Научно-методические основы территориального планирования Scientific-methodological basis of territorial planning
1,¿f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332: 631 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18077
Васильев Р.В.,
кафедра землеустройства Государственного университета по землеустройству, E-mail: [email protected] Рыбкина А.В.,
кафедра землеустройства Государственного университета по землеустройству, E-mail: [email protected] Краснов Г.А.,
факультет землеустройства Государственного университета по землеустройству Небожин В.В.,
факультет землеустройства Государственного университета по землеустройству Оглоблев И.А.,
факультет землеустройства Государственного университета по землеустройству Гайдаров М.Р.,
факультет землеустройства Государственного университета по землеустройству Аннотация: В статье рассмотрены вопросы территориального планирования при образовании и размещении несельскохозяйственных объектов. Также рассматриваются виды несельскохозяйственных землепользований, их влияние на земли сельскохозяйственного назначения. Также затронуты вопросы цифровых технологий, необходимых при землеустройстве этих объектов.
Summary: The article deals with the issues of territorial planning in the formation and placement of non-agricultural objects. The types of non-agricultural land use and their impact on agricultural land are also considered. The issues of digital technologies necessary for the land management of these objects were also touched upon.
Ключевые слова: территориальное планирование, прогноз, несельскохозяйственное землепользование, размещение несельскохозяйственных объектов, проект землеустройства, цифровое землеустройство.
Keywords: territorial planning, forecast, non-agricultural land use, placement of non-agricultural objects, land management project, digital land management.
Вопросы территориального планирования являются важными, особенно при размещении несельскохозяйственных объектов.
В связи с развитием экономических отношений постоянно возникает необходимость и потребность в предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции промышленных и иных несельскохозяйственных объектов. Расширение земель несельскохозяйственного назначения происходит в значительной мере за счет территорий сельскохозяйственных предприятий и других земель сельскохозяйственного назначения. [48]
Как мы видим, ускоренные темпы строительства жилья, дорог, торговых комплексов и других несельскохозяйственных объектов очень актуальный вопрос, особенно для Москвы и ближайшего Подмосковья. А земли для строительства этих объектов зачастую и приобретаются у сельскохозяйственных предприятий, которые находятся в постоянной зависимости от дефицита материальных ресурсов из за слабого финансирования. Ведь промышленность, к сожалению, в нашем государстве стоит выше сельского хозяйства и по финансированию и по инвестициям. [6]
В Московской области наблюдается интенсивное предоставление земель для расширения населенных пунктов и размещения объектов несельскохозяйственного назначения. В целом по области изъятие земель составило с 1991г. по 1995г. 29,9 тыс. га, т.е. в среднем за год отводилось 6 тыс. га. В настоящий момент эти процессы еще сильнее, примерно в четыре раза.
Вследствие этого для сельскохозяйственного производства имеет огромное значение правильное и обоснованное решение таких вопросов, как размещение и определение площади землепользований несельскохозяйственного назначения с целью экономии продуктивных угодий, уменьшения пагубного воздействия на организацию территории, а также на продуктивность и плодородие прилегающих земель и окружающей среды. Ведь ущерб, который наносится сельскохозяйственному производству
несельскохозяйственными объектами (нарушением земель, загрязнением почв и окружающей среды промышленными отходами и выбросами и др.) может превышать прямые потери от изъятия продуктивных угодий. [6, 7, 9, 12, 14]
Несельскохозяйственные объекты разнообразны. Это предприятия, организации и учреждения несельскохозяйственной сферы, которые используют землю и расположены на земле.
По степени влияния на организацию территории, использования земли, окружающую среду выделяют следующие основные виды несельскохозяйственных землепользований.
1. Небольшие по площади участки, размещение которых не нарушает существующую организацию территории. Влияние на окружающую среду минимально и зависит от характера размещаемого объекта.
2. Большие по площади массивы, которые занимают крупные промышленные и другие предприятия, размещение которых может затрагивать землевладения и землепользования нескольких несельскохозяйственных и иных предприятий. Влияние на окружающую территорию может выражаться в загрязнении земель, водоемов, атмосферы, радиационной опасности, шумах и др.
3. Протяженные участки земли, которые занимаются линейными сооружениями. Занимаемая ими площадь относительно невелика, но они могут серьезно нарушать целостность существующих землевладений, землепользований и организацию территории, так как часто являются трудно преодолимыми преградами.
4. Значительные по площади массивы или участки, занимаемые предприятиями, ведущими добычу полезных ископаемых открытым или подземным способом.
5. Большие земельные массивы, которые занимаются водохранилищами и сооружениями гидроэлектростанций (ГЭС).
Следовательно, землепользования несельскохозяйственных объектов очень разнообразны по своей площади, конфигурации, размещению, влиянию на окружающую среду. Это влияние складывается из влияния размещаемого землепользования на окружающую территорию и из влияния самого объекта на окружающую среду, что может приводить к различного рода загрязнениям (земель, водоемов, воздушного бассейна), заболачиванию и др. [6, 7, 8, 12, 19]
Все это надо тщательно учитывать при разработке проекта создания несельскохозяйственных землепользований на основе применения новых технологий и систем автоматизации.
«Основная цель автоматизации землеустроительной отрасли и создания САЗПР и сопряженных с ней технологий заключается в модернизации всей системы землеустройства и землеустроительного проектирования, основанной на экономически целесообразной и
организационно выверенной технологии последовательной автоматизации всех процессов». [15]
Образование новых землепользований несельскохозяйственного назначения, установление границ земельных участков на местности выполняется на основе межхозяйственного землеустройства, являющегося частью территориального землеустройства.
Организация рационального использования и охраны земли, создание равных территориальных условий для развития всех форм хозяйствования на земле выполняется посредством межхозяйственного землеустройства. Любое внесение изменений в землепользование должно быть научно обоснованным. Несельскохозяйственные землепользования весьма разнообразны по площади, размещению, конфигурации и характеру влияния на окружающую территорию. Это должно тщательно учитываться при землеустроительном проектировании, в ходе которого определяется список мероприятий, которые необходимы для предотвращения или минимизации негативных процессов, связанных с изъятием земли и размещением проектируемого объекта. Также должна учитываться и величина затрат на эти мероприятия. [6, 7, 8, 12, 19]
Основными задачами в ходе образования землепользований несельскохозяйственного назначения являются рациональное перераспределение земель, создание благоприятных территориальных условий размещаемого объекта, а также недопущение необоснованных потерь продукции сельскохозяйственных угодий, охраны земель и окружающей среды. Для рационального и эффективного использования земли требуется устойчивое землепользование, в котором объективно обусловлено сохранение размеров, при этом размещение каждого землепользования осуществляется в неизменных границах в течение длительного времени.
Земли для несельскохозяйственных целей в России предоставляют в соответствии с земельным законодательством - Земельным кодексом, Федеральным законом «О землеустройстве», другими законами и специальными постановлениями и положениями органов власти. [1-5]
Появление нового земельного участка несельскохозяйственного назначения может инициировать только проект землеустройства, включающий определение площади, размещение, конфигурацию, состав угодий земельного участка. [14]
«Проект землеустройства должен стать обязательной основой юридического оформления, перенесения в натуру и осуществления мероприятий, меняющих существующую организацию территории, использование и охрану земли. Установленные
в порядке землеустройства режимы использования и целевое назначение земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель должны являться обязательными для собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Только при соблюдении данного порядка стоит говорить о вовлечении неиспользуемых земель и их рациональном использовании по целевому назначению». [14, 15]
Землепользования несельскохозяйственных объектов должны:
- иметь минимально необходимую площадь;
- не содержать в своем составе ценных сельскохозяйственных угодий;
- не нарушать существующую организацию территории сельскохозяйственных предприятий;
- не вести к ухудшению качества земли;
- не создавать неудобств для функционирования окружающих объектов;
- не воздействовать отрицательно на окружающую территорию и среду.
Выполнение этих требований возможно только при разработке землеустроительного проекта.
«Наличие проекта землеустройства или другого актуального землеустроительного документа, регламентирующего использование конкретного землепользования или землевладения с указанием всех сроков и видов использования как раз должно явиться главным индикатором использования земель сельскохозяйственного назначения. Тогда и в правовом поле в полную силу заработает Закон «О землеустройстве», а законодательно указывать все возможные случаи неиспользования земель по назначению станет бессмысленно, к тому же практика показывает, что новых вариантов неиспользования земель появляется всё больше. И становится всё сложнее дополнять ими итак перегруженные законодательные акты». [13, 14]
Накопившиеся проблемы в рассматриваемых нами вопросах быстро и в массовом порядке можно решить, используя современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
«Применение ИКТ в практике землеустроительного проектирования позволяет учитывать значительно большее число факторов и показателей влияющих на качество и обоснованность проектных решений, что многократно снижает затраты на разработку проектов при многовариантном подходе и обеспечивает проведение массовых работ по землеустройству». [14]
Особенно рассматриваемые вопросы сопрягаются с вопросами цифровой экономики и цифрового землеустройства. «Цифровизацию землеустройства невозможно осуществить без создания единой комплексной информационной системы с выходом на прогнозирование использования земельных ресурсов, автоматизацию проектирования на базе САЗПР, экспертного анализа использования земель на базе нейросетевого анализа, экспертных и интеллектуальных систем, ИКТ .... и т.д. Проект цифровизации землеустройства - сложная системная задача, затрагивающая содержание землеустройства и всю систему управления земельными ресурсами страны, требующая кардинальных в т.ч. структурных изменений, перемен в логике подчинённости и взаимосвязи правительственных и ведомственных структур с обозначением единой территориальной привязки и зависимости по характерным признакам взаимодействия». [15]
Таким образом, в связи с тем, что в процессе изъятия земель у действующих сельскохозяйственных предприятий нарушаются структура и сбалансированность производства, организация кормовой базы, севообороты, границы и размеры земельных массивов производственных подразделений, полей, рабочих участков, сложившиеся транспортные и социальные связи, необходима корректировка существующих, а при больших изменениях — разработка новых проектов землеустройства, позволяющих устранить возникшие недостатки и рационально и эффективно вести сельскохозяйственное производства на землях, затронутых образованием несельскохозяйственных объектов.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29.12.2004 №190-ФЗ: офиц. текст. - [4-е изд.]. — М.: Омега-Л, 2018. — 112 с.
2. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
3. Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) от 25.10.2001 №136 -ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
4. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 №221-ФЗ // http:// www.consultant.ru/law/doc/prj2/.- Загл.с экрана.- 2019 .- 01 июня.
5. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Электронный ресурс]: федер. закон: от 18.06.2001 №78-ФЗ // http://base.garant.ru/ 12123351/. - Загл. с экрана. - 2019 .- 01 июня.
6. Актуальные проблемы землеустройства, кадастров и охраны земель: сборник научных статей международной научно-практической конференции посвященной 90-летию
факультета землеустройства Государственного университета по землеустройству /Отв.ред., Сост. Т.В.Папаскири. - М.: ГУЗ, 2010. - 429 с.
7. Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства: материалы международного научно-практического форума, посвящённого 95-летию основания факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству // сост. и отв. ред. Т.В. Папаскири. -М.: ГУЗ, 2014. -832 с.
8. Волков С. Н. Исследование факторов воздействия проектируемого несельскохозяйственного объекта на окружающую среду. / Итоги научных исследований сотрудников ГУЗа в 2001 г. Землеустройство, кадастры и земельное право: Сб. науч. тр., т. I. // ред.кол.: С.Н. Волков, А.А. Варламов и др. - М.: ГУЗ, 2002.-С.343-352
9. Волков С. Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. Т. 1. - М.:Колос, 2001. - 496 с.
10. Волков С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т. 5. - М.: Колос, 2001. -456 с.
11. Волков С. Н. Землеустройство. Системы автоматизированного проектирования в землеустройстве. Т. 6. - М.: Колос, 2002. - 328 с.
12. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики // [Текст]: монография под общ. ред. С. Н. Волкова // -М.: ГУЗ, 2017. -568 с
13. Землеустройство как основной механизм ввода в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения // Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., ПэнЮньлун // [Текст]: Московский экономический журнал, 2/2017, 12с., электронный журнал, http://qje.su/selskoe-hozyajstvo/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-2-2017-11/
14. Организационно-экономический механизм формирования системы автоматизированного проектирования в землеустройстве: диссертация. доктора экономических наук: 08.00.05/ Папаскири Тимур Валикович; - Москва, [Место защиты: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству], 2016. -399 с.,
15. Папаскири Т.В. О концепции цифрового землеустройства [Текст] / Т.В. Папаскири //Ж-л: Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», — 2018.-№11 - С.5-11
16. Папаскири, Т.В. Информационное обеспечение современного землеустройства . [Текст]: Ж-л «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». -М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», -2011. -№ 5. -С. 29-40.
17. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве: Учебно-методическое пособие - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ГУЗ, 2013. - 250 с., — ил.
18. Семочкин В.Н., Тарасов А.А. Обоснование прогноза использования земель при развитии схем землеустройства.: Сб. Науч. тр. /МИИЗ. - М.: 1983. - с. 4-9;
19. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
20. Lidin K.L., Meerovich M.G., Bulgakova E.A., Vershinin V.V., Papaskiri T.V. Applying the theory of in-formational flows in urbanism for a practical experiment in architecture and land use // Espacios. 2018. Т. 39. № 1.
21. T Papaskiri, A Kasyanov and E Ananicheva. On creating digital land management in the framework of the program on digital economy of the Russian Federation // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 274 (2019) 012092. doi:10.1088/1755-1315/274/1/012092.