Научная статья на тему 'Научно-организаторская деятельность академика-кораблестроителя А. Н. Крылова в первой половине XX века'

Научно-организаторская деятельность академика-кораблестроителя А. Н. Крылова в первой половине XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ НАУКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА СУДОВ / АКАДЕМИК А.Н. КРЫЛОВ / ORGANIZATION OF SHIP SCIENCE AND SHIP CONSTRUCTION / ACADEMICIAN A. N. KRYLOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Валерий Сергеевич

Научно-организаторская и исследовательская деятельность доктора прикладной математики, действительного члена Академии наук СССР, профессора Алексея Николаевича Крылова (1863-1945 гг.) является достойным примером для современных организаторов науки, высшего образования и всех ученых, призванных содействовать инновационному развитию страны. Он родился в Алатырском уезде Симбирской губернии (с. Висяга, ныне с. Крылово в Чувашии). Окончив Морское училище в столице страны и пройдя службу в 8-м, 4-м морских экипажах и Главном гидрографическом управлении России, он с увлечением стажировался по специальности на судостроительных работах на Франко-русском заводе в Санкт-Петербурге. В 1888-1890 гг. А.Н. Крылов учился в Морской академии, с отличием окончил её и начал преподавательскую деятельность в alma mater. Здесь он развернул новаторские исследования по теории корабля, стал одним из инициаторов и деятельным участником создания Политехнического института в 1899 г. (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Он проявил выдающиеся организаторские способности на всех руководящих постах в научно-технической и образовательной сферах: и в качестве заведующего Опытовым бассейном, где проходили апробацию модели новых кораблей, и на ответственных генеральских должностях в Морском ведомстве, и как руководитель Совета русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), и в качестве начальника Морской академии, члена Правления Академии наук, директора Физико-математического института АН СССР, председателя Всесоюзного научного инженерно-технического общества судоходства и судостроения (ВНИТОСС) и т.д. При активном участии А.Н. Крылова была разработана и под его руководством реализована государственная программа создания современного флота кораблей с металлическим корпусом, на машинном двигателе (вместо парусников), спроектированы и построены новые линии боевых кораблей, включая линкоры типа «Севастополь», быстроходный миноносец «Новик», линкор «Гангут», броненосец «Петропавловск», первый в СССР ледокол, названный «И. Сталин», и т.д. Благодаря масштабной научно-исследовательской и организаторской деятельности академика А.Н. Крылова и его коллег в СССР были созданы модернизированные корабли, сыгравшие огромную роль в отражении наступления вражеских военно-морских и воздушных сил во время Великой Отечественной войны. За уникальный вклад в науку, развитие отечественного флота и заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров он был награжден семью орденами Российской империи, удостоен высших наград Советского Союза (трех орденов Ленина), звания Героя Социалистического Труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Григорьев Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF ACADEMICIAN-SHIPBUILDER A.N. KRYLOV IN THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY

Scientific-organizational and research activities of Doctor of applied mathematics, full member of the USSR Academy of Sciences, Professor Alexey Nikolaevich Krylov (1863-1945) is a worthy example for modern organizers of science, higher education and all scientists who are called to promote the country's innovative development. He was born in Alatyr uyezd of Simbirsk province (rural community of Visyaga, now the rural community of Krylov in the Chuvash Republic). After graduating from the Naval school in the capital of the country and having served in the 8th, 4th sea crews and the Main Hydrographic office of Russia, he enthusiastically underwent training in shipbuilding at Franco-Russian plant in St. Petersburg. In 1888-1890 A.N. Krylov studied at the Naval Academy, graduated it with honors and began teaching at his alma mater. Here he developed innovative research in ship theory, became one of initiators and an active participant in creating the Polytechnic Institute in 1899 (now St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great). He showed outstanding organizational skills in all leadership positions in the scientific, technical and educational spheres: as the head of Experimental pool, which hosted testing of new ships models, and when serving in important general's positions in the Navy, as well as working in the Russian Company of Navigation and Trade (ROPiT), and being the chief of the Maritime Academy, a Board member of the Academy of Sciences, Director of Physico-Mathematical Institute of the USSR Academy of Sciences, the Chairman of the All-Union scientific engineering-technical society of shipping and shipbuilding (VNITOSS), etc. With A.N. Krylov's active participation and under his leadership, the state program was developed and implemented, it was aimed at creating modern Navy ships with metal housing, using an automatic engine (instead of windships), a new line of warships were designed and constructed, including battleships of "Sevastopol" type, the fast-moving torpedo vessel "Novik", the battleship "Gangut", the armor-plated ship "Petropavlovsk", the first Soviet icebreaker, named "Stalin", etc. Thanks to the large-scale research and organizational activities of Academician A.N. Krylov and his colleagues, the USSR created modernized ships, which played a huge role in repelling the offensive of enemy naval and air forces during the Great Patriotic war. For his unique contribution to science, development of the Russian Navy and for his merits in training highly qualified personnel, he was awarded with seven orders of the Russian Empire, with the highest awards of the Soviet Union (three orders of Lenin), with the title of Hero of Socialist Labor.

Текст научной работы на тему «Научно-организаторская деятельность академика-кораблестроителя А. Н. Крылова в первой половине XX века»

УДК 629.5(091)"19"Крылов ББК 39.42(2)г; 72.3(2)

В.С. ГРИГОРЬЕВ

НАУЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИКА-КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЯ А.Н. КРЫЛОВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: организация корабельной науки и строительства судов, академик А.Н. Крылов.

Научно-организаторская и исследовательская деятельность доктора прикладной математики, действительного члена Академии наук СССР, профессора Алексея Николаевича Крылова (1863-1945 гг.) является достойным примером для современных организаторов науки, высшего образования и всех ученых, призванных содействовать инновационному развитию страны. Он родился в Алатырском уезде Симбирской губернии (с. Висяга, ныне с. Крылово в Чувашии). Окончив Морское училище в столице страны и пройдя службу в 8-м, 4-м морских экипажах и Главном гидрографическом управлении России, он с увлечением стажировался по специальности на судостроительных работах на Франко-русском заводе в Санкт-Петербурге. В 1888-1890 гг. А.Н. Крылов учился в Морской академии, с отличием окончил её и начал преподавательскую деятельность в alma mater. Здесь он развернул новаторские исследования по теории корабля, стал одним из инициаторов и деятельным участником создания Политехнического института в 1899 г. (ныне -Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Он проявил выдающиеся организаторские способности на всех руководящих постах в научно-технической и образовательной сферах: и в качестве заведующего Опыто-вым бассейном, где проходили апробацию модели новых кораблей, и на ответственных генеральских должностях в Морском ведомстве, и как руководитель Совета русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), и в качестве начальника Морской академии, члена Правления Академии наук, директора Физико-математического института АН СССР, председателя Всесоюзного научного инженерно-технического общества судоходства и судостроения (ВНИТоСс) и т.д. При активном участии А.Н. Крылова была разработана и под его руководством реализована государственная программа создания современного флота кораблей с металлическим корпусом, на машинном двигателе (вместо парусников), спроектированы и построены новые линии боевых кораблей, включая линкоры типа «Севастополь», быстроходный миноносец «Новик», линкор «Гангут», броненосец «(Петропавловск», первый в СССР ледокол, названный «И. Сталин», и т.д. Благодаря масштабной научно-исследовательской и организаторской деятельности академика А.Н. Крылова и его коллег в СССР были созданы модернизированные корабли, сыгравшие огромную роль в отражении наступления вражеских военно-морских и воздушных сил во время Великой Отечественной войны. За уникальный вклад в науку, развитие отечественного флота и заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров он был награжден семью орденами Российской империи, удостоен высших наград Советского Союза (трех орденов Ленина), звания Героя Социалистического Труда.

Целью статьи является исследование наиболее актуальных в современных условиях направлений, форм и методов деятельности выдающегося российского и советского ученого А.Н. Крылова в сфере организации научных и научно-образовательных учреждений, конкретных исследований и инновационных разработок.

Научная новизна работы состоит в целенаправленном исследовании исторических условий и предпосылок приобщения А.Н. Крылова к руководству научными организациями, определении основных подходов академика А.Н. Крылова в деле организации коллективных научных разработок и проведении собственных научных исследований. Статья публикуется в контексте авторского уточнения положений некоторых исследователей в описании био-

графии и творческой деятельности А.Н. Крылова [2. С. 9; 5. С. 11; 7. С. 56]. Важность таких уточнений подчеркивается критическими отзывами даже в адрес книги «Крылов» [8], опубликованной в такой прославленной серии, как «Жизнь замечательных людей»: «... вместо подлинной биографии выдающегося ученого-патриота, достойной серии «ЖЗЛ», появилось на свет компилятивное, безграмотное сочинение» [9].

Статья составлена на основе анализа и обобщения музейных и архивных источников «Кабинета-музея академика А.Н. Крылова» в Музее Военно-морской академии имени адмирала флота Н.Г. Кузнецова, Народного мемориального музея академика А.Н. Крылова в с. Крылово Чувашской Республики, а также материалов, опубликованных в сборниках документов и научных трудов, литературы и интернет-информации о деятельности А.Н. Крылова [1, 10, 13, 14] и др. Методологическими принципами исследования стали историзм, системно-логический, комплексный подход в выявлении, классификации источников и установлении причинно-следственных связей между историческими явлениями.

Современные вызовы модернизации России требуют изучения и учета исторического опыта организации деятельности ученых и повышения их роли в технологических, социально-экономических преобразованиях. В этом отношении примечательным является пример академика-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова. Он прославился и как гениальный ученый, и в качестве одного из талантливейших организаторов науки и образования, притом в разных исторических эпохах. Редкостно ярко началась научно-организаторская деятельность А. Н. Крылова в связи с назначением его в январе 1900 г. на должность заведующего Опытовым бассейном - единственным в России центром по испытанию моделей судов в процессе их проектирования. Выбор кандидатуры на эту ответственную должность капитана по Адмиралтейству, преподавателя Морской академии Крылова не был случайным. К этому времени он своими трудами по теории корабля прославил русскую науку, стал членом Английского общества корабельных инженеров (1896 г.), членом Французского морского общества (1897 г.) и на основе своих теоретических разработок в области кораблестроительной науки представил Главному инспектору кораблестроения России записку о необходимости расширить функции Опытового бассейна (5 ноября 1899 г.). В записке предлагалось превратить бассейн из водоема по испытанию моделей в новое научно-техническое учреждение по упреждающему решению кораблестроительных проблем на основе синхронных испытаний строящихся кораблей и их моделей, чтобы быть уверенными в плавучих характеристиках судов еще до спуска их на воду. По мысли А.Н. Крылова, Опытовый бассейн должен был функционировать в едином комплексе с лабораториями по физико-химическому исследованию и испытанию судостроительных материалов, а также с механической и электротехнической лабораторией. Наиболее актуальными научно-техническими разработками Опытового бассейна под главенством Крылова стали проблемы непотопляемости кораблей. Важную роль в её решении играла идея остойчивости - способности корабля не опрокидываться при получении пробоин в его подводной части и попадании потока воды в трюм.

Благодаря своему незаурядному организаторскому таланту и широчайшей научной эрудиции А. Н. Крылов сыграл выдающуюся роль в воссоздании русского флота после войны с Японией. Руководимый им Опытовый бассейн

стал стартовой площадкой реализации кораблестроительной программы, утвержденной в 1907 г. и предусматривавшей новые боевые и технические требования к обновленным судам - линкорам-броненосцам («русским дредноутам»), миноносцам (ныне - ракетоносцы), подводным лодкам и др. Новые корабли строились при активном внедрении теоретических разработок А.Н. Крылова и при собственном его участии в проектировании и апробации моделей создающихся судов. В целях повышения весомости решений Алексея Николаевича его в начале 1908 г. назначили главным инспектором кораблестроения, присвоили чин генерал-майора, а также утвердили в должности председателя Морского технического комитета. Соответственно, на его плечи легла титаническая работа по организации тесной интеграции науки с производственными процессами в области кораблестроения, продвижению лучших идей и проектов в практику военно-морского флота всей России.

Умение А.Н. Крылова мгновенно и без суеты принимать четкие организационные решения по любому вопросу корабельного дела позволило морскому министру И.К. Григоровичу назначить его генералом для особых поручений при министре с присвоением чина генерал-лейтенанта (1911 г.). В новой должности вновь оказались востребованы его умение организовать соратников, высокая профессиональная компетентность, готовность остроумно и доказательно дискутировать. Показателен пример отстаивания Крыловым бюджета развития флота. В марте 1912 г. Алексей Николаевич составил альтернативный доклад в Государственную думу с обоснованием необходимости профинансировать выполнение мероприятий в рамках реализации программы судостроения на пятилетие на сумму 502,7 млн руб., и депутаты прониклись важностью комплексного развития оборонительных сил и вооружений Балтийского флота. Соответственно, за надлежащее финансирование кораблестроительной программы проголосовало подавляющее большинство депутатов [6. С. 180-185].

Рациональная организация рабочего времени, высокий уровень научной квалификации А.Н. Крылова способствовали достижению значительных успехов также и в научно-образовательной сфере. Продолжая преподавательскую работу в Морской академии, Алексей Николаевич в августе 1910 г. был избран профессором; в 1916 г. стал доктором прикладной математики (honoris causa) и действительным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

В условиях начавшейся Первой мировой войны осенью 1915 г. А.Н. Крылов был назначен председателем правления комплекса оборонных предприятий «Путиловские заводы». Здесь он сразу же столкнулся с неразработанностью законодательных актов по организации секвестированных предприятий, поэтому ему пришлось управлять огромной махиной Путиловских заводов в «ручном режиме». Вскоре со стороны правительственных чиновников посыпались требования давать развернутые письменные обоснования к каждому распоряжению Крылова, составлять к его решениям мотивировку, представляющую собой «чуть что не целый философский трактат» [6. С. 224]. Тем самым делалась попытка за счет добросовестного компетентного человека компенсировать пробелы в законотворческой деятельности сонма государственных чиновников и органов власти - Государственной думы, Государственного совета, царского правительства, отдельных министерств. Алексей Николаевич решил дистанцироваться от бюрократической машины власти и

полностью переключился на научно-исследовательскую работу в Академии наук.

В мае 1916 г. он был избран директором Главной физической обсерватории Академии наук, но вскоре уволился по собственному желанию, сочтя работу там не соответствующей своей профессиональной специализации. В начале 1917 г. стал директором Физической лаборатории академии, которая впоследствии благодаря его стараниям была преобразована в Физический институт Академии наук.

В начале 1918 г. новые власти предложили А.Н. Крылову продолжить научно-организаторскую деятельность, и он вошел в состав специальной комиссии Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) по «мобилизации науки» - привлечению ученых к выполнению задач развития страны. Кроме того, Алексей Николаевич участвовал в работе комиссии по восстановлению и развитию торгового флота; руководил деятельностью комиссии при Научно-техническом отделе Высшего совета народного хозяйства (НТО ВСНХ), которая подготовила проект рационального использования Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства для нужд народного хозяйства и т.д. В своей научно-организационной деятельности А.Н. Крылов поддерживал деловые отношения с рядом выдающихся ученых - академиком В.И. Вернадским, председателем Комиссии по изучению естественных производительных сил России, биохимиком А.Н. Бахом, гео-и биофизиком П.П. Лазаревым, минералогом - «поэтом камня» А.Е. Ферсманом и другими научными деятелями, которые тоже активно поддержали созидательные инициативы советской власти. Вокруг НТО ВСНХ сплотились свыше 250 профессоров, три сотни инженеров и около 240 специалистов разных отраслей науки и народного хозяйства [4. С. 115]. Их слаженная конструктивная работа заложила единую государственную основу в жизнедеятельности научного сообщества, обеспечила планомерное, скоординированное ведение научно-исследовательских работ в России.

Компетентное, добросовестное участие Алексея Николаевича в решении насущных проблем организации науки в новых условиях получило высокую оценку среди коллег, и он в декабре 1918 г. был избран в комиссию по пересмотру устава Академии наук и подготовке нормативных документов для обеспечения деятельности академических учреждений в РСФСР. Таким образом А.Н. Крылов становится одним из разработчиков фундаментальных основ развития науки и образования в Советской стране. Более того, он стал и практическим организатором научной и образовательной сфер в России: в мае 1919 г. его избрали членом Правления Академии наук, в июне того же года - членом специальной комиссии по совершенствованию деятельности академии под председательством её президента А.П. Карпинского. Алексей Николаевич разрабатывал актуальные управленческие решения: обосновал создание в составе РАН технических кафедр и Технического отделения, ставшего в начале 1940-х гг. самым крупным отделением в академии. Кандидатуру А.Н. Крылова члены академии в 1926 г. сочли наилучшей для назначения на должность вице-президента Академии наук СССР, но он категорически отказался занять этот пост, ссылаясь на неотложную важность исследования новых проблем в кораблестроении. Вместе с тем он продолжал руководить Физико-математической группой Отделения математических и естественных наук Академии наук СССР. В 1929 г. и 1935 г. А.Н. Крылов участво-

вал в составлении новых уставов академии и разрешении вопросов перестройки деятельности Академии наук и научных учреждений страны; в 1931 г. стал членом комиссии по составлению академического плана исследований в области математики и физики, членом экспертно-технического совета по вопросам теории корабля и судостроения вновь созданного Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть) при Совнаркоме СССР (1933 г.).

Важной вехой в научно-организаторской деятельности академика Крылова стала работа на должностях руководителя военного вуза и директора академического института. 12 июля 1919 г. он был избран начальником Морской академии, учебно-научную деятельность которой пришлось заново разворачивать и поднимать на новый уровень в соответствии с новым уставом.

0 своей деятельности в качестве начальника Морской академии с июля 1919 г. по март 1920 г. А.Н. Крылов с гордостью докладывал: «...вложенные при составлении устава и программ принципы оказались правильными, и Военно-морская академия заслужила доверие флота» [6. С. 300]. Правительство высоко оценило научные заслуги и организаторскую деятельность в вузе Алексея Николаевича: Военно-морской академии кораблестроения и вооружения (созданной в 1945 г. на базе инженерно-технических факультетов Морской академии) было присвоено почетное имя академика А.Н. Крылова. Алексея Николаевича заслуженно считают основоположником отечественной школы кораблестроения и системы профессионального образования кораблестроителей.

Большой вклад внес Алексей Николаевич в развитие Физико-математического института Академии наук СССР - выдающегося научно-исследовательского учреждения в области естественных наук. В период директорства А.Н. Крылова (1928-1932 гг.) и его преемника И.М. Виноградова Физико-математический институт показал столь значительные масштабы исследовательской деятельности, что на его основе в 1934 г. создали два академических учреждения - Институт математики и Институт физики. Их возглавили друзья Алексея Николаевича, соответственно: математик И.М. Виноградов и физик С.И. Вавилов (впоследствии ставший президентом Академии наук СССР). В целом стараниями энтузиастов советской науки в РСФСР уже в 1922 г. действовали 57 научных учреждений только в системе Наркомпроса, они сотрудничали с десятками учреждений, работавших в других ведомствах. За годы первой пятилетки (1928/29 - 1932/33) общее число государственных научных учреждений в СССР увеличилось более чем в 2 раза, превысив

1 тыс., а в промышленных отраслях - в 7 раз (с 30 учреждений до 205) [7. С. 230]. Накануне Великой Отечественной войны, в 1939-1940 гг. было открыто 264 научных учреждения, и численность научных кадров достигла 98,3 тыс. человек, т.е. ее стало в 10 раз больше, чем в год начала Первой мировой войны.

С начала 1930-х до начала 1940-х гг. А.Н. Крылов работал председателем правления Всесоюзного научного инженерно-технического общества судоходства и судостроения (ВНИТОСС), ныне действующего как Российское научно-техническое общество судостроителей имени академика А.Н. Крылова. В 1941 г. он был включен в состав Технического совета при Наркомате судостроительной промышленности СССР (НКСП), в ноябре того же года стал штатным экспертом технического совещания Центрального НИИ НКСП. Крылов оказывал постоянную консультативную помощь учреждениям Военно-

Морского Флота СССР (ВМФ), работал в академической комиссии по научно-техническим вопросам ВМФ. В 1944 г. он был введен в состав военно-морской экспертной комиссии Комитета по делам высшей школы при Совете народных комиссаров Советского Союза. Таким образом, плодотворная деятельность А.Н. Крылова и его коллег по организации новой системы науки и образования в Советской стране состоялась благодаря тому, что ученые рука об руку трудились с патриотической, здравомыслящей частью советского руководства.

Практическая значимость изучения данной темы состоит в возможности использования интеллектуального наследия академика А.Н. Крылова, его опыта организации научных исследований и руководства научно-образовательными учреждениями в современных условиях, когда «нужно обеспечить такую созидательную мощь, такую динамику развития, чтобы никакие преграды не помешали нам уверенно, самостоятельно идти вперёд» [11].

Перспективы исследований в данном направлении состоят в возможности использования опыта многогранной деятельности А.Н. Крылова в более глубоком, компаративистском изучении роли ученых в развитии нашего общества в XIX столетии и в XX-XXI вв. и извлечении положительного исторического опыта в организации науки, повышении эффективности вклада ученых в современное инновационное развитие страны.

Таким образом, научно-организаторская работа А.Н. Крылова отличалась высокой эффективностью, опыт деятельности академика поныне служит фундаментом в разработке передовых технологий, и это подчеркивается на регулярно проводимых научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Чебоксарах [3, 12] и т.д. Многогранная работа А.Н. Крылова проходила в условиях глубоких социально-экономических трансформаций в обществе, но ему всегда удавалось сочетать личные интересы с идеями модернизации страны и совершенствования морского флота. Соответственно, его организаторский талант, научно-творческие идеи реализовались блистательно, с высокой результативностью для развития страны.

Литература

1. Алексей Николаевич Крылов // Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М.; Л.: ОГИЗ, 1948. 600 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.ict.nsc.ru/ jspui/bitstream/ICT/884/3/krylov.pdf (дата обращения: 17.07.2019).

2. Варганов Ю.В. А.А. Крылов - ученый, педагог, инженер, общественный деятель. СПб.: МорВест, 2006. 216 с.1

3. Гидродинамика больших скоростей и кораблестроение: сб. тр. Междунар. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения академика А.Н. Крылова. Чебоксары: Чебоксарский политехнический ин-т (фил.) МГОУ, 2013. 303 с.

4. Есаков В.Д. Советская наука в годы первой пятилетки. Основные направления государственного руководства наукой. М.: Наука, 1971. 271 с.

5. Капица А.П. Мемуары Алексея Николаевича Крылова // Крылов А.Н. Мои воспоминания. 9-е изд., перераб. и доп. СПб.: Политехника. С. 7-162.

6. Крылов А.Н. Мои воспоминания. 9-е изд., перераб. и доп. СПб.: Политехника, 2003. 509 с.

7. Культурное строительство СССР: стат. сб. М.; Л.: Госпланиздат, 1940. 260 с. [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/22545 (дата обращения: 17.07.2019).

8. Липилин В. Крылов. М.: Молодая гвардия, 1983. 223 с.

1 Автор по ошибке изменил отчество деда А.Н. Крылова - Александра Алексеевича - на «Андреевич»; обвинил Крылова в чрезмерном увлечении общественной работой.

Доктор географических наук А.П. Капица посчитал, что А.Н. Крылов родился в Ардатовском уезде, хотя сам А.Н. Крылов документально подтвердил, что он родился в с. Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии.

9. Мельников Р. О кораблях, встающих на дыбки, и боцманском лексиконе // Литературная газета. 1985. 20 марта.

10. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Отдел VIII. Ед. хр. 251.

11. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. иР1_: http://kremlin.ru/events/president/news/41034 (дата обращения: 17.07.2019).

12. Сборник трудов X Международной научной школы «Гидродинамика больших скоростей» и Международной научной конференции «Гидродинамика. Механика. Энергетические установки» (к 145-летию со дня рождения академика А.Н. Крылова). Чебоксары: Чебоксарский политехнический ин-т (фил.) МГОУ, 2008. 747 с.

13. Ханович И.Г. Академик Алексей Николаевич Крылов. Л.: Наука, 1967. 251 с.

14. Штрайх С.Я. Академик Алексей Николаевич Крылов. Очерк жизни и деятельности. М.; Л.: Военмориздат, 1944. 336 с.

ГРИГОРЬЕВ ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары (v-gr1771@mail.ru).

V. GRIGORYEV

SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF ACADEMICIAN-SHIPBUILDER A.N. KRYLOV IN THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY

Key words: organization of ship science and ship construction, Academician A. N. Krylov.

Scientific-organizational and research activities of Doctor of applied mathematics, full member of the USSR Academy of Sciences, Professor Alexey Nikolaevich Krylov (1863-1945) is a worthy example for modern organizers of science, higher education and all scientists who are called to promote the country's innovative development. He was born in Alatyr uyezd of Simbirsk province (rural community of Visyaga, now the rural community of Krylov in the Chuvash Republic). After graduating from the Naval school in the capital of the country and having served in the 8th, 4th sea crews and the Main Hydrographic office of Russia, he enthusiastically underwent training in shipbuilding at Franco-Russian plant in St. Petersburg. In 1888-1890 A.N. Krylov studied at the Naval Academy, graduated it with honors and began teaching at his alma mater. Here he developed innovative research in ship theory, became one of initiators and an active participant in creating the Polytechnic Institute in 1899 (now - St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great). He showed outstanding organizational skills in all leadership positions in the scientific, technical and educational spheres: as the head of Experimental pool, which hosted testing of new ships models, and when serving in important general's positions in the Navy, as well as working in the Russian Company of Navigation and Trade (ROPiT), and being the chief of the Maritime Academy, a Board member of the Academy of Sciences, Director of Physico-Mathematical Institute of the USSR Academy of Sciences, the Chairman of the All-Union scientific engineering-technical society of shipping and shipbuilding (VNITOSS), etc. With A.N. Krylov's active participation and under his leadership, the state program was developed and implemented, it was aimed at creating modern Navy ships with metal housing, using an automatic engine (instead of windships), a new line of warships were designed and constructed, including battleships of "Sevastopol" type, the fast-moving torpedo vessel "Novik", the battleship "Gangut", the armor-plated ship "Petropavlovsk", the first Soviet icebreaker, named "Stalin", etc. Thanks to the large-scale research and organizational activities of Academician A.N. Krylov and his colleagues, the USSR created modernized ships, which played a huge role in repelling the offensive of enemy naval and air forces during the Great Patriotic war. For his unique contribution to science, development of the Russian Navy and for his merits in training highly qualified personnel, he was awarded with seven orders of the Russian Empire, with the highest awards of the Soviet Union (three orders of Lenin), with the title of Hero of Socialist Labor.

References

1. Aleksey Nikolayevich Krylov. Lyudi russkoy nauki: Ocherki o vydayushchikhsya deyatelyakh yestestvoznaniya i tekhniki [Aleksei Nikolaevich Krylov. People of Russian Science: Essays on prominent figures in natural sciences and technology]. Moscow, Leningrad, 1948, 600 p. Available at: http://elib.ict.nsc.rU/jspui/bitstream/ICT/884/3/krylov.pdf (Accessed 17 July 2019).

2. Varganov Yu.V. A.A. Krylov - uchenyy, pedagog, inzhener, obshchestvennyy deyatel' [A.A. Krylov - scientist, teacher, engineer, public figure]. St. Peterburg, MorVest Publ., 2006, 216 p.1

3. Gidrodinamika bol'shikh skorostey i korablestroyeniye: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf, pos-vyashch. 150-letiyu so dnya rozhdeniya akademika A.N. Krylova [Proc. of Int. Sci. Conf. «Gidrodinamika bol'shikh skorostey i korablestroyeniye»]. Cheboksary, 2013, 303 p.

4. Yesakov V.D. Sovetskaya nauka v gody pervoy pyatiletki. Osnovnyye napravleniya gosudarstvennogo rukovodstva naukoy [Soviet science in the years of the first five-year plan. The main directions of government leadership in science]. Moscow, Nauka Publ., 1971, 271 p.

5. Kapitsa A.P. Memuary Alekseya Nikolayevicha Krylova [Memoirs of Alexei Nikolaevich Krylov]. In: Krylov A.N. Moi vospominaniya. 9-e izd, pererab. i dop. [My memories. 9th ed.]. St. Peterburg, Politekhnika Publ., 2003, pp. 7-162.

6. Krylov A.N. Moi vospominaniya. 9-e izd., pererab. i dop. [My memories. 9th ed.]. St. Peterburg, Politekhnika Publ., 2003, 509 p.

7. Kul'turnoye stroitel'stvo SSSR. Statisticheskiy sbornik [The cultural construction of the USSR. Statistical Digest]. Moscow, Leningrad, 1940, 260 p. Available at: http://istmat.info/node/22545 (Accessed 17 July 2019).

8. Lipilin V. Krylov [Krylov]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1983, 223 p.

9. Mel'nikov R. O korablyakh, vstayushchikh na dybki, i botsmanskom leksikone [About the ships getting up on their hind legs, and the boatswain]. Literaturnaya gazeta, 1985, 20 marta.

10. Nauchnyi arkhiv Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta gumanitarnykh nauk. Otdel VIII. Edinitsa khraneniya 251 [Scientific Archives of the Chuvash State Institute of Humanities. Archives VIII. Storing Unite 251].

11. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 1 marta 2018 goda [Message from the President to the Federal Assembly. March 1, 2018]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/ 41034 (Accessed 17 July 2019).

12. Sbornik trudov X Mezhdunarodnoy nauchnoy shkoly «Gidrodinamika bol'shikh skorostey» i Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Gidrodinamika. Mekhanika. Energeticheskiye ustanovki» (k 145-letiyu so dnya rozhdeniya akademika A.N. Krylova) [Collection of works of the X International Scientific School «Hydrodynamics of Big Soon» and the International Scientific Conference «Hydrodynamics. Mechanics. Energy Installations «(to the 145th anniversary of the birth of academician A.N. Krylov]. Cheboksary, 2008, 747 p.

13. Khanovich I.G. Akademik Aleksey Nikolayevich Krylov [Academician Alexey Nikolaevich Krylov]. Leningrad, Nauka Publ., 1967, 251 p.

14. Shtraykh S.Ya. Akademik Aleksey Nikolayevich Krylov. Ocherk zhizni i deyatel'nosti [Academician Alexey Nikolaevich Krylov. Essay on life and activity]. Moscow, Leningrad, Voyenno-morskoye izdatel'stvo Publ., 1944, 336 p.

GRIGORYEV VALERIY - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Russian and World History, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakov-leva, Russia, Cheboksary (v-gr1771@mail.ru).

Формат цитирования: Григорьев В.С. Научно-организаторская деятельность академика-кораблестроителя А.Н. Крылова в первой половине XX века // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. - С. 65-72.

1 The author mistakenly changed the patronymic of grandfather A.N. Krylov - Alexander Alekseevich -on "Andreevich"; accused Krylov of excessive enthusiasm for public work

2 Doctor of Geographical Sciences A.P. Kapitsa considered that A.N. Krylov was born in Ardatov district, although A.N. Krylov documented that he was born in the village of Visyaga, Alatyr district, Simbirsk province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.