Научная статья на тему 'Научно-методическое наследие по истории Республики Татарстан К. Р. Синицыной (к 90-летию со дня рождения)'

Научно-методическое наследие по истории Республики Татарстан К. Р. Синицыной (к 90-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Р. Синицына / история / краеведение / музей / Казань / Татарстан / университет / педагогический институт / научно-педагогическая деятельность / школа / учебник. / K. R. Sinitsyna / history / local history / museum / Kazan / Tatarstan / university / pedagogical institute / scientific and pedagogical activity / school / textbook.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синицын Олег Владимирович, Синицын Владимир Олегович

Статья посвящена Синицыной Кларе Романовне, известному в 1960-1990-е гг. в Казани и в Республике Татарстан историку-краеведу, музееведу, научно-педагогическому работнику, общественному деятелю, автору школьных учебников по истории Татарстана. Все научное наследие кандидата исторических наук, доцента Казанского государственного педагогического института/университета К. Р. Синицыной посвящено истории нашего города и республики: по истории музеев разных профилей (школьных, городских, республиканских), теоретическим и методическим проблемам исторического краеведения, подготовке учебников и учебных пособий для средней школы по истории многонационального Татарстана. Большинство ее работ были новаторскими по замыслу, содержанию, научно-практическому значению и воспитательному потенциалу. Они характеризуются на основе материалов государственного и семейного архива, воспоминаний коллег и учеников, деятелей науки, образования, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodical heritage of K. R. Sinitsyna on the history the Republic of Tatarstan (dedicated to the 90th anniversary of her birth)

The article is devoted to Klara Romanovna Sinitsyna, a prominent regional historian, museologist, academic teacher, public figure, the author of school textbooks on the history of Tatarstan, who was well known in Kazan and the Republic of Tatarstan during 1960-1990ss. The whole scientific heritage of K. R. Sinitsyna, Candidate of Historical Sciences and Associate Professor at Kazan State Pedagogical Institute/University, is dedicated to the history of our city and the Republic: it is related to the history of museums of different profiles (school, city, republican ones), theoretical and methodical problems of local history, preparation of textbooks and schoolbooks on the history of multinational Tatarstan for secondary schools. Most of her works were innovative in terms of ideas, content, scientific and practical significance, and educational potential. They are described based on the materials of state and family archives, reminiscences of her colleagues and students, as well as scholars, educationists and cultural figures.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое наследие по истории Республики Татарстан К. Р. Синицыной (к 90-летию со дня рождения)»

Аннотация

Статья посвящена Синицыной Кларе Романовне, известному в 1960-1990-е гг. в Казани и в Республике Татарстан историку-краеведу, музееведу, научно-педагогическому работнику, общественному деятелю, автору школьных учебников по истории Татарстана. Все научное наследие кандидата исторических наук, доцента Казанского государственного педагогического института/университета К. Р. Синицыной посвящено истории нашего города и республики: по истории музеев разных профилей (школьных, городских, республиканских), теоретическим и методическим проблемам исторического краеведения, подготовке учебников и учебных пособий для средней школы по истории многонационального Татарстана. Большинство ее работ были новаторскими по замыслу, содержанию, научно-практическому значению и воспитательному потенциалу. Они характеризуются на основе материалов государственного и семейного архива, воспоминаний коллег и учеников, деятелей науки, образования, культуры.

Abstract

The article is devoted to Klara Romanovna Sinitsyna, a prominent regional historian, museologist, academic teacher, public figure, the author of school textbooks on the history of Tatarstan, who was well known in Kazan and the Republic of Tatarstan during 1960-1990ss. The whole scientific heritage of K. R. Sinitsyna, Candidate of Historical Sciences and Associate Professor at Kazan State Pedagogical Institute/ University, is dedicated to the history of our city and the Republic: it is related to the history of museums of different profiles (school, city, republican ones), theoretical and methodical problems of local history, preparation of textbooks and schoolbooks on the history of multinational Tatarstan for secondary schools. Most of her works were innovative in terms of ideas, content, scientific and practical significance, and educational potential. They are described based on the materials of state and family archives, reminiscences ofher colleagues and students, as well as scholars, educationists and cultural figures.

Ключевые слова

К. Р. Синицына, история, краеведение, музей, Казань, Татарстан, университет, педагогический институт, научно-педагогическая деятельность, школа, учебник.

УДК 908.470.41

Научно -методическое наследие по истории Республики Татарстан К. Р. Синицыной

(к 90-летию со дня рождения)

О. В. Синицын, В. О. Синицын,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Scientific and methodical heritage of K. R. Sinitsyna on the history the Republic of Tatarstan (dedicated to the 90th anniversary of her birth)

O. V. Sinitsyn, V. O. Sinitsyn,

Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

Keywords

K. R. Sinitsyna, history, local history, museum, Kazan, Tatarstan, university, pedagogical institute, scientific and pedagogical activity, school, textbook.

Синицына (в девичестве Захарова) Клара Романовна родилась 11 декабря 1932 г. в г. Буинске ТАССР в семье партийных работников. В годы Великой Отечественной войны осталась без родителей и с 1943 по 1947 г. воспитывалась в детском доме № 30 Буинска, затем старшими сестрами Антониной, Венерой и Розой, закончила с отличием среднюю школу им. А. В. Луначарского г. Буинска. В 1950-1955 гг. обучалась на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета и получила диплом с отличием и квалификацию «историк, преподаватель истории»1. По окончании КГУ начала трудовую деятельность вместе с мужем Владимиром Синицыным, также по образованию историком в школе рабочей молодежи № 26 станции Агарзя Горьковской железной дороги, преподавала историю, географию, русский язык и литературу2. В 1957 г. после рождения сына Олега вернулась с семьей в Казань и в июле 1957 г. приступила к работе в Государственном Музее ТАССР (ныне Национальный музей Республики Татарстан). С 1961 по 1965 г. заочно училась в аспирантуре при кафедре истории СССР Казанского государственного педагогического института (КГПИ) под руководством видного ученого, педагога, заведующего этой кафедры Евгения Ивановича Устюжанина, работала над диссертацией «Музейное строительство в ТАССР»3.

В Госмузее ТАССР формировались и развивались лучшие качества Клары Романовны - научного работника, экскурсовода, пропагандиста, организатора-руководителя, здесь она прошла путь от методиста, младшего научного сотрудника, до заведующего отделом советского периода, заместителя директора по научной работе. Важнейшую роль в ее становлении как специалиста-музейщика сыграли видные авторитеты музейного дела - директор Госмузея ТАССР в 1937-1978 гг. Владимир Михайлович Дьяконов и Ефим Григорьевич Бушканец (известный ученый, доктор филологических наук, профессор, декан историко-филологического факультета КГПИ, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы), который в 1950 - начале 1960-х гг. работал ученым секретарем, заместителем директора по науке Госмузея ТАССР). Став в 1963 г. заместителем директора по научной работе К. Р. Синицына одновременно вела большую организационную, экспозиционную работу, масштабную экскурсионную деятельность с советскими и иностранными туристами, прибывающими в г. Казань и посещавшими музей, а также создавала разносторонние научно-методические исследования4. Она была автором двух буклетов «Казань», автором методического пособия по экскурсии с иностранными гражданами и соавтором путеводителя «Государственный музей ТАССР (соавторы Р. В. Трофимова, Н. Н. Кучерявенко) и путеводителя по Казани 1970 г. издания (соавторы Т. С. Бобченко, А. В. Гарзавина)5.

О первых шагах своих научных исследований в начале 1960-х гг. Клара Романована писала в своих воспоминаниях о Мидхате Капимовиче Мухарямове, директоре Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии

К. Р. Синицына. 1987 г. K. R. Sinitsyna. 1987.

наук Татарстана: «В эти годы ученый секретарь музея Е. Г. Бушканец заразил меня идеей написать историю музея. Научным руководителем в аспирантуре при КГПИ стал завкафедрой отечественной истории Е. И. Устюжанин. Под их руководством в 1963 г. вышла моя первая работа "Казанский музейный вестник", которую я с трепетом подарила Мидхату Каримовичу. Эта брошюра сыграла большую роль в том смысле, что Мидхат Каримович стал относиться ко мне как-то по-другому. При следующей встрече он сказал мне: "Знаете, я внимательно и с большим интересом прочитал Вашу работу. Вам надо писать"6. И началась многолетняя до конца дней ее жизни научная деятельность.

«Казанский музейный вестник» - первый советский журнал по музейному делу, он выходил в 1920-1924 гг. в тяжелые годы разрухи и голода после гражданской войны и способствовал восстановлению культуры и перестройки музейного дела. На страницах журнала печатались крупные ученые различных областей знаний (историки, искусствоведы, литераторы, естественники). Синицына К. Р. проанализировала работу журнала за указанный период, охарактеризовала общетеоретические и конкретно-практические статьи о музеях, показала значение Казани как крупного музейного центра России в 1920-х гг. К. Р. Синицына подчеркивала, что «ярко выделяется колоссальная культурная роль Казани, предпринявшей издание "Казанского музейного вестника'' - журнала, который в короткое время смог сплотить вокруг себя музейных работников почти со всех мест СССР. За свои три года существования он дал такое количество высокоценного материала, что до сих пор является единственным источником по весьма многим вопросам музейной

7

жизни».

Затем последовали исследования о создании исторических музеев в Казани в XIX в.8, истории научных и краеведческих обществ, функционировавших в Татарской республике в 1920-30-е гг.9 Итогом научных изысканий в области регионального музееведения стала ее кандидатская диссертация «Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967 гг.)». Защита состоялась в Казанском университете 26 ноября 1970 г. Обратимся вновь к воспоминаниям Клары Романовны: «Когда я осиротела во второй раз - умер мой научный руководитель Е. И. Устюжанин, а работа еще была не завершена, я растерялась, просила прочитать мою диссертацию Е. Г. Бушканца, А. Х. Халикова, А. Л. Литвина, после их замечаний снова и снова перерабатывала текст. Как-то Мидхат Каримович сказал мне: "Шлифовать работу можно до бесконечности. Надо уметь ставить точку. Если Вы не против, я буду оппонентом"»10. Защита диссертации прошла успешно. Официальным оппонентом кроме М. К. Мухарямова выступил другой видный историк Казани Иван Михайлович Ионенко, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории СССР Казанского государственного университета, внешний отзыв на диссертацию представил Научно-исследовательский институт культуры (г. Москва). В своем отзыве М. К. Мухарямов сказал, что исследование К. Р. Синицыной является «солидным вкладом в изучение одной из отраслей культурной революции», что в ней «ставятся некоторые задачи, требующие решения в интересах дальнейшего развития и повышения уровня музейной работы в республике». В заключении профессор М. К. Мухарямов внес предложение опубликовать диссертационную работу К. Р. Синицыной. Второй официальный оппонент И. М. Ионенко подчеркнул, что «К. Р. Синицыной выполнена огромная работа по истории Государственного музея, районных краеведческих музеев и специальных музеев г. Казани», что ее исследование представляет для него самого особый, профессиональный интерес, «поскольку содержит большой материал по истории исторической науки, развития археологии и этнографии в Казани за последние

70-100 лет и обогащает методику исследования». И. М. Ионенко поддержал предложение М. К. Мухарямова о том, чтобы кандидатская диссертация К. Р. Синицыной «была подготовлена к печати и изданию как можно скорее в интересах дальнейшего совершенствования музейного дела»11. При жизни Клары Романовны эта диссертация не была опубликована, она вышла в свет через пять лет после ее кончины в 2002 г. по инициативе Национального музея Республики Татарстан и лично ее директора Г. Р. Назиповой, которая во вступительной статье отмечала: «Защита диссертации о музеях Татарстана является крупным вкладом К. Р. Синицыной не только в изучение истории музеев, но и в такие области музееведения, как научно-исследовательская, экспозиционная, просветительская и фондовая работа. Появление такого солидного исследования явилось событием в музейной жизни страны. Придавая большое значение основному научному труду К. Р. Синицыной - ее диссертации, редакционно-издательский совет Национального музея Республики Татарстан принял решение издать исследование "Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967 гг.)"»12.

За многолетнюю добросовестную работу в Госмузее, заслуги в развитии науки и культуры в республике К. Р. Синицына была награждена медалью «За трудовое отличие» (1967 г.) и знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1968 г.), избрана членом пленума Татарского обкома профсоюза работников культуры13.

После защиты диссертации Клара Романовна в 1970 г. была приглашена на работу на кафедру истории СССР по приглашению ее заведующего Николая Петровича Мунькова. Он в своих воспоминаниях писал: «К. Р. Синицына оказалась очень активным и трудоспособным членом кафедры. Свою деятельность она начала с работы на подготовительном отделении, где преподавала общий курс истории СССР. В связи с переходом в другой вуз на должность за[ведующей] кафедрой д[октора] и[сторических] н[аук] А. Л. Литвина, ей было поручено разработать курс истории СССР советского периода. В те годы этот курс считался самым главным, и Клара Романовна успешно справилась с этим поручением. Данный курс она читала почти 25 лет»14

Так начался второй крупный этап научно-педагогической и исследовательской деятельности К. Р. Синицыной. Как отмечала заведующий кафедрой истории России КГПУ Г. М. Мустафина в своем вступительном слове при открытии республиканской научной конференции «Историческое краеведение в Татарстане» в 2002 г., посвященной памяти и 70-летию со дня рождения К. Р. Синицыной, «со студентами она начала работать, еще будучи сотрудником музея (я сама проходила под ее руководством музейную практику летом 1970 г.), а в декабре 1970 г. она была зачислена в штат института на должность старшего преподавателя и работать начала на подготовительном отделении. Затем ей поручили разработку курса по истории СССР эпохи феодализма (на заочном отделении), а также нового для учебных планов педагогических вузов курса вспомогательных исторических дисциплин. Впоследствии основным курсом в преподавательской деятельности К. Р. Синицыной стал советский период отечественной истории»15.

С этого времени к специальным музееведческим разработкам в научно-исследовательскую тематику Клары Романовны добавился учебно-методический аспект и историко-краеведческая проблематика. В 1973 г. она в соавторстве с коллегой по кафедре Ирек Мухамедовной Абдрашитовой выпустила учебное пособие для учителей и студентов «Школьный музей: (Задачи, организация, основные формы работы)»16. Это небольшая по объему брошюра содержала очень ценные и полезные методические и практические рекомендации по созданию и историко-краеведческой

деятельности школьных музеев. Она стала настольной книгой для многих учителей нашей республики по созданию, организации деятельности школьных музеев разных профилей и направленностей.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в историко-краеведческой литературе развернулась дискуссия о предмете и сущности исторического краеведения, восходящая своими корнями к полемике 1920-1930-х гг. Клара Романовна приняла активное участие в дискуссии, опубликовав ряд статей («Журнал «Краеведение (19231929 гг.) о сущности и предмете краеведения»; «К вопросу о предмете и сущности краеведения (по материалам журнала «Советское краеведение» (1930-1936 гг.)», «К вопросу исторического краеведения (из опыта работы Татарии» (в соавторстве с И. М. Ионенко и Н. М. Силаевой) и выступив на нескольких научных конференциях. Она предложила свое современное понимание предмета и сущности исторического краеведения «как своеобразного метода исторического исследования, для которого характерны локальность, комплексное исследование источников, выявление наряду с общими закономерностями особенного, присущего лишь данному краю, выявление причин, обусловливающих эти особенности, своеобразная методика выявления источников»17. Как отмечала сама Клара Романовна «данная точка зрения была высказана нами на Всесоюзной научной конференции в Киеве в 1972 г., посвященной проблемам изучения истории городов и сел, фабрик и заводов, колхозов и совхозов, и получила поддержку в выступлениях ряда крупных ученых (члена-корреспондента АН СССР В. Л. Янина и др.)18.

Определенным итогом историко-краеведческих исследований К. Р. Синицыной стала публикация в 1983 г. учебного пособия, предназначенного для студентов педагогических вузов и учителей школ «Историческое краеведение». Данная книга включала в себя историю исторического краеведения в Казанской губернии и Татарской АССР, характеристику основных источников исторического краеведения, методов их выявления и использования в работе учителя, организацию и деятельность школьных музеев, историко-краеведческую работу в школе. Важно, что данное пособие до сих пор востребовано в наших школах и с пользой используется в учебно-воспитательной работе учителями нашей республики.

В 1970-1990-е гг. научные исследования Клары Романовны в области исто-рико-краеведческой проблематики также сконцентрировались на новом аспекте. В те годы группа преподавателей и ученых Казанского педагогического института-университета включилась под руководством профессора Мунавара Закироваича Тутаева в изучение и написание истории промышленных предприятий и организаций Татарстана. К. Р. Синицына приняла деятельное участие в этой важной и трудоемкой научно-исследовательской работе. В соавторстве с Львом Наумовичем Фурером была написана история речного транспорта республики, опубликованная под названием «Речники Татарии» (1977 г.)19, а в соавторстве с М. З. Тутаевым и А. Н. Ахметовым история автомобильного транспорта общего пользования, вышедшая в 1987 г. книгой «Автомобильный транспорт Татарии»20.

В первой книге освещается история зарождения и развития речного дела на территории Средней Волги и Камы, раскрывается история и практическая деятельность одного из ведущих предприятий речного транспорта страны -Казанского речного порта. Она написана на основе обобщения большого фактического материала, главным образом архивных документов, материалов периодической печати, воспоминаний работников речного флота.

Второй труд посвящен воссозданию истории Татарского автотранспортного объединения - крупнейшего транспортного центра республики. Автомобильный транспорт общего пользования - детище довоенных пятилеток и отечественной

Ш'* щ ШШшшш

ШЧПСТтгаТпптпп^И

■иТЕШЗЯ^Н!

ЕяюГг ^ 1 У^^Ш ИшиЯзГяИ

Шшш\\ ■МИШ ИмгаШпКЙЯН

^,«4-0^11»' ег/1* Н^Кл 1 и

■ КмйщгЯ У

, мЗйшшИ т;Т7111 м^^Г^ия!! ■ Щ '#4*1 Т^!'"»г.......... ЙЕи^увевцдр^" Я -П1 1 ЛШщИвМЩ

к.... ^Й^^^Н

автомобильной промышленности. Он рос и развивался вместе со всей страной -от первых отечественных машин «АМО» до могучих «КамАЗов. Исследование написано на материалах центральных и местных архивов, включая текущий архив Татарского территориального объединения «Татавтотранс», информации из всесоюзной и республиканской периодической печати по пяти сериям: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, экономика, управление и организация производства.

Важной составляющей частью научной и общественной деятельности К. Р. Синицыной была работа по охране объектов культурного наследия Татарстана. В начале 1990-х гг. она приняла участие в подготовке и издании каталога-справочника памятников истории и культуры Республики Татарстан. Руководителем авторского коллектива был известный казанский историк, профессор Юрий Ильич Смыков. Как указывается в предисловии, это первый каталог-справочник недвижимых памятников истории и культуры РТ: Казани и районов республики. Читатель найдет в книге описания 1 586 памятников истории, археологии, градостроительства и монументального искусства, в Казани размещенных по улицам. Книгу завершают фотоиллюстрации21.

Особое место в последние годы жизни и творчества Клары Романовны заняло написание учебников, учебных программ и учебных пособий по истории Татарстана и татарского народа для учащихся средних школ и гимназий. Продолжая традиции кафедры истории СССР, заложенные ранее Е. И. Устюжаниным, Н. П. Муньковым, И. М. Абдрашитовой, А. Л. Литвиным, как авторов школьных учебников по истории родного края и истории республики, она стала соавтором Р. Г. Фахрутдинова и В. В. Кузьмина по написанию нового поколения учебников по истории ТАССР (на русском и татарском языках), выдержавших несколько изданий в 1980-е гг. Это учебное пособие для учащихся средних школ «История Татарской АССР» 1985 и 1989 гг. издания22. Она также стала автором раздела по истории края пробного учебника для 6 класса русских школ «Культура, литература и история родного края» (Казань, 1990, Вып. IV).

Наконец, в 1995 г. был подготовлен и издан авторский учебник К. Р. Синицыной для средних школ, гимназий и лицеев «История Татарстана и татарского народа (вторая половина XVI-XVIII вв.)» тиражом 65 500 экземпляров23. В 1996 г. этот учебник был опубликован на татарском языке «Татарстан hэм татар халкы тарихы». В 2000 г. вышло второе переработанное и исправленное, уже посмертное издание этого учебника тиражом 26 500 экземпляров, в 2001 г. он был издан на татарском языке. Наверное, можно констатировать, что это был удачный опыт разработки и написания школьного учебника по истории Татарстана, не случайно издательство «Магариф» направило именно этот учебник на конкурс на лучшее учебное пособие

для детей и юношества, проводимый в 1997 г. ЮНЕСКО и среди учебных пособий и учебников по региональной истории данный учебник К. Р. Синицыной был признан лучшим. Оценкой личных заслуг Клары Романовны Синицыной в развитие науки и образования стало награждение ее почетным знаком «Отличник народного просвещения» (1982) и присвоение в 1993 г. звания Заслуженный учитель школы Республики Татарстан24.

Память о Синицыной Кларе Романовне и ее научно-методическом наследии живет в сердце, в душе, в менталитете, в ее современниках, в учениках и их делах. Стало доброй традицией проводить научные конференции к юбилейным датам ко дню ее рождения, которые превратились в чтения, посвященные развитию исторического краеведения, музееведения, школьного и вузовского исторического образования. И на них неизменно звучат воспоминания музейщиков, научно-педагогических работников, коллег, друзей, учеников, учителей школ:

Н. П. Муньков, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории СССР КГПИ в 1967-1985 гг.: «Она обладала замечательной коммуникабельностью, быстро находила общий язык с преподавателями и студентами, пользовалась их большим уважением. Она, можно сказать, горела на работе, успевала везде и всюду. Много энергии отдавала она созданию школьных учебников по истории Татарстана»25.

Л. Г. Валеева, генеральный директор Государственного объединенного музея ТАССР в 1978-1987 гг.: «Клара производила впечатление государственной женщины: не останавливалась на достигнутом, всегда была собранной, мобилизованной. Умела вести наступательный диалог, если что было не по ней. Вообще обладала даром лидерства. Клара Романовна жизнь прожила не зря. В работе находила и смысл, и вкус. Не случайно именно она стала автором первой оформленной работы по истории музея 1917-1967 гг.»26.

Г. Р. Назипова, доктор исторических наук, генеральный директор Национального музея Республики Татарстан в 2006-2020 гг.: «Вот уже более четверти века эта диссертация"Музейное строительства в Татарской АССР (1917-1967 гг.)" является для казанских музейщиков настольной книгой, книгой-справочником. И это не случайно. К. Р. Синицына - скрупулезный историк-исследователь. Значение этого труда в том, что впервые в таком объеме проанализирован огромный круг самых разнообразных источников по истории музеев республики. Широкий круг источников и литературы, привлеченных Кларой Романовной в диссертации, позволил ей представить обширный исторически достоверный материал о музейном строительстве не только в 19171967 годах, как это значится в названии диссертации, но и выйти из этих хронологических рамок, предоставив историю казанских музеев в XIX - начале ХХ века»27.

Л. Б. Муллина, кандидат исторических наук, доцент, соратник по работе в Госмузее ТАССР и Казанском пединституте/университете: «Едва ли не определяющей ее чертой видится работоспособность, но не та присущая многим разновидность работоспособности, которая проявляется в напряженном труде, но в ограниченное время для достижения конкретной цели (нечто вроде рывка, за которым следует спад), а постоянная хорошая работоспособность, плавно переносимая с одной работы на другую. Клара Романовна умела рационально расходовать время и силы, в любом деле вовремя поставить точку»28.

Н. Н. Кучерявенко, кандидат исторических наук, доцент, близкая подруга и соратник по работе в Госмузее ТАССР: «Клара Романовна всегда была близким другом всех работников музея. Ее считали одаренным человеком, тружеником. Она была строга с коллегами, расхолаживаться никогда не давала. С ней все советовались, делились планами, особенно по поводу восстановления музея, его экспозиций после

пожара. Клара была очень надежным и верным помощником директора в решении важных финансовых вопросов. Она так ловко с ними разбиралась, что можно было подумать, что она экономист по образованию. С Кларой у меня связаны лучшие годы жизни. Я никогда не смогу ее забыть. Любовь к Кларе умрет вместе со мной, а пока я жива, все время буду думать о ней с глубочайшей признательностью»29.

З. З. Мифтахов, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории (1991-1998) и истории Татарстана (1998-2008 гг.) КГПИ-КГПУ-ТГГПУ: «Клару Романовну студенты обожали, многие из них после окончания вуза до сих их пор сохранили о ней, как о великолепном преподавателе, самые добрые воспоминания. Да, она была требовательна, особенно к дисциплине. Естественно, и себя она держала в большой строгости, в ней не было двойственности, двуличия. С полной уверенностью могу сказать, что Клара Романовна была лидером, причем очень хорошим и надежным. Одна из самых важных работ Синицыной - учебник для школ "История татарского народа в Татарстане" на русском и татарском языках. До сих пор в школах этот учебник пользуется большим спросом. Учителя тоже высоко ценят книгу Синицыной - за объективность и многообразие информации, понятный язык»30.

Г. М. Мустафина, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России КГПУ/ТГГПУ/КФУ в 1999-2004, 2008-2013 гг.: «Во всем, чем занималась Клара Романовна, ее отличали целеустремленность, высочайшая работоспособность, качество, которое Н. П. Муньков определил, как "динамизм". А главное, что подготовленные ею пособия активно используются как в средней школе, так и в работе со студентами»31.

И. М. Фокеева, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГАОУ «Институт развития образования Республики Татарстан», Заслуженный учитель школы РТ, руководитель курсов по повышению квалификации и переподготовке учителей истории: «Ученый-историк, исследователь края, педагог, Клара Романовна Синицына оставила яркий след в памяти всех, кто с ней соприкоснулся в историческом пространстве. Талантливый преподаватель, она сумела зажечь в студентах, будущих учителях, интерес к истории, стремление к изучению родного края. По прошествии многих лет после окончания учебы в вузе, учителя-ученики Клары Романовны с большой благодарностью и теплотой вспоминают своего Учителя. Отмечают ее человечность, доброту, интеллигентность, высокий профессионализм, строгость и требовательность. Для многих она стала образцом для подражания как неординарная, сильная личность (А. Н. Маттвеев, А. Х. Сабирова, А. Н. Галлямова-Ханеева, Г. А. Халиков и многие другие)»32.

И. Л. Измайлов, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан: «Учебник "История Татарстана и татарского народа" К. Р. Синицыной создал цельную (отсутствует только история XIX - начала ХХ в.) картину исторического пути татарского народа. Разумеется, разные учебники и разные авторы по-разному трактуют отдельные концептуальные положения серии (например, средневековая история более подходит под историю народа, а история XVI-XVIII вв. - это скорее история Казанского края). Тем не менее, подготовленная серия создает свою историко-политическую и учебно-педагогическую реальность, которая вступает в противоречие с общефедеральными учебными программами, поскольку трактовка ключевых проблем истории татарского народа недвусмысленно противоречит российским учебникам»33.

Е. М. Шувалова, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель школы РТ, ученица и коллега К. Р. Синицыной по кафедре истории СССР, отечественной истории, истории России Казанского государственного педагогического

института/университета: «По роду своей деятельности мне часто приходится встречаться с учителями, и все, кто были ее учениками, на всю жизнь сохранили внутреннюю дисциплинированность, целеустремленность, те качества, которые настойчиво прививала им Клара Романовна. Она работала увлеченно, отличалась неимоверной тщательностью в изучении фактического материала, дотошностью и точностью в деталях, широтой и масштабностью выводов и обобщений, что позволяло ей овладеть трудным искусством"объемного видения истории". Клара Романовна была крупной фигурой в нашем образовании: мы студенты ее уважали, цитировали ее слова и копировали ее манеры. Более трех десятилетий мы рассказываем историю под ее влиянием»34.

О. Л. Малышева, кандидат исторических наук, доцент, ученица и коллега К. Р. Синицыной по кафедре истории СССР, отечественной истории, истории России Казанского государственного педагогического института/университета: «Она прожила эту жизнь взахлеб. Торопилась, будто знала, что отведено ей на этой земле не так уж много времени. Торопилась, но никогда не забывала о достоинстве и ответственности. Она была требовательна. Иногда казалось, что слишком. Но видели, как требовательна к себе и понимали, что по-другому не умеет. Рядом с ней казалось, что по-другому нельзя. Уже тогда, когда болезнь не просто подкралась, а била во все колокола, она сидела в архивах и документы открывали свои тайны, а Время в благодарность пускало в свое прошлое. Историк, мой педагог, коллега - Клара Романовна Синицына ушла из жизни в 1997 году. А память все ярче рисует ее облик: научные работы учат профессионализму; ее судьба высокому качеству преодоления жизненных трудностей и благодарности жизни за то, что она просто есть»35.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Историческое краеведение в Татарстане: Материалы республиканской научной конференции (20-21 декабря 2002 года). К 70-летию со дня рождения К. Р. Синицыной (19321997 гг.). - Казань: Изд-во Института истории Академии наук Республики Татарстан, 2004. - 253 с.; Прошлое не греет, оно учит: 2012 год памяти Синицыной Клары Романовны. Материалы республиканской научно-практической конференции (11 марта 2008 г.), проведенной к 75-летию со дня рождения К. Р. Синицыной (1932-1997) / Под ред. О. В. Синицына. - Казань: Астория, 2012. - 200 с.

2. Личное дело К. Р. Синицыной // Архив КФУ ф. Р-1487, оп. 39, д. 7335 «а», л. 6.

3. Там же, л. 4.

4. Там же, л. 7.

5. Бобченко Т. С., Гарзавина А. В., Синицына К. Р. Казань: Путеводитель. - Казань: Таткнигоиз-дат,1970. - 208 с.

6. Синицына К. Р. О Мидхате Каримовиче // Памяти М. К. Мухарямова. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНТ, 1995. - С. 53.

7. Синицына К. Р. Казанский музейный вестник. 1920-1924 гг. - Казань, 1963. - С. 25-26.

8. Создание исторических музеев в Казани // Учение записки КГПИ. - Казань, 1965.

9. Роль научных и краеведческих обществ в музейном строительстве в Татарии в 20-х - начале 30-х годов // Из истории Татарии. Сб. научн. работ Госмузея Татарской АССР. Вып. 2. - Казань, 1966; Музей пролетарской революции в Казани // Из истории Татарии. Сб. научн. работ Госмузея Татарской АССР. Вып. 2. - Казань, 1966.

10. Синицына К. Р. О Мидхате Каримовиче... - С. 54.

11. Стенограмм заседания диссертационного совета по присуждению ученых степеней по историческим и филологическим наукам Казанского государственного университета от 26 ноября 1970 г. // Из семейного архива К. Р. Синицыной.

12. Назипова Г. Р. Историк музейного строительства в Татарстане // Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. - Казань: «Кагап-Казань», 2002. - С. 7-8.

13. Личное дело К. Р. Синицыной // Архив КФУ, л. 8.

14. Муньков Н. П. Более полувека в Казанском педагогическом университете (страницы памяти) // Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов и материалов памяти Николая Петровича Мунькова / Составитель и автор предисловия Г. М. Мустафина; под ред. Г. М. Му-стафиной, Р. Ш. Нигматуллина, О. В. Синицына. - Казань: ООО «Астор и Я», 2016. - С. 39.

15. Мустафина Г. М. Вступительное слово зав. кафедрой истории России КГПУ Г. М. Муста-финой / / Историческое краеведение в Татарстане: Материалы республиканской научной конференции (20-21 декабря 2002 года). К 70-летию со дня рождения К. Р. Синицыной (19321997 гг.). - Казань: Изд-во Института истории Академии наук Республики Татарстан, 2004. -С. 6.

16. Школьный музей: (Задачи, организация, основные формы работы): Метод. пособие для учителей, студентов пединститутов и педучилищ / И. М. Абдрашитова, К. Р. Синицына; М-во просвещения РСФСР. Казан. гос. пединститут. - Казань, 1973. - 63 с.

17. Синицына К. Р. Историческое краеведение. Учебное пособие. - Казань, 1983. - С. 8.

18. Там же. - С. 120.

19. Речники Татарии / Л. Н. Фурер, Г. М. Лукьянов, К. Р. Синицына; Казан. гос. пед. ин-т. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. - 255 с.

20. Автомобильный транспорт Татарии: (Страницы истории автомоб. трансп. общ. пользования) / К. Р. Синицына, М. З. Тутаев, А. Н. Ахметов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. - 285 с.

21. Республика Татарстан: памятники истории и культуры: Каталог-справочник / Сост. Ю. И. Смыков и др. - Казань: Эйдос, 1993. - 453 с. (статьи, написанные по материалам К. Р. Синицыной см.: С. 9, 261-263, 287-291).

22. Кузьмин В. В., Синицына К. Р., Фахрутдинов Р. Г. История Татарской АССР: Учеб. пособие для учащихся сред. шк. / В. В. Кузьмин, К. Р. Синицына, Р. Г. Фахрутдинов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. - 160 с.; Кузьмин В. В., Синицына К. Р., Фахрутдинов Р. Г. История Татарской АССР: Учеб. пособие для учащихся сред. шк. / В. В. Кузьмин, К. Р. Синицына, Р. Г. Фахрутдинов; Под ред. В. В. Кузьмина. - 2-е изд., испр. и доп. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - 174 с.

23. Синицына К. Р. История Татарстана и татарского народа: Учеб. пособие для сред. общеоб-разоват. школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 1995. - 176 с.

24. Архив КФУ ф. Р-1487, оп. 39, д. 7335 «а», л. 93.

25. Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов... - С. 39.

26. Прошлое не греет, оно учит... - С. 11.

27. Назипова Г. Р. Указ. соч. - С. 6.

28. Историческое краеведение в Татарстане... - С. 186-187.

29. Казанские истории. - 2002. - № 25. - С. 2.

30. Там же.

31. Историческое краеведение в Татарстане... - С. 8.

32. Прошлое не греет, оно учит... - С. 12, 15.

33. Измайлов И. Л. Дилемма национальной истории в федеративной стране: государственность и этичность // Казанский федералист. - № 2. - 2002. - С. 70.

34. Проблемы археологии и истории Татарстана. - Вып. 3 / Отв. ред. и сост. проф. Ф. Ш. Ху-зин. - Казань, 2012. - С. 241.

35. Прошлое не греет, оно учит... - С 15, 16.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лужина Е. Синицына Клара Романовна, педагог // Казанские истории. - 2002. - № 25. Электронный ресурс. Режим доступа: https://history-kazan.ru/777-159 (дата обращения: 22.04.2022).

Синицын О. В. К 75-летию со дня рождения К. Р. Синицыной // Музейный вестник ТГГПУ - Вып. 4. - Казань, 2007. - С. 52-58.

Синицына Клара Романовна // Буинская энциклопедия / Науч. ред. А. С. Бушуев, И. Р. Миннуллин, Р. Р. Салихов. - Казань: Идел-Пресс, 2010. - С. 297.

Синицына К. Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. - Казань: «Кагап-Казань», 2002. - 280 с.

Школьный учебник истории: концептуальные и научно-методические проблемы / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня

рождения Е. И. Устюжанина и 80-летию со дня рождения К. Р. Синицыной. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - 200 с.

Шувалова Е. М. Слово об учителе: Памяти Клары Романовна Синицыной (к 80-летию со дня рождения) // Проблемы археологии и истории Татарстана. - Вып. 3 / Отв. ред. и сост. проф. Ф. Ш. Хузин. - Казань, 2012. - С. 238-241.

References

Luzhina E. Sinitsyna Klara Romanovna,pedagog [Sinitzyna Klara Romanovna, the teacher]. IN: Kazan stories [Kazanskie istorii], 2002, no. 25. On-line. Available at: history-kazan.ru/777-159 (date of access: 04.22.2022).

Sinitsyn O. V. K 75-letiyu so dnya rozhdeniya K. R. Sinitsynoi [To the 75th anniversary of the birth of K. R. Sinitzyna]. IN: Museum Bulletin of the TSHPU [Muzeinyi vestnik TGGPU]. Issue. 4. Kazan, 2007, рр. 52-58.

Sinitsyna Klara Romanovna. IN: Buinskaya encyclopedia. Nauch. red. A. S. Bushuev, I. R. Minnullin, R. R. Salikhov [Bushuev A. S., Minnullin I. R., Salikhov R. R. (scientific. ed.). The Buin encyclopedia]. Kazan: Idel-Press publ., 2010, p. 297.

Sinitsyna K. R. Polveka muzeev Kazani i Tatarii. Ocherki istorii 1917-1967 godov [Half a century of museums in Kazan and Tataria. Essays on the history of 1917-1967]. Kazan: "Kazan-Kazan" publ., 2002, 280 p.

Shkolnyi uchebnik istorii: kontseptualnye i nauchno-metodicheskieproblemy /Materialy Vserossiis-koi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 110-letiyu so dnya rozhdeniya E. I. Ustyuzhani-na i 80-letiyu so dnya rozhdeniya K. R. Sinitsynoi [School history textbook: conceptual and scientific and methodological problems. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of E. I. Ustyuzhanin and the 80th anniversary of the birth of K. R. Sinitzyna]. Kazan: Publishing House "Fatherland", 2013, 200 p.

Shuvalova E.M. Slovo ob uchitele: Pamyati Klary Romanovna Sinitsynoi (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya) [A word about the teacher: In memory of Klara Romanovna Sinitzyna (on her 80th birthday)]. IN: Problemy arkheologii i istorii Tatarstana. Vyp. 3. Otv. red. i sost. prof. F. Sh. Khuzin [Prof. Khuzin F. Sh. (ed. and comp.) Problems of archeology and history of Tatarstan. Issue 3]. Kazan, 2012. рр. 238-241.

Сведения об авторах

Синицын Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор Института международных отношений Казанского федерального университета, e-mail olvsin@yandex.ru

Синицын Владимир Олегович, кандидат исторических наук, e-mail: vosin86@gmail.com

About the authors

Oleg V. Sinitsyn, Doctor of Historical Sciences, Professor at Institute of International Relations, Kazan Federal University, e-mail: olvsin@yandex.ru

Vladimir O. Sinitsyn, Candidate of Historical Sciences, e-mail: vosin86@gmail.com В редакцию статья поступила 25.08.2022, опубликована:

Синицын О. В., Синицын В. О. Научно-методическое наследие по истории Республики Татарстан К. Р. Синицыной (к 90-летию со дня рождения) // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. -2022. - № 4. - C. 146-156.

Submitted on 25.08.2022, published:

Sinitsyn O. V., Sinitsyn V. O. Nauchno-metodicheskoe nasledie po istorii Respubliki Tatarstan K. R. Sinitsynoy (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya) [Scientific and methodical heritage of K. R. Sinitsyna on the history the Republic of Tatarstan (dedicated to the 90th anniversary of her birth)]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 4, pp. 146-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.