Научная статья на тему 'Научно-методические подходы оценки современного состояния транспорта региона'

Научно-методические подходы оценки современного состояния транспорта региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / REPUBLIC OF SAKHA / TRANSPORT / TRANSPORT NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А.

Транспорт региона обеспечивает комфортные условия проживания на Севере путем бесперебойного снабжения важнейших отраслей экономики, а именно предприятий горнодобывающей промышленности и др. Транспортная сеть республики Саха обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, а также служит материальной базой для социально-экономического развития региона. Транспорт в республике Саха важнейшая составляющая экономики региона и всего северо-востока Российской Федерации, обеспечивающий перемещение стратегически важных грузов, товаров и людей, играет значимую роль в обеспечении «северного завоза» (обеспечиваемые государством РФ поставки основных товаров в районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Европейской части России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF TRANSPORT IN THE REGION

Transport in the Republic of Sakha is an important component of the economy of the region and the North-East of the Russian Federation to ensure that the movement of strategically important goods, goods and people plays a significant role in ensuring the «Northern delivery» (provided by the government of the Russian Federation supply of essential commodities in the far North, Siberia, the Far East, the European part of Russia). Transport of the region provides comfortable accommodation in the North by the continuous supply of the most important industries, namely the mining industry and etc. The transport network of the Republic of Sakha meets the needs of the economy and population in transportation, and also serves as a resource base for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы оценки современного состояния транспорта региона»

УДК 338.1

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТА РЕГИОНА

Подхалюзина В.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Дрейцен М.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет» (МАДИ)

Транспорт региона обеспечивает комфортные условия проживания на Севере путем бесперебойного снабжения важнейших отраслей экономики, а именно предприятий горнодобывающей промышленности и др. Транспортная сеть республики Саха обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, а также служит материальной базой для социально-экономического развития региона. Транспорт в республике Саха - важнейшая составляющая экономики региона и всего северо-востока Российской Федерации, обеспечивающий перемещение стратегически важных грузов, товаров и людей, играет значимую роль в обеспечении «северного завоза» (обеспечиваемые государством РФ поставки основных товаров в районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Европейской части России).

Ключевые слова: республика Саха, транспорт, транспортная сеть.

SCIENTIFIC-METHODICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF TRANSPORT IN THE REGION

Podhalyuzina V., Ph.D., assоciate professor, Road transport Economy chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI)

Dreytsen M., Ph.D., assоciate professor, Road transport Economy chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction University»

(MADI)

Transport in the Republic of Sakha is an important component of the economy of the region and the North-East of the Russian Federation to ensure that the movement of strategically important goods, goods and people plays a significant role in ensuring the «Northern delivery» (provided by the government of the Russian Federation supply of essential commodities in the far North, Siberia, the Far East, the European part of Russia). Transport of the region provides comfortable accommodation in the North by the continuous supply of the most important industries, namely the mining industry and etc. The transport network of the Republic of Sakha meets the needs of the economy and population in transportation, and also serves as a resource base for socio-economic development of the region.

Keywords: The Republic of Sakha, transport, transport network.

Для представления деятельности транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) обратимся к данным за 2016 год. (см. табл. 1) Таблица 1 - Грузооборот по видам транспорта в 2016 г.

Вид транспорта Перевезено грузов, млн. т. Грузооборот, млн. т.-км

Транспорт в целом в том числе: 33,2 5146,1

Железнодорожный 4,0 519,8

Автомобильный 26,4 2304,1

Водный 2,7 2248,9

Воздушный 0,02 73,3

Источник: составлено автором по данным Министерства транспорта Республики Саха.

По данным табл. 1, можно сделать следующие выводы:

• максимальное количество грузов в 2016 году было перевезено автомобильным транспортом (26,4 млн.т.), минимальное - воздушным транспортом (0,02);

• максимальный показатель грузооборота в 2016 году у автомобильного транспорта (2,3 млрд.-км.), минимальный - у воздушного (73,3 млн.км.).

Пассажирооборот по видам транспорта рассмотрен в табл. 2. Таблица 2 - Пассажирооборот по видам транспорта в 2016 г.

Вид транспорта Перевезено пассажиров, тыс. чел. Пассажирооборот, млн. пасс-км

Транспорт в целом в том числе: 97829,5 3515,2

Железнодорожный 74,9 34,4

Автомобильный 96194,6 483,6

Водный 337,4 24,7

Воздушный 1222,6 2972,5

Источник: составлено автором по данным Министерства транспорта Республики Саха.

Рассмотрим подробнее деятельности отдельных видов транспорта, а именно: автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта.

Для представления деятельности автомобильного транспорта в

Республике Саха обратимся к данным по грузо- и пассажиропере-возкам в 2016 г. (см. табл. 3)

Таблица 1.3 - Автомобильный транспорт региона в 2015 и 2016 гг.

2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г. в %

Перевезено грузов, млн. тонн 26,0 26,4 101,5

Грузооборот, млн. т-км. 2280,4 2304,1 101,03

Перевезено пассажиров, тыс. чел 92613,4 96194,6 103,9

Пассажирооборот, млн. пасс-км. 463,8 483,6 104,3

Источник: составлено автором по данным Министерства транспорта Республики Саха.

По данным, представленным в табл. 3, можно заключить, что:

• произошло увеличение перевозок автомобильным транспортом в 2016 по сравнению с 2015 годом;

• в 2016 году было перевезено грузов на 0,4 млн. тонн больше, чем в 2015 году, т.е. увеличение составило 1,5 %;

• грузооборот автомобильного транспорта в 2016 году увеличился на 23,7 млн. т-км по сравнению с 2015 годом, увеличение составило 1,03%;

• перевозки пассажиров в 2016 году увеличились на 3581,2 тыс. человек, что на 3,9% больше, чем в 2015 году;

• пассажирооборот в 2016 году увеличился на 19,8 млн. пасс-км, что на 4,3 % выше, чем в 2015 году.

Для представления деятельности автомобильного транспорта в начале 2017 года рассмотрим следующие данные (см. табл. 4).

Таблица 4 - Деятельность автомобильного транспорта в январе 2017 г.

Январь 2017 Январь 2016 Январь 2017 к январю 2016, в %

Перевезено грузов, тыс. тонн 870,5 1001,6 86,9

Грузооборот, тыс. т-км. 133249,1 159124,1 83,7

Перевезено пассажиров, тыс. чел 7934,0 7476,8 106,1

Пассажирооборот, млн. пасс-км. 38286,9 36851,9 103,9

Источник: рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха.

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать следующие выводы:

• по отношению к январю 2016 года перевозки грузов сократились на 13,1%;

• грузооборот автомобильного транспорта снизился, уменьшение составляет 16,3%;

• перевозка пассажиров автомобильного транспорта в январе 2017 года возросла по сравнению с январем 2016 года на 457,2 тыс. пасс-км, т.е. увеличение составило 6,1%;

• по сравнению с аналогичными периодами 2016 года пассажи-рооборот в январе увеличился на 3,9%.

Рассмотрим итоги деятельности железнодорожного транспорта в Республике Саха (Якутия) за 2016 год. (см. табл. 5)

Таблица 5 - Деятельность железнодорожного транспорта в 2016 г.

2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г. в %

Перевезено грузов, млн. тонн 3,0 4,0 133,3

Грузооборот, млн. т-км. 410,2 519,8 126,7

Перевезено пассажиров, тыс. чел. 75,6 74,9 99,07

Пассажирооборот, млн. пасс-км. 22,9 34,4 150,2

Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха

Исходя из данных, представленных в табл. 5, можно сделать следующие выводы:

• основная доля перевозок железнодорожного транспорта приходится на грузовые перевозки;

• объем перевезенного груза в 2016 году увеличился на 1 млн. тонн;

• грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 году увеличился на 109,6 млн. т-км, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом составляет 26,7%;

• перевозки пассажиров сократились в 2016 году на 0,7 тыс. человек, что на 0,93 % меньше, чем в 2015 году;

• пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2016 году увеличился на 11,5 млн. пасс-км, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом составляет 50,2%.

Далее рассмотрим итоги деятельности воздушного транспорта в Республике Саха за 2016 год (см. табл. 6). Таблица 6 - Деятельность воздушного транспорта в 2016 г.

2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г. в %

Перевезено грузов, млн. тонн 0,02 0,02 100

Грузооборот, млн. т-км. 70,0 73,3 104,7

Перевезено пассажиров, тыс. чел 1098,3 1222,6 111,3

Пассажирооборот, млн. пасс-км. 2589,6 2972,5 114,8

Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха

Исходя из данных, представленных в табл. 6, можно сделать следующие выводы:

• объем перевезенного груза в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменился;

• грузооборот воздушного транспорта в 2016 году увеличился на 3,3 млн. т-км, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом составляет 4,7%;

• перевозки пассажиров увеличились в 2016 году на 124,3 тыс. человек, что на 11,3 % больше, чем в 2015 году;

• пассажирооборот воздушного транспорта в 2016 году увеличился на 382,9 млн. пасс-км, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом составляет 14,8%.

Рассмотрим итоги деятельности водного транспорта в Республике Саха в 2016 году (см. табл. 7).

Таблица 7 - Деятельность водного транспорта в 2016 г.

2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г. в %

Перевезено грузов, млн. тонн 2,7 2,7 100

Грузооборот, млн. т-км. 2484,1 2248,9 90,5

Перевезено пассажиров, тыс. чел 310,4 337,4 108,7

Пассажирооборот, млн. пасс-км. 22,3 24,7 110,8

Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха

Исходя из данных, представленных в табл. 7, можно сделать следующие выводы:

• объем перевезенного груза в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменился;

• грузооборот водного транспорта в 2016 году уменьшился на 235,2 млн. т-км, т.е. уменьшение по сравнению с 2015 годом составляет 9,5%;

• перевозки пассажиров увеличились в 2016 году на 27 тыс. человек, что на 8,7 % больше, чем в 2015 году;

• пассажирооборот воздушного транспорта в 2016 году увеличился на 2,4 млн. пасс-км, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом составляет 10,8%.

Таким образом, в результате проведенных исследований приходим к следующим результатам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Максимальное количество грузов и пассажиров в 2016 году было перевезено автомобильным транспортом, минимальное количество грузов перевезено воздушным транспортом, пассажиров - водным;

2. Произошло увеличение перевозок автомобильным транспортом в 2016 по сравнению с 2015 годом;

3. Перевозка пассажиров автомобильного транспорта в январе 2017 года возросла по сравнению с январем 2016 года на 6,1%;

4. Перевозки пассажиров сократились в 2016 году на 0,93 %, по сравнению с 2015 годом;

5. Перевозки пассажиров сократились в 2016 году на 0,7 тыс. человек по сравнению с 2015 годом;

6. Перевозки пассажиров увеличились в 2016 году на 27 тыс. человек, что на 8,7 % больше, чем в 2015 году.

Литература:

1. Дрейцен М.А. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Транспортное дело России. 2014. №1.

2. Дрейцен М.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Транспортное дело России. 2017. №1.

3. Основные показатели работы транспортного комплекса // Министерство транспорта Республики Саха (Якутия) URL: https:// mintrans.sakha.gov.ru/Plani-i-pokazateli/pokazateli-dejatelnosti-mimnisterstva/statistika.

4. Основные показатели транспорта // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) URL: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/ enterprises/transport/.

5. Отчет о деятельности компании «Железные дороги Якутии» URL: http://www.rw-y.ru/index.php/information.html.

6. Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) URL: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/sakha/ru/statistics/enterprises/transport/Pierievozki-ghruzov-i-passazhirov-avtomobilnym-transportom.

7. Подхалюзина В.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. М.: Издательские решения, 2016.

8. Подхалюзина В.А. Макроэкономическое регулирование. М.: Издательские решения, 2016.

9. Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ РЫНКЕ // Транспортное дело России. 2017. №1.

10. Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ // Транспортное дело России. 2016. №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.