научная школа управления государственного университета управления
УДК 005.11:378.013.43 DOI 10.12737/6705
Получено 17.09.2014 Одобрено 29.09.2014 Опубликовано 15.12.2014
Коротков Э.М.
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «ГУУ», г. Москва
e-mail: [email protected]
Ховард К.
д-р экон. наук, профессор, Восточно-Техасский государственный университет, США
e-mail: [email protected]
научно-образовательная школа менеджмента: формирование, развитие и будущее
Аннотация
В статье рассматривается тенденция поэтапного формирования и развития научно-образовательной школы менеджмента в ГУУ. При этом выделены основные признаки научно-образовательной школы и раскрывается их содержание и роль в построении общей концепции менеджмента. В обосновании основных положений развития научно-образовательной школы широко используется схематический материал, позволяющий акцентировать внимание на ее главных признаках и особенностях. В статье дается оценка не только прошлого и настоящего школы, но и обращается внимание на проблемы ее будущего.
Ключевые слова:
научно-образовательная школа менеджмента, аксиология менеджмента, антикризисное управление, концепция менеджмента, компетенции, образовательная программа.
Korotkov E.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor,
FSBEI HPE "State University of Management", Moscow
e-mail: [email protected]
Howard K.
Doctor of Economic Sciences, Professor, East Texas State University, USA
e-mail: [email protected]
Research and Educational School of Management: Formation, Development and Future
Abstract
The paper considers the way how the research and educational management school is formed and developed in a step-by-step mode at the State University of Management. Primary features of the research and educational school are highlighted, their constituents and role are revealed as being conducive to building-up the framework concept of management. Helpful in explaining conceptual issues concerning further development of the research and educational school are extensively used diagrammatic materials, making it possible to ascent its main features and attributes. Along with assessing the research and educational school's past and present developments, the paper tries to highlight its oncoming problems and challenges.
Keywords:
research and educational management school, management axiology, anti-crisis management, management concept, competences, educational program.
Научно-образовательная школа менеджмента в ГУУ берет свое начало в 60-х гг. Ее возникновение отражает обострившуюся потребность производства, экономики, общества в совершенствовании управления . В те годы управление становится тормозом эффективного развития . На разных уровнях наблюдаются нерациональное использование ресурсов, не только материальных, но и людских, и ресурсов времени, ошибки в принятии управленческих решений, бюрократизация управленческих процедур и многие другие проблемы . Одновременно с этим интенсивно развивается техника обработки информации, позволяющая оптимизировать управленческие решения, совершенствовать систему планирования и контроля, ускорять аналитические процессы Все это требовало ответных мер в области научных исследований тенденций развития управления и подготовки кадров, способных
осуществлять эффективное профессиональное управление
Инженерно-экономический институт, из которого впоследствии вырос Государственный университет управления (ГУУ), постепенно и последовательно стал перестраиваться на подготовку специалистов в области управления . Был разработан учебный курс «Научные основы управления», написан первый в стране учебник для преподавания этого курса, открыта специализированная кафедра, организована разработка дипломных проектов по проблематике совершенствования управления, в аспирантуре разрабатывались и защищались диссертации, которые позволяли сформироваться научной концепции развития и совершенствования управления
Управление является необходимым условием и элементом всякой деятельности человека Но деятельность очень разнообразна. Поэтому существуют
и различные типы управления . Они отражают сферу деятельности, особенности объекта управления, уровень и этап его развития . Типологический анализ управления позволяет увидеть и выделить те его особенности, которые наиболее ярко проявляются в конкретных условиях развития объекта . Для управления экономическим развитием наиболее важным фактором является роль рыночных отношений . Учет этого обстоятельства и привел к появлению понятия «менеджмент», которое характеризует не только зарубежный опыт управления и стремление использовать его позитивные черты . Нередко существует именно такое представление . Понятие «менеджмент» возникло, главным образом, как отражение потребности учета особенностей рыночных отношений в противовес существовавшей ранее модели высокоцентрализованного, директивного управления . Это явилось новым этапом развития управленческой мысли в ГУУ и формирования научно-образовательной школы менеджмента . В процессах развития концепции этой школы в университете была организована подготовка специалистов-менеджеров для различных отраслей народного хозяйства, различных сфер социально-экономической деятельности . ГУУ возглавил Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента, которое и в настоящее время играет важную роль в развитии этой школы .
Особенности и основные черты научно-образовательной школы менеджмента проявляются в следующих ее характеристиках
1. Научная концепция, основанная на понимании менеджмента как типа управления, который в максимальной степени соответствует рыночным условиям развития экономики и отражает комплекс проблем и систематизированных знаний, необходимых для совершенствования современной практики управления Понимание менеджмента не противоречит пониманию управления Эти категории соотносятся как общее и конкретное Не всякое управление можно назвать менеджментом, но менеджмент — это всегда управление, объектом которого является социально-экономическая система .
Тем не менее до настоящего времени понятие «менеджмент» является предметом дискуссии . Существует даже антименеджментное понимание менеджмента . Оно содержит утверждение, что концепция менеджмента изживает себя, уходит в прошлое В России менеджмент — не более как эпизод нашего противоречивого развития
Нередко высказываются мнения, что менеджмент — это просто синоним понятия «управление»,
которым и следует оперировать во всех случаях рассуждений об управлении При этом часто добавляют: «Не следует спорить о понятиях» . Какое практическое значение имеют нюансы в понимании управления и менеджмента? И готовить надо специалистов-управленцев, а не менеджеров .
Но ведь есть различие между управлением взрывом, цепной реакцией, войсками, управлением машиной и управлением социально-экономической системой, к тому же развивающейся в условиях рыночных механизмов . Здесь действуют иные факторы эффективности управления Это является главным в понимании концепции менеджмента, ее истоков, содержания и роли в развитии экономики, производства и общества
Концепция менеджмента включает множество проблем, состав, взаимодействие и связи которых можно представить в следующей схеме (см. рис . 1) .
2 . Одним из важных признаков научно-образовательной школы менеджмента является общественное признание научной и практической значимости концепции менеджмента Двадцать восемь лет назад было создано Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента Сегодня оно насчитывает несколько сотен образовательных учреждений, которые готовят менеджеров, регулярно проводят конференции и семинары по проблемам менеджмента, ведут исследования по его новым направлениям . Это характеризует реальность и ценность концепции менеджмента. Формирование по инициативе и усилиями ГУУ Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента — это важный признак научно-образовательной школы
За последние 35 лет в аспирантуре подготовлены аспиранты из различных регионов России Это научно-педагогические кадры, которые в своей работе реализуют положения научной школы и развивают ее в соответствии с основной парадигмой ее концепции На предлагаемой схеме (см рис 2) представлено российское пространство научно-образовательной школы менеджмента ГУУ Это является важным свидетельством ее общественного общероссийского признания
Общественное признание проявляется не только в деятельности УМО и подготовке научных кадров в аспирантуре, но в международных связях ГУУ, которые возникают в процессах профессионального общения и совместного обсуждения проблем менеджмента на международных конференциях Примером этому может служить совместное написание учебников «Принципы менеджмента Управление
Рис. 1. Проблематика концепции российского менеджмента
Рис. 2. Общероссийские масштабы распространения научно-образовательной школы менеджмента
в системе цивилизованного предпринимательства» и учебника «Опыт менеджера» с доктором экономических наук, профессором Восточно-Техасского государственного университета Кеном Ховардом (США), научное редактирование переводов книг зарубежных специалистов (например, такой важной с точки зрения утверждения научной школы менеджмента, как Джеймс Эванс «Управление качеством») Международные связи школы менеджмента ГУУ показаны на рис 3
3 . Научно-образовательную школу менеджмента характеризуют также образовательные программы подготовки в прошлом специалистов, а сегодня — бакалавров и магистров по этому направлению профессиональной деятельности В процессе развития идей менеджмента возникают новые направления подготовки специалистов, такие как управление качеством, маркетинг, финансовый менеджмент и др . (см . рис . 4) . Происходят процессы дифференциации знаний и компетенций Это свидетельствует о важной роли научно-образовательной школы в развитии экономики, производства и общества
Образовательная программа подготовки менеджера в процессах своей реализации может обеспечивать различный уровень качества Поэтому в научно-образовательной школе чрезвычайно большое значение имеет действующая система качества реализации образовательной программы Управление образовательным процессом должно быть ориентировано не только на предоставление знаний, главным образом — на формирование определенной
системы компетенций профессиональной деятельности менеджера А компетенции — это не только знания, но и реальные возможности их эффективного практического использования
4 . Повышается практическая значимость научно-образовательной школы . Это тоже признак ее существования и развития Сегодня уже невозможно встретить в системе руководящих работников человека, не имеющего специальных знаний и специальной подготовки в области профессионального управления Какие знания необходимы современному менеджеру? На рис 5 представлена матрица современных специальных знаний
Практическая значимость научно-образовательной школы проявляется в различных факторах ее существования и реализации Она зависит от образования менеджеров и создания условий их профессиональной деятельности . Большое значение имеют приоритеты в решении проблем и обеспечении эффективности менеджмента Сегодня одним из важных приоритетов является аксиология менеджмента Аксиология менеджмента — это система ценностей, определяющих его методологию и организацию, занимающая ведущее место в его механизме . Менеджеру необходимо понимать, какие ценности формируют цели и мотивацию эффективной деятельности человека, где и в чем истоки современной системы ценностей В целевых и ценностных установках человека могут отражаться различные стремления: к обогащению в условиях безмерного потребительства, достижению определенного (формаль-
Рис. 3. Международные масштабы распространения научно-образовательной школы менеджмента ГУУ
Рис. 4. Система управления качеством образования менеджера
Научные основы менеджмента
Стратегический менеджмент ;- -> Маркетинг Инновационный менеджмент
-►
Произвол ственный менеджмент Операционный менеджмент Управление технологиями
-►
Экологический менеджмент Антикризисное управление Инвестиционный менеджмент
-►
Управление персоналом Социальный менеджмент Персональный менеджмент
Корпоративное управление Креативный менеджмент Исследование управления
Психология управления Организационное поведение
Финансовый менеджмент -1 -►
Управленческие решения Информационный менеджмент Управление качеством
Управление знаниями Лидерство Искусство управления
Управление офисом Социокультура менеджмента контроллинг
-►
Рис. 5. Система профессиональных знаний современного менеджера
ного или реального) социального статуса, ощущению достоинства, построению профессиональной карьеры, обеспечению общих норм благосостояния, реализации коммуникативности и т.д . Конечно, ценности разнообразны, и все они существуют одновременно, но в различном сочетании и лишь одна из них является ведущей, главной, системообразующей
Множество факторов влияет на формирование системы ценностей, проявляющихся в деятельности человека: общественная среда, менталитет, характер образования, специфические условия формирования личности, здоровье . Как учитывать и изменять систему ценностей в процессах менеджмента? Как влияет образование на формирование системы ценностей в профессиональной подготовке менеджера? Как достигается сочетание обучения и воспитания в процессах образования? Это важнейшие факторы обеспечения и повышения как качества менеджмента, так и качества образования И это задача научно-образовательной школы .
5 . Важнейшим признаком научно-образовательной школы является ее способность постоянно развиваться, ставить, разрабатывать и решать новые проблемы, которые отражали бы как потребности изменяющейся практики деятельности человека,
так и закономерные тенденции развития научной концепции В области менеджмента существует множество таких проблем, перечень которых мог бы занять много места в этой публикации . Лучше всего их показать на схеме, которая отражала бы не только состав проблем, требующих исследования, но и их взаимодействие и связи (см рис 6)
Весьма заметной в развитии менеджмента является тенденция усложнения его процессов Это определяется возникновением множества новых проблем, решение которых требует не только новых знаний, но и новых подходов к развитию менеджмента В качестве примера можно назвать проблемы экологические, социально-демографические, проблемы глобализации экономических процессов и безопасности экономического развития, проблемы урбанизации и многие другие . Решение этих проблем зависит от менеджмента
Наиболее актуальные проблемы развития концепции менеджмента можно представить и в такой их систематизации
Центральное место среди этих проблем занимает антикризисное управление (см . рис . 7). Современная практика развития экономики, производства и общества в России весьма определенно показы-
Рис. 6. Тенденции развития менеджмента
Рис. 7. Тенденции развития проблематики научной школы
вает опасность возникновения кризисных ситуаций Но концепция антикризисного управления, как в рамках всего народного хозяйства, так и в рамках отдельной организации, до настоящего времени недостаточно хорошо разработана
Формирование школы менеджмента в ГУУ прошло несколько этапов Каждый из этапов характе-
ризует состав публикаций, участие специалистов в их подготовке, возникновение и утверждение основных положений менеджмента, изменение структуры его концепции Интересно проследить данный процесс, составив табличную форму накопления и оформления ключевых положений концепции менеджмента (см . табл . 1). Заметим, что в предла-
Таблица 1
Развитие научно-образовательной школы менеджмента в ГУУ
Временной период развития концепции менеджмента (управления) в ГУУ
Состав основных публикаций по проблематике менеджмента
Авторские коллективы
Ключевые концептуальные положения научно-образовательной школы менеджмента ГУУ
Реализация идей менеджмента в учебном процессе и образовании менеджера
1965-1980 гг.
1. Научные основы управления производством (учебник), 1968
2. Методология управления (монография), 1970
3. Теория управления социалистическим производством (учебник), 1979
Д.э.н. Кузнецов И.Н. Д.э.н. Козлова О.В.
Дейнеко О.А.
Д.э.н. К.э.н. К.э.н. К.э.н. Д.э.н. К.э.н.
Козлова О.В. Иванов А.И. Коротков Э.М. Байков Н.Д. Румянцева З.П. Брянский Г.А.
4. Управление социалистическим производством (монография), 1979
Д.э.н. Козлова О.В. К.э.н. Иванов А.И. К.э.н. Комаров Е.И. К.э.н. Коротков Э.М. Д.э.н. Петров А.С. К.э.н. Радченко Я.В. Д.э.н. Румянцева З.П. К.э.н. Сергеев В.П. К.э.н. Тихомирова А.В. К.э.н. Турнава М.Г.
Управление — целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд
Существуют закономерности управления, и они реализуются в принципах управления
Отношения управления определяют экономическое и социальное развитие производства
Экономический механизм управления — рычаги экономического воздействия на производство
Методы управления — способы воздействия посредством рычагов механизма (мотивы, интересы и пр.)
Процесс управления — последовательность этапов осуществления воздействия
Роль культуры и стиля управления
Факторы и оценка эффективности управления
Разработана и введена в учебный процесс программа дисциплины «Научные основы управления»
Организовано дипломное проектирование по проблематике организации управления производством
Создана кафедра научных основ управления
Сформирована научно-исследовательская лаборатория по проблемам организации производства и управления
Разработаны и введены в учебный процесс новые курсы «Правовые основы управления», «Зарубежный опыт управления»
1980-1986 гг.
1. Второе издание учебника «Теория управления социалистическим производством», 1983
2. Издание учебника «Теория управления социалистическим производством»
в Чехословакии на чешском языке, 1985
3. Взаимодействие органов управления производством (монография), 1983
Прежний состав авторского коллектива
Козлова О.В. Бондарец А.П. Ботавина Р.Н. Иванов А.И. Комаров Е.И. Коротков Э.М. Латфулин Г.Р. Лихова Н.В. Михайлин А.Н. Радченко Я.В. Румянцева З.П. Сергеев В.П. Тихомирова А.В.
Классификация взаимодействий органов управления
Системный подход к взаимодействиям
Оценка структуры системы управления
Свойства процесса управления, процессуальное взаимодействие звеньев
Организация выпуска специалистов по специальности «Менеджмент»
Разработка стандарта по специальности «Менеджмент» и образовательной программы
Введение в учебный процесс новых дисциплин «Исследование систем управления», «Менеджмент, «Теория организации», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и др.
Методическая разработка специальности «Менеджмент»
Окончание табл. 1
Временной период развития концепции менеджмента (управления) в ГУУ Состав основных публикаций по проблематике менеджмента Авторские коллективы Ключевые концептуальные положения научно-образовательной школы менеджмента ГУУ Реализация идей менеджмента в учебном процессе и образовании менеджера
1. Управление организацией (учебник), 1995 Поршнев Г.А. Румянцева З.П. Саломатин Н.А. Кибанов А.Я. Система знаний для новой специальности «Менеджмент организации» Введение методик ситуационного обучения и деловых игр
2. Принципы менеджмента (учебное пособие), 1996 Ховард К., Коротков Э.М. Управление в системе цивилизованного предпринимательства Использование в учебном процессе
1995-2006 гг. 3. Менеджмент (учебное пособие), 1996 Коротков Э.М. Разработка курса «Менеджмент», определены его концептуальные особенности и содержание Организована подготовка специалистов в области антикризисного управления
4. Концепция российского менеджмента (учебное пособие), 2004 Коротков Э.М. Разработана концепция антикризисного управления Разработка компьютерных программ обучения
5. Антикиризсное управление (учебник), 2005 Под ред Короткова Э.М. Исторические аспекты развития идей менеджмента в России Подготовка специалистов по специальности «Антикризисное управление»
6. История менеджмента (учебное пособие), 1997 Под ред. Валового Д.В. Использование в учебном процессе подготовки менеджеров
1. Общий менеджмент (учебник), 2007 2. Теория организации, 2009 Румянцева З.П. Под ред. Латфулина Г.Р. Управление экономикой знаний Теоретическая концепция формирования и развития организации Разработка образовательной программы бакалавра менеджмента
2006-2010 гг. 3. Управление знаниями, 2010 Мильнер Б.З. Управление знаниями
4. Административный менеджмент, 2009 Райченко А.В. Администрирование в концепции менеджмента
5. Теория менеджмента (учебник), 2009 Под ред. Лялина А.М. Организационное поведение и организационное развитие
1. Практический менеджмент (учебное пособие), 2010 Под ред. Короткова Э.М. Современные практические проблемы эффективного менеджмента Использование в учебном процессе подготовки менеджеров
2. Корпоративная социальная ответственность (учебник для бакалавров), 2012 Под ред. Короткова Э.М. Социальная ответственность бизнеса и ее реализация в управленческих решениях Включение в образовательную программу бакалавра менеджмента
2010-2014 гг. 3. Управление персоналом (учебное пособие), 2012 Под ред. Кибанова А.Я. Программы учебных дисциплин, практик, государственного экзамена Методические разработки совершенствования учебного процесса
4. Менеджмент (учебник для бакалавров), 2013 Коротков Э.М. Развитие концепции менеджмента: человеческий капитал, контроллинг, качество менеджмента и др. Формирование курса менеджмента в двух частях
5. Опыт менеджера (учебное пособие), 2013 Ховард К., Коротков Э.М. Практические проблемы использования зарубежного опыта менеджмента в России Обсуждение на семинарах зарубежного опыта менеджмента
6. Антикризисное управление (учебник), 2014 Коротков Э.М. Актуализация и развитие концепции антикризисного управления Включение в образовательную программу бакалавра менеджмента
гаемой схеме даются лишь некоторые из основных публикаций В действительности их намного больше И выделение периодов оформления концепции менеджмента имеет условный характер Подобный анализ развития научной области знаний можно и весьма полезно проводить в развернутом виде Он порождает много размышлений о путях формирования новых научных дисциплин, тенденциях, трудностях и противоречиях развития научных мыслей Это анализ генезиса идей менеджмента
Научно-образовательная школа менеджмента — это не только научная концепция и образовательная программа Главным фактором ее формирования, существования и развития являются люди, ведущие исследовательскую и педагогическую деятельность С конца 1960-х гг. в этой школе сформировался за-
Литература
1. Короткое Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013.
2. Кетс де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис. — М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2007.
3. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. — М.: Питер, 2011.
4. Хэмел Г. Манифест лидера. Что действительно важно сегодня / Г. Хэмел. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
5. Менеджмент.: учебник для бакалавров / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. — М.: ЮРАЙТ, 2013.
мечательный коллектив — это преподаватели и научные работники ГУУ, а также большой межрегиональный коллектив Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области менеджмента. Каждый год выпускаются учебники по различным аспектам менеджмента, статьи в специализированных журналах, регулярно проводятся семинары и конференции . Значительный вклад в формирование и развитие этой школы сделали кафедры ГУУ: кафедра менеджмента, кафедра теории управления, кафедра управления персоналом, кафедра стратегического менеджмента, кафедры отраслевого менеджмента и многие другие Научно-образовательная школа менеджмента ГУУ, имея высокий интеллектуальный потенциал, всеми своими признаками устремлена в будущее
References
1. Korotkov E.M. Menedzhment [Management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013.
2. Kets de Vris M. Mistika liderstva: razvitie emotsional'nogo intellekta [Mystery of leadership: the development of emotional intelligence]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2007.
3. Lamben Zh., Chumpitas R., Shuling I. Menedzhment, orientirovannyy na rynok [The management focused on the market]. Moscow, Piter Publ., 2011.
4. Khemel G. Manifest lidera. Chto deystvitel'no vazhno segodnya [Manifesto of the leader. That is really important today]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013.
5. Menedzhment [Management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013.