Научная статья на тему 'Научно-образовательный лекторий Санкт-Петербургского академического универси тета- Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН'

Научно-образовательный лекторий Санкт-Петербургского академического универси тета- Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный лекторий Санкт-Петербургского академического универси тета- Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН»

УДК 001.18

Ю.В. Трушин

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН

Осенью 1999 года по предложению вице-президента РАН академика Ж.И. Алфёрова, тогда директора Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, в Научно-образовательном центре института был организован и работает до сих пор лекторий для повышения уровня знаний нашей молодёжи в области как естественных, так и гуманитарных наук. В лектории читаются лекции крупными учёными, деятелями культуры и общественными деятелями для учащихся лицея "Физико-техническая школа", студентов физико-технического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПб ГПУ), кафедры оптоэлек-троники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПб ГЭТУ), Санкт-Петербургского академического университета — научно-образователыю-го центра нанотехнологий РАН, а также других образовательных и научных организаций города.

В Актовом зале во время лекций будущие молодые исследователи имеют возможность не только прослушать выступление крупного учёного или общественного деятеля, задать вопросы по заинтересовавшим направлениям, но и просто пообщаться после лекции.

Вице-президент РАН, академик Ж.И. Алфёров

Необходимость интеграции науки и образования с целью подготовки высококвалифицированных специалистов-физиков для современной наукоёмкой промышленности в конце XX века была совершенно ясна академику Ж. И. Алфёрову. Такой же работой занимался ещё в 1919 году А.Ф. Иоффе, основатель и первый директор Физико-технического института, при образовании в политехническом институте физико-механического факультета, тесно связанного с Физико-техническим институтом (ФТИ).

Поэтому в 1973 году академик Ж. И. Алфёров создал в СПб ГЭТУ на базе Физтеха первую кафедру оптоэлекгроники, обеспечивавшую тесный контакт студентов высшего учебного заведения и учёных академического института при подготовке по специальности "Техническая физика".

Вскоре стало понятно, что без специальной физико-математической подготовки уже науров-не средней школы невозможно успешное систематическое высшее образование для физиков. Поэтому в 1987 году усилиями Ж.И. Алфёрова при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе был создан лицей "Физико-техническая школа" для учащихся 8—11 классов. Лицей сегодня — единственное среднее учебное заведение, входящее в систему Российской академии наук.

В 1988 году Ж.И. Алфёрову и его единомышленникам удалось создать в СПб ГПУ новый физико-технический факультет, профессорско-преподавательский коллектив которого состоял в основном из научных сотрудников ФТИ и других крупных научных институтов города.

Тем самым, наконец, началареализовывать-ся предложенная ещё основателем нашего города Петром I в указе о создании государственной Академии "композиция" из Академии наук, Академического университета и Академической гимназии. Ведь обучение школьников, студентов и аспирантов непосредственно в контакте с активно работающими учёными, занимающимися с ними как в учебных аудиториях на лекциях и семинарах, так и в научных лабораториях, — это

совершенно необходимый путь подготовки научных кадров, которые позволят сохранять лидирующие позиции России в научно-техническом прогрессе XXI века.

Нужно было собрать под одной крышей учащихся лицея "Физико-техническая школа", студентов физико-технического факультета СПб ГПУ и кафедры оптоэлектроники СПбГЭТУ, а также научные коллективы лабораторий, работавшие в области передовых научно-технических задач — нанотехнологий. Этот важный шаг, большие усилия вице-президента РАН, декана физико-технического факультета СПб ГПУ, директора ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН Ж.И. Алфёрова по получению участка земли под застройку, финансирование, само строительство увенчались открытием 1 сентября 1999 года первого здания Научно-образовательного центра Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН (позднее ставшего Санкт-Петербургским физико-технологическим научно-образовательным центром РАН (СПбФТНОЦ)).

Теперь, имея прекрасное здание, не только с прекрасно оборудованными научными лабора-

ториями, учебными аудиториями, спортивным комплексом, но и с актовыми залами, предназначенными для совместного учебно-научного процесса, можно было начинать работу Научно-образовательного лектория.

На совместном выездном заседании Президиумов Российской академии науки Санкт-Петербургского научного центра РАН в Научно-образовательном центре 20 сентября 1999 года был создан лекторий и утверждён его Программный комитет в следующем составе:

председатель — академик Ж.И. Алфёров, учёный секретарь — профессор Ю.В. Трушин, академики АД. Ноздрачёв и АИ. Русанов, члены-корреспонденты РАН С.Г Инге-Вечтомов иИ.И. Елисеева, профессора Ю.А. Петросян и Э.А. Тропп, заведующий ОНТИ Физтеха В.Г. Григорьянц.

Первая лекция "Прощание с XX веком" была прочитана 15 октября 1999 года академиком Ж. И. Алфёровым, открыв работу лектория и первый цикл публичных лекций одноименного названия. В этом первом цикле было 24 лекции. Все приглашённые ученые прочитали для молодёжи интересные, а иногда и необычные

Корпус Научно-образовательного центра, открытый 1 сентября 1999 года

лекции. В числе первых лекторов стоит назвать, конечно, выдающегося учёного, академика Н.П. Бехтереву, которая 29 сентября 2000 года прочитала лекцию "Живой мозг человека. Какего изучают". Эта лекция опубликована в сборнике к 10-летию лектория "Наука и культура: избранные лекции" (издание БАН, СПб, 2009, с. 13).

Несомненно, в числе первых стоит обратить внимание на лекции директора ЭрмитажаМ.Б. Пиотровского "Музеи в XX веке", члена-корреспондента РАН С.Г. Инге-Вечтомова'Тен и генетика", профессора С.П. Капицы "Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле?", профессора В.П. Старка "К истории дуэли Пушкина".

В этом цикле академик Ж.И. Алфёров прочёл четыре лекции о современных проблемах физики полупроводников. Через три дня после объявления Нобелевским комитетом в Стокгольме о присуждении премии по физике за 2000 год Ж И. Алфёрову, 13 октября 2000 года в лектории была прочитана запланированная ещё с начала сезона лекция члена-корреспондента РАН H.H. Леденцо-ва "Наноструктуры: как это делает Природа".

9 февраля 2001 года начался новый цикл публичных лекций "Наука и культура в XXI веке", который продолжается и в настоящее время. Открывала этот цикл лекция академикаЖ.И. Алфёрова "Нобелевская премия по физике 2000 года".

Часть лекций опубликована в уже упоминавшемся сборнике. Это лекции:

академика Е.М. Примакова "Россия и современный мир" (2 марта 2001г.);

академика Б.П. Захарчени "Спин и свет" (5 октября 2001 г.);

директора Института международных отношений Стэнфордского университета (США)

Академик Н.П. Бехтерева

Академик Е.М. Примаков

профессора Дэвида Холловэйя "Ядерное оружие: прошлое и настоящее" (5 апреля 2002 г.);

директора Библиотеки академии наук В.П. Леонова "Первая государственная научная библиотека России" (3 декабря 2004 г.);

директора Центра "Биоинженерия" РАМН академика К.Г. Скрябина "Системная биология XXI века" (14 апреля 2006 г.);

академика Ж.И. Алфёрова "Папа Иоффе и его "детскийсад" (10 октября 2008 г.), посвящён-ная 90-летию Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН;

директора Института радиотехники и электроники РАН академика Ю.В. Гуляева "Физические поля и излучения человека: новые методы медицинской диагностики" (24 октября 2008 г.).

Из пока неопубликованных лекций хотелось бы обратить внимание наследующие: академика Ю.А. Осипьяна"Фуллерены. От открытия до применения"; профессора Э. А. Троппа "Санкт-Петербург: окно в науку"; профессораЕ.В. Ани-симова "Феномен Петра: мифы и реальность"; академика Ю.А. Трутнева "Советский атомный проект"; академика Б.Е. Чертока "Космонавтика: прошлое и настоящее"; академика Д.А. Вар-шаловича "Вспышки сверхновых"; профессора А.Г. Булаха "Сюрпризы природного камня в Петербурге"; академика Академии наук Армении Р.П. Сейсяна "Проблемы современной планар-ной технологии"; профессора В.П. Старка "Душа и миф Петербурга". Лекции для молодёжи прочитали также депутаты Государственной Думы РФ — С.Ю. Глазьев, Г.Н. Селезнёв, О.Г. Дмитриева; министр РФ по атомной энергии академик А.Ю. Румянцев; Чрезвычайный и Полномочный посол РФ B.C. Черномырдин. Были также организованы лекции в виде творческих встреч: с композитором А.П. Петровым (15 марта 2002 г.), 10-мчемпиономмирапо шахматам Б.В. Спасским (16 февраля 2007 г.), кинорежиссёром АН. Сокуровым (3 марта 2008 г.), членом Союза писателей Санкг-ПетербургаЯ А. Гординым (1 октября 2004г. и 17 апреля 2009 г.).

В 2002 году Президиум РАН создал новое образовательное учреждение в системе Академии наук — Академический физико-технологический университет РАН. В 2009 году присоединением к нему лицея "Физико-техническая школа" РАН и СПбФТНОЦ РАН был создан Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотех-

Профессор В.П. Леонов

пологий РАН, где продолжает работать Научно-образовательный лекторий.

За времяработы Лектория, с 15 октября 1999 года по 18 декабря 2009 года, прочитано 133 лекции 97-ю лекторами — ведущими учёными, деятелями культуры, политическими деятелями. За эти десять лет академик Ж.И. Алфёров прочитал 17 лекций, часть из которых планируется издать в начале 2010 года.

Четыре лекции прочитал директор Библиотеки академии наук В.П. Леонов, по три лекции — академики Б.П. Захарченя, Д.А. Варшалович, профессораЭ.А. ТроппиВ.П. Старк. Подвелекции в лектории прочитали академики С.Г. Инге-Вечтомов, К.Г. Скрябин, Е.М. Примаков, чле-ны-корр. РАН Б.А. Бабаян и И.И. Елисеева, профессора Р.П. Сейсян и А.Г. Булах, а также Э.П. Карпеев.

В числе лекторов 28 действительных членов и 10 членов-корреспондентов РАН, 3 члена-корреспондента РАМН и один академик РАСХН.

Идея создания Научно-образовательного лектория в основном, конечно, для научной молодёжи вызревала у Ж. И. Алфёрова постепенно и целенаправленно. Ещё в 1990-е годы академик Ж.И. Алфёров, будучи директором Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, председателем Президиума СПбНЦ РАН, вице-президентом РАН, депутатом Государственной Думы РФ, сумел найти время в своём очень напряжённом рабочем графике, чтобы прочитать курс из 10 лекций для учащихся лицея "Физико-техническая школа". В Актовый зал Физтеха каждую неделю приходили лицеисты, и начиналось живое изложение современной физики простым и понятным для школьников языком. Отсюда начался нынешний Научно-образовательный лекторий Академического университета.

И когда, наконец, удалось собрать под одной крышей и школьников, и студентов, и учёных, то такая идея реализовалась. Живые встречи молодёжи, выбравшей или ещё выбирающей для себя научный путь, путь в физику, должны были и дали возможности для контактов, для встреч с крупными учёными, представителями культуры, общественными деятелями. Такие тематические встречи позволяют молодёжи не только увидеть в стенах своего учебного заведения выдающуюся личность, но и задать вопросы, пообщаться после лекции.

Годы работы Лектория показали, что его создание было правильным и можно даже сказать необходимым для развития личностей наших молодых будущих исследователей.

Адрес интернет-страниц лектория: http:// edu. ioffe .m//lectures. html

B.B. Бадалов

ПРОФСОЮЗНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

За свою вековую историю профсоюз пережил разные формы общения с властью — от противостояния до служения. И всегда побеждала власть.

В советское время профсоюзы были одним из углов "треугольника": администрация—партком—профком. За профсоюзными органами законодательно были закреплены важнейшие функции общественной жизни — социалистическое соревнование, народный контроль, охрана тру-

да, социальное страхование, спорт, культура, отдых. И со своими функциями профсоюз справлялся прекрасно. В том, что произошло со страной, профсоюзной вины нет.

Годы перестройки были трагичными и прекрасными. Разрушили великую страну, потеряли братьев по ВОВ, стали нищими и обездоленными. Но приобрели право на созидание. И вдруг Указ № 1 Президента РФ — первый обман наших ожиданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.