Научная статья на тему 'Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности'

Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / профессиональное самосознание / структура самосознания / структура профессионального самосознания / психология / self-consciousness / professional self-consciousness / structure of self-consciousness / structure of professional self-consciousness / psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Владимировна Шарафутдинова

Рассматривается проблема терминологии и структурирования самосознания и профессионального самосознания личности. Отражен вклад отечественных психологов в психологическую науку по проблеме самосознания и профессионального самосознания личности. Проанализированы и представлены результаты работы по проблеме психологической терминологии. Изучено общепринятое понимание термина «самосознание» и приведены примеры авторских трактовок научных понятий «самосознание» и «профессиональное самосознание». Раскрыты основные направления деятельности и пути решения данной проблемы. Затронута проблема уточнения структуры самосознания и профессионального самосознания, намечены основные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific categorical analysis and structure of professional self-consciousness of the individual

The article outlines the problem of terminology and structuring of self-awareness and professional self-awareness of the individual. The contribution of Russian psychologists to psychological science on the problem of self-awareness and professional self-awareness of the individual is reflected. The results of work on the problem of psychological terminology are analyzed and presented. The materials of the article consider the generally accepted understanding of the term «self-consciousness» and give examples of the author’s interpretations of the scientific concepts «self-consciousness» and «professional self-consciousness». The author shows the main directions of activity and ways to solve this problem. The problem of clarifying the structure of self-consciousness and professional self-consciousness is touched upon, the main ways of its solution are outlined.

Текст научной работы на тему «Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 159.99

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-269-272 EDN: https://elibrary.ru/jvgptl NIION: 2003-0059-4/23-770 MOSURED: 77/27-003-2023-04-969

Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности

Наталья Владимировна Шарафутдинова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Shnv_70@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема терминологии и структурирования самосознания и профессионального самосознания личности. Отражен вклад отечественных психологов в психологическую науку по проблеме самосознания и профессионального самосознания личности. Проанализированы и представлены результаты работы по проблеме психологической терминологии. Изучено общепринятое понимание термина «самосознание» и приведены примеры авторских трактовок научных понятий «самосознание» и «профессиональное самосознание». Раскрыты основные направления деятельности и пути решения данной проблемы. Затронута проблема уточнения структуры самосознания и профессионального самосознания, намечены основные пути ее решения.

Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, структура самосознания, структура профессионального самосознания, психология

Для цитирования: Шарафутдинова Н. В. Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 269-272. о^/10.24412/2073-0454-2023-4-269-272. EDN: JVGPTL.

Original article

Scientific categorical analysis and structure of professional self-consciousness of the individual

Natalia V. Sharafutdinova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Shnv_70 @mail.ru

Abstract. The article outlines the problem of terminology and structuring of self-awareness and professional self-awareness of the individual. The contribution of Russian psychologists to psychological science on the problem of self-awareness and professional self-awareness of the individual is reflected. The results of work on the problem of psychological terminology are analyzed and presented. The materials of the article consider the generally accepted understanding of the term «self-consciousness» and give examples of the author's interpretations of the scientific concepts «self-consciousness» and «professional self-consciousness». The author shows the main directions of activity and ways to solve this problem. The problem of clarifying the structure of self-consciousness and professional self-consciousness is touched upon, the main ways of its solution are outlined.

Keywords: self-consciousness, professional self-consciousness, structure of self-consciousness, structure of professional self-consciousness, psychology

For citation: Sharafutdinova N. V. Scientific categorical analysis and structure of professional self-consciousness of the individual. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):269-272. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-269-272. EDN: JVGPTL.

В современных научных исследованиях уделяется немало внимания проблемам терминологии, составляющей значительный состав языка психологической науки. Как известно, язык способствует реализации

коммуникативной функции в профессиональном общении, но он достаточно и специфичен в разных отраслях науки и практики. Определенные термины обозначают психические процессы, свойства, со-

© Шарафутдинова Н. В., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

стояния, раскрывают необходимую информацию об обозначаемых явлениях и процессах. В связи с существенными изменениями и накоплением огромного массива психологических знаний, появляется, актуализируется и новая задача — упорядочения терминологии в конкретном языке науки.

Одна из задач исследования была посвящена уточнению понятий «самосознание», «профессиональное самосознание» и другим видам самосознания. Данные термины были предметом анализа многих работ психолого-педагогического, философского научного содержания. В качестве примеров можно привести работы следующих ученых: В. С. Агапов, А. Я. Анцупов, Д. Д. Бекоева, Е. М. Борисова, М. И. Боришевский, А. А. Бучек, З. М. Гаджимурадова, С. Т. Джанерьян, Т. Ц. Дугарова, М. И. Еникеев, Д. В. Ефимова, А. Т. Иваницкий, А. А. Иванова, В. И. Каширин, О. В. Ладыгина, К. М. Левитан, Т. Д. Марцинков-ская, В. С. Мерлин, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, О. Н. Молчанова, В. С. Мухина, Р. С. Немов, Б. Д. Парыгин, Е. И. Петанова, Ю. П. Поваренков, Е. Ю. Пряжникова, А. А. Реан, А. А. Рубин, А. И. Смоляр, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Н. А. Тарасьян, К. В. Храмова, А.И. Шипилов, И. И. Чеснокова, Е. Ф. Ященко и др.

С годами интерес к различным проблемам терминологии растет, причинами этого являются и существенные недостатки в трактовке научных понятий, их многозначности, использовании как синонимов, омонимов; обозначения понятия до раскрытия и осознания его содержания (по правилу творчества); новые результаты научных исследований, не учтенные ранее. Исходя из этого, в работе предлагается рассмотрение примеров общепринятых и авторских определений понятий «самосознание» и «профессиональное самосознание» и намечены пути решения данной проблемы.

Понятия «самосознание» и «профессиональное самосознание»

Общепринятым или распространённым является понимание термина «самосознание» как «осознания человеком себя как индивидуальности...» [2, с. 486] или «осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств.» [6, с. 385].

В психологических источниках имеются различные трактовки научного понятия «самосознание». Нами были проанализированы более двадцати определений, данных в авторитетных источниках. Приведем в рамках научной статьи лишь отдельные примеры, где данное понятие трактуется по-разному, например, как «особое чувство, которое проявляется в осознании человеком того факта, что он живет и в настоящее время существует» [6, с. 385]; «как понятие, обозначающее в широком смысле твердую уверенность человека в том, что он как личность достоин высокой оценки и представляет ценность для общества, . как переживание целостности «я» и его наделенность индивидуальными чертами...» [1, с. 408].

Общепринятого понимания термина «профессио-

нальное самосознание», на наш взгляд, пока не определено.

Т. Л. Миронова в своем исследовании «Структура и развитие профессионального самосознания» отмечает следующее: «профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности» [4, с. 6].

С. Т. Джанерьян в своем исследовании «Профессиональная Я-концепция: системный подход» отмечает, что «профессиональное самосознание есть социально-специфическая форма самосознания человека, благодаря которой и в виде профессиональной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом этапе профессионального становления» [3, с. 27].

Е. Ю. Пряжникова дает следующее научное определение понятия. «Профессиональное самосознание — это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность — главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности» [7, с. 59].

Л. М. Митина раскрывает научное определение понятия как «осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности» [5, с. 252].

Из приведенных отдельных примеров становится очевидным то, что общего психологического понятия «профессиональное самосознание» на данном этапе развития психологической науки не определено. Очевидно, что вокабуляр в психологии обогащался за счет появления в нем выделенных и описанных новых видов самосознания, например, этнического, национального, профессионального и др.; сама проблема терминологической четкости не утрачивает своей актуальности в современной психологической науке, более того, она приобретает новые направления в исследованиях самосознания и его видов.

На наш взгляд, для решения данной проблемы, необходимо выбирать следующие направления деятельности:

• изучение научных исследований, содержащих трактовки научных понятий;

• определение основных свойств научных понятий;

• определение места данных понятий в психологическом вокабуляре.

Структура самосознания

Вторая не маловажная актуальная задача в развитии научных исследований самосознания личности -проблема уточнения ее структуры. На данный момент времени, это одна из самых спорно разрешимых задач в исследованиях самосознания личности.

На наш взгляд, углубленное понимание структу-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

ры самосознания представлено в трудах В. С. Агапова, В. Д. Балина, М. И. Боришевского, В. С. Мерлина, Л. М. Митиной, А. Р. Петрулите, А. А. Рубина, В. В. Столина, И. И. Чесноковой и др. Анализируя работы и вклад ученых в развитие психологической науки, стоит отметить и то, что мнения исследователей не отражают единого подхода в понимании структуры самосознания; данная проблема подлежит дальнейшей разработке.

Цель статьи и дальнейшей научной работы — продемонстрировать терминологическую проблему в исследованиях самосознания личности и разработки универсальной, общепринятой структуры самосознания. Научная новизна исследования связана с анализом накопленного старого и нового психологического материала, и уточнения определений, структуры самосознания личности, в том числе и ее особого вида — профессионального самосознания.

Первое, на что обратили внимание при теоретическом анализе собранного материала, — междисциплинарный характер при изучении одного и тоже объекта. Второе, что вызвало научный интерес, — ученые много работ посвятили исследованию самосознания в конце XX в., снизили интерес и меньше стали об этом писать в начале XX в., возможно считая данную проблему практически разрешенной, что на наш взгляд не совсем верно при глубоком анализе результатов теоретического исследования. Причин для продолжения этой работы несколько:

• произошли существенные изменения в психологической науке и практике; сформировался огромный массив научных знаний;

• психологическим службам стало труднее уделять внимание развитию профессионального самосознания личности в силу решения других психологических задач, связанных с проведением психологической профилактики деструктивных явлений в коллективах, психодиагностики, психокоррекции и пр., что заставляет обратить внимание общество на развитие личности, ее профессионализма и готовности длительное время уделять внимание решению профессиональных задач;

• в исследованиях самосознания личности имеются противоречивые данные.

Как показывают приведенные в статье примеры, данная проблема требует дополнительных научных дискуссий, согласованных действий, заинтересованных ученых-исследователей в развитии психологической науки. Исходя из полученных результатов, считаем оправданным рассмотрение новой структуры самосознания и профессионального самосознания с учетом накопленного современного научного знания. Работу в дальнейшем планируем организовать по следующим направлениям:

• сравнительный анализ структуры самосознания на материале философских, психологических, педагогических научных источников;

• изучение подходов к структурированию;

• предложение авторского материала по обозначенной проблеме.

Таким образом, по мере развития психологической науки и практики, уточнение терминов «самосознание» и «профессиональное самосознание» и структурирование самосознания и профессионального самосознания как предмет научного анализа может предстать перед субъектом науки в ином ракурсе, или как результат решения научной задачи.

Список источников

1. Большая психологическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2007. 544 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.

3. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция (Системный подход) : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Джанерьян Светлана Тигра-новна. Ростов-на-Дону, 2005. 442 с.

4. Миронова Т. Л. Структура и развитие профессионального самосознания : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Миронова Татьяна Львовна. Москва, 1999. 436 с.

5. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 430 с.

6. Немов Р. С. Психологический словарь / Р.С. Немов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2007. 560 с.

7. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Пряжникова Елена Юрьевна. Тверь, 2001. 407 с.

References

1. The Great Psychological Encyclopedia. M. : Eksmo, 2007. 544 p.

2. Big psychological dictionary / Comp. and the general editorship of B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. St. Petersburg : Prime-EUROZNAK, 2007. 672 p.

3. Dzhanerian S. T. Professional Self-concept (System approach) : specialty 19.00.01 «General psychology, personality psychology, history of

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

psychology» : dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences / Dzhanerian Svetlana Tigranovna. Rostov-on-Don, 2005. 442 p.

4. Mironova T. L. Structure and development of professional self-awareness : specialty 19.00.03 «Labor psychology, engineering psychology, ergonomics» : dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences / Mironova Tatiana Lvovna. Moscow, 1999. 436 p .

5. Mitina L. M. Professional and personal development of a teacher: diagnostics, technologies, programs : textbook for universities / L. M. Mitina. 2nd ed.,

supplement. Moscow : Yurayt Publishing House, 2023. 430 p.

6. Nemov R. S. Psychological dictionary / R.S. Nemov. M. Humanitar. ed. center VLADOS, 2007. 560 p.

7. Pryazhnikova E. Y. Psychological foundations of the development of professional self-awareness of a professional consultant : specialty 19.00.03 «Labor psychology, engineering psychology, ergonomics» : dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences / Pryazhnikova Elena Yuryevna. Tver, 2001. 407 p.

Информация об авторе

Н. В. Шарафутдинова — доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the author N. V. Sharafutdinova — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 17.07.2023; принята к публикации 08.08.2023.

The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 17.07.2023; accepted for publication 08.08.2023.

ПСИХОЛОГИЯ

Второе издание

m

Психология. Учеб. пособие. Под ред. И. В. Грошева, В. Л. Цветкова; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. 311 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность».

Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.