Научная статья на тему 'Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза'

Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / A COMPETENCE APPROACH / RESEARCH WORK / RESEARCH COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL NEW FORMATIONS / A TEACHER OF A HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ансимова Нина Петровна, Ракитина Ольга Вячеславовна

Рассматриваются компетенции в области научно-исследовательской работы преподавателей педагогического вуза. Определяется содержание личносто-мотивационньгх компетенций, компетенций в области целеобразования, в области разработки и реализации программы исследования, в области принятии решений, информационных компетенций, компетенций в области самоконтроля и коррекции результатов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ансимова Нина Петровна, Ракитина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Competences as New Formations of a Person of the Pedagogical Higher School Teacher

Are regarded the competences in the field of research work of pedagogical higher school teachers. Is defined the maintenance of personal and motivational competences, competences in the area of target-formation, in the field of working out and realization of the research programme, in the decision-making area, information competences, competences in the field of self-control and correction of activity results.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза»

УДК 159.9.072

Н. П. Ансимова, О. В. Ракитина

Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза

Рассматриваются компетенции в области научно-исследовательской работы преподавателей педагогического вуза. Определяется содержание личностно-мотивационных компетенций, компетенций в области целеобразования, в области разработки и реализации программы исследования, в области принятии решений, информационных компетенций, компетенций в области самоконтроля и коррекции результатов деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, научно-исследовательская работа, научно-исследовательские компетенции, психологические новообразования, преподаватель вуза.

N. P. Ansimova, O. V. Rakitina

Research Competences as New Formations of a Person of the Pedagogical Higher School Teacher

Are regarded the competences in the field of research work of pedagogical higher school teachers. Is defined the maintenance of personal and motivational competences, competences in the area of target-formation, in the field of working out and realization of the research programme, in the decision-making area, information competences, competences in the field of self-control and correction of activity results.

Key words: a competence approach, research work, research competence, psychological new formations, a teacher of a higher school.

Научно-исследовательская работа является одним из видов профессиональной деятельности бакалавра и магистра. Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО предусмотрено формирование системы компетенций в области научно-исследовательской работы выпускника бакалавриата и магистратуры. Для аспиранта научно-исследовательская деятельность является ведущей, а целью обучения -формирование исследовательской компетентности как интегративной характеристики личности.

И. А. Зимняя отмечает, что компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [2]. Под новообразованиями понимается тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном этапе и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в

данный период. С учетом того значения, которое имеет научно-исследовательская работа как вид учебно-профессиональной деятельности обучающихся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре и собственно профессиональной деятельности преподавателей вуза, психические качества, формируемые в процессе НИР, могут и должны рассматриваться именно как новообразования личности.

Проект «Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе», реализуемый в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в течение 2-х лет, позволил определить основные виды научно-исследовательских компетенций [1, 5], конкретизировать их содержание, специфику развития на этапах бакалавриата [4], магистратуры [6] и аспирантуры [3].

Переход высшей школы на уровневую систему образования предполагает качественно иной подход к организации образовательного процесса в вузе, высокий профессиональный уровень преподавания, а, следовательно, высокий уровень развития компетенций самих преподавателей в области научно-исследовательской работы.

© Ансимова Н. П., Ракитина О. В., 2010

Все вышеизложенное определило необходимость исследования структуры компетенций научно-педагогических работников высшей школы методом мониторинга. В исследовании приняли участие 59 преподавателей вуза, имеющих различные квалификационные характеристики: доктора наук (п=13), кандидаты наук (п=37), не имеющие ученой степени (п=9), из них, занимающие должность профессора - 13 человек, 27 доцентов, 13 старших преподавателей, 6 ассистентов.

Для разработки методики мониторинга был проведен анализ методического инструментария, использованного на предыдущих этапах исследования; отобраны наиболее результативные показатели, дифференцирующие признаки развития

отдельных научно-исследовательских компетенций; на основе корреляционного анализа определены показатели, обнаружившие более тесные связи со структурными компонентами общей научно-исследовательской компетентности: лич-ностно-мотивационными, компетенциями в области целеобразования, компетенциями в области программы деятельности, компетенциями в области принятия решения, компетенциями в области информационной основы деятельности, компетенциями самоконтроля и коррекции результатов деятельности. Поскольку различные блоки компетенций, зафиксированные в анкете, неравнозначны, для приведения их к единообразию использовался метод процентилей, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели самооценки блоков научно-исследовательских компетенций преподавателей вуза

(в процентилях)

ЛМ ЦО П ПР ИОД СК Суммарный балл

Количество баллов 79,66 83,16 82,59 82,07 79,20 79,57 81,07

Примечание: ЛМ - личностно-мотивационные компетенции; ЦО - компетенции в области целеобразования; П - компетенции в области программы деятельности; ПР - компетенции в области принятия решений; ИОД - компетенции в области информационной основы деятельности; СК - компетенции в области контроля и оценивания.

Уровень развития научно-исследовательских компетенций (НИК) преподавателей вуза в целом достаточно высок. В зависимости от специфики блока компетенций он колеблется от 79 % до 83 % от максимального уровня развития, что позволяет преподавателям вуза в целом качественно осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью студентов и аспирантов.

Наиболее выражен в структуре НИК блок це-леобразования, связанный с умением формулировать цели научно-исследовательской деятельности, определять в соответствии с ней систему задач, разрабатывать систему критериев их достижения, соотносить полученные результаты с целью, исходя из достигнутых результатов планировать перспективные направления своей научной и преподавательской деятельности (рис. 1). На высоком уровне представ-

лены компетенции в области программы деятельности, предполагающие умение разрабатывать концепцию и реализовывать программу научного исследования, формулировать гипотезы исследования, осуществлять анализ результатов на основе адекватных методов, умение выявлять противоречия, тенденции педагогической действительности, разрабатывать программу индивидуального развития и др. Преподаватели вуза, в целом, хорошо владеют компетенциями в области принятия решения, стремятся принимать решения с учетом различных точек зрения, при осуществлении НИР используют адекватные ситуации, стратегии поведения и способы взаимодействия с другими участниками, принимают решения о направлении профессиональной переподготовки и повышении квалификации с учетом индивидуальных возможностей и потребностей и др.

Преподаватели

84,00 83,00 82,00 81,00 80,00 79,00 78,00 77,00

□ Преподаватели

ЦО

ИОД

Суммарный балл

Примечание: ЛМ - личностно-мотивационные компетенции; ЦО - компетенции в области целеобразования; П - компетенции в области программы деятельности; ПР - компетенции в области принятия решений; ИОД - компетенции в области информационной основы деятельности; СК - компетенции в области контроля и оценивания.

Рис. 1. Развитие блоков научно-исследовательских компетенций преподавателей вуза (в процентилях).

Несколько менее выражены личностно-мотивационные компетенции, проявляющиеся в познавательной активности, желании заниматься научной работой, стремлении расширять свой кругозор и т. д. Компетенции в области информационной основы деятельности характеризуются меньшими показателями, по сравнению с остальными видами компетенций. При оценке компетенций самоконтроля и коррекции научно-исследовательской деятельности преподаватели чаще испытывают определенные затруднения при самостоятельном определении достоинств и недостатков своей работы, при анализе исследовательской и профессиональной деятельности,

при коррекции научной и профессиональной позиции и т. д.

В связи с тем, что в нашем исследовании участвовали преподаватели, имеющие различный опыт научно-исследовательской работы, проявляющийся не только в стаже научно-педагогической деятельности, но, прежде всего, в присвоенной ВАК квалификации, мы провели сравнительный анализ уровня развития НИК у преподавателей, не имеющих ученой степени, преподавателей-кандидатов наук и преподавателей с докторской степенью (табл. 2).

Таблица 2

Выраженность блоков научно-исследовательских компетенций преподавателей вуза с позиции ученой степени

(в процентилях)

Категории преподавателей ЛМ ЦО П ПР ИОД СК Сумм. балл

Не имеющие ученой степени 68,83 70,14 71,72 76,07 62,82 79,01 71,02

Кандидаты наук 78,90 82,77 81,70 79,83 79,21 75,53 79,84

Доктора наук 89,32 93,27 92,66 92,60 90,53 91,45 91,52

Средний балл 79,66 83,16 82,59 82,07 79,20 79,57 81,07

Примечание: ЛМ - личностно-мотивационные компетенции; ЦО - компетенции в области целеобразования; П - компетенции в области программы деятельности; ПР - компетенции в области принятия решений; ИОД - компетенции в области информационной основы деятельности; СК - компетенции в области контроля и оценивания.

Сравнительный анализ подвыборки докторов наук с другими категориями преподавателей показал, что уровень развития всех блоков компетенций у докторов наук значимо выше, что не только подтверждает их высокую квалификацию, но и позволяет утверждать, что интенсивное развитие НИК действительно происходит в процессе осуществления значимой и более

сложно организованной научно-

исследовательской деятельности.

Заметим, что существенно значимое повышение показателей у докторов наук, по сравнению с преподавателями, не имеющими ученой степени, происходит по блокам компетенций в области целеобразования, программы и информационной основы деятельности. Минимальные различия

ЛМ

П

СК

наблюдаются в блоке самоконтроля и самоко-рекции деятельности. При сравнении подвыбо-рок докторов наук и кандидатов наук максимальные различия в пользу первых наблюдаются в области личностно-мотивационных компетенций, компетенций в области принятия решений и компетенций в области самоконтроля деятельности.

Таким образом, на каждом этапе профессионализации в научно-исследовательской деятель-

ности все виды компетенций получают свое развитие.

В связи с тем, что обнаружены значимые корреляции НИК с занимаемой преподавателями должностью, был проведен дифференцированный анализ компетенций в соответствии с различными должностями - ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора (рис. 2).

Примечание: ЛМ - личностно-мотивационные компетенции; ЦО - компетенции в области целеобразования; П - компетенции в области программы деятельности; ПР - компетенции в области принятия решений; ИОД - компетенции в области информационной основы деятельности; СК - компетенции в области контроля и оценивания.

Рис. 2. Развитие блоков научно-исследовательских компетенций преподавателей вуза с позиции должностных характеристик (в процентилях)

В связи с тем, что измерительные инструменты для изучения НИК у различного контингента (обучающихся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре) были разномерными (содержали разное количество вопросов в блоках, разные

суммарные баллы), была проведена процедура нормирования, в ходе которой все полученные оценки были приведены к пятибалльной шкале, в результате чего появилась возможность их сравнительного анализа (табл. 3).

Таблица 3

Выраженность блоков научно-исследовательских компетенций субъектов учбно-профессиональной деятельности

Виды Студенты ба- Студенты ма- Аспиранты Преподаватели

научно-исследовательских компетенций калавриата гистратуры

Личностно-мотивационные 3,36 3,71 3,71 4,20

Целеполагания 3,79 4,16 3,75 4,31

Программы деятельности 3,94 3,56 3,82 4,28

Принятие решения 3,86 4,05 3,88 4,22

Инф. основы деятельности 4,07 4,05 3,68 4,10

Самоконтроля и коррекции 3,60 3,89 3,76 4,12

Суммарная оценка 3,76 3,86 3,77 4,20

В целом все показатели НИК преподавателей превышают показатели студентов и аспирантов, что создает благоприятные условия для форми-

рования научно-исследовательских компетенций в процессе обучения (рис 2). Все блоки ком-

петенций преподавателей характеризуются дос- как у обучающихся такая оценка является редко-таточно высоким уровнем развития, в то время стью.

Примечание: ЛМ - личностно-мотивационные компетенции; ЦО - компетенции в области целеобразования; Прог - компетенции в области программы деятельности; ПР - компетенции в области принятия решений; ИОД - компетенции в области информационной основы деятельности; СК - компетенции в области контроля и оценивания.

Рис. 2. Развитие блоков научно-исследовательских компетенций бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей вуза.

Кроме того, преподаватели характеризуются более гармоничной, равномерной структурой НИК, по сравнению с обучающимися, структура НИК которых характеризуется большей внутрисистемной гетерохронностью и неравномерностью развития. Это позволяет сделать вывод, что в целом структура и уровень развития НИК преподавателей вуза имеет необходимый и достаточный потенциал для формирования компетенций в области НИР у обучающихся различного уровня образования.

Таким образом, реальная деятельность преподавателя, в число функциональных обязанностей которого входит не только осуществление собственной научной деятельности, но и руководство научной работой обучающихся, создает более благоприятные условия для формирования научно-исследовательских компетенций студентов и аспирантов.

Это позволяет предположить, что для повышения эффективности данного процесса целесообразно самих обучающихся включать в процесс

руководства научными работами студентов младших курсов, а аспирантов привлекать к руководству выпускными квалификационными работами бакалавров и магистров.

Сравнительный анализ на основе вычисления критериев достоверности различий показал, что значимые различия между уровнем развития НИК преподавателей и обучающихся существуют на всех уровнях подготовки. Однако их число различается в зависимости от статуса обучающихся.

Единственным показателем, по которому не обнаружено значимых различий между преподавателями и бакалаврами, являются компетенции в области информационной основы деятельности. Следовательно, к концу обучения в бакалавриате обучающиеся научаются анализировать свои работы и интерпретировать полученные результаты в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним преподаватели. Но поскольку большинство выпускных квалификационных работ в бакалавриате выполняется под

руководством преподавателей, либо не имеющих ученой степени, либо имеющих степень кандидата наук, а именно, у них возникают собственные трудности в реализации данного вида компетенций, то работу по повышению информационной компетентности преподавателей и студентов бакалавриата нельзя считать завершенной. Повышение квалификации преподавателей в этой области должно привести к повышению требований к обучающимся и также может создать более благоприятные условия для формирования этого вида компетенций у студентов бакалавриата.

Таким образом, сравнительный анализ развития НИК преподавателей и обучающихся позволяет сделать следующие выводы:

1. В целях повышения научно-исследовательской компетентности преподавателей вуза мониторинг научно-исследовательских компетенций обучающихся и преподавателей-руководителей научных студенческих работ целесообразно проводить регулярно не реже одного раза в 3 года. Это позволит своевременно выявлять проблемы и принимать управленческие решения в области совершенствования организации НИР в вузе.

2. По результатам мониторинга ежегодно проводить семинары и установочные и научно-практические конференции, как для обучающихся, так и для научных руководителей с целью обеспечения обратной связи о динамике развития НИК.

3. При повышении квалификации преподавателей-кандидатов наук особое внимание необходимо уделить повышению объективности в оценке их собственной деятельности и развитию умений контролировать и самостоятельно корректировать собственную научную деятельность.

4. В процессе повышения квалификации молодых преподавателей планировать специальную работу по развитию компетенций в области це-леобразования и самоконтроля научно-педагогической деятельности.

5. При организации повышения квалификации преподавателей по различным направлениям необходимо уделять больше внимания следую-

щим проблемам: формированию умения самостоятельно и грамотно формулировать цели и задачи исследования и определения четких критериев достижения запланированных результатов; формированию научного стиля изложения; умению интерпретировать результаты и делать выводы; умению определять критерии качества собственной научной работы и анализу своей научной деятельности с внесением в нее необходимых корректив. Также целесообразно разработать программу для преподавателей вуза, направленную на развитие их профессиональной и личностной рефлексии и умений осуществлять анализ и самоконтроль собственной деятельности.

Библиографический список:

1. Ансимова, Н. П. Специфика научно-исследовательской работы студентов и аспирантов педагогического вуза [Текст] / Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. -2009. - № 3 (60). - С. 87-91.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Золотарева, А. В. Научно-исследовательские компетенции аспиранта [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. -2009. - № 3 (60). - С. 80-86.

4. Лекомцева, Е. Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра [Текст] / Е. Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. - 2009. -№ 3 (60). - С. 92-96.

5. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций [Текст]: монография / под науч. ред. д-ра. ист. наук, проф. М. В. Новикова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009.

6. Ракитина, О. В. Научно-исследовательские компетенции магистров по направлению «Педагогика» [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4 (61). - С. 76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.