Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных'

Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Датий А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных»

С-

Полковник внутренней службы А. В.ДАТИЙ, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, доктор

медицинских наук

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ

На первом этапе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (2010-2012 годы) предусматривается формирование новой организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы (образование медико-санитарных частей), обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медицинского обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.

Во исполнение п. 8.3 протокола совещания при директоре ФСИН России от 18.11.2010 № 33 «Проведение эксперимента по реформированию медицинского обеспечения уголовно-исполнительной системы» Научно-исследовательским институтом ФСИН России в 2010— 2011 годах обеспечивалось научно-методическое сопровождение эксперимента.

При мониторинге эксперимента изучались принятые в здравоохранении показатели, адаптированные к условиям УИС. Все отслеживаемые показатели сведены в следующие группы: изменение состояния здоровья обслуживаемого контингента; оценка качества и доступности медицинской помощи; уровень информатизации; удовлетворенность оказанной медицинской помощью; медицинское обеспечение личного состава.

Изменение состояния здоровья обслуживаемого контингента

В качестве основных показателей, характеризу-

И

ющих состояние здоровья осужденных, использованы показатели общей и первичной заболеваемости, смертности, первичной инвалидности.

В ходе эксперимента можно отметить общую тенденцию к улучшению показателей здоровья осужденных в экспериментальных регионах, в частности, по сравнению с показателями 2010 года (далее -АППГ), в УФСИН России по Тверской области достигнуто снижение уровня первичной заболеваемости на 18,3 %, общей заболеваемости на 17,72 %, первичной инвалидности на 57,12 %. В УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области достигнуто снижение уровня первичной заболеваемости на 47,23 %, уровня смертности на 16,46 %.

Ухудшение в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области показателей общей заболеваемости на 6,94 % и первичной инвалидности на 4,97 %, обусловлено особенностями деятельности больницы им. Ф. П. Гааза, осуществляющей оказание специализированной медицинской помощи больным, поступающим из других регионов.

Оценка качества и доступности медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

Данная группа показателей наиболее емкая и включает следующее: правовую легитимность деятельности медико-санитарных частей (МСЧ); кадровое обеспечение; материальное и финансовое обеспечение; оценку эффективности функционирования МСЧ; оценку доступности медицинской помощи; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Правовая легитимность деятельности подразделений МСЧ. В настоящий момент завершена реорганизация медико-санитарных частей в самостоятельные

федеральные казенные учреждения здравоохранения. Правовая легитимность деятельности вновь созданных структурных подразделений - медицинских частей определяется правовой, организационно-штатной и финансовой независимостью от территориальных органов ФСИН России, а также лицензированием медицинской деятельности.

Выделение медико-санитарных частей в отдельное структурное подразделение позволило обеспечить снятие не свойственных медицинским работникам обязанностей и обеспечило концентрацию усилий медицинских работников на лечебной деятельности. Это находит отражение в таких показателях, как усиление профилактической направленности деятельности медицинского персонала, снижение числа жалоб контингента на медицинское обслуживание, которые подробнее будут освещены в соответствующих разделах.

При сравнении экспериментальных регионов по уровню лицензирования можно отметить, что все филиалы МСЧ-69 получили лицензию на медицинскую деятельность в первом полугодии 2011 года. Лицензирование филиалов МСЧ-78 не завершено и составило 37,5 % от всего числа филиалов, что в сравнении с АППГ выше на 10,83 %.

Необходимо указать основные проблемные вопросы, возникшие при осуществлении лицензирования медицинской деятельности:

1. Отсутствие права оперативного управления зданиями и помещениями МСЧ ввиду: а) расположения их в зданиях, не принадлежащих территориальному органу ФСИН России; б) несвоевременного и неполного внесения изменений в учредительные документы в связи с перестройкой или сносом зданий и сооружений, сменой юридического адреса; в) несвоевременного оформления перевода

жилых зданий и сооружений, в которых расположены подразделения МСЧ, в нежилые.

2. Несоответствие наименования должностей в штатном расписании МСЧ существующим лицензионным требованиям;

3. Отсутствие своевременного подтверждения сертификата специалиста медицинским персоналом ввиду несвоевременного прохождения обучения и повышения квалификации.

4. Несоответствие имеющегося оснащения подразделений МСЧ принятым стандартам.

Кадровое обеспечение. Данные по штатной численности сотрудников медико-санитарных частей свидетельствуют об актуальности вопроса укомплектования медицинским персоналом подразделений медико-санитарных частей.

Согласно этим данным в настоящий момент укомплектованность от штатной численности медицинскими работниками в МСЧ-69 составляет 93,24 %, что сопоставимо с АППГ. Однако в структуре медицинских работников укомплектованность врачебным персоналом снизилась на 10,5 % и составила 88 %.

Укомплектованность медицинскими работниками МСЧ-78 составила 82,6 %, что на 3,2 % выше АППГ. В структуре медицинских работников укомплектованность врачебного персонала снизилась на 5,2 % и составила 80,7 %, в тоже время укомплектованность средним медицинским персоналом, по сравнению с АППГ, возросла на 12,76 % и составила 84,5 %.

Основными причинами оттока, в первую очередь квалифицированного медицинского персонала, обусловлено более высокой оплатой труда медицинских работников в учреждениях Минздравсоц-развития России, немаловажную роль сыграло соседство гг. Москвы и Санкт-Петербурга.

Актуальным вопросом является повышение квалификации медицинских работников. Так, на конец 2011 года среди врачебного состава МСЧ-69 квалификационную категорию имели лишь 21,7 % врачей, что на 6,7 % ниже АППГ. В МСЧ-78 показатель квалифицированности врачебного персонала составил 64,03 %, что в 3,7 раза выше АППГ. Несколько лучше обстоят дела с квалификацией среднего медицинского персонала, показатель которого составил в МСЧ-69 - 50,6 %, а в МСЧ-78 - 49,25 %.

Несмотря на дефицит квалифицированных медицинских кадров, наличие собственного отдела кадров позволило осуществлять перераспределение кадрового состава с учетом решаемых конкретным подразделением задач.

Материальное и финансовое обеспечение. На сегодняшний день денежные средства для осуществления медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, поступают на счета МСЧ.

За 2011 год осуществлено обновление основных средств во всех подразделениях и филиалах медико-санитарных частей, практически на 100 % обновлено диагностическое и лабораторное оборудование.

По сравнению с АППГ лимит финансирования в МСЧ-69 возрос на 85,75 %, в МСЧ-78 - на 36,24 %. Кроме фактического увеличения объема финансирования, участие в электронных торгах позволило осуществлять закупки лекарственных средств дешевле (в среднем на 1215 %) и сэкономить более 500 тыс. рублей в каждом из регионов. Проведенный анализ перечня закупаемых лекарственных средств свидетельствует о его расширении в 2011 году в МСЧ-69 в 2,3 раза, а в МСЧ-78 - в 1,7 раза.

Оценка эффективности функционирования МСЧ. Оценка результативности

и эффективности деятельности медицинских учреждений здравоохранения является одной из актуальнейших проблем, решение которой лежит в плоскости взаимосвязанных мероприятий. В качестве показателей, характеризующих уровень эффективности, выбраны те, которые определяют доведение объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи до нужного результата.

Объем оказываемой амбулаторно-поликлинической помощи в 2011 году в МСЧ-69 составил 9,6 посещений на одного человека, что соответствует АППГ. В МСЧ-78 данный показатель составил 12,72 посещений, что на 24,7 % больше АППГ.

Уровень госпитализации в МСЧ-69 составил 334,24, что ниже АППГ на 10,88 %, в МСЧ-78 данный показатель составил 326,9, что на 12,81 % больше АППГ, это связано с увеличением притока больных в больницу им. Ф. П. Гааза.

Обеспеченность стационарной медицинской помощью в МСЧ-69 имеет выраженную тенденцию к сокращению обеспеченностью больничными койками, в 2011 году данный показатель снизился на 19,72 %, что также вызвано свертыванием коечного фонда в связи с ремонтом. В МСЧ-78 данный показатель вырос на 6,24 %.

В МСЧ-69 средняя длительность пребывания больного на койке, по сравнению с 2010 годом, снизилась на 13,9 %, особенно по больнице - на 24,3 %. В МСЧ-78 данный показатель остался на прежнем уровне.

Оборот койки в экспериментальных регионах, по сравнению с АППГ, незначительно увеличился - на 3-5 %, что обусловлено в первую очередь более рациональным использованием коечного фонда во время проведения ремонта.

Оценка доступности медицинской помощи. Ведущим параметром является

оценка доли неудовлетворенных заявок на оказание специализированной медицинской помощи. Так, в 2008 году доля реализованных заявок от МСЧ-69 не превысила 30 %, в 2010 году этот показатель составил 38 %, в 2011 году он значительно улучшился и достиг 61 %.

Средняя длительность ожидания в соответствии с данными 2011 года в МСЧ-69 составила 35 дней и, по сравнению с АППГ, имеет стойкую тенденцию к сокращению. В МСЧ-78 данный показатель составил 14 дней, что определяется территориальной близостью больницы им. Ф. П. Гааза.

Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. Об увеличении доли профилактического направления амбулаторно-поликлини-ческой помощи свидетельствует увеличение количества посещений медицинского персонала, сделанных с профилактической целью. К примеру, в МСЧ-69, по сравнению с 2010 годом, они увеличились на 7,5 %, а по сравнению с 2008 годом -на 22,0 %. В МСЧ-78 данный показатель возрос на 7,2 %.

Доля контингента, охваченная вакцинацией, от числа нуждающихся лиц в МСЧ-69 составила 21,2 %, а в МСЧ-78 данный показатель составил 19,7 %. Несмотря на достаточно низкий уровень, по сравнению с АППГ, имеется прирост охвата профилактическими прививками в МСЧ-69 на 4,7 %, в МСЧ-78 - на 2,2 %.

Уровень информатизации

В качестве показателей уровня информатизации проведена оценка как укомплектованности филиалов и подразделений медико-санитарных частей компьютерной техникой, так и доли рабочих мест, включенных в электронный документооборот. Кроме того, оценена доля пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты.

м?

Среди положительных тенденций, отмечающихся в медико-санитарных частях, является обеспечение всех филиалов и подразделений компьютерной техникой, при этом на начало эксперимента данный показатель составлял в МСЧ-69 21,7 %, а в МСЧ-78 - 32,7 %.

Однако ни одного рабочего места не включено в систему электронного документооборота, который в настоящее время осуществляется через каналы территориального органа ФСИН России.

Помимо этого, актуальность информатизации обусловливает необходимость дистанционного управления филиалами, значительно удаленными от управления МСЧ, включая вопросы регулирования служебной деятельности, и др.

Необходимо отметить, что ни в одной из медико-санитарных частей не введена система персонифицированного учета данных, что препятствует внедрению системы обязательного медицинского страхования.

Удовлетворенность лиц, лишенных свободы, оказанной медицинской помощью

В качестве индикаторов удовлетворенности оказанной медицинской помощью выступали такие показатели, как: число посещений общественными наблюдательными комиссиями, число посещений региональным представителем по защите прав человека, а также доля отказов их в допуске от числа заявок. Кроме того, осуществлено анкетирование осужденных по вопросам изменения медицинского обслуживания в период реформирования.

Как показали данные мониторинга, число посещений общественными наблюдательными комиссиями и региональным представителем по защите прав человека в 2011 году возросло, что определяется не только пристальным

вниманием со стороны общественности к проводимому эксперименту, но и в результате проведения единой политики открытости учреждений УИС. За весь изучаемый период отказов в доступе организаций, осуществляющих общественный контроль мест лишения свободы, не отмечено.

В течение 2011 года сотрудниками НИИ ФСИН России дважды было проведено анкетирование осужденных и подследственных в экспериментальных регионах по вопросам их медицинского обеспечения в условиях эксперимента. Около 83,5 % осужденных не видят разницы между «гражданскими» учреждениями здравоохранения и медицинскими частями исправительных учреждений, однако 8,5 % опрошенных считают, что в медицинских учреждениях УИС к пациентам относятся хуже, чем в гражданском здравоохранении.

Среди опрошенных осужденных 61,5 % считают, что за последний год качество медицинского обслуживания улучшилось, 5,5 % придерживаются противоположной точки зрения, а 33 % уверены, что оно осталось на прежнем уровне.

Медицинское обеспечение личного состава

Обеспечение медицинской помощью сотрудников в экспериментальных регионах осуществляется силами ЦМСР, ВВК, а также МСЧ МВД России. Показатели укомплектованности указанных подразделений медицинским персоналом на протяжении всего исследуемого периода находились на высоком уровне (100 %).

Доля медицинского персонала МСЧ-69, имеющего квалификационную категорию, по сравнению с 2010 годом, возросла практически в два раза. Тем не менее в сравнении с показателями лечебно-про-фи лактических учр ежд ений гр ажданского

здравоохранения, в 2011 году она составила лишь 52 % от них. В МСЧ-69 данный показатель равен 80 %, что на 10 % выше показателя прошлого года.

По сравнению с данными Мин-здравсоцразвития России, число случаев временной утраты трудоспособности среди сотрудников в учреждениях УИС в 2011 году было выше в среднем на 20 %, а число дней нетрудоспособности, наоборот, было ниже на 25 %, что свидетельствует о «легкости» течения заболеваний, с которыми обращался личный состав.

Возросло число договоров на оказание медицинской помощи, заключенных со сторонними организациями в МСЧ-69, на 48,9 %, а в МСЧ-78 - на 24,3 %, что свидетельствует о более рациональном распределении выделенных средств.

В заключение необходимо сформулировать следующие выводы.

1. Завершено практическое формирование организационно-штатной структуры медико-санитарной части с разветвленной сетью филиалов как новой формы построения медицинской службы УИС, основанной на принципе централизации управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения территориальных органов УИС.

2. Сформирована материально-техническая база медико-санитарной части путем передачи необходимых помещений и проведения капитального ремонта в филиалах. Начала функционировать централизованная система финансирования медико-санитарной части.

3. Реализован комплекс правовых мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.