Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздова Инна Викторовна, Емельянова Татьяна Витальевна, Ошкина Алла Анатольевна

Актуальность исследования обусловлена процессами реформирования структуры и содержания высшего образования в мире, трансформацией отечественной системы профессиональной подготовки кадров, ориентированной на достижение высоких показателей в профессиональной карьере выпускников вузов. В статье представлен опыт использования электронного научно-методического сопровождения практической подготовки студентов в вузе. Необходимость научно-методической разработки вопросов электронного сопровождения практического опыта обучающихся, изучение форм, содержания, механизмов реализации цифровых и электронных технологий обучения, а также оценки качества электронных каналов получения информации актуализирует проблему данного исследования. Целью статьи является теоретическое обоснование и разработка содержания, форм и методов научно-методического электронного сопровождения подготовки будущего педагога в условиях производственной практики. Научная новизна исследования заключается в разработке содержания и механизмов реализации научно-методического электронного сопровождения практической подготовки будущих учителей на примере организации производственной практики бакалавров психолого-педагогического образования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в расширении научных представлений о процессе практической подготовки будущего педагога с учетом информатизации современного образования. Исследование трудностей, возникающих у студентов в ходе дистанционного онлайн обучения, выявляет противоречия как объективного, так и субъективного характера. Разрешение противоречий возможно при организации самостоятельной работы студентов на практике средами электронного сопровождения опыта профессиональной деятельности, нацеленного на обогащение спектра получения апостериорных знаний. В статье предложены варианты применения дистанционных технологий в вузе, этапы, формы и методы взаимодействия участников образовательного процесса. Результатом исследования и предметом дискуссии является обоснование способов реализации апостериорной составляющей программы производственных практик как формы смешанного обучения, при которой обеспечивается бесшовное соединение возможностей традиционной работы и электронного сопровождения практической деятельности студентов. Ориентир на самостоятельный поиск ответов при выполнении заданий практики, их рефлексивный анализ и теоретическая интерпретация в ходе решения педагогических задач обеспечивается средствами электронной образовательной среды и разработанного авторами исследования научнометодического сопровождения практической подготовки будущих педагогов. Статья адресована педагогам, исследователям, руководителям образовательных организаций, интересующихся вопросами совершенствования педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздова Инна Викторовна, Емельянова Татьяна Витальевна, Ошкина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT PRACTICAL TRAINING FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PRODUCTION PRACTICES

The relevance of the study is due to the processes of reforming the structure and content of higher education in the world, the transformation of the domestic system of professional training, focused on achieving high indicators in the professional career of university graduates. The article presents the experience of using electronic scientific and methodological support for the practical training of students at the university. The need for scientific and methodological development of issues of electronic support for the practical experience of students, the study of forms, content, mechanisms for the implementation of digital and electronic learning technologies, as well as assessing the quality of electronic channels for obtaining information, actualizes the problem of this study. The purpose of the article is the theoretical substantiation and development of the content, forms and methods of scientific and methodological electronic support for the training of a future teacher in terms of industrial practice. The scientific novelty of the research lies in the development of the content and mechanisms for the implementation of scientific and methodological electronic support for the practical training of future teachers on the example of organizing practical training for bachelors of psychological and pedagogical education. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results contribute to the expansion of scientific ideas about the process of practical training of a future teacher, taking into account the informatization of modern education. The study of the difficulties encountered by students in the course of distance online learning reveals contradictions of both objective and subjective nature. The resolution of contradictions is possible when organizing independent work of students in practice by means of electronic support for the experience of professional activity, aimed at enriching the spectrum of obtaining a posteriori knowledge. The article offers options for the use of distance technologies in a university, stages, forms and methods of interaction between participants in the educational process. The result of the research and the subject of discussion is the substantiation of the ways to implement the a posteriori component of the industrial practice program as a form of blended learning, which provides a seamless combination of the possibilities of traditional work and electronic support of students' practical activities. The reference point for an independent search for answers when performing practical tasks, their reflective analysis and theoretical interpretation in the course of solving pedagogical problems is provided by means of an electronic educational environment and a study developed by the authors scientific and methodological support for the practical training of future teachers. The article is addressed to teachers, researchers, heads of educational organizations interested in improving teacher education.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN421.pdf

DOI: 10.15862/07PDMN421 (https://doi.org/10.15862/07PDMN421)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Груздова И.В., Емельянова Т.В., Ошкина А.А. Научно-методическое сопровождение практической подготовки будущих педагогов в процессе производственных практик // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/07PDMN421

For citation:

Gruzdova I.V., Еmelyanova T.V., Oshkina A.A. (2021). Scientific and methodological support practical training future teachers in the process of production practices. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN421.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/07PDMN421

РФФИ № 20-013-00126 А «Проектирование и научно-методическое обеспечение апостериорных моделей образовательной деятельности вуза по совершенствованию профессиональной подготовки педагогических кадров»

Груздова Инна Викторовна

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: gruzdovaiv@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0695-2953 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=304752

Емельянова Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: madam672007@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9282-3295 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=560432

Ошкина Алла Анатольевна

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: allaoshkina@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0927-0050 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=625317 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAZ-8171-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57207918836

Научно-методическое сопровождение практической подготовки будущих педагогов в процессе производственных практик

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена процессами реформирования структуры и содержания высшего образования в мире, трансформацией отечественной системы профессиональной подготовки кадров, ориентированной на достижение высоких показателей в профессиональной карьере выпускников вузов. В статье представлен опыт использования электронного научно-методического сопровождения практической подготовки студентов в вузе. Необходимость научно-методической разработки вопросов электронного сопровождения

Страница 1 из 12

07PDMN421

https:// mir-nauki. com

практического опыта обучающихся, изучение форм, содержания, механизмов реализации цифровых и электронных технологий обучения, а также оценки качества электронных каналов получения информации актуализирует проблему данного исследования.

Целью статьи является теоретическое обоснование и разработка содержания, форм и методов научно-методического электронного сопровождения подготовки будущего педагога в условиях производственной практики.

Научная новизна исследования заключается в разработке содержания и механизмов реализации научно-методического электронного сопровождения практической подготовки будущих учителей на примере организации производственной практики бакалавров психолого-педагогического образования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в расширении научных представлений о процессе практической подготовки будущего педагога с учетом информатизации современного образования.

Исследование трудностей, возникающих у студентов в ходе дистанционного онлайн обучения, выявляет противоречия как объективного, так и субъективного характера. Разрешение противоречий возможно при организации самостоятельной работы студентов на практике средами электронного сопровождения опыта профессиональной деятельности, нацеленного на обогащение спектра получения апостериорных знаний. В статье предложены варианты применения дистанционных технологий в вузе, этапы, формы и методы взаимодействия участников образовательного процесса. Результатом исследования и предметом дискуссии является обоснование способов реализации апостериорной составляющей программы производственных практик как формы смешанного обучения, при которой обеспечивается бесшовное соединение возможностей традиционной работы и электронного сопровождения практической деятельности студентов. Ориентир на самостоятельный поиск ответов при выполнении заданий практики, их рефлексивный анализ и теоретическая интерпретация в ходе решения педагогических задач обеспечивается средствами электронной образовательной среды и разработанного авторами исследования научно-методического сопровождения практической подготовки будущих педагогов. Статья адресована педагогам, исследователям, руководителям образовательных организаций, интересующихся вопросами совершенствования педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога; практическая подготовка; научно-методическое сопровождение; электронное сопровождение; опыт профессиональной деятельности; производственная практика будущего педагога

В современных условиях развития системы образования успешность и востребованность педагога обусловлена его открытостью для инновационного опыта, связанного с освоением новых моделей построения образовательного процесса в школе. Следовательно, совершенствование подготовки будущих педагогов связано с нацеленностью на устранение дефицита профессиональных компетенций, необходимых в педагогической деятельности. Для преподавателей высшей школы одной из важных проблем, требующей конструктивных идей, является обеспечение практической подготовки студентов в вузе и научно-методическое сопровождение этого процесса. Наиболее остро в связи с этим обсуждаются вопросы внедрения интернет-технологий, виртуальных сред, оценки развивающего потенциала цифровой дидактики, применения в образовательном процессе электронных учебников и пособий.

Введение

Специфика интенсивно развивающейся электронной среды школьного образования влияет на трансформацию способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Характер взаимодействия между учителем и учениками, а также родителями имеет решающее значение для сотрудничества и эффективности обучения. Однако, как показала жизнь, непосредственный контакт не всегда возможен в современном обучении, и проблемы, связанные с дистанцированием участников образовательного процесса, наиболее явно дают о себе знать в условиях распространения COVID-19. Синхронные и асинхронные средства связи активно осваиваются педагогами и студентами [1]. Электронное научно-методическое сопровождение практической подготовки с учетом возникновения новых контекстов в профессиональной деятельности позволит сформировать у будущего педагога необходимый опыт и востребованные практикой компетенции.

Необходимость и значимость организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, источником которой выступает опыт, обоснованы в научном докладе «Теоретико-методологические основы построения апостериорных моделей образовательной деятельности вуза» [2], в статье «Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе» [3] и др.

Теоретический анализ литературы. Идеи и концепции электронно-методического сопровождения образовательного процесса отражены в исследованиях Е.А. Александровой, М.Р. Битяновой, O.E. Газмана, М.И. Губановой, Т.С. Макаровой, А.Р. Мурасовой, H.H. Никитиной, М.И. Рожкова, Е.А. Цыбиной. Значительное число работ (В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, В.В. Годин, С.Л. Лобачев, С.И. Макаров, Ю.Б. Рубин, В.А. Стародубцев, Б.Ю. Щербаков) направлено на изучение психолого-педагогических условий и принципов внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование.

Научно-методические основы электронного обучения и применения электронных учебников в условиях реализации компетентностного подхода разрабатывались в трудах Т.В. Ашутовой, С.А. Бакленевой, А.А. Беспалько, С.В. Волкова, Н.М. Леоновой, М.И. Соловьева. Информатизации образования и внедрению системы дистанционного обучения посвящены исследования А.А. Андреева, О.Ю. Грызловой, Н.И. Евменовой, Г. Ле Берра, С.С. Кравцова, А.Л. Пастухова.

Вопросы создания и использования информационной образовательной среды затрагивались в исследованиях Г.В. Абрамяна, А.Г. Абросимова, И.Г. Захаровой, Ю.И. Капустина, В.В. Королевой, А.С. Курылева, Е.В. Лобановой, И.И. Палашевой, Г.П. Путилова и других.

С.Л. Атанасян научно обосновал целесообразность объединения различных средств информатизации высшего педагогического образования в единую унифицированную среду, выявил специфику информатизации отдельных областей деятельности педагогического вуза и построения с их учетом структуры информационной образовательной среды организации [4; 5].

В целом, можно говорить о том, что подготовка будущих педагогов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в современных условиях информатизации образования подразумевает как использование в учебном процессе разнообразных видов ресурсов, позволяющих максимально реализовать потенциал технологий электронного обучения, так и формирование у студентов навыков разработки и проектирования этих ресурсов [6; 7].

Наиболее интересны в контексте исследования работы, в которых рассматриваются средства электронного сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей.

В исследовании Ю.В. Красавиной предложен метод междисциплинарных электронных проектов как совокупность учебно-познавательных приемов и процедур, организованных в

электронной среде университета [8]. В диссертации Л.Д. Торосян обоснована и разработана идея электронно-методического сопровождения процесса обучения с целью оптимизации самостоятельной работы студентов [9]. О.П. Осипова разработала педагогическое сопровождение электронного портфолио менеджеров образования, обучающихся в магистратуре [10]. Н.В. Тариновой предложена авторская интерпретация экспериментально-аналитической модели обучения применительно к процессу формирования педагогической компетентности у студентов-заочников средствами дистанционных форм [11]. Бороненко Т.А. и Федотова В.С. разработали условия внедрения дистанционных технологий в вузе, в числе которых: включение в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы специализированных учебных курсов; применение ДОТ при организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов; активизация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием ДОТ [12]. М. Жолдошов и А. Бекболсунова рассматривают мультимедийные технологии как эффективный ресурс, позволяющий реализовать богатый потенциал перспективных методических пособий, оставшихся невостребованными в традиционном обучении [13]. Карбозова Ж. Ж., Петрусевич А.А. предлагают реализовать подготовку студентов к применению современных образовательных технологий путем формирования у будущих педагогов умения самостоятельно проектировать электронные образовательные ресурсы [14].

Анализ состояния научных исследований в области сопровождения практико-ориентированного образовательного процесса в высшей школе позволяет выделить виды электронного сопровождения обучающихся:

• программное сопровождение: профессиональные программные системы, адаптированные к конкретной учебной практике и содержащие базовые компоненты будущей профессиональной деятельности;

• электронное учебно-методическое сопровождение: комплекс учебно-методических средств (электронных, мультимедийных учебных пособий и практикумов), активизирующих индивидуальную учебную деятельность студентов при самостоятельном освоении дисциплины, помогающих освоить базовые профессиональные навыки, подготовиться к работе в реальных условиях

[15];

• электронная система оценивания: различные версии электронных портфолио (творческие учебные портфели cuPortfolios и др.), экспертное оценивание (программное обеспечение peerScholar, Peer Evaluation, Assessment and Review (PEAR) и др.)1.

Приведем некоторые примеры. Так, в числе наиболее востребованных средств программного сопровождения учебного процесса в зарубежных системах образования: Mettl Certify, платформа для управления онлайн-экзаменами, содержание которой включает психометрические, технические и когнитивные тесты; Leam^be — программное обеспечение для виртуальных классов, особенностями которого являются наличие интерактивной доски, возможность рисовать, печатать текст, загружать контенты, записывать занятия для дальнейшего их просмотра обучающимися и др.; iSpring Suite — ресурс для быстрой и легкой разработки электронных курсов, специфические черты которого — интеграция с Powerpoint (возможность создавать или использовать имеющиеся интерактивные и анимированные

1 Davidson A. Integrating ePortfolios at Carleton University in Ottawa, Canada / А. Davidson, R. Thibodeau // Contact Nord. — 2016. — URL: https://teachonline.ca/pockets-innovation/integrating-eportfolios-carleton-university-ottawa-canada (дата обращения: 16.04.2021).

https:// mir-nauki. com

презентации), создание интерактивных флипбуков, викторин для учащихся, высококачественных имитаций разговоров с разветвлением для тренингов, интерактивных глоссариев, каталогов, хронологий, ссылок и др.

Электронное учебно-методическое сопровождение образовательного процесса вузов на основе отраслевой интеграции применяется для поддержки обучающихся, использующих электронное обучение на рабочих местах, и представляет собой практическую образовательную модель для предприятий и их партнеров по обучению будущих специалистов. К средствам электронного учебно-методического сопровождения относятся: практические курсы и лекции, разрабатываемые посредством Echo360, веб-конференции и видеоконференции на платформе Zoom и др.

Средствами электронной системы оценивания являются: сервис проверки плагиата через TurnltIn, электронные портфолио (Махару, а также названные ранее cuPortfolios, peerScholar и др.)2.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания, форм и методов научно-методического электронного сопровождения подготовки будущего педагога в условиях производственной практики.

Нами определены следующие задачи исследования: (1) изучить особенности и обосновать формы научно-методического сопровождения практической подготовки будущих педагогов; (2) разработать алгоритм реализации электронного сопровождения практической подготовки будущих педагогов; (3) предложить содержание и способы электронного сопровождения производственной практики обучающихся.

База исследования. В исследовании приняли участие 150 студентов 2-4 курсов Тольяттинского государственного университета, обучающиеся по направлению подготовки 44.02.03 «Психолого-педагогическое образование».

В процессе исследования использовались теоретический анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме; анализ и обобщение современного конструктивного опыта в изучаемой сфере, анкетирование студентов, самоанализ педагогической деятельности.

Исследование проводилось в период 2019-2021 гг.; эмпирические данные получены на основании изучения материалов практик студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», анкетирования, наблюдения.

Анкетирование по результатам организации разных типов производственных практик студентов Тольяттинского государственного университета позволило определить готовность студентов к научно-методическому электронному сопровождению в процессе практической подготовки, обосновать его формы. Результаты анкетирования на рисунке 1.

2 Joordens S. Assessment and More with peer Scholar / S. Joordens, D.P. Paré // Contact Nord. — 2013. — URL: https://teachonline.ca/pockets-innovation/peer-assessment-and-more-peerscholar (дата обращения: 09.06.2021).

Страница 5 из 12

Методы и методики исследования

Результаты исследования

07PDMN421

Самостоятельное постоянное использование электронного обучения

Использование современных технологий и информационных программ

Планирование собственной траектории прохождения практики

Положительное отношение к внедрению электронного сопровождения

38%

64%

78%

86%

Знание технологии работы в ЭОС

р 92%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ Деятельностный опыт ■ Эмоциональное отношение ■ Когнитивный опыт

Рисунок 1. Готовность студентов к электронному научно-методическому сопровождению производственных практик Доставлено автором)

Большинство студентов указали на необходимость внедрения электронного сопровождения и выделили положительные его стороны (86 %). Использование электронного сопровождения, на их взгляд, позволит преодолеть затруднения, связанные с планированием собственной траектории прохождения практики (78 %); применением современных цифровых технологий и программ в образовательном процессе в ходе практики (64 %); использованием ресурсов электронного обучения (38 %) в восприятии и понимании педагогического опыта. Электронное сопровождение предполагает, что студенты на всех этапах практики вовлечены во взаимодействие с преподавателем университета — руководителем практики.

При организации взаимодействия с преподавателем происходит переход от непосредственного общения к увеличению доли опосредованного общения посредством вариативных по содержанию и форме электронных учебно-методических комплексов и образовательных ресурсов. Тем самым увеличивается объём накопления самостоятельного профессионального опыта студента в организации познавательной и практической деятельности.

Логика и содержание электронного научно-методического сопровождения выстроены в соответствии с разработанной ранее апостериорной моделью профессиональной подготовки будущих педагогов, которая нацеливает на формирование индивидуального профессионального опыта студентов — будущих педагогов. Первый этап практической подготовки обусловлен непосредственным погружением обучающихся в ситуацию «проблемного характера», что актуализирует необходимость получения нового знания студентами и предполагает разработку авторского электронного портфолио. Содержание портфолио определяется заданиями того или иного вида производственной практики и наполняется в соответствии с индивидуальными интересами и достижениями будущего педагога. В нем размещаются материалы методического характера, предполагающие обобщение передового педагогического опыта в тех вопросах обучения и воспитания детей, которые соответствуют программе производственной практики. Портфолио размещается в электронной образовательной среде вуза. На этом этапе происходит взаимодействие студента с преподавателем: обмен знаниями об источниках поиска, обсуждение найденных материалов,

https:// mir-nauki. com

анализ современного педагогического опыта, методического обеспечения образовательного процесса.

На этапе анализа своего личностного опыта в решении предстоящих производственных задач возрастает роль электронного сопровождения. Студенты активно используют электронные образовательные ресурсы, электронные библиотеки, материалы вебинаров, электронные учебники. Наше наблюдение за действиями студентов на этом этапе зафиксировало затруднения в правильном выборе необходимого и целесообразного ресурса для решения проблемных ситуаций. Поэтому важен постоянный контакт и консультации. Это взаимодействие реализуется с помощью дистанционных технологий.

В ходе производственной практики возникшие трудности преодолеваются также в процессе постоянного контакта с преподавателем. В этом помогают форумы, организуемые в электронных контентах практики, размещенные в электронной образовательной среде. Такое взаимодействие актуализирует индивидуальный опыт, позволяет определиться в выборе стратегии самообучения и способствует формированию собственного стиля профессиональной деятельности.

Этап интериоризации новых знаний, а затем интеграция их в опыт профессиональной деятельности требует от студентов увеличения доли самостоятельности при выработке новых способов действий, ранее не встречавшихся на практике. Электронное сопровождение актуализирует самостоятельность студентов в процессе принятия профессиональных решений. Например, программа производственной практики (технологической/производственно-технологической) предполагает выполнение студентами исследовательских заданий, тематику которых инициирует образовательная организация. Для принятия решения требуется предварительная подготовка. Студенты изучают содержание сайтов образовательных организаций, знакомятся с направлениями исследовательской деятельности в данной организации, изучают инновационный опыт педагогов, принимают решение об участии в исследовательской деятельности той образовательной организации, научные проблемы которой наиболее интересны будущему педагогу. В основе выбора темы и проблемы исследования лежит свободная, целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность студентов, мотивированная потребностью практики и соотнесённая с уже имеющимся практическим опытом.

Качественное выполнение студентами исследовательской части производственной практики обеспечивается электронным сопровождением в виде: текстов лекций по изученным теоретическим дисциплинам, размещенных в электронной образовательной среде вуза; указателей информационных ресурсов по тематике исследовательских работ, выполняемых на выпускающей кафедре; электронных учебных пособий и методических указаний по выполнению и оформлению научно-исследовательской работы, размещённых на сайте научной библиотеки вуза; методических рекомендаций по выполнению практических заданий производственной практики, а также примеров готовых исследовательских работ; контрольных и диагностических заданий, оформленных в определенной программе, предназначенной для проведения исследовательских срезов.

Ресурсы электронного сопровождения доступны каждому студенту в личном электронном кабинете, документы и материалы, необходимые для самостоятельной исследовательской работы, находятся в свободном доступе на сайте университета, а также размещаются на сайтах электронной библиотеки, учебно-методического управления и на сайте выпускающей кафедры.

При прохождении производственной практики будущие педагоги активно используют платформы с дистанционными (групповыми) курсами по большинству предметов школьной

https:// mir-nauki. com

программы («Просвещение», «Школьная цифровая платформа», «Фоксфорд», «Открытая школа», библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru», «Яндекс.школа» и др.), коллекции интерактивных задач и тренажеры («Учи.ру», «ЯКласс» и др.). Также в процессе прохождения практики возможно использование сервисов организации совместной проектной работы ИоЬа1ЬаЬ и ОкНиЬ, включающих инструменты сбора, анализа и визуализации материалов и дающих возможность проводить исследовательские проекты (как студенческие, так и ученические) и внеурочную деятельность. Таким образом, будущие педагоги одновременно получают необходимую поддержку при прохождении практики и осваивают опыт программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса.

Самостоятельная педагогическая и исследовательская работа студентов в процессе производственной практики требует определённого алгоритма обращения к ресурсам электронного сопровождения, а также наличия обратной связи. Одной из форм опосредованного взаимодействия преподавателя и студентов в ходе практики является разработанный учебный web-квест «Маршрут производственной практики». Web-квест позволяет каждому из участников разработать индивидуальный маршрут и без потерь времени сориентироваться в наиболее сложных заданиях, нахождении актуальной информации для решения поставленных задач. Благодаря разработанной программе гиперссылок и творческих заданий, студенты нацелены на использование качественных Интернет-ресурсов, ориентированы в логике проведения научного исследования, способах реконструкции профессионального опыта и системы апостериорных знаний. Индивидуальная траектория выполнения программы практики позволяет выработать свой ритм деятельности и придает уверенность в выполнении задач, мотивирует на новые способы познания. Работая по алгоритму web-квеста, студенты учатся самостоятельно интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять полученный опыт на практике, осуществлять самостоятельный отбор материалов для работы и включать результаты практического опыта в систему профессиональных знаний.

Качественное совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов — необходимое условие модернизации системы образования. Научно-методическое сопровождение практической подготовки педагога ориентировано на современные требования, предъявляемые к выпускникам вуза. Время требует, чтобы педагог был способен модернизировать устоявшиеся дидактические принципы, реализовать их в педагогической системе на качественно новом уровне, применять современные технологии и средства обучения. Готовность успешно работать в изменяющихся условиях обеспечивается синтезом теоретических и апостериорных знаний. Обучение с применением дистанционных технологий и электронного сопровождения образовательной деятельности актуализирует апостериорность знания и значение практического опыта в содержании профессиональной подготовки. Целью научно-методического сопровождения практической подготовки будущих педагогов в широком смысле явилось создание условий для продуктивной самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе, освоение вариативных способов накопления опыта профессиональной деятельности. Электронное сопровождение производственной практики будущих педагогов расширяет спектр апостериорных знаний в области поиска недостающей информации, применения современных цифровых технологий, преодоления трудностей в решении практических задач, трансформации профессиональных действий путем открытия новых способов разрешения возникающих педагогических проблем.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Farros J.N. The Effect of Synchronous Discussion Sessions in an Asynchronous Course / J.N. Farros, L A. Shawler, K.S. Gatzunis et al. — DOI: 10.1007/s10864-020-09421-2 // Journal of Behavioral Education. — 2020. — URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10864-020-09421-2 (дата обращения: 19.04.2021).

2. Руденко И.В. Теоретико-методологические основы построения апостериорных моделей образовательной деятельности вуза / И.В. Руденко, И.В. Груздова, Т.В. Емельянова, НА. Нефёдова, A.A. Ошкина, ДА. Писаренко // Научный доклад. Под редакцией Руденко Ирины Викторовны. — Тольятти: НИЦ «НаукоПолис». — 2020.

3. Руденко И.В. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе / И.В. Руденко, A.A. Ошкина // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 2(31). — С.225-229.

4. Aтанасян С.Л. Проектирование структуры информационной образовательной среды педагогического вуза / С.Л. Aтанасян, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Информатика и образование. — 2009. — № 3. — С. 90-96.

5. Aтанасян С.Л. Экспериментальная практика внедрения информационной образовательной среды в педагогическом вузе // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 3. — С. 16-21.

6. Овчаров A3. Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности / A3. Овчаров, Е.В. Mоскаленко // M^ науки, культуры, образования. — 2019. — № 4(77). — С.108-110.

7. Воронина О.В. Подготовка будущего педагога к использованию электронных технологий в профессиональной деятельности / О.В. Воронина, A3. Свердлова, С.Р. Удалов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2018. — № 1(18). — С. 113-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Красавина Ю.В. Mетод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза / Ю.В. Красавина, О.Ф. Шихова. — DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-160-176 // Образование и наука. — 2017. — № 1. — С. 160-176.

9. Торосян Л.Д. Электронно-методическое сопровождение самостоятельной работы бакалавров по обучению профессионально-ориентированному чтению / Л.Д. Торосян // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 10. — С.22-24.

10. Осипова О.П. Электронное портфолио в системе подготовки менеджеров образования // Наука и школа. — 2017. — № 2. — С. 59-64.

11. Таринова Н.В. Mетодологические основания формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения // M^ науки. Педагогика и психология. — 2017. — Т. 5. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN617.pdf (дата обращения: 08.05.2021).

https:// mir-nauki. com

12.

13.

14.

15.

Бороненко Т.А. Направления подготовки будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности (праксиологический аспект деятельностного подхода) / Т.А. Бороненко, В С. Федотова // Образование и наука. — 2015. — № 3(122). — С. 87-105.

Joldoshov M. The Significance of the Media Didactics Course for Masters of Vocational Education / M. Joldoshov, A. Bekbolsunova. — DOI 10.1007/978-3-319-73093-6_10 // Drummer J., Hakimov G., Joldoshov M., Köhler T., Udartseva S. (eds) Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects. — 2018. — Vol 28. Springer, Cham. — URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-73093-6_10 (дата обращения: 01.05.2021).

Карбозова Ж.Ж. Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы / Ж.Ж. Карбозова, А.А. Петрусевич // АНИ: педагогика и психология. — 2017. — № 3(20). — С. 122-125.

Болбат О.Б. Электронное учебно-методическое сопровождение дисциплин / О.Б. Болбат, А.В. Петухова, Т.В. Андрюшина // Образовательные технологии и общество. — 2019. — № 2. — Т. 22. — URL: https://readera.org/jelektronnoe-uchebno-metodicheskoe-soprovozhdenie-disciplin-140240303 (дата обращения: 11.05.2021).

07PDMN421

Gruzdova Inna Viktorovna

Togliatti State University, Togliatti, Russia E-mail: gruzdovaiv@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0695-2953 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=304752

Emelyanova Tatyana Vital'evna

Togliatti State University, Togliatti, Russia E-mail: madam672007@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9282-3295 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=560432

Oshkina Alla Anatol'evna

Togliatti State University, Togliatti, Russia E-mail: allaoshkina@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0927-0050 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=625317 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAZ-8171-2020 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57207918836

Scientific and methodological support practical training future teachers in the process of production practices

Abstract. The relevance of the study is due to the processes of reforming the structure and content of higher education in the world, the transformation of the domestic system of professional training, focused on achieving high indicators in the professional career of university graduates. The article presents the experience of using electronic scientific and methodological support for the practical training of students at the university. The need for scientific and methodological development of issues of electronic support for the practical experience of students, the study of forms, content, mechanisms for the implementation of digital and electronic learning technologies, as well as assessing the quality of electronic channels for obtaining information, actualizes the problem of this study. The purpose of the article is the theoretical substantiation and development of the content, forms and methods of scientific and methodological electronic support for the training of a future teacher in terms of industrial practice.

The scientific novelty of the research lies in the development of the content and mechanisms for the implementation of scientific and methodological electronic support for the practical training of future teachers on the example of organizing practical training for bachelors of psychological and pedagogical education. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results contribute to the expansion of scientific ideas about the process of practical training of a future teacher, taking into account the informatization of modern education.

The study of the difficulties encountered by students in the course of distance online learning reveals contradictions of both objective and subjective nature. The resolution of contradictions is possible when organizing independent work of students in practice by means of electronic support for the experience of professional activity, aimed at enriching the spectrum of obtaining a posteriori knowledge. The article offers options for the use of distance technologies in a university, stages, forms and methods of interaction between participants in the educational process. The result of the research and the subject of discussion is the substantiation of the ways to implement the a posteriori component of the industrial practice program as a form of blended learning, which provides a seamless combination of the possibilities of traditional work and electronic support of students' practical activities. The reference point for an independent search for answers when performing practical tasks, their reflective analysis and theoretical interpretation in the course of solving pedagogical problems is

https:// mir-nauki. com

provided by means of an electronic educational environment and a study developed by the authors scientific and methodological support for the practical training of future teachers. The article is addressed to teachers, researchers, heads of educational organizations interested in improving teacher education.

Keywords: professional training of a teacher; practical training; scientific and methodological support; electronic support; professional experience; industrial practice of a future teacher

07PDMN421

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.