Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития детской одаренности в условиях региональной системы повышения квалификации'

Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития детской одаренности в условиях региональной системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепкова Ольга Николаевна

Рассмотрена проблема опережающего развития педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности. Раскрыты противоречия деятельности современного учителя и содержания образовательного процесса, предложены пути их разрешения в системе повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted a problem of advancing development of pedagogical and operating systems of support of childrens endowments. Contradictions of activity of the modern teacher and the maintenance of educational process reveal, ways of their permission to system of improvement of professional skill are offered

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития детской одаренности в условиях региональной системы повышения квалификации»

ролевому признаку. Средний показатель уровня дифференциации D = 2,6 (круга). Сама со-циоатомическая структура образована разными по эмоциональной окраске отношениями. Средний показатель баланса В = 0,4.

В практическом плане данная классификация несет в себе психодиагностический и психотерапевтический смысл. Мы полагаем, что использование данной классификации при выполнении методики социального атома Я.Л. Морено в диагностических целях позволяет определить вектор развития межличност-

ных отношений человека, увидеть, насколько отношения разнообразны, сбалансированы и удовлетворяют потребностям индивида. В психотерапевтическом смысле сама методика представляет собой глубокую внутриличност-ную работу, включающую в себя определенное подведение итогов, оценку имеющихся отношений по самым важным экзистенциальным характеристикам: потребности, цели, жизненные ценности. Это также позволяет человеку самому сформировать для себя образ желаемых отношений и стратегии их развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2002.

2. Лихтарников, А.Л. Ценностно-смысловое развитие личности: нормальное и патологическое ценностное жизненное пространство человека [Текст] / А.Л. Лихтарников // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей. — СПб.: Изд-во СПбТУ, 2005. - С. 21-36.

3. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [пер. с англ.] [Текст] / Я.Л. Морено. — М.: Академ. проект, 2004.

4. Протасенко, Л.Ю. Взаимосвязь структуры социального атома с особенностями коммуницирова-ния и самовосприятия у людей пожилого возраста

[Текст] / Л.Ю. Протасенко // Коммуникативные стратегии информ. об-ва: мат. Всерос. науч.-теор. конф. Санкт-Петербург, 17—19 октября 2006 г. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. — С. 77—86.

5. Уэллман, Б. Место родственников в системе личных связей [Текст] / Б. Уэллман // Социолог. ис-след. - 2000. - № 6. - С. 78-87.

6. Шкала психологической близости [Текст] // Психолог. тесты; под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Т. 2. -М., 2001.

7. Smith, A.E. Determinants of quality of life amongst older people in deprived neighborhoods [Text] / A.E. Smith, J. Sim, Th. Scharf, C. Phillip-son // Ageing a. society. - Cambridge, 2004. - N 24. -P. 793-814.

УДК 378

О.Н. Чепкова

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Разработка и реализация опережающих моделей сопровождения образовательных систем в постдипломном образовании становятся, на наш взгляд, весомым вкладом в сохранение и развитие человеческого потенциала страны.

В XXI веке человек живет в условиях стремительно изменяющегося, сверхсложного, противоречивого, многомерного и многоликого мира, в котором так же стремительно нарастают глобальные проблемы, кризисные явления,

плохо управляемые и малопредсказуемые процессы, ставящие человечество перед проблемой выживания.

С 2002 года в Ростовской области реализуются специальные мероприятия по развитию системы работы с одаренными детьми. В действующей региональной системе поддержки и развития одаренных детей Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО) является одним из ведущих организационно-методических и научно-методических центров, интегрирующих академическую науку и практическую педагогику.

В настоящее время мы реализуем специально разработанную целевую комплексную программу создания эффективной системы организационного и научно-методического сопровождения принципиально новых педагогических и управленческих моделей поддержки детской одаренности.

Такая система обусловлена ориентацией регионального образовательного комплекса на жизнесберегающее использование потенциала одаренных детей как будущей высокопрофессиональной элиты, способной обеспечить инновационный путь развития страны, а также назревшей необходимостью консолидации всех заинтересованных субъектов поддержки одаренных детей на единой научно-методической базе для развития инициатив, создания опережающей образовательной практики, организации экспериментальной и исследовательской работы по развитию детской одаренности.

В «Рабочей концепции одаренности», выступающей сегодня в качестве единой теоретической базы для решения ключевых проблем одаренности в условиях современной образовательной практики, феномен одаренности представлен как системное, становящееся в течение жизни качество целостной личности. Поэтому при анализе одаренности репрезентативной, определяющей является процессуальная сторона одаренности. Акцент практической работы с одаренными детьми смещается с диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики, изменяющегося во времени по предметности, интенсивности, связям

структуры. Становится актуальным создание таких развивающих образовательных сред, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы одаренного ребенка, характеризующейся избирательным интересом и эмоциональной включенностью в деятельность, проживанием ситуации и личностным самоутверждением в ней, потребностью в творческой самореализации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» раскрывает пространство инструментария современного выявления, адресной поддержки и развития одаренных детей через интеграцию трех видов образовательно-развивающих сред:

• специальных образовательных сред для одаренных детей;

• сред стимулирования и выявления достижений личности, способной к незаурядным результатам;

• сред проявления и развития способностей личности.

Образовательные среды развивающего (творческого) типа обеспечивают возможность проявления потенциального в человеке через создание проблемных (учебных) ситуаций, которые являются критическими (предельными) для познавательных и личностных возможностей ребенка. Так, стимулируются скрытые линии развития личности, инициируется процесс самоорганизации и выход в новое качество.

РО ИПК и ПРО осуществляет деятельность по сопровождению региональной системы поддержки одаренных детей в двух основных направлениях:

• повышение квалификации учителя, развитие его творческого потенциала, обеспечение готовности к деятельности;

• научно-методическая поддержка и сопровождение учителя, творчески работающего с одаренными детьми.

Чтобы научить растущего человека жить в сложном, быстро меняющемся и непредсказуемом мире, современный педагог должен обладать обширным методологическим знанием, уметь моделировать и проектировать деятельность и процесс профессионального и личностного саморазвития, иметь высокий

уровень коммуникативной культуры и большой опыт профессионального общения в условиях различных профессиональных сообществ. Создаваемая при этом в системе повышения квалификации среда профессионального развития обеспечивает каждому субъекту образовательной системы полноценный познавательный процесс рождения живого знания «здесь и сейчас» и обогащенную среду профессионального общения. В этих условиях происходит одновременно развитие личности в ее собственной стилистике, в индивидуально-уникальном темпе и ритме жизнедеятельности. Представленная система отвечает в полной мере сущности гуманистической направленности образования как процесса человекосбережения, человеко- и культуросозидания.

Для реализации гуманистической направленности современного образования современному учителю не хватает психолого-педагогического знания. Дефицит профессиональной культуры особенно ощущается в аспекте авторизации собственной деятельности — умении обосновать свою педагогическую деятельность как дидактическую, воспитательную, методическую систему.

Современный учитель при его стремлении к новому знанию, ориентации на новое содержание образования и новые технологии чаще всего руководствуется установкой на получение готового, алгоритмизированного знания. Возникают противоречия, связанные с требованиями к новому содержанию профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми и имеющие серьезные последствия для успешности развития современной региональной системы поддержки одаренных детей:

• между необходимостью готовности к выбору, использованию педагогических стратегий (как более широкого контекста видения педагогической реальности и как наиболее соответствующих природе одаренных детей) и ориентацией педагога на конкретные методические знания и умения, установку на получение готового, алгоритмизированного знания;

• между необходимостью быть аналитиком, проектировщиком, создателем дидактического продукта, умеющим обосновать его целе-

сообразность, и дефицитом профессиональной культуры в аспекте авторизации собственной деятельности, т. е. умении обосновать свою педагогическую деятельность как дидактическую или воспитательную, или методическую систему;

• между необходимостью работать с проявлениями одаренности как динамическими, неустойчивыми, неравновесными, самоорганизующимися системами и отсутствием подобной практики у современного учителя.

Другая группа противоречий отражает проблемы организации образовательного процесса для современных одаренных детей. Это следующие противоречия:

• между необходимостью насыщения образовательных сред педагогическими концепциями и технологиями активного творческого, развивающего субъектного учебного процесса и недостаточной готовностью современного педагога к реализации гуманистической направленности современного образования;

• между необходимостью усиления процессуальной стороны образовательного процесса и проектированием развивающих образовательных сред, способствующих раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики одаренного ребенка, и образовательной практикой, в которой акцент делается на диагностике одаренности и развитии ее явной или скрытой формы;

• между необходимостью использования стратегий, актуализирующих проблемы индивидуальной жизни растущей личности, построенных на социально-гуманитарных методах, в которых приоритет отдается инициативам личности в ее стремлении к самосовершенствованию и которые характеризуются высокой динамикой взаимодействия субъектов образовательной среды и их очень малой долей в общем спектре стратегий, реализуемых региональной образовательной практикой.

Работа с одаренными детьми становится совершенно новой и одновременно весьма перспективной для создания опережающей практики всего современного регионального образования.

Содержание деятельности института в рамках программы предполагает:

• создание мобильного информационного пространства участников регионального образовательного комплекса, активно реализующих программы поддержки одаренных детей;

• создание разветвленной системы научно-методического сопровождения развития детской одаренности на всех уровнях системы образования, включая дошкольное образование, начальное образование, образовательные учреждения с углубленным изучением предметов, лицейское и гимназическое образование, негосударственные образовательные учреждения, а также систему дополнительного образования детей;

• разработку перспективных моделей развития одаренных детей и создание многоканальной системы трансляции регионального опыта поддержки и развития одаренных детей;

• разработкуна всех уровнях повышения квалификации гибкой системы научно-методического сопровождения авторизации индивидуальной педагогической системы учителя, работающего с одаренными детьми.

Модернизация содержания и технологий развития педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности в системе повышения квалификации предполагает:

1. Обновление содержания базового и вариативного компонентов образовательных программ повышения квалификации в контексте современных педагогических стратегий поддержки одаренных детей.

2. Предоставление условий для персонификации образовательных программ и определения индивидуальных образовательных траекторий профессионального роста учителя, работающего с одаренными детьми.

3. Разработку организационно-деятельност-ной модели обеспечения эффективного пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования.

В качестве планируемых результатов выступают следующие:

1. Обновленные учебные, учебно-тематические планы и учебные программы повышения квалификации, раскрывающие проблемы развития детской одаренности.

2. Разработанные модули, УМК, дидактические и контрольно-измерительные материалы

для курсового повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

3. Обновленная технологическая модель образовательного процесса повышения квалификации педагога, работающего с одаренными детьми.

4. Мотивационная и методическая готовность педагогических кадров образовательных учреждений к реализации задач жизнесбере-гающего использования потенциала одаренных детей.

Предусмотрено изучение региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, ее эффективных моделей, практики разработки педагогических систем, специфики организации образовательного процесса для талантливых и одаренных детей, опыта экспериментальной работы и деятельности ресурсных центров по проблемам развития детской одаренности.

Методическая поддержка осуществляется в виде аналитических, проектировочных, обобщающих семинаров, мастер-классов по реализации перспективных направлений развития детской одаренности, разработке программ поддержки одаренных детей, подготовке публикаций по проблематике детской одаренности, распространению опыта работы с одаренными детьми.

Методическое сотворчество участников повышения квалификации происходит в проектной деятельности, в процессе организации творческих групп, конкурсов профессионального мастерства, при подготовке аналитических материалов и методических рекомендаций по проблемам развития одаренных детей.

В течение всего периода реализации программы необходимо обеспечить методическое сотворчество участников повышения квалификации в проектной деятельности, в процессе организации творческих групп, конкурсов профессионального мастерства, при подготовке аналитических материалов и методических рекомендаций по проблемам развития одаренных детей.

Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития региональной системы выявления, развития и адресной поддержки детской одаренности направлено на разработку моделей сети экспериментальных площадок, тематики актуальных для регионального

образовательного комплекса проблем научного поиска развития детской одаренности, участие в проектной деятельности различного уровня, проведение конференций, фестивалей, подготовку информационных материалов и публикаций.

К 2012 году планируется:

• создание в региональном образовательном пространстве эффективной, гибкой, многоуровневой системы непрерывного профессионального роста педагогов;

• разработка комплекса эффективных прак-тикосозидательных технологий повышения квалификации учителя по работе с одаренными детьми;

• создание продуктивных сетевых профессиональных сообществ.

Создаваемая нами система организационно-методического и научно-методического сопровождения интегрирует на единой концептуальной основе деятельность института, методических центров, образовательных учреждений муниципального уровня, педагогов, активно реализующих программы поддержки детской одаренности. Она является многоканальной, динамичной, а главное — отвечающей современным тенденциям опережающего развития, повышению качества, доступности и открытости системы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.