Научная статья на тему 'Научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений Германии'

Научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ABILITY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Наталья Николаевна

В статье автор рассматривает проблему научно-исследовательского потенциала высших учебных заведений Германии. Формирование научно-исследовательских способностей автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в творческой активности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY IN THE GERMAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

On the basis of analysis of the scientific literature the idea and essence of scientific-research of students in German universities were determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice was generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists was grounded.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений Германии»

http://www. bulletennauki. com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 38.014.53(480-15)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ ГЕРМАНИИ

SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY IN THE GERMAN HIGHER EDUCATION

SYSTEM

©Погребняк Н. Н.

канд. пед. наук

Российский государственный университет правосудия

г. Симферополь, Россия pogrebnyak70@mail. ru ©Pogrebnyak N.

PhD

Russian State University of Justice Simferopol, Russia pogrebnyak70@mail.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему научно-исследовательского потенциала высших учебных заведений Германии. Формирование научно-исследовательских способностей автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в творческой активности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации.

Abstract. On the basis of analysis of the scientific literature the idea and essence of scientific-research of students in German universities were determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice was generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists was grounded.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, творческая активность, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: higher education, university, scientific activity, creative ability, scientific-research activity.

Сегодня высшие учебные заведения Европы, где будущие специалисты получают базовое педагогическое образование, находятся на разных уровнях образовательной системы. Так, базовую подготовку педагогических кадров осуществляют: средние педагогические учебные заведения (Бельгия), высшие педагогические учебные заведения (Нидерланды), университеты (Германия). Учителей школьного образования готовят средние педагогические учебные заведения (Швейцария), педагогические учебные заведения послесреднего уровня (Дания),

http://www. bulletennauki. com

высшие педагогические учебные заведения (Португалия) и университеты (Испания); преподавателей высшей школы — университеты (Франция, Австрия, Великобритания).

Германия является одной из центральных европейских стран с многовековым опытом и своими традициями в области образования.

Система образования Германии, которая начинается еще со средневековья, от 1385 г. — даты создания Гейдельбергского университета, сегодня очень привлекательна для мирового сообщества и играет важную роль в развитии европейского образовательного пространства, постоянно совершенствуясь, повышает качество подготовки своих высококвалифицированных кадров.

В университетах Германии студенты могут получить только теоретическую часть подготовки будущего учителя, а местные органы народного образования и школы несут ответственность за практическую подготовку. Около 30% студентов получают материальную помощь из федерального бюджета или бюджета земель. Размер пособия зависит от материального положения студента и места его проживания, а одаренные студенты получают стипендии из разных фондов. Конституция гарантирует университетам право полной свободы в вопросах организации учебного процесса и научных исследований. Вузы Германии делятся на несколько типов: -университеты общего профиля (Universitäten); -технические университеты (Technishe Universitäten); -высшие технические школы (Techniche Hochschulen); -специальные (Fachhochschulen);

-гуманитарные вузы, которые делятся на колледжи искусств (Musikhochschulen, Kunsthochschulen), педагогические вузы (Padagogishen Hochschulen), вузы по подготовке чиновников (Verwaltungsfachhochschulen) и священников (Kirchlischen Hochschulen).

Все высшие учебные заведения Германии, имеющие университетский статус, подразделяются на:

-старые университеты с традиционными факультетами философии, права, теологии и медицины (структура всех их факультетов перестроена по современным отраслям знаний);

-специализированные, в том числе технические, а также медицинского или экономического профиля;

-новые университеты (возникли в 60-х годах).

В 1974 г. в земле Северный Рейн-Вестфалия был открыт первый заочный университет. Так, еще во времена средневековья были основаны университеты: Гейдельбергский (1386), Кельнский (1388), Лейпцизский (1409), Мюнхенский (1471), Геттингенский (1737), Мюнстерский (1780, современный статус с 1902 г.), Гумбольдский в Берлине (1810), Технический в Дрездене (1828), Свободный университет (1948) и с тех пор имена всемирно известных ученых Эйнштейна, Гегеля, Гумбольдта, Планка и др. обеспечили Германии репутацию страны вузов страны «поэтов и мыслителей».

Особенно высокую репутацию в мире имеют немецкие университеты, которые работают по принципу — единство образования и научных исследований. С целью вернуть себе достойное место на международной арене образования и науки, в университетах Германии проводится целый ряд реформ, в частности, привлекает внимание ученых университетская реформа «инициатива суперкачества». Согласно этой реформы, университеты получили право больше платить профессорам за научно-исследовательскую деятельность, а потому львиную долю ответственности за «инициативу суперкачества» положили на научно-исследовательские объединения, которые сегодня являются основными источниками финансирования научных

http://www. bulletennauki. com

достижений. Главным аспектом этой инициативы является финансовое вознаграждение за концепцию реформ университета, который должен продемонстрировать, каким образом университет в ближайшие 5 лет сможет выйти на передовые рубежи мировых научных достижений.

Привлекает внимание и другая образовательная реформа — сочетание учебного процесса в высших учебных заведениях Германии с научными достижениями, а научные сотрудники и студенты свободно могут выбирать научные программы с целью вновь привлечь мировое внимание к научно-исследовательской деятельности немецких университетов.

Для обеспечения качества подготовки по программам бакалавра и магистра были созданы отдельные агентства и Совет по аккредитации, который был создан Постоянной конференцией министров образования земель вместе с Конференцией ректоров и президентов высших учебных заведений [1, с. 52-53]. Государство является главным организатором проведения аккредитации новых программ подготовки, а потому на 90% финансирует образование и безусловно несет ответственность за соответствие образовательных документов.

В Германии программа по подготовке бакалавров и магистров создана сравнительно недавно. Срок обучения бакалавров составляет 6-8 семестров, магистров — 2-4 семестра. После получения степени бакалавра выпускник может начать профессиональную деятельность или продолжить обучение в высшем учебном заведении и получить степень магистра.

Подготовка магистров в основном ведется по гуманитарным и общественным направлениям и сосредоточена на научно-исследовательскую деятельность. Следует подчеркнуть, что сегодня программы по бакалавриату и магистратуры в Германии составляют примерно 20% от общего количества учебных программ, имеют модульную систему и после каждого курса предметов проводятся экзамены.

Рассмотрим научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений Германии.

Гейдельбергский университет (Universitat Heidelberg) — основан в 1386 году, является одним из трех старейших университетов после венского и пражского университетов на территории Священной Римской Империи и старейшим университетом Германии. Университет состоит из 15 факультетов и предлагает научно-исследовательские программы для студентов по педагогике, истории, математике и физике. Гейдельбергский университет имеет мощный научно-исследовательский арсенал и стал заметен по его экстраординарным научным исследованиям и отметился такими именами, как Роберт Бунзен, Герман Гельмпольц, Густав Кирхгоф, Макс Вебер. Это единственный университет в Германии, который готовит ученых по компьютерной лингвистике, молекулярной биотехнологии и имеет межвузовские связи с научными школами и исследовательскими лабораториями Франции, Великобритании, Польши, Израиля, Китая, Венгрии, России, Бразилии [2].

Сегодня университет является активным участником программ ERASMUS, одним из основателей Лиги Европы исследовательских университетов (LERU) и Европейской ассоциации университетов (EUA), является частью немецко-японского консорциума университетов, координирует деятельность научной школы немецкого права в Университете Кракова. За пределами Европы, университет поддерживает научные связи с 58 университетами — партнерами в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Австралии и Российской Федерации, имеет несколько творческих экспериментальных лабораторий, где студенты выполняют научные эксперименты по направлениям: теология, философия, право, молекулярная биология, физика, фармакология, биохимия, астрономия и акцентирует свое внимание на научно-ориентированных исследованиях. С этой целью в университете созданы

http://www. bulletennauki. com

исследовательские группы для молодых исследователей, которые информируют ученых о научных исследованиях и дают советы по финансированию научных проектов [3].

Лейпцигский университет был основан 2 декабря 1409 Фридрихом I, курфюрстом Саксонии и его братом Вильгельмом II, маркграфом Мейсена в результате гуситских волнений в Праге и столкновений между чехами и немцами в Карловом университете. Уже в 19-м веке университет превратился в настоящий центр научной мысли Средней Германии, став своеобразной визитной карточкой города. Университет разрастался, обзаводился новыми научными лабораториями и институтами. С момента своего создания университет связан с такими известными именами как Лейбниц, Гете, Ницше, Вагнер, Ангела Меркель и девять лауреатов Нобелевской премии [4].

Динамическое и целенаправленное продвижение в различных областях научных исследований, междисциплинарные исследовательские инициативы и работа молодых ученых постоянно укрепляет комплексность университета в целом и ставит его на путь в будущее. Университет занимается фундаментальными научными исследованиями и сотрудничает с неправительственными организациями и университетами. Так, за последние несколько лет Лейпцигскому университету удалось улучшить свой научно-исследовательский потенциал, обеспечив специальную поддержку факультетским научным проектам (информационный портал Википедия: http://ru.wikipedia.org). Ученые университета тесно сотрудничают с неуниверситетскими научно-исследовательскими институтами в национальном и международном масштабе, объединяя международные конкурентоспособные научные исследования. Кроме того, в 2003 году был основан Центр по биотехнологии и биомедицине (BBZ) как центральный научно-исследовательский институт Лейпцигского университета, который успешно зарекомендовал свою конкурентоспособность на международном уровне, благодаря своей компетенции и высоким возможностям постоянно оказывает технологическую консультацию для научно-исследовательских и отраслевых партнеров [5].

Университет Людвига-Максимилиана в Мюнхене (LMU) является одним из ведущих научно-исследовательских университетов Европы с более чем 500-летней историей. Как один из классических немецких научно-исследовательских университетов, университет Людвига-Максимилиана исторически восходит к Дюку Людвига Богатого Баварии-Ландсхут, который основал университет в Ингольштадте в 1472 году, и курфюрста Макса IV Иосифа Баварии (впоследствии король Максимилиан I), который тщательно реформировал его и перенес в Ландсхут в 1802 году, а позже к королевской столице в Мюнхене [6]. Он был признан как «элитный университет» в рамках конкурса, внедренного правительством Германии для продвижения университетских научных исследований высокого уровня. Как настоящий "Universitas", университет Людвига-Максимилиана является родиной общественных и гуманитарных наук и предлагает широкий спектр исследований во всех сферах, начиная от гуманитарных и культурных наук, права, экономики и социальных исследований, заканчивая медициной и наукой. Студенты, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, имеют круглосуточный доступ к общей базе университета Мюнхена: 6,6 млн. томов, доступных в центральных и более 150 в ведомственных библиотек университета, обеспечивая идеальную инфраструктуру для научных исследований [7].

Как исследовательский университет, университет Людвига-Максимилиана подчеркивает тесную связь между научно-исследовательской и студенческой деятельностью на всех этапах академического образования и призван обеспечить идеальные условия для научных исследований. Этот университет может похвастаться мировым признанием в области научных

http://www. bulletennauki. com

исследований, кроме того, он из года в год занимает передовые места по многим научным направлениям среди высших учебных заведений Европы. Студенты университета занимаются научными исследованиями на 18 факультетах и периодически получают различные награды от немецких и международных организаций за свой вклад в науку. Сегодня Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана имеет 13 лауреатов Нобелевской премии и занимает 48 место в рейтинге лучших 100 вузов мира, тем самым подтверждая позицию лидера среди немецких высших учебных заведений.

Вестфальский университет имени Вильгельма (нем. Westfalishe Wilhelms-Universitat, сокр. WWU) — один из крупнейших университетов Германии. Основан 16 апреля 1780 года в Мюнстере и носит имя кайзера Германии Вильгельма II. Обучение студентов проводится на

15 факультетах по 130 специальностям — от правоведения и экономики до византийской филологии и балтийских языков.

Исследования в области точных наук принесли университету заслуженную славу в Германии и за ее пределами. Среди преподавателей факультета математики университета — пять обладателей премии Лейбница, самой почетной в Германии и одной из самых почетных в мире.

Студенты университета тесно сотрудничают с международными научными организациями: договоры о партнерстве и сотрудничестве подписаны с почти 400 иностранными вузами — от соседнего университета в Эншеде в Голландии, до университетов в Китае, Японии и Лаосе. Ежегодно для преподавания и участия в научно-исследовательской деятельности в Мюнстере приезжают около 700 научных сотрудников со всего мира (информационный портал 2vg.ru: http://www.2vg.ru/).

Прусские реформаторы начала XIX века пришли к выводу, что университетское образование не может сводиться только к получению научных знаний и технических навыков и умений. Она должна распространять общую образованность, культурные традиции, воспроизводить парадигму классического «либерального» образования, начатого еще в античные времена, свободной от опеки религии и церкви, утилитаризма, прагматичного общества и государства.

Университет Гумбольдта в Берлине (Humboldt-Universitat) — был основан

16 августа 1809 по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. В 1828 году он получил звание университета Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, а позже, в 1949 году был переименован в честь братьев Гумбольдт. Начиная с XIX века, университет был одним из крупнейших европейских научных центров. Как главный инициатор реформ Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) стремился, чтобы новая модель классического университета способствовала консолидации немцев, выполняла объединяющую, государственную функцию, концентрировала в себе духовную жизнь нации, достижения ее культуры «через своих образованных, духовно обогащенных, ответственных, научно и общекультурно подготовленных воспитанников — национальную элиту» [8]. Также в университете работают междисциплинарные центры, в частности: Технический центр культуры имени Германа Гельмгольца, Центр культуры древнего мира имени Бекли, Научно-исследовательский центр имени Георга Зиммеля, Центр по изучению значимости языков. Университет проводит научные совещания совместно с Прусской академией наук (создана в 1700 г.), принимает участие более чем в 100 научных конференциях.

http://www. bulletennauki. com

Боннский университет. В 1777 году в Бонне была основана Kurkolnische Akademie Bonn, которая в 1784 году получила университетские права. Позже, 18 октября 1818 г. прусский король Фридрих Вильгельм III основал в присоединенном по итогам Венского конгресса к Пруссии Бонне Рейнский университет, ставший шестым университетом в Пруссии. Немалую роль в становлении университета сыграл тогдашний министр народного просвещения Германии Карл Альтенштейн. В университете были в равной степени представлены католики и протестанты, выразившееся прежде всего в существовании двух теологических факультетов [9]. Сегодня в состав университета входят факультеты: медицинский, агрономии, католической теологии, математики и естественных наук, права и экономики, протестантской теологии, философский. Кроме того, в число подразделений университета входит несколько научно-исследовательских институтов. Так, во время занятий по археологическим работам в марте этого года студентами Боннского университета во дворе заведения был случайно найден фундамент древнеримского храма, возраст которого, по оценкам экспертов, составляет 2000 лет (новостной портал Deutsche Welle: http://www.dw.de).

Сегодня Боннский университет сотрудничает с Центром по изучению экономического права (Zentrum fur Rechtokonomie), несколькими институтами общества имени Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft), Институтом труда (Institut zur Zukunft der Arbeit-IZA), и со многими другими научно-исследовательскими центрами в самой Германии и за ее пределами. Благодаря этому у студентов есть возможность участвовать в международных научно-исследовательских проектах (информационный портал Википедия: http://ru.wikipedia.org).

Свободный Университет Берлина (Freie Universitat Berlin) — самый крупный из 4 берлинских университетов. Это «элитный» вуз, был основан в 1948 году и предлагает обучение по 160 специальностям и сегодня является мощным международным научно-исследовательским центром в Европе по изучению политологии. Университет участвует более чем в 300 научно-исследовательских программах и сотрудничает с ведущими вузами мира, в частности, в Москве, Каире, Пекине, Брюсселе, Сан-Пауло, Нью-Дели и Нью-Йорке. На сегодняшний день в Берлинском ВУЗе учатся и работают представители 130 стран, а многие из предлагаемых в Университете научных направлений удерживают передовые места в немецких рейтингах (информационный портал START. StudienKomplettService: http://startstudy.com.ua).

Мюнхенский Технический Университет (Technische Universitat Munchen) был основан в 1868 году и предлагает обучение по 132 специальностям. Сегодня он относится к лучшим исследовательским Университетам Европы и по оценке английского журнала "The Higher Education", университет входит в Т0П-100 мира, занимая 65 место, а за свои научные достижения университет входит в 9 элитных высших учебных заведений Германии. Среди его выпускников — 16 нобелевских лауреатов и является одним из лидеров в научных исследованиях. Студенты Университета плодотворно работают по следующим направлениям: машиностроение, информатика, электротехника, экономическая информатика, биология, экономика предприятия (информационный портал START. StudienKomplettService: http://startstudy.com.ua).

Университет Аугсбурга (UNI Augsburg) — один из самых молодых германских вузов, был основан в 1970 году и является одним из самых новых современных университетов в Баварии. Несмотря на молодость университет Аугсбурга за годы существования неоднократно подвергался реформам, важнейшей из которых — это переход на Болонскую систему

http://www. bulletennauki. com

образования. Начиная с 2008 г. по всем специальностям, предлагаемым вузом, студенты могут получить бакалаврский или магистерский диплом международного образца. Спектр образовательных программ позволяет студентам, зачисленным в этот престижный вуз, получить востребованную специальность в таких областях, как инновационные технологии, культурология, социальные науки. Характерной особенностью университета является тесное взаимодействие между всеми его факультетами. Подобный поход способствует формированию универсальных специалистов, легко адаптирующихся в научной среде.

Университет принимает активное участие в реализации национальных межвузовских научных программ в рамках системы ENB (Elite Netzwerk Bayern), разработанная Министерством науки Баварии, ориентирована на студенческую научную элиту, то есть на одаренных, мотивированных слушателей магистерских и постдипломных программ, способных внести существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Обучение по таким программам проводится на базе известных вузов, причем не только германских, но и зарубежных. В частности, франко-германская образовательная программа, реализуемая в содружестве с ESC (Реннской Высшей школой бизнеса) дает возможность получения двойного диплома от престижнейших вузов Западной Европы.

Универсальность образования, получаемого в стенах университета Аугсбурга, является высокой гарантией успешного трудоустройства в преуспевающих компаниях по всему миру. Университет активно внедряет в образовательный процесс новые эффективные формы преподавания, благодаря чему целый ряд предлагаемых вузом программ студенты могут усвоить в ускоренном темпе.

Таким образом, подготовка специалистов в российских вузах наиболее соответствует подготовке специалистов в университетах Германии, в частности:

-отсутствуют требования к студентам и выпускникам вуза;

-определены условия и содержание подготовки студентов;

-квалификационные характеристики заменяются информационными материалами, в которых содержится характеристика профессии, содержание подготовки и сфера, в которой студент сможет применить свои знания и умения;

-немецкие учебные программы более гибкие по сравнению с российскими;

-все университеты имеют мировое признание в области научных исследований и обеспечивают идеальные условия для научных проектов;

-студенты имеют возможность учавствовать в международных научно-исследовательских конкурсах и занимают передовые места по многим научным направлениям среди высших учебных заведений Европы.

Список литературы:

1. Гагкуев Р. Новые возможности получения образования за рубежом // Высш. образование сегодня. 2004. №9. С. 52-53.

2. History of Heidelberg University // Universität Heidelberg. Режим доступа: http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html (дата обращения 11.01.2016).

3. Университет Хейдельберга // Образовательное агентство «KARANDASH». Режим доступа: http://karandash.ua/countries/germany/heidelberg-university/ (дата обращения 11.01.2016).

4. Universität Leipzig. Режим доступа: http://www.zv.uni-leipzig.de/ (дата обращения 11.01.2016).

5. Higher education system in Germany // European Consortium for Accreditation. Режим доступа: http://ecahe.eu/w/index.php/Higher_education_system_in_Germany (дата обращения 29.03.2016).

http://www. bulletennauki. com

6. Ludwig-Maximilians-Universität München. Режим доступа: http://www.en.uni-muenchen.de (дата обращения 11.01.2016).

7. TOPUNIVERSITIES Worldwide university rankings, guides & events. Режим доступа: http://www.topuniversities.com (дата обращения 11.01.2016).

8. Humboldt-Universität zu Berlin. Режим доступа: www.hu-berlin.de (дата обращения 11.01.2016).

9. Universität Bonn. Режим доступа: http://www3.uni-bonn.de/ (дата обращения 11.01.2016).

References:

1. Gagkuev R. Novye vozmozhnosti polucheniya obrazovaniya za rubezhom [New opportunities to study abroad] Vyssh. obrazovanie segodnya, 2004, no. 9. pp. 52-53.

2. History of Heidelberg University. Universität Heidelberg. Available at: http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html, accessed 11.01.2016.

3. Universitet Kheidel'berga [Heidelberg University]. Obrazovatel'noe agentstvo [Educational agency] "KARANDASH". Available at: http://karandash.ua/countries/germany/heidelberg-university/, accessed 11.01.2016.

4. Universität Leipzig. Available at: http://www.zv.uni-leipzig.de/, accessed 11.01.2016.

5. Higher education system in Germany. European Consortium for Accreditation. Available at: http://ecahe.eu/w/index.php/Higher_education_system_in_Germany, accessed 29.03.2016.

6. Ludwig-Maximilians-Universität München. Available at: http://www.en.uni-muenchen.de accessed 11.01.2016.

7. TOPUNIVERSITIES Worldwide university rankings, guides & events. Available at: http://www.topuniversities.com, accessed 11.01.2016.

8. Humboldt-Universität zu Berlin. Available at: www.hu-berlin.de, accessed 11.01.2016.

9. Universität Bonn. Available at: http://www3.uni-bonn.de/, accessed 11.01.2016.

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

15.03.2016 г. 20.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.