Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
ДРТ 16240 УДК 37.014.5
Игнатович Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Ершова Наталья Юрьевна,
кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой информационно-измерительных систем и физической электроники ФГБОУ ВО «(Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Екимова Татьяна Анатольевна,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики твердого тела ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]. т
Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования
Аннотация. В статье выделены методологические основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования. Проведен всесторонний анализ категории «качество». Показано, что при оценке качества программ дополнительного профессионального образования требуется учет не только внешнего, но и внутреннего эталона «идеальной» программы дополнительного профессионального образования. Приведены формальные и неформальные признаки, определяющие качество программ дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: качество программ дополнительного профессионального образования, воспроизводимость программы, эталонная программа, формальные и неформальные признаки качества.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) - один из важнейших компонентов системы непрерывного образования. В ситуации интенсивного развития новых технологий и знаний качественные программы ДПО позволяют в короткие сроки формировать и развивать у сотрудников предприятий и организаций компетенции, необходимые для решения новых профессиональных задач. Таким образом, роль дополнительного образования в системе непрерывного растет, но квали-тативизация программ ДПО остается одной из проблемных точек. Об этом свидетельствует параллельное сосуществование в отечественной практике двух систем ДПО: формальной, представляющей собой сеть образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и так называемой корпоративной, или внутрифирменной, организованной на базе предприятий. Возникновение и развитие внутрифирменной системы можно рассматривать как один из показателей существующих противоречий между формальной системой ДПО и потребностями реального сектора экономики. Факт возникновения корпоративной системы профессионального развития как альтернативы системе ДПО сам по себе уже актуализирует вопрос качества.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
Проблема качества образования не является новой и не раз выступала предметом научно-педагогических исследований (В. И. Байдейко, В. А. Болотов, Е. О. Геворкян, Е. А. Горбашко, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, И. М. Ильинский, М. М. Поташник, М. А. Селезнева, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.), в том числе в педагогике высшей школы (В. Грызлов, С. Д. Некрасов, В. Сена-шенко, Г. Ткач и др.). В последние пять лет в центр исследований стали активно попадать вопросы качества деятельности организаций дополнительного профессионального образования (Н. Н. Аниськина, Н. Ш. Зарипова, Н. П. Эпова и др.); управления качеством образовательной услуги в условиях персонифицированной системы повышения квалификации (Н. П. Эпова). Особое внимание уделено качеству дополнительного педагогического образования (Д. Ф. Ильясов, Н. Л. Королева, Е. А. Пусто-вой, Н. П. Эпова и др.). Анализ научно-методических публикаций позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на их возросшее количество, современная ситуация в кластере ДПО недостаточно исследована [1-12]. В основном это методические работы, посвященные анализу содержания и опыта реализации конкретных программ повышения квалификации специалистов в области туризма, менеджмента, юриспруденции и др. Несмотря на большое количество методических публикаций, в то же время нам не встретились работы с описанием универсальных методик оценки качества программ ДПО, которые бы опирались на серьезную научную базу. Незначительное количество работ носят методологический характер, проясняющий закономерности и принципы проектирования и реализации программ в современных условиях. В докторской диссертации 2008 г. Т. А. Матвеева отмечает, что «до настоящего времени вузами России не проводилось детальное рассмотрение оценки качества системы ДПО. Оценка качества системы ДПО проводилась по нескольким показателям, входящим в реестр основных мероприятий и процессов вуза» [13]. Однако и идея создать универсальную систему управления качеством ДПО на платформе ОСОКО1, СМК2 на сегодняшний день оказалась недостаточно продуктивной и не получила серьезного распространения в секторе дополнительного профессионального образования. Можно предположить, что одной из проблем является поиск критериев оценки качества программ ДПО вне системного понимания сущностных характеристик категории качества и возможности его оценки применительно к программам ДПО.
Наблюдается и проблема несовпадения традиционного педагогического языка, языка производства и языка менеджмента как науки об управлении системами, которая приводит к разнобою в трактовке качества как результата реализации программ ДПО.
Цель статьи: выделить методологические основания оценки качества программ ДПО, привлечь внимание профессионального сообщества к необходимости обращения к сущностным характеристикам понятия «качество» прежде всег, с позиций философии и методологии науки.
В рамках данной статьи актуализируем проблему управления качеством образовательных программ, раскроем подходы к её решению.
Качество - это сложная, многоплановая категория, имеющая несколько трактовок. В самом общем смысле качество - это 1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2) то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо3.
1 ОСОКО - Общероссийская система оценки качества образования.
2 Система менеджмента качества на основе идеологии МС 9000, "Total Quality Management" и др.
3 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhe-gov.info/slovar/?q=качество.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
С философской точки зрения качество - это «категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Такая трактовка не совпадает с употреблением этого термина в значении, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства»4.
Оценка качества программы ДПО может идти в двух обозначенных плоскостях. С одной стороны, речь идет об определении наличия всех свойств, характеризующих программу ДПО в целом, создающих целостность рассматриваемого объекта. Вторая плоскость оценки - ценность объекта с точки зрения его соответствия определенному набору характеристик.
В. А. Сластенин отмечал в одной из своих работ, что «говорить о точном и однозначном определении свойств образования, входящих в состав его качества, в настоящее время не представляется возможным <....> Необычайная сложность социальных, в том числе образовательных, процессов, их зависимость от огромного числа переменных, отражающих внешние условия и состояние сознания людей, создают серьезные трудности в оценке качества образования. Эти трудности связаны, во-первых, с многофакторностью педагогических явлений и процессов; во-вторых, с наличием субъективного фактора, который обусловливает их стохастичность, в силу чего оценки качества образования носят, как правило, не детерминированный, а вероятностный характер; в-третьих, факторы и условия, определяющие социальные и педагогические явления, обычно складываются из признаков, которые труднее поддаются количественному описанию, чем это имеет место в естественных процессах» [14].
Таким образом, центральный вопрос - каков набор свойств программ ДПО, который определяет их качество, - остается открытым. Ответ на него может быть частично получен при анализе философских подходов к оценке качества. Одна из фундаментальных работ, посвященных этому вопросу, принадлежит А. И. Субетто [15, 16].
Авторы придерживаются подхода А. И. Субетто к понимаю качества как синтетической категории, объединяющей внутренние и внешние моменты качества [17]: «.категория качества является сложной синтетической категорией, системой внутренних и внешних моментов. Его содержание может быть выражено следующими основными суждениями-признаками:
A. Качество объекта есть совокупность свойств объекта.
Б. Качество объекта есть единство его элементов и структуры. На языке свойств качество - иерархическая, многоуровневая система свойств объекта.
B. Качество объекта - существенная определенность объекта, выражающаяся в закономерной связи составляющих его частей. Качество конституирует условия действия закона развития объекта.
Г. Качество объекта - динамическая система свойств объекта. Качество динамично.
Д. Качество проявляется во взаимодействиях объекта с внешней средой и в этом плане есть структура отношений объекта с внешней средой.
4 Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/509/KA4ECTBO.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
Е. Качество - основа для существования объекта. Качество имеет двоякую обусловленность - внешнюю и внутреннюю, раскрываемую через систему моментов качества: свойство, структура, количество, граница, целостность, определенность, устойчивость, изменчивость.
Ж. Качество обусловливает единичность объекта, его специфичность, целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость. Качество объекта одновременно зависит и не зависит от внешней среды» [18].
Таким образом судить о качестве программы ДПО можно по совокупности свойств программы как системного объекта. Одним из основных критериев качества на этом этапе может выступать воспроизводимость программы как проявление принципа «существенной определенности объекта, выражающейся в закономерной связи составляющих его частей» [19]. При этом гарантом качества выступает единство иерархически выстроенных элементов и структуры программы: целей, содержания, методов, технологий форм деятельности, результатов, средств, среды реализации и их качеств.
Основываясь на утверждении А. И. Суббето о качестве непрерывного образования, перефразируем: качество дополнительного профессионального образования есть очень сложный феномен, поскольку он несет в себе отражение всей системы ДПО [20]. Таким образом, отдельно взятая программа ДПО отражает качество всей системы и не может существовать вне качества этой системы. Отсюда вытекает положение о том, что улучшить качество программ ДПО можно повышая качество входящих в системный объект элементов и структур, привнося новое качество. При этом «качество программы ДПО не изолировано от качества других объектов, внутри которых она развивается» [21]. В конечном счете на качество программ ДПО существенное влияние оказывает качество реального сектора экономики, системы профессионального образования, социальной жизни. Таким образом, при оценке качества программ ДПО необходим факторный и средовой анализ.
Оценка качества предполагает наличие эталона, с которым происходит сравнение; в данном случае - эталонной программы и входящих в неё элементов и структур. Можно говорить о двух видах эталонов применительно к дополнительному профессиональному образованию. Первый - это формализованный эталон, созданный и поддерживаемый на уровне документационных требований к программам ДПО [см., напр., 22]. На уровне этого эталона выдвигаются формальные требования к качеству программ ДПО: количеству часов, входному и итоговому контролю, соотнесенности целей и задач с профессиональными стандартами и ФГОС и т. п. Это и границы качества программы ДПО и в то же самое время критерии её существования, то есть условия реализации качества.
Второй эталон - внутренний образ идеальной программы ДПО, существующий у потенциального преподавателя и обучающегося, исходя из его личных представлений и образовательного, профессионального опыта. В рамках последнего программа ДПО может рассматриваться как инструмент «различного действия» - служить «идеальным» способом достижения личных целей, среди которых - повышение эффективности труда и профессиональной деятельности; выполнение внешних требований для соответствия чему-либо; повышение статуса и др. Второй эталон качества динамичен и изменяется под влиянием внутренних личностных процессов и внешних условий, в связи с чем трудно диагностировать качество программ ДПО в соотнесении с ним. Вместе с тем этот эталон также должен учитываться, как и «формализованный». В этом смысле вопрос про удовлетворенность процессом и результатом обучения -один из примеров обращения к внутреннему личному эталону программы ДПО каждого слушателя. Таким образом, включение вопросов об удовлетворенности слуша-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
телей теми или иными сторонами программы является закономерным. Выход на внутренний эталон осуществляется и через выявление мотивов выбора программы ДПО, сравнение ожиданий от программы с реальным личностным результатом; выход при оценке результата за рамки привычных категорий «знания», «ЗУН», «компетенции» в сферу эмоционального интеллекта и мыслительных операций нового качества (вдохновился/пришло интересное решение/изобрел/придумал и т. п.), развития социальных связей и др. Попутно отметим, что нам не встретились результаты педагогических исследований, которые бы касались субъектного образа/представления об идеальном качестве программ ДПО. Очевидно, этот вопрос нуждается в изучении.
А. И. Субетто указывает, что «в категории качества закладываются "противоречивые единства": потенциального и актуального (реального), внутреннего и внешнего, "процесса" и "результата" на "выходе" процесса или "объекта", которые раскрываются через принцип жизненного цикла (или "цикла качества"). Качество объекта отражается в качестве его жизненного цикла. Поэтому "управление качеством" базируется на управлении процессами его становления, обеспечения, поддержания, потребления (эксплуатации, применения) и ликвидации (утилизации)» [23]. Традиционно в жизненный цикл управления процессом включают: 1) инициацию; 2) проектирование и моделирование; 3) развертывание и исполнение; 4) мониторинг и оценку; 5) анализ и оптимизацию. Очевидно, что при оценке качества программы ДПО необходимо учитывать все этапы её жизненного цикла, от замысла до анализа и оптимизации, в т. ч. создание команды разработчиков и преподавателей - проектирование (обеспечение качества проектирования) - вход обучающихся в программу - освоение содержания программы - рефлексия результатов и выход на проектирование новой программы/тиражирование. Каждый из этих этапов имеет измеряемое качество. Нарушение этапности, качества этапов влияет на качество программы в целом. Отметим, что жизненный цикл программы ДПО не ограничивается указанными этапами. Также укажем на важность качества деятельности как одной из ведущих категорий в оценке жизненного цикла программы.
Цель программы дополнительного профессионального образования - целенаправленное изменение качества человека, приобретение человеком новых качеств. Таким образом, существенной категорией в обсуждении вопросов качества программ ДПО является вопрос качества человека. В своих работах А. И. Суббето отмечает, что необходимо учитывать качество слушателя, преподавателя и управления: «Качество образовательной системы в широком смысле есть качество человека, т. е. совокупное качество людей - учащих и учащихся (обучающих и обучаемых), из которых слагается образовательная система. Качество человека, таким образом, разбивается на два главных типа: "качество учителя" и "качество ученика". Управление синтезирует систему. Качество управления - это то, что превращает все "объекты управления качеством" и его функции в единую целостность» [24].
В условиях современных знаний о системе непрерывного образования правомерно говорить о формальных и неформальных признаках качества, совокупность которых и создает качество программы ДПО в целом. В рамках данной статьи мы предприняли попытку систематизировать деятельность формального и неформального характера (см. таблицу). Отметим, что указанные в таблице признаки не являются исчерпывающими.
В соответствии с системным подходом при оценке качества программы ДПО должны учитываться качество процесса движения к результату и качество обеспечения процесса (качество для человека). Однако в центре измерения - новое качество человека (результат программы ДПО), которое традиционно фиксируется в форме оценки достигнутых компетенций, заявленных в целях программы. Это центральный объект оценки, от которого начинается анализ остальных параметров в логике:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
Формальные и неформальные признаки, определяющие качество программ ДПО
Качество обучающегося Качество преподавателя Качество управления
Формальные признаки
Входные знания: - Новые компетенции или знания, умения, навыки, опыт профессиональной деятельности, приобретенные в ходе освоения программы. - Повышение эффективности, продуктивности профессиональной деятельности Профессионализм: - Владение современным содержанием. - Владение педагогическим мастерством: методы, технологии, формы Образовательная программа: - Учебный план. - График. - Расписание. - Формы организации обучения. - Среда обучения
Неформальные признаки
Мотивы обучения: - Настрой на обучение. - Удовлетворенность процессом и результатами. - Личные интересы. - Стратегии обучения. - Опыт образовательной деятельности и др. - Вдохновение на решение профессиональных задач - Новые идеи и решения - Широкий кругозор. - Гибкость. - Мобильность. - Способность работать в команде. - Открытость новым знаниям. - Вдохновленность и умение вдохновлять. - Позитивность. - Настрой на результат Политика управления качеством: - Связи с социумом, реальным сектором экономики, другими образовательными организациями. - Гибкость. - Мобильность
1) если результат итоговой аттестации по программе соответствует заявленным целям и выпускник демонстрирует полное освоение компетенций/знаний, умений, навыков, профессионального опыта, то можно признать, что программа обладает необходимым качеством;
2) если результат итоговой аттестации по программе не соответствует ожидаемым результатам, программа ДПО не обладает необходимым качеством (качествами), нуждается в корректировке и доработке.
На основе проделанного анализа можно сделать ряд выводов. При разработке методик оценки качества образовательных программ необходим всесторонний анализ категории «качество». При оценке качества программ ДПО требуется учет не только внешнего, но и внутреннего эталона «идеальной» программы ДПО. Необходимо внедрение мониторинга качества на всех этапах жизненного цикла программы ДПО. Главным критерием в оценке качества программ ДПО выступает достигнутый результат. Вместе с тем при оценке качества программы ДПО необходимо учитывать формальные и неформальные характеристики качества; не только качество результата, но и качество процесса и качество его обеспечения.
Ссылки на источники
1. Нино А. В. Управление качеством подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере подготовки специалистов по антитеррористической деятельности): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
2. Ильченко Е. Н. Качество дополнительного профессионального образования в современных российских условиях // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2008. - № 6. - С. 32-34.
3. Чоросова О. М. Развитие полифункциональной национально-региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов (на примере Республики Саха (Якутия): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.
4. Канеева Ю. Р., Матюкин С. В. Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы) // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2010. - Т. 1.
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
5. Зарипова Н. Ш. Разработка системы показателей качества для оценки и мониторинга деятельности организации дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. экон. наук. -СПб., 2011.
6. Кленина Л. И. Совершенствование профессионализма инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012.
7. Ковалева Л. Э., Можаева Г. В., Можаева П. Качество ДПО в оценке его участников // Вестник Академии Пастухова. - 2013. - № 1. - С. 36.
8. Методические рекомендации по самооценке и оценке результативности и эффективности деятельности организации дополнительного профессионального образования и управления качеством ДПО: практ. пособие / Н. Н. Аниськина, Л. В. Ковалева, Т. Ф. Федосеева. - Ярославль: Изд. дом Н. П. Пастухова, 2013.
9. Пустовой Е. А., Королева Н. Л. Мониторинг качества дополнительного профессионального педагогического образования в контексте стратегий инновационного развития: монография: в 2 кн. / Ростовский ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013-2014.
10. Аниськина Н. Н. Формирование единых требований для оценки качества ДПО // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 6. - С. 2.
11. Али Рашиди. Шведская модель дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 3. - С. 34.
12. Эпова Н. П. Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении ДПО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 1(18).
13. Матвеева Т. А. Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования: дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2008.
14. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 3.
15. Субетто А. И. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. - СПб.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009.
16. Субетто А. И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы: лекция в Санкт-Петербургской государственной академии последипломного педагогического образования: Санкт-Петербургская государственная академия постдипломного педагогического образования. - СПб., 2005. - ит_: http://refdb.ru/look/1404372-pall.html/
17. Субетто А. И. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология ...
18. Там же.
19. Субетто А. И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы.
20. Там же.
21. Субетто А. И. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология ...
22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
23. Субетто А. И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы
24. Там же.
Elena Ignatovich,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of Foreign Languages for Natural and Technical Departments, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk [email protected] Natalia Yershova,
Candidate of Physical-Mathematical Sciences, head of the chair of Information Measuring Systems and Physical Electronics, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk [email protected] Tatyana Ekimova,
Candidate of Physical-Mathematical Sciences, Assistant Professor at the chair of Solid State Physics, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk [email protected]
Academic basis of assessing the quality of continuing professional education programs Abstract. The paper is dedicated to methodological bases of quality estimation of continuing professional education programs. It presents a comprehensive analysis of the category "quality". The study shows that
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
assessing the quality of continuing professional education programs requires consideration of external and internal standard of the "ideal" program. The paper describes formal and informal characteristics providing the quality of continuing professional education programs.
Key words: quality of continuing professional education programs, reproducibility of program, standard program, formal and informal characteristics of quality. References
1. Nino, A. V. (2006). Upravlenie kachestvom podgotovki specialistov v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija (na primere podgotovki specialistov po antiterroristicheskoj dejatel'nosti): dis.... kand. ped. nauk, St. Petersburg (in Russian).
2. Il'chenko, E. N. (2008). "Kachestvo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v sovremennyh rossijskih uslovijah", Dopolnitel'noe professionale obrazovanie v strane i mire, № 6, pp. 32-34 (in Russian).
3. Chorosova, O. M. (2009). Razvitie polifunkcional'noj nacional'no-regional'noj sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija pedagogov (na primere Respubliki Saha (Jakutija): dis. ... d-ra ped. nauk, Moscow (in Russian).
4. Kaneeva, Ju. R. & Matjukin, S. V. (2010). "Innovacionnye podhody v ocenke kachestva podgotovki specialistov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija (na primere gosudarstvennoj i munici-pal'noj sluzhby)", Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma "Nadezhnost'ikachestvo", t. 1 (in Russian).
5. Zaripova, N. Sh. (2011). Razrabotka sistemy pokazatelejkachestva dlja ocenkiimonitoringa dejatel'nosti organ-izacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: dis.... kand. jekon. nauk, St. Petersburg (in Russian).
6. Klenina, L. I. (2012). Sovershenstvovanie professionalizma inzhenerov jenergetikov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: dis.... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).
7. Kovaleva, L. Je., Mozhaeva, G. V. & Mozhaeva, P. (2013). "Kachestvo DPO v ocenke ego uchastnikov", Vestnik Akademii Pastuhova, № 1, p. 36 (in Russian).
8. Anis'kina, N. N., Kovaleva, L. V. & Fedoseeva, T. F. (2013). Metodicheskie rekomendaciipo samoocenke i ocenke rezul'tativnosti i jeffektivnosti dejatel'nosti organizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija i upravlenija kachestvom DPO: prakt. posobie, Izd. dom N. P. Pastuhova, Jaroslavl' (in Russian).
9. Pustovoj, E. A. & Koroleva, N. L. (2013-2014). Monitoring kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste strategij innovacionnogo razvitija: monografija: v 2 kn., Ros-tovskij in-t povyshenija kvalifikacii i prof. perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, Izd-vo GBOU DPO RO RIPK i PPRO, Rostov n/D. (in Russian).
10. Anis'kina, N. N. (2013). "Formirovanie edinyh trebovanij dlja ocenki kachestva DPO", Dopolnitel'noe professionale obrazovanie v strane i mire, № 6, p. 2 (in Russian).
11. Ali Rashidi (2013). "Shvedskaja model' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija", Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, № 3, p. 34 (in Russian).
12. Jepova, N. P. (2014). "Proektirovanie processov upravlenija kachestvom obrazovatel'noj uslugi i nauchno-metodicheskoj dejatel'nosti v uchrezhdenii DPO", Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, № 1(18) (in Russian).
13. Matveeva, T. A. (2008). Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy innovacionnogo obespechenija sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: dis.... d-ra jekon. nauk, St. Petersburg (in Russian).
14. Slastenin, V. A. (2004). "Kachestvo obrazovanija kak social'no-pedagogicheskij fenomen", Sibirskijped-agogicheskij zhurnal, № 3 (in Russian).
15. Subetto, A. I. (2009). Kvalitativizm: filosofija i teorija kachestva, kvalitologija, kachestvo zhizni, kachestvo che-loveka ikachestvo obrazovanija, St. Petersburg, KGU im. N. A. Nekrasova Kostroma (in Russian).
16. Subetto, A. I. (2005). Kachestvo nepreryvnogo obrazovanija: logika razvitija i problemy: lekcija v Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj akademii poslediplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija: Sankt-Pe-terburgskaja gosudarstvennaja akademija postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija, St. Petersburg. Available at: http://refdb.ru/look/1404372-pall.html (in Russian).
17. Subetto, A. I. (2009). Op. cit.
18. Ibid.
19. Subetto, A. I. (2005). Op. cit.
20. Ibid.
21. Subetto, A. I. (2009). Op. cit.
22. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 1 ijulja 2013 g. № 499 "Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po dopolnitel'nym professionalem programmam" (in Russian).
23. Subetto, A. I. (2005). Op. cit.
24. Ibid.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11 (ноябрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16240.htm.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 07.09.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.09.16
Принята к публикации Accepted for publication 08.09.16 Опубликована Published 30.11.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А., 2016
www.e-koncept.ru