* The article was prepared within the framework of the state assignment “Scientific and methodological support for the study of the regional history of the Krasnodar Territory within the framework of extracurricular activities” (agreement No. 073-03-2023-023 dated January 27, 2023), carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation.
** Статья подготовлена в рамках государственного задания «Научно-методическое сопровождение изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности» (соглашение № 073-03-2023-023 от 27.01.2023), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.
Scientific and methodological foundations of supporting the study of the regional history of the Krasnodar District as part of extracurricular activities *
Panarin Andrey Anatolyevich, DSc of Historical sciences, Professor
Khludova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor
Shikhavtsova Victoria Mikhailovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor
Armavir State Pedagogical University, Armavir
The purpose of the study is to analyze the scientific and methodological foundations for supporting the work of a teacher in the study of the regional history of the Krasnodar Territory in the framework of extracurricular activities prepared by participants of the research project of the Armavir State Pedagogical University. The scientific novelty lies in the development of an original project designed to form a unified approach to scientific and methodological support for the work of teachers implementing a regional component in extracurricular activities. To this end, the methodological foundations of the teacher's work in this field have been developed, a model of scientific and methodological support has been created, methodological recommendations for its implementation have been prepared, as well as additional education programs on the problems of studying the history of the Kuban during extracurricular activities. As a result, conclusions are drawn about the need to use the research project in order to increase the degree of organization and effectiveness of extracurricular activities and the possibility of its application in educational institutions in other regions of the country. The implementation of the research project should contribute to raising the level of students' knowledge about the past and present of their native land, patriotic and civic education of young people.
Keywords: extracurricular activities; regional history; research project, scientific and methodological support of teachers; education; upbringing; Krasnodar Territory.
Цитировать: Панарин А.А., Хлудова Л.Н., Шихавцова В.М. Научно-методические основы сопровождения изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 368-374. EDN: WOQKDP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.66
Панарин Андрей Анатольевич, доктор исторических наук, профессор
Хлудова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент
Шихавцова Виктория Михайловна, кандидат исторических наук, доцент
Армавирский государственный педагогический университет, Армавир
Целью исследования является анализ научно-методических основ сопровождения работы учителя по изучению региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности, подготовленных участниками исследовательского проекта Армавирского государственного педагогического университета. Научная новизна заключается в разработке оригинального проекта, призванного сформировать единый подход к научно-методическому обеспечению работы педагогов, реализующих региональный компонент во внеурочной деятельности. В этих целях разработаны методологические основы работы учителя в данной области, создана модель научно-методического сопровождения, подготовлены методические рекомендации по ее реализации, а также программы дополнительного образования по проблемам изучения истории Кубани при проведении внеурочных мероприятий. В результате сделаны выводы о необходимости использования исследовательского проекта в целях повышения степени организации и эффективности проводимых внеучебных мероприятий и возможности его применения в образовательных учреждениях других регионов страны. Осуществление исследовательского проекта должно способствовать повышению уровня знаний учащихся о прошлом и настоящем родного края, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; региональная история; исследовательский проект; научно-методическое сопровождение учителей; образование; воспитание; Краснодарский край.
УДК 371.3+372.893
5.8.7
Панарин А.А., Хлудова Л.Н., Шихавцова В.М.
Научно-методические основы сопровождения изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности **
Введение
Разработка научно-методических основ сопровождения работы учителя при проведении внеурочных мероприятий по изучению региональной истории Краснодарского края обусловлена необходимостью определения механизма применения научных знаний и инновационного опыта ученых и педагогов-практиков с учетом рекомендаций «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». Основные задачи в рамках реализации данной Концепции адресованы организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование учителей [2].
Кроме региональных институтов развития образования, в настоящее время соответствующие подразделения созданы во многих вузах страны. В Армавирском государственном педагогическом университете (АГПУ) такое подразделение представлено научно-исследовательским институтом развития образования. В рамках его деятельности большое значение придается обеспечению научно-методического сопровождения работы учителя в преподавании различных учебных дисциплин. В настоящее время одной из важнейших задач является реализация научного исследования «Научно-методическое сопровождение изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности», осуществляемого в соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации.
Подготовка исследовательского проекта проводилась на основе положений и рекомендаций нормативных актов федеральных и региональных органов, подробное рассмотрение которых представлено в одной из статей членов творческого коллектива [5].
Основная часть
Изучение региональной истории является необходимым условием формирования гармонично развитой личности, осознающей причастность к своей малой Родине и ее месте в прошлом, и настоящем России. В Краснодарском крае этому уделяется большое внимание, в том числе в школе, на протяжении всего периода обучения осуществляется преподавание специальной дисциплины «Кубановедение», в рамках которой происходит изучение истории Кубани. Помимо этого, знакомство учащихся с историей родного края может происходить на различных внеурочных мероприятиях, дополняющих и расширяющих материал учебных занятий.
Использование подготовленного в АГПУ исследовательского проекта должно повысить степень организации и эффективности проводимых внеучебных мероприятий. На достижение этой цели направлены основные задачи проекта:
- разработка методологических основ работы учителя по изучению региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности;
- создание модели научно-методического сопровождения данной работы;
- подготовка методических рекомендаций по реализации представленной модели;
- разработка и реализация программы дополнительного образования по проблемам изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности.
В решении первой из поставленных задач участники проекта придерживаются точки зрения, согласно которой учитель при подготовке внеурочных мероприятий по региональной истории должен учитывать существующие научно-обоснованные принципы и подходы, и в доступной для учащихся форме использовать их при проведении мероприятий. Тем самым будет преодолеваться ограниченный по своим результатам метод историописания, препятствующий творческому развитию учащихся.
При этом вполне уместно применение традиционных для исторической науки принципов историзма, объективности и системности. Так, на основе принципа историзма учитель может раскрыть закономерности происходящих в региональной истории событий, выявить их причины и показать последствия для последующего развития родного края. Использование принципа объективности предусматривает демонстрацию учителем документальных источников, доказывающих истинность представленного материала, а также различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Принцип системности важен с точки зрения осознания учащимися роли и специфики региона в историческом развитии России, что должно способствовать целостному восприятию исторического прошлого.
В процессе изучения региональной истории необходимо также учитывать современные подходы, нашедшие отражение в Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. К ним относятся:
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социальногуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию [3].
При подготовке и проведении внеурочных мероприятий по региональной истории продуктивным является использование подходов «новой локальной истории», которые ориентируют как учителя, так и учащихся на изучение локальных местных сообществ в рамках общероссийского исторического процесса. Как отмечает И.И. Кротт, «объектом исследования новой локальной истории являются социальные аспекты различных проявлений бытия человека в его историческом развитии. В частности, регион рассматривается в проблемном поле новой локальной истории как социокультурное пространство, где социум и его культура представляются единой системой, существование которой обусловлено жизнедеятельностью человека» [4, 75].
Важной особенностью «новой локальной истории» является активное использование междисциплинарных подходов и методов, в том числе подходов исторической антропологии, культурной, социальной и интеллектуальной истории. С учетом этого, учитель может существенно расширить границы изучаемых явлений и событий региональной истории, разнообразить материал, представить учащимся интересные факты и примеры, способные вызвать у них живой интерес.
В представленном проекте большое значение придается реализации практико-ориентированного подхода в изучении региональной истории Краснодарского края. При этом учитываются важность активного вовлечения учащихся в самостоятельную исследовательскую работу. Внеурочная деятельность предоставляет в данном отношении большие возможности проведения различных мероприятий, включающих исследовательский компонент.
В методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации по этому поводу отмечается: «Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.» [6]. Следует отметить, что все перечисленные и другие виды внеурочных мероприятий учитывались при разработке научно-методических основ сопровождения работы учителя.
В процессе подготовки проекта была сформирована модель научно-методического сопровождения работы учителя по изучению региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности. Структура модели включает в себя следующие блоки: ценностно-целевой, методологический, аналитико-диагностический, содержательный, оценочно-результативный.
Ценностно-целевой блок определяет цель реализации данной модели, которая заключается в повышении качества и эффективности изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности. В числе задач определены: формирование и развитие компетенций учителя; разработка современных методов и форм внеурочной деятельности; раскрытие воспитательного потенциала региональной истории.
Методологический блок включает использование в проведении внеурочных мероприятий по региональной истории ценностного, системного, деятельностного и проектно-целевого подходов, а также принципов гуманизма, диалогичности, интегративности, субъектности и полисубъектности, активности и включенности при организации научно-методического сопровождения.
Аналитико-диагностический блок предполагает: на первом этапе - изучение региональной истории Краснодарского края во внеурочной деятельности, на втором этапе - выявление потребностей учителей в области методической поддержки организации внеурочной деятельности, на третьем этапе - планирование взаимодействия с социальными партнерами.
Содержательный блок модели состоит из:
- методического модуля, включающего в себя курсы повышения квалификации, обучающие семинары, мастер-классы, форумы, методические рекомендации, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, проектную деятельность;
- информационно-ресурсного модуля, в который входят методическая библиотека, цифровые образовательные ресурсы, научно-методические разработки;
- организационный модуль, включающий таких социальных партнеров, как УНО «Кубанский научный фонд», Институт развития образования Краснодарского края, Росмолодежь, Всероссийское общество «Знание», РДДМ «Движение Первых», ВДЦ «Смена», различные социально-ориентированные некоммерческие общественные организации.
Оценочно-результативный блок определяет критерии эффективности, уровни и ожидаемые результаты научно-методического сопровождения изучения региональной истории Краснодарского края во внеурочной деятельности. Методами и средствами диагностики полученных результатов выступают экспертная оценка, анкетирование, опросы и другие. В качестве критериев используются: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и профессионально-рефлексивный компоненты.
Основными условиями для организации эффективного научно-методического сопровождения определены:
- налаживание сетевого взаимодействия в области изучения региональной истории Краснодарского края во внеурочной деятельности;
- грантовая поддержка фундаментальных и прикладных исследований;
- формирование единого корпуса качественного научно-методического контента для изучения региональной истории в рамках внеурочной деятельности;
- выявление и масштабирование эффективных практик.
Использование представленной модели может способствовать формированию единого научно-методического пространства в области поддержки педагогов при изучении региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности.
Подготовка методических рекомендаций по реализации представленной модели осуществлялась на основе имеющегося в АГПУ опыта проведения внеаудиторных мероприятий, на которых происходило изучение различных аспектов истории Кубани. Это позволило подготовить ряд программ, ориентированных на проведение соответствующих внеурочных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. К ним относятся такие программы, как школьная археология, вовлечение школьников в полевую деятельность, школьный музей, историко-географические исследования, в том числе с использованием цифровых технологий, виртуальный туризм, реконструкция исчезнувших поселений и другие.
Большое внимание при реализации данных программ уделяется использованию практико-ориентированного подхода в решении поставленных образовательных задач, способствующего приобщению учащихся в рамках целенаправленного моделирования исследовательских ситуаций к содержательному научному поиску и получению фактической мотивации, стимулирующей самостоятельное мышление.
В качестве примера можно привести проведенное в первой половине сентября 2023 г. широкомасштабное внеаудиторное мероприятие «Молодежный поисковый медиа-проект «Экспедиция столетия». На окраине входящего в состав г. Армавира хутора Красная Поляна к югу от мемориала «Противотанковый ров (братская могила)», где фашистскими оккупантами было расстреляно 6680 мирных жителей, был развернут студенческий палаточный лагерь, на базе которого осуществлялась военно-поисковая деятельность.
В ходе мероприятия преподавателями исторического факультета проведены просветительские занятия на тему «Роль линии обороны Армавира в боях за город в августе 1942 г.», практические семинары «Воспитательное пространство современного музея. Музейная педагогика». Организованы участия студентов в раскопках оборонительных сооружений на месте боев за Армавир в августе 1942 г., а также тренинги по проблемам создания поисковых объединений и «школьных музеев» в образовательных учреждениях. Примечательно, что палаточный лагерь и место раскопок посетило большое количество школьников, с которыми были проведены экскурсии и занятия по основам полевой военной археологии и истории родного края. Это способствовало определенной апробации программы вовлечения школьников в полевую деятельность.
Еще одним примером активизации познавательной активности учащихся может быть организация их участия в реконструкции исчезнувших поселений с использованием популярных среди молодежи цифровых технологий. Обнаружение таких объектов на территории Кубани, их изучение, картографирование и последующая архивно-историографическая дескрипция позволяют ввести учащихся на любой уровень сложности полевого историко-археологического или краеведческого исследования. Основным методом исследования выступает ретро-картографическое наблюдение на базе систем спутниковой навигации. Вместе со студентами ФГБОУ ВО «АГПУ» на занятиях по исторической географии была проведена серия пилотных исследований фактического положения дел на современном этапе в сравнении с ситуацией начала 20-х годов XX века.
Основными ресурсами, которые использовались в исследовании стали карты Генштаба, а также Яндекс.карты (спутниковая, схема дорог и населенных пунктов). Комбинирование спутниковых карт с картами улиц и домов, а также традиционной топографической картой позволили создавать отметки, а затем, меняя картографическую основу (подложку), сравнивать их локализацию в различных вариантах картографического представления. В результате обследования ряда районов Краснодарского края были обнаружены следы исчезнувших поселений.
С учетом масштабного характера данной работы вовлечение учащихся в поисковую деятельность может приобрести долговременный характер и способствовать формированию у них навыков исследовательской работы. Кроме того, можно предложить и другие перспективные направления участия школьников в исследовательской деятельности [1, 19-20].
В рамках осуществления представленного проекта большое значение имеет разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Изучение региональной истории Краснодарского края во внеурочной деятельности». Целью реализации данной программы является совершенствование компетенций педагогов в области изучения регионального компонента и осуществления внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Программа ориентирована на педагогов общеобразовательных организаций, реализующих региональный компонент в рамках внеурочной деятельности. В первую очередь, это учителя истории, кубановедения, а также педагоги, осуществляющие классное руководство и организующие деятельность школьного музея. Программа рассчитана на очно-заочный формат обучения, ее трудоемкость составляет 36 часов. При реализации программы используются дистанционные образовательные технологии.
Содержательно программа состоит из трех модулей:
- основы археологической и поисковой деятельности в изучении региональной истории;
- музейная и экскурсионная деятельность в изучении региональной истории;
- историко-культурное партнерство народов Кубани.
В рамках первого модуля изучаются основы полевых и камеральных археологических исследований в области охраны историко-культурного наследия Краснодарского края. Направление имеет несомненную актуальность, позволяя укреплять бережное отношение к многочисленным памятникам истории и культуры Краснодарского края. Военно-поисковая деятельность представлена опытом реализации упоминаемого проекта «Экспедиция столетия». В материалах модуля нашли отражение нормативно-правовые аспекты, научно-методическая составляющая, практические аспекты организации полевого учебного лагеря, программа учебной и практической работы военно-поисковой экспедиции, основные инструменты и оборудование.
При изучении методики реконструкции истории исчезнувших поселений Краснодарского края уделяется внимание приемам применения спутниковой навигации и цифровой картографии, раскрывающих влияние урбанизации и других факторов сокращения количества населенных пунктов. Представлена также методика идентификации и первичного описания поселений, существовавших и исчезнувших в середине XX века.
Второй модуль посвящен вопросам музейной и экскурсионной педагогики. В нем отражена методика разработки туристических (в том числе виртуальных) маршрутов, описан опыт кафедры всеобщей и отечественной истории, который позволяет сконструировать пути вовлечения в данную работу подрастающего поколения. Это же направление отвечает стратегическим задачам по развитию туристско-рекреационного потенциала как всего края, так и, в особенности, его восточной зоны, чрезвычайно богатой объектами показа, но мало развитой в туристическом аспекте.
Рассматриваемая в модуле тема «История родного края в музеях: методика реконструкции исторических картин по музейным экспозициям» раскрывает сущность данной методики, а также программы последовательно проводимых экскурсий «Исторические станции»: от каменного века через древность, средневековье, период Гражданской войны, Великой Отечественной войны, развитие Кубани во второй половине XX века к ее современному состоянию.
В третьем модуле представлена методика изучения и освещения истории и современного этапа развития кубанского казачества, в том числе на базе реконструкции крепости Прочный Окоп, истории станицы Прочноокопской, других пунктов дислокации казачьих общин и поселений. Также изучаются отдельные аспекты историко-культурного партнерства народов Кубани.
Обучение по данной профессиональной программе повышения квалификации в начале декабря 2023 г. пройдут не менее 50 педагогов общеобразовательных организаций. В качестве пилотных выступят школы г. Армавира. В дальнейшем планируется продолжение этой работы, направленной на оказание методической помощи учителям при подготовке и проведении внеурочных мероприятий по изучению истории Кубани.
Заключение
Реализуемый в Армавирском государственном педагогическом университете исследовательский проект направлен на формирование научно-методических основ сопровождения изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности. Использование проекта должно повысить степень организации и эффективности проводимых внеучебных мероприятий. В этих целях разработаны методологические основы работы учителя в данной области, создана модель научно-методического сопровождения этой работы, подготовлены методические рекомендации по ее реализации, а также программы дополнительного образования по проблемам изучения истории Кубани при проведении внеурочных мероприятий. Ввиду отсутствия подобного рода исследований, его результаты могут найти применение в образовательных учреждениях других регионов страны. Осуществление исследовательского проекта должно способствовать повышению уровня знаний учащихся о прошлом и настоящем родного края, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Литература:
1. Грицких И.В., Лысенко Р.Ю., Яковлева А.С. Исчезнувшие поселения Краснодарского края: примерная методическая разработка для проектной деятельности старшеклассников // Историко-культурное партнерство народов Кубани как основа формирования духовных ценностей, патриотизма и гражданственности в образовательном пространстве Краснодарского края: материалы Региональной науч.-практич. конф. (Армавир, 4 ноября 2022 года). – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2022. – С. 16-21.
2. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: утв. Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // Система Гарант. - URL: https://shkolachexlomeevskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/163/2960/ministerstva_prosveshcheniya_rf_ot_16_dekabrya_2020_g_n_r_174_ob_utverzhd.pdf (дата обращения: 27.10.2023).
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Электронный ресурс] // История. РФ. Главный исторический портал страны. - URL: https://histrf.ru/read/articles/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii-2. (дата обращения: 03.11.2023).
4. Кротт И.И. Краеведение, новая локальная история и регионолистика: к вопросу о предметных полномочиях основных направлений региональных исследований // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всеросс. науч.-практич. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Андрея Федоровича Палашенкова (1886-1971). - Омск: Омский государственный историко-краеведческий музей, 2011. - С.73-78.
5. Назаров С.В., Панарин А.А. Нормативно-правовое обеспечение изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности // Актуальные вопросы научных исследований: сб. ст. XIV Международной научно-практической конференции. – Саратов: Цифровая наука, 2023. – С. 240-249.
6. Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. [Электронный ресурс] // Профессионально-справочная система «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/351296491. (дата обращения: 14.10.2023).