Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: 90 ЛЕТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: 90 ЛЕТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА МГЛУ / 90 ЛЕТ ИСТОРИИ / ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ВКЛАД В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцева Н. Ф.

Статья посвящена развитию научно-методической школы МГЛУ; предлагается краткий обзор научно-методического наследия ведущих ученых в области теории и методики обучения иностранным языкам за 90-летний период истории университета; дается обоснование современной концепции лингвистического образования в научной школе МГЛУ; показаны векторы развития теории и методики обучения иностранным языкам и культурам. В работе раскрывается вклад научно-методической школы МГЛУ в развитие отечественного лингвистического образования, теории и методики обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW STATE LINGUISTIC UNIVERSITY SCIENTIFIC SCHOOL OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING: 90-YEAR HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article is devoted to the development of MSLU scientific school of foreign language teaching; a brief review is given of the scientific contribution made by the leading academics of MSLU to the methodology of foreign language teaching over the 90 years of its history; the current MSLU conception of language education is substantiated; prospects of further development of foreign language teaching theory in MSLU scientific school are highlighted. The article reveals the impact of MSLU scientific school of foreign language teaching on the development of domestic language education and foreign language teaching theory.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: 90 ЛЕТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.81 DOI 10.52070/2500-3488_2021_1_838_11

Н. Ф. Коряковцева

доктор педагогических наук, профессор

профессор кафедры лингводидактики Института иностранных языков им. М. Тореза Московского государственного лингвистического универитета koryakovtseva@mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: 90 ЛЕТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ1

Статья посвящена развитию научно-методической школы МГЛУ; предлагается краткий обзор научно-методического наследия ведущих ученых в области теории и методики обучения иностранным языкам за 90-летний период истории университета; дается обоснование современной концепции лингвистического образования в научной школе МГЛУ; показаны векторы развития теории и методики обучения иностранным языкам и культурам. В работе раскрывается вклад научно-методической школы МГЛУ в развитие отечественного лингвистического образования, теории и методики обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: теория обучения иностранным языкам; научно-методическая школа МГЛУ; 90 лет истории; векторы развития; вклад в лингвистическое образование.

N. F. Koryakovtseva

Koryakovtseva Natalia F.

Doctor of Pedagogy (Dr. habil), Prof.

Prof. Foreign Language Teaching Department

The Maurice Thorez Institute of Foreign Languages

Moscow State Linguistic University

koryakovtseva@mail.ru

1 В раздел Педагогические науки настоящего сборника включены статьи по материалам Международной научно-методической конференции «Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам: перспективы развития» (18-19 ноября 2020 г.), посвященной 90-летию Московского государственного лингвистического университета.

Moscow state linguistic university scientific school of foreign language teaching: 90-year history and prospects of development

The article is devoted to the development of MSLU scientific school of foreign language teaching; a brief review is given of the scientific contribution made by the leading academics of MSLU to the methodology of foreign language teaching over the 90 years of its history; the current MSLU conception of language education is substantiated; prospects of further development of foreign language teaching theory in MSLU scientific school are highlighted. The article reveals the impact of MSLU scientific school of foreign language teaching оп the development of domestic language education and foreign language teaching theory.

Key words: foreign language teaching theory; MSLU scientific school; 90 year historical period; prospects of development; contribution to language education.

Введение

1 МГПИИЯ - первый в нашей стране вуз, созданный в 1930 г. с целью подготовки кадров в области обучения иностранным языкам (далее - ИЯ) в масштабе страны. Создание 1 МГПИИЯ положило начало развитию отечественной теории и методики обучения ИЯ и научно-методической школы языкового образования на основе фундаментальных исследований в области лингвистики, педагогики, психологии и методики обучения ИЯ. Этапы развития научно-методической школы МГПИИЯ - МГЛУ в области обучения иностранным языкам и культурам отражают и составляют историю отечественной методики обучения ИЯ [Миролюбов 2002].

Становление и развитие методики преподавания ИЯ как науки восходит, как известно, к работам Л. В. Щербы, учениками и последователями которого в МГПИИЯ были И. В. Рахманов, А. А. Миролюбов, З. М. Цветкова, заложившие основы научно-методической школы МГПИИЯ и обеспечившие в русле преемственности научных концепций фундаментальные исследования целой плеяды ученых в области теории и методики обучения ИЯ: М. К. Бородулина, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, Б. А. Лапидус, А. С. Лурье, Е. В. Мусницкая, И. Д. Са-листра, С. К. Фоломкина и дручие. Научная деятельность этих ученых МГПИИЯ позволила разработать целостные методические системы, общие и частные теории, концептуальные основы лингвистического образования, что внесло весомый вклад в отечественную теорию и методику обучения ИЯ.

Обозначим кратко основные фундаментальные теории научно-методической школы МГПИИЯ - МГЛУ. Подчеркнем, что в русле отечественной научной школы вопросы теории и методики обучения ИЯ разрабатываются на основе личностно-деятельностного и социокультурного подходов и системной интеграции философского, социального, лингвистического, педагогического, психологического, культу-роведческого и другого знания.

Фундаментальные теории научно-методической школы МГПИИЯ

- МГЛУ

Научное наследие И. В. Рахманова:

• разработка общей теории обучения ИЯ и методика обучения немецкому языку в вузе;

• обоснование принципов отбора содержания обучения ИЯ;

• обоснование дифференцированного подхода к отбору и обучению языковым средствам;

• разработка подхода к системе упражнений, обоснование принципа приоритета речевой практики (предтечи речевой / коммуникативной направленности обучения ИЯ);

• разработка учебных словарей-минимумов;

• историография зарубежной и отечественной методики обучения ИЯ и др.

Научное наследие А. А. Миролюбова:

• разработка сознательно-сопоставительного метода обучения ИЯ, принципов сознательно-сопоставительного подхода;

• историография отечественной методики обучения ИЯ и др.

Научное наследие З. М. Цветковой:

• разработка основ сознательного подхода и методики обучения языковым средствам;

• обоснование основ методики обучения чтению и устной речи;

• разработка теории построения системы упражнений;

• обоснование комплексного подхода к построению начального этапа и взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности;

• разработка первых учебников английского языка для общеобразовательной школы и др.

Научное наследие Н. И. Гез:

• разработка коммуникативного направления в методике преподавания ИЯ в школе и вузе (подготовлено 52 кандидатских исследования под ее руководством);

• разработка теории обучения устному общению (аудированию и говорению);

• развитие общей теории обучения ИЯ и методики как науки;

• создание учебников немецкого языка для общеобразовательной школы;

• разработка вопросов профессиональной подготовки преподавателя ИЯ

• историография зарубежной методики обучения ИЯ и др.

Научное наследие М. К. Бородулиной:

• создание целостной системы профессиональной подготовки в языковом вузе;

• обоснование теории обучения иностранному языку как специальности;

• разработка теории обучения иностранным языкам в языковом

вузе;

• создание учебников немецкого языка для языкового вуза и др.

Научное наследие С. К. Фоломкиной:

• обоснование общей теории обучения чтению на ИЯ как виду речевой деятельности;

• разработка методики как науки;

• создание учебников по английскому языку для общеобразовательной школы;

• разработка теории тестирования в области изучения ИЯ;

• разработка теории обучения иностранному языку в специальных целях;

• создание учебных словарей и др.

Научное наследие И. Д. Салистры:

• обоснование общей теории обучения ИЯ; разработка вопросов обучения немецкому языку.

Научное наследие Н. В. Елухиной:

• обоснование теории обучения аудированию на ИЯ как виду речевой деятельности;

• разработка вопросов использования технических средств обучения ИЯ;

• создание учебников по французскому языку для общеобразовательной школы и др.

Научное наследие Б. А. Лапидуса:

• разработка теории и создание общей системы обучения второму иностранному языку;

• обоснование отбора содержания обучения в рамках общей теории обучения ИЯ;

• разработка учебников по обучению второму иностранному языку и др.

Научное наследие А. С. Лурье:

• разработка общей теории использования технических средств в обучении ИЯ;

• создание системы использования ТСО в обучении ИЯ в вузе и др.

Научное наследие Е. В. Мусницкой:

• разработка теории обучения письму на ИЯ как виду речевой деятельности;

• разработка вопросов контроля в области изучения ИЯ;

• создание учебников и учебных пособий по французскому языку и др.

Следует отметить, что в рамках этого научного наследия сложилась целостная теория коммуникативно направленного обучения ИЯ в разных образовательных контекстах в развитие личностно-деятель-ностного подхода и сознательно-сопоставительного метода изучения неродного языка и культуры в рамках отечественной личностно ориентированной и социально направленной философии образования. В основе коммуникативно направленной методики обучения ИЯ в научной школе МГЛУ - фундаментальные исследования лингвистической и психолого-педагогической школы МГЛУ в области:

- коммуникативной лингвистики, лингвистики текста, контекстной семантики (Г. В. Колшанский, О. Л. Каменская, Т. М. Дри-дзе, И. Р. Гальперин, Л. С. Бархударов, О. И. Москальская и др.);

- межкультурной коммуникации, когнитивной лингвистики и теории языковой личности (Ю. Н. Караулов);

- психологии обучения ИЯ (В. А. Артемов, Б. В Беляев, И. А. Зимняя).

Коммуникативно направленная методика обучения ИЯ в опоре на сознательно-сопоставительное изучение языка и культуры (языков и культур) послужила основой современного коммуникативного и когнитивного подхода к обучению неродному языку и культуре в русле социокультурной и межкультурной парадигмы лингвистического образования, что заложило научную базу для развития лингво-дидактической теории.

Современный этап развития научно-методической школы МГЛУ

Современный этап развития научно-методической школы МГЛУ -это развитие лингводидактики как междисциплинарной научной теории обучения неродному языку и культуре. В 1980-1990-е гг. лингводидактика сформировалась как научная область в русле антропоцентрической парадигмы, социокультурного / межкультурного и когнитивного подходов к обучению неродному языку и культуре. В научной школе МГЛУ лингводидактическая теория развивается как методология (общая теория) обучения иностранному языку и культуре (языкам и культурам) с позиции межкультурного подхода и определяет общие подходы к лингвистическому (языковому) образованию и развитию личности средствами изучения языков и культур, общее направление преподавания иностранного языка и культуры, подход и выбор оптимального метода и содержания обучения в конкретном образовательном контексте. Лингводидактика, по определению И. И. Халеевой, «обосновывает содержательные компоненты образования, обучения, научения в их неразрывной связи с природой языка и природой общения как социального феномена ... дает методологическую основу для дальнейшего планомерного и последовательного действия по разработке методов» [Халеева 1989, с. 199].

В основе лингводидактической теории обучения иностранному языку и культуре, разрабатываемой в научной школе МГЛУ: концепт вторичной языковой личности (И. И. Халеева) как системообразующей категории общей модели обучения иностранному языку и культуре; определение межкультурной коммуникативной компетенции как способности вторичной языковой личности к межкультурному общению; лингвокогнитивное описание уровней межкультурной коммуникативной компетенции как основа системы непрерывного

лингвистического образования; проецирование социолингвокогни-тивного содержания вторичной языковой личности на модель / систему обучения, включая цели, содержание, средства, технологии и оценку уровня владения изучаемым языком; описание условий формирования черт вторичной языковой личности в рамках межкультурной парадигмы.

Обозначим кратко основные фундаментальные исследования ученых МГЛУ в области лингводидактики на рубеже столетий. В этот период (ХХ-ХХ1 столетие) российская система образования, в том числе языкового, становится объектом реформирования, обусловленного динамичными социально-общественными изменениями.

В рамках реформы отечественного языкового образования Н. Д. Гальскова разрабатывает теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам (применительно к системе школьного образования) [Гальскова 1999].

В русле развития лингводидактики как общей теории и ее реализации в методике Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез формулируют основные позиции теории обучения иностранным языкам как обобщение научно-методической школы МГЛУ [Гальскова, Гез 2004].

Рассматривая вопросы обучения иностранному языку и культуре в русле теории межкультурной коммуникации К. Н. Хитрик обосновывает концепцию обучения культуре иноязычного речевого общения, которое рассматривается как «общение культурой» [Хитрик 2000].

В развитие личностно ориентированной образовательной парадигмы в области языкового образования Н. Ф. Коряковцева разрабатывает теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа) и обосновывает лингводидакти-ческую концепцию продуктивной учебной деятельности изучающего язык и культуру и ее реализации как условие продуктивного языкового образования [Коряковцева 2003].

В русле развития концепции вторичной языковой личности и формирования способности к межкультурной коммуникативной компетенции особое внимание уделяется вопросам билингвального обучения [Гальскова, Коряковцева, Мусницкая, Нечаев 2003].

В рамках проекта «Европейский языковой портфель для России» (И. И. Халеева, Н. Д. Гальскова, К. М. Ирисханова, Н. Ф. Коряковцева,

З. Н. Никитенко, Г. В. Стрелкова) разрабатывается описание лингво-дидактического содержания уровней владения ИЯ для российского языкового образовательного пространства.

Существенный вклад ученые МГЛУ внесли в разработку государственных образовательных стандартов и программ по иностранным языкам для системы языкового (лингвистического) образования:

- государственные образовательные стандарты по ИЯ 1998 г. (с участием Н. Д. Гальсковой);

- образовательные стандарты по ИЯ 2002, 2004 гг. (с участием Н. Ф. Коряковцевой, Е. В. Мусницкой);

- программы по ИЯ для школ с углубленным изучением ИЯ, гимназий и лицеев 2000, 2002 гг. (с участием Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Н. Ф. Коряковцевой, Е. В. Мусницкой);

- примерные программы по ИЯ для неязыковых вузов (уровень бакалавриата и магистратуры (составитель Г. В. Перфилова);

- разработка концепции и программных индикаторов содержания обучения ИЯ в рамках «Московского стандарта качества образования» (с участием коллектива ученых МГЛУ под руководством И. А. Краевой) [Краева, Коряковцева 2014] и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научно-методической школе МГЛУ разработана целостная лингводидактическая модель профессионально ориентированного обучения ИЯ в неязыковом вузе. Вопросы профессионально ориентированного обучения ИЯ в неязыковом вузе в течение нескольких десятилетий целенаправленно исследовались в рамках научной деятельности кафедры методики преподавания иностранных языков в школе и неязыковом вузе (в настоящее время - кафедра лингводи-дактики) и научно-практической деятельности Учебно-методического объединения по лингвистическому образованию и межвузовского кабинета методики МГЛУ. Более 100 диссертационных исследований по тематике обучения ИЯ в вузах неязыкового профиля, выполненных под руководством Н. И. Гез, И. В. Рахманова, С. К. Фоломкиной, Е. В. Мусницкой, Н. В. Елухиной, И. П. Павловой, Г. В. Перфиловой, Н. Д. Гальсковой, Н. Ф. Коряковцевой, Г. М. Фроловой позволили обосновать целостную методическую систему профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

Теоретически обоснована, апробирована и реализуется система профессионально ориентированного углубленного обучения иностранному языку в различных сферах профессиональной коммуникации на

кафедрах лингвистики и профессиональной коммуникации институтов и факультетов МГЛУ в области юриспруденции, политологии, международных отношений, регионоведения, коммуникационных технологий, информационной безопасности, гуманитарных наук и др.

На рубеже столетий коллективом ученых МГЛУ под руководством И. И. Халеевой разрабатывается и формулируется концепция непрерывного лингвистического образования и определяется фундаментальное ядро лингвистического образования. В основе концепции лингвистического образования лежат основные принципы теории межкультурной коммуникации как процесса общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков. Разработка и реализация концепции непрерывного лингвистического образования позволила дать теоретическое обоснование системы отношений между целями, содержанием и достигаемыми результатами в области лингвистического (лингвокуль-турного) образования с учетом этнокультурных и социокультурных особенностей России и получить научные и научно-технические результаты, значимые для отечественной системы лингвистического образования:

• Выявлены и описаны современные тенденции в развитии российского лингвистического образования и его специфика, обусловленная геополитической и лингвоэтнокультурной ситуацией страны, а также отечественными требованиями к образованию в области межъязыковой и межкультурной коммуникации.

• Теоретически обоснованы стратегические цели отечественного лингвокультурного образования, связанные с развитием (в рамках единого образовательного пространства страны) языкового и культурного многообразия в российском обществе и многоязычия его граждан, а также с интеграцией отечественной системы лингвистического образования в общее лингвистическое пространство стран - участниц СНГ, Балтии и Европы.

• Обоснованы содержание и принципы отечественного лингво-культурного образования, направленные на создание благоприятных условий для реального использования гражданами страны своих языковых прав по отношению не только к языкам международного звучания, но и к языкам народов России и этнических групп, проживающих на ее территории.

• Дано описание теоретической модели владения современным (неродным) языком, отражающей динамику становления би / поликультурной языковой личности, ее коммуникативных, когнитивных и некогнитивных аспектов, на разных этапах лингвокультурного образования в общей системе начального, среднего и высшего профессионального образования России.

• Разработаны с учетом общеевропейских требований и отечественных образовательных этапов система требований к уровням владения современным (неродным) языком, а также система оценки и самооценки достигаемых результатов в овладении языком и приобретаемого при этом межкультурного опыта.

• Уточнено содержание основных компонентов межкультурной коммуникативной компетенции (коммуникативных умений, стратегий устного и письменного общения и др.) применительно к разным уровням владения устным и письменным общением на неродном для учащихся языке в начальной школе, в средних и старших классах общеобразовательной школы, в вузе и в соотнесении с общеевропейской моделью владения современными (неродными) языками.

• Теоретически обоснованы подходы к созданию системы показателей качества и стандартов лингвистического образования всех уровней, сопоставимой с общеевропейской системой; экспериментально проверена технология разработки лингводидактических материалов, реализующих стандартизированные форматы проведения контрольно-оценочной деятельности в области преподавания и изучения современных (неродных) языков и направленных на объективизацию оценки и самооценки достигаемого уровня владения языком. Разработаны и апробированы альтернативные формы оценки уровня владения иностранным языком.

• Обоснована межкультурная научная парадигма исследований в области теории обучения иностранным языкам, базирующаяся на междисциплинарном подходе к рассмотрению процессов преподавания и изучения языков и культур и предполагающая на каждом образовательном этапе формирование обучающегося как вторичной языковой личности, уровней ее языкового и когнитивного сознания, способности к устойчивому самостоятельному развитию.

• Осуществлен этнокультурологический анализ содержания лингвистического образования по ступеням системы непрерывного образования. Разработаны методологические подходы к построению:

системы непрерывного лингвистического образования; образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебников; средств диагностики уровня владения неродным языком как условие устойчивого развития системы непрерывного лингвистического образования.

• Теоретически обоснована с учетом особенностей профессиональной межкультурной коммуникации и реализована в программно-методических документах и рекомендациях уровневая система профессионально ориентированного обучения иностранному языку, обеспечивающая формирование межкультурной коммуникативной компетенции применительно к различным сферам и областям профессионального межкультурного общения и подготовке специалистов различного профиля.

На современном этапе эта концепция получает свое развитие в фундаментальных исследованиях ведущих специалистов МГЛУ в области лингвистического образования, лингводидактической теории и методики преподавания иностранных языков, отражая динамичные изменения в социальной, культурной, научной и образовательной областях, в языковой ситуации, а также современные данные лингводидактики и смежных наук.

Векторы развития научно-методической школы МГЛУ

За последние десятилетия в научно-методической школе МГЛУ расширяется объектно-предметная область теоретических и прикладных исследований лингводидактики как междисциплинарной науки. Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам развивается в русле таких основных направлений изучения особенностей формирования и развития языковой личности, как: лингводидакти-ческие аспекты теории межкультурной коммуникации, в том числе в профессиональной сфере; когнитивные аспекты билингвального (полилингвального) обучения и усвоения ИЯ; лингводидактические аспекты лингвокультурологии и лингвокультурного образования; социальные и когнитивные аспекты дискурса и лингводидактиче-ское обоснование языка как объекта изучения. В центре внимания исследование когнитивных аспектов межкультурной коммуникации и освоения языка и культуры, расширение предметного поля методической науки в целях обоснования общей методологии обучения неродному языку и культуре в связи с мировыми тенденциями развития языкового образования. Следует подчеркнуть, что основу векторных

направлений составляют социокультурный, межкультурный и когнитивный подходы, внимание к «человеческому измерению» и концепт вторичной языковой личности, т. е. социальная и когнитивная природа языка и культуры, когнитивные механизмы их освоения и социо-лингвокогнитивное обоснование общей теории обучения неродному языку и культуре в русле межкультурной парадигмы.

Общие положения концепции непрерывного лингвистического образования в русле межкультурной парадигмы развиваются в векторных направлениях лингводидактической теории: когнитивном (когнитивно-коммуникативном, когнитивно-концептном), дискурсивном (когнитивно-дискурсивном), социокогнитивном. В русле этих векторных направлений лингводидактические исследования связаны с описанием в лингводидактических целях социальных и когнитивных особенностей межкультурной коммуникации в различных контекстах и компонентов содержания межкультурной коммуникативной компетенции (когнитивных особенностей видов дискурса и коммуникативных стратегий и др.) и профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции как дидактической цели [Гальскова, Гез 2004; Краева, Фролова, Голубина 2011; Коряковцева, Гальскова, Гусейнова 2018] и др.

В развитие когнитивного исследования языка и лингвосоцио-ког-нитивной теории вторичной языковой личности Е. Г. Беляевская и Т. Н. Маляр обосновывают лингводидактический подход к обучению языковым средствам общения на иностранном языке и минимизации интерференции родного языка с позиции когнитивного моделирования ментальных конструктов с учетом когнитивных и концептуальных оснований семантики языковых единиц [Беляевская, Маляр 2012]. Изучение когнитивно-концептных аспектов грамматических средств речевого общения и исследование грамматического концепта как когнитивной схемы языковой интерпретации грамматического значения дает основание разрабатывать когнитивно-концептный подход к преподаванию грамматических средств иностранного языка [Сорокина 2017]. В русле теории межкультурной коммуникации изучаются когнитивные и коммуникативные аспекты овладения фонетическими средствами изучаемого языка и на основании лингводидактической интерпретации когнитивно-коммуникативных особенностей речевого общения разрабатываются когнитивно-коммуникативные аспекты формирования фонологической компетенции изучающего иностранный язык [Медведева 2015].

В русле когнитивно-дискурсивного направления разрабатываются вопросы социальных, социокультурных и когнитивно-коммуникативных особенностей разных типов и видов дискурса и их лингводидак-тические аспекты: дискурса как социальной деятельности [Гусейнова 2015] и социального дискурса в межцивилизационных процессах [Халеева 2015], социокультурной составляющей дискурса, функций контекста в дискурсе [Голубина 2014]. Особое внимание уделяется лингводидактическим аспектам профессионального дискурса в современном коммуникативном пространстве (Е. Г. Беляевская, К. В. Голу-бина, И. А. Гусейнова, Л. В. Моисеенко, Н. Д. Токарева, Н. С. Харламова, Л. В. Яроцкая и др.). Исследования особенностей профессионального дискурса в различных профессиональных областях (экономический, юридический, политический, публицистический, рекламный, меди-адискурс, экологический, а также корпоративный, научный, художественный и др.) являются основой разработки дискурсивного подхода к обучению иностранному языку в профессиональных целях и формированию профессиональной межкультурной компетенции.

Перспективным направлением является корпусная лингвистика и использование ее данных в преподавании иностранного языка с различными задачами отбора и создания языковых, речевых, текстовых корпусов и формирования умений работать с ними в лингводидактических целях [Голубкова 2014]. В соответствии с новыми вызовами образовательной среды исследуются вопросы цифровизации лингвистического образования, дистанционного обучения, перспективы использования виртуальной среды в условиях лингвистического образования [Горо-жанов 2016], лингвистические и лингводидактические аспекты современной коммуникации и информационно-коммуникационной лингводидактики. Инновационное направление лингводидактических исследований составляет теория и методика обучения жестовым языкам в контексте межкультурной коммуникации (К. М. Ирисханова и др.) В русле инновационного направления развития высшего образования Л. В. Яроцкая исследует лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковой вуз) [Яроцкая 2013].

Важнейшим условием устойчивого развития системы лингвистического образования в концепции МГЛУ является обеспечение специалистов в области лингвистики, лингводидактики и межкультурной

коммуникации, подготовка преподавателей ИЯ [Фролова, Щукин 2020, Коряковцева 2018] и в целом - системы качественной профессиональной подготовки в лингвистическом вузе [Краева 2018].

Заключение

Развитие учеными МГЛУ теории и методики обучения ИЯ на современном этапе свидетельствует о том, что в рамках концепции непрерывного лингвистического образования теоретические и прикладные исследования связаны с разработкой социально-деятель-ностных, социокультурных и когнитивных аспектов обучения иностранным языкам и культурам в русле межкультурной парадигмы и в целом социокогнитивного направления лингводидактической теории [Коряковцева 2020].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРы / REFERENCES

Беляевская Е. Г., Маляр Т. Н. Принципы минимизации интерференции родного языка при обучении иностранному языку (концептуальные структуры пространства и времени в английском и русском языках). М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. [Beliaevskaya, E. G., Maliar, T. N. (2012). Printsipy munimisatsii interferentsii rodnogo yazyka pri obuchenii inostrannomu yazyku (kontseptualnyie struktury prostranstva i vremeni v angliiskom i russkom yazykakh) (Principles of minimizing mother tongue interference in foreign language teaching (conceptual structures of space and time in English and Russian). Moscow: IPK MGLU "Rema". (In Russ.)]. Гальскова Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам (система школьного образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. [Galskova, N. D. (1999). Teoreticheskie osnovy obrazovatelnoi politiki v oblasti podgotovki uchaschikhsia po inostrannim yazykam (sistema shkolnogo obrazovaniya). (Theoretical bases of educational policyin foreign language teaching (school education system): abstract of PhD in Pedagogy. Moscow. (In Russ.)]. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингво-дидактика и методика. М.: Академия, 2004. [Gal'skova, N. D., Gez, N. I. (2004).Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika. (Theory of foreign language teaching. Language pedagogy and methodology). Moscow: Akademiya. (In Russ)]. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В., Нечаев Н. Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2003. N° 2. C. 12-16. [Galskova, N. D.,

et al. (2003). (Bilingual-based teaching in profound language education). Foreign languages at school, 2, 12-16. (In Russ.)].

Гальскова Н. Д. [и др.]. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова М.: КНОРУС, 2018. [Gal'skova, N. D., Vasilevich A. P., Koryakovtseva N. F., Akimova N. V. (2018). Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. (Bases of foreign language teaching methodology: text book). Moscow: KNORUS. (In Russ.)].

Голубина К. В. Соцдолизированная и индивидуализированная функции контекста в дискурсе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 17 (703). С. 49-59. [Golubina, K. V. (2014). Sociolising and individualizing functions of context in discourse. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Linguistics, 17 (703), 49-59. (In Russ.)].

Голубкова Е. Е. Новый облик лексикографии: будет ли существовать словарь через 20 лет? Современная лингвистика: взаимодействие парадигм и школ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 20 (706). С. 73-80. [Golubkova, E. E. (2014). The new image of contemporary lexicography: will there be a dictionary in 20 years? In Contemporary Linguistics: interplay of paradigms and schools. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Linguistics, 20 (706). 73-80. (In Russ.)].

Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития: монография. М.: МГЛУ, 2016. [Gorozhanov, A. I. (2016). Obuchayushchaya virtual'naya sreda dlya izucheniya inostrannogo yazyka: problemy razrabotki i razvitiya. (Virtual learning environment for foreign language learning: issues of development). Moscow: MSLU. (In Russ.)].

Гусейнова И. А. Коммуникативно-прагматические основания жанровой системы в маркетинговом дискурсе: автореф. дис. ... д-ра фил. наук. 2010. [Guseinova, I. A. (2010). Kommunikativno-pragmaticheskiye osnovaniya zhanrovoi sistemy v marketingovom diskurse. (Communicative and pragmatic bases of genre-based system in marketing discourse: abstract of PhD in Philology). Moscow: MGLU. (In Russ.)].

Коряковцева Н. Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа): автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 2003. [Koryakovsteva, N. F. (2003).Teoreticheskiye osnovy orgsnizastii izucheniya inostrannogo yazyka uchaschimsia na baze razvitiya produktivnoi uchebnoi deyatelnisti (obscheobrazovatelnaya shkola). (Theoretical bases of organizing foreign language learning by secondary school students on the basis of developing constructive-production learning: abstract of PhD in pedagogy). Moscow: MGLU. (In Russ.)].

Коряковцева Н. Ф. Социокогнитивный подход к обучению иностранному языку в рамках межкультурной парадигмы лингвистического образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 1 (834). С. 11-23. [Koryakovtseva, N. F. (2020). Sociocognitive approach to foreign language teaching in the intercultural paradigm of linguistic education. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1 (834), 1123. (In Russ.)].

Коряковцева Н. Ф., Гальскова Н. Д., Гусейнова И. А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития: коллективная монография. М.: МГЛУ, 2018. [Koryakovtseva N. F., Gal'skova N. D., Guseinova I. A. (2018). Sovremennoe lingvisticheskoe obrazovanie: perspektivy razvitiya: koll. monografiya. (Modern linguistic education: development perspectives: manuscript). Moscow: MGLU. (In Russ.)].

Краева И. А. Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 9-17. [Kraeva, I. A. (2018). MSLU Policy of Qualitative Linguistic Education. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Pedagogical Studies, 2 (796). 9-17. (In Russ.)].

Краева И. А., Коряковцева Н. Ф. Концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательны организациях в рамках «Московского стандарта качества образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2015. Вып. 4 (715). С. 9-20. [Kraeva, I. A., Koryakovtseva, N. F. (2015). Moscow educational quality standard: conception of teaching foreign languages in educational institutions. Vestnik of Voscow State Linguistic Unuversity. Pedagogical Studies, 4 (715). 9-20. (InRuss.)].

Медведева Т. В. О типах и причинах звуковых изменений (британская, американская и русская лингвистические традиции) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 1 (712). С. 146-156. [Medvedeva, T. V. (2015). On the types and causes of sound changes (British, American and Russian linguistic tradidions. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 1 (712). 146-156. (InRuss].

Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ : ИНФРА-М, 2002. [Mirolyubov, A. A. (2002). Istoriya otechestvennoi metodiki obucheniya inostrannym yazykam. (History of Russian methodology of foreign language teaching). Moscow: STUPENI : INFRA-M. (In Russ.)].

Сорокина Т. С. Грамматический концепт как когнитивная схема языковой интерпретации // Вестник Московского государственного лингвистического

университета. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 11 (784). С. 11-20. [Sorokina, T. S. (2017). Grammatical concept as a cognitive mode of language interpretation.

Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 11 (784). 11-20. (In Russ.)].

Фролова Г. М., Щукин А. Н. Оптимизация профессионально-методической подготовки преподавателей иностранного языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 1 (834). С. 130-138. [Frolova, G. M., Schukin, A. N. (2020). Optimising professional training in methodology of foreign language teachers. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1 (834). 130-138. (In Russ.)].

Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. [Khaleeva, I. I. (1989). Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoi rechi (podgotovka perevodchikov). (Bases of the theory of teaching foreign speech oral comprehension (training interpreters). Moscow: Vysshaya shkola. (In Russ.)].

Халеева И. И. Социальный дискурс в межцивилизационных процессах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 6 (717). С. 15-22. [Khaleeva, I. I. (2015). Social discourse in cross-civilisation processes. Vestnik of Moscow state linguistic university, 6 (717). 15-22. (In Russ.)].

Хитрик К. Н. Лингводидактическая концепция обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГЛУУ 2000. [Khitrik, K. N. (2000). Lingvodidakticheskaya konstepstiya obucheniya culture inoyazychnogo rechevogo obscheniya v spestialnom yazykovom vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. (Language pedagogy conception of teaching the ethics of oral communication in a foreign language in specialized linguistic universities: abstract of PhD in pedagogy). Moscow: MGLU. (In Russ.)].

Яроцкая Л. В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковый вуз): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГЛУ, 2013. [Yaroczkay, L. V. (2013). Lingvodidakticheskie osnovy' internaczionalizaczii professionaTnoj podgotovki speczialista (inostranny'j yazy'k, neyazy'kovoj vuz). (Language pedagogy bases of the internationalization of specialist professional training (foreign language, non-linguistic university)): abstract of PhD in pedagogy. Moscow: MGLU. (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.