ролевому признаку. Средний показатель уровня дифференциации D = 2,6 (круга). Сама со-циоатомическая структура образована разными по эмоциональной окраске отношениями. Средний показатель баланса В = 0,4.
В практическом плане данная классификация несет в себе психодиагностический и психотерапевтический смысл. Мы полагаем, что использование данной классификации при выполнении методики социального атома Я.Л. Морено в диагностических целях позволяет определить вектор развития межличност-
ных отношений человека, увидеть, насколько отношения разнообразны, сбалансированы и удовлетворяют потребностям индивида. В психотерапевтическом смысле сама методика представляет собой глубокую внутриличност-ную работу, включающую в себя определенное подведение итогов, оценку имеющихся отношений по самым важным экзистенциальным характеристикам: потребности, цели, жизненные ценности. Это также позволяет человеку самому сформировать для себя образ желаемых отношений и стратегии их развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2002.
2. Лихтарников, А.Л. Ценностно-смысловое развитие личности: нормальное и патологическое ценностное жизненное пространство человека [Текст] / А.Л. Лихтарников // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей. — СПб.: Изд-во СПбТУ, 2005. - С. 21-36.
3. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [пер. с англ.] [Текст] / Я.Л. Морено. — М.: Академ. проект, 2004.
4. Протасенко, Л.Ю. Взаимосвязь структуры социального атома с особенностями коммуницирова-ния и самовосприятия у людей пожилого возраста
[Текст] / Л.Ю. Протасенко // Коммуникативные стратегии информ. об-ва: мат. Всерос. науч.-теор. конф. Санкт-Петербург, 17—19 октября 2006 г. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. — С. 77—86.
5. Уэллман, Б. Место родственников в системе личных связей [Текст] / Б. Уэллман // Социолог. ис-след. - 2000. - № 6. - С. 78-87.
6. Шкала психологической близости [Текст] // Психолог. тесты; под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Т. 2. -М., 2001.
7. Smith, A.E. Determinants of quality of life amongst older people in deprived neighborhoods [Text] / A.E. Smith, J. Sim, Th. Scharf, C. Phillip-son // Ageing a. society. - Cambridge, 2004. - N 24. -P. 793-814.
УДК 378
О.Н. Чепкова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Разработка и реализация опережающих моделей сопровождения образовательных систем в постдипломном образовании становятся, на наш взгляд, весомым вкладом в сохранение и развитие человеческого потенциала страны.
В XXI веке человек живет в условиях стремительно изменяющегося, сверхсложного, противоречивого, многомерного и многоликого мира, в котором так же стремительно нарастают глобальные проблемы, кризисные явления,
плохо управляемые и малопредсказуемые процессы, ставящие человечество перед проблемой выживания.
С 2002 года в Ростовской области реализуются специальные мероприятия по развитию системы работы с одаренными детьми. В действующей региональной системе поддержки и развития одаренных детей Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО) является одним из ведущих организационно-методических и научно-методических центров, интегрирующих академическую науку и практическую педагогику.
В настоящее время мы реализуем специально разработанную целевую комплексную программу создания эффективной системы организационного и научно-методического сопровождения принципиально новых педагогических и управленческих моделей поддержки детской одаренности.
Такая система обусловлена ориентацией регионального образовательного комплекса на жизнесберегающее использование потенциала одаренных детей как будущей высокопрофессиональной элиты, способной обеспечить инновационный путь развития страны, а также назревшей необходимостью консолидации всех заинтересованных субъектов поддержки одаренных детей на единой научно-методической базе для развития инициатив, создания опережающей образовательной практики, организации экспериментальной и исследовательской работы по развитию детской одаренности.
В «Рабочей концепции одаренности», выступающей сегодня в качестве единой теоретической базы для решения ключевых проблем одаренности в условиях современной образовательной практики, феномен одаренности представлен как системное, становящееся в течение жизни качество целостной личности. Поэтому при анализе одаренности репрезентативной, определяющей является процессуальная сторона одаренности. Акцент практической работы с одаренными детьми смещается с диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики, изменяющегося во времени по предметности, интенсивности, связям
структуры. Становится актуальным создание таких развивающих образовательных сред, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы одаренного ребенка, характеризующейся избирательным интересом и эмоциональной включенностью в деятельность, проживанием ситуации и личностным самоутверждением в ней, потребностью в творческой самореализации.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» раскрывает пространство инструментария современного выявления, адресной поддержки и развития одаренных детей через интеграцию трех видов образовательно-развивающих сред:
• специальных образовательных сред для одаренных детей;
• сред стимулирования и выявления достижений личности, способной к незаурядным результатам;
• сред проявления и развития способностей личности.
Образовательные среды развивающего (творческого) типа обеспечивают возможность проявления потенциального в человеке через создание проблемных (учебных) ситуаций, которые являются критическими (предельными) для познавательных и личностных возможностей ребенка. Так, стимулируются скрытые линии развития личности, инициируется процесс самоорганизации и выход в новое качество.
РО ИПК и ПРО осуществляет деятельность по сопровождению региональной системы поддержки одаренных детей в двух основных направлениях:
• повышение квалификации учителя, развитие его творческого потенциала, обеспечение готовности к деятельности;
• научно-методическая поддержка и сопровождение учителя, творчески работающего с одаренными детьми.
Чтобы научить растущего человека жить в сложном, быстро меняющемся и непредсказуемом мире, современный педагог должен обладать обширным методологическим знанием, уметь моделировать и проектировать деятельность и процесс профессионального и личностного саморазвития, иметь высокий
уровень коммуникативной культуры и большой опыт профессионального общения в условиях различных профессиональных сообществ. Создаваемая при этом в системе повышения квалификации среда профессионального развития обеспечивает каждому субъекту образовательной системы полноценный познавательный процесс рождения живого знания «здесь и сейчас» и обогащенную среду профессионального общения. В этих условиях происходит одновременно развитие личности в ее собственной стилистике, в индивидуально-уникальном темпе и ритме жизнедеятельности. Представленная система отвечает в полной мере сущности гуманистической направленности образования как процесса человекосбережения, человеко- и культуросозидания.
Для реализации гуманистической направленности современного образования современному учителю не хватает психолого-педагогического знания. Дефицит профессиональной культуры особенно ощущается в аспекте авторизации собственной деятельности — умении обосновать свою педагогическую деятельность как дидактическую, воспитательную, методическую систему.
Современный учитель при его стремлении к новому знанию, ориентации на новое содержание образования и новые технологии чаще всего руководствуется установкой на получение готового, алгоритмизированного знания. Возникают противоречия, связанные с требованиями к новому содержанию профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми и имеющие серьезные последствия для успешности развития современной региональной системы поддержки одаренных детей:
• между необходимостью готовности к выбору, использованию педагогических стратегий (как более широкого контекста видения педагогической реальности и как наиболее соответствующих природе одаренных детей) и ориентацией педагога на конкретные методические знания и умения, установку на получение готового, алгоритмизированного знания;
• между необходимостью быть аналитиком, проектировщиком, создателем дидактического продукта, умеющим обосновать его целе-
сообразность, и дефицитом профессиональной культуры в аспекте авторизации собственной деятельности, т. е. умении обосновать свою педагогическую деятельность как дидактическую или воспитательную, или методическую систему;
• между необходимостью работать с проявлениями одаренности как динамическими, неустойчивыми, неравновесными, самоорганизующимися системами и отсутствием подобной практики у современного учителя.
Другая группа противоречий отражает проблемы организации образовательного процесса для современных одаренных детей. Это следующие противоречия:
• между необходимостью насыщения образовательных сред педагогическими концепциями и технологиями активного творческого, развивающего субъектного учебного процесса и недостаточной готовностью современного педагога к реализации гуманистической направленности современного образования;
• между необходимостью усиления процессуальной стороны образовательного процесса и проектированием развивающих образовательных сред, способствующих раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики одаренного ребенка, и образовательной практикой, в которой акцент делается на диагностике одаренности и развитии ее явной или скрытой формы;
• между необходимостью использования стратегий, актуализирующих проблемы индивидуальной жизни растущей личности, построенных на социально-гуманитарных методах, в которых приоритет отдается инициативам личности в ее стремлении к самосовершенствованию и которые характеризуются высокой динамикой взаимодействия субъектов образовательной среды и их очень малой долей в общем спектре стратегий, реализуемых региональной образовательной практикой.
Работа с одаренными детьми становится совершенно новой и одновременно весьма перспективной для создания опережающей практики всего современного регионального образования.
Содержание деятельности института в рамках программы предполагает:
• создание мобильного информационного пространства участников регионального образовательного комплекса, активно реализующих программы поддержки одаренных детей;
• создание разветвленной системы научно-методического сопровождения развития детской одаренности на всех уровнях системы образования, включая дошкольное образование, начальное образование, образовательные учреждения с углубленным изучением предметов, лицейское и гимназическое образование, негосударственные образовательные учреждения, а также систему дополнительного образования детей;
• разработку перспективных моделей развития одаренных детей и создание многоканальной системы трансляции регионального опыта поддержки и развития одаренных детей;
• разработкуна всех уровнях повышения квалификации гибкой системы научно-методического сопровождения авторизации индивидуальной педагогической системы учителя, работающего с одаренными детьми.
Модернизация содержания и технологий развития педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности в системе повышения квалификации предполагает:
1. Обновление содержания базового и вариативного компонентов образовательных программ повышения квалификации в контексте современных педагогических стратегий поддержки одаренных детей.
2. Предоставление условий для персонификации образовательных программ и определения индивидуальных образовательных траекторий профессионального роста учителя, работающего с одаренными детьми.
3. Разработку организационно-деятельност-ной модели обеспечения эффективного пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования.
В качестве планируемых результатов выступают следующие:
1. Обновленные учебные, учебно-тематические планы и учебные программы повышения квалификации, раскрывающие проблемы развития детской одаренности.
2. Разработанные модули, УМК, дидактические и контрольно-измерительные материалы
для курсового повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Обновленная технологическая модель образовательного процесса повышения квалификации педагога, работающего с одаренными детьми.
4. Мотивационная и методическая готовность педагогических кадров образовательных учреждений к реализации задач жизнесбере-гающего использования потенциала одаренных детей.
Предусмотрено изучение региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, ее эффективных моделей, практики разработки педагогических систем, специфики организации образовательного процесса для талантливых и одаренных детей, опыта экспериментальной работы и деятельности ресурсных центров по проблемам развития детской одаренности.
Методическая поддержка осуществляется в виде аналитических, проектировочных, обобщающих семинаров, мастер-классов по реализации перспективных направлений развития детской одаренности, разработке программ поддержки одаренных детей, подготовке публикаций по проблематике детской одаренности, распространению опыта работы с одаренными детьми.
Методическое сотворчество участников повышения квалификации происходит в проектной деятельности, в процессе организации творческих групп, конкурсов профессионального мастерства, при подготовке аналитических материалов и методических рекомендаций по проблемам развития одаренных детей.
В течение всего периода реализации программы необходимо обеспечить методическое сотворчество участников повышения квалификации в проектной деятельности, в процессе организации творческих групп, конкурсов профессионального мастерства, при подготовке аналитических материалов и методических рекомендаций по проблемам развития одаренных детей.
Научно-методическое сопровождение инновационных процессов развития региональной системы выявления, развития и адресной поддержки детской одаренности направлено на разработку моделей сети экспериментальных площадок, тематики актуальных для регионального
образовательного комплекса проблем научного поиска развития детской одаренности, участие в проектной деятельности различного уровня, проведение конференций, фестивалей, подготовку информационных материалов и публикаций.
К 2012 году планируется:
• создание в региональном образовательном пространстве эффективной, гибкой, многоуровневой системы непрерывного профессионального роста педагогов;
• разработка комплекса эффективных прак-тикосозидательных технологий повышения квалификации учителя по работе с одаренными детьми;
• создание продуктивных сетевых профессиональных сообществ.
Создаваемая нами система организационно-методического и научно-методического сопровождения интегрирует на единой концептуальной основе деятельность института, методических центров, образовательных учреждений муниципального уровня, педагогов, активно реализующих программы поддержки детской одаренности. Она является многоканальной, динамичной, а главное — отвечающей современным тенденциям опережающего развития, повышению качества, доступности и открытости системы повышения квалификации.