Научная статья на тему 'Научно-образовательный геопортал как пример интеграции разнородных пространственных данных'

Научно-образовательный геопортал как пример интеграции разнородных пространственных данных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ / ГЕОПОРТАЛ / ГИС-СПЕЦИАЛИСТЫ / GEOINFORMATION SYSTEMS / SPATIAL DATA INFRASTRUCTURE / GEOPORTAL / GIS-SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бударова Валентина Алексеевна, Медведева Юлия Дмитриевна

В статье рассмотрены разработанные и функционирующие научно-образовательные геоинформационные порталы, направленные на интеграцию пространственных данных, а также на повышение компетенции выпускников ГИС-специальностей в вузах. В результате исследования предложен вариант разработки геопортала Тюменского индустриального университета, включающего данные о природно-ресурсных и социально-экономических показателях развития территории Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бударова Валентина Алексеевна, Медведева Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENtific AND EDUCATIONal Geoportal AS AN EXAMPLE of the integration of SPATIAL DATA

The article describes the developed and functioning of scientific and educational GIS portals. The aim of this geoportals are integration of spatial data, as well as to increase the competence of graduates GIS-specialties in universities. The study offered the option of a geoportal Industrial University of Tyumen, which includes data on natural resource and socio-economic indicators of the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный геопортал как пример интеграции разнородных пространственных данных»

УДК 332.3:349.418:681.3

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОПОРТАЛ КАК ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ РАЗНОРОДНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ

Валентина Алексеевна Бударова

Тюменский индустриальный университет, 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, кандидат технических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра, тел. (904)491-89-25, e-mail: budarova@bk.ru

Юлия Дмитриевна Медведева

Тюменский индустриальный университет, 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, аспирант, тел. (919)936-13-78, e-mail: yul.medwedewa2013@yandex.ru

В статье рассмотрены разработанные и функционирующие научно-образовательные геоинформационные порталы, направленные на интеграцию пространственных данных, а также на повышение компетенции выпускников ГИС-специальностей в вузах. В результате исследования предложен вариант разработки геопортала Тюменского индустриального университета, включающего данные о природно-ресурсных и социально-экономических показателях развития территории Тюменской области.

Ключевые слова: геоинформационные системы, инфраструктура пространственных данных, геопортал, ГИС-специалисты.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL GEOPORTAL AS AN EXAMPLE OF THE INTEGRATION OF SPATIAL DATA

Valentina A. Budarova

Industrial University of Tyumen, 625000, Russia, Tyumen, ul. Volodarskogo, 38, Ph. D., Associate Professor of the Department of land management and cadastre, tel. (904)491-89-25, e-mail: budarova@bk.ru

Yuliya D. Medvedeva

Industrial University of Tyumen, 625000, Russia, Tyumen, ul. Volodarskogo, 38, postgraduate student, tel. (919)936-13-78, e-mail: yul.medwedewa2013@yandex.ru

The article describes the developed and functioning of scientific and educational GIS portals. The aim of this geoportals are integration of spatial data, as well as to increase the competence of graduates GIS-specialties in universities. The study offered the option of a geoportal Industrial University of Tyumen, which includes data on natural resource and socio-economic indicators of the Tyumen region.

Key words: geoinformation systems, spatial data infrastructure, geoportal, GIS-specialists.

В условиях современной автоматизации и повышения значения компьютеров в жизни человека специалисты в области географических информационных систем (далее - ГИС), обладающие достаточным уровнем теоретических знаний и практических навыков по работе с ними, являются востребованными на рынке труда. При этом во многих российских высших учебных заведениях (далее - ВУЗ) подготовка специалистов высшей квалификации в области ГИС ве-

дется на нескольких уровнях: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации) [1].

Для ознакомления и последующего изучения ГИС-технологий студенты на практических занятиях и семинарах выполняют различные задания с помощью прикладных компьютерных программ, в первую очередь в MapInfo Professional. При этом чем больше практики будет у студентов, тем более компетентными специалистами они станут.

В связи с эти во многих ВУЗах нашей страны на базе занятий по геоинформатике и ГИС преподаются основы разработки картографических материалов, основы работы с пространственными данными и геопорталами. Кроме того, в некоторых регионах функционируют специальные образовательные геопорталы, например, в Московском государственном университете, Тверском государственном университете, в Тюменском государственном университете, или по данным Республики Башкортостан.

При этом под образовательным геопорталом следует понимать открытый справочно-информационный ресурс, цель которого - обеспечение учебного процесса и проведение научных исследований в области теории и практики географии с применением методов и средств on-line картографирования, ГИС-технологий, облачных вычислений и обработки данных дистанционного зондирования [2].

Перспективным направлением внедрения технологии геопорталов в научную среду и образование являются результаты научных исследований регионального уровня, связанные с накоплением больших объемов пространственных данных и других геоинформационных ресурсов на исследуемую территорию.

Основу геопортала Тверского государственного университета составляет постоянно дополняемый и обновляемый Облачный атлас Тверской области - на сегодняшний день самый востребованный компонент геопортала. Атлас имеет структуру блоков разной тематики (Социальная сфера, Сельское хозяйство, Физическая география и др.) и различного территориального охвата (областной центр, область, бассейн Верхней Волги) [3]. Помимо Атласа на геопортале представлены учебно-методические разработки (on-line пособия и web-карты) по географии, истории и краеведению. А также размещены наиболее интересные работы студентов, бакалавров и магистров собраны на геопортале в разделе «Студенческие работы по геоинформатике» (рис. 1).

Кроме того, на сайте геопортала в разделе «Геоизображения» размещены различные картографические материалы, в том числе старые и исторические карты, а также контурные изображения различной тематики.

На базе Тюменского государственного университета разработан геопортал, охватывающий территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югра (рис. 2).

Рис. 1. Раздел «Демография и расселение на сайте образовательного геопортала Тверского государственного университета [2]

Рис. 2. Фрагмент геопортала Тюменского государственного университета [4]

В отличии от представленных выше геопортал Республики Башкортостан по результатам формирования перечня данных по организациям региона, занимающимся научной и исследовательской деятельностью, информация о научных и образовательных учреждениях добавлена в базу геоданных разрабатываемого геопортала и опубликованы картографические веб-сервисы, позволяющие отображать объекты научных и образовательных организаций РБ, а также получать подробную информацию об их местонахождении и области научной деятельности [5].

Таким образом, необходимость информационной поддержки для обеспечения активного сотрудничества между учеными и исследователями, а также другими пользователями пространственной информации в сфере науки и образования делает актуальной задачу объединения разнородных научных данных в научно-образовательный геопортал, как наиболее многофункциональный инструмент проведения научных исследований, связанных с использованием карт, атласов, возможностей геоинформационных систем [6].

Разрабатываемый геопортал Тюменского индустриального университета (далее - ТИУ) предназначен для широкого круга пользователей и базируется на исходных данных, указанных на рис. 3.

Рис. 3. Источники данных образовательного геопортала ТИУ и перспективные пользователи

Для разработки научно-образовательного геопортала предполагается использовать базу и современные возможности облачной платформы ArcGIS Online [7].

В настоящее время аспирантами кафедры землеустройства и кадастра ТИУ ведутся работы по оцифровке и обработке данных о динамике численности населения юга Тюменской области на базе ArcGIS Online.

Кроме вышеуказанных особенностей предлагаемого образовательного геопортала ТИУ предполагается дополнение гиперссылками на различные государственные и муниципальные органы управления, например, на официальный сайт Тюменьстата для ознакомления со статистическими данными, а также на сайт Росреестра и Публичную кадастровую карту и другие Интернет-ресурсы.

Таким образом, благодаря современным возможностям облачной платформы ArcGIS Online, на геопортале возможно размещение лучших выпускных квалификационных работ студентов-выпускников, научные разработки студентов, магистров, аспирантов. Геопортал позволит наглядно представлять не только научные разработки, но и проекты, реализуемые совместно с производственными организациями и предприятиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведева Ю.Д., Бударова В.А. Особенности подготовки специалистов, изучающих геоинформационные технологии [Текст] / Ю.Д. Медведева, В.А. Бударова // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: материалы региональной научно-методической конференции. - Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2015. - С. 132-138

2. Образовательный геопортал Тверского государственного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://geoportal.tversu.ru/Atlas (дата обращения: 13.02.2017)

3. Образовательный геопортал Тверского ГУ https://www.esri-cis.ru/blogs/?page=post&blog=Education&post_id=obrazovatelnyy-geoportal-tverskogo-gu (дата обращения: 14.02.2017)

4. Геопортал Тюменского государственного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - https://geoportal.utmn.ru/wms/map (дата обращения: 15.02.2017)

5. Христодуло О.И. Опыт разработки научно-образовательного геопортала в Республике Башкортостан. ArcReview. 2015. - Вып 4 (75). [Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=22588&SECTI0N_ID=1086 (дата обращения: 15.02.2017)

6. Осокин С.А. Инфраструктуры пространственных данных в географии // ArcReview, 2010. № 3 (54). - С.21-22.

7. Официальный сайт ArcGIS Online [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://www.arcgis.com/ (дата обращения: 10.02.2017)

8. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru / (дата обращения: 27.02.2017)

© В. А. Бударова, Ю. Д. Медведева, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.