Научная статья на тему 'Научно-образовательный центр: первые итоги'

Научно-образовательный центр: первые итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный центр: первые итоги»

материалах Вологодской области)» предложен также для участия в конкурсе работ молодых ученых в области экономики, проходящем в рамках совместного гранта.

Вопросы развития сельского хозяйства региона были освещены на секции «Экономические проблемы в сельскохозяйственном комплексе».

Основной целью секции «Проблемы финансов и банковского дела» являлось обсуждение проблем совершенствования финансовой системы региона. В работе этой секции участвовали аспиранты ВНКЦ ЦЭМИ РАН С.Н. Аристов

(доклад «Разработка укрупненной технологии управления финансами предприятия»), A.C. Емелин и Е.В. Шишмаков, представившие доклад «Прогнозирование налоговых доходов муниципалитета». Оба доклада вошли в число конкурсных работ.

Приятно отметить, что конференция стала принимать межрегиональный характер. Среди участников конференции были гости из Москвы, республик Карелия, Коми и других городов и регионов России.

| С заседаний Ученого совета ||

В октябре - ноябре 2002 года Ученым советом ВНКЦ ЦЭМИ РАН были заслушаны два научных сообщения. С первым сообщением - «Экономическое положение и социальное самочувствие населения Вологодской и Мурманской областей (сравнительный анализ данных социологических опросов)» выступил заместитель директора ВНКЦ ЦЭМИ РАН к.и.н. К.А. Гулин, со вторым - «Управление себестоимостью строительной организации (на примере ассоциации «СПМ»)» аспирант К.А. Задумкин

Были рассмотрены итоги первых месяцев преподавания экономики в 10 классе школы № 32 г. Вологды в рамках создания Научно-обра-зовагельного центра ВНКЦ ЦЭМИ РАН (информацию по этой теме дала психолог Центра О.Н. Подитова).

В соответствии с введенными Президиумом РАН новыми формами планирования НИР научных организаций (Постановление Президиума РАН от 17.09.02 г. и Распоряжение от 11Л 0.02 г.)

были рассмотрены заявки на проведение научно-исследовательских работ ВНКЦ ЦЭМИ РАН на 2003 г. (программа заявок представлена ученым секретарем А.Н. Зуевым).

На заседании Ученого совета, состоявшемся в декабре 2002 г., традиционно проходило обсуждение тематики диссертационных исследований аспирантов нового набора.

Подведены итоги конкурса на замещение вакантных должностей младших научных сотрудников. В результате голосования на эти должности избраны Т.Н. Статеева, Н.В. Анчукова, окончившие аспирантуру ВНКЦ ЦЭМИ РАН в октябре текущего года.

С проектом годового плана научно-исследо-вательских работ на 2003 г. выступил ученый секретарь А.Н. Зуев. Проект плана был одобрен.

Утверждено решение аттестационной комиссии об аттестации аспирантов по итогам 2002 года.

БУДУЩЕЕ НАУКИ - ЗА МОЛОДЫМИ

Научно-образовательный центр: первые итоги

В 2002 - 2003 годах ВНКЦ ЦЭМИ РАН приступил к созданию Научно-образовательного центра. Первой ступенькой на этом пути стала организация факультатива по экономике в 10 «А» классе школы № 32 г. Вологды.

Реализация программы курса экономики сопровождается тремя основными направлениями:

Перед началом преподавания курса был проведен тест знаний, направленный на выявление начального уровня знаний школьников по экономике. Результаты теста во многом помогли скорректировать учебную программу курса.

Большинство учеников показали высокую осведомленность по экономике, в тестах превалирует оценка «отлично». В соответствии с этим было учтено, что объем преподаваемого материала должен быть больше, чем в стандартных программах обучения экономике.

В октябре текущего года в этом классе также проводилось анкетирование ребят, целью которого было выявление профессиональных предпочтений школьников, их увлечений, областей знаний, с которыми они связывают свое будущее. На основании анализа анкет был получен социальный портрет обучающихся.

78% школьников отметили заинтересованность в экономике, необходимость и полезность экономических знаний. К основным увлечениям большинство ребят относят работу на компьютере (94%).

И хотя в анкетах школьники отмечают недостаточность информации о вологодских вузах, профессиональный выбор сделали 44% учеников, большая часть из которых связывает его с экономическим профилем обучения в вузах г. Вологды.

Третьим направлением реализации курса является программа психологического сопровождения и коррекции курса, основанная на оценках урока основными участниками педагогического процесса - школьниками.

Своими оценками ребята подсказывают нам, какие формы работы с ними предпочтительны: например, им нравятся деловые игры, дискуссии, работа в группах, где они могут себя проявить.

Данные, полученные в результате наблюдений, свидетельствуют об одобрительной оценке

занятий. В процессе обучения у школьников сформировалось положительное отношение к изучаемой дисциплине. Большинство из них приходят на занятия с хорошим настроением. Мониторинг показал, что ожидания отдельных школьников существенно не отличаются от ожиданий группы в целом. Почти все учащиеся надеются на получение интересной информации, и их ожидания всегда или часто оправдываются. Выявилось, что класс не испытывает затруднения в усвоении и переработке большого объема информации. Почти все школьники усваивают преподаваемый материал, что может быть следствием способности большинства ребят достаточно легко сосредоточивать внимание на уроке. В целом эмоциональный фон на занятиях положительный, что помогает ученикам успешно адаптироваться к учебному процессу и достигать высоких результатов, не отвлекаясь на негативные моменты, которые могут возникать на уроках.

Анализ наблюдений учащихся в ходе курса их обучения позволяет сделать вывод о том, что они имеют достаточный уровень начальных знаний по экономике. На многие проблемные вопросы школьники имеют свою точку зрения. Это позволяет им быть успешными в учебной деятельности, стремиться к достижению высоких результатов. Преобладание у школьников на занятиях в основном положительного настроя помогает им успешно усваивать преподаваемый материал. Они с интересом ходят на уроки, получают много новой и интересной информации. В целом можно заключить, что первичный этап адаптации школьников к новым условиям обучения проходит успешно.

Создавая Научно-образовательный центр, ВНКЦ ЦЭМИ РАН вносит большой вклад в решение проблем самоопределения и профориентации будущих выпускников, помогая им сделать обоснованный профессиональный выбор.

| Наши диссертанты ||

27 декабря 2002 года аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН Татьяна Николаевна Статеева успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему :

«Прогнозирование развития регионального отраслевого комплекса» по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами в промышленности»).

Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Николай Александрович Пахолков.

Защита состоялась на заседании Регионального диссертационного совета при Вологодском государственном техническом университете.

Конкурсная комиссия Вологодского научнокоординационного центра ЦЭМИ РАН подвела итоги очередного конкурса научно-исследова-тельских работ молодых ученых в области экономики.

Лауреатами конкурса стали:

Анчукова Наталья Владимировна - ее работе «Экономическое обоснование влияния туриз-

t ! ЩЩ*.

РШ111 :ШтШ •и ..уШШЖ- :ЯМ|

Иш

Слева направо: аспиранты ВНКЦ ЦЭМИ РАН

С.Н. Аристов, К.А. Задумкин, Д.Н. Кожин, Н.В. Анчукова, A.C. Емелин, Э.О. Орлова, Е.В. Шшимаков, H.A. Белякова

ма на социально-экономическое положение региона» присуждено 1 место.

Орлова Эльвира Олеговна («Разработка интегрального показателя социально-экономического развития муниципального образования») и Задумкин Константин Алексеевич («Организация стратегического управления в строительных компаниях») - второе место.

Аристов Сергей Николаевич («Совершенствование управления финансами на предприятии») -третье место.

По итогам конкурса еще 5 работ получили поощрительные премии. Среди их авторов - аспиранты ВНКЦ: Шишмаков Евгений Вениаминович, Кожин Данил Николаевич, Белякова Наталья Александровна, Емелин Александр Сергеевич.

Отрадно отметить, что, впервые приняв участие в конкурсе молодых ученых, поощрительную премию завоевал студент 5 курса экономического факультета ВоГТУ Множинский Анатолий Николаевич за работу «Построение модели диагностики финансовой безопасности региона».

Напомним, что конкурс проводится в ВНКЦ ЦЭМИ РАН ежегодно. Заявки на участие в конкурсе принимаются с июня по октябрь. Об условиях участия можно узнать по тел. 24-63-89 (аспирантура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.