротов-на-Дону : Феникс, 1996 Петровский А.В. История советской психологии : формирование основ психол. науки / А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1967. - 367 с., портр.

Пономарев Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии //Проблемы научного творчества в современной психологии / Я.А. Пономарев ; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва : Наука, 1971. - С. 46-150. Психологическая хрестоматия / под ред. К.Н. Корнилова. - Москва ; Ленинград, 1927.

Психология в Московском университете, 1755-2005 / науч. ред. А.Н. Ждан. -Москва : Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2007. - 376 с. : ил., портр.

Российская психология : антология / авт.-сост. А.Н. Ждан. - Москва : Академический проект : Альма Матер , 2009. - 1279 с., портр., табл.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва : АН СССР, 1959.

Рубинштейн С.Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1930.

Семенов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии / И.Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 5-6. - С. 112-133.

Семенов И.Н. Обзор научных школ психологического изучения творчества и рефлексии / И.Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 4.

Семенов И.Н. Психология научного творчества Я.А.Пономарева во взаимодействии с российскими учеными // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. / под ред. Д.В.Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - С. 597-623.

Семенов И.Н. Развитие изучения методологических проблем психологии / И.Н. Семенов //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. -2012. - № 1.

Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования / И.Н. Семенов. - Москва : Наследие ММК, 2013. - 178 с.

Семенов И.Н. Рефлексия проблем периодизации истории психологии и дифференциация этапов ее развития / И.Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 1. - С. 62-76.

Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности - Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 64 с.

Семенов И.Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии /И.Н. Семенов // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия 14 «Психология». - 2012. - № 4. - С. 83-92.

Семенов И.Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в культуре Серебряного века // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д.В. Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. - С. 606-624.

Семенов И.Н. Этапы, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой / И.Н. Семенов // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 261-275.

Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР /А.А. Смирнов ; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1975. - 352 с.

Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в Х1-ХУП вв. / М.В. Соколов. - Москва : АПН РСФСР, 1963. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии : учеб. пособие. - 5-е изд. - Москва : Смысл, 2005. - 685 с.

Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Т.2. - Москва : 1985. - С.191-198.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева : монография / А.Г. Асмолов, ЮД. Бабаева, Н.Б. Березанская и др.; под ред. А.Е. Войскунского и др. - Москва : Смысл, 1999. - 429с. : ил., табл.

Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времени Бэкона и Локка / М.М. Троицкий. - Москва, 1867.

Хрестоматия по истории психологии : период открытого кризиса (нач. 10-х гг. - середина 30-х гг. XX в.) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан; [авт. предисл. А.Н. Ждан]. - Москва : изд-во МГУ, 1980. - 301 с. : ил.

Челпанов Г.И. Объективная психология в России и Америке / Г.И. Челпанов. - Москва, 1925.

Энциклопедия Московского университета. Факультет психологии : биографический словарь / ред-сост. А. Н. Ждан. - Москва : Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2006. - 227 с.

Эткинд А.М. Содом и психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А.М. Эткинд. - Москва, 1996. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. - Москва, 2005.

Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - Москва : Мысль , 1966 - 565 с. : ил.

Ярошевский М.Г. История психологии. - 2-е изд., перераб. - Москва : Мысль, 1976 - 463 с.

Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г.Ярошевский. - 3-е изд.. перераб. - Москва : Мысль, 1985. - 575 с.

Ярошевский М.Г Психология в XX столетии : Теорет. проблемы развития психол. науки / М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., доп. - Москва : Политиздат, 1974. - 447 с.

Ярошевский М.Г Психология в XX столетии : Теорет. проблемы развития психол. науки / М.Г. Ярошевский. - Москва : Политиздат, 1971. - 368 с.

Ярошевский М.Г., Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова ; под ред. А.А. Смирнова. -Москва : Педагогика, 1974. - 303 с.

References:

Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1997) Psikhologicheskaya nauka v Rossii ХХ stoletiya: problemy teorii i istorii [Psychological Science in the Russia of the twentieth century: problems of theory and history]. Abulkhanova-Slavskaya, K.A., Antsyferova, L.I., & Koltsova, V.A. et al.; Ed. Bruschlinsky, A.V. Moscow, 574.

Ananiev, B.G. (1947) Ocherki po istorii russkoy psikhologii XVIII i XIX vekov [Essays on the history of the Russian psychology of the eighteenth and nineteenth centuries]. Moscow, Gospolitizdat.

Andreev, A. Yu., & Tsygankov, D. A. (2010) Imperatorskiy Moskovskiy universitet, 1755-1917: entsiklopedicheskiy slovar' [Imperial Moscow University, 1755-1917: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, ROSSPeN, 894.

Andreeva, G.M. (2009) Progress psikhologii. Kriterii i priznaki [Progress psychology. Criteria and signs]. Andreeva, G.M., Zhdan, A.N., & Semenov, I.N. et al. Eds. Zhuravlev, A.L., Martsinkovskaya, T.D., & Yurevich, A.V. Moscow, Institut psikhologii RAN.

Asmolov, A.G. (1996) Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov: Psikholog. Psikhopedagog. Psikhoistorik [Cultural historical

Национальный психологический журнал 1

National psychological journal l.\J

http://www.psy.msu.ru/science/npj/

psychology and design worlds: Psychologist. Psychologist pedagog. Psychohistorian]. Moscow, Voronezh, 768.

Asmolov, A.G., Babaev, Yu.D., & Berezanskaya, N.B. et al.; Voyskunskiy, A.E. et al. (Eds.). (1999) Traditsii i perspektivy deyatel'nostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leont'eva: monografiya [Traditions and perspectives of the activity approach in psychology. School of A.N. Leontiev: monograph]. Moscow, Smysl, 429.

Bolshakova, V.V. (1994) Ocherki istorii russkoy psikhologii (XIX - nachalo XX vv.) [Essays on the history of the Russian psychology (19th - early 20th centuries.)]. Nizhny Novgorod, 160.

Bratus, B.S. (2000) Russkaya, sovetskaya, rossiyskaya psikhologiya [Russian, Soviet, Russian psychology]. Moscow.

Budilova, E.A. (1960) Bor'ba materializma i idealizma v russkoy psikhologicheskoy nauke. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v. [The struggle between materialism and idealism in the Russian psychological science. The second half of the nineteenth - early twentieth century]. Moscow, AN SSSR, 338. Chelpanov, G.I. (1925) Ob'ektivnaya Psikhologiya v Rossii i Amerike [Objective psychology in Russia and America]. Moscow.

Derkach, A.A. (2005) Refleksivnaya akmeologiya tvorcheskoy individual'nosti [Reflexive Psychology of creative personality].Derkach, A.A., Semenov, I.N., Balaeva, A.V. Moscow, RAGS, 196.

Etkind A.M. (1996) Sodom i psikheya. Ocherki intellektual'noy istorii Serebryanogo veka [Sodom and Psyche. Essays on the intellectual history of the Silver Age]. Moscow.

Gal'perin, P.Ya. (1967) K analizu teorii Zh. Piazhe o razvitii detskogo myshleniya. [Analysis of Piaget's theory of the development of children's thinking]. Afterword Gal'perin by, P.Ja., & Eel'konin, D.B. Flavell, J. Geneticheskaya psikhologiya J. Piaget. Moscow, Prosveshchenie.

Gal'perin, P.Ya. (1967) V kakoy mere ponyatie chernogo yaschika primenimo v psikhologii. Teoreticheskie problemy formirovaniya umstvennykh deystviy i ponyatiy. Moscow, izdatel'stvo MGU.

Gal'perin, P.Ya. (1977) Yazykovoe soznanie i nekotorye voprosy vzaimootnosheniya yazyka i myshleniya [Linguistic consciousness and some questions the relationship between language and thinking]. Voprosy filosofii [Issues of philosophy]. 4, 95-101.

Gal'perin, P.Ya., Zhdan, A.N. (Ed.) (1980) Khrestomatija po istorii psikhologii: period otkrytogo krizisa (nach. 10-kh gg. - seredina 30-kh gg. XX v.) [Readings on the history of psychology: the period of open crisis (beg. Of 10-ies. - Mid 30-ies. XX century.)]. Foreword by Zhdan, A.N. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 301.

Grot, N.Ja. (1870-1880) Psikhologiya chuvstvovaniy v ee istorii i glavnykh osnovakh [Psychology of feelings in its history and bases]. Sankt-Peterburg. Kol'tsova V.A. (2005) Istoriya i metodologiya psikhologii [History and methodology of psychology]. Moscow, Institut psikhologii RAN. Kornilov, K.N. (Ed.) (1927) Pskihologicheskaya khrestomatiya [Psychological reader]. Moscow, Leningrad.

Kuznetsova, N.I. (1982) Nauchnyy tekst kak istochnik v istoriko-nauchnom issledovanii [Academic text as a source in the historical and scientific research]. Kuznetsova, N.I., & Rozov, M.A. Metodologicheskie problemy istoriko-nauchnykh issledovaniy [Methodological problems of historical and scientific research].Timofeev, I.S. (Ed.). Moscow, Nauka, 310-319.

Leont'ev, A.N. (1986) Problema deyatel'nosti v istorii sovetskoy psikhologii [The problem of activity in Soviet psychology]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology].109-120.

Lomov, B.F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka. Losskiy N. (1903) Osnovnye ucheniya psikhologii s tochki zreniya volyuntarizma [Main trends of psychology in terms of voluntarism]. Sankt-Peterburg. Obukhova, L.F. (1981) Kontseptsiya Zhana Piazhe: za i protiv [The concept of Jean Piaget: Pros and Cons]. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 191. Oleshkevich, V.I. (2002) Istoriya psikhotekhniki [History of psychotechnics]. Moscow, Akademija, 304.

P.Ya. Gal'perin, &. Zhdan, A.N (Eds.) (1992) Istoriya psikhologii: period otkrytogo krizisa (nachalo 10-kh - seredina 30-kh gg. XX v.) : uchebnoe posobie [History of Psychology: period of the open crisis (beginningof the 10's - mid 30-ies of the 20th century)]. 2nd ed., Ext. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 362.

P.Ya. Gal'perin, &. Zhdan, A.N (Eds.) (2005) Istoriya psikhologii. XX vek [History of Psychology. 20th Century]. Moscow, Akademicheskiy Proekt, Ekaterinburg, Delovaya kniga, 830.

Petrovskiy, A.V. (1967) Istoriya sovetskoy psikhologii: formirovanie osnov psikhologicheskoy nauki [The history of Soviet psychology: laying the foundations of psychological science]. Moscow, Prosveshchenie, 367.

Petrovskiy, A.V. (1996) Istoriya i teoriya psikhologii. V 2-h tomakh [History and theory of psychology. 2 Vol.]. Petrovskiy, A.V., & Yaroshevskiy, M.G.. Rostov-on-Don, Feniks.

Ponomarev, Ya.A. (1971) Razvitie problem nauchnogo tvorchestva v sovetskoy psikhologii [Development of scientific creativity issues in Soviet psychology]. Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoy psikhologii [Issues of scientific creativity in modern psychology]. Yaroshevskiy, M.G. (Ed.). Moscow, Nauka, 46-150.

Rubinshtein, S.L. (1930) Sovremennoe sostoyanie i ocherednye zadachi nauchnoy bibliografii v SSSR [Current state and the immediate tasks of scientific bibliography in the USSR]. Moscow.

Rubinshtein, S.L. (1959) Printsipy i puti razvitiya psikhologii [Principles and trend of the psychology development]. Moscow, AN SSSR. Semenov, I.N. (2000) Tendentsii razvitiya psikhologii myshleniya, refleksii i poznavatel'noy aktivnosti [Trends in the development of cognitive psychology, reflection and cognitive activity]. Moscow, Voronezh, MODEK, 64.

Semenov, I.N. (2006) Psikhologiya nauchnogo tvorchestva Ya.A.Ponomareva vo vzaimodeystvii s rossiyskimi uchenymi [Psychology of scientific creativity of Ya.A.Ponomarev in collaboration with Russian scientists]. Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva [Psychology of Creativity: School of Ya.A. Ponomarev.]. Ushakov, D.V. (Ed.). Moscow, Institut psikhologii RAN, 597-623.

Semenov, I.N. (2009) Obzor nauchnykh shkol psikhologicheskogo izucheniya tvorchestva i refleksii [Review of scientific schools of the applied research of creativity and reflection]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics]. 4. Semenov, I.N. (2011) Ekzistentsial'no-kul'tural'naya refleksiya vo vzaimodeystvii khudozhestvennogo i nauchnogo tvorchestva v kul'ture Serebryanogo veka [Existential-culture reflection in the interaction of artistic and scientific creativity in the culture of the Silver Age].Tvorchestvo: ot biologicheskikh osnovaniy k sotsial'nym i kul'turnym fenomenam [Creativity: Biological bases of social and cultural phenomena]. Ushakov, D.V. (Ed.). Moscow, Institut psikhologii RAN, 606-624.

Semenov, I.N. (2012) Etapy, metodologiya i napravleniya issledovani refleksii v Psikhologicheskom institute na Mokhovoy [Stages, methodology and

ISSN 2079-6617 _ _ 11 Национальный

© Lomonosov Moscow State University, 2014 11 National psychological journal

http://www.psy.msu.ru/science/npj/

research directions of reflection at the Psychological Institute in Mokhovaya street]. Mir psikhologii [World of psychology]. 4, 261-275.

Semenov, I.N. (2012) Kafedra obshhey psikhologii MGU kak kolybel' universitetskogo professional'nogo obrazovanija psihologov i izuchenija refleksii

[Department of General Psychology, Moscow State University as the cradle of professional psychological education and reflection research]. Psikhologiya.

Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical review and current research]. 5-6, 112-133.

Semenov, I.N. (2012) Razvitie izucheniya metodologicheskikh problem psikhologii [Development of research on methodological issues of psychology].

Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical review and current research]. 1.

Semenov, I.N. (2012) Refleksiya problem periodizatsii istorii psikhologii i differentsiatsiya etapov eyo razvitiya [Reflection of periodization issues of the

psychology history and differentiation of developmental stages]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija [Psychology.

Historical and critical review and current research].1, 62-76.

Semenov, I.N. (2012) Uchenie P.Ya. Gal'perina ob orientirovke kak kontseptual'naya baza refleksivnoy psikhologii [P.Ya. Galperin's study of orientation as a conceptual framework reflexive psychology]. Vestnik MGU im. M.V. Lomonosova. Series 14 psychology. 4, 83-92.

Semenov, I.N. (2013) Refleksivnaya psikhologiya innovatsionnogo obrazovaniya [Reflexive psychology of innovative education]. Moscow, Nasledie MMK,178.

Smirnov, A.A. (1975) Razvitie i sovremennoe sostoyanie psikhologicheskoy nauki v SSSR [Development and current state of psychology in the USSR]. Yaroshevskiy, M.G. (Ed.). Moscow, Pedagogika, 352.

Sokolov, M.V. (1963) Ocherki istorii psikhologicheskikh vozzreniy v Rossii v XI-XVII vv. [Essays on the history of psychological attitudes in Russia in the 11-17 centuries]. Moscow, APN RSFSR.

Sokolova, E.E. (2005) 13 dialogov o psikhologii: uchebnoe posobie [13 conversations on psychology: manual]. 5-th ed. Moscow, Smysl, 685. Teplov, B.M. (1985) O nekotorykh obshchikh voprosah razrabotki istorii psikhologii [Some common areas of the psychology history]. Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Selected psychological works]. Vol.2. Moscow, 191-198.

Troitskiy, M.M. (1867) Nemetskaya psikhologiya v tekushchem stoletii. Istoricheskoe i kriticheskoe issledovanie s predvaritel'nym ocherkom uspekhov psikhologii so vremeni Bekona i Lokka [German psychology in this century. Historical and critical study with a preliminary sketch of the psychology of success since Bacon and Locke]. Moscow.

Verzhbolovich, M. (1895) Obzor napravleniy russkoy psikkhologii [Survey of research areas of the Russian psychology]. Kharkov. Vladislavlev, M.I. (1866) [Modern trends in the science of the soul]. St. Petersburg.

Vygotskiy, L. (1930) Osnovnye techeniya zarubezhnoy sovremennoy psikhologii [Main trends of foreign modern psychology], L. Vygotskij, S. Gellerstein, B. Fingert, M. Shirvindt. Moscow, Leningrad.

Vygotskiy, L.S. (1982) Istoricheskiy smysl psikhologicheskogo krizisa [Historical meaning of psychological crisis]. Sochineniya [works]. Vol. 1. Moscow, 291- 436.

Yaroshevskiy, M.G (1971) Psikhologiya v XX stoletii: Teoreticheskie problemy razvitiya psihologicheskoy nauki [Psychology in the XX century: Teoretical issues of psychological science development]. Moscow, Politizdat, 368.

Yaroshevskiy, M.G (1974) Psikhologiya v XX stoletii: Teoreticheskie problemy razvitiya psihologicheskoy nauki [Psychology in the XX century: Teoretical issues of psychological science development]. 2-e ed. Ext. Moscow, Politizdat, 447. Yaroshevskiy, M.G. (1966) Istoriya psikhologii [History of Psychology]. Moscow, Mysl', 565.

Yaroshevskiy, M.G. (1974) Razvitie i sovremennoe sostoyanie zarubezhnoy psikhologii [Development and status quo of foreign psychology]. Yaroshevskiy, M.G., & Antsyferova, L.I. Smirnov, A.A. (Ed.). Moscow, Pedagogika, 303.

Yaroshevskiy, M.G. (1976) Istoriya psikhologii [History of Psychology]. 2-nd ed. revised. Moscow, Mysl', 463.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yaroshevskiy, M.G. (1985) Istoriya psikhologii [History of Psychology]. 3-d ed. revised. Moscow, Mysl', 575.

Yurevich, A.V. (2005) Psikhologiya i metodologiya [Psychology and Methodology]. Moscow.

Zhdan A.N. (Ed.). (1988) Izuchenie traditsiy i nauchnykh shkol v istorii sovetskoy psikhologii [The study of the traditions and academic schools in the history of Soviet psychology]. Collected papers. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 168.

Zhdan, A.N. (Ed.) (2006) Entsiklopediya Moskovskogo universiteta. Fakul'tet psikhologii: biograficheskiy slovar' [Encyclopedia of Moscow University. Department of Psychology: Biographical Dictionary]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet im. M. V. Lomonosova, 227.

Zhdan, A.N. (Ed.) (2007) Psikhologiya v Moskovskom universitete, 1755-2005 [Psychology at Moscow State University, 1755-2005]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvenny universitet im. M. V. Lomonosova, 376.

Zhdan, A.N. (Ed.) (2009) Rossiyskaya Psikhologiya: antologiya [Russian psychology: an anthology]. Moscow, Akademicheskiy proekt, Al'ma Mater, 1279. Zinchenko, V.P. (1994) Chelovek razvivayushhiysya: ocherki rossiyskoy psikhologii [Person developing: Essays on Russian psychology].Zinchenko, V.P., & Morgunov, E.B. Moscow, Trivola, 304.

Zinchenko, Yu.P. (2003) Klinicheskaya psikhologia seksual'nosti cheloveka v kontekste kul'turno-istoricheskogo podkhoda [Clinical psychology of human sexuality in the context of cultural-historical approach]. Moscow, TK Velbi, Progress, 144.

Zinchenko, Yu.P. (2011) Metodologicheskie problemy fundamental'nykh i prikladnykh psikhologicheskikh issledovaniy [Methodological problems of fundamental and applied psychological research]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 5, 42-49.

Национальный психологический журнал 1 О

National psychological journal J. Zj

http://www.psy.msu.ru/science/npj/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.