Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований,'

Научно-методические аспекты реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващишин Д. С.

На основании проведенных автором статьи исследований сформулированы принципы стратегического управления развитием жилищно-коммунального комплекса крупного города в современных экономических условиях, уточнены задачи стратегического развития жилищно-коммунального комплекса города Омска, предложены экономические механизмы и сформулированы критерии оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ развития жилищно-коммунального комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ващишин Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientifically-methodical aspects reforming housing-and-municipal complex of municipal

On the basis of the research done the author formulates principles of strategic management by development of the housing-and-municipal e I о s о complex of a large city in modern economic conditions, problems of strategic development of the housing-and-municipal complex of Omsk are specified, economic mechanisms are offered and criteria of estimation of efficiency of implementation of the municipal target program are formulated.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований,»

ния, направленные на повышение качества трудовой жизни, лучшее использование трудового потенциала, совершенствование социально-трудовых отношений, а в итоге — на повышение социально-экономической эффективности работы отдельных звеньев и всей экономики в целом.

Библиографический список

1. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород. НИМБ, - 2003. - 320 с.

2. Жулина Е.Г. Экономика труда. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Е.Г. Жулина — М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 157 с.

3. Зайцев А.К. Качество трудовой жизни // Народонаселение. 2001. № 2. - С. 155-161.

4. Платонов O.A. Повышение качества трудовой жизни: опыт США. — М.: Культурно-производственный центр «РАДА», 1992. - 188 с.

5. Политика доходов и качество жизни населения / Под. ред. H.A. Горелова. - СПб.: Питер. - 2003. - 653 с.

ЦЫГАНКОВ Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда».

Статья поступила в редакцию 03.10.06. © Цыганков В. А.

Д. С. ВАЩИШИН

Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального

комплекса России

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

На основании проведенных автором статьи исследований сформулированы принципы стратегического управления развитием жилищно-коммунального комплекса крупного города в современных экономических условиях, уточнены задачи стратегического развития жилищно-коммунального комплекса города Омска, предложены экономические механизмы и сформулированы критерии оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ развития жилищно-коммунального комплекса.

л

S <

S

X

£

S

а;

m 1

_I

ШШ

возможность постоянно повышать образовательный и профессионально-квалификационный уровень.

Такое сочетание факторов социальной направленности, дополненное личностными характеристиками, необходимыми при выполнении конкретных зидов работ, по нашему мнению, должно положительно отражаться на трудовой активности работника. Возможность профессионального роста, уверенность в будущем, хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе, социальная полезность работы, интерес к выполняемой работе в совокупности призваны обеспечить работнику такую удовлетворенность трудом, при которой работа в данном коллективе может стать для него жизненной необходимостью.

Рассматривая всю систему факторов, следует помнить, что реальную оценку качества трудовой жизни можно получить только при анализе и оценке как объективной, так и субъективной составляющей каждого из рассматриваемых факторов, а значит, необходимо знать, как работающие сами оценивают влияние факторов КТЖ. Именно субъективная оценка, основанная на результатах исследования мнения работающих, позволяет оценивать удовлетворенность трудом отдельного работника, группы работников, всего трудового коллектива.

Комплексное и системное исследование факторов формирования КТЖ позволяет своевременно принимать организационно-управленческие реше-

УДК 332. 8(043)

Жилищно-коммунальный комплекс (далее — ЖКК) является одной из важнейших составных частей хозяйственного механизма любого поселения. От состояния ЖКК напрямую зависят уровень и качество жизни населения и, в конечном итоге, национальная безопасность страны. ЖКК крупных городов формировались как сложные системы в течение десятилетий, при этом основа их инженерных систем была спроектирована и построена в совершенно иных социальных и экономических условиях советского периода. Хозяйственный механизм ЖКК того периода был

ориентирован на административно-командные методы управления, затратные подходы к планированию, дешевые ресурсы и энергию, отсутствие конкуренции.

Отсутствие реального, эффективного собственника на большинство объектов жилищного фонда и коммунальной инженерной инфраструктуры долгое время было основным фактором, приведшим к кризису жилищно-коммунального комплекса и сдерживающим его развитие.

По нашему мнению, а также с учетом позиции [1], к основным проблемам ЖКК можно отнести:

— недостаточность собственных и бюджетных ресурсов для капитальных вложений в реконструкцию систем и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;

— неэффективность эксплуатации инженерных систем ЖКК, в том числе большой объем потерь ресурсов и энергии, высокое удельное энергопотребление, низкая производительность труда персонала;

— недостаточный уровень профилактического технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов, обновления основных фондов;

— неэффективное использование инвестиционных ресурсов;

— неприемлемость устанавливаемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги для большинства потребителей;

— ограниченное использование приборов учета.

Сегодняшнее положение дел в жилищно-комму-

иальной сфере городов страны определяет необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований ЖКК.

В ходе реализации первогр этапа федеральной целевой программы "Жилище" на2002-2010 годы в ЖКК России были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, ЖКК, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений [2].

Вступивший в действие с 1 января 2006 года Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» четко регламентирует функции субъекта Федерации и муниципальных образований в области регулирования тарифов на услуги предприятий жилшцно-комму-нального комплекса. Реализация положений закона требует разработки комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения своевременного устранения факторов, препятствующих дальнейшему развитию отрасли.

Проведение жилищно-коммунальной реформы в крупных населенных пунктах требует глубоких проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации в каждом городе.

Новый импульс к решению проблем формирования нового экономического механизма ЖКК дало принятие в конце 2004 года Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Жилищным кодексом предусмотрено коренным образом изменить всю систему жилищного хозяйства, передав жилищный фонд в управление товариществам собственников жилья, управляющим органи-зациям или непосредственно собственникам жилья. Это ставит исключительно важную и сложную задачу по формированию новых структур управления жильем и, в первую очередь, по подготовке кадров для этих структур.

На сегодняшний день в Омской области созданы практически все необходимые условия для работы новых форм управления жильем. В Омской области, впервые в Российской Федерации, еще в 2001 году была принята комплексная программа — «Основные направления развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001-2010 годы».

Отличительной особенностью омского пути преобразований в ЖКК стали разработка и реализация

комплекса областных целевых программ на период до 2010 года, направленных на решение ключевых задач модернизации жилищно-коммунальной сферы. Таким образом, появилась возможность реализации задач развития отрасли на всех уровнях власти — государственной и муниципальной. 11а сегодняшний день сформирована основа нормативной правовой базы жилищно-коммунального комплекса Омской области. Кроме целевых программ принято белее полусотни нормативных актов, направленных на реформирование, финансовое оздоровление отрасли, социальную защиту населения.

Во всех муниципальных образованиях области принято в общей сложности свыше 130 муниципальных целевых программ развития ЖКК. В 2005 году принят Закон Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», предусматривающий конкретные правовые механизмы жилищной политики.

По нашему мнению, с учетом рекомендаций [3] на сегодняшнем этапе реформ в ЖКК возникает необходимость решения следующих задач:

— первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития ЖКК;

— разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;

— активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;

— внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в ЖКК;

— обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем; обеспечение устойчивого ресурсообеспечения, прежде всего финансового обеспечения, за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы ЖКК и улучшения системы подготовки кадров.

Механизм стратегического управления развитием ЖКК должен иметь индикативный характер и в своей основе иметь правовые и экономические рычаги управления.

Как отмечают авторы работы |4], в рамках индикативного плана должны быть определены основные направления инвестиционной активности, указаны источники и объемы привлекаемых ресурсов, даны ориентиры развития на ближайшую и отдаленную перспективу. Опыт Японии и многих других развитых стран показывает, что возможностей влияния на выполнение индикативных планов (законодательных, административных, финансовых, кадровых и др.) у государства достаточно.

В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующие; целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, муниципальный заказ и контракты. Косвенными экономическими регуляторами могут выступать налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других.

Организационно-правовые рычаги необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведение налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.

Главными участниками экономических отношений в ЖКК должны стать жилищно-коммунальные

шг*я

организации и непосредственные потребители предоставляемых ими услуг. Это будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, Появятся стимулы для создания ТСЖ, жилищно-строительных или жилищных кооперативов и развития рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. В конечном итоге это позволит усилить контроль и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения.

Новый экономический механизм управления развитием ЖКК, по нашему мнению, должен базироваться на следующих принципах:

— ориентации на многообразие форм собственности и управления в ЖКК;

— приоритетности интересов населения перед отраслевыми и ведомственными интересами;

— проведение поэтапной демонополизации и (или) акционирования предприятий — естественных локальных монополистов при проведении антимонопольной политики (сохранении контроля за отдельными сферами их деятельности) со стороны соо тветствующих государственных и муниципальных органов;

— нормативный подход к проведению ресурсо-и энергосберегающей политики;

— ориентация на привлечение в отрасль инвестиций из различных источников: бюджетов всех уровней, средств населения, частных, в том числе зарубежных инвестиций;

— активное привлечение населения к проводимым преобразованиям, в том числе через систему органов территориального общественного самоуправления.

Муниципальные образования на вышеуказанные цели могуг использовать, кроме средств бюджетов, следующие финансовые источники:

— средства, сэкономленные от реализации мероприятий по модернизации, внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;

— собственные средства организаций жилищно-коммунального комплекса (прибыль, амортизация, ремонтный фопдит.д.);

— средства, полученные организациями жилищно-коммунального комплекса от оказания дополнительных услуг;

— частные инвестиции, кредиты, займы и т.д.

Целесообразно использовать возможность приобретения на условиях лизинга оборудования, приборов, машин, что, с одной стороны, дает дополнительные экономические выгоды лизингополучателю, а с другой - оптимизирует динамику финансирования мероприятий.

К числу основных исполнителей муниципальных программ можно отнести органы местного самоуправления, организации жилищно-коммунального комплекса, проектные, подрядные, общественные организации и их объединения (ассоциации), население через систему органов территориального общественного самоуправления и систему общественных работ. При этом отбор подрядных организаций - исполнителей мероприятий программ, независимо от форм собственности, целесообразно осуществлять на конкурсной основе.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года ответственность органов государственной власти за стратегическое развитие региона, в том числе развитие систем ЖКК, при ограниченности финансовых возможностей определяет необходимость

объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства [5]. При этом предполагается, что государственно-частное партнерство должно базироваться на использовании лизинговых и концессионных механизмов, финансировании с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

С учетом приоритетов федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, по нашему мнению, можно выделить следующие основные задачи стратегического развития ЖКК города Омска до 2010 года:

— формирование нормативной правовой базы, разработка проектов нормативных правовых актов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации; финансированию, модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов; организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов; организации эффективного тарифного регулирования; финансирования инвестиционных программ и т.д.;

— совершенствование системы управления в ЖКК, формирование конкурентной среды;

— техническое перевооружение предприятий ЖКК, реконструкция и модернизация жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;

— финансово-экономическое оздоровление предприятий ЖКК, поддержка инвестиционной деятельности;

— проведение мониторинга хода реализации муниципальных целевых программ, повышение эффективности контроля за их исполнителями;

— широкое привлечение общественности к реализации муниципальных целевых программ.

Главными критериями оценки эффективности муниципальных программ могут выступать:

— целевая ориентация на обеспечение устойчивого развития и модернизации, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей;

— соответствие программ приоритетным задачам развития жилищно-коммунального комплекса муниципального образования;

— комплексный характер программных мероприятий;

— системность организационных, экономических, правовых, административных и других мер, необходимых для реализации программ, во взаимосвязи с планами социально-экономического развития муниципального образования.

Оценку эффективности реализации целевых программ развития ЖКК муниципального образования целесообразно проводить с использованием системы показателей индикаторной оценки эффективности по следующим направлениям; качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; эффективность реформирования системы управления собственностью ЖКК; финансово-экономическая эффективность ЖКК; социальная защита населения.

По нашему мнению, вышеперечисленное справедливо для большинства крупных городов России. Индикативное планирование на основе разработки и реализации муниципальных целевых программ развития ЖКК позволит значительно повысить эффективность реализации принимаемых в отрасли стратегических решений, обеспечить необходимые условия для модернизации отрасли и значительного

повышения, в конечном итоге, качества жилищно-коммунального обслуживания всех категорий потребителей.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства //Госстрой России - М., 2002.

2 О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. 6 февраля.

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г.Воронин. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 176 с.

4. Белкин В.Д,, Стороженко В.П. Индикативное планирование и наращивание инвестиций - необходимые предпо-

сылки повышения темпов роста / В.Д.Белкин, В.П.Стороженко //Экономическая наука современной России — 2002. - № 4. - С. 30-33.

5. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года: Указ губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18 //Омская правда. 2006. 17 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВАЩИШИН Дмитрий Степанович, начальник отдела государственных инвестиций управления государственных инвестиций департамента городской экономической политики администрации города Омска, аспирант Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилиишо-коммуналоного комплекса Россия.

Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Ващишин Д. С.

уД"34» 2 Т. М. ФАХРУТДИНОВА

Омский гуманитарный институт

СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ_

В публикации излагаются основные научные взгляды на проблему содержания стимулирования как средства обеспечения должного трудового поведения наемных работников, исследуется система общественных отношений в организации по его формированию; рассматриваются понятие и виды стимулов, поощрительные нормы как источник нормативной основы стимулирования. Анализируется роль мотивации в формировании отношений работодателя, работника и первичного производственного коллектива.

Устанавливаемые работодателем правила, требования к стандарту трудового поведения участников совместного труда нуждаются в средствах, способах обеспечения должного трудового поведения работников. Одним из эффективных методов является стимулирование.

В науке сложилось два основных взгляда на содержание правового стимулирования. Некоторые исследователи говорят о комплексном методе стимулирования, включающем позитивный (поощрение) и негативный (юридическая ответственность) структурны е элементы1 [1]. Этой же позиции придерживается ряд практиков2 [2,3,4], представителей экономической науки3 [5,6].

Иная точка зрения сложилась в науке трудового права. Юристы-трудовики считают, что, с правовой точки зрения, нельзя включать в понятие стимулирования санкции. В трудовом праве санкции отнесены к средствам принуждения. Это, прежде всего, меры материальной и дисциплинарной ответственности. А. И. Процевский выделял в составе трудового правоотношения поощрительные и правоохранительные правоотношения, возникающие в процессе осуществления трудового правоотношения" [7].

В.М. Лебедев считает, что принцип подвижности, динамичности правового состояния субъекта на уровне правоотношений позволяет разграничить правовые средства убеждения, стимулирования, принуждения (мер защиты и юридической ответственности по трудовому праву). Так, стимулирование характеризуется наделением субъекта дополнительными (новыми для него) правомочиями, т.е. улучшением (обогащением) его правового состояния5 [8].

Действительно, стимулирование — это один из способов обеспечения должного трудового поведения работников, применяемый работодателем наряду с убеждением и принуждением.

Стимулирование представляет собой, прежде всего, применение работодателем правовых форм поощрения добросовестного труда и используется как самостоятельный метод руководства трудовым процессом, специфический способ воздействия на поведение субъектов совместного, подчиненного работодателю труда.

Вопрос о средствах обеспечения должного трудового поведения работников исследовался В.И. Са-вичем. Он отмечал, что в социальном управлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.