________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__________
2011 Культурология и искусствоведение № 2
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В.Е. Буденкова, О.А. Жеравина, Е.Н. Савельева НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ»
10-11 мая 2011 г. в Институте искусств и культуры Томского государственного университета (ИИК) состоялся традиционный научно-методический семинар «Интегративные исследования культуры». Семинар был посвящен памяти основателя и первого директора ИИК Юрия Владимировича Петрова.
Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы НИУ по направлению «Социально-гуманитарные знания и технологии в модернизации экономики и социальной сферы» (ПНР 5) и проектов НОЦ, работающих на базе ИИК, «Культура как предмет междисциплинарных исследований» и «Музей и культурное наследие». На семинаре обсуждался круг вопросов, касающихся междисциплинарного характера культурологического знания, особенностей культурных и художественных практик в эпоху глобализации, роли культурного наследия в условиях модернизации, эффективного менеджмента в сфере культуры. Актуальность тематики семинара обусловлена, с одной стороны, возрастанием роли междисциплинарных исследований культурологического знания в современной культуре, с другой - необходимостью формирования стратегии культурного развития страны и разработки механизмов реализации культурной политики в современных условиях.
Как уже было отмечено, семинар носит традиционный характер, проводится один раз в два года и является своего рода продолжением и подготовкой международных конференций «Культура как предмет междисциплинарных исследований».
В этом году в семинаре приняли участие почетные гости - доктора философских наук, профессора Новосибирской консерватории Е. Г. Гуренко и Г. И. Гильбурт, которых с Ю. В. Петровым связывали давние профессиональные и личные отношения.
Открыл семинар исполняющий обязанности директора ИИК, доктор исторических наук, профессор Э. И. Черняк.
На пленарном заседании было представлено три доклада. В. Е. Буденкова, и.о. зав. кафедрой теории и истории культуры, в докладе «Ю. В. Петров -ученый и организатор» охарактеризовала деятельность Ю. В. Петрова на посту директора ИИК, подчеркнув неразрывную связь его научноисследовательской, педагогической и организаторской работы. На основе анализа трудов Ю. В. Петрова было показано, что внутренняя устремленность к «абсолюту», к Духу, предопределившая интерес Юрия Владимировича к философии культуры, философской антропологии, проблематике ценностной, нашла свое практическое выражение в создании Института искусств и культуры ТГУ. Говоря о месте и роли ИИК в классическом универ-
ситете, Ю. В. Петров подчеркивал, что «его объективное назначение состоит в синтезе идеи культуры на уровне сегодняшнего времени, и этот синтез осуществляется через общекультурные компетенции, формируемые в процессе преподавания обязательных и дополнительных курсов по культурологии на факультетах университета». По мнению автора доклада, последняя работа «Антропологические основания исторической семиотики», увидевшая свет уже после ухода Ю. В. Петрова, как нельзя лучше отражает интегративный характер его философских исканий, междисциплинарность мышления, подтверждая приверженность «вечным» вопросам человеческого бытия и демонстрируя удивительную современность его позиции как ученого и организатора культурологического образования.
В выступлении М. З. Этштейн «Per aspera ad astra» был представлен портрет Юрия Владимировича как личности. Человек, которому довелось жить и работать в непростое время перемен, сохранил верность своим идеалам, не изменил принципам, продолжая делать «что должно». Биографическая статья, посвященная памяти Ю. В. Петрова, на материале которой был сделан доклад, опубликована в № 1 нашего журнала.
Доклад профессора Л. А. Коробейниковой «Культура в глобализирующемся мире» был посвящен анализу влияния на культуру процесса глобализации. Автором выделены два подхода к этому феномену, сформировавшиеся в современной гуманитаристике, - универсалистский и мультикультур-ный и проведен сравнительный анализ концепций глобализации, показывающий объективность данного процесса и позволяющий выявить его позитивные и негативные стороны. Как было показано в докладе, глобализация определяет основные тенденции в развитии современной культуры: стремление к сохранению национально-культурной идентичности, поиск общей стратегии выживания человечества, актуальность межкультурного диалога и культурного сотрудничества в разных областях.
Воспоминаниями о Ю. В. Петрове поделились профессора Е. Г. Гуренко и Г. И. Г ильбурт.
Работа семинара проходила по двум секциям - «Культура в эпоху глобализации: актуальность междисциплинарного дискурса» и «Библиотека в пространстве культуры: история и современность», в рамках которых было заслушано 12 докладов.
В материалах секции «Культура в эпоху глобализации: актуальность междисциплинарного дискурса» (сопредседатели В. Е. Буденкова, Е. Н. Савельева) нашел отражение широкий спектр проблем и тем.
Открыл работу секции доклад Е. Л. Сайко «Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции», в котором была представлена роль СМИ в современной культуре и проанализированы механизмы их воздействия на аудиторию. По мнению автора, в условиях массовизации и глобализации культуры наиболее востребованной становится негативная тематика: конфликты, кризисы, катастрофы, что находит свое выражение в актуализации «фактора страха». Воздействие на эмоциональную сферу человека и создание ощущения опасности, угрозы осуществляется с помощью «утверждения повестки» и формирования фреймов, т. е. рамок интерпретации, задающих угол зрения зрителя, слушателя, читателя на то или иное событие. Использование
подобных механизмов становится неотъемлемой чертой современной международной журналистики, но, как показывает исследование Е. Л. Сайко, они могут использоваться и для формирования позитивной картины мира, способствовать взаимопониманию и толерантности в отношениях между странами.
Тему коммуникативных процессов на фоне глобализации продолжил доклад О. В. Одеговой «Многоликость персональной и этнокультурной идентичности в условиях глобализации культуры». Проблема, рассмотренная в докладе, касается обострения проблем персональной и этнонацио-нальной идентичности на фоне интеграционных и коммуникативных процессов глобализации. Были выделены ее доминирующие векторы: интегрирующий, дифференцирующий и нивелирующий - и проанализированы основные типы глобальных идентичностей в постсовременном этосе. Автор вводит понятие персональной идентичности как реакции на трансформацию идентичности в разных культурах под влиянием американского имиджа и прогнозирует дальнейшее сокращение этнокультурного разнообразия под влиянием глобализации.
Доклады Е. Л. Сайко и О. В. Одеговой вызвали большой интерес слушателей и плодотворную дискуссию.
Тема глобализации нашла отражение и в докладе И. А. Васильевой «Значение денег в эпоху глобализации». Как подчеркивает автор, в современной массовой культуре с разными ценностными доминантами единственной универсальной логикой выступают деньги, с помощью которых можно проинтерпретировать поступки людей и культуру в целом. Культура уже не опирается на идеологический или религиозный дискурс. В безличной массовой культуре постепенно обезличиваются и деньги, превращаясь в чистое количество. Рационализация жизни не мешает нам говорить о продолжении процесса мифологизации денег, пронизывающих все стороны жизни и превращающихся в культурную универсалию. Это дает автору основания утверждать, что деньги стали самостоятельной ценностью, духовным бытием современной культуры.
Не менее актуальной стала тема культурной политики в условиях глобализации. Так, например, доклад Е. С. Букиной «Стратегия государственной политики РФ в области культуры: региональный аспект» был посвящен вопросам формирования стратегических приоритетов культурной политики в современной России. В качестве инновационной тенденции политики государства представлена попытка модернизации сферы культуры в регионах страны, осуществление которой предполагается путем выработки стратегических программ развития. Сравнительный анализ стратегий развития культуры городов Сибирского и Приволжского федерального округов показал необходимость подобного долгосрочного планирования, способствующего возрождению и благополучию локальных и «местных» культур, выравниванию социальной среды, а также интеграции регионов в процесс общегосударственного развития.
В докладе А. Н. Кухаренко «Национальные меньшинства в глобальном пространстве современности» был очерчен круг задач, решение которых позволит продуктивно строить национальную политику в современном муль-тикультурном пространстве. На основе систематизации и анализа подходов в
изучении социально-политического насилия и дискриминации выявлены позитивные тенденции в сфере формирования механизмов защиты национальных меньшинств. Предложенная слушателям историческая ретроспектива процесса институализации прав народов России была нацелена на выявление истоков современных этнических проблем. Особым предметом исследовательского интереса автора являлись вопросы, регламентирующие правовой статус меньшинств на международном и региональном уровнях и определяющие условия межкультурного диалога.
В докладе А. В. Боковой «Современные проблемы формирования и реализации региональной культурной политики» был сделан акцент на том, что культура представляет собой ресурс, необходимый для формирования современного человека, ценностные установки которого коррелятивны постиндустриальным тенденциям развития общества. На обсуждение была вынесена авторская разработка механизмов реализации региональной культурной политики в условиях сокращения государственного финансирования, экономических реформ и современной социальной политики государства, приведены обоснования роли культуры и культурной деятельности в развитии инновационного потенциала региона.
В работе секции и обсуждении докладов приняли активное участие доценты кафедры теории и истории культуры Е. В. Барнашова, Т. А. Зайцева, Е. П. Тихонова, профессор Л. А. Коробейникова, старший преподаватель А. Ф. Кошляк, студенты О. Рудковский, И. Сакулин.
В рамках семинара состоялось выступление доктора философских наук, заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е. Г. Гуренко, ведущего специалиста в области эстетики и философии музыки, с лекцией на тему «Бытийный статус музыкального произведения и эстетика исполнительского искусства». Слушателям была представлена авторская концепция бытийного статуса музыкального произведения с позиции критики феноменологического подхода, а также в свете сопоставления разных способов бытования произведений искусств (статичных и динамичных). Особый акцент был сделан на многовариантности форм художественных ценностей такого вида «динамичных» искусств, как музыкальное произведение, не прикрепленное к какому-либо пространству, не существующее как единичный предмет и обретающее свою актуальность исключительно в исполнении. Отсутствие предметно-физической завершённости музыкального произведения на уровне его первичной основы определяет правомерность разнообразия и богатство исполнительских вариантов. Таким образом, моделью существования данного вида искусства является диалектическая взаимосвязь бытия-возможности (авторский текст) и бытия-действительности (исполнение).
Секция «Библиотека в пространстве культуры: история и современность» была организована и проведена кафедрой библиотечно-информационной деятельности под руководством заведующей кафедрой О. А. Жера-виной в рамках проекта «Библиотеки в культуре Томской области», поддержанного в 2011 г. грантом РГНФ. Работа секции была задумана как отчет о проделанной кафедрой работе на первом этапе реализации заявленного исследовательского проекта. За пятилетний срок существования кафедры, созданной по инициативе первого директора Института искусств и культуры
ТГУ Ю. В. Петрова и при поддержке проректора по учебной работе А. С. Ре-вушкина, сложилось основное научное направление кафедральных исследований - библиотековедческое в его самом широком понимании - от исследования проблем развития библиотек и библиотечного дела в России и за рубежом до изучения развития электронного информационного пространства, трансформации профессии библиотекаря и современных информационных потребностей читателя. Подобная широта в подходе к библиотековедческим исследованиям и имеющийся научный задел позволили кафедре приступить к осуществлению поставленной ею задачи создания обобщающей и вместе с тем детализированной картины библиотечного дела в социокультурном пространстве Томской области. Некоторые результаты исследований, проводимых в целях реализации поставленной задачи, и были отражены в прочитанных на секции докладах.
Видовое многообразие библиотек города и области было представлено тремя блоками - Научная библиотека ТГУ, школьные библиотеки города и области, библиотеки Томской епархии. Доклады, посвященные НБ ТГУ, касались широкого спектра исследовательских проблем, связанных с этим уникальным феноменом не только региональной, но и отечественной истории и культуры в целом.
Так, в совместном докладе заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности О. А. Жеравиной и заведующей отделом рукописей и книжных памятников НБ ТГУ Г. И. Колосовой видовая идентификация знаменитого библиотечного учреждения была рассмотрена сквозь призму современной теории исследовательской библиотеки, а также на основании анализа подхода к формированию первоначального фонда НБ ТГУ. А. А. Толсто-ва обратилась к проблеме роли личности в истории становления и развития библиотеки, представив историю жизни и деятельности ученого, библиотекаря, первого директора библиотеки Томского университета С. К. Кузнецова. Изучением фонда памятников и редких книг НБ ТГУ с большим интересом занимается студентка 4 курса В. Ботова. В своем докладе она поставила ряд исследовательских задач, связанных с изучением коллекции литографированных портретов работы Г. Гиппиуса, находящейся в собрании родовой библиотеки Строгановых.
Малоизученной пока проблематике бытования школьных библиотек города и области были посвящены два доклада. Е. А. Масяйкина проанализировала сайты школ трех районов области на предмет отражения на них информации о деятельности библиотек учебного учреждения. Полученные в результате исследования сведения позволили проанализировать структуру и состав фондов школьных библиотек, разнообразие форм массовой и справочно-библиографической работы с читателями, кадровый состав и проблемы развития библиотек сельских школ. Аналогичный источник - сайт образовательного учреждения - был использован А. А. Ляпковой, рассмотревшей в представленном ею докладе особенности функционирования библиотек гимназий г. Томска. Основное внимание докладчицей было уделено таким вопросам, как нормативная документация, отчетность, положение в структуре гимназии, соотнесенность деятельности библиотеки с планами развития муниципального образовательного учреждения.
Конфессиональные библиотеки области были представлены православными библиотеками Томской епархии в докладе К. А. Кузоро. На основании анализа архивных документов, а также материалов периодической печати автору доклада удалось установить численность библиотечных фондов, особенности их состава. На примере деятельности наиболее крупных епархиальных библиотек в докладе показан их вклад в культурное развитие региона.
Все шесть докладов, прочитанных на заседании секции, вызвали живой интерес, о чем свидетельствует немалое число вопросов и заинтересованное обсуждение. При этом принципиально важным для организаторов работы секции было участие в ней студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Приглашение студентов к участию в совместной работе в рамках научного семинара рассматривается кафедрой как один из способов вовлечения студентов в проблематику осуществляемого научного проекта. Успешной реализации этой задачи служит создаваемая в процессе работы атмосфера, характер которой отражен в формуле «Студент и преподаватель - коллеги». Сотрудничество поколений, продемонстрированное в ходе работы секции, является одним из основных принципов организации научно-исследовательского процесса на кафедре.
Отметим, что в работе секции приняли участие 18 студентов Г-ГУ курсов. Доклады, прочитанные преподавателями кафедры, стали не только отчетом о проделанной по гранту научной работе, но и одновременно своего рода приглашением познакомиться с исследовательской проблематикой и творческой лабораторией кафедры. По признанию самих студентов, было непривычно и вместе с тем увлекательно задавать вопросы докладчикам, в роли которых выступали их преподаватели, интересоваться задачами и перспективами проводимых исследований. Выступление с докладом студентки IV курса, работающей по проблематике проекта, укрепило идею активного участия студентов кафедры в реализации проекта, поддержанного РГНФ. Одним из важных результатов работы секции стало утверждение наметившихся студенческих творческих групп по изучению библиотечной проблематики Томской области.
В семинаре приняли заочное участие ученые Томска - Е. Н. Кириленко, Т. В. Мещерякова (СибГМУ), С. В. Пирогов (ТГУ) и наши коллеги из Мордовского государственного университета Н. И. Воронина, Н. Л. Новикова, И. В. Тремаскина. Тексты их статей представлены в материалах этого номера и будут опубликованы в следующем выпуске журнала.
Следующая сессия семинара состоится в мае 2013 г.